Научная статья на тему 'ТЕАТРАЛЬНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА Е.В. КОРША В «ТОМСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЯХ»'

ТЕАТРАЛЬНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА Е.В. КОРША В «ТОМСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЯХ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная культура Сибири / музыкально-критическая журналистика / театральная критика / Е.В. Корш / «Томские губернские ведомости» / musical culture of Siberia / music-critical journalism / theater criticism / E.V. Korsh / "Tomsk Provincial Vedomosti"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Светлова Ольга Александровна

Статья посвящена публицистической деятельности в сфере театральной и музыкальной критики известного сибирского журналиста и редактора Евгения Валентиновича Корша, жившего в Томске в 1880–1888 гг. Определяется его значение в сибирской музыкально-критической журналистике на этапе ее становления. Впервые рассматриваются заметки и рецензии Корша о драматических спектаклях и концертах в Томске, опубликованные в «Томских губернских ведомостях» в 1882–1883 гг., когда он был редактором неофициальной части газеты. Корш ввел рубрику «Театральная хроника», где регулярно размещал критические отзывы. Он стал первым автором музыкально-критических публикаций в правительственной прессе о концертах Томского отделения Императорского русского музыкального общества, гастролеров и местных музыкантов-любителей. В статье анализируются некоторые публикации Корша, которые дают представление о его критическом стиле и позволяют очертить ключевые аспекты его критики. Он поднимал такие острые вопросы, как репертуар провинциального театра, уровень постановок, исполнительского дарования и мастерства артистов, фиксировал посещаемость спектаклей и концертов, отражал мнение публики. Рецензент подвергал жесткой критике слабые пьесы, излишне эффектные театральные приемы, фальшивую игру, пренебрежение русским репертуаром, равнодушие публики, но поддерживал артистов среднего уровня за естественность и верность интонации, старательное исполнение и добросовестное отношение к искусству. Сделан вывод о том, что в томской губернской прессе Е.В. Корш стал первым критиком в области театрального и музыкального искусства. После этого недолгого периода расцвета музыкально-критические публикации исчезли со страниц правительственной газеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATER AND MUSIC CRITICISM OF E.V. KORSH IN THE “TOMSK PROVINCIAL VEDOMOSTI”

The article is devoted to the journalistic activity in the field of theater and music criticism of the famous Siberian journalist and editor Evgeny Valentinovich Korsh, who lived in Tomsk in 1880–1888. Its significance in the Siberian music-critical journalism at the stage of its formation is determined. For the first time, Korsh's notes and reviews on dramatic performances and concerts in Tomsk, published in the “Tomsk Provincial Vedomosti” in 1882– 1883, when he was the editor of the non-official part of the newspaper, are considered. Korsh introduced the "Theatrical Chronicle" column, where he regularly posted critical reviews. He became the first author of music-critical publications in the government press about concerts of the Tomsk branch of the Imperial Russian Musical Society, guest performers and local amateur musicians. The article analyzes some of Korsh's publications, which give an idea of his critical style and allow us to outline the key aspects of his criticism. He raised such acute issues as the repertoire of the provincial theater, the level of productions, performing talent and artistry of artists, recorded the attendance of performances and concerts, reflected the mood of the audience. The reviewer severely criticized weak plays, overly spectacular theatrical techniques, fake acting, disregard for the Russian repertoire, public indifference, but supported the artists of the average level for naturalness and fidelity of intonation, diligent performance and conscientious attitude to art. It is concluded that in the Tomsk provincial press E.V. Korsh became the first critic in the field of theatrical and musical art. After this brief period of prosperity, music-critical publications completely disappeared from the pages of the government newspaper.

Текст научной работы на тему «ТЕАТРАЛЬНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА Е.В. КОРША В «ТОМСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЯХ»»

МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

© Светлова, О.А., 2022 УДК 78.072

DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-183-192

ТЕАТРАЛЬНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА Е.В. КОРША В «ТОМСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЯХ»

О.А. Светлова1

1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена публицистической деятельности в сфере театральной и музыкальной критики известного сибирского журналиста и редактора Евгения Валентиновича Корша, жившего в Томске в 1880-1888 гг. Определяется его значение в сибирской музыкально-критической журналистике на этапе ее становления. Впервые рассматриваются заметки и рецензии Корша о драматических спектаклях и концертах в Томске, опубликованные в «Томских губернских ведомостях» в 1882-1883 гг., когда он был редактором неофициальной части газеты. Корш ввел рубрику «Театральная хроника», где регулярно размещал критические отзывы. Он стал первым автором музыкально-критических публикаций в правительственной прессе о концертах Томского отделения Императорского русского музыкального общества, гастролеров и местных музыкантов-любителей. В статье анализируются некоторые публикации Корша, которые дают представление о его критическом стиле и позволяют очертить ключевые аспекты его критики. Он поднимал такие острые вопросы, как репертуар провинциального театра, уровень постановок, исполнительского дарования и мастерства артистов, фиксировал посещаемость спектаклей и концертов, отражал мнение публики. Рецензент подвергал жесткой критике слабые пьесы, излишне эффектные театральные приемы, фальшивую игру, пренебрежение русским репертуаром, равнодушие публики, но поддерживал артистов среднего уровня за естественность и верность интонации, старательное исполнение и добросовестное отношение к искусству. Сделан вывод о том, что в томской губернской прессе Е.В. Корш стал первым критиком в области театрального и музыкального искусства. После этого недолгого периода расцвета музыкально-критические публикации исчезли со страниц правительственной газеты. Ключевые слова: музыкальная культура Сибири, музыкально-критическая журналистика, театральная критика, Е.В. Корш, «Томские губернские ведомости» Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Светлова О.А. Театральная и музыкальная критика Е.В. Корша в «Томских губернских ведомостях» // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С. 183192. DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-183-192.

THEATER AND MUSIC CRITICISM OF E.V. KORSH IN THE "TOMSK PROVINCIAL VEDOMOSTI"

O.A. Svetlova1

1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the journalistic activity in the field of theater and music criticism of the famous Siberian journalist and editor Evgeny Valentinovich Korsh, who lived in Tomsk in 1880-1888. Its significance in the Siberian music-critical journalism at the stage of its formation is determined. For the first time, Korsh's notes and reviews on dramatic

performances and concerts in Tomsk, published in the "Tomsk Provincial Vedomosti" in 18821883, when he was the editor of the non-official part of the newspaper, are considered. Korsh introduced the "Theatrical Chronicle" column, where he regularly posted critical reviews. He became the first author of music-critical publications in the government press about concerts of the Tomsk branch of the Imperial Russian Musical Society, guest performers and local amateur musicians. The article analyzes some of Korsh's publications, which give an idea of his critical style and allow us to outline the key aspects of his criticism. He raised such acute issues as the repertoire of the provincial theater, the level of productions, performing talent and artistry of artists, recorded the attendance of performances and concerts, reflected the mood of the audience. The reviewer severely criticized weak plays, overly spectacular theatrical techniques, fake acting, disregard for the Russian repertoire, public indifference, but supported the artists of the average level for naturalness and fidelity of intonation, diligent performance and conscientious attitude to art. It is concluded that in the Tomsk provincial press E.V. Korsh became the first critic in the field of theatrical and musical art. After this brief period of prosperity, music-critical publications completely disappeared from the pages of the government newspaper.

Keywords: musical culture of Siberia, music-critical journalism, theater criticism, E.V. Korsh, "Tomsk Provincial Vedomosti"

Conflict of interests. The author declares the absence of conflict of interests. For citation: Svetlova, O.A. (2022), "Theater and music criticism of E.V. Korsh in the «Tomsk Provincial Vedomosti»", Journal of Musical Science, Vol. 10, no. 4, pp. 183-192. DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-183-192.

История сибирской музыкально-критической журналистики неразрывно связана с возникновением и развитием в регионе официальной прессы, с творчеством крупных общественных деятелей, способствовавших формированию культурного пространства губернских центров. Одна из таких знаковых фигур -Евгений Валентинович Корш (18521913), присяжный поверенный, сотрудник первой в Томске частной «Сибирской газеты», редактор неофициальной части «Томских губернских ведомостей», организатор газеты «Сибирский вестник».

Личность Е.В. Корша и его деятельность в Томске получили достаточное освещение в исследованиях, посвященных истории сибирской прессы. Из новейших отметим, прежде всего, труды филолога Н.В. Жиляковой (2010; 2011) и историка В.В. Шевцова (2011; 2012). Сам Е.В. Корш оставил воспоминания о своем восьмилетнем пребывании в Сибири1. Между тем его театраль-184

ные и музыкально-критические публикации в работах томских ученых и в соответствующем разделе книги авторитетного новосибирского музыковеда-историка Т.А. Ромен-ской «Музыкальная культура Сибири второй половины XIX - начала XX века» фундаментального трехтомного издания (1997) еще не были объектом специального рассмотрения. В силу данных обстоятельств мы считаем необходимым обратиться к неизученной части критического наследия Е.В. Корша с целью определения его роли в сибирской музыкально-критической журналистике на этапе ее становления.

Известно, что Е.В. Корш по окончании Петербургского университета наряду с юридическим делом также пошел по стопам своего отца - известного журналиста, переводчика, историка литературы Валентина Федоровича Корша. В Петербурге молодой журналист издавал ежедневную газету «Северный вестник» (1877-1878), а оказавшись в 1880 г.

в Томске2, работал помощником ревизора Контрольной палаты (Шевцов В., 2012, с. 391) и вошел в состав редакции «Сибирской газеты» (1881-1882), где вел рубрику «Литературное обозрение».

Как пишет Н.В. Жилякова, «Современники отмечали его изысканное светское воспитание, солидные, разносторонние познания, преданность газетному делу: среди основателей первой частной томской газеты он был, пожалуй, единственным, кто имел опыт издания периодики и немало помог становлению "Сибирской газеты"» (2011, с. 77). Однако Е.В. Корш покинул газету из-за конфликта с Н.М. Ядринце-вым, что в дальнейшем повлияло на неоднозначную оценку его заслуг как журналиста и редактора. В.В. Шевцов подчеркивает, что «до сих пор довлеет авторитетное мнение Н.М. Ядринцева, который практически в каждой из своих публикаций, посвященных сибирской прессе, не забывал определить "физиономию" и классифицировать деятельность своего конкурента, подчеркивая собственное лидерство в газетном деле» (2012, с. 242).

Опуская подробности соперничества журналистов и газет, отметим лишь, что конкурентная борьба сыграла определенную роль в учреждении Е.В. Коршем в 1885 г. нового издания - газеты «Сибирский вестник», в которой он работал до своего полного помилования в 1887 г., после чего «в 1889 году покинул Сибирь и устроился работать на российские железные дороги, где прослужил двадцать лет, до 1908 года» (Жилякова Н., 2011, с. 182).

В «Томских губернских ведомостях» Е.В. Корш работал в 1882-

1883 гг. по приглашению губернатора В.И. Мерцалова, который поручил ссыльному адвокату управление типографией и газетой с целью улучшения и систематизации их содержания, упрочения репутации и привлечения подписчиков. Редактором неофициальной части Е.В. Корш был c № 13 1882 г. по № 4 1883 г. «В феврале 1883 года Главное управление по делам печати обнаружило, что неофициальный отдел редактирует уголовный ссыльный, и потребовало отстранить Е.В. Корша от редактирования газеты» (Жилякова Н., 2011, с. 84), что и произошло, однако Е.В. Корш на некоторое время фактически оставался негласным главой издания.

Следует подчеркнуть, что к моменту прихода Е.В. Корша в редакцию «Томские губернские ведомости» выпускались уже в течение четверти века. По аналогии с центральными ведомостями газета состояла из официальной и неофициальной частей, и региональная специфика издания во многом определялась именно второй частью, где размещались исторические, краеведческие, археологические, этнографические, литературные, театральные и иные материалы местных просветителей, журналистов, чиновников, историков, учителей, священников и др. На этом фоне материалы, связанные с театральной и концертной жизнью города, в течение 1860-1870-х гг. носили спорадический характер, а в определенные годы и вовсе отсутствовали. Литературно-музыкальные вечера и благотворительные концерты, которые устраивались местными любителями, постановки Томского театра, функционировавшего с 1850 г., в лучшем случае

получали освещение в виде кратких анонсов или информационно-финансовых отчетов без каких-либо оценочных замечаний. Парадоксально, но даже такое знаковое событие, как учреждение Томского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО) в 1879 г. и его три первых концертных сезона совершенно не отрецензированы в губернской прессе.

Ситуация кардинально изменилась, когда в должность редактора вступил Е.В. Корш, обновивший концепцию и формат издания. Неофициальная часть стала выходить отдельно от официальной, «в размере 11/2 21/2 печатных листов, по вновь утвержденной г. министром внутренних дел, значительной расширенной программе»3, т.е. уже на 16-24 страницах, что давало возможность размещать разнообразный в тематическом и географическом отношении материал. Среди новых основных рубрик наиболее насыщенной была «Сибирская хроника», в которой помимо освещения событий и актуальных региональных новостей могли фиксироваться наиболее яркие реалии и проблемы городской культуры. С № 42 (21 октября 1882 г.) в газете впервые появилась «Театральная хроника» (позже - «Театральные заметки»), где регулярно печатались отзывы о драматических постановках томского театра.

Стремясь сделать губернское издание «живым», Е.В. Корш публиковал массу заметок и статей на разные темы, в том числе и об искусстве. Его «Театральные заметки», подписанные литерой «К», зачастую представляли собой критические отзывы и рецензии на

драматические спектакли. Таковы, в частности, публикации о драмах «Нищие духом» Н.А. Потехина и «Блуждающие огни» Л.Н. Антропова (1882, № 24), «Светит да не греет» А.Н. Островского в бенефис Никольской и «Без вины виноватые» Фелонова (1882, № 44), «Ревизор» Н.В. Гоголя в бенефис Садовского (1882, № 46), «Горе от ума» А.С. Грибоедова в бенефис Ржевского (1882, № 47), «Разбойники» Ф. Шиллера в бенефис Херсонского (1882, № 48) и др. Рассмотрим основные аспекты его театральной критики.

Вопрос репертуара ставится Е.В. Коршем довольно серьезно, в одной из рецензий отмечено, что «Томск не видел очень многих новых драматических вещей, почти ни одной оперетки, кроме "Птичек певчих", ни одной исторической драмы, кроме "Каширской Старины" и "Царской невесты" (по крайней мере, в течение последних трех лет), - стало быть, есть что играть»4. Поэтому им горячо приветствуются на местной сцене лучшие образцы русской и зарубежной драматургии такие «высокохудожественные вещи», как «Горе от ума», «Ревизор», «Гроза», «Женитьба», «Недоросль», «Разбойники», «Тяжелые дни», «Бедность не порок», «В деревне», «Завтрак у предводителя», «Горькая судьба»5.

Гораздо менее интересны, по мнению критика, постановки «новейших» драматургов. Например, однозначна характеристика: «Исполнить хорошо пьесу г. Фелонова очень и очень трудно - так плохо она на-писана»6. Творчество Н. Потехина Е.В. Корш оценивает крайне негативно: «Ни типичности, ни оригинальности, ни даже простой наб-

людательности нет ни в одной из многочисленных пьес нашего зло-получнаго искателя драматической славы»7, и поэтому считает плохим признаком в театральном деле, когда «хорошее исполнение весьма часто спасает неудачную пьесу и заставляет смотреть ее с интересом»8.

В отзыве на открытие сезона нового театра в Семейном саду автор критикует А.И. Бельского за неудачный выбор двух «старых» и «скушных» комедий «Господа Избиратели» А.И. Пальма и «Паутина» И.А. Манна и желает антрепренеру «подобрать хороший репертуар, чтобы его обязанности перед публикой были выполнены окон-чательно»9, хотя признает исполнение пьес «вполне добросовестно и с видимым старанием. Даже вто-рыя роли обставлены, по возможности, сносно, что очень важно для ансамбля, редко удающегося на нашей сцене»10.

В рецензии на бенефисный спектакль «Горе от ума» Е.В. Корш справедливо (и прозорливо) рассуждает на тему общего уровня постановок театра периферийного города, подчеркивая, что «с очень строгими требованиями к нашим актерам обращаться нельзя, сравнивать их с первоклассными столичными артистами было бы неуместно и смешно... Надо понимать, что мы не в Москве, а в Томске, что исклю-чительныя и даже просто крупныя дарования еще долго не появятся на подмостках нашего отдаленного театра, что они всегда найдут себе работу и в столицах, и в больших городах Европейской России»11.

Абсолютно адекватно признавая объективную ситуацию среднего уровня талантов в местном театре,

рецензент поддерживает их «старательное и добросовестное отношение к искусству и публике»12. Автор не скупится ни на лестную характеристику актеров, хорошо сыгравших свои роли, например, в отзыве на игру Немировой-Бельской - «Лучшей Натальи Дмитриевны мы не видели и на столичных сценах. Костюм, интонация голоса, читка - все было прекрасно»13, ни на хлесткую критику даже самого бенефицианта Н.И. Ржевского, ибо он «весь первый акт провел недурно, но затем сбился с роли, а местами, и манерами, и интонацией голоса, напоминал городничаго в "Ревизоре"... Читка была также часто неверна - слишком поспешна, так что целые стихи пропадали»14. Ключевым качеством, по мнению рецензента, является «естественный тон» высказывания, поэтому отрицательная оценка складывается, главным образом, из набора «фальшивого пафоса»: «захлебывания на половине слова, размахивания руками, грубые подчеркивания слов», - все это Е.В. Корш именует «надутыми» театральными приемами, давно осужденными «разумной критикой»15.

Самой жесткой критике «К» подверг спектакль «Разбойники», который он досмотрел «исключительно по обязанностям рецензента», поскольку «для этой классической трагедии нет у нашей труппы ни исполнителей, ни костюмов, ни обстановки»16. Театральная заметка изобилует изощренными ироничными выражениями в адрес всех участников этого процесса: «Какой злой демон подсказал г. Херсонскому поставить в свой бенефис "Разбойников" Шиллера»17, пьеса прошла «более чем плохо», рецензенту

«становилось страшно» за актеров, которые ощущали «трагикомизм» своего положения. Роль бенефицианта «чужда его таланту», Херсонский «некоторые сцены прочел, однако, недурно и в четвертом акте превосходно повесился»18, - заключает Е.В. Корш.

Мы посчитали важным остановиться на некоторых аспектах театральных рецензий Е.В. Корша для представления о его критическом стиле, который проецируется и на другие публикации - о музыкально-концертных событиях. В данном свете для нас интересны четыре его работы: о первом концерте Томского отделения ИРМО в сезоне 1882/83 г. (1882, № 46), о концерте итальянских певцов (1883, № 3), двух музыкально-литературных вечерах (1883, № 13), концерте артистов иркутской оперы (1883, № 30).

Несмотря на лаконичность материала о первом концерте нового сезона Томского отделения ИРМО, состоявшемся 10 ноября, в заметке сосредоточен ряд моментов оценочного и проблемного характера, живо свидетельствующих о сложившейся ситуации. В первую очередь редактор критикует равнодушие публики к Музыкальному обществу, которое в начале своего существования привлекало всеобщее внимание, и неполноту небольшого зала, с учетом обстоятельства, что в Томске «кроме концертов общества и негде услышать сколько-нибудь порядочно

«-» 19

исполняемой музыки»19.

Впервые за 25-летний период выхода газеты в данной публикации появляется краткая оценка исполнительских сил музыкантов. Е.В. Корш признает отсутствие среди членов отделения «крупных да-

рований», что ясно идет в сравнение с уехавшими яркими представителями первого состава общества Е.А. Дмитриевой-Мамоновой

и Р.К. Сиреном, но выделяет способные лица, «хорошо знающие музыку». В их числе пианистки Богомолова, Стендер и Михайловская, сыгравшие «весьма тщательно фортепианные произведения»20, и скрипач Осипов, исполнивший фантазию «Вильгельм-Телль»

К. Вебера «очень хорошо», «несмотря на свою несчастную глухую скрипку»21.

Проблемные аспекты заметки касаются хорового пения и русского репертуара. Как пишет журналист, на концерте хоры «возбудили общее сочувствие»22. Положение хорового дела в Томске, судя по такой реакции, также оставляло желать лучшего, после того как город покинул организатор и первый руководитель хора Р.К. Сирен. Поэтому Е.В. Корш акцентирует внимание читателя на том, что «одной из самых благодарных задач» Музыкального общества является развитие именно хорового пения. С этим связан другой вопрос -репертуарный. Речь идет о «пренебрежении к русской песне», что журналист называет «грехом, который так развит в столичных отделах общества»23.

В качестве резюме автор призывает публику: «пора русским людям дать возможность слушать родную песню, исполненную художественно, и пора бросить мысль, что только немецкая музыка - истинная му-зыка»24. Данное, на первый взгляд неожиданное, высказывание особенно заостряет проблему национального репертуара, возможно в контексте не стихающих идей позднего

западничества и славянофильства, дискуссий (в том числе в прессе) о взаимоотношении русской и европейской культур. С этой точки зрения небольшая заметка служит образцом четкой музыкально-критической позиции сибирского публициста.

В том же сезоне, в № 3 от 20 января 1883 г. Е.В. Корш опубликовал критический отзыв о гастролях артистов итальянской оперы г-жи Джибеллини и г. Шульц-Рядно-ве. Это единственная публикация в «Томских губернских ведомостях», информирующая о проведении ими нескольких концертов, которые на этот раз «усердно посещаются томи-чами... зала всегда полна»25. Отзыв открывается ценным наблюдением автора о принадлежности певцов именно к итальянской школе, стиль которой, однако, распространяется на любую исполняемую ими программу: «Все, что они поют, поют непременно пошибом итальянских оперных певцов, будь то русский романс, народная песня, произведение Глинки и проч. Само собою разумеется, что лучше всего находит у них отрывки из итальянских опер; наилучшими являются дуэты»26. Автор отзыва показывает себя знатоком-театралом, сообщающим читателю, что гастролеры незнакомы русской публике: «в петербургской имен их не встречалось, в московской, когда там была итальянская опера, тоже их не было»27, хотя и не попытавшимся выяснить у певцов принадлежность к какой-либо труппе.

Основная часть текста посвящена характеристике голосов и исполнительской манеры. У Джибелли-ни привлекает «сильное и звучное

меццо-сопрано», хотя и лишенное мягкости, и «старательное и тщательное исполнение», указывающее на хорошую школу. Большего внимания удостоин Шульц-Ряднов, являющийся, по мнению публициста, замечательным примером того, «что может сделать отличная выработка при самых бедных голосовых сред-

28 гл о о

ствах»28. С некоторой долей иронии автор восхищается хорошим владением «неопределенным голосом», отмечая фразировку, исполнительский вкус, нежный тембр. Определяя его как «что-то среднее между высоким баритоном и низким тено-ром»29, редактор аргументирует это некоторыми особенностями тембра певца: «нет полных звуков средня-го регистра баритона», «нет чарующих высоких нот тенора», т.е. «нет именно того, что особенно привлекает в этих голосах»30. Смысловой репризой отзыва становится мысль о благодарной томской публике, посетившей все концерты и подарившей итальянской певице букет и бриллиантовое кольцо.

Другие гастролеры - артисты иркутского театра - получили крайне негативную оценку в емкой заметке, помещенной в № 30 за 1883 г. Всего в восьми строках публикации о концерте, прошедшем 28 июля в зале Общественного собрания, редактор передает свое критическое отношение, поставив под сомнение оперные голоса артистов («не оперетки ли?»31) и оценив их вокальное мастерство следующим образом: «Ни у г-жи Станиславской, ни у г. Васильева нет ни голосов, ни уменья петь. В хоре они еще могут петь»32, в заключении выражая сожаление иркутянам и их театральному антрепренеру.

Наконец, заметка о двух музыкально-литературных вечерах в пользу Общества попечения о начальном образовании в Томске отличается от прежних публикаций данного жанра. Е.В. Корш выдерживает обязательный коммуникативный параметр, фиксирующий реакцию и интересы публики, а также отмечающий посещаемость концерта, что свойственно театрально-критическим публикациям редактора: «На обоих вечерах публики было довольно, но, по исполнению второй (30 марта) был лучше перваго (27 марта)»33.

Вместе с тем здесь отсутствуют привычный для таких материалов финансовый отчет и перечень меценатов. Внимание автора сосредоточено на краткой критической характеристике хорошо известных ему по театральному делу исполнителей: «Голоса г-жи Балакшиной-Карской и Херсонского слишком малы для концертнаго пения, и оба артиста, кажется нам, сделали бы лучше, заменив пение - г-жа Карская чтением, а Херсонский передачею юмористических куплетов. Г-д Велика-новых публика встретила радушно, хотя их манера чтения, очень оригинальная, удовлетворила не всех»34.

Одним из журналистских приемов можно назвать субъективную оценку какого-либо аспекта актерского выступления, в данном случае вновь подчеркивается требование естественности: «Мы также думаем, что главное достоинство публичнаго чтения -простота и верность интонации, а не стремление жестами и игрою физиономии олицетворить чуть ли не физическую фигуру лица, слова и ощущения котораго передает чтец, как это делают г-да Великановы»35.

Завершение деятельности Е.В. Кор-ша как редактора и публициста «Томских губернских ведомостей» существенно повлияло на дальнейший процесс развития и самой газеты, и музыкально-критической журналистики: с сентября 1883 г. самостоятельная неофициальная часть была упразднена и сокращена, а ведомости вернулись в прежний сжатый формат из 8 страниц. Более того, после 1883 г. музыкально-критические публикации окончательно исчезли со страниц правительственной газеты.

Несмотря на столь короткий срок работы в ведомостях, Е.В. Корш сыграл знаковую роль в истории сибирской театральной и особенно музыкально-критической журналистики в период ее становления в официальной прессе. В оценке Е.В. Корша согласимся с В.В. Шевцовым, который отметил, что «...личное присутствие на всех значимых для жизни города культурных и общественных мероприятиях и высказывание по их поводу личного же мнения выдавали хорошего журналиста и деятельного редактора, быстро и умело вошедшего в особенности местной проблематики» (2011, с. 111).

Краткие заметки и развернутые рецензии Е.В. Корша отличаются острым критическим взглядом и не обходятся без таких вопросов, как репертуар, характеристика пьес (особенно, если драматург или его произведение неизвестны или мало знакомы публике) и их сценическое воплощение, уровень актерских и исполнительских дарований, реакция зрителей, посещаемость театра или концерта.

В оценке артистов он тонко подмечает некоторые детали, в основ-

ном не оперируя профессиональной театральной или музыкальной терминологией, а используя общеупотребительную лексику, например, «излишняя аффектация и фальшивый пафос», «слишком сильный и высокий тон» или «задушевный тон», «певучий голос» или «хриплый и глухой голос», «изящная простота дикции». При этом, в музыкально-критических публикациях Е.В. Корша, как правило, не отражена точная информация об исполнителях и программе концертов,

и в целом следует признать театральные рецензии более выпуклыми в плане критической оценки. Тем не менее, весь корпус публикаций раскрывает автора, как знатока-театрала и любителя музыки, явственно отражает его собственные впечатления, воплощенные в индивидуальной критико-ироничной манере высказывания. Ярчайшая фигура в томской правительственной прессе, Е.В. Корш стал первым критиком в сфере театрального и музыкального искусства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Корш Е.В. Восемь лет в Сибири // Исторический вестник. 1910. № 5. С. 423-449; № 6. С. 806-834; № 7. С. 27-57.

2 Е.В. Корш был сослан в Сибирь за подлог и подделку векселей (Жилякова Н., 2004, с. 166).

3 Томские губернские ведомости. 1883. № 3 (20 янв.). С. 53.

4 Там же. № 36 (15 сент.). Стлб. 624-625.

5 Там же. 1882. № 47 (25 нояб.). Стлб. 963.

6 Там же. № 44 (4 нояб.). Стлб. 870.

7 Там же. № 42 (21 окт.). Стлб. 806.

8 Там же.

9 Там же. 1883. № 36 (15 сент.). Стлб. 624-625.

10 Там же.

11 Там же. 1882. № 47 (25 нояб.). Стлб. 963.

12 Там же.

13 Там же.

14 Там же. Стлб. 964.

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.

18 Там же.

19 Там же.

20 Там же.

21 Там же.

22 Там же.

23 Там же.

24 Там же.

25 Там же.

26 Там же.

27 Там же.

28 Там же.

29 Там же.

30 Там же.

31 Там же.

32 Там же.

33 Там же.

34 Там же.

35 Там же.

№ 48 (2 дек.). Стлб. 992.

№ 46 (18 нояб.). Стлб. 929. Стлб. 930.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1883. № 3 (20 янв.). Стлб. 57. Стлб. 58.

№ 30 (4 авг.). Стлб. 545. Стлб. 545-546. № 13 (31 марта). Стлб. 261.

ЛИТЕРАТУРА

Жилякова Н.В. Корш Евгений Валентинович // Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города / под ред. Н.М. Дмитриенко. Томск: Изд-во НТЛ, 2004. С. 166-167.

Жилякова Н.В. Творческая биография Е.В. Корша (к вопросу о деятельности ссыльных в провинциальной печати) // 1-формат. Журналистика провинции: Альм. Ставрополь, 2010. Вып. 6. С. 156-166.

Жилякова Н.В. Журналистика города Томска (XIX - начало XX века): Становление и развитие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. 446 с.

REFERENCES

Romenskaya, T.A. (1997), "Siberian music press", Muzykal'naya kul'tura Sibiri: V 3 t. T. 2. Muzykal'naya kul'tura Sibiri ot pokhodov Ermaka do Oktyabr'skoi revolyutsii. Kn. 2. Muzykal'naya kul'tura Sibiri vtoroi poloviny XIX- nachala XX veka [Musical culture of Siberia: In 3 vols. 2. Musical culture of Siberia from Ermak's campaigns to the October Revolution. Book 2. Musical culture of Siberia of the second half of the XIX- early XX century], Novosibirsk, pp. 191-237. (in Russ.)

Shevtsov, V.V. (2011), "Unofficial part of the «Tomsk Provincial Vedomosti» during

Роменская Т.А. Сибирская музыкальная пресса // Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Т. 2: Музыкальная культура Сибири от походов Ермака до Октябрьской революции. Кн. 2: Музыкальная культура Сибири второй половины XIX- начала XX века. Новосибирск, 1997. С.191-237.

Шевцов В.В. Неофициальная часть «Томских губернских ведомостей» в период редакторства Е.В. Корша (1882-1883): Прерванный полет // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 343. С. 107-112.

Шевцов В.В. «Томские губернские ведомости» (1857-1917 гг.) в социокультурном и информационном пространстве Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. 414 с.

the reign of E.V. Korsh (1882-1883): aborted flight", Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], no. 343, pp. 107-112. (in Russ.)

Shevtsov, V.V. (2012), "Tomskie gubernskie vedomosti" (1857-1917 gg.) v sotsiokul'turnom i informatsionnom prostranstve Sibiri ["Tomsk Provincial Vedomosti" (1857-1917) in the socio-cultural and information space of Siberia], Izd-vo Tom. un-ta, Tomsk, 414 p. (in Russ.)

Zhilyakova, N.V. (2004), "Korsh Evgeny Valentinovich", Tomsk ot A do Ya: Kratkaya entsiklopediya goroda [Tomsk from A to Z: A brief encyclopedia of the city], in N.M. Dmitrienko (ed.), Izdatel'stvo NTL, Tomsk, pp. 166-167. (in Russ.)

Zhilyakova, N.V. (2010), "Creative biography of E.V. Korsh (on the issue of the activities of exiles in the provincial press)", I-format. Zhurnalistika provintsii [I-format. Journalism of the province], Issue 6, Stavropol', pp. 156-166. (in Russ.)

Zhilyakova, N.V. (2011), Zhurnalistika goroda Tomska (XIX - nachalo XX veka): Stanovlenie i razvitie [Journalism of the city of Tomsk (XIX - early XX century): formation and development], Izd-vo Tom. un-ta, Tomsk, 446 p. (in Russ.)

Сведения об авторе

Светлова Ольга Александровна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: svetlolga@mail.ru

Author information

Olga A. Svetlova, Cand. Sc. (Art Criticism), Docent, Head of the Department of Music History at the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory E-mail: svetlolga@mail.ru

Поступила в редакцию 21.09.2022 После доработки 01.11.2022 Принята к публикации 20.11.2022

Received 21.09.2022 Revised 01.11.2022 Accepted for publication 20.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.