АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ НАСЛЕДСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА
В.А. Ященко, преподаватель кафедры правового обеспечения хозяй-
ственной деятельности ЮУрГУ
15 июня 2005 г. был принят закон «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения».1
Данный закон распространяется только на тех лиц, чьи правоотношения возникли уже после 1 января 2006 г., т.е. если наследство открылось или договор дарения заключен после этой даты.
Закон встречен с одобрением, как прогрессивный и цивилизованный, освобождающий от уплаты налога на наследование и дарение десятки миллионов наших граждан. И действительно, новый закон освобождает многих людей от бремени уплаты налога на наследование, получаемое ими от близких родственников, таких как супруги, родители и дети (в том числе усыновители и усыновленные), дедушки, бабушки и внуки, полнородными или неполнородными (имеющими общих мать или отца) братьями и сестрами. Законом также установлен перечень объектов, переходящих в порядке наследования или дарения, налог с которых отменен. Это недвижимое имущество, транспортные средства, акции и паи. Перечень является закрытым, расширительному толкованию не подлежит, в силу чего объекты, освобожденные от налогообложения будут определяться в рамках ст.130 ГК РФ.
Однако налог не единственный платеж при оформлении наследства. Чтобы нотариус выдал свидетельство о праве на наследство, необходимо уплатить госпошлину.
31 декабря 2005 г. вступил в действие еще один Федеральный закон Российской Федерации № 201-ФЗ «О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»2.
За выдачу свидетельства о праве на наследство пошлина взимается со стоимости всего имущества, переходящего в порядке наследования, на день открытия наследства. Временем открытия наследства признается день смерти наследодателя.
При определении размера пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство в соответствии с действующим законодательством, не принимаются в расчет и не включаются в стоимость переходящего по наследству имущества:
Жилые дома, а также земельный участок, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты если наследники проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме, квартире после его смерти; имущество лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка, а также имущество лиц, подвергшихся политическим репрессиям.
В тех случаях, когда имеется несколько наследников (в том числе наследников по закону, по завещанию и имеющих право на обязательную долю в наследстве), пошлина исчисляется с доли наследства, причитающейся каждому наследнику. Если по заявлению наследников свидетельство о праве на наследство выдается на часть наследственного имущества, пошлина исчисляется со стоимости той части имущества, которая указывается в выдаваемом свидетельстве. 1
В свидетельствах о праве на наследство, выдаваемых нотариусом в соответствии с формами, утвержденными Приказом Министра юстиции РФ от 10.04.2002 г. № 99 (с изменениями и дополнениями, согласно Приказа Минюста РФ от 28.07.2003 г. № 180)3 в обязательном порядке должна быть указана стоимость наследственного имущества.
Определение стоимости наследственного имущества является обязательным и важным моментом; во-первых, наследственные отношения - это имущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права и имеющие стоимостной характер; во-вторых, стоимость наследственного имущества потенциально имеет значение, как для самих наследников, так и для кредиторов наследодателя, а также для заинтересованных лиц, в том числе для государства.
Нотариусы, требуя справки о рыночной стоимости объекта ссылаются на закон «Об
оценочной деятельности в Российской Федерации» и новый Жилищный кодекс, при этом отказываются совершать нотариальные действия без такой оценки. С чем это связано. Во-первых, существующее законодательство не имеет четких формулировок. Как видно, в самом законе (НК РФ), закреплены двойные стандарты, с одной стороны инвентаризационная (балансовая) стоимость, которая во много раз ниже рыночной, а с другой - рыночная. Порядок определения стоимости недвижимого имущества (за исключением земельных участков) для целей налогообложения, ни Кодексом, ни другими федеральными законами не установлен, для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство. Во-вторых, доходы нотариуса напрямую связаны со стоимостью имущества. В-третьих, чем выше указанная оценка, тем больше государственная пошлина, от которой, новый закон никого не освобождает.
Размер государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, а значит и валовый доход нотариуса, зависит от стоимости наследственного имущества.
Обратимся к ставкам государственной пошлины, взимаемой при оформлении наследства или дарения. Статья 333.24 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий. По сравнению с ранее действовавшим Законом РФ «О государственной пошлине» размер данного сбора значительно понизился. Рассмотрим это на примере выдачи свидетельства о праве на наследство.
Размер тарифов на основании закона «О государственной пошлине» от 20.06.1991 г. 4 (в ред. от 19.07.1997г. 3 105-ФЗ)5: наследникам первой очереди - 1% от стоимости наследуемого имущества; другим наследникам 2% от стоимости наследуемого имущества. Размер действующих тарифов на основании Налогового Кодекса РФ, предусматривающего размеры государственной пошлины за совершение действий, требующих обязательной нотариальной формы: детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя -0,3% стоимости наследуемого имущества, но не более
100 000 руб.; другим наследникам - 0,6% стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 руб.
Как видим, размер сбора понизился с 1% до 0,3% и с 2% до 0,6% соответственно, и появился верхний предел взыскиваемого сбора.
Что касается налога, то лица, не являю-
щиеся близкими родственниками или в отношении имущества, не вошедшего в перечень, налог будет составлять 13%. Государственная пошлина при регистрации договора дарения составит 500 руб. Как видно из приведенных тарифов, дарение является более выгодным, нежели наследование, во всяком случае исходя из материальной выгоды.
Следует отметить, что на сегодняшний день отсутствует единообразие в вопросах правового регулирования оснований определения стоимости наследственного имущества, и, прежде всего, недвижимого имущества.
В период действия Закона РСФСРФ «О государственной пошлине» от 09.12.1991 г.6, стоимость жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иных строений, помещений, сооружений определялась органами технической инвентаризации (БТИ), а в местностях, где техническая инвентаризация не проведена - органами местного самоуправления или страховыми организациями (п.4 ст.4).
С 01.01.2005г. вступила в силу глава 25.3 «Государственная пошлина» Налогового Кодекса РФ». В соответствии с п.8 ст.333.25 НК РФ, стоимость недвижимого имущества (за исключением) земельных участков) определяется как органами, имеющими лицензию на оценку недвижимости, так и органами по учету объектов недвижимости по месту их нахождения (БТИ); стоимость земельных участков - как организациями, имеющими лицензию на оценку земельных участков, так и местными органами власти; стоимость транспортных средств, как организациями имеющими лицензию на оценку транспортных средств, так и судебно-экспертными учреждениями органа юстиции.
На основании п.6 ст.333.25 НК РФ оценка стоимости наследуемого имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества на день открытия наследства.
Таким образом, ни в Законе РСФСР от 09.12.1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине»7, ни в Налоговом Кодексе РФ, методика определения стоимости и вид применяемой оценки недвижимого имущества указаны не были. Все это привело к различному толкованию законодательства в подходе к определению базовой оценки при исчислении нотариального тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство.
Полагается, что плательщик государственной пошлины с учетом местных особенностей для исчисления размера государственной пошлины вправе воспользоваться на выбор как рыночной стоимостью, определяемой ор-ганизациями, получившими в установленном
порядке лицензию на осуществление оценочной деятельности (независимыми оценщиками), так и инвентаризационной стоимостью, определяемой организациями по учету объектов недвижимого имущества.
По мнению Федеральной нотариальной палаты, цена наследственного имущества должна определяться исходя из его рыночной стоимости, и БТИ и иные организации, имеющие лицензию на оценочную деятельность, должны производить оценку объектов недвижимости по единой методике, т.е. по рыночной стоимости, т.к. вполне естественно, что одни и те же объекты не могут оцениваться по разному, в зависимости от того, какая организация проводит оценку.
Данная позиция обосновывается прежде всего тем, что основание применения оценки объектов по их рыночной стоимости содержится в абзаце первом ст.7 Федерального закона РФ «Об оценочной деятельности» от 29.07.1998 г. № 135-Ф38, устанавливающим, что «в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре оценке объекта оценки (далее - договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта».
Согласно абзацу второму указанной статьи, данное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных Федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ» или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «реальная стоимость» и других.
Закон в полном объеме распространяется не только на организации, получившие в установленном порядке лицензии на осуществление оценочной деятельности (независимые оценщики), но и на органы БТИ, поскольку они как государственные унитарные предприятия также имеют лицензию на оценочную деятельность.
Документом, в котором отражается итоговая величина стоимости имущества, является отчет об оценке объекта оценки. Именно этот документ является основанием для исчисления размера нотариального тарифа за совершение нотариальных действий. В ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ указано, что «итоговая величина стоимости объекта оценки признается достоверной только в случае, если она указана в отчете,
составленным оценщиком по основаниям и в порядке, установленным этим Федеральным законом».
Данное положение нашло свое отражение и в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 г. № 929, где сказано, что «В силу ст. 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным законом, признаются документом, содержащие сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки».
В качестве обязательных требований, предъявляемых к отчету об оценке объекта оценки, ст. 11 указанного закона, называет необходимость указания в отчете определенных сведений: нумерацию отчета постранично, прошивание отчета и скрепление его печатью и подписью оценщика. Никакой иной, упрощенной формы отчета оценщика об оценке объекта оценки Федеральный закон не предусматривает. Также не установлена упрощенная форма отчета об оценке объекта оценки и Стандартом оценки, обязательным к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 г. № 51910. Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть определены специальные формы отчетов. Однако на настоящий момент таких форм нет.
В этой связи следует вспомнить ст.1115 ГК РФ, где закреплено положение о том, что ценность наследственного имущества определяется исходя из его рыночной стоимости. Бытует мнение, что данная рыночная оценка имеет узкую направленность, т.е. только на определение места открытия наследства. В силу ст.1115 ГК РФ местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории Российской Федерации, не известно или находится за ее пределами, местом открытия наследства в Российской Федерации признается место нахождения такого наследственного имущества. Если такое наследственное имущество находится в разных местах, местом открытия наследства является место нахождения входящих в его состав недвижимого имущества или наиболее ценной части недвижимого имущества.
Однако полагается, что действие ст.1115
ГК РФ, с учетом положений ст.6 ГК РФ, имеет расширительное толкование и распространяется на определение стоимости наследственного имущества в целом, а не только на определение места открытия наследственного дела. В противном случае может сложиться ситуация, когда при нескольких видах наследственного имущества, определяется рыночная оценка имущества, являющаяся основой для определения места открытия наследственного дела.
Выдавая свидетельство о праве на наследство, нотариус указывает иную -инвентаризационную стоимость, которая не учитывалась при определении места открытия наследства, и которая может быть как выше, так и ниже рыночной.
Вплоть до января 2005 г. нотариусы практически не применяли рыночную оценку, а использовали инвентарную. Это объяснялось, прежде всего, сложившимися обычаями делового оборота. Наличие различных норм, относящихся к одному и тому же предмету регулирования в нормативных правовых актах, являющихся федеральными законами, а именно Федеральном законе «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 г. № 135-Ф311, в Законе РСФСР от 09.12.1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине»12 и Законе Российской Федерации от 12.12.1991 г. № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения»13 позволяло нотариусам не требовать представления рыночной оценки стоимости наследуемого недвижимого имущества. А, кроме того, давало право налоговым органам применять при исчислении налога на наследство «инвентаризационную оценку», определяемую органами технической инвентаризации. Причиной применения «инвентаризационной оценки» является еще тот факт, что на момент принятия Закона РСФСР от 09.12.1991г. № 2005-1 «О государственной пошлине» практически отсутствовал рынок объектов недвижимого имущества. Большинство законов, регулирующих право граждан на частную собственность на недвижимое имущество, были приняты гораздо позднее. Таким образом, единственно доступным способом определения стоимости объектов недвижимого имущества при оформлении наследства на момент принятия Закона РСФСР от 09.12.1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине» была «инвентаризационная оценка» или оценка, произведенная страховой организацией. По имеющей место в тот период практике, для исчисления пошлины и определения размера на наследство, стали применять «инвентаризационную оценку»,
рассчитываемую органами технической инвентаризации.
Начиная с 2005 г., со вступлением в силу гл.25.3НК РФ при оформлении наследства, стала складываться практика, когда нотариусы отказывали в совершении нотариального действия при отсутствии рыночной оценки недвижимого имущества.
В обоснование своей позиции нотариусы приводят следующие доводы:
В соответствии со ст. 17 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»14 оценочная деятельность в РФ подлежит обязательному лицензированию, Указанный закон не исключает из числа организаций, которым надо получать лицензию на проведение оценочной деятельности, организации (органы) по учету недвижимого имущества, равно как не исключает из числа лицензируемой в обязательном порядке и деятельность, осуществляемую указанными организациями.
На основании ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ, правила лицензирования разрабатывает и утверждает Правительство РФ. Правительством РФ принято Постановление от 07.06.2002 г. № 395 «О лицензировании оценочной деятельности».15
Для органов (организаций) по учету недвижимого имущества в данном постановлении также не сделано каких-либо исключений в области получения лицензии.
Как установлено ст.4 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» субъектами оценочной деятельности признаются с одной стороны, юридические и физические лица, деятельность которых регулируется упомянутым законом (оценщики), а с другой стороны — потребители этих услуг (заказчики).
Следовательно, деятельность органов (организаций) по учету недвижимого имущества регулируется общими нормами и правилами в области оценочной деятельности.
Таким образом, закон предоставляет не право на применение альтернативной оценки, а право на выбор организации, которая может произвести эту оценку: орган (организация) по учету объектов недвижимого имущества либо же любая организация, имеющая соответствующую лицензию.
Характер оценки же определен в ст. 7 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которой в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке
объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Характер имущества, переходящего в порядке наследования в целях уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий, не установлен каким-либо актом, в связи с чем суд полагает, что оценка должна быть произведена исходя из рыночной стоимости.
Складывающееся единообразие нотариальной и судебной практики по анализируемому вопросу в январе 2006 г. было вновь изменено. Это связано с принятием Федерального закона № 201-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения»16. Данный Федеральный закон вносит дополнения в подпункт 5 пункта 1 ст.333.25 НК РФ, в соответствии с которым по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть предоставлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданной организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в подпунктах 7-10 названного пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика предоставления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки). В случае предоставления нескольких документов с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.
Такой подход, позволяющий в каждом отдельном случае устанавливать стоимость наследственного имущества, применяя то инвентаризационную, то рыночную стоимость противоречит основным началам гражданского законодательства и влечет за собой коллизию
норм гражданского и налогового законодательства.
Следует отметить, что при установлении нормы о принятии нотариусами наименьшей стоимости имущества для исчисления государственной пошлины могут быть ущемлены права плательщика государственной пошлины, поскольку наименьшая стоимость может быть не выгодна этим лицам. В этой связи наиболее правильным является предоставление права выбирать вид оценки (стоимости) плательщику государственной пошлины в случае предоставления нескольких документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами).
Как показала практика в Челябинском нотариальном округе, для совершения нотариального действия по выдаче свидетельства о праве на наследство, нотариусы принимают оценочные акты, как выдаваемые органами БТИ, так и иными организациями (органами) производящими оценку имущества и имеющими соответствующую лицензию.
Представляется наиболее обоснованным закрепление единого способа оценки наследуемого имущества, поскольку в современных условиях «стоимость наследственного имущества» должна трактоваться как рыночная стоимость наследственного имущества на момент открытия наследства.
1 См. Российская газета. 2005. 2 июля.
2 См.: Российская газета. 2005. 31 декабря.
3 См.: Российская газета. 2004 24 апреля.
4 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1991. № 11.Ct.521.
См.: Российская газета. 1997.26 июля.
6 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1991. № 11. Ст.521.
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1991. №11. Ст.521.
8 См.: Российская газета. 1998. 6 августа.
9 См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2005. № 7.
10 См.: Российская газета. 2001. 24 июля.
11 См.: Российская газета 1998. 6 августа.
12 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1991. №11тСт\521.
13 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1992. № 12. Ст.593.
См.: Российская газета. 2001. 10 августа
15 См.: Российская газета. 2002. 18 июня.
16 См. Российская газета. 2005. 31 декабря.