Научная статья на тему 'Аспекты музыкальной критики И. Н. Юшкова в публикациях «Тобольских губернских ведомостей»'

Аспекты музыкальной критики И. Н. Юшкова в публикациях «Тобольских губернских ведомостей» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкально-критическая журналистика / критиковедение / музыкальная культура Сибири / Иван Николаевич Юшков / «Тобольские губернские ведомости». / music criticism and journalism / critical studies / musical culture of Siberia / Ivan Nikolaevich Yushkov / «Tobolsk province vedomosti».

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Светлова Ольга Александровна

Статья посвящена творчеству одного из первопроходцев сибирской музыкально-критической журналистики Ивана Николаевича Юшкова, который публиковался в правительственной газете «Тобольские губернские ведомости» с 1858 г. и в течение более десяти лет (1859–1870) работал редактором её неофициальной части. Впервые в музыкально-историческом критиковедении рассматриваются его ранние «Театральные заметки» и «Концерты в Тобольске» на предмет выявления главных музыкально-критических аспектов. Театральные рецензии И. Н. Юшкова сосредоточены на качестве актёрской игры и выборе репертуара, соответствующего силам провинциального театра, в них дана критическая оценка местному оркестру. Публицист говорит об отсутствии на тобольской сцене истинного, то есть, по его мнению, оперного пения. Фельетон о двух концертах вокальной музыки иностранного гастролёра Пекока по ряду параметров соответствует жанру критической рецензии, в которой поднимаются такие острые вопросы, как несоответствие русского репертуара итальянскому методу пения, проблема дилетантизма в музыкальном искусстве и восприятия музыки неподготовленным провинциальным обществом. В качестве вывода отмечено, что публикации И. Н. Юшкова отразили актуальную культурную ситуацию города и в определённой степени выполнили одну из главных задач музыкальной критики как регулятора нравственно-эстетических ценностей социума. Начинания И. Н. Юшкова в области театрально-музыкальной критики были продолжены другими талантливыми сибирскими публицистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of I. N. Yushkov’s Music Criticism in Publications of «Tobolsk Province Vedomosti»

The article is devoted to the work of one of the pioneers of Siberian music critical journalism Ivan Nikolaevich Yushkov, whose articles were published in the government newspaper «Tobolsk Province Vedomosti» since 1858, and who had worked as an editor of its unofficial part for more than ten years (1859–1870). For the first time in music-historic criticism, his early «Theoretical notes» and «Concerts in Tobolsk» are examined in order to identify the main music-critical aspects. Theater reviews by I. N. Yushkov focus on the quality of acting and the choice of repertoire corresponding to the abilities of the provincial theater; they give critic assessment of the local orchestra. The publicist claims that there is no true, that is, in his opinion, opera singing on the Tobolsk stage. The feuilleton about two concerts of vocal music by the foreign guest performer Pekok corresponds in a number of parameters to the genre of a critical review, in which such acute issues as the discrepancy of the Russian repertoire to the Italian method of singing, the problem of dilettantism in the music art and the perception of music by unprepared provincial society are raised. As a conclusion, it is noted that the publications by I. N. Yushkov reflected the current cultural situation of the city and to a certain extent fulfilled one of the main tasks of music criticism as a regulator of moral and aesthetic values of society. I. N. Yushkov’s initiatives of in the field of theater and music criticism were supported by other talented Siberian publicists.

Текст научной работы на тему «Аспекты музыкальной критики И. Н. Юшкова в публикациях «Тобольских губернских ведомостей»»

Светлова Ольга Александровна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки

Svetlova Olga Aleksandrovna, PhD (Arts), Associate Professor, Head of the Music History Department at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire

E-mail: svetlolga@mail.ru

АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КРИТИКИ И. Н. ЮШКОВА В ПУБЛИКАЦИЯХ «ТОБОЛЬСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЕЙ»

Статья посвящена творчеству одного из первопроходцев сибирской музыкально-критической журналистики Ивана Николаевича Юшкова, который публиковался в правительственной газете «Тобольские губернские ведомости» с 1858 г. и в течение более десяти лет (1859-1870) работал редактором её неофициальной части. Впервые в музыкально-историческом критиковедении рассматриваются его ранние «Театральные заметки» и «Концерты в Тобольске» на предмет выявления главных музыкально-критических аспектов. Театральные рецензии И. Н. Юшкова сосредоточены на качестве актёрской игры и выборе репертуара, соответствующего силам провинциального театра, в них дана критическая оценка местному оркестру. Публицист говорит об отсутствии на тобольской сцене истинного, то есть, по его мнению, оперного пения. Фельетон о двух концертах вокальной музыки иностранного гастролёра Пекока по ряду параметров соответствует жанру критической рецензии, в которой поднимаются такие острые вопросы, как несоответствие русского репертуара итальянскому методу пения, проблема дилетантизма в музыкальном искусстве и восприятия музыки неподготовленным провинциальным обществом. В качестве вывода отмечено, что публикации И. Н. Юшкова отразили актуальную культурную ситуацию города и в определённой степени выполнили одну из главных задач музыкальной критики как регулятора нравственно-эстетических ценностей социума. Начинания И. Н. Юшкова в области театрально-музыкальной критики были продолжены другими талантливыми сибирскими публицистами.

Ключевые слова: музыкально-критическая журналистика, критиковедение, музыкальная культура Сибири, Иван Николаевич Юшков, «Тобольские губернские ведомости».

ASPECTS OF I. N. YUSHKOV'S MUSIC CRITICISM IN PUBLICATIONS OF «TOBOLSK PROVINCE VEDOMOSTI»

The article is devoted to the work of one of the pioneers of Siberian music critical journalism Ivan Nikolaevich Yushkov, whose articles were published in the government newspaper «Tobolsk Province Vedomosti» since 1858, and who had worked as an editor ofits unofficial part for more than ten years (1859-1870). For the first time in music-historic criticism, his early «Theoretical notes» and «Concerts in Tobolsk» are examined in order to identify the main music-critical aspects. Theater reviews by I. N. Yushkov focus onthe quality of acting and the choice of repertoire corresponding to the abilities of the provincial theater; they give critic assessment of the local orchestra. The publicist claims that there is no true, that is, in his opinion, opera singing on the Tobolsk stage. The feuilleton about two concerts of vocal music by the foreign guest performer Pekok corresponds in a number of parameters to the genre ofa critical review, in which such acute issues as the discrepancy of the Russian repertoire to the Italian method of singing, the problem ofdil-ettantism in the music art and the perception of music by unprepared provincial society are raised. As a conclusion, it is noted that the publications by I. N. Yushkov reflected the current cultural situation of the city and to a certain extent fulfilled one of the main tasks of music criticism as a regulator of moral and aesthetic values of society. I. N. Yushkov's initiatives of in the field of theater and music criticism were supported by other talented Siberian publicists.

Key words: music criticism and journalism, critical studies, musical culture of Siberia, Ivan Nikolaevich Yushkov, «Tobolsk province vedomosti».

История музыкально-критической журналистики в региональном её бытовании является крайне малоизученной областью отечественной музыкальной науки. Несмотря на то, что ещё в 1926 г. Р. И. Грубер ввёл термин «критиковедение» [1], она до сих пор не стала объектом специального исследования. Между тем, как мы отмечали в одной из первых наших статей, очерчивающих данную проблематику в отношении Сибири, именно «изучение массива региональных критических источников позволяет формировать историческую картину становления и развития сибирской музыкальной критики и журналистики» [9, с. 178]. Таким богатым источником служит официальная и частная пресса с массивом ценнейших публикаций, которые на начальном этапе научных изысканий требуют тщательного отбора,

аналитической оценки, атрибуции. А представление истоков региональной музыкально-критической журналистики невозможно без изучения публицистического творчества её первопроходцев. В числе таковых, значимых для сибирской культуры, фигур — коренной тоболяк Иван Николаевич Юшков (1833-1877), секретарь Губернского статистического комитета, основатель первых в Сибири Тобольского музея (ныне — Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник) и научной библиотеки, редактор неофициальной части газеты «Тобольские губернские ведомости» в период с 1859 по 1870 г.

Факты биографии и деятельность И. Н. Юшкова кратко отражены в филологических и исторических исследованиях о тобольской газете, например, Е. В. Ко-

стецкой [5], Ю. Л. Мандрики [6; 7], В. В. Шевцова [10]. Музыкально-театральные публикации И. Н. Юшкова были напечатаны Ю. Л. Мандрикой в его антологии тобольской журналистики [7, с. 527-534], однако они не сопровождаются каким-либо оценочно-аналитическим описанием. В фундаментальном труде сибирского музыковеда Т. А. Роменской, в частности, в главе о сибирской музыкальной прессе, имя И. Н. Юшкова не упоминается [8]. Настоящая статья впервые в музыкальном критиковедении рассматривает наследие тобольского автора, что определяет её научную новизну. Цель статьи заключается в выявлении музыкально-критических аспектов корреспонденции И. Н. Юшкова, что позволит подтвердить его роль в становлении сибирской музыкально-критической журналистики.

Газета «Тобольские губернские ведомости», выходившая с 1857 г., стала первым в Сибири правительственным изданием, в котором прорастала местная музыкально-театральная критическая мысль. Безусловно, её редакторы и авторы не являлись (и не могли являться) профессиональными критиками, многие имели косвенное отношение к музыкальной культуре, однако будучи представителями высокообразованной местной или ссыльной интеллигенции они оперативно реагировали на яркие концертно-театральные события региона, транслируя актуальные идеи искусства своего времени.

В вышеупомянутых исторических исследованиях бурный период руководства И. Н. Юшкова неофициальной частью газеты называют «юшковским»; за это время она пережила несколько «взлётов» и «спадов» по разного рода причинам, о чём подробно пишет В. В. Шевцов [10]. Но важно понимать, что этот период пришёлся как раз на 1860-е гг. — время расцвета русской художественной культуры, время «Могучей кучки» и «Товарищества передвижных выставок», открытия первых русских консерваторий и Русского музыкального общества с отделениями в разных городах России, критической полемики В. В. Стасова и А. Н. Серова, развития литературных и общественно-политических изданий и даже попытки учреждения первой специальной музыкальной газеты «Музыка и театр». Для Сибири это было время небывалых масштабов потока переселенцев после 1861 г., бурного развития местной экономики, образования, просветительства и меценатства, создания многочисленных культурных учреждений — школ, библиотек, издательств, театральных, музыкальных и иных обществ, музеев и др., что отражалось на страницах прессы.

И. Н. Юшков, как начинающий автор, публиковался в тобольской газете с 1858 г. довольно часто под инициалами «И. Ю.», освещая в рубрике «Местные известия» всевозможные события, этнографические и статистические вопросы (например, о сибирских татарах, о губернской торговле, о городских библиотеках, о комете и пр.), тем самым зарекомендовал себя как разносторонний, грамотный журналист, в том числе в сфере региональной культуры, что способствовало его

назначению уже весной 1859 г. на должность редактора.

В отношении освещения местной культуры И. Н. Юшков осуществил первую попытку систематизации публикаций о театрально-музыкальной жизни путём введения рубрики «Театральные известия», и сам задал это направление, разместив две рецензии в № 43 и 46 за 1858 г. [3; 4].

Театральные «заметки», как называет их автор, дают нам общее представление о спектаклях труппы Соколова, о действии в Тобольске системы абонементов на 15 спектаклей, о популярности местного театра, который публика посещает два-три раза в неделю «без большой скуки, и если в числе семнадцати спектаклей, данных до сих пор, было несколько и скучных, то нельзя сказать, чтобы другие были не удовлетворительны» [3, с. 657]. И. Н. Юшков составил рецензии на бенефисы актёров Быстрова в драме «Материнское благословение» и Глушковой в пьесе «Сиротка Сусанна», водевилях «Новорожденный» и «Сумасшедшая актриса» (№ 43), на постановку комедии «Свадьба Кречинского» Сухо-во-Кобылина (№ 46), причем его материалы, во-первых, ценны информационной точностью и приведением дополнительных сведений (например, о предыдущих ролях актёров), во-вторых, отличаются балансом положительной и критической оценки. Журналист сосредотачивается, главным образом, на двух моментах — качестве актёрской игры и выборе репертуара, соответствующего исполнительским силам провинциального театра.

Следует отметить, что И. Н. Юшков гораздо большее внимание уделяет певицам оперного плана, хотя речь не идёт об оперных спектаклях. В частности, в первой рецензии он пишет, что восхищавшая некогда казанскую публику госпожа Иванова (Магдалина в «Материнском благословении») дарит тоболякам замечательное искусство с 1852 г., поэтому вне зависимости от уровня пьес и ролей, будь то — Морозова в драме «Русская боярыня XVII столетия» или помещица-кухарка в «нелепом» водевиле с переодеванием «Двое за шестерых» — «опытность её на сценическом поприще, знание сцены, верная дикция, хорошая метода пения могут принести и теперь большую пользу только что начинающим актрисам» [3, с. 657]. К начинающим он относит певицу Соколову, о которой упоминает в завершение второй рецензии, где подчёркивает её приятный, хотя и не очень сильный голос, правильность интонаций, обширный диапазон, звучность средних и высоких нот, мягкость и чистоту низких. Всё это, по его мнению, выдаёт в Соколовой оперную преемницу госпожи Ивановой [4, с. 680].

В оценке других актёров в основном критик оперирует общими характеристиками, например, Глушкова сыграла «недурно», Фёдорова «довольно натуральна в ролях сварливых старух» [3, с. 658], Быстров выполнил роль Кречинского «очень старательно, даже с некоторым одушевлением» [4, с. 679]. Бенефицианта Глушкова в комедиях «можно назвать артистом весьма талантливым» [3, с. 657], тогда как другие актёры часто утрируют или совсем не понимают ролей.

Говоря о репертуаре, И. Н. Юшков в целом объектив-

но описывает ситуацию тобольского городского театра, которому «большие драмы не по средствам», поскольку «недостаток в драматических актёрах, увы, слишком у нас ощутителен» [3, с. 657]. Примечательно, как он играет словами, с тонкой иронией оценивая сыгранные труппой комедии «очень серьёзно и добросовестно» и «немало серьёзных пьес, сыгранных комически» [4, с. 679]. Например, характеризуя «Ревизора», поставленного с большими купюрами, критик однозначно пишет, что «почти ни одна роль не выдерживает даже самой снисходительной критики: роли Судьи, Почтмейстера и помещиков были совершенно изуродованы. Вся комедия поддерживалась единственно игрой самого содержателя, г. Соколова, в роли Городничего. <...> За эту роль может взяться смелость, но только истинный талант в состоянии верно выполнить её» [3, с. 658]. Основными недостатками постановок, по мнению рецензента, являются провинциализмы, которые особенно «в выражениях и выговоре неприятно поражают слух и оставляют в слушателях тяжёлое впечатление, часто и во вред самой роли, исполненной в других отношениях безукоризненно» [4, с. 679], поэтому автор рекомендует исправить это «при внимательном наблюдении режиссёра на репетициях и при старательном заучивании и при отчётливом выполнении актёрами своих ролей» [4, с. 680].

Во второй заметке И. Н. Юшков впервые посвящает отдельные развёрнутые абзацы музыкальным аспектам спектакля — оркестру и пению, но пишет о них в самом критическом тоне. Предлагая читателю «спуститься» со сцены в здешний театральный оркестр, он констатирует, что тот, к сожалению, нисколько не улучшился и «продолжает усердно наигрывать свои нескончаемые древние польские шумные вальсы, свирепые галопы, отчаянные польки, мазурки, польки-мазурки и т. п.» [4, с. 680]. Отдельным инструментам даются ужасающие характеристики — «пронзительные звуки скрипок, свист флейты, ворчанье валторны, грохот баса, завывание виолончели» [4, с. 680]. Несмотря на крайне негативный отзыв об оркестре, публицист всё же проливает слабую надежду, что оркестр может усовершенствоваться, выбирая новый, более приятный для слуха репертуар. Однако вновь он возвращается в лоно критики и рассуждает о модных «трескучих» пьесах, которые быстро надоедают и забываются, «заменяясь другой, новой, ещё более трескучей и эффектной» [4, с. 680].

Также отрицательно критик оценивает пение, которому отводит важное место в сценической музыке. Говоря о голосе как о благородном музыкальном инструменте, который вместе со словом, выражающим мысль поэта, «неотразимо действует на сердце и душу человека» даже «при самом жалком сопровождении незатейливого оркестра» [4, с. 680], И. Н. Юшков категорично заявляет, что на тобольской сцене «нет пения, в истинном смысле этого слова» [4, с. 680]. Под таким истинным пением он имеет в виду не бытующее исполнение водевильных куплетов, а настоящую оперную музыку, столь редкую в Тобольске.

Такое же пение, вероятно, ожидала сибирская публика от очередного проезжего иностранного артиста Пекока, давшего вместе со своей супругой-аккомпаниатором два концерта вокальной музыки и, к сожалению, не оправдавшего эти надежды, чему И. Н. Юшков посвятил развёрнутую передовицу «Концерты в Тобольске» в № 8 за 1859 г. [2]. Данная публикация, в сравнении с предыдущими его театральными рецензиями, представляет собой любопытный с точки зрения музыкально-критической журналистики материал. На первый взгляд, он выдержан в традиционном для того времени жанре фельетона, но вместе с тем, вполне соответствует параметрам критической рецензии, поскольку рисует довольно чёткое, реалистичное представление о состоявшихся выступлениях, репертуаре и уровне самого вокалиста. Причём эти важные, но частные, аспекты раскрываются на фоне двух наиболее весомых проблем — целеполагания подобных гастрольных концертов и восприятия исполняемой музыки местным обществом. Продемонстрируем это фрагментами публикации.

Предваряя разговор о певце Пекоке, в экспозиционном разделе передовицы И. Н. Юшков пока ещё в позитивном ключе констатирует факт частого появления в Тобольске иностранных артистов, от музыкантов (вспоминая итальянскую виолончелистку Христиани и нидерландского флейтиста Совле) до фокусника, для которых Сибирь «наконец перестаёт быть terra incognita» [2, с. 71]. Но он интригует читателя, постепенно вводя его в суть вопроса, что же может являться истинной целью таких гастролей. Для одних артистов, рассуждает журналист, кому наскучил успех в столицах, это возможность путешествия «в наш далёкий и любопытный, по всеобщим отзывам, край» [2, с. 71], другие, не выдержав конкуренции на ведущих сценах, «избрали театром своих музыкальных подвигов скромные и отдаленные провинции, твёрдо решившись восхищать, во что бы то ни стало, новооткрытую ими публику» [2, с. 71]. Однако, по мнению критика, такие цели не оправдываются, тем более, если артисты «рассчитывают здесь на обильную жатву лавров и целковых» [2, с. 71]. Яркий пример тому — господин Пекок, которого И. Н. Юшков относит ко второй «категории», как не имеющему «претензии на европейскую известность» [2, с. 71]. Он признаёт объективную ситуацию, что на фоне таких имён, как «Рубини, Марио, Тальяфико, — пленять пением теперь там (в Петербурге. — О. С.) сделалось очень трудным» [2, с. 71].

Оценка голоса Пекока в целом далеко не лестна: певец «не обладает ни силою и звучностью, ни особенной полнотой голоса» [2, с. 71]. Хотя рецензент и сглаживает это категоричное высказывание «мягкостью вокализации» и «симпатичностью тембра», называя его «меццо-тенор», но затем даёт читателю подробные характеристики: «Верхние ноты у него слабы и <...> жидковаты, нижние часто лишены выразительности, полноты и мягкости, особенно в быстрых пассажах и фиоритурах; переход грудных звуков в головные далеко неискусен; гораздо лучше удаются ему пассажи

в средних нотах» [2, с. 72]. В исполнении произведений также не всё удачно, не всё «по силам» артисту, например, в финальной сцене из «Лючии» Доницетти «вместо звучных, энергических и живых нот, у него вырывались какие-то разбитые, дикие и порывистые звуки» [2, с. 72], а успеху арии Моностатоса (у И. Н. Юшкова Араб) из «Волшебной флейты» способствовало как раз не столько пение, сколько само сочинение «колоссального гения немецкой музыки, вечно нового, вечно юного Моцарта» [2, с. 72]. Единственное, что удостоилось похвалы рецензента — общая «метода» пения, особенно в отношении итальянских арий Доницетти и Россини, ставших лучшими номерами концертов.

Гастролирующие в России певцы обязательно включали в концертный репертуар русские песни и романсы, чему критики не могли не уделить специальное внимание. И. Н. Юшков также даёт оценку этой части программы Пекока, считая, что она не совсем удалась с музыкальной точки зрения, и аргументирует это естественной трудностью для иностранца в совершенстве постичь «всех разнообразных мотивов русской жизни, русского духа, так верно отразившихся в нашей народной поэзии и так сильно звучащих во всех безыскусственных мелодиях, прямо вылившихся из души русского человека в различные моменты его незатейливой жизни» [2, с. 72]. Тем не менее, несмотря на иностранный акцент, тобольской публике приятно было слышать родные напевы, поэтому она радушными аплодисментами встретила песни «Очи, мои очи», «Мне моркотно» и «Оседлаю коня».

Однако не оценка голоса и репертуара отличает данную публикацию. Главным её проблемным аспектом становится творческая коммуникация музыканта и сибирской публики, восприятие музыкального искусства местным обществом. Здесь И. Н. Юшков с сожалением констатирует, что «масса провинциальной публики очень часто состоит из людей, вовсе даже неприготовленных к настоящему пониманию искусства (курсив наш. — О. С.), особенно такого, как музыка» [2, с. 71]. Тобольское общество, по оценке журналиста, в большинстве своём состоит из небогатого чиновного сословия, за редким исключением «ещё довольно смутно постигающего истинное значение и даже самое существование этого искусства, и из купечества, ещё менее подозревающего это существование» [2, с. 71]. Фактически И. Н. Юшков пишет о взаимозависимости между успехом артиста (и цифрой сбора от концерта) и уровнем музыкального развития провинциального общества. В качестве примера такого своеобразного культурного «диалога» публики и артиста он приводит аргументы обеих сторон: реплики слушателей после концерта, свидетельствующие о холодном и неопределённом общем впечатлении, и признание другого музыканта — знаменитого виртуоза А. Ш. Литольфа, гастролировавшего в Европе, о потере вдохновения в момент игры перед публикой, не понимающей и не

любящей музыку (публицист ссылается на парижские письма пианиста). Даже развивающееся в Тобольске музыкальное образование детей, весьма ограниченное заучиванием гамм и «однообразных экзерсисов», множеством танцев, «один другого пустее», и в лучшем случае тремя фантазиями Калькбреннера, Гензельта и вариациями Герца, тем более без теории музыки и её литературы, не позволяет достичь понимания настоящей музыки. «Истинная любовь к музыке даже и невозможна при музыкальном воспитании на таких шатких основаниях и ложном направлении его», — заключает И. Н. Юшков, выражая сожаление профессиональным музыкантам, вынужденным выступать перед публикой «провинциальной трущобы» [2, с. 73].

Таким образом, не будучи профессиональным критиком и музыкантом, И. Н. Юшков отражает в своей корреспонденции такие принципиальные рецензионные аспекты, как исполнительский уровень актёров, певцов и театрального оркестра, выбор репертуара, демонстрирует навыки вокально-исполнительской аналитики. Более того, впервые в Тобольских ведомостях И. Н. Юшков поднимает остро стоящую проблему провинциальности сибиряков и дилетантизма в музыкальном искусстве в соотношении двух его составляющих — исполнителя и слушателя. Данное обстоятельство не могло не всколыхнуть передовую часть местного общества, о чем свидетельствует, например, статья другого автора С. Корсака «О концертах, даваемых в Тобольской губернии заезжими артистами — певцами и музыкантами», опубликованная уже в следующем номере газеты, где автор в продолжение мысли редактора рассуждает о гастролёрах низкого уровня, тщетно желающих снискать славу у местной публики, и призывает посредственных артистов воздержаться от подобных выступлений. Это означает, что публикации И. Н. Юшкова выступили своего рода лакмусом культурной ситуации города и в определённой степени выполнили одну из главных задач музыкальной критики как регулятора нравственно-эстетических ценностей социума. Тем самым И. Н. Юшкова следует признать одним из зачинателей сибирской музыкально-критической журналистики.

В качестве послесловия добавим, что И. Н. Юшков как редактор в течение десяти лет поддерживал культурную линию Тобольских ведомостей, хотя были и такие годы (1860, 1862, 1869), когда не печаталось ни одного фельетона, рецензии или даже отчёта о концертно-те-атральной жизни. Его авторский музыкально-критический талант в дальнейшем, к сожалению, не нашёл своего продолжения, а рубрика «Театральные известия» после двух рецензий вовсе исчезла со страниц газеты. В то же время именно при И. Н. Юшкове сформировался постоянный корпус корреспондентов в лице таких известных сибирских деятелей, как В. Ильин, А. Иконников, К. Голодников, Е. Кузнецов, И. Бартошевич, которые прокладывали новые пути развития региональной музыкально-критической журналистики.

Литература

1. Грубер Р. И. О музыкальной критике, как предмете теоретического и исторического изучения // De т^са: Временник Отдела теории и истории музыки ГИИИ. Вып. 2. Л., 1926. С. 43-59.

2. И. Ю. (Юшков И. Н.) Концерты в Тобольске // Тобольские губернские ведомости. 1859. № 8. С. 71-73.

3. И. Ю. (Юшков И. Н.) Театральные известия // Тобольские губернские ведомости. 1858. № 43. С. 657-658.

4. И. Ю. (Юшков И. Н.) Театральные известия // Тобольские губернские ведомости. 1858. № 46. С. 679-680.

5. Костецкая Е. В. Отражение культурной жизни Тобольска 50-60-х годов XIX века в театральных заметках «Тобольских губернских ведомостей» // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 46. 2010. № 22 (203). С. 60-62.

6. Мандрика Ю. Л. Неофициальная часть губернских ведомостей как тип провинциального издания (на материале «Тобольских губернских ведомостей»): автореф. дис. ...

канд. филол. наук. Воронеж, 2004. 28 с.

7. Мандрика Ю. Л. Тобольские губернские ведомости. Редакторский корпус: антология тобольской журналистики конца XIX — начала XX вв. Тюмень: Мандр и К°, 2004. 648 с.

8. Роменская Т. А. Сибирская музыкальная пресса // Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Т. 2. Музыкальная культура Сибири от походов Ермака до Октябрьской революции. Кн. 2. Музыкальная культура Сибири второй половины XIX— начала XX века. Новосибирск, 1997. С. 191-237.

9. Светлова О. А. История сибирской музыкальной критики и журналистики в региональной периодике: к постановке проблемы // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9. № 2. С. 176-183.

10. Шевцов В. В. «Тобольские губернские ведомости» (1857-1867) в период губернаторства В. А. Арцимовича, А. В. Виноградского и А. И. Деспот-Зеновича // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 1. С. 5-14.

References

1. Gruber R. I. O muzykal'noi kritike, kak predmete teore-ticheskogo i istoricheskogo izucheniya [About music criticism as a subject of theoretical and historical study] // De musica: Vremennik Otdela teorii i istorii muzyki GIII [De musica: A temporary of the Department of Theory and History of Music ofthe GIII]. Vyp. 2. L., 1926. P. 43-59.

2. I. Yu. (Yushkov I. N.) Kontserty v Tobol'ske [Concerts inTo-bolsk] // Tobol'skie gubernskie vedomosti [Tobolsk province vedomosti]. 1859. № 8. P. 71-73.

3. I. Yu. (Yushkov I. N.) Teatral'nye izvestiya [Theatrical news] // Tobol'skie gubernskie vedomosti [Tobolsk province vedomosti]. 1858. № 43. P. 657-658.

4. I. Yu. (Yushkov I. N.) Teatral'nye izvestiya [Theatrical news] // Tobol'skie gubernskie vedomosti [Tobolsk province vedomosti]. 1858. № 46. P. 679-680.

5. Kostetskaya E. V. Otrazhenie kul'turnoi zhizni Tobol'ska 50-60-kh godov XIX veka v teatral'nykh zametkakh «Tobol'ski-kh gubernskikh vedomostei» [Reflection of the cultural life ofTo-bolsk in the 1850-1860s in the theatric notes of the «Tobolsk Province Vedomosti»] // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstven-nogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie. Vyp. 46 [Bulletin of Chelyabinsk State University. Philology. Art history. Issue 46.]. 2010. № 22 (203). P. 60-62.

6. Mandrika Yu. L. Neofitsial'naya chast' gubernskikh vedomostei kak tip provintsial'nogo izdaniya (na materiale «Tobol'skikh gubernskikh vedomostei») [The unofficial part of the provincial vedomosti as a type of province publication (based on the material of the «Tobolsk Province Vedomosti»)]: avtoref. dis. ... kand.

filol. nauk. Voronezh, 2004. 28 p.

7. Mandrika Yu. L. Tobol'skie gubernskie vedomosti. Re-daktorskij korpus: antologiya tobol'skoi zhurnalistiki kontsa XIX— nachala XX vv. [Tobolsk provincial vedomosti. Editorial body: ananthology of Tobolsk journalism of the late XIX — early XX centuries]. Tyumen: Mandr i K°, 2004. 648 p.

8. Romenskaya T. A. Sibirskaya muzykal'naya pressa [Siberian music press] // Muzykal'naya kul'tura Sibiri: V 3 t. T. 2. Muzykal'naya kul'tura Sibiri ot pokhodov Ermaka do Okty-abr'skoi revolyutsii. Kn. 2. Muzykal'naya kul'tura Sibiri vtoroi poloviny XIX — nachala XX veka [Musical culture of Siberia: In 3 vols. 2. Musical culture of Siberia from Ermak's campaigns to the October Revolution. Book 2. Musical culture of Siberia of the second half of the XIX — early XX century]. Novosibirsk, 1997. P. 191-237.

9. Svetlova O. A. Istoriya sibirskoi muzykal'noi kritiki i zhurnalistiki v regional'noi periodike: k postanovke problemy [The history of Siberian music criticism and journalism in regional periodicals: towards the formulation of the issue] // Vest-nik muzykal'noi nauki [Journal of Musical Science]. 2021. T. 9. № 2. P. 176-183.

10. Shevtsov V. V. «Tobol'skie gubernskie vedomosti» (18571867) v period gubernatorstva V. A. Artsimovicha, A. V. Vino-gradskogo i A. I. Despot-Zenovicha [«Tobolsk Province Vedomosti» (1857-1867) during the governorship of V. A. Artsimovich, A. V. Vinogradsky and A. I. Despot-Zenovich] // Vestnik Tomsko-go gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University]. 2016. № 1. P. 5-14.

Информация об авторе

Ольга Александровна Светлова E-mail: svetlolga@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки» 630099, Новосибирск, ул. Советская, дом 31

Information about the author

Olga Aleksandrovna Svetlova E-mail: svetlolga@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Glinka Novosibirsk State Conservatoire» 630099, Novosibirsk, 31 Sovetskaya Str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.