ISSN 1029-3388
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Л.В. Шарова, Т.В. Абызова
МЕТОДИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ
на основе биоинформационных технологий
Многогранное изучение адаптации к учебной нагрузке, включающей социально-психологический и психофизиологический компоненты, является актуальным направлением научных исследований [1, 2, 7]. Студенты вуза в процессе учебы подвергаются значительным психоэмоциональным и физическим нагрузкам, находясь в условиях гиподинамии, авитаминоза и частичной гипоксии [2, 4, 5, 6, 7]. В биологии, физиологии, медицине все чаще уделяется внимание методам неинвазивной диагностики и коррекции, отвечающим требованиям безопасности, комфортности, оперативности при сохранении высокой достоверности результатов [1, 5, 6, 7].
Актуальность разработки методики восстановления адаптационных возможностей организма на основе традиционных методов и биоинформационных технологий определяется возможностью их комплексного воздействия на организм студента для решения задач по оптимизации тренировочного процесса и восстановления организма.
Цель исследования состояла в повышении эффективности донозологической оценки и коррекции адаптационных возможностей организма студентов с различным уровнем двигательной активности на основе применения инновационных технологий.
Методы и организация. Для достижения цели и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; анкетный опрос; анализ заболеваемости по данным учета врачебных посещений в поликлинических учреждениях формы: № 039/У -02, № 12, № 57; анамнезы vitae, morbi; оценка здоровья по интегративной балльной шкале количественной оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко; оценка функционального состояния мышечного корсета; вегетативной нервной системы: индекс Кердо и вегетативной реактивности с применением ортоклиностатической пробы; функциональной возможности сердечнососудистой системы организма (велоэргометрия - Ketler ergometr AX1, тип 07992-600); оценка психического состояния: по бланковой методике «Самочувствие - Активность - Настроение» В.А. Доскина, шкале самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина; оценка когнитивной функции ЦНС по методике заучивания 10 слов А.Р. Лурия; биоинформационные методы: ЭФИ БАТ по методу Р. Фолля, вегетативный резонансный тест «Имедис-тест», метод индукционной терапии программами «Ритмы мозга»; методы математической статистики.
Исследования и коррекция осуществлялись на аппаратно-программном комплексе «Имедис - Фолль» (рег.№ 95/311-120); аппарате «Мини - Эксперт - ДТ» (рег.№ 95/311-121), разрешенном к медицинскому применению МЗ и медицинской промышленности РФ от 15 сентября 1995г., приказ № 311, для экспресс-диагностики функционального
42
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014
состояния организма по физиологическим показателям рефлекторных зон и биологически активным точкам.
Для реализации поставленной цели нами предложена комплексная методика восстановления адаптационных возможностей организма (КМВАВО) на основе биоинформационных технологий (электрофизиологическое измерение биологически активных точек (ЭФИ БАТ), вегетативный резонансный тест (ВРТ) «Имедис-тест», индукционная терапия (ИТ) программами «Ритмы мозга» и оздоровительного комплекса, включающего в себя гимнастику-стретчинг, метод Су Джок акупунктуры и самомассаж, направленные на регуляцию нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга, способствующие снижению нервного напряжения, улучшению самочувствия и повышению адаптационных возможностей организма (АВО) студентов.
Индукционные программы «Ритмы мозга» (ИПРМ) предназначены для саморегуляции нарушенных функциональных ритмов в диапазоне от 0,5 до 30 Гц. Воздействие ИПРМ на студентах-добровольцах проводилось с использованием индукционного устройства (петли) с помощью которого образуется замкнутый контур биорезонансного регулирования между прибором и исследуемым. Курс 7-10 сеансов с периодичностью 1-2 раза в неделю.
Организация проведения данного комплекса заключалась в следующем: гимна-стика-стретчинг применялась в рамках учебной программы на протяжении учебного года. Общая плотность занятия составила 90 мин, моторная - 75 %, 3 раза в неделю; обучение приемам самомассажа и Су Джок акупунктуры осуществлялось согласно учебной программе.
Самомассаж проводился студентами самостоятельно по 10-15 минут каждое утро, в течение учебного года. Метод Су Джок применялся самостоятельно, вечером, по 10 минут (кисти - 5 минут, стопы - 5 минут).
Участники исследования находились под постоянным медицинским контролем.
В проводимых исследованиях приняли участие 132 студента 1-2 курсов Пермского государственного педагогического университета и Пермского национального исследовательского политехнического университета.
Для оценки адаптационных возможностей организма студентов и эффективности применения комплексной методики восстановления адаптационных возможностей организма студенты-добровольцы были разделены на 2 репрезентативные группы и 6 подгрупп.
Для оценки АВО студента и эффективности применения КМВАВО студенты-добровольцы были разделены на 2 репрезентативные группы и 6 подгрупп.
Первую группу составили студенты, занимающиеся спортом (n=70): игровые виды - 30 человек; единоборство - 23; лыжные гонки - 8; теннис - 1; спортивная акробатика - 2; спортивное ориентирование - 2; легкая атлетика - 2; бадминтон - 1; плавание - 1. Количество тренировочных занятий проводили 3-5 раз в неделю. Квалификационный уровень спортсменов: мастера спорта РФ (n=15), кандидаты в мастера спорта (n=16), I-й взрослый разряд (n=39). Средний возраст составил 20,04±0,33. Юношей - 45, девушек - 25.
В первую подгруппу вошли 35 студентов-спортсменов, которым после осмотра и диагностики проводилось коррекционное воздействие индивидуально подобранными индукционными программами «Ритмы мозга» (ИПРМ), а также применялся оздоровительный комплекс. Юношей - 25, девушек - 10.
43
ISSN 1029-3388
Вторая подгруппа - 20 студентов, к которым не применялось коррекционное воздействие ИПРМ, проводился только оздоровительный комплекс. Юношей - 12, девушек - 8.
Третья подгруппа «плацебо» - 15 студентов, получавших мнимое воздействие ИПРМ (без подключения оборудования). Им проводился только оздоровительный комплекс. Юношей - 8, девушек - 7.
Вторую группу составили студенты, не занимающиеся спортом (n=62). Средний возраст - 19,28 ± 0,33. Юношей - 38, девушек - 24. Из них: в первую подгруппу вошли 20 студентов, к которым применялось воздействие ИПРМ, оздоровительный комплекс. Юношей - 12, девушек - 8.
Вторая подгруппа - 22 студента. К ним не применялась коррекция ИПРМ, проводилось воздействие только оздоровительным комплексом. Юношей - 13, девушек - 9.
Третья подгруппа «плацебо» - 20 студентов, получавшие мнимое воздействие ИПРМ. Им проводился оздоровительный комплекс. Юношей - 13, девушек - 7.
Результаты исследования и их обсуждение. Индивидуальное тестирование программ РМ проведено нами при помощи ВРТ «Имедис-тест» с целью осуществления коррекции, посредством регуляции функциональных ритмов головного мозга. Всего протестировано 55 студентов. Выявлены следующие программы ИТ: у студентов первой группы 1-й подгруппы (n = 35) - программы сна (n = 12), покоя (n = 10), церебральная (n = 7), депрессии I (n = 6). У студентов второй группы 1-й подгруппы (n = 20) - программы покоя (n = 10), сна (n = 5), обучения (n = 3), церебральная (n = 2).
Оценка психической нагрузки (ПН) проводилась нами с применением метода ВРТ «Имедис-тест» до и после курса коррекции. При тестировании ПН ставилась задача сравнить результаты у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом. Данные исследования ПН оценивались по восьми степеням - с I по VIII. При этом VII-VIII степени - высокие. В исследовании принимали участие 90 студентов, из них 59 юношей и 31 девушка. Высокая степень ПН выявлена у 35 студентов (70%) 1-й группы (n=50) и у 27 студентов (67,5%) 2-й группы (n=40), что составило 7,4 ± 0,16 и 7,26 ± 0,07 степени. При этом значимых различий по результатам ПН у юношей и девушек не выявлено: 7,36 ± 0,09 и 7,25 ± 0,14 соответственно.
В ходе исследования исходных функциональных резервов психического здоровья студентов проводилась оценка психических состояний (ПС) до и после коррекции. По данным опроса у подавляющего большинства (85,6%) отмечались изменения в функциональном состоянии организма. Как видно из рис. 1, у студентов 1-й группы (n=70) преобладали жалобы на сонливость - 57,1%, (n=40); усталость - 24,3%, (n=17); плохое настроение - 7,2%, (n=5); головные боли - 5,7%, (n=4); легкое головокружение при наклонах - 5,7%, (n=4). Студенты 2-й группы (n=62) чаще жаловались на усталость - 50%, (n=31); сонливость - 19,3%, (n=12); плохое настроение - 11,3%, (n=7); головные боли - 9,7%, (n=6); головокружение - 9,7%, (n=6).
По результатам теста САН у студентов 1-й группы отмечалось снижение данных ПС преимущественно по показателю «настроение», который соответствовал 29,15 ± 0,98 баллам и характеризовал эмоциональное состояние исследуемых (р < 0,05), в сравнении со студентами 2-й группы, где низкие показатели САН не определялись.
При оценке уровня реактивной тревожности (РТ) и личностной тревожности (ЛТ), по данным, полученным нами в первый месяц учебного года установлено следующее: у 7 студентов (10%) 1-й группы (n=70) определялся высокий уровень РТ (54,72 ±
44
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014
1,12 балла); у 4 лиц (5,7%) - высокий уровень ЛТ (54,47 ± 1,84 балла). Групповой показатель РТ составил 29,72 ± 2,15 баллов (низкий), ЛТ - 40,55 ± 1,57 баллов (умеренный).
У 13 студентов (20,9%) 2-й группы (n=20) отмечалась высокая РТ (55,31 ± 1,24 баллов), у 7 студентов (11,2%) - высокая ЛТ (52,44 ± 1,06 балла). Групповой показатель РТ - 42,01±1,42 балла (умеренный), ЛТ - 44,63 ± 1,26 балла (умеренный), p > 0,05.
При оценке уровня тревожности в период экзаменационных сессий у студентов 1-й группы после психоэмоционального напряжения (сдача экзаменов) наблюдается тенденция к повышению ЛТ с 35,39 ± 1,14 до 40,47 ± 2,04 баллов (умеренная). У студентов 2-й группы наблюдается выраженное эмоциональное напряжение, проявляющееся в росте ЛТ с 37,41 ± 1,12 (умеренная) до 46,18 ± 1,04 баллов (высокая), что указывает на снижение психоэмоциональной устойчивости к психическим нагрузкам (p <0,05).
По результатам показателей психического состояния студентов под влиянием курса КМВАВО установлено следующее:
1. Согласно данным опроса, в первой группе 1-й подгруппе (n=35) субъективно отметили улучшение настроения, ощущение бодрости и повышение работоспособности 20 студентов, что составило 57% (p < 0,05). По истечении 3 месяцев показатели стабилизировались на достигнутых результатах.
Во второй группе 1-й подгруппе (n=20) субъективно отмечено улучшение общего самочувствия и присутствие ощущения бодрости у 8 человек (40%), p < 0,05.
Достигнутый результат сохранялся также до 3 месяцев, p < 0,05.
В подгруппах плацебо субъективно отмечали улучшение общего самочувствия и настроения 3 студента (20%) первой группы 3-й подгруппы (n=15) и 6 студентов (30%) второй группы 3-й подгруппы (n=20), (p > 0,05).
При проведении сравнительного анализа полученных данных у студентов первой группы 2-й подгруппы (n=20) и второй группы 2-й подгруппы (n=22) существенной динамики изучаемых показателей не наблюдалось.
2. Ответные реакции психического состояния на учебные нагрузки получили статистически значимое улучшение по показателю реактивной и личностной тревожности у студентов первой группы 1-й подгруппы, в отличие от студентов второй группы 1-й подгруппы, где отмечены достоверные различия только по показателю реактивной тревожности. При этом у студентов первой группы 2-й подгруппы и второй группы 2-й подгруппы, которым проводился только оздоровительный комплекс, отмечена тенденция к росту изучаемых показателей уровня тревожности.
3. По данным оценки когнитивной функции центральной нервной системы, по методике заучивания 10 слов А.Р. Лурия отмечалось статистически значимое улучшение показателей кратковременной памяти у студентов первой группы 1-й подгруппы по сравнению со студентами второй группы 1-й подгруппы, что свидетельствует об эффективности влияния биоинформационных технологий на ее состояние.
4. По данным ВРТ «Имедис-тест», у 19 студентов (54,3%) первой группы 1-й подгруппы (n=35) наблюдалась тенденция к снижению психической нагрузки (ПН) с 7,48 ± 0,12 до 5,33 ± 0,03 степени, при этом количество лиц с высокой ПН уменьшилось с 71,4 до 17,1 % (p < 0,05). Через 3 месяца по данным исследовании высокая степень ПН (7,62 ± 0,24) отмечалась у 8 студентов (22,8%), p > 0,05.
У 11 студентов (55%) второй группы 1-й подгруппы (n=20) ПН снизилась с 7,14 ± 0,06 до 5,68 ± 0,12 степени. При этом количество лиц с высокой ПН уменьшилось с 65 до 10%, p < 0,05. Через 3 месяца - высокая степень ПН (7,22 ± 0,06) тестировалась у
45
ISSN 1029-3388
5 (25%) лиц, p > 0,05, что указывает на повышение устойчивости организма к воздействию психотравмирующих факторов внешней среды.
В обеих подгруппах «плацебо» достигнутый эффект был кратковременным (1-3 дня) и статистически незначимым.
Таким образом, данные исследования показали, что под влиянием курсового воздействия комплексной методики восстановления адаптационных возможностей организма статистически значимо улучшились показатели психического состояния исследуемых, с наибольшей выраженностью у студентов, занимающихся спортом, что указывает на повышение функциональных резервов психического здоровья, то есть устойчивости к стрессу и, как следствие, повышает адаптационные возможности организма.
Литература:
1. Абызова, Т.В. Комплексная оценка и коррекция адаптационных возможностей организма студентов с различным уровнем двигательной: дис. ...канд.биол.наук / Т.В. Абызова. -М., 2011. -129 с.
2. Агаджанян, Н.А. Здоровье студентов / Н.А. Агаджанян. - М.: Россия, 1997. -
200 с.
3. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. -М.: Изд-во Феникс, 2000. - 244 с.
4. Давиденко, Д.Н. Психологические основы функциональных состояний : учеб. пособие / Д.Н. Давиденко, В.И. Григорьев. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 242 с.
5. Звоников, В.М. Методики коррекции нарушений функционального состояния у лиц с психовегетативным синдромом / В.М. Звоников, И.П. Бобровницкий, В.В. Царьков // VII междунар. конф. «Современные технологии восстановительной медицины». - Сочи,2004.- С. 303-305.
6. Кравцов, Ю.И. Биоэнергоинформационные диагностические и лечебные технологии при шейном остеохондрозе / Ю.И. Кравцов, Л.В. Шарова // Нижегородский медицинский журнал. - 2003. - № 2. - С. 114-119.
7. Шарова, Л.В. Биоинформационные подходы к оценке и восстановлению адаптационных резервов организма: дис. .д - ра.биол.наук / Л.В. Шарова. - М., 2007. -304с.
46