Научная статья на тему 'Отражение культурной жизни Тобольска 50-60-х годов XIX века в театральных заметках «Тобольских губернских ведомостей»'

Отражение культурной жизни Тобольска 50-60-х годов XIX века в театральных заметках «Тобольских губернских ведомостей» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
229
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ В СИБИРИ / "ТОБОЛЬСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ" / ГАЗЕТНАЯ КРИТИКА / ТЕАТРАЛЬНАЯ РЕЦЕНЗИЯ / ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ПРОВИНЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Костецкая Екатерина Викторовна

Статья посвящена изучению содержания театральных рецензий в газете «Тобольские губернские ведомости» 50-60-х годов XIX века. Театральная рецензия отражает культурную жизнь Тобольской губернии, дает представление о литературных вкусах провинциальных жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отражение культурной жизни Тобольска 50-60-х годов XIX века в театральных заметках «Тобольских губернских ведомостей»»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 22 (203).

Филология. Искусствоведение. Вып. 46. С. 60-62.

Е. В. Костецкая

ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ТОБОЛЬСКА 50-60-х ГОДОВ XIX ВЕКА В ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗАМЕТКАХ «ТОБОЛЬСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЕЙ.»

Статья посвящена изучению содержания театральных рецензий в газете «Тобольские губернские ведомости» 50-60-х годов XIX века. Театральная рецензия отражает культурную жизнь Тобольской губернии, дает представление о литературных вкусах провинциальных жителей.

Ключевые слова: периодическая печать в Сибири, «Тобольские губернские ведомости», газетная критика, театральная рецензия, литературная жизнь провинции.

Все чаще внимание исследователей начинает привлекать изучение провинциальной периодической печати Сибири. В частности, интересен анализ тобольской периодики, так как Тобольск долгое время был центром просвещения и культуры Сибири. Изучение тобольской периодики ведется в различных направлениях. Специалисты обращаются к анализу литературных особенностей тобольской прессы на разных этапах ее развития, характеризуют переводную литературу на страницах местных газет и журналов, интересуются вопросами изучения биографии и деятельности сотрудников тобольских периодических изданий, освещают проблемы, связанные с исследованием конкретных тобольских изданий (журналов «Иртыш, впадающий в Иппокрену», «Библиотека ученая», газет «Тобольские губернские ведомости», «Сибирский листок» и др.).

Сегодня видится ценным изучение деятельности «Тобольских губернских ведомостей». Газета интересует ученых различных областей знаний как источник сведений об экономической, политической, общественной, культурной жизни провинции конца XIX - начала XX века. Наиболее интересным представляется изучение роли «Тобольских губернских ведомостей» в литературной жизни региона.

Период 1850-60-х годов в деятельности газеты являлся наиболее плодотворным, так как в это время в газете трудились лучшие корреспонденты и цензоры, писавшие статьи на различные темы - от истории Тобольской губернии до современной жизни сибиряков. В конце 60-х - начале 70-х ситуация изменилась, по сравнению с частными изданиями газета стала менее популярна и утратила свои позиции.

«Тобольские губернские ведомости» (далее «ТобГВ») имели официальную часть и

неофициальный отдел, который в 50-60-х годах при отсутствии частных газет в губернии вызывал большой интерес. Основной целью неофициальной части было «сообщение разных полезных сведений для здешнего края»1. В этой части газеты часто помещались произведения литературной критики, которая способствовала формированию общественного мнения о литературной жизни.

В первые годы существования газеты излюбленной темой публикаций была театральная жизнь Сибири. Театральные заметки и рецензии выходили в неофициальной части «ТобГВ» в рубрике «Местные известия». Сложно определить авторство заметок о театральной жизни, появлявшихся в газете в первое время ее существования. В первых номерах за 1858 год под заголовками «Местные известия: Тобольск», «Местные известия: Тюмень», «Известия, сообщенные из Омска» информация о спектаклях помещалась без подписи автора.

По мнению Т. Савченковой, некоторые статьи, освещавшие городскую культурную жизнь, в том числе благотворительные спектакли и постановки приезжих театральных трупп, могли принадлежать П. П. Ершову. В 1957-1958 годах он мог быть не только редактором неофициальной части «ТобГВ», но и журналистом, печатавшим оригинальные по стилю статьи и заметки под псевдонимами Житель Тобольска, Любитель, Тобольский житель2.

Под заголовком «Листок из Омска» публиковались рассуждения о необходимости появления в Омске драматического театра, о содержании поставленных пьес и их значении для народа, подписанные псевдонимом Говорун. Ю. Л. Мандрика обращает внимание на то, что Говорун и работавший под

псевдонимами Д. и З. Г. Потанин исчезают со страниц ведомостей в одно время, что позволяет предположительно считать Говоруна и Г. Потанина одним лицом.

В последних номерах «ТобГВ» за 1858 год появились первые авторские мини-рецензии на спектакли, устраиваемые местными и приезжими актерами. В разделе «Театральные известия» наиболее подробные рецензии с оценкой сюжетов и ролей писал И. Н. Юшков, подписываясь псевдонимами И. Ю. или И. Ю-въ. В 1860-е годы театральные события продолжали освещать В. Ильин (подписывался В. И-нъ или В. И.) и Н. С. Знаменский.

Авторы статей обращали внимание на замечания столичной прессы о том, что тобольской газете нечем заинтересовать порядочного человека, так как она практически не освещает вопросы театральной, литературной жизни. Действительно, корреспонденты провинциального издания признавались: «Чего нет, о том и писать нам нельзя»3, «Мы люди далекие. Из того, что занимает вас в настоящее время, может быть, не все долетает до нас»4. Однако они подчеркивали, что следят за тем, что пишется в столичных периодических изданиях и разделяют их новые цели - не писать только о балах и театрах, а освещать то, что может развить умственную, нравственную, эстетическую жизнь человека. Редакция «Тобольских губернских ведомостей» обращается к столичным коллегам с пожеланием справедливо оценивать деятельность сибирской газеты, убеждая в том, что провинция хорошо понимает значение нового направления в общественной жизни России, но не видит ничего плохого в сообщениях о таких культурных событиях местной жизни, как балы, концерты, любительские спектакли и т. д. По представлению автора статьи «О праздниках в Тобольске по случаю приезда сюда Его Высокопревосходительства, Господина Генерал-Губернатора Западной Сибири Густава Христиановича Гасфорта», необходимо писать о прогрессе не только в политическом и материальном отношении, но и в эстетическом плане. Следовательно, заметки о проведении балов и представлений могут быть полезными для формирования литературного вкуса, для изображения социальных и политических отношений в обществе4.

Первый номер «ТобГВ» за 1858 год начинается театральной заметкой о прошедших в Тобольске спектаклях. Автор оговаривается,

что о достойных спектаклях все-таки следует рассказать, потому что подобные представления облагораживают зрителя. В следующих номерах газеты встречаются рассуждения о том, что благодаря проведению спектаклей в местном обществе в скором времени появится потребность в чтении серьезных книг. Даже в торговом городе Тюмени начинают играть благотворительные спектакли, обсуждать достоинства пьес, недостаток театральных сочинений, то есть говорить об искусстве и литературе.

Содержание театральных статей дает возможность увидеть, с какой литературой любительский и профессиональный театр знакомил провинциальных жителей. В 50-60-е годы XIX века любимым развлечением тобольской публики становятся благородные или благотворительные спектакли, о проведении которых часто с удовольствием сообщают сотрудники газеты, подчеркивая в рецензиях их значимость для провинциальной публики: «Редкость подобных развлечений в Тобольске и желание иметь свою долю в добром деле соединили на этот раз почти все наше общество <...>»5. Представления знакомили провинциальное население с литературной жизнью России, способствовали единению горожан и давали возможность помогать нуждающимся, так как денежные сборы назначались в пользу Мариинской школы, Воскресной школы, призреваемых тюремным комитетом, погорельцев и др.

В основном в 50-60-е годы XIX века популярностью пользовались комедии, поставленные любителями-актерами по репертуару столичных театров. Например, предпочтение отдавали переводным пьесам «Капризница» Карло Гольдони, «Полюбовная сделка» Леонса и Бернара, ставили водевили П. А. Каратыгина «Вицемундир» и «Петербургские дачи», А. Н. Баженова «Любовный напиток», Крестовского (Н. Н. Куликова) «Сумасшедшая актриса», К. А. Тарновского «Мотя», «Слепой курице все пшеница», играли комедию А. Н. Островского «Старый друг лучше новых двух».

Положительные отзывы рецензентов получил последний спектакль первого абонемента в 1858 году «Свадьба Кречинского» сочинения А. В. Сухово-Кобылина. Комедия, по словам автора, показалась зрителю занимательной и имела значительный успех благодаря удачному развитию основной мысли, отсутствию длинных монологов, доступному языку, положительно сыгранным ролям. Кроме того, в

рецензии обращалось внимание на недостатки провинциальных постановок: провинциализ-мы в выражениях актеров и местный выговор, небезукоризненное музыкальное сопровождение, слабое художественное пение.

Сотрудники газеты неоднократно высказывали пожелания основать драматический театр, который имел бы большое значение в деле культурного воспитания и просвещения провинциального зрителя. Драматические произведения давали только приезжие профессиональные актеры. Например, трупа Г. Соколова в 1858 году представила семнадцать спектаклей, среди которых особенно удачно показана драма «Материнское благословение», переделка Н. А. Некрасовым французской пьесы «Божья милость» А.-Ф. Деннери и Г. Лемуана. В исполнении непровинциальных актеров тобольский зритель увидел драму П. Г. Ободовского «Русская барыня XVII столетия», французский водевиль в переводе С. П. Соловьева «Что и деньги без ума», шутку-водевиль П. С. Федорова «Двое за шестерых». Критики отмечают интересную игру актеров в комедии Мельвиля (А.-О.-Ж. Дюверье) и Гино «Сиротка Сусанна», в водевилях М. Н. Загоскина «Новорожденный», Крестовского (Н. Н. Куликова) «Сумасшедшая актриса». Особую благодарность публики заслужили комедии «Не в свои сани не садись» А. Н. Островского и «Ревизор» Н. В. Гоголя.

Рецензии всегда содержали положительные комментарии и критические замечания, журналисты подчеркивали художественную ценность пьес, анализировали качество исполнения ролей, отмечая, насколько актер был «хорош», «недурен», «натурален» в той или иной роли. Например, И. Н. Юшков в рецензии на постановку «Ревизора» свободно высказывал отношение к спектаклю, одобрял творческие находки и особенно удачную игру, и то же время критиковал некоторых актеров за «изуродованные» роли: «Вся комедия поддерживалась единственною игрою самого содержателя, Г. Соколова, в роли городничего - и надо отдать справедливость: эта роль доставила Г. Соколову заслуженную похвалу и благодарность публики»6.

Авторы театральных рецензий признавались, что «большие драмы не по средствам нашему театру: недостаток в драматических актерах, увы, слишком у нас ощутителен», и с гордостью сообщали, что провинциальный зритель, «несмотря на дурную погоду», всегда находит возможность в свое удовольствие

два-три раза в неделю посещать представления гастролирующих актеров7.

Итак, в разделе «Местные известия» «Тобольских губернских ведомостей» в 50-60-е годы XIX века часто помещались театральные рецензии, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что тоболяки с удовольствием посещали любительские спектакли и принимали участие в их постановках. Однако предпочитаемые комедии и водевили имели в основном развлекательный характер, хотя авторы рецензий говорят о потребности видеть на сцене и драматические произведения. Серьезными пьесами в эти годы радовали население Тобольска только приезжие актеры, благодаря чему имели у публики большой успех. Если учесть, что число читающих в Тобольской губернии по сравнению с другими было небольшим, и лишь немногие обращались к серьезной мировой художественной литературе, то следует заметить, что возможность приобщиться к мировой культуре провинциальным зрителям давали именно театральные представления и рецензии. Интересно замечание И. Н. Юшкова (И. Ю.), автора статьи «О библиотеках в Тобольске»: «Мы читаем мало, да еще и в этом-то немногом очень часто выбираем нелучшее»8. Таким образом, именно через театральные представления провинциальный тобольский зритель в середине XIX века имел возможность знакомиться с родной и переводной литературой. В свою очередь театральные рецензии способствовали развитию актерского мастерства и художественного вкуса провинциальных жителей.

Примечания

1 См.: Тобол. губерн. ведомости. 1858. № 45. С.675.

2 См.: Савченкова, Т. П. Петр Павлович Ершов и его корреспонденты на страницах газеты «Тобольские губернские ведомости» // Врата Сибири : лит.-худож. и ист.-краевед. альм. Тюмень, 2008. № 1 (24). С. 223-224.

3 См.: Тобол. губерн. ведомости. 1858. № 1. С. 13.

4 Там же. № 15. С. 304.

5 См.: Тобол. губерн. ведомости. 1861. № 22.

6 См.: Тобол. губерн. ведомости. 1858. № 43. С. 658.

7 Там же. С. 657.

8 См.: Тобол. губерн. ведомости. 1860. № 31. С. 256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.