РЕГУЛИРОВАНИЕ
В
□ В
ваа
ваа
□в
в
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ
От сырьевой модели экономики к инновационной
Г.И. СЕНЧЕНЯ,
зам. директора Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России
п
В статье дан краткий анализ ситуации с посткризисным восстановлением российской экономики на фоне мировых тенденций, рассматриваются проблемы, препятствующие переводу ее на инновационный путь развития, приводятся конкретные меры и решения.
о оценкам Минэкономразвития России, ожидаемый рост ВВП в 2011 г. составит чуть более 4%. При этом факторы, которые определяли восстановительный рост в 2009-2011 гг., практически полностью исчерпаны. Прежде всего, это стимулирующая ценовая конъюнктура на товары российского экспорта, которая благоприятствовала повышению доходов предприятий, укреплению позиций федерального бюджета и платежного баланса.
Во-вторых, заканчивается действие самого фактора посткризисного восстановления. К началу 2012 г. экономика России достигнет предкризисных показателей. Постепенно начнется обострение проблем свободных производственных мощностей и дефицита рабочей силы. Восстановительный фактор проявится в быстром увеличении запасов, которые обеспечили основной вклад в рост ВВП в 2010-2011 гг.
В-третьих, усилятся негативные демографические тренды. Численность экономически активного населения стабилизируется в 2012 г., а с 2013 г. начнет устойчиво снижаться.
В-четвертых, особенностью ближайшего среднесрочного периода стано-
вится резко возрастающая неопределенность перспектив развития внешних условий. К середине 2011 г. стало понятно, что восстановительный рост в развитых странах заканчивается, а цена этого роста - значительное обострение структурных проблем. Это вынуждает развитые страны переходить к режимам бюджетной экономии, причем на длительную перспективу, что является основным отличием от политики 2009-2010 гг. Негативные эффекты, связанные с бюджетной консолидацией, и повышение нервозности инвесторов на фоне разросшихся долговых проблем увеличивают риски перехода на близкую к нулю траекторию роста развитого мира.
При негативном стагнационном варианте развития в среднем рост мировой экономики в 2012-2014 гг. может снижаться в отдельные годы до 2% и менее. В 2012-2013 гг. возможна стагнация в экономике Еврозоны и США. Существенно замедлится рост и в развивающихся странах, однако наличие ресурсов для его поддержки ограничит их потенциальные потери от негативных трендов развитого мира. Сейчас возможность реализации такого сценария значительно возросла. В этом случае коррекция вниз мировых цен на сырье станет неизбежной.
Экономика России: прогнозы, тенденции развития
Для России наиболее существенным каналом влияния мировой экономики по-прежнему остаются мировые цены на нефть.
По основному сценарию прогноза социально-экономического развития Минэкономразвития России дает оценку цены на нефть в 2012 г. - 100 долл.
за баррель, что в принципе соответствует ожиданиям большинства экспертов. В целом в 2012-2014 гг. предполагается стагнация номинального уровня цены, то есть ее снижение в реальном выражении.
По негативному сценарию развития мировой экономики цены на нефть по прогнозам Минэкономразвития России могут снизиться до 80 долл.
Для России эти условия во многом будут напоминать ситуацию 2008-2009 гг., однако российская экономика сейчас находится в лучшей форме и более устойчива к возмущениям на мировом рынке.
Можно сказать, что экономика России в 2012-2014 гг. будет находиться в переходном состоянии:
^ от развития в условиях благоприятной внешней конъюнктуры - к развитию в условиях турбулентности и возросшей волатильности мировых рынков;
^ повышения роли внутренних факторов экономического роста.
Такая ситуация предопределяет необходимость постепенного движения от сырьевой модели экономики к более инновационно ориентированной.
В то же время, говоря в целом об инновационном развитии, приходится констатировать в основном негативные тенденции. Ключевой показатель - доля инновационно активных предприятий - в четыре раза меньше, чем в среднем по странам ОЭСР (около 40%), не говоря уже о странах-лидерах по этому показателю (Германия - 71,8, Финляндия - 52,5, Франция - 40,1, Япония - 69%). Это даже ниже, чем в большинстве стран Восточной Европы
и в ведущих развивающихся странах (Китай - 30, Бразилия - 38,1%).
Баланс платежей за технологии с положительного в 2000 г. (20,6 млн долл.) поступательно снижался и в 2009 г. составил минус 1 млрд долл. При этом за данный период страны-лидеры в области инноваций достигли существенного увеличения профицита технологического баланса (США, в 1,2; Великобритания - в 1,4 раза).
В отличие от стран с развитой инновационной системой, в России система частно-государственного партнерства в реализации бизнесом инновационных проектов развита недостаточно: доля организаций, получающих финансирование из бюджета на эти цели, составляет у нас 0,8% (в Германии - 8,8; в Бельгии - 12,7%). Также недостаточная поддержка оказывается созданию малого инновационного бизнеса.
Существенное отставание наблюдается и по остальным параметрам. Масштаб проблем в цифрах по каждому из звеньев национальной инновационной системы приведен в недавно утвержденной Правительством Стратегии инновационного развития на период до 2020 г.
Если коротко описать суть российских проблем, то ни одно звено нашей национальной инновационной системы (образование, фундаментальная наука, сектор исследований и разработок, бизнес, государственная политика) сейчас не является ни генератором, ни потребителем инноваций. При этом сама национальная инновационная система характеризуется пока недостаточной степенью взаимодействия ее звеньев и «разомкнутым» характером: конкурентоспособные научные разработки коммерциализируются в основном за рубежом, а российские предприятия импортируют уже «готовые» технологии и решения.
Было бы неверным считать, что государством эти проблемы не осознаются и не предпринимаются меры по их преодолению.
Создается инновационная инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие образовательных и научных учреждений с бизнесом в реализации высокотехнологичных проектов. Это -бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коллективного пользования научным оборудованием, центры трансфера технологий, инновационные производства, использующие кадровый и научный потенциал высшей школы и научных учреждений. Формируются механизмы привлечения в российские университеты ведущих ученых.
Разработаны и получили поддержку программы развития ведущих классических университетов МГУ и СПбГУ, федеральных университетов (8 по разным федеральным округам), национальных исследовательских университетов (29).
На базе эффективных научных организаций в приоритетных технологических направлениях (новые материалы, авиастроение и др.) создаются национальные исследовательские центры. Первый такой центр, создан на базе Курчатовского института. Создание центра позволило объединить и сконцентрировать возможности уникальных ядернофизических установок, исследовательских комплексов, а также ресурсы, направляемые на их развитие и обеспечение деятельности в рамках единого управленческого механизма, что на наш взгляд, повысит эффективность исследований в этой области.
Важный вклад в формирование инновационного вектора развития российской экономики внесет Центр поддержки научной деятельности и коммерциализации ее результатов в Сколково. Участникам сколковских проектов предоставлены беспрецедентные налоговые льготы, а также максимально благоприятный административный режим ведения деятельности. Создание данного Центра позволит сформировать благоприятные условия для деятельности высокотехнологичных компаний, приведет к росту выпуска инновационной продукции, будет способствовать притоку прямых иностранных инвестиций в наукоемкое производство.
В целях формирования инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий «Роснано» создают сеть нанотехнологических центров, ориентированных на повышение эффективности процессов коммерциализации технологий в сфере наноиндустрии. В 2010 г. начато создание 4 центров в Казани, Новосибирске, Зеленограде и Дубне. Планируется, что до 2015 г. будет создано до 19 центров.
Основным элементом поддержки инновационной деятельности бизнеса является созданная система институтов развития. К ним относятся Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; Внешэкономбанк и Российский банк развития; Российская венчурная компания; Роснано. Совместно они осуществляют поддержку инновационной деятельности на всех стадиях развития инновационного проекта - от возникновения идеи до внедрения разработок в промышленное производство. В 2010 г. институты развития заключили соглашение о координации своей деятельно-
5
□г
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ
□ С
а
сти. Это соглашение получило название «инновационный лифт», поскольку помогает передавать проект по мере его роста в профильный институт развития и облегчать для предприятия получение финансирования.
Существенно расширена поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства как в рамках деСПРАВКА
Доля инновационно активных предприятий в 2008 -9,6; 2009 - 9,4; 2010 - 9,3%.
Расходы на НИОКР в 2009 г. в России оцениваются в 1,24% ВВП против 1,54% - в Китае; 2,34 - в странах ОЭСР; 2,79- в США; 3,44% ВВП - в Японии.
Объем программ Small Business Innovation Research (SBIR) Program и Small Business Technology Transfer (STTR) Program в США составляет 2 млрд долл., в России «инновационный» компонент федеральной программы поддержки малого инновационного бизнеса эквивалентен примерно 67 млн долл., размеры Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - около 113 млн долл.
ятельности инновационного лифта, так и в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России.
Предприняты меры и по стимулированию инновационной активности крупного бизнеса. Правительством принято решение о разработке и утверждении программ инновационного развития 47 крупнейших компаний с госучастием, включая ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО РЖД, ГК «Ростехнологии», ГК «Росатом» и ряда других (суммарная выручка этих компаний превышает 20% ВВП страны).
Постепенно государство будет сокращать степень своего прямого участия в экономике, но в период его сохранения будет проводиться последовательная политика, связанная с введением рекомендаций по разработке программ инновационного развития крупных компаний.
В рамках этих программ необходимо сформировать эффективные механизмы управления инновациями, технологического менеджмента, а также реализовать практические шаги по обеспечению устойчивой кооперации с вузами, научными организациями, предприятиями малого и среднего инновационного бизнеса.
Одним из ключевых инструментов координации станет механизм технологических платформ, в рамках которого наука, государство, бизнес и потребители будут вырабатывать общее видение
№ 6 • 2011 ВеК| КАЧЕСТВА
13
в на
РЕГУЛИРОВАНИЕ Есе КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ
на а
перспектив технологического развития соответствующей отрасли или технологического направления, формировать и реализовывать перспективную программу исследований и разработок.
В развитие всех созданных инструментов Минэкономразвития России сейчас переориентирует систему торговых представительств на поддержку внешнеэкономической деятельности компаний по приоритетным направлениям технологической модернизации. Налажены инструменты координации между бизнес-ассоциациями и наиболее крупными игроками в обозначенных сферах с целью поддержки их деятельности как консультациями, так и организацией конкретных бизнес-миссий и прочей работой со стороны торговых представительств.
Суть стратегии инновационного развития
Все эти отдельные меры, направленные как на развитие сектора генерации знаний, так и на стимулирование спроса, впервые скоординированы в рамках Стратегии инновационного развития на период до 2020 г. При ее разработке стояла задача сформировать общую стратегию действий Правительства до 2020 г., систематизировать реализуемые меры, обеспечить их сбалансированность и максимальный синергетический эффект, сформировать координационные механизмы ее реализации и т.д.
Стратегия является руководящим документом по отношению к отраслевым и региональным стратегиям, а также разрабатываемым государственным программам РФ, на которых с 2013 г. будет построен весь бюджет страны. Для документов такого рода в ней впервые определена модель координации между органами власти в целях реализации инновационной политики. Предложенная модель способна стать важным элементом формирования системной работы по поддержке инноваций в нашей стране.
В проекте Стратегии заложено понимание того, что переход на инновационное развитие требует и вполне определенного бюджетного маневра в части структуры расходов. В документе авторы отошли от узкого понимания инноваций и инновационного развития как собственно реализации инновационных проектов, проведения исследований и разработок, коммерциализации их результатов.
Стратегия охватывает все основные направления развития национальной инновационной системы. Акцент в развитии данных направлений сделан на первом этапе на институциональных мерах. Прежде всего, это повышение восприимчивости бизнеса к инновациям за счет стимулирования конкуренции и обеспечения благоприятной среды для инновационной активности.
Второй этап будет характеризоваться опережающим ростом доли частного
финансирования инновационного развития. За счет высвобождения финансовых ресурсов из поддержки бизнес-проектов будет существенно увеличено финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики.
В Стратегии принят за основу вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности. Он характеризуется элементами стратегии лидерства в тех сегментах, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющей стратегии в большинстве секторов экономики и промышленности параллельно с восстановлением инженерного и конструкторского потенциала.
Проектом Стратегии предусмотрены основные направления деятельности по созданию законодательной базы инновационного развития.
Все эти направления концентрированы в двадцати ключевых шагах Стратегии и своего рода «дорожной карте» реализации важнейших мероприятий стратегии для достижения заявленной цели - перехода экономики России на инновационный путь развития к 2020 г.
Таким образом, документ закладывает системную основу скоординированных действий государства в сфере инновационной политики и будет способствовать обеспечению долгосрочной конкурентоспособности нашей страны. ■
НОВОСТИ -> NEWS -> НОВОСТИ -> NEWS -> НОВОСТИ -> NEWS -> НОВОСТИ -> NEWS -> НОВОСТИ -> NEWS
ФГУП «РЧЦ ЦФО» ресертифицировало свою базовую услугу
2 декабря 2011 г. начальнику группы качества ФГУП «РЧЦ ЦФО»
В.Ж. Тезюничеву был вручен сертификат Системы сертификации «Интерэкомс» на услугу «Проведение экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами». Работы по ресертификации проводил Центр сертификации услуг связи (ЦСУС) - Орган по сертификации услуг Системы сертификации «Интерэкомс».
В ходе выполнения работ по ресертификации комиссия ЦСУС провела обследование процедуры оказания услуги в подразделе-
Член комиссии ЦСУС Е.В. Гаврюшина проводит аудит услуги в структурных подразделениях ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Москве и в филиале предприятия в Тверской области
ниях ФГУП «РЧЦ ЦФО» в г. Москве и филиале предприятия в Тверской области. Оценка показателей качества услуги по наиболее важным для заявителей потребительским свойствам показала, что все заявленные на ресертификацию нормативные требования к показателям выполняются.
Особо комиссия ЦСУС отмечает полученные в ходе опроса положительные отзывы со стороны заявителей, высказанные ими в адрес предприятия и его сотрудников.
Вручая сертификат, председатель комиссии органа по сертификации Л.К. Стегниен-ко отметила, что ФГУП «РЧЦ ЦФО» первым среди предприятий Радиочастотной службы России сертифицировало свою услугу. Это является свидетельством того, что предприятие достигло определенного уровня культуры труда, управления, осознания своей ответственности перед заявителями за качество оказываемой услуги. ■
Председатель комиссии ЦСУС Л. К. Стегниенко вручает Сертификат соответствия начальнику группы качества ФГУП «РЧЦ ЦФО» В.Ж. Тезюничеву