Научная статья на тему '"вологодские губернские ведомости" как источник сведений о музыкальной жизни Вологды второй половины XIX века'

"вологодские губернские ведомости" как источник сведений о музыкальной жизни Вологды второй половины XIX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
315
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ВОЛОГОДСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ" / ГАЗЕТА / СТАТЬЯ / ARTICLE / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / MUSICAL LIFE / КОНЦЕРТ / CONCERT / МУЗЫКАНТ / MUSICIAN / РЕПЕРТУАР / REPERTOIRE / ОБЪЯВЛЕНИЕ / ANNOUNCEMENT / XIX ВЕК / XIX CENTURY / "VOLOGDA PROVINCIAL GAZETTE / " NEWSPAPER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Долгушина М. Г.

В статье анализируются материалы газеты «Вологодские губернские ведомости», отражающие события музыкальной жизни Вологды с 1838 года до конца XIX века. «Ведомости» первая и, долгое время, единственная газета в губернии. В связи с незначительным количеством архивных документов и почти полным отсутствием упоминаний о музыке в письмах и мемуарах современников, она является основным источником сведений о музыкальной жизни города того времени. Попытка целостного анализа всей имеющейся в выпусках газеты информации предпринята впервые, что предопределяет научную новизну исследования. Актуальность работы состоит в необходимости включения материалов, посвященных музыкальной жизни Вологды, в общее русло музыкально-краеведческих исследований, которые ведутся в настоящее время во многих городах России. Методы исследования источниковедческий, музыкально-исторический. Основными сферами музыкальной жизни Вологды во второй половине XIX века были музыкальный театр, гастрольные концерты профессиональных музыкантов, концерты местных музыкантов и любителей музыки, музыкальное образование. Информация о них представлена в различных типах публикаций: отзывах-рецензиях, анонсах, кратких информационных сообщениях, обзорах, объявлениях, упоминаниях в списках приехавших и выехавших. С точки зрения интенсивности отражения газетой событий музыкальной жизни выделены три периода: с 1838 до середины 1860-х годов, вторая половина 1860-х 1870-е, 1880-1890-е годы. Показаны отличия в стилистике музыкальных материалов газеты в середине и в конце столетия, связанные с изменением историко-культурной ситуации. Материалы 1850-х начала 1860-х годов эмоционально окрашены, характеризуют прозвучавшие произведения, отмечены использованием специальной терминологии; материалы конца века в основном информируют о самом событии, его благотворительных целях и присутствующих на нем лицах. Приведены неизвестные ранее сведения о гастролях в Вологде сестер Погожевых первого в России профессионального фортепианного дуэта, скрипача Н.Я. Афанасьева, концертах вологодских любителей музыки. Обсуждается проблема концертного репертуара в середине и в конце столетия, определены его особенности. В заключении сделан вывод о том, что материалы «Вологодских губернских ведомостей» являются достоверным историческим источником, соответствуют существующим представлениям о развитии культуры Вологды во второй половине XIX века и значительно расширяют представления о ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Vologda Provincial Gazette” as the Source of Data about the Musical Life in Vologda in the Second Half of the XIX Century

This publication analyses the content published by the “Vologda Provincial Gazette” about the events of the musical life in Vologda from 1838 and until the end of the XIX century. This publication describes the first attempt of the holistic analysis of all information available in the newspapers of the second half of the XIX century. This publication is relevant due to the need for incorporating information about the musical life into the overall regional musical research, which is currently carried out in many Russian cities and towns. The newspaper's articles confirm that the key areas of the Vologda musical life were the musical theatre, concert tours of professional musicians, concerts by local musicians and music lovers, as well as musical education. Information about those areas is presented in various types of newspaper content such as reviews, announcements, brief news stories, overviews, advertisements and mentions in lists of arriving and departing persons. This research has identified three periods with varied intensity of newspaper publications about musical life. The content published in the 1850s and beginning of 1860s is emotional and includes characteristics of the music played, as well as special terminology. The content published in the end of the century mostly informs about the event, its charitable purposes and people attending it. This study includes earlier unpublished information about the Vologda tour of the first professional Russian piano duet Pogozhev sisters as well as violinist Afanasyev, and concerts for local music lovers. Concert repertoire is discussed, as well as its particularities. This publication concludes that the articles published by the “Vologda Provincial Gazette” are a reliable source of historical data, confirms the current knowledge about the development of arts in Vologda in the second half of the XIX century, as well as expands this knowledge.

Текст научной работы на тему «"вологодские губернские ведомости" как источник сведений о музыкальной жизни Вологды второй половины XIX века»

Литература

1. Демешко Г. А. О формировании коммуникативных стереотипов в искусстве «постгомофонной» традиции // Сиб. музык. альм. 2000. - Новосибирск, 2001. - С. 9-14.

2. Денисов Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники // Музыка и современность. - М.: Музыка, 1969. - Вып. 6. - С. 478-525.

3. Клименко Н. С., Зберовский А. В. Гендерная идентичность и национальная идентичность в современной духовной культуре России // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. - № 39. - С. 49-53.

4. Козаренко А. Феномен национального в музыке эпохи глобализации // Музыкальное искусство сегодня. Новые взгляды и наблюдения. - М.: Композитор, 2004. - С. 37-43.

5. Лейпсон Л. В. Музыкальный материал в творчестве представителей западноевропейского авангарда второй половины ХХ - начала XXI века: от фонетической композиции к перформативности: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Новосибирск, 2017. - 25 с.

6. Порфирьева А. Л. Магия - игра - организация (К вопросу об основаниях музыкальной коммуникации) // Музыкальная коммуникация. - СПб., 1996. - С. 82-96. - Сер. «Проблемы музыкознания»; вып. 8.

7. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф, 1998. - 382 с.

References

1. Demeshko G.A. O formirovanii kommunikativnykh stereotipov v iskusstve "postgomofonnoy" traditsii [On Creation of Communication Stereotypes in the Art of Post-Homophonic Tradition]. Sibirskiy muzykal'nyy al'manakh 2000 [Siberian Music Almanac 2000]. Novosibirsk, 2001, pp. 9-14. (In Russ.).

2. Denisov E. Dodekafoniya i problemy sovremennoy kompozitorskoy tekhniki [Dodecaphony and Problems of Modern Composition Techniques]. Muzyka i sovremennost'[Music in Modern Times], Moscow, Muzyka Publ., 1969, iss. 6, pp. 478-525. (In Russ.).

3. Klimenko N.S., Zberovsky A.V. Gendernaya identichnost' i natsional'naya identichnost' v sovremennoy dukhovnoy kul'ture Rossii [Gender Identity and National Identity in the Modern Spiritual Culture of Russia]. Vestnik Kemerovs-kogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2017, no. 39, pp. 49-53. (In Russ.).

4. Kozarenko A. Fenomen natsional'nogo v muzyke epokhi globalizatsii [The Phenomenon of Nationality in Music in the Era of Globalisation]. Muzykal'noe iskusstvo segodnya. Novye vzglyady i nablyudeniya [Music Art Today. New Visions and Observations]. Moscow, Composer Publ., 2004, pp. 37-43. (In Russ.).

5. Leypson L.V. Muzykal'nyy material v tvorchestve predstaviteley zapadnoevropeyskogo avangarda vtoroy poloviny -nachala XXI vekov: ot foneticheskoy kompozitsii k performativnosti: avtoref. kand. dis. iskusstvovevedeniya [Musical Material in Works of West European Avant-Garde in the Second Half of the 20th - Beginning of the 21st Centuries: from Phonetic Composition to Performativity. Author's abstract of diss. PhD in Art History]. Novosibirsk, 2017. 25 p. (In Russ.).

6. Porphiryeva A.L. Magiya - igra - organizatsiya (K voprosu ob osnovaniyakh muzykal'noy kommunikatsii) [Magic - Game - Organisation (Revisiting the Basis of Musical Communication)]. Muzykal'naya kommunikatsi-ya. Problemy muzykoznaniya [Musical Communication. Problems of Musicology], St. Petersburg, 1996, iss. 8, pp. 82-96. (In Russ.).

7. Rudnev V.P. Slovar' kul'tury XX veka [The Dictionary of Culture of the 20th Century]. Moscow, Agraph Publ., 1998. 382 p. (In Russ.).

УДК 78.07

«ВОЛОГОДСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ» КАК ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ О МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВОЛОГДЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Долгушина Марина Геннадьевна, доктор искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов, Вологодский государственный университет (г. Вологда, РФ). E-mail: [email protected]

В статье анализируются материалы газеты «Вологодские губернские ведомости», отражающие события музыкальной жизни Вологды с 1838 года до конца XIX века. «Ведомости» - первая и, долгое время, единственная газета в губернии. В связи с незначительным количеством архивных документов и почти полным отсутствием упоминаний о музыке в письмах и мемуарах современников, она является основным источником сведений о музыкальной жизни города того времени. Попытка целостного анализа всей имеющейся в выпусках газеты информации предпринята впервые, что предопределяет научную новизну исследования. Актуальность работы состоит в необходимости включения материалов, посвященных музыкальной жизни Вологды, в общее русло музыкально-краеведческих исследований, которые ведутся в настоящее время во многих городах России. Методы исследования - источниковедческий, музыкально-исторический.

Основными сферами музыкальной жизни Вологды во второй половине XIX века были музыкальный театр, гастрольные концерты профессиональных музыкантов, концерты местных музыкантов и любителей музыки, музыкальное образование. Информация о них представлена в различных типах публикаций: отзывах-рецензиях, анонсах, кратких информационных сообщениях, обзорах, объявлениях, упоминаниях в списках приехавших и выехавших. С точки зрения интенсивности отражения газетой событий музыкальной жизни выделены три периода: с 1838 до середины 1860-х годов, вторая половина 1860-х - 1870-е, 1880-1890-е годы. Показаны отличия в стилистике музыкальных материалов газеты в середине и в конце столетия, связанные с изменением историко-культурной ситуации. Материалы 1850-х - начала 1860-х годов эмоционально окрашены, характеризуют прозвучавшие произведения, отмечены использованием специальной терминологии; материалы конца века в основном информируют о самом событии, его благотворительных целях и присутствующих на нем лицах. Приведены неизвестные ранее сведения о гастролях в Вологде сестер Погожевых - первого в России профессионального фортепианного дуэта, скрипача Н. Я. Афанасьева, концертах вологодских любителей музыки. Обсуждается проблема концертного репертуара в середине и в конце столетия, определены его особенности. В заключении сделан вывод о том, что материалы «Вологодских губернских ведомостей» являются достоверным историческим источником, соответствуют существующим представлениям о развитии культуры Вологды во второй половине XIX века и значительно расширяют представления о ней.

Ключевые слова: «Вологодские губернские ведомости», газета, статья, музыкальная жизнь, концерт, музыкант, репертуар, объявление, XIX век.

"VOLOGDA PROVINCIAL GAZETTE" AS THE SOURCE OF DATA ABOUT THE MUSICAL LIFE IN VOLOGDA IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

Dolgushina Marina Gennadyevna, Dr of Art History, Associate Professor, Department Chair of Theory and History of Music and Musical Instruments, Vologda State University (Vologda, Russian Federation). E-mail: [email protected]

This publication analyses the content published by the "Vologda Provincial Gazette" about the events of the musical life in Vologda from 1838 and until the end of the XIX century. This publication describes the first attempt of the holistic analysis of all information available in the newspapers of the second half of the XIX century. This publication is relevant due to the need for incorporating information about the musical life into the overall regional musical research, which is currently carried out in many Russian cities and towns.

The newspaper's articles confirm that the key areas of the Vologda musical life were the musical theatre, concert tours of professional musicians, concerts by local musicians and music lovers, as well as musical education. Information about those areas is presented in various types of newspaper content such as reviews, announcements, brief news stories, overviews, advertisements and mentions in lists of arriving and departing persons. This research has identified three periods with varied intensity of newspaper publications about musical

life. The content published in the 1850s and beginning of 1860s is emotional and includes characteristics of the music played, as well as special terminology. The content published in the end of the century mostly informs about the event, its charitable purposes and people attending it. This study includes earlier unpublished information about the Vologda tour of the first professional Russian piano duet - Pogozhev sisters - as well as violinist Afanasyev, and concerts for local music lovers. Concert repertoire is discussed, as well as its particularities. This publication concludes that the articles published by the "Vologda Provincial Gazette" are a reliable source of historical data, confirms the current knowledge about the development of arts in Vologda in the second half of the XIX century, as well as expands this knowledge.

Keywords: "Vologda Provincial Gazette,"newspaper, article, musical life, concert, musician, repertoire, announcement, XIX century.

Материалы периодической печати являются, как известно, важнейшим источником изучения истории и культуры Нового времени. При обращении к музыкальной жизни Вологды XIX столетия данный источник представляется одним из основных. Архивных документов, способных пролить свет на художественную сферу быта во-логжан того времени, сохранилось крайне мало. То же можно сказать об упоминаниях «музыкальных» событий в эпистолярии и мемуаристике. Именно поэтому, несмотря на наличие отдельных свидетельств, касающихся музыки в Вологде первой трети века, более или менее полную картину музыкальной жизни города можно составить лишь после 1838 года, когда в губернской столице стала выходить первая газета - «Вологодские губернские ведомости».

Цель настоящей статьи - актуализация материалов «Ведомостей» как важнейшего источника сведений о музыкальной культуре Вологды второй половины XIX века. Впервые предпринята попытка целостного анализа и обобщения информационной составляющей газетных публикаций о музыке с момента появления издания до конца столетия1, позволившая реконструировать основные сферы музыкальной культуры провинциального города. Поставлена задача выявления и характеристики основных типов связанных с музыкой публикаций, а также оценки изменений в характере преподнесения информации о музыкальной жизни Вологды с учетом редакционной политики и временного контекста.

1 С 1 декабря 1898 года, после учреждения в Ярославле газеты «Северный Край», распространявшейся также в близлежащих губерниях, «Ведомости» перестали быть единственным в Вологде периодическим изданием политического, общественного и литературного характера.

В процессе исследования были изучены все сохранившиеся номера «Вологодских губернских ведомостей» за указанный период. В качестве материала для сравнительного анализа привлекались отдельные выпуски газеты «Вологодский листок» и санкт-петербургских газет «Северная пчела» и «Новое время». Работа велась в фондах Государственного архива Вологодской области, Вологодской областной библиотеке имени И. В. Бабушкина, отделе газет Российской Национальной Библиотеки в Санкт-Петербурге. В процессе работы учитывались объективные сложности, касающиеся личностного и социально-политического факторов при оценке событий и явлений в периодической печати, возможных ошибок и опечаток в фамилиях исполнителей и названиях музыкальных произведений.

Первый номер «Вологодских губернских ведомостей» увидел свет 1 января 1838 года2. Появление газеты связано с подписанным в 1830 году императором Николаем I указом об учреждении в крупных городах России информационных бюллетеней «Губернские ведомости», реализованным после выхода 3 июня 1837 года «Положения о порядке производства дел в Губернских Правлениях». Данное положение, в числе прочего, обязывало местные власти выпускать собственные газеты. В 1838 году «Ведомости» появились в сорока двух губерниях Российской Империи, в том числе - в Вологодской. Газета делилась на две части: официальную, которая позиционировалась в качестве «удобнейшего средства получать в надлежащее время сведения о постановлениях и распоряжениях губернского начальства» (цит. по [23]) и неофициальную - в ней публиковались материалы, посвященные внутренней жизни губернии, сведения по ее истории, географии, про-

2 Все даты приводятся по старому стилю.

мышленности и торговле, отчеты организации, объявления частных лиц и многое другое. «Вологодские губернские ведомости» выходили преимущественно один (с 1874 по 1892) - два раза в неделю. Первым редактором неофициальной части газеты стал сосланныи в Вологду литератор В. И. Соколовский [22].

К сожалению, имена авторов музыкальных публикаций «Вологодских губернских ведомостей» XIX века, в большинстве случаев, неизвестны. Статьи подписывались крайне редко, в основном - не подписывались вовсе, либо выставлялись инициалы. Судя по характеру публикаций, принадлежали они как штатным сотрудникам газеты, так и любителям искусства, напрямую с газетой не связанным, своего рода «внештатным корреспондентам».

Следует также отметить, что события музыкальной жизни в разное время освещались в «Ведомостях» с большей или меньшей степенью интенсивности. В 1840-е годы материалы о музыке публиковались редко. В 1850-е их количество возросло, что связано либо с оживлением музыкальной жизни, либо с усилившимся интересом к художественной проблематике со стороны редакции.

В эти годы город сохранял свойственные дореформенному периоду традиции русской дворянской культуры, и посвященные музыкальной жизни публикации «Вологодских губернских ведомостей» особенно разнообразны. В разделах «Смесь», «Местные известия» и «Вологодский театр» неофициальной части газеты размещались как краткие информационные сообщения, так и развернутые статьи - анонсы либо рецензии на концерты и музыкальные спектакли. Последние могли приобретать черты критико-биографических очерков, особенно, если были посвящены приехавшим на гастроли известным артистам. Они знакомили читателей не только с ходом вологодских концертов приезжих музыкантов, но и с фактами их биографий и особенностями исполнительского стиля.

Например, читателям сообщалось об именитом педагоге пианисток Веры и Натальи По-гожевых, прибывших в Вологду в январе 1851 года, а также об их предшествующих достижениях: «Воспитанницы Лейпцигской консерватории, ученицы знаменитого Мошелеса, увенчанные успехом в музыкальных городах Германии

и в обеих наших столицах, Погожевы явились в Вологду с правом на полное внимание публики...» [3]. Рецензия на состоявшиеся в декабре 1850 - январе 1851 года концерты петербургского скрипача Н. Я. Афанасьева содержит раздел, посвященный исполнительской технике музыканта: «Главная сила игры г. Афанасьева состоит в пассажах двойных и тройных нот, в аккордах, в переменах тонов на всех четырех струнах. Пассажи не только октавами, но и децимами он выполняет с необыкновенной отчетливостью. Арпеджио и стаккато превосходны. флажолеты во всех местах струны украшают его игру. а употребляемое ныне с таким успехом pizzicato левой рукой у г. Афанасьева перестает быть игрушкой и приобретает самое приятное разнообразие» [2].

Достаточно подробно освещена в «Ведомостях» деятельность местных музыкантов. Судя по публикациям газеты, в конце 1850-х - начале 1860-х годов она заметно активизировалась. В это время в губернской столице существовало «Общество благородных любителей музыки». Организованные им концерты преследовали благотворительные цели: сбор от них направлялся в пользу «недостаточных» жителей города и губернии, лицам, пострадавшим в сражениях и от стихийных бедствий, на поддержание деятельности учебных и богоугодных заведений.

Посвященные музыкальному искусству газетные публикации этих лет, как правило, глубоко эмоциональны и имеют ярко выраженный личный оттенок. Хорошо ощущается, что рецензент газеты и его читатели - люди одного круга. Характерен отзыв Ю. Волкова, который сообщает о «благородных спектаклях», в антракте между которыми «музыкантша дилетантка, одна из девиц, которыми гордится Вологда», В. П. П...ая3, исполнила на фортепиано, с аккомпанементом оркестра помещика Д. Ф. Резанова, фантазию Ф. Калькбреннера «Le Réve»4: «.Что-то сильно шевельнулось и горячо отозвалось в нашем сердце, в ответ на те стройные, полные, так сказать, сверкающие звуки, которые из-под быстрых ру-

3 Идентифицировать имя исполнительницы не удалось.

4 Большая фантазия для фортепиано с оркест-

ром <^е Rëve» («Грёза») Ф. Калькбреннера (ор. 113, посвящена К. Черни) - виртуозное концертное произведение, требующее от исполнителя высокого уровня инструментальной подготовки.

чек лились со сцены театра на массу слушателей, увлеченных и очарованных превосходным исполнением блистательного Le Rëve...» [4].

Несмотря на доминирование восторженного тона и положительных откликов, в «Ведомостях» публиковались и критические материалы. Таков, например, отзыв корреспондента, скрывшего имя за псевдонимом Эн-ков, на пение актрисы Смирновой: «Многие аплодируют г. Смирновой, когда она играет оперные драматические роли, вроде Майко; но столь же многие находят, что пение г. Смирновой вовсе не слышно из-за музыки, а раздается только какое-то мяуканье, что драматизм ее игры ограничивается плаксивым говором, судорожными подергиваниями и поднесением платка к лицу.» [10].

В ряде статей, посвященных концертам, полностью публиковались программы. Это позволяет составить представление о репертуаре гастролирующих артистов и музыкантов-любителей тех лет. Так, сестры Погожевы исполняли в Вологде сочинения К. М. Вебера, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Ф. Шопена, а также И. Моше-леса, И. Н. Гуммеля, С. Тальберга, А. Гензельта и К. Черни [3]. Н. Я. Афанасьев играл скрипичные концерты А. Вьётана, вариации Т. Гаумана и А. Контского на темы из популярных опер, а также этюды собственного сочинения [2]. В концерте любителей, состоявшемся 28 февраля 1963 года, прозвучали переложение увертюры Дж. Россини из оперы «Вильгельм Телль», фортепианный концерт Ф. Мендельсона, фантазия С. Тальберга на темы из оперы Дж. Мейербера «Роберт-Дьявол», концерт А. Герца, арии из опер Дж. Россини и Г. Доницетти. В заключение концерта «господа аматёры» исполнили «три цыганские песни с хором: «Любовь цыганки», «Песнь цыганки» и «Вдоль по улице метелица метет»5 [8].

По опубликованным в газете отзывам можно хотя бы отчасти судить о художественных предпочтениях вологодской публики. Так, на упоминавшемся выше концерте Погожевых наиболее сильное впечатление на слушателей произвели «Буря» Гуммеля и «Птичка» Гензельта в исполнении старшей из сестер - Веры Васильевны. Первую из названных композиций идентифици-

ровать не удалось6. Под «Птичкой», вероятно, имелся в виду знаменитый этюд Гензельта Fis-dur «Si Oiseau j'étais» («Если б я птичкой был, я бы летел к тебе») - № 6 из цикла «12 этюдов для фортепиано», ор. 2. В этом произведении на фоне технически сложных арпеджированных пассажей двойными нотами звучит обаятельная песенная мелодия, по предположению О. А. Скорбящен-ской, - вариант знаменитой польской песни «Если б я солнышком на небе блистала», известной в обработке Ф. Шопена и Ф. Листа [21, с. 162].

С середины 1860-х годов в стиле и направленности «Вологодских губернских ведомостей» произошли серьезные изменения. Газета заметно политизировалась и в течение полутора десятилетий содержала крайне мало статей, касающихся культуры, истории, этнографии края, концентрируя внимание на официальных сообщениях - государственных и губернских.

Посвященные музыке публикации немногочисленны, лаконичны и, в основном, выполняют функцию рекламных объявлений. Так, приезд в Вологду столь известного исполнителя, как Д. А. Агренёв-Славянский, отражен лишь в одной небольшой заметке. Ее автор, скрывший имя за литерой «Р...», сообщает о грядущем «вокально-музыкальном вечере», который будет дан «с участием уже известных любителей в зале Дворянского Собрания», сетует на то, что «давно уже Вологда не слышала даровитых певцов», констатирует «замечательный артистический талант» Славянского и выражает надежду, что в случае успеха концерта «он не останется без сердечной и материальной благодарности» [13].

«Вологодские губернские ведомости» никак не отозвались на такое важное, даже уникальное для музыкальной истории Вологды событие, как гастроли итальянской оперной труппы. Она посетила город дважды - в 1870 и 1871 годах и представила оперы «Риголетто» Дж. Верди и «Фауст» Ш. Гуно. Информация о приезде итальянских артистов сохранилась благодаря двум развернутым публикациям в санкт-петербургской газете «Новое время».

5 В силу распространенного заблуждения цыганской песней назван популярный романс А. Е. Варламова.

6 Напомним, однако, что успех фортепианных сочинений Гуммеля на концертной эстраде во многом определяло свойственное им соединение технической виртуозности с сентиментально-романтическим тоном и изяществом мелодики.

Как редкое исключение воспринимается статья, посвященная состоявшемуся 6 марта 1877 года, по инициативе вологодского вице-губернатора, виолончелиста- и пианиста-любителя М. М. Кониара (Коньяра)7, благотворительному концерту в пользу «предполагаемого приюта для малолетних преступников». Стилистически она близка публикациям 1850-х годов. Однако и само ее появление, и место, на котором она размещена (статья открывает неофициальную часть газеты), связаны не столько с интересом к музыке, сколько с персонами, выступившими в качестве исполнителей - самим вице-губернатором, его сестрой Е. М. Коньяр, а также представителями родовитых вологодских семей - Ф. А. Межако-вой, В. П. Лихаревой, А. А. и Е. А. Суворовыми, С. А. Волконским.

Неудивительно, что преимущественного внимания корреспондента газеты удостоился сам М. М. Коньяр: «Из входящих в программу концерта пьес первое место по искусству исполнения занимало Adagio Шуберта8, исполненное на виолончели М. М. Кониар, под фортепианный аккомпанемент Е. М. Кониар... В игре М. М. Кониар, живо напоминавшей нам игру первоклассных музыкальных талантов нашей столицы, слышалась не только безупречная верность нот, но она проникнута была тем чувством, которое так обаятельно действует на душу, потрясая нервы слушателя так, что кажется, что под смычком дрожат не мертвые струны инструмента, а нервы самого слушателя, как будто они сами издают мелодию, несущуюся со сцены.» [16].

В конце столетия ситуация вновь изменилась: события музыкальной жизни стали объектом более пристального внимания «Ведомостей» после организации в 1879 году вологодского «Общества любителей музыкального и драматического искусства». Судя по количеству и характеру публикаций, в 1880-1890-е годы, одной стороны, активизировалась музыкальная жизнь города,

7 Модест Маврикиевич Коньяр, действительный статский советник, вице-губернатор Вологды с 1 января 1865 по 19 мая 1880 года, в 1850-е годы вращался в кругу столичной музыкально-театральной элиты. Он был знаком с М. И. Глинкой, К. А. Булгаковым, В. Г. Кастриото-Скандербеком, С. И. Штуцманом.

8 Возможно, речь идет о II части Сонаты «Арпед-жионе» Ф. Шуберта a-moll.

с другой - с «Ведомостями» сотрудничали некоторые из членов «Общества». Например, один из инициаторов его создания И. К. Степановский (1850-1932) некоторое время был редактором неофициальной части газеты.

Размещенный в «Ведомостях» отчет о деятельности общества за первый год существования позволяет судить о работе его музыкального отдела, объединившего более 100 исполнителей. В Вологде открылась Воскресная школа хорового пения, был составлен любительский оркестр, сформированы квартеты и трио (виолончель, скрипка и фортепиано). В число членов общества вошли исполнители-солисты - инструменталисты и певцы [17]. Однако, несмотря на успешное начало, общество любителей музыки спустя несколько лет прекратило свое существование и возродилось в обновленном виде только в 1895 году [20, с. 116]. Наиболее активными его членами стали П. Ю. Гефле, взявший на себя руководство оркестром, М. М. Зубов - организатор вокального кружка, певцы-солисты В. А. Бантле, С. А. Згор-жельская, Л. М. Котлярова, С. А. Лихарева, пианистка В. К. Миллер-Хорошевская.

В 1880-1890-е годы город редко посещали с гастролями столичные музыканты: информации о них на страницах газеты крайне мало. По-видимому, это объясняется тем, что Вологда долгое время находилась в стороне от магистральных торговых путей, и ее мало коснулись социально-экономические преобразования, обусловленные реформами 1860-1880-х годов и приведшие к превращению ряда губернских городов в крупные индустриальные центры. В конце XIX столетия она оставалась небольшим провинциальным городом. Отделения императорского русского музыкального общества в Вологде не было, а первые музыкальные классы - пения и «музыки на фортепиано» - открылись лишь в 1891 году [19]. Судя по материалам газеты, определяющую роль в музыкальной жизни города играла деятельность местных любителей. Значительное число публикаций этих лет посвящено музыкальным и музыкально-литературным вечерам, организованным силами учащихся Мужской классической гимназии, Женской Мариинской гимназии, Александровского реального училища.

Большая часть «музыкальных» газетных публикаций конца XIX столетия имела характер не-

больших информационных сообщений. Поскольку в основном речь шла об ученических вечерах и любительских концертах, имевших благотворительный характер, акцент (особенно в освещении последних) делался на собранных денежных суммах: многие корреспонденции завершались небольшими финансовыми отчетами.

В эти годы стал иным и характер преподнесения информации. Если в середине века наиболее распространенным типом музыкальных публикаций были рецензии, содержащие впечатления о прозвучавших музыкальных произведениях и их эмоционально-эстетическую оценку, то в конце века, по-видимому, учитывая изменившуюся аудиторию газеты, в «музыкальных» сообщениях начинают доминировать немузыкальные факторы. О самих исполняемых произведениях корреспонденты газеты либо вообще не писали, либо писали мало. Вместо этого обязательным компонентом статьи стал список присутствовавших на мероприятии почетных гостей. Например, на музыкально-литературном вечере 29 ноября 1887 года, посвященном 50-летнему юбилею церкви при Вологодской классической гимназии, «желающих быть. оказалось так много, что, по недостатку места в зале, приходилось отказывать; посетителей собралось до 200 человек. Удостоили своим посещением этот вечер супруга Начальника губернии А. Н. Кормилицына (сам Г. Губернатор не присутствовал по нездоровью) с семейством, Вице-Губернатор с супругою, губернский и уездный предводители дворянства с семействами, начальники отдельных учреждений, преподаватели гимназии, реального училища и женской гимназии, родители и родственники учеников, 10 учениц женской гимназии с их классною дамою и 10 учеников реального училища» [18].

Приведенные в газете сведения о концертном репертуаре свидетельствуют о понижении, по сравнению с 1850-1860-ми годами, общего уровня музыкальной подготовки вологодских любителей. Сведений об исполнении ими технически сложной инструментальной и вокальной музыки не обнаружено. Доминировали камерные вокальные сочинения и нетрудные фрагменты из опер. Например, в репертуар В. А. Бантле входили легенда «Вечный жид» М. Горшкова, «Два вели-

кана» и «Новгород» О. И. Дютша, ария из оперы А. Г. Рубинштейна «Демон» («Я тот, которому внимала»); Л. М. Котлярова исполняла романсы, колыбельную из оперы «Гарольд» Э. Ф. Направника, колыбельную из оперы «Жоселен» Б. Годара.

Картину музыкальной жизни Вологды помогает дополнить существующий с первых лет издания «Ведомостей» раздел «Объявления». Среди огромного их разнообразия присутствуют извещения о продаже и обслуживании музыкальных инструментов, а также предложения о преподавании музыки.

Среди первых доминируют объявления о фортепиано и роялях, которые могли как продаваться, так и отдаваться во временное пользование. Стоимость фортепиано в середине столетия составляла около пятидесяти рублей серебром. Этой суммы могло хватить на покупку деревянного дома на окраине Вологды. Одно из объявлений информирует о продаже по случаю отъезда из города сразу двух фортепиано. Возможно, их хозяйка, госпожа Озембловская, давала уроки музыки [12]. В 1849 году «фортепианный и других инструментов мастер» А. Н. Косьмо-Демьянский «с полною готовностью» предлагал «свои услуги по сему предмету» [1]. В 1858 Вильгельм Бухмейр, фортепианный мастер из Санкт-Петербурга, объявлял высокопочтеннейшему дворянству и почтеннейшей публике, что он «привез несколько пиано самого новейшего устройства и ноты разных сочинителей; он принимает также всякого рода починки сих инструментов, равно и настраивание их, за самые выгодные цены и ручается за аккуратность исполнения» [5]. Известно также, что в числе книг, пожертвованных Общине сестер милосердия, было «Руководство к чтению музыкальных нот или подробное объяснение знаков, терминов и правил, употребляемых при выполнении по нотам как вокальной, так и инструментальной музыки, составленное для начинающих учиться музыке П. Воротниковым» [6], а также то, что в 1870-е годы среди вологжан были подписчики журналов «Нувеллист», «Музыкальный свет» и «Музыкальной газеты»9 [15].

9 Вероятно, имеется в виду «Всеобщая музыкальная газета» - «Allgemeine Musik-Zeitung» - еженедельное издание на немецком языке, посвященное академической музыке и выходившее с 1874 года.

Вторая группа «музыкальных» объявлений посвящена преподаванию музыки. В 1855 году актер императорских Санкт-Петербургских театров Дмитриев предлагал вологжанам уроки «танцева-ния и на скрипке», а в 1864 о желании преподавать за умеренные цены французский и немецкий языки, а также музыку и танцы, сообщала не назвавшая себя воспитанница Санкт-Петербургского Николаевского института [11]. Приехавший в Вологду в 1863 году «член филармонического общества в Берлине» г. Литц извещал почтеннейшую публику, что он «желает давать уроки на фортепиано, пения и генерал-бас» [9]. Примеры можно умножить.

Раздел объявлений в «Ведомостях» утратил свое значение после 1890 года, передав свои функции новому специализированному изданию - газете «Вологодский листок объявлений». Однако с точки зрения заявленной темы заслуживает внимания еще один «непрофильный» раздел - «О приехавших и выехавших». Из сухих информационных списков, размещенных в конце газеты, известно, например, что в 1863 году в Вологду прибыл из Ярославля «бывший Прусский подданный, учитель музыки Теодор» [7]. В апреле 1873 года город посетила «артистка С.-Петербургской императорской оперы» А. А. Латышева. Ее имя упоминается в списке прибывших в газете от 28 апреля. Латышева приехала в Вологду из уездного Грязовца, что может свидетельствовать о пока не выявленных контактах известной певицы с вологодским краем [14].

Таким образом, с точки зрения изучения музыкальной истории региона, «Вологодские губернские ведомости» являются ценным и информационно насыщенным источником. Неофициальная часть газеты (в том числе разделы «Объявления» и «О приехавших и выехавших») дает полноценное представление об основных сферах музыкальной жизни города во второй половине XIX века: гастрольно-концертной деятельности, музыкальном театре, музыкальном образовании, отдельных чертах музыкального быта. Опубликованные в «Ведомостях» материалы предоставляют возможность судить не только о репертуаре, исполнителях, реакции публики, но также об организационной стороне музыкально-исполнительской практики - месте и времени проведения концертов и иных музыкальных мероприятий, состоянии театральных и концертных площадок, стоимости билетов.

Как и любой исторический источник, материалы периодической печати требуют критического осмысления, проверки, сопоставления с другими источниками, а также учета социально-исторического контекста. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне объективности газеты в плане отражения событий музыкальной жизни и значительно обогащает существующие представления о развитии культуры Вологды во второй половине XIX века.

Литература

1. Вологодские губернские ведомости. - 1849. - № 50. - 10 дек.

2. Вологодские губернские ведомости. - 1851. - № 1. - 6 янв.

3. Вологодские губернские ведомости. - 1851. - № 5. - 3 февр.

4. Вологодские губернские ведомости. - 1854. - № 14. - 3 апр.

5. Вологодские губернские ведомости. - 1858. - № 36. - 6 сент.

6. Вологодские губернские ведомости. - 1861. - № 25. - 1 июня.

7. Вологодские губернские ведомости. - 1863. - № 2. - 12 янв.

8. Вологодские губернские ведомости. - 1863. - № 10. - 9 марта.

9. Вологодские губернские ведомости. - 1863. - № 13. - 30 марта.

10. Вологодские губернские ведомости. - 1864. - № 7. - 15 февр.

11. Вологодские губернские ведомости. - 1864. - № 24. -13 июня.

12. Вологодские губернские ведомости. - 1866. - № 18. - 30 апр.

13. Вологодские губернские ведомости. - 1867. - № 2. - 14 янв.

14. Вологодские губернские ведомости. - 1873. - № 17. - 28 апр.

15. Вологодские губернские ведомости. - 1877. - № 6. - 20 янв.

16. Вологодские губернские ведомости. - 1877. - № 20. - 10 марта.

17. Вологодские губернские ведомости. - 1880. - № 53. - 10 июля.

18. Вологодские губернские ведомости. - 1887. - № 50. - 11 дек.

19. Вологодский листок объявлений. - 1891. - № 27. - 4 сент.

20. Долгушина М. Г. Общество любителей музыкального и драматического искусств и его вклад в культурную жизнь Вологды конца XIX века // Вестн. Череповец. гос. ун-та. - 2014. - № 2 (55), т. 2. - С. 115-119.

21. Скорбященская О. А. У истоков романтической мифологии: фортепианные этюды Адольфа фон Гензельта // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. - № 40. - С. 159-168.

22. Швецов М. Н. Из прошлого [Электронный ресурс]: Ист.-литератур. очерки. - Вологда: Тип. А. А. Галкина, 1913. - URL: https://www.booksite.ru/fulltext/Shve/cov/Is_pr/ (дата обращения: 12.03.2018).

23. Шевцов В. В. Губернские ведомости в законодательстве Николая I [Электронный ресурс]. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/gubernskie-vedomosti-v-zakonodatelstve-nikolaya-i-1 (дата обращения: 14.03.2018).

References

1. Vologodskiye gubernskiye vedomosti [Vologda Provincial Gazette], 1849, no. 50, December 10. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vologodskiye gubernskiye vedomosti [Vologda Provincial Gazette], 1851, no. 1, January 6. (In Russ.).

3. Vologodskiye gubernskiye vedomosti [Vologda Provincial Gazette], 1851, no. 5, February 3. (In Russ.).

4. Vologodskiye gubernskiye vedomosti [Vologda Provincial Gazette], 1854, no. 14, April 3. (In Russ.).

5. Vologodskiye gubernskiye vedomosti [Vologda Provincial Gazette], 1858, no. 36, September 6. (In Russ.).

6. Vologodskiye gubernskiye vedomosti [Vologda Provincial Gazette], 1861, no. 25, June 1. (In Russ.).

7. Vologodskiye gubernskiye vedomosti [Vologda Provincial Gazette], 1863, no. 2, January 12. (In Russ.).

8. Vologodskiye gubernskiye vedomosti [Vologda Provincial Gazette], 1863, no. 10, March 9. (In Russ.).

9. Vologodskiye gubernskiye vedomosti [Vologda Provincial Gazette], 1863, no. 13, March 30. (In Russ.).

10. Vologodskiye gubernskiye vedomosti [Vologda Provincial Gazette], 1864, no. 7, February 15. (In Russ.).

11. Vologodskiye gubernskiye vedomosti [Vologda Provincial Gazette], 1864, no. 24, June 13. (In Russ.).

12. Vologodskiye gubernskiye vedomosti [Vologda Provincial Gazette], 1866, no. 18, April, 30. (In Russ.).

13. Vologodskiye gubernskiye vedomosti [Vologda Provincial Gazette], 1867, no. 2, January 14. (In Russ.).

14. Vologodskiye gubernskiye vedomosti [Vologda Provincial Gazette], 1873, no. 17, April 28. (In Russ.).

15. Vologodskiye gubernskiye vedomosti [Vologda Provincial Gazette], 1877, no. 6, January 20. (In Russ.).

16. Vologodskiye gubernskiye vedomosti [Vologda Provincial Gazette], 1877, no. 20, March 10. (In Russ.).

17. Vologodskiye gubernskiye vedomosti [Vologda Provincial Gazette], 1880, no. 53, July 10. (In Russ.).

18. Vologodskiye gubernskiye vedomosti [Vologda Provincial Gazette], 1887, no. 50, December 11. (In Russ.).

19. Vologodskiy listok obyavleniy [Vologda Newspaper of Announcements], 1891, no. 27, September 4. (In Russ.).

20. Dolgushina M.G. Obshchestvo lyubiteley muzykalnogo i dramaticheskogo iskusstv i ego vklad v kulturnuyu zhizn Vologdy kontsa XIX veka [The Society of lovers of music and dramatic arts and his contribution to cultural life of Vologda at the end of the 19th century]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Cherepovets State University], 2014, no. 2 (55), vol. 2, pp. 159-168. (In Russ.).

21. Sforbyashchenskaya ОА. U istokov romanticheskoy mifologii: fortepiannyye etyudy Adolfa fon Genzelta [At the Origins of Romantic Mythology: Piano Etudfs of Adolph Von Henselt]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo state University of culture and arts], 2017, no. 40, pp. 159-168. (In Russ.).

22. Shvetsov M.N. Iz proshlogo: istoriko-literaturnyye ocherki [From Past. Historical and literary essays]. Vologda, A.A. Galkin Publ., 1913. (In Russ.). Available at: https://www.booksite.ru/fulltext/Shve/cov/Is_pr/ (accessed 12.03.2018).

23. Shevtsov V.V. Gubernskie vedomosti v zakonodatelstve Nikolaya I [Provincial Gazette in the legislation of Nicholas I]. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/gubernskie-vedomosti-v-zakonodatelstve-nikolaya-i-1 (accessed 14.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.