Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2019. № 2
м.А. Сухарева
теоретико-методологические основы непрерывного образования
Сегодня термин «непрерывное образование» не имеет универсального определения: существует несколько десятков его определений в отечественной и зарубежной литературе, в которых природа непрерывного образования сводится к его трактовке либо как образовательной системы, либо как процесса. Кроме этого в научной литературе существует несколько подходов к определению сущности непрерывного образования, каждый из которых ставит в центр анализа проблемы определенный аспект непрерывного образования, на основе которого выстраиваются соответствующие теории. В статье с термином «непрерывное образование» соотнесены концепты «обучение на протяжении всей жизни», «образование взрослых», «непрерывное профессиональное образование», «дополнительное образование», определена их внутренняя сущностная взаимосвязь.
Ключевые слова: непрерывное образование, обучение на протяжении всей жизни, образование взрослых, непрерывное профессиональное образование, дополнительное образование.
The term "continuing education" does not have a universal definition: there are several dozen of its definitions in Russian and foreign literature in which the nature of continuing education comes down to its determination either as an educational system or as a process. In addition, several approaches can be given to the definition of the continuous education essence; each approach takes one or another facet of the essence of continuing education, around which the corresponding theories are built, into the center of analysis. The author also correlated with the term "continuous education" such concepts as "continuous education", "lifelong learning", "adult education", "continuing professional education", and "additional education".
Keywords: continuing education, lifelong learning, adult education, continuing professional education, further education.
Осознание кризиса традиционной системы образования приводит к поиску новых подходов исследования содержательного компонента и институциональной формы образовательной системы, созданию концепций образования, соответствующих сов-
Сухарева Мария Алексеевна — аспирантка факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; е-тай. SuharevaMA@spa.msu.ru
ременным общественным потребностям. В результате развития «общества знаний», реакции на технологический и, в частности, цифровой прогресс, принципы непрерывного образования закладываются в основу трансформации существующей образовательной системы. Современное образование должно обеспечить поддержание конкурентоспособности человеческого капитала, а также удовлетворение будущих потребностей, вызванных ориентацией на устойчивый экономических рост и безболезненное протекание экономических циклов1.
Понятие «непрерывное образование» было впервые введено в 1968 г. в материалах ЮНЕСКО, а в 1972 г. оно было признано основным принципом, «руководящей конструкцией» в реформировании образования всех стран мира2 многими международными организациями. В этом же году публикуется доклад Э. Фора «Учиться быть»3, в котором утверждается приоритетность образования как инструмента преодоления основных мировых противоречий (между глобальными и локальными проблемами, между традициями и современными тенденциями и др.) и его значимость с точки зрения устойчивого развития человечества. В 1968 г. опубликован доклад Ж. Делора, в котором в рамках концепции «обучения на протяжении всей жизни» были провозглашены базовые принципы образования — «учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать»4.
С этого момента непрерывное образование институционализируется как образовательный принцип в нормативно-правовых актах стран мира. В 1976 г. в американском законодательстве был принят Закон об обучении в течение жизни («Lifelong Learning Act»), для реализации которого выделялось по 40 млн долл. ежегодно в период 1977-1982 гг.5 В «Европейской стратегии занятости» непре-
1 London M. Lifelong Learning: Introduction // The Oxford Handbook of Lifelong Learning / Edited by Manuel L. 2011. P. 6.
2 Арнаутов В.В., Сергеев Н.К. Историко-педагогический анализ становления и развития системы непрерывного педагогического образования // ФГАУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». URL: http://www.altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_11/istpedan. htm (дата обращения 11.12.2018).
3 Faure E. Learning to Be: the World of Education today and tomorrow. Paris: UNESCO, 1972.
4 Делор Ж. Образование: необходимая утопия. МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». М. URL: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения: 16.10.2018).
5 Митина А.М. Теория образования в течение жизни в зарубежной андро-гогике // Педагогика. 2005. № 5. С. 100.
рывное образование определяется как «всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции»6. В Российской Федерации принцип непрерывного образования был также закреплен на законодательном уровне. Так, «образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)» посредством осуществления «основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования»7.
Анализ нормативного поля показывает, что, с одной стороны, была признана значимость непрерывного образования в устойчивом развитии общества. С другой — термин «непрерывное образование» не получил универсального определения, и, более того, не был выработан единый подход к определению его природы. Данные затруднения фактически не преодолены в современном научном дискурсе, несмотря на то, что существует несколько десятков определений «непрерывного образования» в отечественной и зарубежной литературе8. В настоящее время видение сути непрерывного образования сводится к его определению либо как процесса, либо как образовательной системы.
Как процесс непрерывное образование определяется в качестве непрерывной деятельности по освоению индивидом социокультурного опыта на протяжении всей жизни посредством использования элементов образовательной системы в целях личностного и профессионального роста, обновления знаний, навыков и умений9, как сочетание действий, посредством которых человек развивается физически, умственно (знания, навыки, отношения, ценности,
6 Нестеров А.Г. Европейские концепции непрерывного образования в начале XXI века // Научный диалог. 2012. № 5. С. 30.
7 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 10, п. 2, 6.
8 Сулейманкадиева А.Э. Непрерывное образование в экономике знаний, СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2012. С. 8.
9 Лобанов Н.А., Наумов Д.И. Непрерывное образование в контексте становления креативной экономики // Вестн. ЛГУ имени А.С. Пушкина. 2013. № 3. С. 45-55.
эмоции, убеждения и чувства) и социально10. В данной трактовке акцент сделан на процессном характере образования, а индивид считается главным субъектом непрерывного образования. Дальнейшая интерпретация непрерывного образования в этом направлении приводит к пониманию его как процесса развития личности. При этом в одних случаях непрерывное образование рассматривается как совокупность условий для всестороннего развития личности, начиная с дошкольного образования: «Под непрерывным образованием понимают не механическое движение личности от дошкольного к общему среднему, профессиональному (начальному, среднему, высшему), послевузовскому образованию, а гармоничный процесс цикличного обновления личности на каждом из указанных этапов развития»11. В других — вводятся ограничения, в соответствии с которыми это образование, осуществляемое индивидами вне формальных институтов12.
Как образовательная система непрерывное образование представляет собой систему, в рамках которой человек осуществляет выбор образовательных направлений и инициатив в соответствии с его индивидуальными потребностями13. Персональная траектория развития человека обеспечивается посредством предоставления целостного учебного плана, системы последовательных образовательных программ, характеризующихся преемственностью, включающих более одного уровня квалификации14. Иными словами, это скорее содержательно-организационная структура, совокупность институтов, а также «преемственных образовательных программ разного уровня и направленности», с другой — системы институтов,
10 Jarvis P. Towards a Comprehensive Theory of Human Learning. L.: Routledge. 2006. P. 134. Р. 232.
11 Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы), Ростов-на-Дону: РО ИПК и ПРО. 2001. С. 3.
12 Kraiger K., Wolfson N. Assessing Learning Needs and Outcomes in Lifelong Learning Support Systems // The Oxford Handbook of Lifelong Learning / Ed. M. London. 2011. P. 441.
13 Ширяева В.А. Непрерывное образование: исторические аспекты и современное состояние проблемы // Известия Сарат. ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 3. С. 73.
14 Biemans H.J.A., Bruijn E., BoerP.R., Teurlings C.C.J. Differences in design format and powerful learning environment characteristics of continuing pathways in vocational education as related to student performance and satisfaction // Journal of Vocational Education & Training. 2013. № 65. T 1. P. 109.
реализующих их15, обеспечивающих реализацию непрерывного образования индивидом.
Другим аспектом проблемы определения понятия «непрерывное образование» является соотношение его с такими категориями, как образование на протяжении всей жизни (life-long learning, LLL), образование взрослых (adult education), непрерывное профессиональное образование (continuing vocational education and training). В рамках категории «образование в течение жизни» (lifelong learning) образование воспринимается как образовательная деятельность в течение всей жизни, где нет ни четко выраженного начала образования, ни его завершения. В концепции «образования взрослых (adult education)» акцент переносится с образовательной деятельности на специфику контингента учащихся, а именно на тот факт, что учащимися становится взрослое население с собственными особенностями и требованиями, отличными от потребностей молодежи. «Непрерывное профессиональное образование» — это образовательная деятельность по непрерывному обновлению и получению новых профессиональных знаний, навыков и компе-тенций16.
Тем не менее, в данной работе в качестве основополагающего термина используется понятие «непрерывное образование». Во-первых, концепт «непрерывное образование» акцентирует внимание на процессной стороне характеристики образования, что является одним из ключевых принципов, заложенных в основу построения новой системы образования. Во-вторых, именно термин «непрерывное образование» закреплен в нормативно-правовых актах Российской Федерации и чаще всего употребляем в научной литературе. В-третьих, так как движение индивидов по образовательной траектории от дошкольного образования до первого высшего достаточно детерминировано и понятно в российской действительности, то непрерывное образование в данной статье будет рассматриваться как образование, получаемое взрослым населением.
Таким образом, в рамках концепции непрерывного образования будут реализованы следующие смыслообразующие компоненты. В качестве первого компонента можно применить принцип «образование в течение жизни» (life-long learning), в соответствии с которым, как говорилось ранее, образовательная активность со-
15 Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. О системе, процессе и результате непрерывного образования // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 47-54.
16 Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестн. ТГПУ 2009. № 7. С. 106-109.
временного человека не имеет четко выраженного начала и конца, а осуществляется равномерно на протяжении всей жизни. Данный принцип приводит к важному концептуальному нововведению в рамках современной образовательной парадигмы, расширяющему понятие образования, — к «наделению экономически активного взрослого населения статусом потенциальных и действительных» учащихся17. Следует отметить, что непрерывное образование начинают рассматривать как образование младшего и взрослого населения, включающее в себя, помимо основного образования — среднего общего, среднего профессионального и высшего — различные формы дополнительного образования: повышение квалификации, переподготовка, общеразвивающие виды обучения, тем самым обеспечивая непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков. Такая постановка вопроса о содержании принципа «образование в течение жизни» (life-long learning) подводит к взаимосвязи этого концептуального компонента непрерывного образования с двумя другими — «образование взрослых» (adult education) и «непрерывное профессиональное образование» (continuing vocational education and training). В этой связи выстраиваются системы догоняющего и дополнительного образования для экономически активного взрослого населения в процессе или в поиске занятости. Догоняющее образование направлено на исправление недочетов и пробелов образования в индустриальном обществе в процессе перехода к постиндустриальному обществу. Так, можно отнести к догоняющему образованию базовые курсы компьютерной грамотности взрослого населения. Однако догоняющее образование следует рассматривать скорее как характеристику, а не полноценный образовательный институт, имеющий законодательное закрепление в нормативно-правовых актах.
Дополнительное образование включает в себя образование, выходящее за рамки стандартной программы ввиду неактуальности старых знаний, повышения профессиональной квалификации или стремления получения новых навыков, знаний, специальностей18. Цель дополнительного образования — «всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном
17 Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. С. 18.
18 Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латов Ю.В., Латова Н.В. Непрерывное образование — стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / Под ред. Ю.В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. С. 23. С. 59.
совершенствовании, и которое не сопровождается повышением уровня образования»19. Данное понятие закреплено в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» так же, как и его виды20.
Однако следует разделять понятия «дополнительное образование», «непрерывное профессиональное образование» и «дополнительное профессиональное образование». В отличие от дополнительного образования и непрерывного профессионального образования, дополнительное профессиональное образование — это «образование, получаемое на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в учреждениях дополнительного профессионального образования»21. Иными словами, оно является продолжением базового образования, тогда как дополнительное образование и непрерывное профессиональное образования такой привязки не имеют. В свою очередь, непрерывное профессиональное образование включает в себя только деятельность по приобретению профессиональных знаний, навыков и компетенций, тогда как дополнительное образование является более широким понятием и охватывает всестороннее развитие личности.
Получение образования в течение всей жизни в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (КСЕБ) подразумевает использование формальных, неформальных и информальных методов22. Формальное образование представляет собой институционализированную и бюрократизированную систему учебных заведений с последующей выдачей дипломов и сертификатов. Вне рамок формального образования в общественных и культурных центрах, мастер-классах и в других местах учебная деятельность по повышению уровней знаний носит неформальный характер. Неформальное образование может заканчиваться получением дипломов и сертификатов, как и формальное образование, а может и не подтверждаться никаким документом. Так, по мнению С. Г. Вершловского, «неформальное образование взрослых — это
19 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 2.
20 Там же. Статья 10 п. 6, статья 12 п. 4.
21 Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих. Утвержден Приказом Минобразования России от 01.08.2000 № 2370.
22 Recurrent Education: A Strategy for Lifelong Learning Paris: Organization for Economic Cooperation and Development (OECD), 1973.
различные, гибкие по организации и формам, образовательные системы, ориентированные на конкретные потребности и интересы обучаемых»23. Можно сказать, что формальное и неформальное образование, в первую очередь, направлено на потребность индивида в профессиональном росте. Информальное образование представляет собой учебную деятельность индивида, реализуемую в ходе повседневной жизни посредством собственной активности, отличающуюся необязательностью наличия целенаправленного характера, отсутствием организации. Образование в этом случае может получаться спонтанно. Таким образом, информальное образование может называться повседневным образованием24. При этом, информальное образование является фундаментом для социально-гуманитарного развития личности, так как именно оно способствует, в первую очередь, духовному обогащению индивида и его личностному развитию.
С законодательной точки зрения информальное образование было легитимировано в государственной программе РФ «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.» как образование, «реализуемое за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде»25. Тем не менее, в федеральном законе «Об образовании» формулировки и разграничения неформального и информального образования отсутствует. Однако вводится такое понятие как «образование вне образовательного учреждения», которое может быть реализовано в форме семейного образования, самообразования и экстерната26. Семейное образование рассматривается как образование, реализуемое в семье посредством самих родителей, родственников, приглашенных преподавателей с помощью образовательного учреждения. Самообразование представляет собой самостоятельное овладение индивидом образовательной программы. Экстернат — это атте-
23 Вершловский С. Г. Образование взрослых в России: вопросы теории // Новые знания. 2004. № 3. С. 3.
24 Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. С. 12.
25 Горшкова В.В. Взаимодействие формального, неформального и инфор-мального образования как современное направление развития человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26. С. 176-180. URL: http://e-koncept.ru/2014/64336.htm
26 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 17, п. 1.
стация индивидов, которые освоили образовательную программу самостоятельно. При этом семейное образование, самообразование и экстернат могут характеризоваться формальным, неформальным и даже информальным образованием. Так, сочетание экстерната и семейного образования и/или самообразования является частью формального образования при освоении общеобразовательной программы с прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
В системе образования Российской Федерации формальное образование является стержнем, которым скрепляются такие элементы, как неформальное и информальное образование. При этом в европейском сообществе в соответствии с «Меморандумом непрерывного образования ЕС 2000 г.» неформальное и инфор-мальное образование признаются равноправными элементами образовательной системы27. В российской действительности институциональные аспекты данной области не разработаны, хотя постепенно ведется работа по вопросам создания и развития системы признания, сертификации и аккредитации неформального обучения.
Одно из направлений развития концепции непрерывного образования связано с его внедрением на рынок образовательных услуг. Под образовательными услугами понимается вид услуг, предоставляемых субъектами рынка образования потребителям (индивидам, предприятиями и организациями) в виде деятельности, направленной на формирование определенного уровня знаний, навыков и воспитания отдельных индивидуумов и общества в целом. Рынок образовательных услуг представляет собой комплексную систему отношений производителей и потребителей образовательных услуг по поводу купли-продажи интеллектуального или образовательного продукта. Внедрение принципа непрерывного образования преобразует рынок образовательных услуг в систему институтов, обеспечивающих образование индивидов в течение всей жизни. Последующая трансформация образовательной системы должна положительно повлиять на человеческий капитал и производительность труда, развитие инновационного потенциала экономики, выработки новых знаний и технологий28. В современном
27 Меморандум непрерывного образования ЕС 2000 г., URL: http://znanie.org/ docs/memorandum.html (дата обращения: 15.11.2018).
28 Hanushek E.A., Wosmann L. The Role of Education Quality in Economic Growth: World Bank Policy Research WP. 2007. № 4122.
контексте образовательная сфера становится элементом экономического развития.
В настоящее время индивид выступает как первоисточник знания и творческого потенциала. Поэтому государство заинтересовано в увеличении запаса человеческого капитала и производительности труда. Достигнуть этого возможно за счет создания такой системы, которая смогла бы удовлетворять образовательные потребности населения в течение всей жизни. В то же время, не стоит забывать, что потребности в образовании носят не только «прагматичный» характер — получение формального образования и повышение профессиональных компетенций, но и личностно-ориентированный — развитие познавательной и эмоциональной компетентности, создание всех необходимых условий для становления социально мобильной личности29. Помимо этого, появляется надстройка в профессиональной деятельности в виде определенного набора компетенций, напрямую не связанных с содержательной частью работы: работа в коллективах и командах, управление проектами и процессами. Также предполагается изменение текущей интенсивности участия индивида в образовательной деятельности. Если сейчас максимальная интенсивность обучения достигается в возрасте от 20-25 лет, а далее идет резкий спад, то через 15-20 лет в результате принятых государственных мер и просветительской политики вовлеченность в образование будет более ритмичной30. Непрерывное образование призвано обеспечить вертикальную и горизонтальную мобильность человека в образовательном пространстве в течение всей его жизни, его конкурентоспособность на рынке труда, а также активизировать личностное развитие и гражданскую позицию в обществе.
Принятие концепции непрерывного образования государством, бизнесом и обществом означает, что индивид может рассчитывать на обеспечение условий по приобретению и обновлению новейших знаний и навыков, которые необходимы для его повседневной и трудовой жизни в любое время и в любом месте31. Построение эффективной системы непрерывного образования позволит создать достаточно гибкую, адаптируемую и ориентированную на будущие
29 Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. С. 17-18.
30 Будущее образования: глобальная повестка. Краткое изложение результатов. Re-engineering futures. Skoltech, 2017. С. 208.
31 Handbook of Lifelong Learning for Sustainable Development / Ed. Filho L.W., Mifsud M., Pace P. Springer International Publishing. 2018. P. 62.
изменения экономику; информировать граждан о своих правах и обязанностях; построить индивидуальную модель образовательной траектории, соответствующей видению индивида32.
Список литературы
Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы), Ростов-на-Дону: РО ИПК и ПРО. 2001.
Арнаутов В.В., Сергеев Н.К. Историко-педагогический анализ становления и развития системы непрерывного педагогического образования // ФГАУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». URL: http:// .altspu.ru/Journal/ pedagog/pedagog_11/istpedan.htm
Будущее образования: глобальная повестка. Краткое изложение результатов Reengineering futures. Skoltec, 2018. 208 с.
Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. О системе, процессе и результате непрерывного образования // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 47-54.
Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. С. 17-18.
Горшкова В.В. Взаимодействие формального, неформального и информального образования как современное направление развития человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26. С. 176-180.
Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих. Утвержден Приказом Минобразования России от 01.08.2000 № 2370.
Делор Ж., Образование: необходимая утопия, МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», Москва. URL: http://www.ifap.ru/library/book201. pdf
Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестн. ТГПУ 2009. № 7. С. 106-109.
Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латов Ю.В., Латова Н.В. Непрерывное образование — стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / Под ред. Ю.В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014.
Лобанов Н.А., Наумов Д.И. Непрерывное образование в контексте становления креативной экономики // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. № 3. С. 45-55.
Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. URL: http://znanie.org/docs/ memorandum.html
32 Second International Handbook of Lifelong Learning. Part One / Ed. Aspin D.N., Chapman J., Evans K., Bagnall R. Springer International Publishing. 2012. P. 17.
Нестеров А.Г. Европейские концепции непрерывного образования в начале XXI века // Научный диалог. 2012. № 5.
Сулейманкадиева А.Э. Непрерывное образование в экономике знаний, СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012. С. 108-115.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «Об образовании в Российской Федерации», статья 10, п. 2, 6.
Ширяева В.А. Непрерывное образование: исторические аспекты и современное состояние проблемы // Известия Сарат. ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 3.
Biemans H.J.A., Bruijn E., Boer P.R., Teurlings C.C.J. Differences in design format and powerful learning environment characteristics of continuing pathways in vocational education as related to student performance and satisfaction // Journal of Vocational Education & Training. 2013. № 65. T. 1. P. 108-126.
Faure E. Learning to Be: the World of Education today and tomorrow. Paris: UNESCO, 1972.
Handbook of Lifelong Learning for Sustainable Development / Ed. Filho L.W., Mifsud M., Pace P. Springer International Publishing. 2018. 376 p.
Hanushek E.A., Wosmann L. The Role of Education Quality in Economic Growth: World Bank Policy Research WP. 2007. № 4122.
Jarvis P. Towards a Comprehensive Theory of Human Learning. London: Routledge. 2006. 232 p.
Kraiger K., Wolfson N. Assessing Learning Needs and Outcomes in Lifelong Learning Support Systems // The Oxford Handbook of Lifelong Learning / Ed. M. London. 2011. P. 441-471.
London M. Lifelong Learning: Introduction // The Oxford Handbook of Lifelong Learning / Edi. М. London. 2011. P. 3-11.
Recurrent Education: A Strategy for Lifelong Learning Paris: Organization for Economic Cooperation and Development (OECD), 1973.
Second International Handbook of Lifelong Learning. Part One / Ed. Aspin D.N., Chapman J., Evans K., Bagnall R. Springer International Publishing, 2012. 958 p.