Научная статья на тему 'Адаптационные изменения функционального состояния студентов вуза при занятиях спортом'

Адаптационные изменения функционального состояния студентов вуза при занятиях спортом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BODY ADAPTABILITIES / STUDENTS / MOTOR ACTIVITY LEVEL / BIOINFORMATION TECHNOLOGIES / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА / СТУДЕНТЫ / УРОВЕНЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / БИОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарова Л.В., Абызова Т.В., Белокрылов Н.М.

Body adaptabilities represent one of the fundamental qualities of the body and is defined by the level of body's adaptation to the environment. Body state (its health or diseases) is a result of the relationship with environment, so the result of adaptation or deadaptation to environmental conditions. The problem of adaptation of students to higher school educational environment is one of essential academic and practical issues being studied nowadays. The all-round studies of adaptation to academic load, including sociopsychological and sociophysiological components, is a relevant direction of researches. The purpose of the study was to examine and estimate body adaptabilities of 1-2-year students with different motor activity levels. The designed and introduced into the academic and training process method for complex restoration of students' body adaptabilities based on the vegetative resonance test technique «IMEDIS-TEST» and induction therapy using the program «Brain rhythms» along with a recreational complex enhance body adaptabilities of students going in for sport with an evident positive effect. Proceeding from the studies, carried out by the researchers, constant control over the functional status of the body is required at the initial phase of functional changes to prevent arising pathological conditions and form chronic pathology among students with different motor activity levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптационные изменения функционального состояния студентов вуза при занятиях спортом»

УДК: 796.01:612

АДАПТАЦИОННЫЕ

изменения функционального состояния студентов вуза при занятиях спортом

Доктор биологических наук, профессор Л.В. Шарова Кандидат биологических наук, доцент Т.В. Абызова Н.М. Белокрылов

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

ADAPTIVE CHANGES IN FITNESS SHAPE OF UNIVERSITY STUDENTS AT SPORTS CLASSES L.V. Sharova, professor, Dr.Biol. T.V. Abyzova, associate professor, Ph.D.

N.M. Belokrylov

Perm state humanitarian-pedagogical university, Perm Key words: body adaptabilities, students, motor activity level, bioinformation technologies. Body adaptabilities represent one of the fundamental qualities of the body and is defined by the level of body's adaptation to the environment. Body state (its health or diseases) is a result of the relationship with environment, so the result of adaptation or deadaptation to environmental conditions.

The problem of adaptation of students to higher school educational environment is one of essential academic and practical issues being studied nowadays. The all-round studies of adaptation to academic load, including sociopsychological and sociophysiological components, is a relevant direction of researches. The purpose of the study was to examine and estimate body adaptabilities of 1-2-year students with different motor activity levels.

The designed and introduced into the academic and training process method for complex restoration of students' body adaptabilities based on the vegetative resonance test technique «IMEDIS-TEST» and induction therapy using the program «Brain rhythms» along with a recreational complex enhance body adaptabilities of students going in for sport with an evident positive effect.

Proceeding from the studies, carried out by the researchers, constant control over the functional status of the body is required at the initial phase of functional changes to prevent arising pathological conditions and form chronic pathology among students with different motor activity levels.

Ключевые слова: адаптационные возможности организма, студенты, уровень двигательной активности, биоинформационные технологии.

Актуальность. Адаптационные возможности организма (АВО) представляют собой одно из фундаментальных свойств организма и определяются степенью адаптации организма к условиям среды. Состояние организма (его здоровье или болезнь) - результат взаимодействия с окружающей средой, то есть результат адаптации либо дезадаптации к условиям среды [4, 6].

Переход от здорового состояния к болезни принято рассматривать как процесс постепенного снижения способности человека приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, к окружающим условиям жизнедеятельности. Именно эти состояния исследуются в восстановительной медицине и должны быть объектом контроля и самоконтроля за уровнем здоровья [10].

Обучение в вузе - сложный и длительный процесс, который предъявляет высокие требования к здоровью Умственная деятельность студентов определяется процессом обучения и заключается в усвоении возрастающего объема учебного материала, связанного с накоплением знаний и развитием интеллектуально-эмоциональной сферы [2]. Студенты вуза подвергаются значительным психоэмоциональным и статофизическим нагрузкам [7, 8].

Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных общетеоретических и практических проблем, исследуемых в настоящее время [2, 9]. Многогранное изучение адаптации к учебной нагрузке, включающей социально-психологический и психофизиологический компоненты, является актуальным направлением научных исследований [1, 2, 4, 5, 7-9].

Цель исследования - изучение и оценка адаптационных возможностей организма студентов 1-2-го курсов с различным уровнем двигательной активности.

Методика и организация исследования. Для

решения поставленной цели применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; анкетный опрос; анализ заболеваемости по данным учета врачебных посещений в поликлинических учреждениях - формы № 039/У-02, № 12, № 57; анамнезы у^ае, тогЫ; оценка здоровья по ин-тегративной балльной шкале количественной оценки уровня здоровья по Г. Л. Апанасенко; оценка функционального состояния мышечного корсета, вегетативной нервной системы с использованием индекса Кердо и вегетативной реактивности с применением ортоклиностатической пробы; оценка психического состояния по бланковой методике «Самочувствие -Активность - Настроение» В. А. Доскина, шкале самооценки Спилбергера-Ханина; биоинформационные методы оценки психической нагрузки с применением метода вегетативного резонансного теста «Имедис-тест».

Исследования осуществлялись на аппаратно-программном комплексе «Имедис-Фолль» (рег. № 95/311-120), разрешенном к медицинскому применению МЗ и медицинской промышленности РФ от 15 сентября 1995 г., приказ № 311, для экспресс-диагностики функционального состояния организма по физиологическим показателям рефлекторных зон и биологически активным точкам..

В исследованиях приняли участие 132 студента 1-2-го курсов факультета физической культуры ПГГПУ и кафедры физической культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет». При разделении студентов на группы мы руководствовались их занятостью учебным процессом и спортом.

Для оценки уровня адаптационных возможностей организма студенты-добровольцы были разделены на 2 репрезентативные группы.

Первую группу составили студенты, занимающиеся спортом (п=70). Квалификационный уровень спортсменов: мастера спорта РФ (п=15), кандидаты в мастера спорта (п=16), I взрослый разряд (п=39). Средний возраст составил 20,04±0,33. Юношей - 45, девушек - 25. Количество тренировочных занятий -3-5 раз в неделю.

Вторую группу составили студенты, не занимающиеся спортом (п=62). Средний возраст - 19,28 ± 0,33. Юношей - 38, девушек - 24.

Результаты исследования и их обсуждение. На начальном этапе исследования нами проведен анализ уровня здоровья студентов по данным обращаемости за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения за период с 2007 по 2012 г., позволивший установить, что в структуре заболеваемости студентов, занимаю-

щихся спортом, преобладают грипп и острые респираторные вирусные инфекции - ОРВИ (в среднем 34,8 % случаев и 19,4 % дней временной нетрудоспособности). Последующие ранговые места занимают травмы - 27,2 и 27,8 %; заболевания верхних дыхательных путей - 6,7 и 6,4 %, гинекологические заболевания - 5,7 и 4,5 % соответственно (рис. 1). При этом удельный вес случаев обращения составил среди девушек 9,9 % от общего числа обращений, в структуре которых преобладают гинекологические заболевания, причем у юношей наибольшее число обращений связано с ОРВИ и травмами, в структуре которых ведущее место занимают травмы конечностей, что соответствует 30 и 25 % соответственно от числа обращений.

Среди студентов, не занимающихся спортом, в структуре заболеваемости преобладают грипп и ОРВИ, что составляет в среднем 43,2 % случаев и 27,7 % дней временной нетрудоспособности, 2-е место занимают заболевания верхних дыхательных путей - 21,2 и 33,4 %; травмы - 3-е место - 18,3 и 24,4 %; а также желудочно-кишечного тракта - 12,9 и 8,8 %; гинекологические заболевания - 4,5 и 15,1% соответственно (см. рис. 1). Среди девушек удельный вес случаев обращения составил 30 % от их общего числа обращений, в структуре которых преобладают гинекологические заболевания и ОРВИ. У юношей временная нетрудоспособность преимущественно связана с ОРВИ и заболеваниями верхних дыхательных путей.

Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что уровень заболеваемости у студентов, не занимающихся спортом, имеет тенденцию к увеличению по показателю количества дней нетрудоспособности, обусловленных продолжительностью течения заболеваний и связанных с сопутствующими осложнениями. Вместе с тем преобладает заболеваемость гриппом и ОРВИ у студентов, занимающихся спортом, что указывает на снижение иммунной защиты организма и недолечивание.

Количественная оценка уровня здоровья студентов по «Шкале соматического здоровья» Г. Л. Апана-сенко проводилась с учетом следующих показателей: рост, масса тела, жизненная емкость легких, ЧСС в покое, сила кисти, уровень систолического давления и время восстановления ЧСС после нагрузки. Уровень здоровья оценивался в баллах, согласно которым можно оценить вероятность развития хронического

Прочие

ОРВИ_ (34,8%)

Студенты - спортсмены

Заболевания желудочно-кишечного"

тракта (12,9%)

Студенты, не занимающиеся спортом

Рис. 1. Сравнительный анализ структуры заболеваемости студентов с различным уровнем двигательной активности, %

соматического заболевания [3]. Так, каждый уровень здоровья соответствует следующей градации: низкий - низкие адаптивные возможности организма, что предполагает срыв адаптации компенсаторного характера; ниже среднего - неудовлетворительные адаптивные возможности систем организма (премор-бидное состояние); средний - пограничное состояние нормы и патологии (донозологическое состояние); выше среднего и высокий - безопасный уровень здоровья [3].

Нами установлено, что показатели уровня физического здоровья по сумме баллов у студентов-спортсменов (п=70) составили 14,13±0,39 балла (выше среднего), у студентов, не занимающихся спортом (п=62) - 12,91±0,43 балла (средний), что соответствует напряжению механизмов адаптации, р < 0,05. При этом у 48,6 % студентов превалировал показатель выше среднего и у 40 % -соответственно средний (рис. 2).

По данным опроса, у подавляющего большинства (85,6 %) обнаружены изменения в функциональном состоянии организма, что отмечали студенты-спортсмены в жалобах преимущественно на сонливость - 57,1% (п=40) и усталость - 24,3 % (п=17); студенты, не занимающиеся спортом (п=1), на усталость - 50 % (п=31) и сонливость - 19,3 %, сопровождающиеся отсутствием ощущения бодрости и полноценного отдыха.

В ходе исследования определяли функциональное состояние вегетативной нервной системы (ВНС) по данным вегетативного индекса Кердо. У студентов 1-й группы (п=70) превалирующим типом вегетативного тонуса является эйтония (78,6 %), в том числе у юношей (42,9 %) и девушек (35,7 %), указывающая на функциональное равновесие; во 2-й группе (п=62) -симпатикотония (48,4 %), что отражает преобладание симпатического тонуса ВНС (рис. 3).

По данным исследования вегетативной реактивности, на 1-й мин ортоклиностатической пробы нами выявлено наличие вегетативной дисфункции у студентов обеих групп, что статистически значимо подтверждалось преобладанием парасимпатического влияния в вегетативной регуляции, проявляющегося гиперактивностью парасимпатического отдела ВНС у 55 % студентов и указывающего на присутствие у них нервно-эмоционального напряжения.

В ходе исследования психического состояния (ПС) студентов с использованием дифференциро-

□ высокий

□ выше среднего

□ средний

□ ниже среднего

(п-34)

Первая группа (п = 70)

ниже высокий

среднего-»~^ {п=10)

н,Жл

\ \ у \ выше

среднийсреднею (п=25) (п=1 б)

Вторая группа (п = 62)

Рис. 2. Сравнительный анализ физического здоровья студентов по Г. Л. Апанасенко, %

ванной шкалы самооценки САН установлено, что у студентов 1-й группы (п=70) групповой показатель САН составил 47,47 ± 1,63 балла (средний), а во 2-й группе (п=62) - 52,27 ± 0,69 балла соответственно (высокий). При этом у студентов 1-й группы отмечалось снижение данных ПС преимущественно по показателю «настроение», который соответствовал 29,15 ± 0,98 балла и характеризовал эмоциональное состояние исследуемых (р < 0,05) в сравнении со студентами 2-й группы, где низких показателей САН не обнаружено.

В ходе оценки уровня реактивной тревожности (РТ) и личностной тревожности (ЛТ), полученных нами в первый месяц учебного года, установлено, что у студентов-спортсменов групповой показатель РТ составил 29,72 ± 2,15 балла (низкий), ЛТ - 40,55 ± 1,57 балла (умеренный), а у студентов, не занимающихся спортом, - 42,01±1,42 балла (умеренный) и 44,63 ± 1,26 балла (умеренный) соответственно (р > 0,05).

При оценке когнитивных функций у 32 студентов (45,7 %) 1-й группы (п = 70) и у 16 студентов (25,8 %) 2-й группы (п = 62) наблюдалось статистически значимое снижение уровня кратковременной памяти, что указывает на ослабление внимания у студентов-спортсменов, возможно, связанное с более выраженным утомлением, в связи с недостаточностью времени на отдых в сравнении со студентами, не занимающимися спортом (р < 0,05).

В ходе исследования функционального состояния мышечного корсета полученные данные показали хорошую статическую силовую выносливость мышц спины (160,31 ±0,54 с), шеи (150,22±1,23 с) и живота (100,0±0,87 с) у студентов 1-й группы (п=70) и средний показатель статической силовой выносливости мышц спины (85,20±0,92 с) и живота (60,30±0,33 с) во 2-й группе (п=62).

При оценке психической нагрузки (ПН) ставилась задача сравнить результаты у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом. Данные исследования ПН оценивались по восьми степеням - с I по VIII. При этом VII—VIII степени - высокие. В исследовании приняли участие 90 студентов, из них 59 юношей и 31 девушка. Высокая степень ПН выявлена у 35 студентов (70 %) 1-й группы (п=50) и у 27 студентов (67,5 %) 2-й группы (п=40), что составило 7,4 ±

Рис. 3. Состояние вегетативной нервной системы у студентов по данным вегетативного индекса Кердо

0,16 и 7,26 ± 0,07 степени. При этом значимых различий по результатам ПН у юношей и девушек не выявлено: 7,36 ± 0,09 и 7,25 ± 0,14 соответственно.

Как показывают результаты исследования, степень ПН находилась в корреляционной связи с показателями психофизиологического состояния организма. Так, у студентов 1-й группы между данными ПН и САН обнаружена средняя отрицательная связь (г = -0,39); низкая положительная связь с показателями РТ (г = 0,23); тесная положительная связь с данными ЛТ (г = 0,89); показателями реактивности ВНС по данным клиностатической пробы (г = 0,61) и средняя отрицательная связь с данными уровня ФЗ по сумме баллов (-г = 0,51), р < 0,05.

У студентов 2-й группы также обнаружена тесная достоверная связь между уровнем ПН и данными САН (-г = 0,42), реактивой тревожности (г = 0,48), личностной тревожности (г = 0,77), вегетативной реактивности (г = 0,59) и физическим здоровьем (-г = 0,82) соответственно.

Характер обнаруженных корреляционных связей свидетельствует о том, что студенты с выявленными высокими показателями тревожности и сниженными показателями самочувствия, отклонениями от физиологической нормы по данным клиностатической пробы и сниженным уровнем ФЗ по интегративной балльной оценке Г. Л. Апанасенко имеют высокую ПН, что позволяет сделать вывод о прямой связи функционального состояния органов и систем, степени напряжения регуляторных систем организма с высокой степенью ПН, р < 0,05 [1].

Разработанная и внедренная в учебный и тренировочный процесс комплексная методика восстановления адаптационных возможностей организма студентов на основе метода вегетативного резонансного теста «Имедис-тест» и индукционной терапии программами «Ритмы мозга» в сочетании с оздоровительным комплексом способствует повышению адаптационных возможностей организма с наиболее выраженным эффектом у студентов, занимающихся спортом [1].

Выводы

1. Снижение адаптационных возможностей организма студентов 1-2-го курсов вуза обусловлено высокой степенью психической нагрузки определяемой у 68 % исследуемых, гиперактивностью парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (55 %), средним и ниже среднего уровнем физического здоровья по Г. Л. Апанасенко (44,7 %).

2. У студентов, занимающихся спортом, при показателях физического здоровья выше среднего (14,13±0,39 балла), хорошей оценке функционального состояния мышечного корсета и преимущественной эйтонии (78,6 %) отмечено преобладание парасимпатического влияния в вегетативной регуляции (55,7 %), высокая тревожность (28,9) и снижение уровня кратковременной памяти (45,3 %).

3. У студентов, не занимающихся спортом, при средних показателях физического здоровья (12,91±0,43 балла), средней оценке функционального состояния мышечного и преимущественной симпати-

котонии (48,4 %) также определялось преобладание парасимпатического влияния в вегетативной регуляции (54,8 %), высокий уровень тревожности (48,6 %) и снижение уровня кратковременной памяти (25 %).

Мы убедились, что для предупреждения возникновения патологических состояний и формирование хронической патологии у студентов с различным уровнем двигательной активности необходим постоянный контроль за функциональным состоянием организма на начальной стадии функциональных изменений.

Литература

1. Абызова Т.В. Комплексная оценка и коррекция адаптационных возможностей организма студентов с различным уровнем двигательной активности: дис. ... канд. биол. наук / Т.В. Абызова. - М., 2011. - С. 166-182.

2. Агаджанян Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н.А. Агаджанян, А.П. Берсенева. - М.: изд-во РУНД, 2006. - 284 с.

3. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 248 с.

4. Баевский Р.М. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева // Валеология, диагностика, средства и практика обеспечения здоровья.

- СПб.: Наука, 1993. - С. 33-47.

5. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 274 с.

6. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - Л.: Наука, 1987. - 125 с.

7. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие /Л.И. Лубышева. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. -240 с.

8. Пономарева А.Г. Дискомфортные состояния у студентов и методы их коррекции: учеб.-метод. пособие / А.Г. Пономарева, В.М. Медведев, А.В. Беляева. - М.: Изд-во РУДН, 2004. - 35 с.

9. Шарова Л.В. Критерии оценки функционального состояния организма на этапах диагностики / Л.В. Шарова // Теоретические и клинические аспекты биорезонансной и мультирезонансной терапии: XII междунар. конф. - Ч. I. - М., 2006. - С. 254-256.

10. Шарова Л.В. Оценка и результаты применения оздоровительных технологий у студентов вуза / Л.В. Шарова, А.В. Шаров, Т.В. Абызова // Педагогический профессионализм в образовании : сборник материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. (16-17 февраля 2012 г.). - Новосибирск, 2012. - С. 461-469.

References

1. Abyzova, T.V. Integrated assessment ad correction of body adaptabilities of students with different motor activity levels: Ph.D. thesis / T.V. Abyzova. - Moscow, 2011. - P. 166-182. (In Russian)

2. Agadzhanyan, N.A. Problems of adaptation and health theory / N.A. Agadzhanyan, A.P. Berseneva. - Moscow: publ. h-se of PFUR, 2006. - 284 P. (In Russian)

3. Apanasenko, G.L. Medical valeology / G.L. Apanasenko, L.A. Popova. - Rostov-on-Don: Fenix, 2000. - 248 P. (In Russian)

4. Baevsky, R.M. Prenosological diagnostics in health assessment / R.M. Baevsky, A.P. Berseneva // Valeology, diagnostics, methods and practice of health support. - St.Petersburg: Nauka, 1993. - P. 33-47. (In Russian)

5. Balsevich, V.K. Human ontokinesiology. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2000. - 274 P. (In Russian)

6. Brekhman, I.I. Introduction into valeology - health science / I.I. Brekhman. - Leningrad: Nauka, 1987. - 125 P. (In Russian)

7. Lubysheva, L.I. Sociology of physical culture and sport: teaching guide / L.I. Lubysheva. - Moscow: Academia, 2001. - 240 P. (In Russian)

8. Ponomareva, A.G. Uncomfortable conditions of students and methods of their correction: study guide / A.G. Ponomareva, V.M. Medvedev, A.V. Belyaeva. - Moscow: publ. h-se of PFUR, 2004.

- 35 P. (In Russian)

9. Sharova, L.V. Evaluation criteria of the body's functional status during diagnostics / L.V. Sharova // Theoretical and clinical aspects of the bioresonance and multiresonance therapy: XII internat. conf.

- P. I. - Moscow, 2006. - P. 254-256. (In Russian)

10. Sharova,L.V. Estimation and the effect of recreational technologies among university students / L.V. Sharova, A.V. Sharov, T.V. Abyzova // Teacher's professionalism in education: Proceedings of the VIII Internat. theor.-pract. (In Russian)

Информация для связи с автором:

sharovalv@bk.ru

Поступила в редакцию 14.06.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.