Научная статья
УДК 796.07; ББК 75.5/75.8
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-204-207
NIION: 2018-0077-4/22-252
MOSURED: 77/27-024-2022-04-451
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика
Шифр научной специальности: 5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура
Аспекты адаптивной физической культуры студентов авиационного университета
Ильгизар Миннисламович Хаертдинов1, Людмила Михайловна Волкова2
1 2 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации
А.А. Новикова, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Разработаны программы дисциплин «Адаптивная физическая культура» и «Физическая культура и спорт» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями по комбинированной форме образования для студентов авиавуза. Выявлены факторы, определяющие необходимость модернизации, а коррекция образовательных программ позволяет создать оптимальные условия жизнедеятельности студентов, восстановления их здоровья, получения образования, социальной интеграции. Акцентированы аспекты двигательной активности, здорового образа жизни инвалида, отвлечения от болезней в процессе спортивной деятельности. Практическая значимость - внедрение разработанных учебных программ в образовательный процесс способствует саморазвитию и самореализации студентов, находящихся в состоянии болезни или восстановлении после травм.
Ключевые слова: авиация, адаптивная физическая культура, комбинированное обучение, студент, инклюзив, учебная программа
Для цитирования: Хаертдинов И. М., Волкова Л. М. Аспекты адаптивной физической культуры студентов авиационного университета // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 204-207. https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2022-4-204-207.
Original article
Aspects of adaptive physical culture of aviation university students
Ilgizar M. Khaertdinov1, Lyudmila M. Volkova2
1 2 St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov,
St. Petersburg, Russia
Abstract. The programs of the disciplines «Adaptive physical culture» and «Physical culture and Sport» for students with disabilities and special educational needs in a combined form of education for students of the aviation university have been developed. The factors determining the need for modernization are identified, and the correction of educational programs allows creating optimal conditions for students' life, restoring their health, getting education, and social integration. The aspects of motor activity, a healthy lifestyle of a disabled person, distraction from diseases in the process of sports activity are emphasized. Practical significance - the introduction of the developed curricula into the educational process contributes to the self-development and self-realization of students who are in a state after injury /illness, and the use of inclusive platforms and services of the university allows students to be taught qualitatively according to training programs for civil aviation specialists.
Keywords: aviation, adaptive physical education, combined training, student, inclusive, curriculum
For citation: Khaertdinov I. M., Volkova L. M. Aspects of adaptive physical culture of Aviation University students // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(4):204-207. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-204-207.
© Хаертдинов И. М., Волкова Л. М., 2022
204 PEDAGOGICAL SCIENCES
Введение. В настоящее время экологические катастрофы, военные операции, криминогенная обстановка, тяжелая наследственность, заболевания, увечья и т. п. увеличивают число инвалидов в России приблизительно на 200 тыс. человек ежегодно. К числу важнейших задач государства относится создание оптимальных условий для жизни людей, инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение, на восстановление здоровья, образование, профессиональную подготовку, которые позволят им проявить свои возможности и ускорят социальную интеграцию [1].
Сегодня сформированы основные контуры адаптивной физической культуры в образовательном процессе. Многие вузы, в том числе и Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А. А. Новикова (далее Университет) осуществляют образовательную деятельность по адаптивной физической культуре, где объект обучения - студенты - больные люди, в том числе инвалиды, утратившие какие-либо функции на достаточно длительный срок, а зачастую - навсегда (например, ампутация конечности, удаление органа и др.).
Отметим, что для абитуриентов авиавузов определены высокие требования к состоянию здоровья и показателям психофизической подготовленности по сравнению с другими вузами, однако для части специальностей и профилей подготовки авиавуза существует набор для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, что показывает социальную значимость проблемы. Доказано, что, если для здоровых людей физические упражнения — обычная потребность, то для инвалида они жизненно необходимы, т. к. являются эффективнейшим средством физической, психической, социальной адаптации. Главная задача в работе преподавателя по адаптивной физической культуре состоит в формировании убеждений студента-инвалида в том, что физическая культура позволит ему обрести самостоятельность, социальную независимость, профессиональную готовность, повысит уровень качества своей жизни [2, 3].
Сегодня актуальность приобретают вопросы модернизации программ обучения в рамках ФГОС ВО 3++ по комбинированным формам образования с сохранением качества традиционных образовательных технологий. Одно из направлений модернизации программ по адаптивной физической культуре - увеличение объема и разнообразия форм двигательной активности для студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья, инвалидность, а также максимальная интеграция образования и рынка авиационного труда [4].
Цель исследования - разработка и апробация учебных программ по дисциплинам «Адаптивная физическая культура» и «Физическая культура и спорт» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом комбинированной формы образования для студентов авиационного вуза.
Методы исследования. Разработка учебных программ по адаптивной физической культуре, их апробация проводились в 2021/2022 учебном году на базе
кафедры физической и психофизиологической подготовки Университета. В апробации программ приняли участие студенты заочной формы обучения специализации «Экономика», профиль подготовки «Экономика предприятия и организация воздушного транспорта», всего 68 человек. Методы исследования: теоретический анализ, педагогические наблюдения, опрос, экспертная оценка, статистика.
Результаты исследования. Преподаватели Университета, используя интернет-ресурсы, модернизировали учебные программы «Адаптивная физическая культура» и «Физическая культура и спорт» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++. Программы направлены на повышение двигательной активности, здоровый образ жизни, отвлечение студента от болезней и проблем в процессе выполнения физических упражнений, самоконтроль состояния, общение, активный отдых, участие в соревнованиях и нормализацию других форм человеческой жизни, что требует от студента большой самоотдачи во время занятий под непрерывным контролем педагога. Таким образом, адаптивная физическая культура становится основой социализации личности инвалида, его адаптации к жизни и к профессиональной деятельности.
В учебном процессе использовались онлайн-плат-формы и сервисы: lk.spbguga.ru, Skype, Zoom, электронная почта, WhatsApp, VK, Telegram, Viber и др. Были задействованы электронная библиотечная система Университета, учебные материалы кафедры физической и психофизиологической подготовки.
Дисциплина «Адаптивная физическая культура» в Университете является элективной, изучается в 1-6 семестрах и обеспечивает обязательную дисциплину «Физическая культура и спорт» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которая изучается в 7 семестре. При модернизации программ исходили из цели освоения дисциплин - физкультурное образование обучающихся для поддержания должного уровня физической подготовленности по обеспечению полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В программах даны основы физкультурного образования, пути эффективной психофизической подготовки, рассмотрены программные вопросы, компетенции, акцентирован выбор систем физических упражнений по личному предпочтению с учетом отклонений в состоянии здоровья, разобраны вопросы оказания консультативной помощи и создания оптимальных условий жизнедеятельности.
Для реализации активности и самостоятельности студентов был модернизирован комбинированный курс дисциплины «Адаптивная физическая культура», общей трудоемкостью 390 часов. Содержание программы включало выполнение:
- теоретической подготовки по основам физической культуры и спорта;
СКИЕ НАУКИ 205
- комплексов физических упражнений по общефизической подготовке;
- физических упражнений по коррекции состояния здоровья студентов;
- самоконтроля: оценка физического состояния, работоспособности, адаптационного потенциала, резервов дыхания и др.
- методической разработки по профессионально-прикладной физической подготовке с учетом отклонений в состоянии здоровья студента;
- дистанционных соревнований по доступным тестам, пробам и упражнениям;
- тестов по профессиональным способностям (ситуационной тревожности, концентрации и объема внимания, пространственной ориентировки и др.);
- контроля объема и интенсивности двигательной активности и др.;
- зачета (без оценки).
На 4-ом курсе обучения в Университете трудоемкость дисциплины «Физическая культура и спорт» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями составляет 72 академических часа с получением зачета с оценкой. Процесс освоения дисциплины на 4-ом курсе направлен на формирование компетенции: способности поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (УК-7). Программа дисциплины включает темы: «Общераз-вивающие физические упражнения», «Оздоровительные фитнес-технологии», где в приоритете не знания по медицинской реабилитации, а применение эффективных форм двигательной активности, составляющих полноценную жизнь студента. Акцент делается на выполнении самостоятельных занятий физической культурой (представлены ее виды, формы, средства, методы), на повышение объема двигательной активности, восстановление здоровья и трудоспособности, формирование привычек здорового образа жизни инвалида.
Значительный раздел программы посвящен учебно-методическому и информационному обеспечению дисциплины, фонду оценочных средств аттестации, включая балльно-рейтинговую систему оценки, типовые контрольные задания. Балльно-рейтинговая система оценки охватывает работы: контактную и самостоятельную (до 100 баллов), премиальные (научные публикации по дисциплине, участие в конференциях, выступление в соревнованиях Университета по спорту, выполнение норм и требований ВФСК ГТО) - всего до 20 баллов.
Заключение. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова проводит подготовку по основным профессиональным образовательным программам, в том числе пилотов и диспетчеров, к которым предъявляются требования медицинского освидетельствования врачебно-летной экспертной комиссии. Вместе с тем Университет раз-
206 PEDAGOGICAL
рабатывает учебные программы по «Адаптивной физической культуре» и «Физической культуре и спорту» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые включают модернизацию профессиональных образовательных программ, содержат инклюзивные особенности комбинированной формы обучения, используют современные онлайн-платформы и сервисы, направлены на восстановление здоровья, социальную интеграцию студентов и рассматривает эту деятельность как важную задачу в деле подготовки кадров авиационной отрасли.
Библиографический список
1. Евсеев, В. В. Физическая культура в создании среды здоровьесбережения / В. В. Евсеев, Л. М. Волкова, Е.Г. Поздеева // Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием : Стратегические направления реформирования вузовской системы физ. культуры. СПб. : СПбПУ 2018. С. 19-22.
2. Волкова, Л. М. Разработка программы дистанционного образования дисциплины «Адаптивная физическая культура» студентов авиационного вуза / Л. М. Волкова // Адаптивная физическая культура. 2020. Т. 84. № 4. С. 52-53.
3. Даценко, А. А. Модернизация учебных программ в соответствии с новыми государственными стандартами обучения дисциплины «Физическая культура» / А. А. Даценко [и др.] // Ученые записки унверситета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 10 (200). С. 68-71.
4. Хаертдинов, И. М. Основные проблемы и стратегии совершенствования подготовки конкурентоспособных специалистов авиационной отрасли / И. М. Ха-ертдинов // Вестник Екатерининского института. 2015. № 4 (32). С. 101-106.
Bibliographic list
1. Evseev, V V. Physical culture in creating a health-saving environment / V.V Evseev, L. M. Volkova, E. G. Pozdeyeva // Collection of scientific papers of the V All-Russian scientific and practical conference with international participation: Strategic directions of reforming the university system of physics. culture. St. Petersburg : SPbPU, 2018. PP. 19-22.
2. Volkova, L. M. Development of a distance education program for the discipline «Adaptive physical culture» of students of an aviation university / L. M. Volkova // Adaptive physical culture. 2020. Vol. 84. No. 4. PP. 52-53.
3. Datsenko, A. A. Modernization of educational programs in accordance with the new state standards of teaching the discipline «Physical culture» / A. A. Datsenko [et al.] // Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. 2021. No. 10 (200). PP. 68-71.
4. Khaertdinov, I. M. The main problems and strategies for improving the training of competitive specialists in the aviation industry / I. M. Khaertdinov // Bulletin of the Catherine Institute. 2015. No. 4 (32). PP. 101-106.
SCIENCES
Дополнительная информация об авторах
И. М. Хаертдинов - проректор по учебной работе, доцент Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова, кандидат педагогических наук;
Л. М. Волкова - профессор кафедры физической и психофизиологической подготовки Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова, кандидат педагогически наук.
Additional information about the authors
I. M. Khaertdinov - Vice-Rector for Academic Affairs, Associate Professor of the St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov, Candidate of Pedagogical Sciences;
L. M. Volkova - Professor of the Department of Physical and Psychophysiological Training of the St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation A.A. Novikov, Candidate of Pedagogical Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 17.08.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.
The article was submitted 17.08.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.
Педагогика: учебник для студентов юридических вузов и специальностей / под науч. ред. А. А. Реана, Н. В. Сердюк; под общ. ред. В. Ф. Родина, Л. А. Казанцевой. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 463 с.
ISBN 978-5-238-03627-4
В учебнике изложены основные положения и содержание педагогики, ее методологические основы, теория и практика обучения, воспитания и развития слушателей. Представлены способы контроля и оценки результатов образовательного процесса в вузах. Особое внимание уделено специфике обучения и воспитания курсантов в образовательных учреждениях МВД России.
Для студентов юридических вузов, а также практических работников.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
207