УДК 159.922.7
Протопопова Марина Владимировна
Центр семьи и детства «ИМКА», г. Барнаул [email protected]
АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ С СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
В статье раскрыты аспекты психологических проявлений детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Выявлена специфика эмоциональных проявлений детей с обозначенным синдромом, уровень их психологической готовности к школьному обучению. На основании проведенного исследования обозначен психологический возраст данных детей.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, младшие школьники, готовность к школьному обучению, эмоции.
Анализ литературы по проблемам психического развития в младшем школьном возрасте позволил выявить целый ряд психологических черт и характеристик, качественно отличающих этот период развития от других.
Первая особенность, характеризующая этот психологический возраст, касается нового вида деятельности, который возникает и развивается на протяжении младшего школьного возраста. Учебная деятельность, получившая статус ведущей, в младшем школьном периоде развития, позволяет научить ребенка учиться (Д.Б. Эльконин).
По данным целого ряда авторов становление и развитие учебной деятельности связано с целым рядом психологических характеристик ребенка (Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Г.А. Цукерман и др.) При этом одной из центральных характеристик являются особые произвольные формы общения, которые позволяют детям выделять и принимать учебную задачу [4].
Другая особенность, характеризующая младший школьный период развития, связана с особым отношением детей этого возраста к учителю (М.Н. Волокитина, Н.С. Лейтес и др.). Дети во многом даже некритично воспринимают любые слова учителя, стараются изо всех сил выполнить все его требования, строят свои межличностные отношения с одноклассниками, исходя из отношения учителя к ним. Именно эта черта младших школьников позволяет сформироваться центральному психологическому новообразованию данного возраста - произвольному вниманию (Л.С. Выготский, Е.Л. Горлова и др.).
Третья особенность развития в младшем школьном возрасте касается памяти, которая, по данным возрастной психологии, трансформируется из механической в произвольную и опосредствованную. Как следует из результатов психологических исследований, условия становления памяти как высшей психической функции, связаны с возможностью классификации на разных основаниях (Е.Е. Кравцова, Е.Л. Горлова и др.).
Поступление ребенка в школу изменяет и его эмоциональную сферу, т.к. расширяется содержание деятельности и увеличивается количество эмо-циогенных объектов. У ребенка младшего школь-
ного возраста появляется способность сдерживать волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции, вследствие этого наблюдается отрыв экспрессии от переживаемой эмоции. Л.С. Выготский писал, что утеря непосредственности означает привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком. В каждом переживании, в его проявлении возникает некоторый интеллектуальный момент [2, т. 4, с. 377].
В отличие от своих сверстников младшие школьники с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (далее - СДВГ) характеризуются впечатлительностью, импульсивностью, навязчивостью, чрезмерностью, дезорганизованностью, агрессивностью [7]. Кроме этого, у таких детей отмечается лабильность настроения, возникновение беспричинных приступов злости, ярости, гнева [10]. Вместе с тем, проблемы во взаимоотношениях с окружающими [9], низкий самоконтроль и произвольная регуляция также являются значимыми составляющими обсуждаемого синдрома, который присутствует у 5-20% детей школьного возраста [1].
При этом дети с СДВГ, отстают в развитии от других детей, но стараются занять лидирующую позицию - руководить. В силу своих особенностей и частого непринятия сверстниками у них оказывается мало средств для реализации руководящей позиции, и они строят свои отношения с более младшими детьми [8]. В современной психологии доказан тезис о том, что эмоции оказывают исключительно сильное влияние на деятельность этих детей. Эмоции средней интенсивности могут ее активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована, а все только что усвоенное - разрушено (В.В. Лебединский, Е.Р. Никольская).
Некоторые авторы подчеркивают, что значительное число детей приходят в школу психологически не подготовленными, что с самого начала проявляется, как в результатах их обучения, так и в особенностях поведения (Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова, Т.А. Болотова и др.). Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью яв-
© Протопопова М.В., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2
109
ляются одной из наиболее ярких категорий детей, имеющих проблемы в развитии и испытывающих трудности в обучении [6].
В проведенном исследовании мы попытались решить следующие задачи: выявить уровень психологической готовности к школьному обучению младших школьников с наличием СДВГ, а также особенности психологического возраста этих детей. При этом мы ориентировались на результаты исследования Е.Е. Кравцовой, показавшей, во-первых, что психологическая готовность к школьному обучению является результатом прохождения ребенком кризиса семи лет. Помимо этого, во-вторых, ею было установлено, что наличие психологической готовности к школьному обучению является показателем вхождения ребенка в младший школьный период развития и обеспечивает формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте [5].
Значимыми для нас явились также исследования Н.Н. Заваденко, который выявил, что постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения ребенка с СДВГ к отдельным школьным предметам и перспективам, связанным с учебой, педагогам, которые испытывают определенные сложности в работе с гиперактивными детьми, являются фактором эмоционально-оценочного, личностного компонента школьной дезадаптации ребенка [3].
Эмпирическую базу исследования составили родители с детьми младшего школьного возраста. Исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей № 101», МОУ СОШ № 114 г. Барнаула.
Анализ психологической готовности к шк<
На начальном этапе исследования путем анализа индивидуальных медицинских карт 622 детей младшего школьного возраста была выявлена группа из 62 испытуемых, имеющих диагноз «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Эти дети и их родители были включены в экспериментальную группу в количестве 171 человек.
Контрольную группу составили 176 человек, из них 62 ребенка, не имеющие признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, посещающие те же образовательные учреждения, что и участники экспериментальной группы и их родители.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методики: «Да и нет не говорите» Е.Е. Кравцовой, «Задачи» Е.Е. Кравцовой, «Ступеньки» Е.Е. Кравцовой, опросник «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка» Г.А. Шалимовой, «Анкета для родителей» Н.Н. Заваденко, методика «Рисунок человека».
Для выявления особенностей психологической готовности детей к обучению в школе мы использовали методики «Да и нет не говорите», «Задачи», «Ступеньки» Е.Е. Кравцовой. В таблице 1 представлены результаты исследования психологической готовности к школьному обучению у младших школьников с наличием/отсутствием СДВГ.
Как видно из данных таблицы, у детей с СДВГ выявлен низкий уровень сформированности произвольно-контекстного уровня общения с взрослым по методике «Да и нет не говорите», большинству из них характерен низкий уровень «кооперативно-соревновательного» типа общения, отвечающего
Таблица 1
: экспериментальной и контрольной групп
Методики Младшие школьники без СДВГ Младшие школьники с СДВГ
«Да и нет не говорите» III (среднее количество верных ответов детей 74,5%) I (среднее количество верных ответов детей 27,5%)
«Задачи» II (18,2%), III (81,8%) I (66,7%), II (33,3%)
«Ступеньки» II (30%), III (70%) II(75%), III (25%)
3 2,5 2
1,5 1
0,5 0
1,
Х° х° ,<р ,<р X® ^ J? ХО хр
0 Средние значения данных эксперимен
1ДЛЫ10Й
группы
В Средние значения данных КОН 1рольно й группы
Рисунок 1. Показатели средних значений данных экспериментальной и контрольной групп по «Оценочной шкале эмоциональных проявлений ребенка»
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «ij- 2016, Том 22
□ Средние значения данных эксперимента льной группы
Средние
значения
данных
контрольной
группы
Рисунок 2. Анализ средних значений данных экспериментальной и контрольной групп
по шкалам «Анкеты для родителей»
за успешность овладения общим способом решения задач. Кроме того, только 25% обследованных детей с СДВГ присуща адекватная самооценка, в отличие от 70% детей без обсуждаемого синдрома. Таким образом, в результате анализа результатов данного этапа исследования было установлено, что у младших школьников с СДВГ не сформирована психологическая готовность к школьному обучению в отличие от их сверстников. Это означает, что они по своему психологическому возрасту являются дошкольниками.
На втором этапе мы попытались исследовать особенности эмоциональной сферы, поскольку, согласно данным возрастной психологии, эмоции являются центральной психической функцией дошкольного периода развития, а также выяснить, есть ли отличия эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста с СДВГ от эмоциональной сферы его сверстников.С этой целью мы использовали методику «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка» Г.А. Шалимовой. Результаты исследования экспериментальной и контрольной групп представлены в диаграмме (рис. 1).
Достоверность различий средних значений данных в экспериментальной и контрольной группах подтверждена с помощью критерия Манна-Уитни.
В результате анализа были обнаружены достоверные различия по следующим характеристикам эмоциональных проявлений детей: возбуждаемость, капризность, боязливость, плаксивость, злобность, обидчивость, упрямство, ревность, самомнение, нетерпеливость. Статистическая тенденция различия была выявлена по шкале агрессивности. Таким образом, эмоции детей с СДВГ существенно отличаются от эмоций их сверстников в виде повышенного уровня астенических эмоций.
Далее мы исследовали особенности эмоционального развития детей с СДВГ с помощью ме-
тодики «Нарисуй человека». В ходе качественного анализа рисунков были выявлены экстравертиро-ваность младших школьников с СДВГ, их стремление к общению и действию, однако при этом обнаружилась их недостаточная умелость в социальных отношениях и потребность в опоре. В 71% рисунков отмечена тревожность, что согласуется с выявленной средней степенью выраженности показателя тревожности у детей с СДВГ. В 52% рисунков выявлены признаки страхов, что подтвердилось результатами нашего исследования с помощью «Оценочной шкалы эмоциональных проявлений» (по параметру «боязливость») и в беседах с родителями.
Итак, младшие школьники с СДВГ, по нашим данным, являются по своему психологическому возрасту дошкольниками, но они отличаются отрицательными эмоциональным фоном по сравнению с детьми дошкольного возраста. Помимо этого, у них высокая тревожность и страхи. В сочетании с этими качествами младшие школьники с СДВГ, с одной стороны, стремятся к действию и даже к руководству, но не имеют соответствующих социальных навыков.
Для уточнения характеристик младших школьников мы использовали «Анкету для родителей» Н.Н. Заваденко. Полученные результаты представлены в диаграмме (рис. 2).
Как следует из диаграммы, младших школьников с СДВГ, отличает определенный симптомо-комплекс, что подтвердило репрезентативность выборки. Значительная часть выделенных родителями симптомов была обнаружена нами в предыдущих частях исследования.
С помощью «Анкеты для родителей» мы уточняли, есть ли значимые различия по шкалам, характеризующим состояние ребенка, между детьми с СДВГ и их сверстниками.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика jii- № 2
111
В ходе анализа были выявлены достоверные различия средних значений данных по следующим показателям: церебростенические симптомы, психосоматические нарушения, тревожность, страхи и навязчивости, нарушения двигательного контроля, нарушения внимания, эмоционально-волевые нарушения, нарушения поведения, агрессивность и реакции оппозиции, трудности школьного обучения, нарушения чтения и письма.
Кроме того, было обнаружено, что эмоционально-волевые нарушения детей с СДВГ корреляционно связаны с двигательными нарушениями, с нарушением внимания, нарушением поведения, церебростеническими и психосоматическими симптомами.
Важно отметить, что эмоциональный фон, присущий детям с СДВГ, имеет достоверные отличия от эмоций детей без указанного синдрома. Младшим школьникам с СДВГ присущи возбуждаемость, капризность, плаксивость, злобность, обидчивость, упрямство, ревность, самомнение, нетерпеливость, агрессивность. Их отличает экс-травертность, стремление к общению, к действию, однако при этом также недостаточная умелость в социальных отношениях, потребность в опоре, тревожность, боязливость.
Таким образом, эмоциональная сфера гиперактивного ребенка младшего школьного возраста с дефицитом внимания с гиперактивностью имеет своеобразие эмоциональных проявлений в виде повышенного уровня астенических эмоций (нетерпеливости, упрямства, возбуждаемости, злобности, плаксивости, капризности, обидчивости, боязливости, ревности, агрессивности). Для эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с отмеченным синдромом характерно расхождение аффективного и интеллектуального компонентов. У детей с СДВГ не сформирована психологическая готовность к школьному обучению, это означает, что они по своему психологическому возрасту являются дошкольниками. Следователь-
но, для данной категории детей, принимая во внимание их психологический возраст, при обучении в школе необходимо использовать игровые приемы, эффективно работающие с дошкольниками, учитывая при этом специфику их эмоциональной сферы.
Библиографический список
1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Психотерапия, 2008. - 208 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4: Детская психология. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
3. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.: Изд. дом «Школа - Пресс 1», 2001. - 128 с.
4. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г., Ховрина Г.Б. Между детством и отрочеством. - М.: Левъ, 2010. -124 с.
5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
6. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. - М.: Ра-рог, 1997. - 200 с.
7. Принципы диагностики и лечения гиперактивности с дефицитом внимания у детей / Н.Н. Заваденко, А.С. Петрухин, Н.Ю. Суворинова, М.Б. Патрина. - М.: РГМУ, 2004. - 48 с.
8. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. - СПб.: Речь, 2005. - 208с.
9. Цыганкова Н.И. Личность и межличностные отношения младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности: автореф. дис. ... канд. психол. наук.- СПб., 2012. - 25 с.
10. Чутко Л.С. Школьная дезадаптация в клинической практике детского невролога. - СПб.: ИПК БИОНТ, 2005. - 56 с.
112
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22