СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ MODERN ISSUES OF БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2022, T. 6 (3)_2022, Vol. 6 (3)
ФИЗИОЛОГИЯ
Дата публикации: 01.09.2022 Publication date: 01.09.2022
DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_03_1 DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_03_1
УДК 613.97-057.85 UDC 613.97-057.85
АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Т.В. Абызова
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь, Россия
Аннотация. В статье отражены возможности обеспечения индивидуального динамичного наблюдения за уровнем адаптационных возможностей организма студентов первого курса с различным уровнем здоровья. Представленные методы исследования обладают высокой диагностической эффективностью и являются интегральными характеристиками индивидуальных особенностей организма. Полученные результаты дают возможность обосновать необходимость проведения контроля функционального состояния организма на этапе предболезни и позволяют предупредить срыв механизмов адаптации обучающихся. Использование представленных методов оценки функционирования организма в учебном процессе повышает компетентность обучающихся в показателях собственного здоровья, заинтересованности в его сохранении и укреплении.
Ключевые слова: обучающиеся, качество жизни, адаптационные возможности организма, методы оценки интегративных показателей функционального состояния различных систем организма, напряжение механизмов адаптации.
ASPECTS OF THE HEALTH STATUS MONITORING OF STUDENTS FROM A PEDAGOGICAL UNIVERSITY T.V. Abyzova
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia
Annotation. The article reflects the possibilities of providing individual dynamic monitoring of the level of adaptive capacity of the body of first-year students with different levels of health. The presented research methods have high diagnostic efficiency and are integral characteristics of individual features of the body. The results obtained make it possible to substantiate the need for monitoring the functional state of the body at the stage of pre-disease and allow preventing the disruption of the adaptation mechanisms of students. The use of the presented methods for assessing the body function in the educational process increases the competence of students in terms of their own health, interest in its preservation and strengthening.
Keywords: students, quality of life, adaptive capacity of the body, methods of assessing the integrative indicators of the functional state of various body systems, tension of adaptation mechanisms.
Введение. Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи имеют высокую медицинскую и социальную значимость. Эта тема начала привлекать внимание российских ученых в конце XIX в. и на протяжении долгого времени не теряла своей актуальности, ставилась исследователями в разряд приоритетных [1]. Многочисленные исследования здоровья студентов за
последние годы показали, что здоровье учащихся вузов - недостаточно изученный аспект студенческой жизни [2-6].
Данные научных исследований состояния здоровья молодых людей 17-20 лет показывают, что за период обучения в вузе наибольшую регрессирующую динамику проявляют показатели сердечно-сосудистой, дыхательной системы, опорно-двига-
тельного аппарата. Большинство из них проявились в последний год обучения в общеобразовательной школе и в первые два года обучения в вузе, и, как правило, подобные нарушения функционирования организма имеют обратимый характер, что следует учитывать при разработке методики и организации занятий по физическому воспитанию студенческой молодежи. Несмотря на то, что уровень и структура заболеваемости студенческой молодежи в разных регионах, по данным исследователей, существенно различаются, серьезной проблемой остается общая для всей страны тенденция ухудшения их состояния здоровья. Более половины абитуриентов к моменту поступления в высшие учебные заведения уже имеют отклонения в состоянии здоровья, к окончанию обучения заболеваемость студентов увеличивается в среднем по стране в 3,8 раза [3, 7].
На показатели здоровья студентов оказывают влияние социально-гигиенические, экологические, экономические и биологические факторы [7]. Студенты вуза подвергаются значительным психоэмоциональным и физическим нагрузкам, сопровождающимся адаптацией к учебным условиям в вузе [2, 3, 8]. Качество жизни студентов имеет свои особенности. Многочисленные исследования показывают, что адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, сопровождается, как правило, значительным напряжением компенсаторных приспособительных систем организма обучающихся, способствует изменению качественных и количественных показателей их качества жизни. Это нередко приводит к последующему истощению физических резервов организма, особенно в первые годы обучения [5, 7, 9]. Формирование здоровья определяется разными сферами жизни и достаточно широким кругом вопросов, к ним относящихся. Наиболее полный набор интересующих характеристик и показателей, определяющих здоровье, включает исследования по оценке качества жизни.
Ситуация, связанная с неуклонным ростом заболеваемости среди студентов, осо-
бенно в период обучения, требует тщательного изучения, анализа и проведения эффективных корригирующих мероприятий. В связи с этим, оценка морфофункциональ-ных показателей и определение на этой основе приоритетных направлений работы по сохранению здоровья студенческой молодежи является актуальной задачей [10-13].
К числу важнейших интегральных функциональных характеристик организма относится общая резистентность, являющаяся показателем его устойчивости к различным воздействиям, изучение которых и определение степени и уровней адаптации организма к условиям окружающей среды позволяют выявить состояние здоровья в переходный период от нормы к болезни и своевременно начать целенаправленные профилактические мероприятия.
Цель исследования заключалась в изучении проблемы адаптационных возможностей организма и качества жизни учащейся молодежи с различным уровнем здоровья.
Объектом исследования являлись адаптационные возможности организма студентов с отклонениями в состоянии здоровья педагогического вуза.
Методы и организация исследования. Оценка адаптационных возможностей организма связана с проведением функционального тестирования, то есть с предъявлением организму определенного набора функциональных нагрузок, требующих мобилизации функциональных резервов. Эти нагрузки должны быть адресованы разным системам организма и разным звеньям регуляторного механизма. Для установления донозологи-ческого состояния необходимо оценить уровень функционирования организма и его основных систем, определить степень напряжения регуляторных механизмов.
В целях исследования адаптационных возможностей организма студентов первого курса педагогического вуза была предпринята попытка оценки интегративных показателей функционального состояния различных систем организма (сердечно-сосуди-
стая, дыхательная, вегетативная), психического состояния и качества жизни с использованием следующих методов: интегратив-ная балльная шкала количественной оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко; комплексная оценка адаптационного потенциала по Р.М. Баевскому; определение устойчивости организма к гипоксии и гипо-ксемии (пробы Штанге и Генчи); работоспособность сердечно-сосудистой системы (проба Руфье); состояние вегетативных ре-гуляторных систем (индекс Кердо); психическое состояние по бланковой методике «Самочувствие - Активность - Настроение» В.А. Доскина (САН) и качество жизни человека с использованием русской версии опросника SF-36. Материалы исследования подвергнуты математической обработке с использованием непараметрических критериев Вилкоксона (Wilcoxon Matched Pairs Test). Для сравнения количественных признаков в разных группах применялись критерии Манна-Уитни (Mann-Whitney U-test).
В исследовании приняли участие обучающиеся первого курса педагогического вуза: 81 девушка, в том числе 36 исследуемых имели отклонения в состоянии здоровья (ОВЗ) и относились к специальной медицинской группе, у которых основными ограничениями по физическим нагрузкам являлись близорукость умеренной и высокой степени, а также нарушения осанки и функционального состояния дыхательной системы. Средний возраст обучающихся составил 18,90±0,23 лет.
Результаты исследования и их обсуждение. При оценке параметров качества жизни установлено, что 52,8% исследуемых с ОВЗ по субъективному восприятию общего состояния своего здоровья отмечали его как посредственное, 5,7% лиц - как плохое. Вместе с тем, сравнение самочувствия с предыдущим годом показало у большинства респондентов отсутствие изменений и ухудшение в различной степени - 51% и 26,4% соответственно. Субъективная оценка объема своей повседневной физической нагрузки свидетельствует о значительных
ограничениях, которые испытывают данные студенты при различных видах физической активности (75,5%) и в своей повседневной жизни (30,2%). Нарушение психологического благополучия у них чаще проявлялось в виде степени ограничения своей повседневной деятельности, обусловленной эмоциональными проблемами (50,9%).
Сравнительный анализ показателей физического и психологического благополучия студентов, относящихся по состоянию здоровья к основной медицинской группе показал, что общее состояние своего здоровья оценивалось ими преимущественно как хорошее (53,3%) и очень хорошее (22,2%). При этом оценочный показатель «посредственное» отмечали 24,5% лиц. Вместе с тем, большинство исследуемых не испытывали ограничений по выполнению различных видов физической активности (75,5%) и не испытывали затруднений, связанных с физическим состоянием в повседневной жизни (66,7%), а также в эмоциональных состояниях (66,7%).
По результатам тестирования обучающихся с ОВЗ по бланковой методике САН установлено ухудшение психического состояния преимущественно по показателю «активность», который соответствовал 28,45±0,88 баллам и отражал подвижность, скорость и темп протекания функций у исследуемых. Средний групповой показатель САН составил 38,48±1,22 баллов (средний). В сравнении с полученными данными в группе студентов, по состоянию здоровья относящихся к основной группе, где отсутствуют низкие показатели САН, средний групповой показатель соответствует высокому (51,02±0,44 баллов), р<0,05.
В соответствии с методикой Г.Л. Апана-сенко была предпринята попытка оценки резерва физического и функционального состояния исследуемых девушек (п=81), что позволило установить средний уровень здоровья по сумме баллов у 61,7% исследуемых девушек (п=50). Среднее значение результата составило 11,22±1,3 балла, что соответствует среднему уровню соматического здо-
ровья, указывающему на пограничное состояние нормы и патологии (донозологиче-ское состояние). При этом наихудшие результаты показали девушки по состоянию здоровья, относящиеся к специальной медицинской группе, где у большинства из них (69,44%) определялся уровень физиче-
Анализ структуры полученных данных у обучающихся с ОВЗ показал снижение результата по сумме баллов в связи с низкими и ниже среднего показателями жизненного индекса у 31% и 22% лиц соответственно и пробы Мартине - у 30% и 60% исследуемых соответственно, что свидетельствует о снижении функциональной подготовленности респираторной системы для выполнения физических нагрузок и плохой реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.
Результаты оценки индекса массы тела (ИМТ) показали, что у 28,9% девушек, относящихся по состоянию здоровья основной группе, определялся недостаток веса. При этом ИМТ у всех девушек с ОВЗ соответствовал норме.
По данным индекса Робинсона определялся оценочный показатель преимущественно низкий (50%) и ниже среднего (33,3%) у исследуемых с ОВЗ, в основной
ского здоровья средний, а также ниже среднего и низкий (19,4%), что свидетельствует о напряжении механизмов адаптации, приводящим к снижению функциональных резервов организма, уменьшению адаптационных возможностей организма и в результате - к повышению риска развития заболеваний (рис.).
группе - 46,7% и 6,4% соответственно, что отражает сниженные функциональные возможности организма, позволяющие косвенно судить о потреблении кислорода при возрастающей нагрузке у исследуемых.
По результатам комплексной оценки адаптационного потенциала организма по Р.М. Баевскому, позволяющему оценить уровень функционирования системы кровообращения и адаптационных возможностей целостного организма исследуемых, установлено напряжение механизмов адаптации у 69,4% студентов специальной медицинской группы и у 64,4% студентов основной группы, где среднее значение показателя составило 2,98±0,12 и 2,76±0,1 соответственно, что соответствует напряжению механизмов адаптации, p>0,05 (табл.).
Оценка функционального состояния системы внешнего дыхания проводилась по данным функциональных проб для определения устойчивости организма к гипоксии и
Количество обучающихся, основная медицинская группа, % (n=45)
Количество обучающихся, специальная медицинская группа, % (n=36)
20
40
60
□ низкий
Шниже среднего
□ средний
И выше среднего
□ высокий
80
Рис. Структура уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко в группах наблюдения
0
гипоксемии, которая представляет собой важный раздел изучения функционального состояния организма в целом. При помощи функциональных проб с нагрузкой (с задержкой дыхания на вдохе и на выдохе) установлено, что по данным пробы Штанге у девушек, имеющих отклонения в состоянии здоровья (специальная медицинская группа) определялся показатель ниже нормы в 70,5% случаев. Среднее значение результата в группе составило 30,6±0,82 с, ниже нормы. При этом у 68,8% девушек основной группы этот показатель определялся
Таблица
Результаты исследования функционального состояния организма обучающихся с различным уровнем здоровья
как норма. Среднее групповое значение составило 56,22±1,47 с, норма.
По данным пробы Генчи у студентов с ОВЗ выявлен показатель ниже нормы у 72,2% лиц. Среднее значение результата в группе составило 26,04±0,92 с ниже нормы. У студентов основной группы здоровья по данному показателю определялась норма в 57,8% случаев. Среднее значение результата в группе составило 32,04±1,46 с, норма (табл.).
Методы исследования Специальная медицинская группа (п=36) Основная медицинская группа (п=45)
Функционального состояния системы внешнего дыхания: проба Штанге проба Генчи 30,6±0,82 с 26,04±0,92 с 56,22±1,47 с* 32,04±1,46 с*
Адаптационного потенциала организма по Р.М. Баев-скому 2,98±0,12 2,76±0,1
Примечание: * - достоверность различий в группах наблюдения по показателям дыхательной и сердечно-сосудистой систем (р<0,05)
Функциональное состояние вегетативной нервной системы (ВНС) у студентов оценивали по вегетативному индексу Кердо, позволяющему судить о степени влияния ВНС на сердечно-сосудистую систему и являющуюся одной из важнейших интегральных характеристик индивидуальных особенностей организма человека, его адаптации к условиям внешней среды. Полученные результаты указывают на вегетативную дисфункцию у 87,7% исследуемых, проявляющуюся гиперактивностью парасимпатического и симпатического отделов ВНС у 55,6% и 32,1% студентов соответственно, что указывает на перенапряжение вегетативной регуляции и отражает изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы у большинства исследуемых. Сбалансированное состояние вегетативных регуляторных систем наблюдалась
лишь в 12,3% случаев и определялось только у обучающихся основной группы здоровья.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство исследуемых с отклонениями в состоянии здоровья испытывают напряжение механизмов адаптации, приводящее к снижению функциональных резервов организма, уменьшению адаптационных возможностей организма и в результате - к повышению риска развития заболеваний.
Оценочные показатели регистрируемых данных психического и функционального состояния организма обучающихся с различным уровнем здоровья позволили:
- выявить сниженные функциональные резервы организма и провести донозологи-ческую оценку состоянию здоровья у обучающихся;
- установить влияние ограничений в состоянии здоровья на физический и психический компоненты качества жизни, выражающееся в снижении физической активности, уровня общего и психологического здоровья;
- определить востребованность предложенных методов контроля за уровнем адаптационных возможностей организма обучающихся в учебном процессе;
- обеспечить индивидуальное динамичное наблюдение за показателями здоровья и
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Семенкова, Т. Н. Состояние здоровья учащейся молодежи / Т. Н. Семенкова // Вестник КемГУ. - 2011. - № 2. - С. 90-97.
2. Агаджанян, Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье: учебное пособие / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский, А. П. Береснева. - Москва: Изд-во РУДН, 2006. - 284 с.
3. Ивахненко, Г. А. Здоровье студентов как предмет изучения отечественной социологии / Г. А. Ивахненко // Научная мысль. - 2016. - №
4. - С. 53-61.
4. Здоровье студентов: социологический анализ. Монография / отв. ред. И.В. Журавлёва. -Москва: ИНФРА-М, 2014. - 272 с.
5. Абдуллина, Л. Б. Формирование здорового образа жизни студентов в условиях современного вуза: практико-ориентированный аспект / Л. Б. Абдуллина // Здоровьесберегающее образование. - 2014. - № 2. - С. 78-82.
6. Лысцова, Н. Л. Оценка здоровья студенческой молодежи / Н. Л. Лысцова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2 (8). -С. 67-75.
7. Таутиев, Т. В. Забота о здоровье студента как важное направление деятельности современного вуза / Т. В. Таутиев, Ю. А. Ткаченко // Научная мысль. - 2019. - № 2. - С. 30-35.
8. Бомин, В. А. Здоровьесберегающие технологии в сохранении и формировании здоровья студентов: учебно-методическое пособие / В. А. Бо-мин, К. В. Сухинина. - Иркутск: Иркутский филиал Рос. гос. ун-та физ. культуры, спорта, молодёжи и туризма, 2011. - 156 с.
9. Яцун, С. М. Анализ динамики заболеваемости и состояния здоровья студентов Курского государственного университета / С. М. Яцун, Н. А. Князева, И. А. Соколова, Н. В. Лунева // Научный результат. Медицина и фармация. - 2017. -Т. 3. - № 3. - С. 57-64.
адекватностью воздействия физических нагрузок в группах наблюдения;
- реализовать возможность самоконтроля и поднять уровень грамотности обучающихся в вопросах ориентирования в показателях собственного здоровья, заинтересованности в его сохранении и укреплении, а также компетентности в методах предупреждения развития патологических состояний на донозологическом этапе.
10.Ивахненко, Г. А. История исследований здоровья студентов в России: социологический анализ / Г. А. Ивахненко // Социология медицины. - 2021. - Т. 20. - № 1. - С. 21-28.
11. Аспекты контроля и профилактики патологических состояний здоровья обучающихся вуза: колл. моногр. / Абызова Т. В., Батенкова И. В., Акатова А. А. [и др.]; под общ. ред. Т.В. Абызо-вой; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2021.
12. Меерманова, И. Б. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях / И. Б. Меерманова, Ш. С. Койгельдинова, С. А. Ибраев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2017. - № 2 (2). - С. 193-197.
13. Розенфельд, Л. Г. Здоровье студентов по данным субъективной оценки и факторы риска, влияющие на него / Л. Г. Розенфельд, С. А. Ба-трымбетова // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - Т. 4. - С. 38-39.
REFERENCES
1. Semenkova T.N. The health status of students.
Bulletin of Kemerovo State University, 2011, no. 2, pp. 90-97. (in Russ.)
2. Aghadzanyan N.A. Baevskij P.M., Beresneva A.P. Issues of adaptation and the health doctrine: a textbook. Moscow: Publishing House of the RUDN University, 2006. 284 p. (in Russ.)
3. Ivakhnenko G.A. Students' health as a subject of the study for the national sociology. Nauchnaya mysl', 2016, no. 4, pp. 53-61. (in Russ.)
4. Students' health: a sociological analysis: a monograph. Ed. by I.V. Zhuravlev. Moscow: INFRA-M, 2014. 272 p. (in Russ.)
5. Abdullina L.B. Formation of a healthy lifestyle of students in the conditions of a modern university: a practice-oriented aspect. Health-saving Education, 2014, no. 2, pp. 78-82. (in Russ.)
6. Lyssova N.L. Estimation of health of students. Fundamental Research, 2015, no. 2(8), pp. 67-75. (in Russ.)
7. Tautiev T.V. Tkachenko Yu.A. Taking care of a student's health as an important activity of a modern university. Nauchnaya mysl', 2019, no. 2, pp. 3035. (in Russ.)
8. Bomin V.A., Sukhinina K.V. Health-saving technologies in the preservation and formation of students' health: a study guide. Irkutsk: Irkutsk Branch of the Russian State University of Physical Culture, Sport and Tourism Youth, 2011. 156 p (in Russ.)
9. Yatsun, S.M., Knyazeva N.A., Sokolova I.A., Luneva N.V. Analysis of the dynamics of morbidity and health status of students of the Kursk State University. Research Result. Medicine and Pharmacy, 2017, vol. 3, no. 3, pp. 57-64. (in Russ.)
10. Ivakhnenko G.A. History of student health research in Russia: sociological analysis. Sociology of Medicine, 2021, vol. 20, no. 1, pp. 21-28. (in Russ.)
11.Abyzova T.V., Batenkova I.V., Akatova A.A. et al. Aspects of control and prevention of pathological health conditions of university students: a collective monograph. Ed. by T.V. Abyzova. Perm State Humanitarian Pedagogical University. Perm, 2021. (in Russ.)
12. Meermanova I.B., Kojgel'dinova S.S., Ibraev S.A. The health status of students studying in higher educational institutions. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2017, no. 2 (2), pp. 193-197. (in Russ.)
13. Rosenfel'd L.G., Batrymbetova S.A. Students' health according to subjective assessment data and risk factors affecting it. Health of the Russian Federation, 2008, vol. 4, pp. 38-39. (in Russ.)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Татьяна Васильевна Абызова - кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", Пермь, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Tat'yana Vasil'evna Abyzova - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Sports Disciplines and Adaptive Physical Culture, Perm State University of Humanities and Pedagogy, Perm, e-mail: [email protected].
Для цитирования: Абызова, Т. В. Аспекты контроля состояния здоровья обучающихся педагогического вуза / Т. В. Абызова // Современные вопросы биомедицины. - 2022. - Т. 6. - № 3. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_03_1
For citation: Abyzova T.V. Aspects of the health status monitoring of students from a pedagogical university. Modern Issues of Biomedicine, 2022, vol. 6, no. 3. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_03_1