Качество публичных услуг:
вопросы формирования реестров и перечней
В статье рассматриваются вопросы формирования перечней публичных услуг на муниципальном уровне, представлен анализ положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», посвященных данному вопросу; раскрыты проблемы, возникающие при реализации указанных положений.
А.А. ЗЕЛЕНКОВА,
аспирант Сибирского института управления - филиала РАНХиГС
В настоящее время в России проблема повышения качества и доступности государственных (муниципальных) услуг сохраняет свою актуальность. Потребителю государственных (муниципальных) услуг важен не только результат получения услуги, но и качество процесса ее оказания.
Размещение актуальных, достоверных, исчерпывающих и доступных для любой категории заявителей сведений о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг, требованиях, предъявляемых к заявителям и представляемым документам, обеспечение возможности получения услуг без непосредственного взаимодействия с представителями власти являются приоритетными задачами [2, с. 5]. В ходе административной реформы в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных (муниципальных) услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ). Нормы и правила, прописанные в законе, устанавливают принципиально новую модель взаимодействия между органами власти и потребителями государственных (муниципальных) услуг.
Одним из важных этапов проводимой административной реформы является формирование реестра муниципальных услуг [8].
Ключевые слова:
государственные (муниципальные) услуги;
И Ч НИ
НИЗ ь-ива ни в
И реестр муниципальных услуг, административная
реформа, государственные (муниципальные) информационные ресурсы, качество государственных услуг.
24.10.2011 № 861 устанавливают требование о формировании всеми уровнями публичной власти реестров государственных (муниципальных) услуг. В законе определены три основных типа услуг, которые должны включаться в реестр муниципальных услуг: ^ муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления по запросам заявителей в соответствующем муниципальном образовании; ^ услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг; ^ услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; и услуги, предоставляемые в электронной форме [7].
Органы местного самоуправления могут дополнить реестр муниципальных услуг и другими сведениями. Все три указанных типа услуг подлежат включению в реестр муниципальных услуг в обязательном порядке. Однако принципы формирования реестра в их отношении различны.
Принципы формирования реестра по основным типам услуг
Состав муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления по запросам заявителей, определяется исходя из анализа фактически решаемых органами местного самоуправления вопросов местного значения, утвержденных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) [6]. Органы местного самоуправления при этом самостоятельны в выборе наименования и уровня детализации муниципальных услуг. В реестре утверждаются только муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления соответствующего муниципалитета. Таким образом, реестр услуг муниципального района не должен включать в себя услуги, предоставляемые на терри-
:::::: СП
РЕГУЛИРОВАНИЕ
тории соответствующего района органами местного самоуправления городских и сельских поселений и т. д.
При формировании реестра услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и оказываются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, выделяются все услуги организаций, которые должны быть предоставлены для обеспечения возможности оказать муниципальные услуги. На местном уровне перечень данных услуг утверждается правовым актом представительного органа местного самоуправления, а уже после утверждения включается в реестр. Степень детализации данной группы услуг также оставлена на усмотрение органов местного самоуправления. Ориентиром при утверждении перечня необходимых и обязательных услуг на местном уровне может служить соответствующий перечень федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 352.
Третьей категорией услуг, включаемых в реестр, являются услуги, оказываемые муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета. В отличие от муниципальных услуг, а также необходимых и обязательных услуг состав этого вида услуг в соответствии с Законом № 210-ФЗ формируется федеральными законодательством. Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное (муниципальное) задание (заказ), и подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме, утвержден распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р (далее - Распоряжение № 729-р). Данный перечень может быть дополнен актами высших исполнительных органов власти субъектов РФ. На практике это означает воспроизведение указанного выше перечня с учетом дополнений, внесенных на уровне субъекта федерации при формировании реестра муниципальных услуг.
Пробелом Федерального закона № 210-ФЗ является неурегулированность предоставления данной группы услуг государственными и муниципальными казенными учреждениями, так как их финанси-
рование осуществляется на основе сметы. Формально в реестр подлежат включению только услуги, предоставляемые бюджетными и автономными учреждениями, в которых, согласно требованиям БК РФ, размещены задания и услуги, предоставляемые за счет бюджетных средств организациями, в которых размещен муниципальный заказ. В результате одни и те же услуги, включенные в утвержденный Распоряжением № 729-р перечень, при предоставлении в муниципальном бюджетном учреждении подлежат, а при предоставлении в муниципальном казенном учреждении в общем случае - не подлежат включению в реестр. Исключение составляют казенные учреждения, для которых утверждены муниципальные задания, в соответствии с порядком, определенным ч. 3 ст. 69.2 БК РФ, однако доля таких учреждений в большинстве муниципалитетов невелика [9, с. 65] .
Формирование реестра государственных услуг в Красноярском крае
Рассмотрим данную проблему на примере Красноярского края, где сформирован краевой реестр государственных услуг. В ходе проведения работ по разработке муниципальных реестров, утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг Красноярского края, предоставляемых органами исполнительной власти Красноярского края, органами местного самоуправления и подведомственными им учреждениями Красноярского края [10]. Реестр размещен на портале государственных услуг Красноярского края. Портал содержит описание 1884 публичных услуг, из них 1310 - муниципальных услуг.
В соответствии с п. 3 распоряжения правительства Российской Федерации от 28.12.2011 № 2415-р необходимо было до 01.03.2012 завершить размещение информации о муниципальных услугах в информационной системе АРМ «Реестр государственных услуг» (далее - АРМ «РГУ»). Однако не все муниципальные образования Красноярского края сформировали перечни услуг
Перечень муниципальных услуг, оказываемых подведомственными учреждениями органов муниципального образования и местного самоуправления Красноярского края на 06.08.2012
№ п/п Наименование муниципального образования Количество услуг в Перечнев Количество услуг АРМ «РГУ» Количество опубликованных услуг на портале
1 Ермаковский район 53 146 14
2 Иланский район 34 119 6
3 Ирбейский район 37 75 17
4 Козульский район 42 76 20
5 Мотыгинский район 35 151 11
6 Ужурский район 33 145 19
№5/6 • 2012 ВеК КАЧЕСТВА
Красноярского края, оказываемых подведомственными учреждениями органов муниципального образования и местного самоуправления края [11].
Анализ данных, приведенных в таблице, показал, что процесс внесения информации в АРМ «РГУ» не завершен. Разный уровень информатизации, отсутствие единых подходов к наполнению реестра государственных услуг, недостаточный уровень методического обеспечения не позволяет проводить наполнение реестров муниципальных услуг в установленные сроки.
Важным условием при формировании перечня государственных (муниципальных) услуг является обеспечение принципа сопоставимости одноименных услуг по объему входящих в их состав элементов.
Например, в реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления и подведомственными им учреждениями на территории города Ачинска, в раздел «Образование» включено 5 услуг, в реестре муниципальных услуг города Дивногорска - 20 муниципальных услуг в разделе «Образование». Если несколько государственных (муниципальных) учреждений, расположенных на территории региона, оказывают разные по составу и объему наборы услуг, то необходимо формулировать в качестве единой услуги только тот набор услуг, который совпадает у всех учреждений данного профиля деятельности. Следовательно, те услуги, которые оказывают не все учреждения данного профиля деятельности, должны формулироваться отдельно.
Одним из ключевых моментов реализации стратегии повышения качества и доступности государственных услуг является формирование перечня услуг, необходимого для эффективного и своевременного обеспечения граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления актуальной и достоверной информацией о государственных и муниципальных услугах, оказываемых органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления. На основе перечня услуг формируется региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном виде.
Перечни муниципальных услуг формируются для целей осуществления оценки потребности в муниципальных услугах, разработки требований к качеству оказания муниципальных услуг и формирования муниципального задания, а также для расчета нормативов затрат на оказание муниципальных услуг. Большинство субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при формировании реестра государственных и муниципальных услуг в настоящее время выделяют услуги «крупно» - в разбивке перечня закрепленных за ними полномочий.
Данный подход к выделению государственных (муниципальных) услуг затрудняет переход к расчету объема финансового обеспечения выполнения государственных (муниципальных) заданий «от услуг» - как того требует Закон № 83-ФЗ. «Крупно выделенные» услуги требуют, по сути, индивидуального расчета объема нормативных затрат на оказание услуг для каждого отдельно взятого государственного (муниципального) учреждения [12].
Также при подготовке перечней услуг возникают сложности с отдельными услугами в области социальной защиты, регистрации актов гражданского состояния и занятости населения, которые в соответствии с федеральными законами и постановлениями предоставляются органами социальной защиты по месту жительства (в том числе и органами местного самоуправления), но полномочия по предоставлению этих услуг органам местного самоуправления или субъектам Российской Федерации законом не переданы, федеральными законами о разграничении полномочий от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ указанные полномочия не установлены.
Использование различных подходов к формированию перечня государственных (муниципальных) услуг федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, органов местного самоуправления; отсутствие в существующем реестре систематизации государственных (муниципальных) и бюджетных услуг в соответствии с комплексной услугой, которую они декомпозируют (разбивают на составные части), затрудняют формирование и наполнение реестров услуг на региональном и муниципальном уровнях.
Иными словами, отсутствие единых принципов и методических рекомендаций выделения и классификации государственных (муниципальных) услуг (работ) замедляет внедрение нормативного финансирования государственных (муниципальных) услуг и тем самым, препятствует внедрению инструментов повышения качества и доступности государственных (муниципальных) услуг. ■
Литература
1. Жигалов Д.В. Совершенствование системы оказания государственных услуг // Практика муниципального управления, 2011. № 7. С. 54-55.
2. Карасев А.В., Маркина Л.Н. Внедрение электронных услуг в г. Красноярске // Красноярск электронный. 2011 № 3. С. 5-20.
3. Кнутов А.В., Синятуллина Л.Х., Чаплинский А.В. Межведомственное информационное взаимодействие при предоставлении государственных (муниципальных) услуг: постановка проблемы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 3. С. 5-21.
:::::: СП
РЕГУЛИРОВАНИЕ
4. Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 [Электронный ресурс] // http://www. minfln.ru/common/img/uploaded/flles/1 .doc (дата обращения: 01.06.2012).
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08 мая 2010 г. № 83-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 19. Ст. 2291.
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3, в ред. от 03.12.2011 // Там же. 2003. № 40. Ст. 3822.
7. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, в ред. от 03.12.201 1 // Там же. 2010. № 31. Ст. 4179.
8. Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муници-
пальных услуг на 2011- 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции: Распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р // Там же. 2011. № 26. Ст. 3826.
9. Перцов Л.В. Вопросы формирования и ведения реестра муниципальных услуг // Практика муниципального управления. 2012. № 4. С. 62-68.
10. Распоряжение Правительства Красноярского Края от 13.11.2010 № 936-р [Об утверждении Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг Красноярского края, предоставляемых органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и подведомственными им учреждениями Красноярского края (с изменениями на 13 марта 2012 года) [Электронный ресурс] // ЬНр^осБ.^екБ. ш^оситет/985020627 (дата обращения: 01.06.2012).
11. Статистика государственных услуг Красноярского края, внесенных в РГУ (на 06.08.2012 г.) [Электронный ресурс] // http://www.it.krskstate.ru/dat/bin/art/9411_na_03082012.xls (дата обращения: 11.09.2012).
12. Чалая Ю.Ю. Формирование реестров государственных услуг (работ)// Бюджет № 10, 2010. [Электронный ресурс] // http://bujet.ru/article/99594.php (дата обращения: 01.06.2012).
НОВОСТИ NEWS -> НОВОСТИ -> NEWS -> НОВОСТИ -> NEWS
ФГУП «РЧЦ ЦФО» обеспечивает стабильность качества сертифицированной услуги
В 2012 г. Центр сертификации услуг связи (ЦСУС) - Орган по сертификации услуг связи и информационных технологий Системы добровольной сертификации «Интерэкомс» - завершил работы по инспекционному контролю сертифицированной услуги ФГУП «РЧЦ ЦФО»: «Проведение экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами».
Программа работ по инспекционному контролю включала в себя обследование процедур оказания сертифицированной услуги в филиале ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Ивановской области.
Центральный Орган Системы добровольной сертификации «Интерэкомс» принял решение о подтверждении действия сертификата соответствия и вы даче удостоверения о прохождении инспекционного контроля.
На фото: аудитор ЦСУС проверяет филиал ФГУП «РЧЦ ЦФО в Ивановской области
В ФГУП «РЧЦ ЦФО» с 2005 г. внедрена и действует система менеджмента качества (СМК), которая в дальнейшем была ресертифицирована на соответствие новой версии стандарта на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
Предприятие активно и успешно использует распространенный в мировой практике механизм добровольной сертификации услуг в целях совершенствования своей деятельности, повышения удовлетворенности заявителей и сотрудников, что положительно сказывается на имидже, репутации ФГУП «РЧЦ ЦФО» на те-лекоммуникацион-ном рынке, а также на качествефункци-онирования предприятий Радиочастотной службы в Центральном федеральном округе РФ.
Руководство ФГУП «РЧЦ ЦФО» и сотрудники предприятия обеспечивают стабильность качества сертифицированной услуги, что подтверждено результатами проведенной ЦСУС проверки. ■ www.rfc-sfa.ru
№5/6 • 2012 Век КАЧЕСТВА