Научная статья на тему 'Влияние занятий экстремальными видами спорта на адаптационные возможности организма студентов'

Влияние занятий экстремальными видами спорта на адаптационные возможности организма студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
441
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шаров А.В.

Для оценки адаптационных возможностей организма нами проведены исследования 72 практически здоровых студентов ПГГПУ. В первую группу (основную) вошли 35 студентов, занимающихся снегоходным туризмом. Вторая группа (сравнения) 22 студента, занимающихся физической культурой и спортом (ФКиС). Третью группу (контрольную) (КГ) составили 15 студентов, не занимающиеся спортом. Представлен алгоритм исследования адаптационных возможностей организма на основе биоинформационной диагностики у студентов, занимающихся и не занимающихся снегоходным туризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шаров А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий экстремальными видами спорта на адаптационные возможности организма студентов»

УДК 796.077.5.012.1

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА НА АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ

А.В. Шаров - старший преподаватель Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Пермь

EFFECT OF EXERCISE EXTREME VIEW SPORTS ADAPTIVE CAPABILITIES STUDENT BODY

A.V. Sharov - Senior Lecturer Perm State University of Humanities and Education

Perm

e-mail: sharovalv@bk.ru

Ключевые слова: оперативная диагностика, экстремальные виды спорта, адаптационные возможности студентов.

Аннотация. Для оценки адаптационных возможностей организма нами проведены исследования 72 практически здоровых студентов ПГГПУ.

В первую группу (основную) вошли 35 студентов, занимающихся снегоходным туризмом. Вторая группа (сравнения) — 22 студента, занимающихся физической культурой и спортом (ФКиС). Третью группу (контрольную) (КГ) составили 15 студентов, не занимающиеся спортом. Представлен алгоритм исследования адаптационных возможностей организма на основе биоинформационной диагностики у студентов, занимающихся и не занимающихся снегоходным туризмом.

Key words: on-line diagnostics, extreme sports, adaptive capabilities of students.

Abstract. To assess the adaptive capacity of the organism, we carried out the study 72 healthy students PGGPU.

The first group (main) included 35 students involved in snowmobile tourism. The second group (comparison) - 22 students involved in physical education and sport (FKiS). The third group (control) (CG) consisted of 15 students who are not involved in sports. The algorithm for the study of adaptation of the organism on the basis of diagnosis in bioinformatics students engaged and involved in snowmobile tourism.

Введение. Проблема адаптации организма студента, своевременной оперативной диагностики, профилактики и коррекции переходных состояний и сегодня является одной из важнейших в биологии, физиологии, медицине, педагогике [7,8] . Студенты вуза подвергаются значительным психоэмоциональным и физическим нагрузкам. Потребность в исследовании адаптации студентов к возрастающим учебным нагрузкам актуализируется в связи с ухудшением их адаптационного потенциала, определяемого через показатели здоровья [2].

Переход вузов на новую систему высшего образования выявил ряд организационно-нормативных проблем в физическом развитии студентов в связи с ориентацией на зарубеж-

ную систему физического воспитания, основанную на самостоятельности студентов в выборе средств и объема занятий физической культурой. [3]. В связи с растущей популярностью экстремальных видов спорта и туризма у молодежи в возрасте от 16 до 25 лет [http://www.scienceline.org/] актуально исследование функционального состояния организма на основе биоинформационных технологий, математического моделирования, психофизиологического определения качества и количества здоровья. Особый интерес представляют методы биоинформационных технологий для оценки уровня здоровья и степени нормализующего воздействия на биологически активные точки (БАТ) организма студентов, которые легко реализовать в условиях Северного Урала, куда достаточно сложно, а зачастую и невозможно доставить дорогостоящее оборудование [4,5,6].

Таким образом, обсуждаемая проблема является актуальной для физиологии и имеет существенное значение в образовании, медицине, физическом воспитании и других сферах жизнедеятельности человека.

Цель исследования: изучение влияния занятий снегоходным туризмом в условиях Северного Урала на адаптационные возможности студентов.

Методы и организация исследования. С помощью биоинформационных технологий автором разработана система методов профилактики дезадаптационных состояний у лиц, занимающихся ЭВС. Доказана эффективность регулярных занятий ЭВС для АВО студента.

Получены акты внедрения в практику материалов диссертации: на снегоходной базе, государственного природного заповедника «Вишерский», от 26 февраля 2012 г.; в Пермском национальном исследовательском политехническом университете (ПНИПУ), от 08.10.2012г. Результаты диссертационной работы внедрены в научно-исследовательский, учебный и тренировочный процесс на факультете физической культуры ПГГ); на кафедре физического воспитания ПНИПУ; на кафедре неврологии педиатрического факультета Пермской государственной медицинской академии (НГМД) им. академика Е. А. Вагнера Росздрава.

Физиологические наблюдения выбора экстремального вида спорта (ЭВС), привлекательного для студентов, выявил устойчивый интерес к занятиям снегоходным туризмом (СТ), работе с навигатором, знакомству с техническими средствами.

Для достижения цели и решения поставленных задач нами проведены исследования 72 практически здоровых студентов с 1-го по 5-й курс факультета физической культуры ПГГПУ. При разделении студентов на группы учитывались не только результаты учебной деятельности, занятий физической культурой и спортом (ФКиС), но и опыт занятий ЭВС -СТ.

В первую группу (основную) вошли 35 студентов, занимающихся СТ. Средний возраст членов группы составил 20,10 ± 0,38 года. Юношей в группе - 25, девушек - 10. Вторая группа (сравнения) - 22 студента, занимающихся ФКиС. Средний возраст - 18,42 ± 0,21 года. Юношей в группе - 12, девушек - 10. Третью группу (контрольную) (КГ) составили 15 студентов, не занимающихся ФКиС. Средний возраст составил 19,28 ± 0,33 года. Юношей в группе - 8, девушек - 7. Для всех студентов согласно учебной программе использовался оздоровительный комплекс: йога Айенгара, обучение приемам самомассажа и закаливания водой.

Для достижения цели и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; анкетный опрос; анализ заболеваемости по данным учета врачебных посещений в поликлинических учреждениях, формы № 039/У-02, № 12, № 57; анамнезы vitae, тогЫ; оценка здоровья по интегративной балльной шкале количественной оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко; оценка ФСМК; ВНС, (индекс Кердо) и ВР с применением ортоклиностатической пробы; функциональной возможности ССС организма (велоэргометрия (ВЭМ) - Ке^ег е^отей" АХ1, тип 07992-600); оценка психического состояния по бланковой методике «САН» В.А. Доскина, шкале самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина; прогнозирование АРО на основе математических методов с помощью биоинформационных технологий - ЭФИ БАТ по методу Р. Фолля, ВРТ «Имедис-

тест»; методы математической статистики. Исследования осуществлялись на АПК «ИМЕ-ДИС-ФОЛЛЬ» (рег. № 95/311-120) и аппарате «МИНИ - ЭКСПЕРТ - ДТ» (рег. № 95/311121), разрешенным к применению МЗ и МП РФ приказ от 15 сентября 1995 г. № 311, для экспресс-диагностики ФС организма по физиологическим ЭФИ БАТ.

Результаты и их обсуждение. В ходе исследования исходных функциональных резервов психического здоровья студентов проводилась оценка психического состояния до и после снегоходных экспедиций.

Оценка уровня показателей функциональных резервов организма студентов, проживающих в Пермском крае. По данным опроса, у подавляющего большинства (84,5 %) отмечались изменения в ФС организма. Как видно из рис. 1, у студентов 1 и 2-й групп (n=57) преобладали жалобы на сонливость - 56,8 %; Студенты 3-й группы (n=15) чаще жаловались на усталость - 50 %; сонливость - 18,8 %; плохое настроение - 11,6 %; головные боли - 10,1 %; головокружение - 9,5 % (рис. 2).

[4]

[5] Рис. 1. Жалобы, предъявляемые студентами первой и второй групп (%

[6]

Рис. 2. Жалобы, предъявляемые студентами третьей группы (%

В ходе исследования ПС студентов с использованием шкалы САН установлено следующее: у 27 студентов (47,4 %) 1-й и 2-й групп (п=57) ОП соответствовал 52,10 ± 2,24 баллам (высокий); у 21 студента (36,8 %) - 48,91 ± 1,06 балла (средний); у девяти студентов (15,8 %) - 27,02 ± 0,76 балла (низкий). ГП по шкале САН составил 47,47 ± 1,63 балла (средний). У восьми студентов (53,3 %) 3-й группы (п=15) ОП соответствовал 56,08 ± 0,52 балла (высокий), у пяти студентов (33,4%) - 46,99 ± 0,68 баллам (средний); у двух (13,3%) -27,02 ± 0,76 балла (низкий). ГП САН - 52,27 ± 0,69 балла (высокий).

Оценка уровня тревожности на протяжении учебного года проводилась с помощью шкалы самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина) для анализа динамики ПС студентов. В ходе исследования уровня РТ и ЛТ установлено: у пяти студентов (13,5 %) 1 и 2-й группы (п=37) определялся высокий уровень РТ (54,72 ± 1,12 балла); у двух студентов (5,4 %) -высокий уровень ЛТ (54,47 ± 1,84 балла) ГП. РТ составил 29,72 ± 2,15 балла (низкий), ЛТ -40,55 ± 1,57 баллов (умеренный). У десяти студентов (66,6 %) 3-й группы (п=15) отмечалась высокая РТ (55,31 ± 1,24 балла), у пяти студентов (33,3 %) - высокая ЛТ (52,44 ± 1,06 балла). Групповой показатель РТ - 42,01±1,42 балла (умеренный), ЛТ - 44,63 ± 1,26 балла (умеренный), р > 0,05.

Влияние снегоходных экспедиций на показатели ФРО у студентов первой группы после возвращения из СЭ: жалобы на утомляемость, сонливость и снижение работоспособности к концу дня отмечались у 23,3 %, (84,5 % до экспедиции). У студентов второй группы и группы контроля динамика показателей РТи ЛТ после СЭ представлена на рисунке 3 следующими показателями: в первой группе (п=35) статистически значимо снизился уровень РТ - с 33,06 ± 1,86 балла (умеренный) до 20,22 ± 1,12 балла (низкий) и ЛТ - с 42,44 ± 1,26 до 30,12 ± 1,46 баллов (умеренный), р < 0,05. У студентов 2-й группы (п=22) наблюдалось снижение уровня РТ - с 40,15±1,06 до 32,11+1,03 балла (умеренный), ЛТ - с 43,98±1,54 до 40,83+1,72 балла (умеренный), р > 0,05 спустя неделю после сессии. У студентов 3-й группы (п=15) отмечалась тенденция к повышению уровня РТ с 40,42 + 0,98 балла (умеренный) до 44,22 ± 1,26 балла (высокий). ЛТ уменьшилась с 43,16 + 1,18 до 40,32 + 1,86 балла (умеренный).

45,00 40,00 35,00 30,00 25,00 20,00 15,00 10,00 5,00 0,00

баллы

I до

во зде йствия I после во зде йствия

первая группа вторая группа

группа контроля

первая группа

вторая группа

группа контроля

Уровень РТ

Уровень ЛТ

Рис. 3. Сравнительная характеристика динамики реактивной и личностной тревожности под воздействием снегоходных экспедиций

Таким образом, анализ полученных данных показал, что под воздействием СЗ и курса коррекции ответные реакции ПС на учебные и физические нагрузки получили статистически значимое улучшение по показателю РТ и ЛТ у студентов первой группы в отличие от таковых студентов второй группы (для них проводился только оздоровительный комплекс), где отмечена тенденция к снижению показателя РТ. При этом у студентов третьей группы отмечена тенденция к росту показателей РТ и ЛТ.

Оценка физического здоровья (ФЗ) студентов по Г. Л. Апанасенко. По данным исследования, ФЗ студентов 1 и 2-й групп, занимающихся ФКиС (п=57) по тестовой системе Г.Л. Апанасенко, установлено следующее: у 11 студентов (19,3 %) ОБ составил 19,22±0,16 (высокий); у 28 студентов (49,1 %) выше среднего - 15,54±0,23; у восьми студентов (14,1 %) средний - 11,12±0,33; у десяти (17,5 %) ОБ ниже среднего - 7,04±0,28. Показатель уровня ФЗ данных групп составил 14,13±0,39 балла (выше среднего), что соответствует безопасному уровню здоровья ( рис. 4)

В группе контроля у двух студентов (13,3 %) ОБ составил 18,05±0,98 (высокий); у трех студентов (20 %) ОБ выше среднего - 14,98±0,52; у семи студентов (46,7 %) ОБ средний - 12,46±0,62; у трех студентов (20 %) ОБ ниже среднего - 6,28±0,15. Показатель уровня ФЗ в группе составил 12,91±0,43 балла (средний), что соответствует напряжению механизмов адаптации, р < 0,05.

Результаты, полученные после воздействия СЭ на функциональное состояние мышечного корсета, не имели выраженных изменений в показателях ФСМК в обеих группах.

Оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы (ОФВССС) студентов по данным велоэргометрии проведена с помощью велоэргометра ^^г ergometr AX1 (тип 07992-600) у 55 студентов.

Полученные данные свидетельствует о достоверном повышении функциональной работоспособности ССС в группе студентов, занимающихся снегоходным туризмом (первая группа) в полевых условиях СУ.

Так, в первой группе (п=20) возросла мощность пороговой нагрузки (МПН) на 32,5 %, 1345,3±37,2 кгм/мин в сравнении со второй группой (п=20) - 24,2 %, что составило 1180,6±47,2 кгм/мин, р < 0,05. У студентов 1-й группы отмечалось наиболее выраженное повышение показателя «двойное произведение» (на 28 %) и не выявлено снижение эффективности работы левого желудочка сердца на физическую нагрузку (при норме 6,4 ± 0,3), что указывает на повышение функциональных резервов миокарда. При этом у студентов второй группы показатель «двойное произведение» увеличился на 6 %, р < 0,05. У студентов контрольной группы отмечен незначительный прирост МПН (на 9,1 %), что составило 1034,4±45,5 кгм/мин, р > 0,05 (табл.)

Динамика показателей ВЭМ у студентов под влиянием ЗСТ

Показатель Первая группа (n = 20) Вторая группа (n = 20) Группа контроля (П = 15)

Исход. После курсового воздействия Исход. После курсового воздействия Исход.

МПН (кгм/мин) 1030,2±32, 2 1345,3±37,2 p1*** 950,2±40,6 1180,6±47,2 p1** 1135,4±36,1 p1* p2**

ЧСС при пороговой нагрузке (уд/мин) 142,2 ± 3,4 155,3 ± 3,2 p1** 148,3 ± 2,6 152,3 ± 4,0 p1* 143,4 ± 5,4 p2*

Систолическое АД при пороговой нагрузке (мм. рт. ст.) 220,3 ± 7,4 258,4 ± 8,3 p1* 224,6 ± 4,2 232,2 ± 5,8 236,5 ± 3,5

Диастолическое АД при пороговой нагрузке (мм. рт. Ст.) 115,2 ± 5,3 120,5 ± 4,9 112,6 ± 3,8 124,1 ± 8,4 126,1 ± 6,7

«Двойное произведение» при пороговой нагрузке (уд. мин*мм. рт. ст.) 313,4 ± 12, 3 401,3 ± 12,1 p1** 333,8 ±10,4 353,6 ± 12,5 p1* 339,1 ± 12,9

Индекс производительности ЛЖ (кгм/мин: уд/мин) 7,2 ± 0,4 8,6 ± 0,3 p1** 6,4 ± 0,3 7,7 ± 0,2 7,9 ± 0,4

Примечание: достоверность различий - р1 - до и после курса РМ; р2 - различия с основной группой; *-р □ 0,05; **-р □ 0,01; ***-р □ 0,001.

Динамика показателей функционального состояния ВНС после снегоходных экспедиций по вегетативному индексу (ВИ) Кердо (ИК) . Функциональное состояние ВНС у студентов оценивали по ИК и ВР на первой минуте ортоклиностатической пробы (А.М. Вейн и соавт., 1981).

По данным клиностатической пробы, у студентов первой группы (п=35) показатели ВР улучшились, что выразилось в уменьшении количества лиц с преобладанием парасимпатического влияния ВР- с 54,3 % (п = 19) до 25,7 % (п = 9). ГП снизился с 13,27 ± 1,15 до 6,64 ± 1,12 уд./мин (р < 0,05), что свидетельствует о несомненном положительном эффекте занятий снегоходным туризмом (ЗСТ) на АВО студентов. По данным ортостатической пробы, у 18,2 % студентов (п = 4) второй группы (п=22) изменения статистически не значимы. По данным клиностатической пробы, у 13,3 % студентов (п = 2) показатели составили 14,12 ± 1,06 уд./мин (р > 0,05). У студентов третьей

группы (п=15), по данным ортостатической пробы, изменились показатели активности симпатического звена ВНС с 16,61 ± 0,93 до 18,16 ± 1,22 ф > 0,05). По данным исследования состояния парасимпатического звена ВНС (клиностатическая проба), показатели увеличились с 11,28 ± 1,44 до 13,98 ± 1,42 ф > 0,05). При этом преобладание парасимпатических влияний в реактивности определялось у семи человек, что составило 46,7 %. Таким образом, данные исследований позволяют сделать вывод, что с помощью ЗСТ в сочетании с оздоровительным комплексом нормализуется ФС ВНС и, следовательно, повышаются АВО студентов.

Оценка психической нагрузки (ПН) студентов с применением биоинформационных методов. Оценка психической нагрузки (ПН) у студентов до и после экспедиции на снегоходах в условиях СУ проводилась нами с применением метода ВРТ «Имедис-тест». При тестировании ПН ставилась задача - сравнить ПН у студентов ЗСТ и не занимающихся ЗСТ. Результаты исследования ПН оценивались по восьми степеням - с I по VIII. При этом VIII степень самая высокая. Всего в исследовании принимали участие 72 студента, из них 46 юношей и 26 девушек. Динамика психической нагрузки под влиянием ЗСТ у семи студентов (20%) первой группы (п=35) по данным ВРТ «Имедис-тест», наблюдалась тенденция к снижению ПН с 7,41 ± 0,16 до 5,33 ± 0,03 степени, при этом количество лиц с высокой ПН уменьшилось с 40,0 до 20,0 %, при p < 0,05. Через три месяца при повторном исследовании высокая степень ПН (7,62 ± 0,24) отмечалась у восьми студентов (22,8 %), p > 0,05. У двух студентов (22,2 %) второй группы (п=22) ПН снизилась с 7,26 ± 0,07 до 5,68 ± 0,12 степени. При этом количество лиц с высокой ПН уменьшилось с 40,9% до 31,8 %, p > 0,05. Через три месяца высокая степень ПН (7,22 ± 0,06) тестировалась у семи (31,8 %) лиц, p > 0,05. В контрольной группе (п=15) результат оказался статистически незначимым: 7,2 ± 0,14 степени, р > 0,05.

Таким образом, ЗСТ в сочетании с оздоровительным комплексом способствуют повышению устойчивости к воздействию психотравмирующих факторов внешней среды и повышению АВО студентов.

Динамика показателей ЭФИ БАТ под воздействием ЗСТ наблюдалась положительная. Так, у 19 студентов (54,3 %) первой группы улучшились результаты на меридианах: Нд - с 10,30 ± 2,10 до 36,38 ± 1,88; Энд - с 11,17 ± 1,05 до 37,71 ± 1,89; Тл - с 9,33 ± 2,12 до 34,29 ± 1,87 у. е., р < 0,05. У 13 лиц (37,1 %) прослеживалась тенденция к улучшению показателей, р > 0,05. У 14 студентов (63,6%) второй группы, p < 0,05 (рис. 3). У шести студентов (27,3%) также улучшились показатели, но р > 0,05.

в

о

40 -35 -30 25 20 -15 -10 -5 0

до

воздействия

после через 3 мес.

воздействия

— — Нд Энд —Ж— Тл

Первая группа (п = 35)

40 35 30 25 20 15 10 5 0

(У.е.)

до после через 3 мес.

воздействия воздействия

Вторая группа (п = 22)

Рис. 3. Динамика показателей ЭФИ БАТ у студентов под воздействием снегоходных экспедиций

Таким образом, в процессе воздействия ЗСТ у обследуемых студентов первой группы на меридианах, имеющих отношение к системной регуляции механизмов адаптации, получены результаты, свидетельствующие о восстановлении нервно-мышечной проводимости, снятии энерго-информационных и субстациональных блокад на основных меридианах.

Влияние снегоходных экспедиций (СЭ) на уровень здоровья студентов с помощью математических методов. Разработанная нами шкала оценки уровня здоровья

на основе тестовой системы дает возможность проводить интегративную оценку АРО на основе математических методов по объективным условным баллам:

от 0 до - 5 - высокие адаптационные возможности организма; от 6 до 10 - средние адаптационные возможности организма; от 11 до 17 - низкие адаптационные возможности организма; 18 и выше - иссякающие адаптационные возможности организма. В 1 -й группе после воздействия СЭ показатели исследований по балльной оценке шкалы уровня здоровья повысились с низких (-12 баллов) до высоких (-5 баллов), (р<0,01). Первоначально низкие показатели ЭФИ БАТ у студентов 2-й группы (-14 баллов), повысились до средних (-8 баллов). В 3-й группе (контрольной) показатели существенно не изменились и составили -17 баллов.

Несомненен эффект экспедиции, способствующей повышению балльной оценки шкалы уровня здоровья.

Нами разработаны и внедрены в практику критерии оценки функционального состояния организма с помощью алгоритмов биоинформационной диагностики выявлены:

иссякающий уровень (Г), означающий срыв механизмов адаптации. Характеризуется низкими АВО, что требует обследования у специалистов;

низкий уровень (В), характеризующийся перенапряжением организма. Параметры указывают на снижение функциональных возможностей организма. Требуется реабилитационная программа, т. к. это группа риска;

средний уровень (Б), соответствующий «пограничному состоянию». Характеризуется сниженным ФР основных систем организма, устойчивостью нейродинамических процессов. Необходимо упорядочить режим труда и отдыха, дифференцировать ФН. Требуется коррекционная программа;

высокий (устойчивый уровень) (А), характеризующийся высокими резервами адаптации (РА) основных систем организма.

Такой комплексный индивидуальный подход к оценке АВО обосновывает целесообразность использования коррекционных и восстановительных средств для повышения АВО.

Выводы.

1. Применение методов профилактики дезадаптационных состояний на основе метода ВРТ «Имедис-тест» в сочетании с оздоровительным комплексом способствует повышению АВО с наиболее выраженным эффектом у студентов, занимающихся снегоходным туризмом. Обнаружены статистически достоверное снижение уровня РТ с 33,06 ± 1,86 балла (умеренный) до 20,22 ± 1,12 балла (низкий) и ЛТ - с 42,44 ± 1,26 до 30,12 ± 1,46 балла (умеренный), р < 0,05; нормализация показателей ВР при клиностатической пробе -13,27 ± 1,15 до 6,64 ± 1,12 уд./мин, р < 0,05; повышение функциональной работоспособности ССС (возрастание МПН на 30,5 % и повышение показателей двойного произведения на 28 %), р < 0,05; снижение ПН с 7,41±0,16 до 5,33±0,03 степени; повышение электропроводности КТИ в среднем на 12,64±1,12 у.е; снижение количества жалоб на ощущение утомляемости, сонливости, работоспособности: до экспедиции у 84,5 %

студентов, после - 23,3 % ,повышение уровня ФЗ по Г.Л. Апанасенко с 14,13 ± 0,39 (выше среднего) до 17,22±0,46 балла (высокий).

2. Разработанные с помощью алгоритмов биоинформационной диагностики на основе клинических и экспериментальных данных критерии оценки функционального состояния организма позволили выявить уровни здоровья студентов: иссякающий (Г), низкий (В), средний (Б), высокий (устойчивый) (А).

3. Снижение АВО у студентов в течение годичного цикла обучения обусловлено высокой степенью ПН (7,29 ± 0,12) у 41,7% студентов, и низкой электропроводностью КТИ на меридианах, участвующих в регуляции иммунологического гомеостаза, у 86,1 % лиц, гиперактивностью парасимпатического отдела ВНС (у 54,1 %), средним и ниже среднего уровнем физического здоровья (по Г.Л. Апанасенко) -у 38,8 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Шкала оценки уровня здоровья на основе тестовой системы математических методов с учетом уровня напряженности психофизиологической нагрузки студентов в течение учебного года позволяет (по объективным условным баллам) распределить студентов по уровню здоровья: от 0 до 5 баллов - высокие адаптационные возможности организма; от 6 до 10 - средние; от 11 до 17 - низкие; 18 и выше - иссякающие адаптационные возможности - и при необходимости провести корригирующие процедуры.

5. Произошло снижение частоты на (33,3 %) и продолжительности заболеваний (26,8 %), (p < 0,05) Установлено, что каждый студент в группах наблюдения пропустил в среднем 6,9 дня по причине заболевания за первый год обучения, тогда как во второй учебный год у студентов, начавших заниматься снегоходным туризмом, пропуски сократились в 2,04 раза и составили 3,4 дня.

Литература

1.Белокрылов, Н.М. К вопросу о посттравматической головной боли и роли сосудистого фактора в ее патогенезе /Н.М. Белокрылов, С.Н. Дроздов //Пермский медицинский журнал. - Т.25. - №1. - 2008. - С. -139-148.

2. Кузнецов, А.С., Крикуха Ю.Ю. Педагогический контроль становления технико-тактического мастерства в спортивной борьбе / А.С. Кузнецов, Ю.Ю. Крикуха // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - № 1 (18). - С. 80-83

3. Кузнецова, З.М. Реализация программы формирования личностных качеств студентов в образовательной деятельности как одна из реальных предпосылок обновления содержания подготовки специалистов в системе высшего образования (на примере студентов ПовГАФКСиТ по специальности «Сервис и туризм») / З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2011. - № 1 (18). - С. -

4. Пат. 41447. Транспортировочные сани /А.В. Шаров, Л.В. Шарова. - № 2004117423; Заявл. 10.06.2004; Опубл. 27.10.2004.

5. Пат. 76027. Снегоходное транспортное средство для лиц с ограниченными возможностями /ПГПУ, А.В. Шаров, Л.В. Шарова. - № 2009501312; Заявл. 18.05.2009; Опубл. 16.09.2010.

6.Шаров, А.В. Уровень здоровья студентов с различным режимом двигательной активности / А.В. Шаров, Л.В. Шарова, Т.В. Абызова //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2010. - Вып. 22. - № 6 (182). - С. 127-131.7.

7. Чинкин, А.С. Двигательная активность и сердце. /А.С. Чинкин.- Казань. : Изд-во КГУ, 1995. - 192 с.

8. Sharova, L.V., Kravtsov, Y. I. Bio-resonant therapy in neurological rehabilitation of patients with cervical osteochondrosis / L. V. Sharova, Y. I. Kravzov // 6th congress of the European federation of neurological societies. - Vienna, Austria. - P. 56.

Literature

1.Belokrylov, NM On the question of post-traumatic headache and the role of vascular factors in its pathogenesis / NM Belokrylov, SN Drozdov / / Perm Medical Journal. - T.25. - № 1. - 2008. - S. -139-148.

2. Kuznetsov, AS, YY Krikuha Pedagogical supervision of becoming technical and tactical skill in wrestling / AS Kuz-netsov, JJ Krikuha / / pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports. -2011. - № 1 (18). - S. 80-83

3. Kuznetsova, Z. The program of formation of personal qualities of students in educational activities as one of the prerequisites for real content update training in higher education (for example, students PovGAFKSiT specialty "service and tourism") / Z. Kuznetsova / / pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports. - 2011. - № 1 (18). - C. -

4. Pat. 41,447. Transport sled / AV Sharov, L. Sharov. - № 2004117423; Zayavl.10.06.2004, publ. 27.10.2004.

5. Pat. 76,027. Snowmobile means of transport for persons with disabilities / PGPU, AV Sharov, L. Sharov. - №

2009501312, Appl. 18.05.2009, Publ. 16.09.2010.

6.Sharov, AV Health of students with various regimes of motor activity / A. Sharov, L. Sharov, TV Abyzova / / Bulletin of the South Ural State University. Series: Education, health, physical education. - 2010. - Issue. 22. - № 6 (182). - S. 127-131.7.

7.Chinkin, AS Motor activity and heart. / A.S.Chinkin. - Kazan. Publishing House of the State University, 1995. - 192 p.

8. Sharova, L.V., Kravtsov, Y. I. Bio-resonant therapy in neurological rehabilitation of patients with cervical osteochondrosis / LV Sharova, Y. I. Kravzov / / 6th congress of the European federation of neurological societies. - Vienna, Austria. - P. 56.

Статья поступила в редакцию: 26.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.