Научная статья на тему 'Оценка уровня заболеваемости у студентов с различной двигательной активностью'

Оценка уровня заболеваемости у студентов с различной двигательной активностью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
198
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / БИОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ADAPTIVE ABILITIES OF THE BODY / STUDENTS-SPORTSMEN / BIO-INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарова Л. В., Абызова Т. В., Шаров А. В.

Для оценки уровня здоровья и адаптационных возможностей организма студенты разделены на две группы. Первая группа студенты-спортсмены (n=70), вторая группа студенты, не занимающиеся спортом (n=62). В ходе исследования применялись методы биоинформационных технологий. Выявлено, что для студентов с различной двигательной активностью характерно снижение адаптационных возможностей их организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шарова Л. В., Абызова Т. В., Шаров А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE SICKNESS LEVEL AMONG STUDENTS WITH VARIOUS MOTOR ACTIVITIES

Students are divided into 2 groups to assess the level of health and adaptive abilities of the body. The first group students-sportsmen (n=70), the second one students, who doesn't go in for sports (n=62). We used methods of bio-information technologies during the research. It was found out that lowering of adaptive abilities of the body is typical for students with various motor activities.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня заболеваемости у студентов с различной двигательной активностью»

УДК 796.077.5.012.1

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ

Л.В. Шарова - доктор биологических наук, доцент Т.В. Абызова - старший преподаватель А.В. Шаров - старший преподаватель Кафедра адаптивной и лечебной физической культуры Пермский государственный педагогический университет

Пермь

ASSESSMENT OF THE SICKNESS LEVEL AMONG STUDENTS WITH

VARIOUS MOTOR ACTIVITIES

L.V. Sharova - Doctor of Biological Sciences, associate professor T.V. Abyzova - Senior Lecturer A.V. Sharov - Senior Lecturer Adaptive and Therapy Physical Culture Department Perm State Pedagogical University Perm

e-mail: vilat5 7@ mail. ru

Ключевые слова: адаптационные возможности организма, студенты-спортсмены, биоинформационные технологии.

Аннотация. Для оценки уровня здоровья и адаптационных возможностей организма студенты разделены на две группы. Первая группа - студенты-спортсмены (n=70), вторая группа - студенты, не занимающиеся спортом (n=62). В ходе исследования применялись методы биоинформационных технологий. Выявлено, что для студентов с различной двигательной активностью характерно снижение адаптационных возможностей их организма.

Key words: adaptive abilities of the body, students-sportsmen, bio-information technologies.

Summary. Students are divided into 2 groups to assess the level of health and adaptive abilities of the body. The first group - students-sportsmen (n=70), the second one - students, who doesn't go in for sports (n=62). We used methods of bio-information technologies during the research. It was found out that lowering of adaptive abilities of the body is typical for students with various motor activities.

Введение. Студенты вуза подвергаются значительным психоэмоциональным и физическим нагрузкам, сопровождающихся адаптацией к студенческому образу жизни, находясь в условиях гиподинамии, авитаминоза и частичной гипоксии. В последнее время отмечается снижение адаптационных возможностей организма (АВО) студента, на что указывают научные исследования в этом направлении [1, 3, 8, 9, 11]. В биологии, физиологии, медицине, на начальной стадии функциональных изменений все чаще уделяется внимание методам неинвазивной диагностики для определения дисфункций органов и систем организма [2, 4-7, 12]. Речь идет об упреждающей профилактике, когда определяется уровень здоровья в сочетании с прогнозом его снижения.

Главная цель профилактики - недопущение до болезненного состояния путем активного восстановления психофизиологических резервов; противодействие экстремальным факторам [10]. Следовательно, прежний курс - на процесс ожидания перехода со здорового студента на больного, необходимо заменить на «контроль здоровья студента», что должно быть отражено, например, в «Паспорте здоровья студента ПГПУ»:

а) оценка функциональных возможностей организма в условиях учебной деятельности;

б) оценить возможности организма восстанавливать свои резервы;

в) исследовать и оценить психофизиологический статус;

г) определить предполагаемые средства и формы укрепления здоровья.

Методы и организация исследования. Цель нашего исследования состоит в повышении эффективности восстановления адаптационных возможностей организма студентов с различным уровнем двигательной активности на основе использования биоинформационных технологий.

В ходе реализации поставленной цели нами проведено изучение АВО студентов с различным уровнем двигательной активности. По современным представлениям эти показатели характеризуются резервами физического и психического состояния человека.

Исследование проводилось на базе ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет» (ПГПУ), кафедра адаптивной и лечебной физической культуры (АиЛФК), кафедры физической культуры ПГТУ и ГОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия» им. ак. Е.А. Вагнера Роздрава, кафедра неврологии педиатрического факультета.

В проводимых нами исследованиях приняли участие 132 студента (с первого по третий курсы) факультета физической культуры ПГПУ и кафедры физической культуры ПГТУ.

Первую группу составили студенты, занимающиеся спортом (п=70). Средний возраст составил 20,04±0,33. Юноши - 45, девушки - 25 человек.

Вторую группу составили студенты, не занимающиеся спортом (п=62). Средний возраст составил 19,28±0,33. Юноши - 38, девушки - 24 человека.

Для достижения цели и решения поставленных задач нами применялись методы исследования, включающие в себя: анкетный опрос; анализ заболеваемости по данным учета врачебных посещений в амбулаторных и поликлинических учреждениях форма 039/У-02, сведений о числе заболеваний и травмах форма № 12, № 57 кабинета спортивной медицины факультета физической культуры ПГПУ, здравпункта ПГТУ, ПГПУ, Краевого врачебно-физкультурного диспансера; а также анализ жалоб, истории жизни и заболевания, режима сна, отдыха, питания; условий проживания; оценку здоровья по интегративной балльной шкале количественной оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко; оценка функционального состояния вегетативной нервной системы (ВНС) на основании исследования исходного вегетативного тонуса (ИВТ) с помощью индекса Кердо и вегетативной реактивности с применением ортоклиностатической пробы; оценка психического состояния, проводимой по бланковой методике «Самочувствие - Активность - Настроение» В.А. Доскина и «Шкале самооценки Спилбергера-Ханина»; биоинформационные методы на основе электропунктурной диагностики по методу Р. Фолля, вегетативного резонансного теста (ВРТ) «Имедис-тест», методы математической статистики и коррекция с помощью индукционной терапии программами «Ритмы мозга» и другие.

Исследования осуществлялись на аппаратно-программном комплексе «Имедис-Фолль» (регистрационный номер 95/311-120) и на автономном аппарате «Мини-Эксперт-ДТ» (рег. № 95/311-121), разрешенным к медицинскому применению МЗ и медицинской промышленности РФ (приказ N 311 от 15 сентября 1995 г.) для экспресс диагностики функционального состояния организма по физиологическим показателям рефлекторных зон и биологически активных точек (БАТ) и рефлексотерапии по зонам и БАТ.

Результаты и их обсуждение. Изучение заболеваемости студентов ФФК проведено нами за период с 2005 по 2010 гг. От общего числа обращений за медицинской помощью в ЛПУ студенты I и II курсов составили в среднем 58%. Нами выявлено, что в структуре заболеваемости у студентов, занимающихся спортом, преобладают грипп и острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), что составляет в среднем 34,8% случая и 19,4% дней временной нетрудоспособности, последующие ранговые места занимают травмы -27,2% и 27,8%; заболевания верхних дыхательных путей - 6,7% и 6,4%, гинекологические заболевания - 5,7% и 4,5% соответственно. При этом среди девушек удельный вес случаев обращения составил - 9,9% от общего числа обращений, в структуре которых преобладают гинекологические заболевания, причем у юношей наибольшее число обращений связано с ОРВИ и травмами, в структуре которых ведущее место занимают травмы конечностей, что соответствует 30% и 25% соответственно от числа обращений.

Вместе с тем в структуре заболеваемости студентов, не занимающихся спортом преобладают грипп и острые респираторные вирусные инфекции, что составляет в среднем 43,2% случая и 27,7% дней временной нетрудоспособности, 2-е место занимают заболевания верхних дыхательных путей - 21,2% и 33,4%; травмы - 3-е место - 18,3% и 24,4%; а также желудочно-кишечного тракта - 12,9% и 8,8%; гинекологические заболевания - 4,5% и 15,1% соответственно. Среди девушек удельный вес случаев обращения составил 30% от общего числа обращений, в структуре которых преобладают гинекологические заболевания и ОРВИ. У юношей временная нетрудоспособность преимущественно связана с ОРВИ и заболеваниями верхних дыхательных путей.

В ходе изучения функциональных резервов организма студентов с различной двигательной активностью нами было установлено следующее:

1. Несмотря на то, что все обследуемые лица считали себя практически здоровыми, у большинства из них (85,6%) отмечались изменения в функциональном состоянии организма. Так, у студентов 1-й группы (п=70) преобладали жалобы на сонливость - 57,1%, (п=40); усталость - 24,3%, (п=17); плохое настроение - 7,2%, (п=5); головные боли - 5,7%, (п=4); легкое головокружение при наклонах и приседаниях - 5,7%, (п=4). Студенты 2-й группы (п=62), чаще жаловались на усталость - 50%, (п=31); сонливость - 19,3%, (п=12); плохое настроение - 11,3%, (п=7); головные боли - 9,7%, (п=6); головокружение - 9,7%, (п=6).

Таким образом, для студентов, занимающихся спортом (1-я группа), более выражена сонливость. У студентов, не занимающихся спортом (2-я группа), более выражена усталость, что сопровождалось отсутствием ощущения бодрости, свежести и полноценного отдыха.

средний (п=12)

выше среднего (п=34)

высокии В выше среднего

□ средний

□ ниже среднего

ниже среднего' (п=11)

(n=10)

средний (п=25)

среднего (п=16)

Первая группа (п=70)

Вторая группа (п=62)

Рис. 1. Сравнительный анализ физического развития по сумме баллов количества физического здоровья по Г.Л. Апанасенко у студентов с различной двигательной

активностью

2. По данным тестовой системы Г.Л. Апанасенко - среднегрупповые показатели уровня физического здоровья по сумме баллов, интерпретируемые как выше среднего

преобладали у студентов 1-й группы (49%), в сравнении с обследуемыми студентами 2-й группы (26%), (р<0,05), где преобладающим являлся средний оценочный балл (40%) (рис. 1).

3. По данным психологического тестирования с использованием шкал самооценки САН и Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, приняли участие 104 студента, в том числе в первой группе (п=53), во второй группе (п=51).

У 52,8% обследованных студентов 1-й группы (п=28) тест САН соответствовал высокому оценочному баллу - 52,10±2,24.

У 58,8% студентов 2-й группы (п=30), также соответствовал высокому оценочному баллу - 56,08±0,52. Средние групповые значения по данному показателю составили 50,11±0,33 баллов (высокий), 52,24±1,91 балла (высокий) соответственно, (р>0,05).

Показатель САН отмечен как низкий у 7 студентов 1 -й группы, в отличие от студентов 2-й группы (р<0,05), где низкий показатель САН не определялся.

В ходе сравнения данных исследования уровня реактивной и личностной тревожности, полученных нами в первый месяц учебного года установлено, что у 10,3% студентов, занимающихся спортом определялся высокий уровень РТ - 54,72±1,12 балла, у 5,2% - высокая ЛТ (54,47±1,84) балла, в отличие от студентов, не занимающихся спортом, у которых высокие показатели РТ и ЛТ отмечались у 20,3% и 11,8% лиц и составляли 55,31±1,24 и 52,44±1,06 балла, соответственно (р<0,05). Вместе с тем определено, что количество лиц, с высоким показателем ЛТ (53,26±1,32) увеличилось к концу учебного года в указанных группах до 28,9% и 48,6% соответственно, (р<0,05). Полученные среднегрупповые результаты свидетельствуют о том, что у практически здоровых студентов, занимающихся спортом после хронического стрессорного раздражения и психоэмоционального напряжения (сдача экзаменов) повышается уровень ЛТ от 35,39±1,14 до 40,47±2,04 баллов, р>0,05. У студентов, не занимающихся спортом, в отличие от студентов-спортсменов наблюдается статистически значимо выраженное эмоциональное напряжение, проявляющееся в росте уровня ЛТ от 37,41±1,12 баллов до 46,18±1,04 баллов, что указывает на снижение психоэмоциональной устойчивости к психическим и физическим нагрузкам.

4. Показатели вегетативной реактивности на первой минуте ортоклиностатической пробы у студентов с различной уровнем двигательной активности указывают на преобладание парасимпатического влияния в вегетативной реактивности в обеих группах, особенно у студентов-спортсменов, что подтверждалось урежением ЧСС (клиностатическая проба) у 55,7% (п=39) в среднем на 10,36±1,22, (р<0,05) (табл. 1).

Таблица 1

Показатели вегетативной реактивности на первой минуте ортоклиностатической пробы _у студентов с различной двигательной активностью_

Исследуемые показатели: Баллы (М±т)

Первая группа (n=70) Вторая группа (n=62)

Ортостатическая проба (с) 13,55±1,58 16,61±0,93

Клиностатическая проба (с) 13,27±1,15* 11,28±1,44 *

Примечание: * - достоверность различий по отношению к показателям нормы (р<0,05).

Оценка эффективности биоинформационных технологий при исследовании адаптационных возможностей организма студентов проводилась нами на основе исследования функционального состояния организма по данным тестирования психической нагрузки (ПН) и электрофизиологического измерения биологически активных точек (ЭФИ БАТ).

Оценка психической нагрузки (ПН) проводилась нами для исследования реакции организма на действие психотравмирующих факторов с применением метода ВРТ «Имедис-тест». Результаты исследования ПН оценивались по восьми степеням - с I по VIII. При этом

VII-VIII степени, характеризовались как высокие, требующие коррекции. По ходу исследований сравнивались результаты студентов, занимающихся спортом первой группы (п=50) и студентов не спортсменов второй группы (п=40). Всего 90 человек, из них 59 -юношей и 31 - девушка.

Высокая степень ПН выявлена у 70% обследуемых первой группы (п=35), что составило 7,42+0,22. У 67,5% студентов второй группы (п=27) тестировалась ПН, соответствующая 6,93+0,64 степени.

Как показывают результаты исследования, степень ПН находилась в корреляционной связи с показателями психофизиологического состояния организма. Так у студентов, занимающихся спортом между данными ПН и параметрами САН обнаружена средняя отрицательная связь (г=-0,39), соответственно - низкая положительная связь с показателями РТ (г=0,23), тесная положительная связь с данными ЛТ (г=0,89); тесная положительная связь с показателями реактивности ВНС по данным клиностатической пробы (г=0,61) и средняя отрицательная связь с данными количества физического здоровья по сумме баллов (-г=0,51), р<0,05.

У студентов, не занимающихся спортом также была обнаружена достоверная средняя отрицательная связь между указанными показателями и уровнем ПН: -г=0,42; г=0,48; г=0,77; г=0,59; -г=0,82, соответственно.

Характер обнаруженных связей свидетельствует о том, что студенты, с выявленными высокими показателями тревожности и сниженными показателями самочувствия, отклонениями от физиологической нормы по данным клиностатической пробы и сниженным уровнем физического здоровья по интегративной бальной оценке Г.Л. Апанасенко имеют высокую степень ПН, что указывает на информационность данного показателя и возможность его применения для мониторинга психофизиологического состояния студентов с различным уровнем двигательной активности в учебном и тренировочном процессе.

Измерение ЭФИ БАТ проводились на меридианах: лимфатической системы (Лф), нервной дегенерации (Нд), эндокринной системы (Энд), легких (Ле), толстого кишечника (Тл), тонкого кишечника (Тн), кровообращения (Кр), имеющие информационно-функциональные связи с органами и тканевыми системами нейро-эндокринной и ВНС, участвующих в регуляции иммунологического гомеостаза. В группах обследованных добровольцев (п=132) отмечено снижение средних значений показателей ЭФИ БАТ по сравнению с физиологической нормой - (50 до 65 усл. ед.) (У.Е.) и интерпретировано как нарушения функций соответствующих органов и систем (рис. 2).

Первая группа (n = 70)

♦ Вторая группа (п = 62)

А - НОРМА

Рис. 2. Средние групповые результаты ЭФИ БАТ (у.е) у студентов с различной

двигательной активностью

Статистически низкие показатели ЭФИ БАТ отмечены у 81,4% студентов 1-й группы (п=57), а также у 77,4%, студентов 2-й группы (п=48). Причем у студентов 1-й группы показатели на меридиане Лф в 1,5 раза выше, чем у студентов 2-й группы.

е

Статистически значимы различия ЭФИ БАТ у юношей 1-й группы на меридиане Лф -18,72±1,26, в сравнении с юношами 2-й группы 11,85±1,66, (р<0,05). Достоверных различий ЭФИ БАТ в группах у девушек не найдено.

Таким образом, результаты ЭФИ БАТ характеризовались низкой электропроводностью в точках меридианов, что указывает на субстациональные блокады на меридианах, сформировавшихся в результате воздействия психоэмоциональных, физических и экологических факторов.

Результаты корреляционного анализа позволили установить характер взаимосвязи полученных результатов ЭФИ БАТ, показателей вегетативной реактивности на первой минуте клиностатической пробы, данных ПН и уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко. У студентов-спортсменов данные ЭФИ БАТ коррелировали в большей степени с ПН (г=0,71), данными вегетативной реактивности (г=0,67) и в меньшей степени с уровнем физического здоровья (г=0,41).

У студентов, не занимающихся спортом данные ЭФИ БАТ находились в тесной зависимости от показателей вегетативной реактивности (г=0,78); ПН (г=0,72) и с уровнем физического здоровья (г=0,84), что позволяет судить о прямой связи функционального состояния органов и систем, степени напряжения регуляторных систем и тестируемой степенью ПН.

На основании полученных данных нами сделаны следующие выводы:

1. Уровень заболеваемости у студентов, не занимающихся спортом, имеет тенденцию к увеличению по показателю количества дней нетрудоспособности, обусловленных продолжительностью течения заболеваний и связанных с сопутствующими осложнениями. Регистрируемое преобладание заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями у студентов, занимающихся спортом, указывает на снижение иммунной защиты организма.

2. Для студентов характерна высокая степень психической нагрузки у 68% студентов (7,17+0,41) и низкая проводимость ЭФИ БАТ у 79%, свидетельствующие о снижении адаптационных возможностей их организма.

3. Адаптационные возможности организма студентов, занимающихся спортом, отличаются устойчивостью психоэмоционального состояния и более высоким уровнем приспособительных реакций на учебные нагрузки по сравнению со студентами, не занимающимися спортом.

Литература

1. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 248 с.

2. Давиденко, Д.Н. Психологические основы функциональных состояний : учеб. пособие / Д.Н. Давиденко, В.И. Григорьев. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 242 с.

3. Звоников, В.М. Методики коррекции нарушений функционального состояния у лиц с психовегетативным синдромом / В.М. Звоников, И.П. Бобровницкий, В.В. Царьков // Современные технологии восстановительной медицины : материалы VII междунар. конф. - Сочи, 2004. - С. 303-305.

4. Кравцов, Ю.И. Биоэнергоинформационные диагностические и лечебные технологии при шейном остеохондрозе / Ю.И. Кравцов, Л.В. Шарова // Нижегородский медицинский журнал. - 2003. - № 2. - С. 114-119.

5. Левандо, В.А. Электропунктура : практическое руководство / В.А. Левандо, В.Н. Оксень, Ш.А. Тарпищев - М. : Амикс, 2006. - 112 с.

6. Махонькина, Л. Б. Резонансный тест : возможности диагностики и терапии / Л. Б. Махонькина, И.М. Сазонова. - М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2000. - 740 с.

7. Онищенко, Г.Г. Проблемы улучшения здоровья учащихся и состояние образовательных учреждений / Г.Г. Онищенко // Гигиена и санитария. - 2005. - № 3. - С. 40-43.

8. Пономарева, А.Г. Дискомфортные состояния у студентов и методы их коррекции : учеб.-метод. пособие / А.Г. Пономарева, В.М. Медведев А.В. Беляева. - М. : Изд-во РУДН, 2004. - 35 с.

9. Разумов, А.Н. Здоровье здорового человека / А.Н. Разумов, В.А. Пономаренко, В.А. Пискунов // Основы восстановительной медицины. - М. : Медицина, 1996. - С 44.

10. Розенфельд, А.С. Стресс и некоторые проблемы адаптационных перестроек при спортивных нагрузках / А.С. Розенфельд, Е.И. Маевский // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 4. - С. 3944.

11. Шамардина, М.В. Система интенсивной адаптации студентов в системе ССУЗов / М.В. Шамардина // Материалы конференции. - Бийск, 2003. - С. 14.

12. Шарова, Л.В. Биоинформационные подходы к оценке и восстановлению адаптационных резервов организма : дис. ... д-ра биол. наук / Л.В. Шарова. - М., 2007. - 304 с.

13. Электропунктурная диагностика и терапия с применением вегетативного резонансного теста «Имедис-тест» : метод. рекомендации / Ю.В. Готовский, Л.Б. Косарева, Л.Б. Махонькина, Л. А. Фролова - М. : Имедис, 1998. - 64 с.

Literature

1. Apanasenko, G.L. Medical valeology / G.L. Apanasenko, L.A. Popova. - Rostov-on-Don : Pheniks, 2000. - 248 p.

2. Davidenko, D.N. Psychological foundations of functional states : a textbook / D.N. Davidenko, V.I. Grigoryev. - SPb. : Publishing House SPbGUEF, 2005. - 242 p.

3. Zvonikov, V.M. Correction methods of functional state's desoders in patients with psycho-vegetative syndrome / V.M. Zvonikov, I.P. Bobrovnitskiy, V.V. Tsar'kov // Modern technologies of regenerative medicine : proceedings of the VII Intern. Conf. - Sochi, 2004. - P. 303-305.

4. Kravtsov, Yu.I. Bio-energetic and informational diagnostic and therapeutic technologies in cervical osteochondrosis / Yu.I. Kravtsov, L.V. Sharova // Nizhniy Novgorod Medical Journal. - 2003. - No. 2. - P. 114-119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Levando, V.A. Electro puncture : a practical guide / V.A. Levando, V.N. Oksen', Sh.A. Tarpischev - M. : Amiks, 2006. - 112 p.

6. Makhon'kina, L.B. Resonance test : diagnosis and therapy opportunities / L.B. Makhon'kina, I.M. Sazonova. - Moscow : Publishing House of Peoples' Friendship University of Russian, 2000. - 740 p.

7. Onishchenko, G.G. Problems of the health status improving of students and educational institutions state / G.G. Onishchenko // Hygiene and Sanitation. - 2005. - No. 3. - P. 40-43.

8. Ponomareva, A.G. Discomfort states among students and their methods of correction : a manual / A.G. Ponomarev, V.M. Medvedev, A.V. Belyayeva. - Moscow : Publishing House of PFUR, 2004. - 35 p.

9. Razumov, A.N. Healthy human's health / A.N. Razumov, V.A. Ponomarenko, V.A. Piskunov // Basics of regenerative medicine. - M. : Medicine, 1996. - P. 44.

10. Rozenfeld, A.S. Stress and certain problems of adaptation mutations in sports loads / A.S. Rozenfeld, E.I. Mayevskiy // Theory and Practice of Physical Culture. - 2004. - No. 4. - P. 39-44.

11. Shamardina, M.V. The system of intensive adaptation of students in SSEE / M.V. Shamardina // Proceedings of the conference. - Biysk, 2003. - P. 14.

12. Sharova, L.V. Bio-informational approaches to assessment and rehabilitation of adaptive reserves of the body : dis. ... Dr. of Biol. Sciences / L.V. Sharova. - M., 2007. - 304 p.

13. Electro diagnostics and therapy with "IMEDIS-test" vegetative resonance test's usage : a method. recommendations / Yu.V. Gotovskiy, L.B. Kosareva, L.B. Makhon'kina, L.A. Frolova - M. : IMEDIS, 1998. - 64 p.

Статья поступила в редакцию 09.03.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.