УДК 502/504:37.03
Т. А. Рыбинская
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Статья посвящена актуальной проблеме воспитания экологической культуры личности при проведении занятий художественного цикла. Рассмотрены вопросы воспитания экологической культуры учащихся с учетом задач, стоящих перед современным обществом.
Экологическая культура; проблемы воспитания; способности личности.
T. A. Rybinskaya ASPECTS OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE PERSON IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Clause is devoted to a urgent problem of education of ecological culture of the person at realization of employment of an art cycle. The questions of education of ecological culture learning are considered in view of tasks facing to a modern society.
Ecological culture, problem of education, ability of the person.
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной, так как до определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время явно видны моменты .
Одним из путей решения этих проблем является процесс воспитания экологической культуры населения. В Постановлении Правительства Российской Федерации № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 1994 г. говорится о том, что экологическое образование и воспитание является приоритетным направлением работы любого учебного заведения. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой.
Для глубокого осознания экологических глобальных, региональных и локальных природоохранных проблем особенно важно учитывать их исторический аспект. Современная экологическая ситуация обусловлена потерей лучших народ, , -ния к родной земле.
В истории философских и педагогических идей, в системах образования и воспитания неоднократно предпринимались попытки построить содержание образования с позиции космоземного всеединства. Начиная с ЯЛ. Каменского, официальный статус получает принцип природосообразности. Я .А. Каменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающуюся согласно циклам времен года.
В настоящее время работа над проблемами воспитания экологической куль,
,
.
Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщей естественной среде жизнедеятельности человека.
Экологическая культура включает:
1) культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний;
2) культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности (учи-
,
);
3) культуру духовного общения с природой (р^витие эстетических эмоций, умений оценивать достоинства как естественной, так и преобразованной природ).
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе экологического воспитания и в настоящее время большая роль в воспитании отводится учебным заведениям.
Целью экологического образования и воспитания является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения учащихся к окружающей среде во всех видах их дея.
Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природной среды. Построение занятий с экологической направленностью должно вестись с учетом следующих принципов:
1) ( , . . -ских идей в содержание и методы обучения отдельных предметов; комплексные
);
2) единство познания, переживания и действия (целостные ориентации лич; ; );
3) взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем.
Следуя вышесказанному и приложив усилия, возможно достичь формирования целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека и воспитания эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Воспитательные задачи тесно связаны с образовательными, которые включа-:
1) , -
вания как материальной основы научно-технического прогресса;
2) -
;
3) , -
го отношения к окружающей природе в повседневной жизни;
4) умений использовать знания о способах охраны природы и бережного, ответственного к ней отношения.
Потребности в ценностных ориентациях выступают мотивационной основой, формирующей цели деятельности человека, его поступки.
Понятие «ответственность» предполагает необходимость за что-то отвечать. Это делает необходимым в воспитательном процессе последовательно развивать
аксиологические знания о тех объектах и процессах в окружающей природной среде, которые требуют ответственного отношения . Для решения задач экологического образования особое значение приобретают ценности: экологическое качество окружающей человека среды (естественной, преобразовательной, искусст-), ; . -екты окружающей среды являются ценностями, удовлетворяющими разнообраз-
( ): , , -
, .
Используя социальный опыт человечества, который закреплен в научных знаниях, педагог постепенно развивает эмоциональные, эстетические и интеллектуальные способности личности, формирует ее мировоззрение, видение научной . -никновении проблем охраны природы и установлении гармонического взаимодействия с природой. Сочетание эмоционального, интеллектуального и эстетического восприятия окружающей природной среды является основой понимания многообразной ценности природы, что формирует необходимую мировоззренческую пози.
Экологическая культура человека органично связана с личностью в целом, ее различными сторонами и качествами, она возникает как новое психическое образование. Естественно-научная образованность обеспечивает познание закономер-, .
Многие педагоги отмечают, что экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий преподавателей и учащихся. Развитие в сознании населения и особенно подрастающего поколения такого эстетического и практического отношения к природе позволит сохранить и восстановить сказочно красивую планету Земля во всем ее многообразии.
Воспитываемое эстетическое отношение к окружающему миру, людям, тру, , в поведении и действиях, направляемых на ее сохранение. Развитие навыков и потребности учащихся в эстетическом восприятии оценки природных явлений в ху, - -ношения к природе, стимулирует формирование направленности обучающихся на активную позицию экологически культурной личности.
Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во-первых, это комплексное воздействие на формирование отношения к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических ; - ,
в целях формирования эстетического отношения к действительности вообще и к природе как ее части. В совокупности оба плана осуществляются средствами «природного содержания» учебного познания и искусства, влияния самой природ, , , , также воздействием эстетических свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты. Воспитание эстетического отношения к природе должно решать задачи развития восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них. Особая роль здесь принадлежит предметам художест-, « » -образие отношений своими специфическими средствами. Природа может быть
здесь раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания, а так же как материя, предмет и орудие его жизнедеятельности.
Именно на предметах художественного цикла возможно создать единую связь чувственного и абстрактно-логического познания, обращенного к чувственной предметной деятельности человека. Дисгармония чувственных и абстрактных, рационалистических информаций в процессе развития личности отрицательно сказывается на результатах развития, на поведении личности, ее взаимоотношениях с окружающим миром, людьми, на системе ценностных ориентаций, т.е. лишена -
. -
зованного воспитательного воздействия в условиях проведения дисциплин худо.
В результате воздействия на формирование эстетических эмоций, суждений, на активизацию творческой деятельности эстетического характера у учащихся по отношению к природе возникает перенос их эмоционально-положительного настроя и на другие виды деятельности, включающей природные объекты. Изучение опыта показывает, что, развивая эстетические отношения учащихся можно формировать и их экологическую культуру.
Органическое включение экологического аспекта в образование подкрепляется психологической характеристикой личностных качеств, которые проявляются во взаимосвязях между отношениями человека к человеку, к объектам окружающей среды и природы.
Единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды и деятельности учащихся по ее улучшению реализуется во взаимодействии их с , . ум и чувства человека, отражается в ощущениях, взглядах, поведении, действиях. Становление экологически воспитанной личности в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство научных знаний в области природных и социальных факторов среды с ее чувственным восприятием, которое пробуждает эстетические переживания, создает стремление внести практический вклад в ее улучшение. Этот принцип экологического образования и воспитания ориентирует педагогов на сочетание в учебно-воспитательном процессе рационального познания с воздействием художественно-образных средств искусства и непосредственного общения с природной средой.
В детском возрасте имеет большой удельный вес не интеллектуальное, а эмоционально-эстетическое восприятие среды. Однако это не означает, что художественно-образное восприятие совсем утрачивает свое значение. Оно приобретает большую глубину и осознанность, влияет на устойчивость и последовательность , . -сторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется при непосредственном участии в охране природной среды, заботе о сохра-.
Среди объективных предпосылок личных отношений к природной среде сле-, , . -тивной предпосылкой выступает отношение общества к природе, влияющее на .
Среди субъективных предпосылок формирования отношений к окружающей среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания и осмысле-
ния; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании среды в оп-
;
внешним миром личные цели и таким образом удовлетворять свои потребности и .
Не только эстетическое восприятие природы, но и природоохранительные стремления и действия возникают не автоматически. Процессы воспитания эстетического и природоохранительного отношений учащихся требуют комплексного подхода: от эстетического познания к практике и от практики к познанию.
Таким образом дифференцированный подход к построению систем практиче-, ; -ние внимания педагогов к формированию связей и внутренних зависимостей друг от друга разных дел, направлений деятельности, традиционных и новых форм взаимодействия с природной средой.
Учебные программы по предметам художественного цикла пока еще не достаточно систематично и не равноценно отражают современные требования, мето, , -.
, , действий в условиях учебной работы по искусству.
Проблема формирования эстетического отношения к природе - лишь одна из сторон комплексного воспитания культуры подрастающего поколения. В ее решении соприкасаются такие направления воспитательной работы, как формирование научного мировоззрения в учебном процессе, постижение богатств родной приро-, , среды, природных материалов, художественно - практическая деятельность, внесение посильного участия в сохранение и поддержку природной среды.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Постановление Правительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 1994 г.
2. . . -ного искусства и труда // Нач. школа. 1996. №4. С.24-30.
3. БуровА.И. О природе объективности красоты // Вопросы литературы, 1969. № 3.
4. . -
нием детей с раннего возраста // Играя, обучаемся. 1999. Вып.1. С. 126 - 128.
5. ГордиенкоЛ. Н. Искусство и экология. - М., 1984. - 102 с.
6. . ., . . . - - -
: , 1996. - 480 .
7. Зверев И. Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. - М.: Пе-
, 1984. - 140 .
8. . . // . образование в России. 1994. №4. С. 40 - 43.
9. . // . . 1990. 9. .
47 - 55.
Рыбинская Татьяна Анатольевна
Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный » .
E-mail: [email protected]
347932, Россия, г. Таганрог, ул. Ломоносова, 25, тел.:+79185414504
Rybinskaya Tatyana Anatolyevna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”
E-mail: [email protected]
25, Lomonosova Str., Taganrog, 347932, Russia
Ph.: +79185414504
УДК 330.46
. .
ЭКОЛОГИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
, ,
.
обществом и природой, экономикой и экологией. Прослежены причины возникновения экологического кризиса и показаны принципиальные пути его преодоления по средствам экологической политики и менеджмента.
Экономика; рост производства; экологический менеджмент; человек; экология; биосфера; угроза.
V. A. Vain
ECOLOGY AS FACTOR OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT
It is considered social, economic, legal aspects of ecology in modern conditions. Interaction problems between a human society and the nature, economy and ecology are described. The reasons of occurrence of ecological crisis are tracked and basic ways of its overcoming on means of an ecological policy and management are shown.
Economy; manufacture growth; ecological management; the person; ecology; biosphere; threat.
Считается, что экономика и экология как области знания - очень разные науки. Экономика - большая самостоятельная наука, а экология по сравнению с ней по всем показателям научной мощности еще недавно казалась какой-то второстепенной частью общей биологии, изучающей взаимодействие живых организмов, в зависимости от состояния окружающей среды. Но постепенно выяснилось, что экономика вынуждена считаться с фактами и закономерностями экологии, что любые экономические решения должны приниматься с учетом экологических по.
включать экологическую составляющую, которая обеспечивает сохранение и поддержание саморегулирующей функции природы. Экономический потенциал можно увеличивать во взаимодействии природоохранной деятельности членов общества с хозяйственной. Экология и экономика - слова одного корня, и умение вести хозяйство непосредственно связано с бережным отношением ко всему, что окру-