Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ ОНОМАСТИКИ: ВЗГЛЯД ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОНОМАСТИЧЕСКИЙ ШКОЛЫ'

АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ ОНОМАСТИКИ: ВЗГЛЯД ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОНОМАСТИЧЕСКИЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
79
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОРОНЕЖСКАЯ ОНОМАСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ЛИТЕРАТУРНАЯ ОНОМАСТИКА / Г.Ф. КОВАЛЕВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скуридина С.А.

В статье рассматриваются аспекты ономастических исследований, посвященных выявлению особенностей функционирования онимов в художественном тексте. Автором отмечается не только огромный вклад основателя Воронежской ономастический школы профессора Геннадия Филипповича Ковалева в изучение ономастической системы художественного творчества А.С. Пушкина, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой, А.Т. Твардовского, М.И. Цветаевой, А.П. Платонова, А.П. Чехова, А.С. Грибоедова и других писателей и поэтов, но и подчеркивается несомненная заслуга в умении направить учеников по пути определения своеобразия ономастической лаборатории таких художников слова, как А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, М.А. Булгаков, С.А. Есенин, М.М. Пришвин. Воронежскими исследователями анализируется не только способность онимов выступать средствами характеристики персонажа, но и являться индикаторами хронотопа. В работах воронежских ученых, выполненных под руководством Г.Ф. Ковалева, рассматривается социальная обусловленность имен собственных, системные отношения между разными разрядами онимов, выявляется их автобиографизм. Особый интерес представляют собой работы, содержащие подборку ономастических каламбуров и свидетельствующие об особой значимости имен собственных в трансляции индивидуально-авторской картины мира. Устанавливается перспективность исследований, выполненных в русле литературной ономастики, так как система имен в художественном произведении - это доминанта, представляющая собой своего рода скелет, на котором держится авторский текст. Обнаружение данной системы вследствие проведения ономастического анализа обеспечивает более глубокое понимание замысла писателя или поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF THE STUDY OF LITERARY ONOMASTICS: THE VIEW OF RESEARCHERS OF THE VORONEZH ONOMASTIC SCHOOL

The article discusses aspects of onomastic research devoted to identifying the features of the functioning of onyms in a literary text. The author notes not only the huge contribution of the founder of the Voronezh Onomastic School, Professor Gennady Filippovich Kovalev, to the study of the onomastic system of artistic creativity of A.S. Pushkin, I.A. Bunin, A.A. Akhmatova, A.T. Tvardovsky, M.I. Tsvetaeva, A.P. Platonov, A.P. Chekhov, A.S. Griboyedov and other writers and poets, but also emphasizes the undoubted merit in the ability to guide students along the path of determining the uniqueness of the onomastic laboratory of such artists of the word as A.S. Pushkin, F.M. Dostoevsky, N.S. Leskov, M.A. Bulgakov, S.A. Yesenin, M.M. Prishvin. Voronezh researchers analyze not only the ability of onyms to act as means of characterization, but also to be indicators of the chronotope. In the works of Voronezh scientists carried out under the guidance of G.F. The author considers the social conditionality of proper names, the system relations between different categories of onyms, their autobiography is revealed. Of particular interest are works containing a selection of onomastic puns and testifying to the special importance of proper names in the translation of an individual author's picture of the world. The perspective of the research carried out in line with literary onomastics is established, since the system of names in a work of fiction is a dominant, which is a kind of skeleton on which the author's text rests. The discovery of this system as a result of onomastic analysis provides a deeper understanding of the writer's or poet's intention.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ ОНОМАСТИКИ: ВЗГЛЯД ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОНОМАСТИЧЕСКИЙ ШКОЛЫ»

УДК 811.161.1 (470.324)

DOI 10.36622/AQMPJ.2023.43.89.019

Воронежский государственный технический ситет

доктор филологических наук, доцент зав. кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации Скуридина С.А.

Россия, г. Воронеж, тел. +7(920)404-04-48; e-mail: saskuridina@ya.ru

Voronezh State Technical University Doctor of Philology, associate professor, department chairman, the chair of Russian language and cross-cultural communication, Skuridina S.A.

Russia, Voronezh, +7(920)404-04-48 e-mail: saskuridina@ya.ru

С.А. Скуридина

АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ ОНОМАСТИКИ: ВЗГЛЯД ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОНОМАСТИЧЕСКИЙ ШКОЛЫ

В статье рассматриваются аспекты ономастических исследований, посвященных выявлению особенностей функционирования онимов в художественном тексте. Автором отмечается не только огромный вклад основателя Воронежской ономастический школы профессора Геннадия Филипповича Ковалева в изучение ономастической системы художественного творчества А.С. Пушкина, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой, А.Т. Твардовского, М.И. Цветаевой, А.П. Платонова, А.П. Чехова, А.С. Грибоедова и других писателей и поэтов, но и подчеркивается несомненная заслуга в умении направить учеников по пути определения своеобразия ономастической лаборатории таких художников слова, как А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, М.А. Булгаков, С.А. Есенин, М.М. Пришвин. Воронежскими исследователями анализируется не только способность онимов выступать средствами характеристики персонажа, но и являться индикаторами хронотопа. В работах воронежских ученых, выполненных под руководством Г.Ф. Ковалева, рассматривается социальная обусловленность имен собственных, системные отношения между разными разрядами онимов, выявляется их автобиографизм. Особый интерес представляют собой работы, содержащие подборку ономастических каламбуров и свидетельствующие об особой значимости имен собственных в трансляции индивидуально-авторской картины мира. Устанавливается перспективность исследований, выполненных в русле литературной ономастики, так как система имен в художественном произведении - это доминанта, представляющая собой своего рода скелет, на котором держится авторский текст. Обнаружение данной системы вследствие проведения ономастического анализа обеспечивает более глубокое понимание замысла писателя или поэта.

Ключевые слова: Воронежская ономастическая школа, литературная ономастика, Г.Ф. Ковалев.

S.A. Skuridina

ASPECTS OF THE STUDY OF LITERARY ONOMASTICS: THE VIEW OF RESEARCHERS OF THE VORONEZH ONOMASTIC SCHOOL

The article discusses aspects of onomastic research devoted to identifying the features of the functioning of onyms in a literary text. The author notes not only the huge contribution of the founder of the Voronezh Onomastic School, Professor Gennady Filippovich Kovalev, to the study of the onomastic system of artistic creativity of A.S. Pushkin, I.A. Bunin, A.A. Akhmatova, A.T. Tvardovsky, M.I. Tsvetaeva, A.P. Platonov, A.P. Chekhov, A.S. Griboyedov and other writers and poets, but also emphasizes the undoubted merit in the ability to guide students along the path of determining the uniqueness of the onomastic laboratory of such artists of the word as A.S. Pushkin, F.M. Dostoevsky, N.S. Leskov, M.A. Bulgakov, S.A. Yesenin, M.M. Prishvin. Voronezh researchers analyze not only the ability of onyms to act as means of characterization, but also to be indicators of the chronotope. In the works of Voronezh scientists carried out under the guidance of G.F. The author considers the social conditionally of proper names, the system relations between different categories of onyms, their autobiography is revealed. Of particular interest are works containing a selection of onomastic puns and testifying to the special importance of proper names in the translation of an individual author's picture of the world. The perspective of the research carried out in line with literary onomastics is established, since the system of names in a work of fiction is a dominant, which is a kind of skeleton on which the author's text rests. The discovery of this system as a result of onomastic analysis provides a deeper under-

© Скуридина С.А., 2023

standing of the writer's or poet's intention.

Keywords: Voronezh Onomastic school, literary onomastics, G.F. Kovalev.

Воронежская ономастическая школа, основателем которой является доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Воронежского государственного университета Геннадий Филиппович Ковалев, имеет богатую исследовательскую историю. По мнению С.А. Попова деятельность школы можно представить двумя этапами, первый из которых отличается эпизодическим обращением к исследованию имен собственных, и здесь, безусловно, важными являются труды «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» и «О личных собственных именах у Славеноруссов» («Вестник Европы», 1813, ч. LXX, № 13) Е.А. Болховитинова [1]. Второй этап, на наш взгляд, можно назвать топонимическим, так как в этот период профессором М.В. Федоровой анализируются славянско-финно-угорские следы в топонимии Центрального Черноземья, В.И. Дьяковой рассматривается диалектная географическая лексика и географическая терминология [1]

На втором этапе, началом которого условно можно назвать выход в 1957 г. в журнале «Мовоз-навство» (Киев, т. XIV) статьи Н.П. Гринковой «Из материалов по топонимике населенных мест Воронежской области», происходит становление различных направлений ономастических исследований: профессором М.В.Федоровой анализируются славянско-финно-угорские следы в топонимии Центрального Черноземья, В.И. Дьяковой рассматривается диалектная географическая лексика и географическая терминология [2]. Однако становление и активное развитие Воронежской ономастической школы связано с деятельностью Геннадия Филипповича Ковалева, подготовившего 36 кандидатов и 3 доктора наук. Одним из основных направлений исследований воронежских ономатологов является литературная ономастика.

Работа по выявлению функций имен собственных в художественном тексте Г.Ф. Ковалевым начата в 90-е годы XX века. Ученый, рассматривая семантику демонима Воланд, предлагает свою версию создания имени литературного героя: Воланд - это анаграмма лексемы диавол, где старославянская буква «иже» соотносится с буквой «н» современного русского алфавита [3], [4]. Г.Ф. Ковалеву принадлежат статьи, направленные на выявление специфики именника художественных произведений А.Т. Твардовского, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, А.П. Платонова, И.А. Бунина, А.П. Чехова, А. С. Грибоедова, составившие монографию «Писатель. Имя. Текст» [6]. Исследование литературных онимов в произведениях А.С. Пушкина представлено в отдельной монографии Г.Ф. Ковалева «Пушкин и имя» [7], а также, что особенно ценно, в книге для учителя-словесника «Пушкин. Ономастический комментарий» [8].

В своих трудах, посвященных литературной ономастике, Г.Ф. Ковалев отмечает, что имя в авторском тексте уже со времен А.С. Пушкина определяется следующими факторами: авторским сознанием, при этом автор невсегда четко осознает причины своего выбора, системностью именника (имена взаимообусловлены), социальной обусловленностью (имя как индикатор социальной принадлежности) [8; с. 10-11]. Как мы уже указывали в одной из статей, «новаторской является идея Г.Ф. Ковалева об обусловленности художественного имени системностью хронотопа» [2].

В кругу интересов Г.Ф. Ковалева исследование астронимов, употребляемых в художественных произведениях [9], ономастический каламбур [10], [11], сложности перевода имен собственных на иностранный язык [12], особенности создания псевдонимов [13]. Незаменимо постоянное обновление издания библиографии работ по литературной ономастике, систематизацию которых осуществил Г.Ф. Ковалев [14], [15]. В настоящее время Г.Ф. Ковалев работает сразу над несколькими монографиями, поднимающими вопрос функционирования зоонимов в литературных произведениях и рассматривающими специфику создания ономастического каламбура.

Идеи Г.Ф. Ковалева развиваются его учениками. Первая кандидатская диссертация в рамах направления литературной ономастики защищена под руководством профессора Г.Ф. Ковалева в 2002 году. Ее автор, О.Ю. Устьянцева, рассматривает особенности именника прозы М.А. Булгакова, впервые предпринимая попытку комплексного лингвистического (фонетического, словообразовательного, семантического, функционального) анализа антропонимии трех самых крупных произведений М.А. Булгакова «Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита». Исследователь отмечает автобиографизм ономастикона М.А. Булгакова и приводит способы ономастического криптографи-

рования реального именника, вводимого в авторский текст, указывает номинации, создающие комический эффект и выполняющие характеризующую функцию [17].

В 2004 году выходит монографическое исследование С.А. Коротких (Скуридиной), посвященное ономастике романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» [17], в дальнейшем, в 2007 году, продолженное в диссертационном сочинении автора, идеи которого опубликованы в виде монографии [18]. В 2020 году С.А. Скуридиной защищена докторская диссертация «Ономастический код художественных текстов Ф.М. Достоевского», в которой обозначены основные положения ономастического кода великого писателя: использование семантически маркированных антропонимов, созданных по традиционной русской модели (фамилия, имя, отчество), и ее вариантов в парадигме с диминутивными именованиями; наличие автобиографического ономастического импульса, в качестве которого выступает оним, производный от корня апел-лятива с богатым семантическим потенциалом; использование антропонимов, отражающих противоречивость, двойственность художественного образа; раскрытие семантики имени собственного в контексте произведения (в том числе в персонажной речи и каламбурах), а также в паремическом контексте; обращение к народной этимологии онимов; апеллятивно-онимное взаимодействие; взаимообусловленность топонимов и антропонимов; использование зооморфных и орнитоморфных онимов; мифопоэтическая обусловленность ономастических единиц; способность онима выступать средством создания хронотопа [19].

В 2007 году под руководством Г.Ф. Ковалева защищена кандидатская диссертация В.В. Вязовской, в которой анализируется ономастика романа Н.С. Лескова «Соборяне» [20]. Автор исследования отмечает, что «ономастикон романа «Соборяне» и в целом ономастические данные показывают, что Н.С. Лесков прочно опирался на конкретные факты своей собственной биографии» [20]. Для ономастической лаборатории Н.С. Лескова характерен прием привлечения читателя к размышлению над особенностями имени, а также приведение контекста, вскрывающего семантику антропонимов. В.В. Вязовская выявляет особенность системной организации ономастикона лесковского романа, заключающуюся в связи «антропоними-ческих единиц не только с топонимами, а также с хрематонимами, мифонимами и другими разрядами они-мов, участвующих в формировании культурно-ономастического фона», и делает вывод, что «за счет аллю-зивно-ассоциативных связей таких имен, писатель избавлен от необходимости изображать предысторию своих персонажей, заново описывать их характеры и эволюцию их взглядов» [20]. В настоящее время В.В. Вязовская продолжает работать в ономастическом направлении, анализируя именник других произведений Н.С. Лескова [21], [22], [23].

В 2009 году Е.С. Обуховой защищена кандидатская диссертация «Принципы составления Словаря ономастических единиц творчества А.С. Пушкина» и подготовлен к изданию «Словарь «Ономастика лицейской лирики А.С. Пушкина (1813-1817 гг.)» [24]. Автор определяет составленный словарь как «монографический ономастический словарь-справочник энциклопедического характера», что обусловлено гением А.С. Пушкина: «Поэт использовал колоссальное количество разнообразных онимов, особенности употребления которых подчеркивают его писательский талант, отличают его от современников и показывают его особенности следования традиции ХУШ века и последующие отступления от нее, а также многогранность личности поэта, широкий круг его общественно-политических интересов» [24].

В 2011 году под руководством профессора Г.Ф. Ковалева защищены две кандидатские диссертации, развивающие идеи Воронежской ономастической школы. Исследование Г.А. Бунеева посвящено описанию ономастического пространства романов В.Я. Шишкова «Угрюм-река» и повести «Тайга». Автор приходит к выводу, что «ономастика произведений В. Я. Шишкова сложна и предельно реалистична», а «антропони-мическая система произведений представляет собой полный срез реального именника Сибири рубежа XIX-XX вв.» [25]. Сравнение литературных антропонимов с реальными позволило Г.А. Бунееву выявить автобиографизм ономастической системы, представленной в романах В.Я. Шишкова.

Диссертационное сочинение Е.В. Бунеевой, осуществленное также в 2011 году, способствовало выявлению особенностей ономастического пространства С.А. Есенина. По мнению автора, «в ряде случаев С.А. Есенин не использовал готовые онимы, а сам создавал их по моделям уже существующих», иногда зашифровывая их [26]. Нужно отметить стремление автора проанализировать способность есенинских онимов быть индикаторами хронотопа, данную функцию в исследуемых текстах выполняют топонимы, хоронимы и хрематонимы [26].

Один из постулатов Воронежской ономастической школы лег в основу работы И.И. Страхова, выявляющей автобиографизм топонимического пространства в художественных текстах М.М. Пришвина [27]. Автор выделяет доминирующие в творчестве М.М. Пришвина разряды литературных топонимов: ойкони-мы, гидронимы и хоронимы. Как известно, М.М. Пришвин много путешествовал, в связи с чем в его произведениях преобладают «топонимы Центральной России (в основном топонимия современных Ярославской и Московской области), Русского Севера (Карелия, Мурманская область, Архангельская область), Дальнего

Востока (Приморский край)» [27]. Основная функция пришвинских топонимов - маркирование хронотопа. Определение в качестве ономастических доминант художественного текста М.М. Пришвина гидронимов приводит И.И. Страхова к заключению о «гидроцентричности творчества Пришвина» [27].

Ономастика ранних и биографических рассказов А. Платонова представлена в диссертационной работе Чыонг Тхи Фыонг Тхань, защита которой состоялась в 2019 году [28]. Попытка систематизации топонимов, предпринятая в исследовании, позволяет автору наглядно продемонстрировать на примере повести «Епифанские шлюзы» стремление А. Платонова к исторической достоверности, чем и обусловлено преобладание данных ономастических единиц над антропонимами. Автор рассматривает наложение двух хронотопов - реального и исторического - через анализ ономастических единиц разных уровней, в том числе, и антропонимы (Бертран - Бердан, Мери Карборунд Рейс и др.) [28].

Нельзя не отметить монографию А.И. Антоновой «Ономастика творчества А.А. Шаховского», изданную на основе магистерской диссертации, выполненной под руководством Г.Ф. Ковалева [29]. Автор рассматривает соотнесённость имен персонажей с именами прототипов и приходит к выводу, что А.А. Шаховской, «как правило, не переносит в текст реальный антропоним прототипа, а сохраняет какую-то деталь онима историю, связанную с ее носителем» [29; с. 145]. А.И. Антоновой отмечается соответствие именника произведений А.А. Шаховского изображаемой эпохе. Наличие говорящих имен в его текстах - это наследие литературы XVIII века.

Кроме указанных диссертационных сочинений и монографических работ указанных исследователей, необходимо отметить научные статьи учеников Г.Ф Ковалева, защитивших диссертации не по литературной ономастике, но имеющих интерес к особенностям функционирования имени в художественном тексте. Например, в работе Т.А. Вороновой рассматривается полные и уменьшительные имена героинь в прозе А.С. Пушкина, что позволяет автору не только выявить соответствие/несоответствие этикетным нормам изображаемой эпохи, но и сделать вывод о модели выстраиваемых отношений между героями [30]. Еще одна работа Т.А. Вороновой посвящена исследованию автобиографизма ономастического пространства лирики Арсения Тарковского [31]. Автор статьи подчеркивает важность экстралингвистической информации для понимания творчества поэта и необходимость ее включения в словарь лирики Арсения Тарковского [31].

В настоящее время идеи Воронежской ономастической школы активно развиваются на кафедре русского языка и межкультурной коммуникации Воронежского государственного технического университета в работах коллег С.А. Скуридиной - ученицы Г. Ф. Ковалева.

Н.Б. Бугакова рассматривает индивидуально-авторскую модель ономастического творчества А.П. Платонова [32], отмечая соотнесённость имен собственных в его произведениях с мифопоэтической картиной мира [33]. По мнению исследователя, антропонимикон и топонимикон прозы А.П. Платонова, вступая в системные связи с апеллятивной лексикой, репрезентирующей мифопоэтические оппозиции, «служит для демонстрации важнейших смыслов образов писателя, раскрывающих его индивидуально-авторскую картину мира» [34] и маркирует исторический хронотоп. Для произведений А.П. Платонова значимо использование традиционных русских антропонимических моделей (имя, имя+отчество, имя+отчество+фамилия, отчество, диминутивное имя, пейоративное имя, прозвище) в качестве характеристики как женских, так и мужских персонажей, однако данные модели транслируют разные смыслы.

В работах Е.Н. Карташовой, посвященных репрезентации женских образов в произведениях В.М. Шукшина, выявляются особенности выбора писателя женских антропонимов [35]. В одной из глав диссертационного сочинения Е.Н. Карташовой, названной «Ономастические средства создания женских образов в прозе В.М. Шукшина», указывается, что для произведений В.М. Шукшина характерны имена, транслирующие информацию о возрасте героинь: «Обращая внимание на морфемику стоит сказать, что имена девушек стилистически маркированы, что достигается с помощью деминутивных суффиксов (Эллочка, Марьюшка)» [36], тогда как женщины преклонного возраста часто называются только по отчеству. Кроме того, писатель «использует неканонические варианты имен (Нюра, Марья, Клавдя)» [36], что демонстрирует социальную обусловленность шукшинского именника. Значимыми для характеристики женских персонажей, по мнению Е.Н. Карташовой, являются цветонаименования, позволяющие понять отношение к героини не только персонажей произведения, но и самого автора [36].

В диссертационном исследовании А.И. Миловановой рассматриваются ключевые компоненты фразеологизмов, выражающих свое значение через наименование нереального явления, как вербализаторы лин-гвокультурного кода русского народа и отмечается, что наиболее частотными компонентами являются со-матизмы и зоономинации [37]. В диссертационном исследовании К.И. Суховой анализируется роль фито- и зоонаименований в репрезентации образа малой родины в лирике В.А. Солоухина [38].

В работах Н.Н Устиновой поднимается вопрос о роли библионимов в трансляции авторского замысла. Автор, используя метод сплошной выборки названий книг, предлагаемых на сайте интернет-магазина «Лабиринт», анализирует библионимы, содержащие компонент «душа», и приходит к выводу, что данная лексема активно используется для наименования разножанровых произведений [39].

М.В. Новиковой, Е.О. Кузьминых, С.А. Скуридиной рассматриваются лингвокультурные особенности восприятия Москвы в творчестве С.А. Есенина, И.С. Шмелева и Ф.М. Достоевского [40]. В данном ключе написана и наша работа о функционировании топонима Ярославль в текстах Ф.М. Достоевского [41].

Как видим, основателем Воронежской ономастической школы Г.Ф. Ковалевым и его учениками проделана огромная работа по выявлению специфики ономастикона литературных произведений. Воронежскими учеными описана ономастическая лаборатория таких художников слова, как А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, М.М. Пришвин, М.А. Булгаков, А.Т. Твардовский, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова, А.П. Платонов, И.А. Бунин, А.П. Чехов, А.С. Грибоедов и др. Основные положения принципах введения имени в художественный текст, выдвинутые Г.Ф. Ковалевым, подтверждаются и дополняются в исследованиях его учеников.

Библиографический список

1. Попов С.А. Воронежская ономастическая школа: формирование и становление // Лоуо^ 6voдaстuкq. 2013. №5. С. 113-118.

2. Скуридина С.А. Современные ономастическим школы: от Воронежа до Иркутска // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 3 (17). С. 41-46.

3. Ковалев Г.Ф. Булгаковский Воланд: загадка имени // Филологические записки. 1995. №4. С. 163-168.

4. Ковалев Г.Ф. Воланд и его свита (ономастические этюды) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 1996. № 1. С. 86-101.

5. Ковалев Г.Ф. Писатель. Имя. Текст. Воронеж, 2004.

6. Ковалев Г.Ф. Пушкин и имя. Воронеж, 2009.

7. Ковалев Г.Ф. Пушкин. Ономастический комментарий: книга для учителя. Воронеж, 2012.

8. Ковалев Г.Ф. Избранное. Литературная ономастика. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. 447 с.

9. Ковалев Г.Ф. Небеса поэтов. Астронимы в русской литературе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2003. № 1. С. 109-132.

10. Ковалев Г.Ф. Ономастические каламбуры А.С. Пушкина // Русская речь. 2006. № 1. С. 3-8.

11. Ковалев Г.Ф. Именной каламбур А.П. Чехова // Слово и текст в культурном сознании эпохи. Сборник научных трудов. Вологда, 2010. С. 218-223.

12. Ковалев Г.Ф. Имена в художественном тексте и проблемы их перевода // Русистика на рубеже веков. Юбилейная книга в честь профессора Антони Палиньского. Rzeszow, 2009. С. 60-68.

13. Ковалев Г.Ф. О псевдонимах отечественных писателей // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 15 (15). С. 6-13.

14. Ковалев Г.Ф. Библиография ономастики русской литературы. Воронеж, 2006.

15. Ковалев Г.Ф. Библиография ономастики русской литературы по 2010 год. Воронеж, 2014.

16.Устьянцева О.Ю. Антропонимия прозы М. А. Булгакова: на материале романов «Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»: автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01. Воронеж, 2002. 19 с.

17.Коротких С.А. Ономастика романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Воронеж, 2007.

18.Скуридина С.А. Ономастика романов Ф.М.Достоевского «Подросток» и «Братья Карамазовы». Дисс. ... кандидата филологических наук : 10.02.01. Воронеж, 2007.

19. Скуридина С.А. Ономастический код художественных текстов Ф.М. Достоевского. Дисс. ... доктора филологических наук. Елец, 2020.

20. Вязовская В.В. Ономастика романа Н.С.Лескова «Соборяне». Дисс. ... кандидата филологических наук : 10.02.01. Воронеж, 2007.

21. Скуридина С.А., Вязовская В.В. Именование юродивых в произведениях Ф.М. Достоевского и Н.С. Лескова // Русская речь. 2018. № 2. С. 73-83.

22. Вязовская В.В. Онимы в романе Н.С. Лескова «Некуда» // Русская речь. 2018. № 3. С. 82-91.

23. Вязовская В.В., Кузьминых Е.О. «Клички греко-российского календаря»: к специфике именования персонажей Н.С. Лескова // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2020. № 2 (37). С. 68-77.

24. Обухова Е.С. Принципы составления Словаря ономастических единиц творчества А.С.Пушкина. Дисс. ... кандидата филологических наук : 10.02.01. Воронеж, 2009.

25.Бунеев Г.А. Ономастическое пространство романа fí Я Шишкова «Угрюм-река» и повести «Тайга». Дисс. ... кандидата филологических наук : 10.02.01. Воронеж, 2011.

26.Бунеева Е.В. Ономастическое пространство поэм С.А.Есенина. Дисс. ... кандидата филологических наук : 10.02.01. Воронеж, 2011.

27. Страхов И.И. Автобиографизм топонимического пространства вхудожественных текстах М.М.Пришвина. Дисс. ... кандидата филологических наук : 10.02.01. Воронеж, 2016.

28.Чыонг Тхи Фыонг Тхань. Особенности ономастики Андрея Платонова (ранние и биографические произведения). Дисс. ... кандидата филологических наук : 10.02.01. Воронеж, 2019.

29. Антонова А.И. Ономастика творчества А.А. Шаховского. Воронеж, 2019.

30. Воронова Т.А. Полное и уменьшительное имя героини в прозе А.С. Пушкина // Неофилология. 2020. Т. 6. № 22. С. 294-301.

31. Воронова Т.А. Автобиографизма ономастического пространства лирики Арсения Тарковского // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2017. № 4 (27). С. 10-15.

32. Скуридина С.А., Бугакова Н.Б. Модель ономастического творчества в индивидуально-авторской картине мира // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: Исторические и филологические науки. 2023. № 1 (28). С. 92-97.

33. Бугакова Н.Б. К вопросу об индивидуально-авторском своеобразии языковой картины мира А. Платонова // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. 2022. № 2. С. 11-17.

34. Бугакова Н.Б. Семантический потенциал мужских антропонимов в романе А. Платонова «Чевенгур» // Филоlogos. 2022. № 3 (54). С. 17-22.

35. Карташова Е.Н. Женские имена в прозе Василия Шукшина / Е.Н. Карташова // Русская речь. 2017. №. 2. С. 103-106.

36. Карташова Е.Н. Специфика репрезентации женских образов в прозе В.М. Шукшина. Воронеж, 2021. 19 с.

37. Милованова А.И. Ключевые компоненты фразеологизмов, выражающих свое значение через наименование нереального явления, как вербализаторы лингвокультурного кода русского народа. Воронеж, 2021. 25 с.

38. Сухова К.И. Вербализация образа малой родины в лирике В.А. Солоухина. Воронеж, 2022.

39. Устинова Н.Н. Лексема «душа» как компонент библионимов // Дух, душа и тело в мировой культуре. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2023. С. 178-183.

40. Скуридина С.А., Кузьминых Е.О., Новикова М.В. Москва в восприятии Ф.М. Достовеского, М.А. Булгакова и С.А. Есенина // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2022. № 2 (45). С. 59-66.

41. Скуридина С.А Ярославль в восприятии Ф.М. Достоевского // Ярославский текст в пространтсве диалога культур. Материалы Четвертой Всероссийской научной конференции. Ярославль, 2020. С. 173-176.

References

1. Popov S.A. Voronezh onomastic school: formation and formation // Xoyo^ óvo^aoxiKn. 2013. No. 5. pp. 113-118.

2. Skuridina S.A. Modern onomastic schools: from Voronezh to Irkutsk // Scientific Bulletin of the Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2015. No. 3 (17). pp. 41-46.

3. Kovalev G.F. Bulgakovsky Voland: the riddle of the name // Philological notes. 1995. No. 4. pp. 163-168.

4. Kovalev G.F. Woland and his retinue (onomastic sketches) // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Humanities. 1996. No. 1. pp. 86-101.

5. Kovalev G.F. Writer. Name. Text. Voronezh, 2004.

6. Kovalev G.F. Pushkin and the name. Voronezh, 2009.

7. Kovalev G.F. Pushkin. Onomastic commentary: a book for teachers. Voronezh, 2012.

8. Kovalev G.F. Favorites. Literary onomastics. Voronezh: Publishing and Printing Center "Scientific Book", 2014. 447

p.

9. Kovalev G.F. Heaven of poets. Astronomers in Russian literature // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Humanities. 2003. No. 1. pp. 109-132.

10.Kovalev G.F. Onomastic puns of A.S. Pushkin // Russian speech. 2006. No. 1. pp. 3-8.

11.Kovalev G.F. Nominal pun by A.P. Chekhov // Word and text in the cultural consciousness of the epoch. Collection of scientific papers. Vologda, 2010. pp. 218-223.

12.Kovalev G.F. Names in a literary text and problems of their translation // Russian Studies at the turn of the century. Anniversary book in honor of Professor Anthony Palinsky. Rzeszow, 2009. pp. 60-68.

13.Kovalev G.F. About the pseudonyms of Russian writers // Scientific Bulletin of the Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2014. No. 15 (15). pp. 6-13.

14.Kovalev G.F. Bibliography of onomastics of Russian literature. Voronezh, 2006.

15.Kovalev G.F. Bibliography of onomastics of Russian literature for 2010. Voronezh, 2014.

16.Ustyantseva O.Y. The Anthroponymy of Bulgakov's prose: based on the material of the novels "The White Guard", "Theatrical Novel", "The Master and Margarita": abstract of the dissertation of the Candidate of Philological Sciences : 10.02.01. Voronezh, 2002. 19 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17.Korotkov S.A. Onomastics of the novel F.M.Dostoevsky's "The Brothers Karamazov". Voronezh, 2007. 18.Skuridina S.A. Onomastics romanov F.M.Dostoevsky's "The Teenager" and "The Brothers Karamazov". Diss. ...

Candidate of Philological Sciences : 10.02.01. Voronezh, 2007.

19.Skuridina S.A. Onomastic code of F.M. Dostoevsky's literary texts. Diss. ... doctor of Philology. Yelets, 2020. 20.Vyazovskaya V.V. Onomastics of N.S.Leskov's novel "The Soborians". Diss. ... Candidate of Philological Sciences : 10.02.01. Voronezh, 2007.

21.Skuridina S.A., Vyazovskaya V.V. Naming of the fools in the works of F.M. Dostoevsky and N.S. Leskov // Russian Speech. 2018. No. 2. pp. 73-83.

22.Vyazovskaya V.V. Onyms in N.S. Leskov's novel "Nowhere to Go" // Russian Speech. 2018. No. 3. pp. 82-91.

23.Vyazovskaya V.V., Kuzminykh E.O. "Nicknames of the Greek-Russian calendar": on the specifics of naming N.S. Leskov's characters // Topical issues of modern philology and journalism. 2020. No. 2 (37). pp. 68-77.

24.Obukhova E.S. Principles of compiling a Dictionary of Onomastic Units of A.S.Pushkin's Creativity. Diss. ... Candidate of Philological Sciences : 10.02.01. Voronezh, 2009.

25.Buneev G.A. Onomastic space of V.Ya.Shishkov's novel "The Gloomy River" and the story "Taiga". Diss. ... Candidate of Philological Sciences : 10.02.01. Voronezh, 2011.

26.Buneeva E.V. Onomastic space of S.A.Yesenin's poems. Diss. ... Candidate of Philological Sciences : 10.02.01. Voronezh, 2011.

27.Strakhov I.I. Autobiography of toponymic space in M.M.Prishvin's literary texts. Diss. ... Candidate of Philological Sciences : 10.02.01. Voronezh, 2016.

28.Truong Thi Phuong Thanh. Features of Andrey Platonov's onomastics (early and biographical works). Diss. ... Candidate of Philological Sciences : 10.02.01. Voronezh, 2019.

29.Antonova A.I. Onomastics of A.A. Shakhovsky's creativity. Voronezh, 2019.

30.Voronova T.A. The full and diminutive name of the heroine in the prose of A.S. Pushkin // Neophilology. 2020. Vol. 6. No. 22. pp. 294-301.

31.Voronova T.A. Autobiography of the onomastic space of the lyrics of Arseniy Tarkovsky // Topical issues of modern philology and journalism. 2017. No. 4 (27). pp. 10-15.

32.Skuridina S.A., Bugakova N.B. The model of onomastic creativity in the individual author's picture of the world // Bulletin of the Vologda State University. Series: Historical and Philological Sciences. 2023. No. 1 (28). pp. 92-97.

33.Bugakova N.B. On the question of the individual author's originality of A. Platonov's linguistic picture of the world // Actual problems of Germanistics, Romanistics and Russian studies. 2022. No. 2. pp. 11-17.

34.Bugakova N.B. Semantic potential of male anthroponyms in A. Platonov's novel "Chevengur" // Philologos. 2022. No. 3 (54). pp. 17-22.

35.Kartashova E.N. Female names in the prose of Vasily Shukshin / E.N. Kartashova // Russian speech. 2017. No. 2. pp. 103-106.

36.Kartashova E.N. Specificity of representation of female images in V.M. Shukshin's prose. Voronezh, 2021. 19 p.

37.Milovanova A.I. Key components of phraseological units expressing their meaning through the name of an unreal phenomenon, as verbalizers of the linguistic and cultural code of the Russian people. Voronezh, 2021. 25 p .

38.Sukhova K.I. Verbalization of the image of the small motherland in the lyrics of V.A. Soloukhin. Voronezh, 2022. 39.Ustinova N.N. Lexeme "soul" as a component of biblionyms // Spirit, soul and body in world culture. Materials of the I All-Russian Scientific and Practical Conference. Voronezh, 2023. pp. 178-183.

40.Skuridina S.A., Kuzminykh E.O., Novikova M.V. Moscow in the perception of F.M. Dostovesky, M.A. Bulgakov and S.A. Yesenin // Topical issues of modern philology and journalism. 2022. No. 2 (45). pp. 59-66.

41. Skuridina S.A. Yaroslavl in the perception of F.M. Dostoevsky // Yaroslavl text in the space of the dialogue of cultures. Materials of the Fourth All-Russian Scientific Conference. Yaroslavl, 2020. pp. 173-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.