РЕГУЛИРОВАНИЕ
В
□а ваа
□а
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ
Аспекты инновационного развития российской экономики
Последовательная политика по достижению макроэкономической стабильности в России дает очевидные результаты
По оценкам Минэкономразвития России, которые существенно сдержаннее оценок международных организаций, рост мировой экономики в ближайшие три года не превысит 4%, тогда как Мировой банк предсказывает рост от 4,3 до 4,5%.
Сегодня, когда дают о себе знать результаты накопленных системных проблем в экономиках развитых стран, -чрезмерная долговая нагрузка и растущие бюджетные дефициты - для России это лишнее напоминание о важности вести последовательную политику, направленную на экономическую стабильность. Именно такую политику Российская Федерация проводит в последнее время.
Г.И. СЕНЧЕНЯ,
зам. директора
Департамента
инновационного
развития и
корпоративного
управления
Минэкономразвития
России
конце 2011 г. экономика России, являющаяся шестой экономикой в мире по паритету покупательной способности, почти полностью компенсировала кризисный спад, начавшийся во второй половине 2008 г.
В стране снижается инфляция, растут показатели в промышленности и сельском хозяйстве, государством проводится взвешенная политика по заимствованиям. Соотношение государственного долга к ВВП, по-прежнему, не превышает 10%.
Уверенно выглядят и бюджетные позиции. На ближайшие три года он сверстан с минимальным дефицитом. В 20122014 гг. он составит 1,5-1,7% ВВП.
Несмотря на то что эти цифры были спрогнозированы еще до развития кризисных явлений в мировой экономике последних месяцев, очевидно, что Россия находится в гораздо лучших условиях с точки зрения возможностей преодолеть вторую волну стагнации или мировой рецессии.
Применительно к нашей стране стресс-тесты российской экономики, выполняемые Минэкономразвития России, показывают, что при снижении цены нефти до 80 долл. за баррель рост ВВП понизится до 2-2,5%, а при падении этого показателя до 60 долл. ВВП России может сократиться на 1,4-2%. В 2013-2014 гг. рост экономики должен возобновиться на уровне 2,5-3,7% даже при сохранении неблагоприятных мировых трендов.
В случае падения цены на нефть до 60 долл. за баррель в России, в отличие от многих развитых стран, будет сохраняться маневр для возобновления стимулирующих фискальных программ с сохранением дефицита бюджета до 5% ВВП, даже с учетом принятия дополнительных антикризисных программ. Это поможет избежать наиболее острых шоковых последствий в социальной сфере, сохранить устойчивую банковскую систему, поддержать наиболее уязвимые сектора реальной экономики.
По оценке Минэкономразвития, при падении цены нефти до 80 долл. за баррель и снижении курса рубля до 36-39 руб. за доллар дефицит бюджета может достигнуть 2%, вместо 1,5%. При цене на нефть 60 долл. и курсе до 38-40 руб. за доллар (в сочетании с сокращением ВВП) может увеличиться дефицит бюджета при сохранении запланированных расходов до 3-3,5%. Если снижение доходов от нефти и темпов роста ВВП сокращает поступления в бюджет, то девальвация и ускорение инфляции их увеличивает. В этих условиях у российского правительства есть возможность не секвестировать бюджет, а провести антикризисную программу стоимостью около 1-1,5% ВВП и тем самым
довести общий дефицит до 3-5% ВВП. Он может быть профинансирован наполовину за счет накопленных резервных фондов и наполовину за счет внутренних заимствований.
По данным Центробанка России, за последние 5 лет в нашу страну поступило более 230 млрд долл. прямых иностранных инвестиций. Естественно, в кризисный период, как и во многих других странах, был зафиксирован определенный спад, а ведущие мировые компании и фонды взяли «инвестиционную паузу».
Но уже в 2010 г. объем прямых инвестиций в российскую экономику вновь начал расти и составил более 41 млрд долл.
Одним из важных преимуществ экономики России является быстрый рост так называемого «среднего класса». Процент домохозяйств с ежегодным доходом свыше 10 тыс. долл. в год более чем удвоился с 17% в 2004 г. до 36% в 2010 г. С 2000 г. Россия демонстрирует самые высокие темпы роста частного потребления среди стран БРИК (21% в год), по сравнению с 13% - в Китае, 10% - в Бразилии и Индии, и занимает 2-е место по частному потреблению на душу населения. У нас самый высо-
ВеККАЧЕСТВА № 1/2 • 2012
12
кий ВВП на душу населения по паритету покупательной способности среди стран БРИК - 19,4 тыс. долл. (в Бразилии - 11,2 тыс., Китае - 7,5 тыс., в Индии - 3,3 тыс. долл.).
В России - самый высокий уровень образования населения среди стран БРИК - 74% населения имеет высшее образование. Наши инженеры и программисты востребованы на мировом рынке. И это не слова: многие компании - лидеры в своих отраслях, такие как «Интел», «Майкросфот», «Боинг», «Нокиа» и др. разместили или подписали соглашения о размещении в РФ центров исследований и разработок, а также инжиниринговых центров. Показателен в этом плане пример корпорации «Боинг»: не многие знают, что более 40% нового самолета Боинг 787 «Дрим-лайнер» разработано в России.
Инвестиционный климат
В настоящее время принимается ряд серьезных мер по улучшению инвестиционного климата в стране: ^ Правительством РФ утвержден план приватизации госкомпаний до 2013 г.
^ В 2010 г. вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза (рынок внутреннего потребления увеличен в среднем на 20 %). ^ Облегчены режимы ведения внешнеторговой деятельности. ^ Упрощены процедуры привлечения на работу в Россию иностранных высококвалифицированных специалистов.
^ Принимаются меры по снижению налоговой нагрузки на высокотехнологичный бизнес. ^ Планируется введение единых сроков сдачи отчетности и уплаты налогов на федеральном уровне, повышение оперативности предоставления информации о налоговой задолженности (с 30 дней до 1 часа). ^ Идет целенаправленная работа по снижению административных барьеров. За последние 2 года на треть снижено количество проверок бизнеса, сокращаются лицензируемые виды деятельности и облегчаются процедуры получения лицензий. Смягчается административная и уголовная ответственность за ряд нарушений в экономической сфере. ^ В целях снижения административного давления на бизнес при разработке и принятии нормативных правовых актов в 2010 г. введен институт оценки регулирующего воздействия. ^ Снижены издержки потребителей по подключению к электрическим сетям; облегчено подключение по-
5
□г
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ
а
требителей к коммунальным сетям; в строительстве сокращены сроки ввода строительных объектов в эксплуатацию за счет сокращения согласовательных процедур. ^ Сформирован механизм оперативного рассмотрения проблем инвесторов: жалобы рассматриваются в Минэкономразвития, к решению при необходимости подключается назначенный Председателем Правительства омбудсмен - И.И. Шувалов. В результате работы по урегулированию проблем инвесторов ведутся в режиме «одного окна», а средний срок рассмотрения обращения сократился до 30 дней. Деятельность Консультативного совета по иностранным инвестициям переориентирована на оперативное решение проблем, возникающих у иностранных инвесторов.
Международный финансовый центр
В соответствии с Планом мероприятий по созданию международного финансового центра Правительством ведется работа над законопроектами, направленными на создание конкурентоспособной инфраструктуры организованной торговли, улучшение налогового климата, а также на совершенствование корпоративного законодательства.
Исполненные мероприятия привели к качественным и значительным сдвигам в регулировании российского финансового рынка и формировании его институциональной среды.
Среди недавно принятых законов, направленных на совершенствование институциональных условий функционирования российского финансового рынка, необходимо отметить Федеральные законы «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», «О клиринге и клиринговой деятельности», завершается работа над законопроектом в области инфраструктуры финансового рынка - «О биржах и организованных торгах».
Законопроекты по венчурному финансированию
В целях создания в стране благоприятных условий для развития венчурного финансирования Минэкономразвития России совместно с заинтересованными ФОИВ и организациями разработаны проекты Федеральных законов «Об инвестиционном товариществе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-
ции» и «О товариществах на вере, создаваемых для осуществления инновационной предпринимательской деятельности».
Законопроектом «Об инвестиционном товариществе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предполагается создание специальной разновидности договора о совместной деятельности - инвестиционного товарищества (по своим характеристикам максимально приближенного к используемой за рубежом форме коллективного инвестирования - Limited partnership).
Законопроектом «О товариществах на вере, создаваемых для осуществления инновационной предпринимательской деятельности» устраняются недостатки по осуществлению венчурной деятельности, присущие товариществам на вере:
^ отсутствие возможности ограничения выхода участников из товарищества;
^ неограниченная ответственность «полного товарища» (управляющей компании) по обязательствам товарищества; ^ возможность управляющей компании участвовать только в одном товариществе на вере и, следовательно, управлять только одним бизнес-проектом.
Готова ли Россия к «технологической волне»?
На фоне поддержания макроэкономической стабильности и улучшения инвестиционного климата основным вызовом, стоящим не только перед нашей страной, но и перед всем миром, является приближение новой «технологической волны» и усиление роли инноваций в социально-экономическом развитии, которые обесценивают многие традиционные факторы роста.
Согласно прогнозам, упомянутая «технологическая волна» ожидает раз-
в
ES
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕЕЕ КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ
EH
в
витые страны уже к 2015 г. В течение нескольких лет будет практически полностью обновлена значительная часть используемых технологий во всех сферах экономики и человеческой деятельности на основе современных достижений в био-, нано- и 1Т-технологиях.
Страны, которые окажутся не готовы к этой волне, будут «отброшены на обочину» мирового развития.
Каковы здесь позиции России? К сожалению, они пока весьма слабые.
Так, удельный вес российских организаций, осуществляющих технологические инновации, - около 9%, что в 5 раз ниже, чем в Финляндии и в 6 раз ниже, чем в Германии. Сохранение этой ситуации может привести к углублению технологического, а впоследствии - экономического и социального разрыва с развитыми странами, обесценению существующего научно-образовательного потенциала.
Правда, в случае изменения тенденций Россия может стать лидером по ряду важнейших технологических направлений, по формированию новых инновационных отраслей экономики и новых рынков, модернизации традиционных отраслей на новой технологической основе.
Из всего этого следует важный вывод: единственная для нас возможность не утратить немногие имеющиеся заделы и конкурентные преимущества и быть готовыми к новой «технологической волне» - выбрать инновационный путь развития.
Для России данный выбор определяет необходимость комплексной модернизации экономики. Вместе с тем процесс модернизации дает новые возможности развития. Причем то, какими темпами будет осуществляться модернизация, напрямую повлияет на переход России из стран развивающихся в разряд глобальных экономических лидеров.
Тема модернизации и инноваций находится в постоянном фокусе внимания политического руководства страны. Инновационное развитие четко заявлено как важнейший национальный приоритет, как магистральная линия деятельности правительства. С целью решения этих задач создана Комиссия при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию, в рамках деятельности которой определен ряд государственных научно-технологических приоритетов. Это: ^ энергоэффективность; ^ ядерные технологии; ^ компьютерные технологии и программное обеспечение; ^ космические технологии и телекоммуникации;
^ медицинская техника и фармацевтика.
В рамках этих приоритетов начато финансирование конкретных проектов.
Инновационная инфраструктура
В стране сформирована инфраструктура поддержки инновационной деятельности - особые технико-внедренческие экономические зоны, в которых предусмотрены значительные льготы инновационным компаниям, технопарки, бизнес-инкубаторы при вузах, центры трансфера технологий и др. Создаются механизмы привлечения в российские университеты ведущих ученых.
Существенно расширена поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства как в рамках деятельности инновационного лифта, так и в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития.
Разработаны и получили поддержку программы развития ведущих университетов. Конкурсность поддержки обеспечивает отбор лучших в этой области и создает конкуренцию среди университетов, которая, в конечном итоге, существенно повышает качество образования.
На базе эффективных научных организаций в приоритетных технологических направлениях (новые материалы, авиастроение и др.) создаются национальные исследовательские центры. Первый такой центр уже действует на базе Курчатовского института.
В целях формирования инновационной инфраструктуры в сфере нано-технологий основывается сеть нано-технологических центров, ориентированных на повышение эффективности процессов коммерциализации технологий в сфере наноиндустрии. Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров.
Институты развития
В рамках мер, принятых с целью модернизации экономики России, отдельно стоит сказать о созданных институтах развития: Российской венчурной компании, Роснано, Внешэкономбанке. Совместно институты развития осуществляют поддержку инновационной деятельности на всех стадиях развития инновационного проекта - от возникновения идеи до внедрения разработок в промышленное производство. Институты развития в 2010 г. заключили соглашение о координации своей деятельности. Это со-
ВеККАЧЕСТВА № 1/2 • 2012
14
глашение получило название инновационного лифта, поскольку помогает передавать проект по мере его роста в профильный институт развития и облегчать для предприятия получение финансирования.
Важный вклад в формирование инновационного вектора развития российской экономики внесет Центр поддержки научной деятельности и коммерциализации ее результатов в Скол-ково. Участникам сколковских проектов предоставлены беспрецедентные налоговые льготы, а также максимально благоприятный административный режим ведения деятельности. Создание данного Центра позволит сформировать льготные условия для деятельности высокотехнологичных компаний, приведет к росту выпуска инновационной продукции, будет способствовать притоку прямых иностранных инвестиций в наукоемкое производство. В сотрудничестве с MIT создается сколковский технологический университет. Также планируется развивать деятельность по приоритетным направлениям технологической модернизации, в рамках деятельности сколковских кластеров.
Инновационная стратегия
Продолжением комплексной планомерной работы по модернизации отечественной экономики призваны стать меры, предусмотренные в разработанном Минэкономразвития проекте Стратегии инновационного развития российской экономики до 2020 г. Она была одобрена Правительством Российской Федерации и активно обсуждалась с представителями бизнеса, научного и экспертного сообщества.
Потребность в разработке такого документа была вызвана необходимостью переосмыслить проводимую политику в сфере поддержки инноваций, сделать ее более комплексной и увязать отдельные мероприятия, реализуемые разными органами власти на разных уровнях. В этом отношении наша цель - перейти от реализации отдельных программ и мер в этой области к формированию целостной инновационной системы.
В настоящее время государство, занимаясь реализацией программы инновационного развития госкомпаний, формированием технологических платформ и оказанием поддержки малого и среднего инновационного бизнеса, по сути выступает локомотивом инноваций. Но к государственным расходам должны прибавиться и расходы частных компаний, поскольку частно-государственное партнерство является основой построения сильной экономики.
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ
г □г □□г □□г □с а
РЕГУЛИРОВАНИЕ
Стратегия охватывает все основные сектора экономики и общественной жизни: образование (включая дошкольное), стимулирование инновационной активности бизнеса, повышение эффективности работы органов государственной власти, повышение эф-
фективности сектора генерации знаний, содействие интеграции национальной инновационной системы в глобальную.
В этом документе подчеркивается, что создание национальной инновационной системы не означает, что
СПРАВКА
Ключевыми направлениями развития международного сотрудничества в сфере инноваций должны стать:
- Поддержка выхода российских высокотехнологичных компаний на мировые рынки (упрощение таможенных процедур и иных административных ограничений при экспорте высокотехнологичной продукции; софинанси-рование индивидуальных и коллективных программ выхода на внешние рынки; создание программ поддержки экспорта институтами развития; закрепление поддержки высокотехнологичного экспорта в качестве основного направления работы создаваемого Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций).
- Создание в России высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций (активное привлечение международных высокотехнологичных компаний к размещению производств, исследовательских и инжиниринговых центров в Сколково, наукоградах, ТВЗ, инновационных регионах и кластерах; развитие механизмов адресной организационной поддержки и сопровождения крупных инновационных проектов на территории России со стороны федеральных органов исполнительной власти; формирование маркетинговой стратегии целенаправленного привлечения прямых иностранных инвесторов).
- Активизация международного научно-технического сотрудничества:
1. Обеспечение активизации участия российских исследовательских организаций и компаний в международных научно-технических программах многостороннего сотрудничества, включая рамочные программы ЕС по исследованиям, технологическому развитию и демонстрационной деятельности, а также международные технологические платформы.
2. Заключение двусторонних и многосторонних международных соглашений по стимулированию научно-технической и инновационной кооперации по приоритетным направлениям развития технологий.
3. Развитие международного сотрудничества компаний с государственным участием, в том числе при реализации ими программ инновационного развития.
4. Расширение поддержки стажировок российских исследователей за рубежом и зарубежных исследователей в России.
5. Устранение барьеров, препятствующих укреплению и активизации международного сотрудничества, включая упрощение условий предоставления въездных виз для зарубежных исследователей и высококвалифицированных специалистов; обеспечение признания зарубежных научных степеней при аккредитации образовательных организаций).
она может быть замкнутой, отгороженной от внешнего мира. Отечественные компании должны не только выходить на внешние рынки, но и встраиваться в глобальные цепочки добавленной стоимости. Здесь Стратегия предполагает существенную активизацию поддержки внешнеэкономической деятельности и расширение арсенала такой поддержки.
Россия будет взаимодействовать и на уровне бизнес-проектов, и через межправительственные инициативы с ключевыми, с точки зрения технологического сотрудничества, странами. Планируется, что одной из основных стран-партнеров станут Соединенные Штаты Америки.
Международное сотрудничество
Согласно исследованиям, которые проводились российскими университетами по заказу Минэкономразвития, присоединение нашей страны к ВТО не повлечет за собой серьезных негативных последствий как для России в целом, так и для отдельных отраслей и регионов. Снижение таможенно-тарифной защиты может быть компенсировано иными разрешенными механизмами - антидемпинговыми, компенсационными и специальными защитными мерами. Но появление на рынке импортных товаров и услуг высокого качества действительно станет вызовом для российских предприятий и стимулом для модернизации.
В заключение следует сказать, что модернизация должна быть эффективной и затрагивать все сектора экономики. Традиционно важнейшими направлениями были и будут - модернизация систем образования, здравоохранения, социальной поддержки, экологии, модернизация инфраструктуры и т.д. Комплексный и взвешенный подход ко всем аспектам модернизации позволит достичь желаемых результатов и подготовить страну к полноценному переходу на инновационный путь развития.
Модернизация экономики невозможна без квалифицированных кадров. Важной задачей развития системы образования станет ориентация образовательных программ на обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности, включая аналитическое и критическое мышление, стремление к новому, способность к постоянному самообучению, готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, готовность к работе в высококонкурентной среде.