Научная статья на тему 'Асоциальное поведение в сфере образования и борьба с ним в г. Омске (1970-1980 гг. )'

Асоциальное поведение в сфере образования и борьба с ним в г. Омске (1970-1980 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорошенко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Асоциальное поведение в сфере образования и борьба с ним в г. Омске (1970-1980 гг. )»

УДК 378:379.8(571.13)

А.В. Дорошенко

Омский государственный технический университет, г. Омск

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И БОРЬБА С НИМ

В г. ОМСКЕ (1970-1980 гг.)

Как известно, по многим параметрам сфера образования в 1970-1980 г.г. достигла высокого уровня. Например, по абсолютному количеству людей, вовлеченных в образовательный процесс. Вместе с тем, качественная сторона этого процесса начала сдавать позиции. Одним из характерных признаков данной проблемы было снижение уровня дисциплины и общественного порядка в учебных заведениях как в образовательном процессе, так и за его пределами (по месту жительства). Надо подчеркнуть, что масштаб проблемы был сравнительно невелик. Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на два существенных обстоятельства. Во-первых, причины роста асоциального поведения были достаточно глубоки и носили системный характер. Во-вторых, проявляли они себя неравномерно (разный уровень в определенных учебных заведениях и в территориальных рамках). Остроту проблемы в ряде случаев удавалось снять принятием энергичных мер.

В середине 1970-х г.г. асоциальное поведение в сфере образования распространено еще незначительно. Вместе с тем, уже и на этом низком уровне можно определить более благополучные и менее благополучные территории и организации. Возьмем для примера 1974 и 1975 г.г. Низким уровнем асоциального поведения характеризовались профессиональнотехнические училища Кировского района. В училищах Ленинского района он был выше, чем в школах того же района. Стабильно высоким оставался уровень асоциального поведения в индустриально-педагогическом техникуме (в 1974 и 1975 г.г. он не менялся), а в строительном техникуме он вырос на треть. Было зафиксировано его десятипроцентное сокращение в училищах Первомайского района. Девиантное поведение в Центральном районе изменялось противоречиво: на 50 % сократилось в железнодорожном техникуме, но профессиональнотехнические училища, наоборот, дали 14-ти процентный рост. В общежитиях ГПТУ № 3, 11, 66 зафиксированы отдельные случаи употребления спиртных напитков. Как следствие (к сожалению, данные есть только по ГПТУ № 66) имеет место рост преступности. В высших учебных заведениях Первомайского района есть другая проблема - периодические издания не желают публиковать материалы по девиантному поведению и борьбе с ним. Во всяком случае, это следует из того, что редакторы газет трех институтов района не приходят на заседания общественных организаций, занятых в соответствующей сфере [1, д. 4486, л. 33, 35, 36]. В 1984 г. были зафиксированы проявления асоциального поведения в профес-

169

сиональных училищах ГПТУ-37, ГСПТУ-3, ГПТУ-59 [2]. Таким образом, ситуация в различных учебных заведениях была весьма различной, причем в категории среднеспециальных учебных заведениях ее развитие было специфическим в каждом районе города.

Хорошей постановкой воспитательной работы отличалось ГПТУ № 2, в котором все входящие в нее мероприятия регистрировались в плане-дневнике. Злостные нарушители вызывались «на ковер» каждую среду. В темное время суток осуществлялись поквартирные обходы обучающихся. Все это позволило сократить количество правонарушений и асоциального поведения [1, д. 4689, л. 93]. Но при этом в 1979 г. отмечалось слабое реагирование администрации этого училища на сигналы внутренних органов [1, д. 4689, л 107].

В автотранспортном и химико-механическом техникумах уже в течение первого семестра выявлялись учащиеся, склонные к совершению различных проступков и правонарушений. В дальнейшем, на основе записей в специализированной картотеке, с ними проводилась целевая профилактическая работа (тематические беседы), фиксировавшаяся в дневниках классных руководителей. За ними в качестве наставников закреплялись преподаватели. Пра-

вонарушители являлись объектом критики групп, собраний отделений, заседаний комитета ВЛКСМ и др. [1, д. 4687, л. 54]. В автотранспортном техникуме также был налажен ежедневный контроль директора за посещаемостью. К прогульщикам применялись индивидуальные беседы классных руководителей и завотделениями, вызов родителей, сообщение на еженедельной линейке, выпуск «Комсомольского прожектора» и «Молний», и, как крайняя мера, снятие со стипендии на 1-2 месяца. Но эффективность всех этих мер стремилась к нулю. Основной причиной такого положения была массовая неудовлетворённость учащихся осваиваемой профессией [1, 4687, л. 55]. Большая часть проступков и правонарушений учащимися ГПТУ совершалась на фоне низкой успеваемости и недостаточного контроля в учебной дисциплине и по месту жительства [1, д. 4687, л. 9].

Неоднородностью характеризовалась ситуация с отклоняющимся поведением и в высших учебных заведениях. Например, в 1974-1975 гг. в Первомайском районе асоциальное поведение выросло в СИБАДИ более чем в два раза, осталось неизменным в ветеринарном институте, на 10 % сократилось в профессионально-технических училищах и практически вдвое меньше его стало в ОмПИ. Важно подчеркнуть, что существовавшие проблемы имели устойчивый характер. Во всяком случае, за восемь месяцев 1979 г. из общежитий Си-бАДИ, ОмСХИ и ветеринарного института было доставлено в медвытрезвители 17 чел. (соответственно 11, 3 и 3). За восемь месяцев 1980 г. произошло уже 58 таких случаев (18, 23 и 17 соответственно) [1, д. 4486, л. 94]. В 1982 г. в ОмСХИ также имели место признаки неблагополучия. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в сфере высшего образования существовали, хотя и относительно слабые, негативные явления [3]. Важным моментом является и то, что их уровень в ОмПИ к началу 1980-х гг. не превышал аналогичного показателя в других высших учебных заведениях города [4].

Какие же меры предпринимались в высших учебных заведениях для противодействия правонарушениям и проступкам?

Есть следующие данные о таких мерах в автодорожном и транспортном институтах. Во-первых, в общежитиях организовывались дежурства и за ними закреплялись определенные кафедры. Во-вторых, устраивались рейды по общежитиям и индивидуальная работа с нарушителями порядка [1, д. 4028, л. 67, 68]. Нельзя, однако, не сказать и о том, что к организации досуга прилагалось значительно меньше усилий, чем к наказанию правонарушителей [5]. Серьезные недостатки имелись в организации массового спорта среди учащихся

170

большинства ведущих высших учебных заведений Омска со второй половины 1970-х гг. [6].

А в автодорожном институте к нарушителям применялся сугубо формальный подход [7].

Некоторые проявления асоциального поведения имели место и в общеобразовательных школах. Хотя в общем и целом обстановка в них была достаточно стабильной, в 1982 г., тем не менее, доля их учащихся в общем объеме несовершеннолетней преступности достигла 26,2 %, что превосходило долю не работающих и не учащихся (9,3 %), и уступало лишь профессионально-техническим училищам (36 %) [1, д. 4687, л. 7]. Надо, в то же время, подчеркнуть, что в абсолютных цифрах эти показатели, скорее всего, были невелики, особенно в сопоставлении с современным периодом. Кроме того, можно предположить, что влияние на соотношение этих секторов асоциального поведения между собой оказывало в известной степени отношение каждой категории обучающихся к общему их числу. Поэтому высокий удельный вес общеобразовательных учащихся в негативных проявлениях может быть объяснен ростом престижа высшего образования. С течением времени все больше из них стало проходить полный курс, чтобы гарантировать переход в высшие учебные заведения. Поэтому общий рост их количества сопровождался и попутным ростом склонных к совершению различного рода правонарушений. При этом реальный их процент среди всех обучающихся мог быть менее значителен. Для его установления потребуется еще не одно исследование. Что касается причин увеличения асоциального поведения в общеобразовательных школах, одной из них было снижение качества профориентации и обучения базовым профессиональ-

ным навыкам. Из-за этого некоторая часть выпускников старших классов своевременно не устраивалась на новое место обучения или работы и была предоставлена сама себе. Именно в этом и заключались движущие силы многих эксцессов, что подтверждается высокой долей участия в них неуспевающих [1, д. 4687, л. 8].

Формальной была воспитательная работа с «трудными» во многих школах (например, школе № 79). С нарушителями дисциплины проводились только различные беседы, а вместо других действий предпочитали ожидать завершения ими обучения, чтобы сбросить с себя всякую за них ответственность. Плохо осуществлялись информирование о нарушителях комиссии по делам несовершеннолетних и передача наиболее злостных из них в специальные воспитательные учреждения [8].

Имеющиеся данные, следовательно, позволяют сделать следующие выводы:

- асоциальное поведение в сфере образования в 1970-1980 гг. распространено было значительно реже, чем в настоящее время, хотя и неуклонно увеличивалось.

- данная проблема не была запущена, поэтому в ряде случаев удавалось ее существенно или даже практически полностью закрыть.

- существовала определенная разница в остроте ситуации в различных категориях учебных заведений.

- в целом, тема требует дальнейшего изучения.

Оп. 2.

Библиографический список

1. КУ «Государственный исторический архив Омской области» (ГИАОО). - Ф. 235. -

2. Хотя показатели стабильны // Омская правда. - 1984. - 17 июня. - № 140.

3. Нес патруль службу... // Омская правда. - 1982. - 16 июня. - № 140.

4. Зачем выпивохе диплом? // Вечерний Омск. - 1981. - 5 марта. - № 54.

5. Быть ли клубу? // Молодой Сибиряк. - 1984. - 17 янв. - № 7.

171

№ 158.

6. Физкультуре и спорту - неослабное внимание // Омская правда. - 1978. - 9 июля. -

7. По той же лестнице.. .вниз // Молодой Сибиряк. - 1982. - 27 июля. - № 91.

8. Только ли подросток виноват? // Омская правда. - 1974. - № 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.