Научная статья на тему 'Современные ономастические школы: от Воронежа до Иркутска'

Современные ономастические школы: от Воронежа до Иркутска Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
678
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНОМАСТИКА / ONOMASTICS / ОНОМАТОЛОГИЯ / ONOMATOLOGY / ОНОМАСТ / ОНОМАТОЛОГ / ОНОМАСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ВОРОНЕЖСКАЯ ОНОМАСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА / VORONEZH ONOMASTICS SCHOOL / УРАЛЬСКАЯ ОНОМАСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА / URAL ONOMASTICS SCHOOL / ВОЛГОГРАДСКАЯ ОНОМАСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА / VOLGOGRAD ONOMASTICS SCHOOL / БУРЯТСКАЯ ОНОМАСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ONOMASTICS RESEARCHER / ONOMATOLOGIST / ONOMASTICS SCHOOL / BURYATIA ONOMASTICS SCHOOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скуридина С.А.

В статье рассматривается становление ономастики как науки, указываются ее функции и значение для развития других наук, представлены основные ономастические школы, указаны основные направления их деятельности, подробно описана деятельность Воронежской ономастической школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ONOMASTICS SCHOOLS: FROM VORONEZH TO IRKUTSK

The article considers the development of onomastics as a science, its functions and importance for other sciences. The main onomastics schools and their activities are presented, including Voronezh onomastics school.

Текст научной работы на тему «Современные ономастические школы: от Воронежа до Иркутска»

УДК 81-119

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет канд. филол. наук, ст. преп. кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Скуридина С.А.

Россия, г. Воронеж, тел. +7(920)404-04-48 e-mail: saskuridina@ya.ru

Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering The chair of Russian language and cross-cultural communication PhD, senior lecturer Skuridina S.A.

Russia, Voronezh, +7(920)404-04-48 e-mail: saskuridina@ya.ru

С.А. Скуридина

СОВРЕМЕННЫЕ ОНОМАСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ: ОТ ВОРОНЕЖА ДО ИРКУТСКА

В статье рассматривается становление ономастики как науки, указываются ее функции и значение для развития других наук, представлены основные ономастические школы, указаны основные направления их деятельности, подробно описана деятельность Воронежской ономастической школы.

Ключевые слова: ономастика, ономатология, ономаст, ономатолог, ономастическая школа, Воронежская ономастическая школа, Уральская ономастическая школа, Волгоградская ономастическая школа, Бурятская ономастическая школа.

S.A. Skuridina

MODERN ONOMASTICS SCHOOLS: FROM VORONEZH TO IRKUTSK

The article considers the development of onomastics as a science, its functions and importance for other sciences. The main onomastics schools and their activities are presented, including Voronezh onomastics school.

Key words: onomastics, onomatology, onomastics researcher, onomatologist, onomastics school, Voronezh onomastics school, Ural onomastics school, Volgograd onomastics school, Buryatia onomastics school.

Как известно, ономастика, или ономатология (от др.-греч. OvopaoTiKq), - раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения. В более узком смысле ономастика - собственные имена различных типов (ономастическая лексика).

Собственные имена привлекали внимание ученых с давних пор: уже в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме задумывались об их происхождении и значении. В качестве особого класса слов они были выделены стоиками, например, Хрисипп написал сочинение в двух книгах «Об именах собственных», но в эпоху Возрождения и в новое время собственные имена по-прежнему являлись причиной споров.

В XIX веке дискуссионным оказался вопрос о своеобразии имен собственных, затронутый в трудах философов и логиков: обладают ли они значением или являются своего рода ярлыками (Д.С. Милль, Х. Джозеф). Подобные дебаты продолжились и в XX веке (В. Брендаль, Э. Бойссенс, Л. Ельмслев, О. Есперсен, М. Бреальи).

Несмотря на данные исследования, ономастика как отрасль науки долгое время считалась вспомогательной дисциплиной для других наук, при этом игнорировалась ее

© Скуридина С.А., 2015

лингвистическая суть. Историю возникновения собственных имен, их значение и смысл, связь с жизнью общества, с мировоззрением и верованиями людей, с окружающей природой, а также отражение в имени метаморфоз, происходивших с человечеством на протяжении разных эпох, изучали и изучают представители самых разных научных дисциплин, в первую очередь истории и географии, которым имена собственные помогают выявлять пути миграций и места былого расселения различных народов, существовавшие в прошлом языковые и культурные контакты. Важность ономастических единиц обусловлена их социальной функцией, заключающейся в возможности имени собственного служить индивидуализирующим указанием на определенный предмет, то есть имя собственное способно сохранять свою основную значимость при полном затемнении его этимологического значения даже при смене одного языка другим; особенно это касается топонимов.

В.Л. Бондалетов выделяет три основных этапа становления отечественной ономастики как науки. На первом - донаучном - этапе, продолжавшемся до XIX века, происходило объяснение возникновения имен собственных без использования сравнительно-исторического метода. Второй этап (еще не ономастический), протекавший в XIX -начале XX века, - это становление ономастики как науки, характеризующееся исследованием преимущественно топонимической лексики в ее исторической и географической «привязке» с учетом открытых сравнительно-историческим языкознанием фонетических законов. Третий этап - научный, или ономастический (20-е годы XX века -настоящее время) - ознаменован осознанием ономастического материала как «особого разряда языка, наряду с лексикой, фонетикой, морфологией и т. д.» [1].

В середине XX века происходит становление ономастических школ.

Ведущей российской научной школой в области ономастики считается Уральская ономастическая школа, основанная в 1960-х гг. профессором, членом-корреспондентом РАН А.К. Матвеевым на базе кафедры русского языка и общего языкознания Уральского государственного университета имени А.М. Горького в Екатеринбурге. Еще в середине 1950-х годов А.К. Матвеевым проводились лингвистические исследования топонимии и говоров Русского Севера, Урала и Приуралья, основной задачей которых был анализ характера контактов древнейшего финно-угорского населения, проживавшего в данной местности, с русскими. С расширением тематики ономастических исследований связано возникновение Топонимической экспедиции Уральского университета, во время которой ежегодно собирался ономастический материал, рассмотренный во многих исследованиях уральских лингвистов и систематизированный в словарях. С 2004 года совместно с Институтом русского языка РАН издается единственный в России специализированный научный журнал «Вопросы ономастики», входящий в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук [10].

Известна среди лингвистов и Волгоградская ономастическая школа, начало которой было положено в работах диалектолога И.Г. Долгачева (1913-1999), уделявшего большое внимание изучению местной топонимии. Стимулом к развитию ономастических исследований в Волгограде стало предложение выдающегося русского ономатоло-га В.А. Никонова (1904-1988) провести в этом городе очередную конференцию «Ономастика Поволжья», которая после Саранска по каким-то причинам не проводилась. В дальнейшем были проведены еще три волгоградские ономастические конференции (1995, 1998, 2002 гг.), способствовавшие укреплению Волгоградской ономастической школы. К основным проблемам, на которых сосредоточили свое внимание волгоградские ономатологи, относятся: 1) общая ономастика; 2) изучение антропонимики; 3) то-

понимические исследования; 4) функционирование литературной (поэтической) ономастики; 5) особенности периферийных разрядов ономастики; 6) сопоставительное исследование имен собственных; 7) ассоциативные связи имен собственных; 8) вопросы орфографического оформления ономастических единиц; 9) методика преподавания ономастики и т. п. [6].

Еще одной ономастической школой является школа, начало которой было положено в 1967 году профессором А.Г. Митрошкиной на филологическом факультете Иркутского государственного университета. «В ее методике впервые введено понятие рода применительно к антропонимии; разработана антропонимическая родословная таблица со многими параметрами: антропонимическая эра (точка отсчета поколений), количество лет в поколениях, понятие антропонимического диалекта; предложены основные требования к записям полевого материала. Методика нацелена на сбор материала для комплексного (этно-историко-лингвистического) описания его. Приоритетным направлением данной школы является исследование бурятской ономастики. <...> Предлагаемая методика обеспечивает системное рассмотрение собранного материала, позволяет проследить эволюцию развития онимической лексики на платформе экстралингвистических данностей (история, культура, социология)» [8].

Воронежская ономастическая школа, получившая свое развитие благодаря активной деятельности доктора филологических наук, профессора кафедры славянской филологии филологического факультета Воронежского государственного университета Г.Ф. Ковалева, имеет богатую исследовательскую историю. Как указывает С.А. Попов, хронологически в ее формировании можно выделить два периода: долингвистический и лингвистический. На первом этапе становления Воронежской ономастической школы происходило несистемное обращение к именам собственным в трудах разных ученых, например, Е.А. Болховитинов в своей фундаментальной работе «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» упоминает и объясняет названия некоторых воронежских рек и населенных пунктов, его же перу принадлежит работа «О личных собственных именах у Славеноруссов» («Вестник Европы», 1813, ч. LXX, № 13). На втором этапе, началом которого условно можно назвать выход в 1957 г. в журнале «Мовознавство» (Киев, т. XIV) статьи Н.П. Гринковой «Из материалов по топонимике населенных мест Воронежской области», происходит становление различных направлений ономастических исследований: профессором М.В. Федоровой анализируются славянско-финно-угорские следы в топонимии Центрального Черноземья, В.И. Дьяковой рассматривается диалектная географическая лексика и географическая терминология [7].

Но указанные работы воронежских исследователей могли бы остаться только историей, если бы не деятельность Г.Ф. Ковалева, которого можно назвать основателем Воронежской ономастической школы, так как именно он сумел сохранить заложенные традиции ономастических исследований и разработать новые подходы к изучению имени собственного. В рамках Воронежской ономастической школы во главе с Г.Ф. Ковалевым проводится работа по изучению славянской ономастики, этнонимии, воронежского лингвокраеведения, региональной антропонимии, астронимии, топонимии и микротопонимии, зоонимии, русско-украинских ономастические связей.

Особое внимание в рамках Воронежской ономастической школы уделяется собственным именам, функционирующим в русской художественной литературе, исследование которых способствует не только более глубокому проникновению в художественный текст, но и раскрытию секретов творческой лаборатории того или иного автора. Г.Ф. Ковалев скрупулезно следит за выходом новых ономастических исследований по данной тематике, будь то небольшая статья или монография, и составляет «Биб-

лиографию ономастики русской литературы», последнее издание которой датируется 2014 годом и включает работы ученых, опубликованные по 2010 год [3].

По мнению Г.Ф. Ковалева, уже со времен А.С. Пушкина в отечественной литературе выбор имени персонажа был обусловлен авторским сознанием (то есть авторским выбором, даже если автор не всегда осознает свой выбор), системностью имени (имена в любом произведении представляют собой систему, выбор одного имени диктуется другим именем), социальностью системы имен (имена в произведении отражают социумы или, точнее, их представителей, которые эти социумы репрезентируют и поэтому отражают или единство социальных слоев или их различие) [4; с.10-11]. Новаторской является идея Г.Ф. Ковалева об обусловленности художественного имени системностью хронотопа произведения: термин, предложенный М.М. Бахтиным, ведущий воронежский ономаст предлагает рассматривать как «определенный и образный показатель времени и места, зачастую как бы случайно, а иногда и нарочито, выраженный онимами, характерными для эпохи, отраженной в произведении» [4; с.11].

Таким образом, в работах, выполненных в русле Воронежской ономастической школы и посвященных литературной ономастике, исследователи, основываясь на таких понятиях, как хронопность и автобиографизм, используют и особую методику, заключающуюся «в поиске деталей в творчестве писателя, помогающих вскрыть ономастическую лабораторию того или иного автора, в его черновиках, в воспоминаниях его современников и даже в совершенно косвенных источниках» [4; с. 11]. За время существования Воронежской ономастической школы под руководством Г.Ф. Ковалева в рамках литературной ономастики опубликованы исследования, посвященные А.С. Пушкину, И.А. Бунину, М.А. Булгакову [5; 12; 11]. В настоящее время используются основные достижения Воронежской ономастической школы в литературной ономастике применимо к творчеству Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и других писателей [9; 2].

Ономастические школы взаимодействуют, в том числе и с зарубежными ономастическими школами: проводятся совместные конференции, в ходе которых ученые-ономасты обмениваются опытом, издаются сборники трудов.

Как видим, ономастика интересует многих ученых, которые являются представителями той или иной ономастической школы. В последнее время большое количество исследований выходит и вне указанных нами ономастических объединений. Ономастика дает ценнейший материал не только для лингвистов и литературоведов, но и для исследователей в области истории и географии, а также привлекает внимание людей, далеких от мира науки, но интересующихся историей своей страны, своего города, своей семьи.

Библиографический список

1. Бондалетов В.Л. Русская ономастика. М., 1983.

2. Вязовская В.В. К поэтике имени собственного в романе Н.С. Лескова «Некуда» // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Современные лингвистические и методико-дидактические исследования». 2014. Вып. 2 (22). С. 161-169.

3. Ковалев Г.Ф. Библиография ономастики русской литературы по 2010 год. Воронеж, 2014. 346 с.

4. Ковалев Г.Ф. Избранное. Литературная ономастика. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. 447 с.

5. Обухова Е.С. Ономастика лицейской лирики А.С. Пушкина. Воронеж, 2005. 208 с.

6. Ономастика // Россия лингвистическая: научные направления и школы Волгограда: коллективная монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2012. С. 134-160.

7. Попов С.А. Воронежская ономастическая школа: формирование и становление // Лоуофуоцаотж^. 2013. №5. С. 113-118.

8. Свинин В.В. Ономастическая школа профессора А.Г. Митрошкиной: становление научного направления. URL: http://www.pribaikal.ru/obl-events/article/6171.html (дата обращения - 25.05.2015).

9. Скуридина С.А. «Ты что за птица?»: о специфике некоторых фамилий «великого пятикнижия» Ф.М. Достоевского // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Современные лингвистические и методико-дидактические исследования». 2015. № 1 (25). С. 149-162.

10. Уральская ономастическая школа. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1658792 (дата обращения - 23.05.2015).

11. Устьянцева О.Ю. Антропонимия романов М. А. Булгакова (на материале романов «Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»). Воронеж, 2002.

12. Яровая Т.Ю. Личные собственные имена в дореволюционном творчестве И.А. Бунина: отбор и использование: дисс ... канд. филол. н. Воронеж, 2000. 258 с.

References

1. Bondaletov V.L. Russian onomastics. М., 1983.

2. Vyazovskaya V.V. To poetics of proper names of the novel «Nowhere» by N.S. Leskov // Scientific Newsletter of Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering. Series: Modern Linguistic and Methodical-and-Didactic Researches. 2014. № 2 (22). P. 161 -169.

3. Kovalev G.F. Bibliography of Russian literary onomastics till the year 2010. Voronezh, 2014. 346 p.

4. Kovalev G.F. Selected works. Literary onomastics. Voronezh, 2014. 447 p.

5. Obukhova E.S. Onomastics in A.S. Pushkin's lyceum lyrics. Voronezh, 2005. 208 p.

6. Onomastics // Linguistic Russia: scientific directions and scientific schools of Volgograd: collective monograph. Volgograd, 2012. P. 134-160.

7. Popov S.A. Voronezh onomastics school: forming and development // Лоуофуоцаотгк^. 2013. Vol. 5. P. 113-118.

8. Svinin V.V. Onomastics school of professor A.G. Mitroshkina: the development of scientific direction. URL: http://www.pribaikal.ru/obl-events/article/6171.html (application date - 25.05.2015).

9. Skuridina S.A. «What kind of bird are you?»: The specific of some surnames of Fyodor Dostoyevsky's «Great Pentateuch» // Scientific Newsletter of Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering. Series: Modern Linguistic and Methodical-and-Didactic Researches. 2015. № 1 (25). P. 149-162.

10. Ural onomastics school. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1658792 (application date - 23.05.2015).

11. Ustyantseva O.Y. Antroponymy in M.A. Bulgakov's novels ("White Army", "Theatre Novel", "Master and Margaret"). Voronezh, 2002.

12. Yarovaya T.Y. Personal names in I.A. Bunin's pre-revolutionary works: selection and usage. Dissertation. PhD in philology. Voronezh, 2000. 258 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.