Научная статья на тему 'Организация воспитательной работы в системе профессионально-технического образования Марийской АССР в 1970-1980-е гг'

Организация воспитательной работы в системе профессионально-технического образования Марийской АССР в 1970-1980-е гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация воспитательной работы в системе профессионально-технического образования Марийской АССР в 1970-1980-е гг»

10. Шарков, В. Г., Орлов, В. В. Изучение подготовки рабочих в профтехучилищах республик Поволжья в годы развитого социализма. - В кн.: Подготовка и воспитание кадров рабочего класса автономных республик РСФСР в условиях развитого социализма. - Чебоксары. 1983. - 107. - 118 с.

УДК 378.078:378

А. Б. Ходжибекова

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ АССР В 1970-1980-Е ГГ.

По мнению современных исследователей, одним из самых сложных вопросов теории и практики профессионально-технического образования в 1960-1980-е гг. было решение проблем воспитания будущих рабочих. Не случайно вопросы воспитания будущих рабочих, политико-идеологической работы в профтехучилищах, комплексного подхода к делу воспитания систематически ставились на всех съездах и пленумах ЦК КПСС и комсомола. Идеологическая функция профессионально-технической школы оставалась приоритетной на всем протяжении рассматриваемого периода и ее роль повышалась по мерс возникновения кризисных явлений в социально-политической и экономической областях.

Несмотря на проблемы и трудности в учебных заведениях профтехобразования, усилиями мастеров производственного обучения, преподавателей, воспитателей общежитий осуществлялась повседневная воспитательная работа, основанная на организации учения, производительного труда, досуга, быта.

В Марийской АССР училища сотрудничали с творческими организациями и учреждениями культуры, обществом «Знание», республиканской библиотекой, общественными организациями базовых; предприятий, воинскими частями. В профессионально-технических учебных заведениях организовывались встречи с ветеранами труда, Великой отечественной войны, передовиками и новаторами производства. В ходе воспитательной работы училищами организовывались для своих учащихся туристические походы, поездки по местам боевой славы, родному краю и т.д.

Для проведения культурно-массовой работы только городские профессионально-технические училища имели 9 клубов, 10 красных уголков, 7 смотровых залов. 18 спортивных площадок, 9 духовых оркестров и 4 оркестра струнных инструментов. Ежегодно республиканское управление профтехобразованием организовывало смотры художественной самодеятельности, в которых участвовали творческие коллективы всех училищ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПрактически в каждом училище функционировали кружки технического творчества и предметные кружки. Анализ архивных материалов позволяет отметить положительную динамику в развитии кружковой деятельности учащихся.

В г. Йошкар-Оле ежегодно проводились выставки технического и художественного творчества учащихся [1]. Кроме того, регулярно проводились конкурсы на звание «Лучший по профессии» среди мастеров и учащихся профессионально-технических училищ.

Большое внимание уделялось физическому воспитанию и спортивным мероприятиям. Учащиеся профессионально-технических училищ Марийской АССР активно принимали участие во Всесоюзных, Всероссийских и республиканских соревнованиях.

Во второй половине 1980-х годов стала осуществляться практика развития самоуправления и общественной активности учащихся. Документы свидетельствуют, что в сельском профтехучилище № 32 под руководством партийной организации, администрации училища инженерно-педагогический коллектив и комитет комсомола осуществляли целенаправленное влияние на развитие ученического самоуправления. В течение учебного года на заседании педагогического совета рассматривался вопрос «О работе общественных организаций», проведен семинар с мастерами, преподавателями по педагогическому сотрудничеству с комсомольской организацией, развитию ученического самоуправления. Комсомольский и профсоюзный активы училища выступали в качестве помощников администрации, мастеров производственного обучения, оказывали значительное воздействие на ученические коллективы, способствовали воспитанию общественно-политической активности и организаторских качеств учащихся.

В данный период также осуществлялась работа Марийского управления профтехобразования в соответствии с постановлением ЦК ВЛКСМ, Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике, Президиума ВС НПО и Президиума ВОИР от 4 января 1977 г. № 51/3 «а» «О Всесоюзном смотре научно-технического творчества молодежи». Его планировалось проводить до 1980 г. в несколько этапов, в рамках массового патриотического движения советской молодежи «Пятилетке эффективности и качества - энтузиазма и творчество молодых». Предусматривалось 3 этапа: 1-й этап, посвященный 60-летию Октября по декабрь 1977 г., 2-й этап, посвященный 60 - летию ВЛКСМ по декабрь 1978 г., 3-й этап, посвящен 110 - летию со дня рождения В. И. Ленина 1979 — 1980 годы.

Основная задача данного конкурса заключалась в повышении качества профессиональной подготовки будущих молодых рабочих на базе широкого привлечения учащихся к активному научно-техническому творчеству [2].

Одним из направлений воспитательной работы являлась организация кружковой работы. Особенно активно работали в этом направлении СПТУ № 3, ГПТУ № 8 и ТУ № 1. Там хорошо планировались мероприятия, орга-

низовывался контроль, развивалась инициатива педагогов и учащихся. Так, в республике изучался опыт внеклассной работы преподавателя русского языка и литературы ГПТУ № 8 Добрыниной Л. А. Ей организовывалась внеклассная работа с учащимися в различных формах. При кабинете русского языка и литературы работал кружок «Алый факел», проводились вечера, олимпиады, декады, диспуты. В кружке занималось 30 человек. Занятия проводились 2 раза в неделю. Был выбран сове!' кружка, который помогал преподавателю в организации занятий, оформлении газет, объявлений и альбомов, в написании рефератов и докладов. План работы кружка ежегодно анализировался, учитывались недостатки. План составлялся советом кружка под руководством преподавателя. При составлении плана преподаватель пользовался календарем знаменательных дат, что помогало приурочить то или иное мероприятие к знаменательным событиям из жизни страны и республики. Так же это давало возможность учащимся ближе познакомиться с жизнью и творчеством писателей, чьи юбилейные даты отмечались в текущем учебном году. Формы проведения кружковой работы были разнообразны: это викторины, обсуждение книг писателей, проведение вечеров, бесед, сообщения учащихся, лекции преподавателей, встречи с писателями, композиторами, певцами, редакторами литературных газет, журналов, режиссерами театров, проведение декад русского языка и литературы. В рамках работ ы кружка были организованы и проведены встречи с марийскими писателями, поэтами, режиссерами марийского театра, литературоведами По-марцевой [33, л. 104].

Несмотря на активно проводимую воспитательную работу, был высок процент правонарушений среди учащихся. Во всех учебных заведениях действовали советы по правовому воспитанию с привлечением работников органов внутренних дел, юстиции, прокуратуры, детских комнат милиции. Осуществлялись мероприятия по предупреждению правонарушений и антиалкогольной пропаганды.

Немаловажную роль в воспитательном процессе, как известно, играет семья. В этом направлении педагогическими коллективами училищ работа велась очень небольшая. Недостаточным было взаимодействие семьи и педагогов училищ, посещение семей учащихся, это влекло за собой непонимание воспитательных задач взаимодействия профессионально-технических училищ и семей. Именно это взаимодействие должно было стать залогом эффективности проводимых воспитательных мероприятий. При проведении воспитательной работы в ПТУ «необходимо учитывать особенности контингента учащихся, так как они отличаются и от школьников и от молодых производственных рабочих...» [5],

В профтехучилищах создавались правовые университеты, клубы, лектории и кинолектории «Государство и право», «Общество, человек и закон». Во всех учебных заведениях действовали Советы по правовому воспитанию с привлечением органов юстиции, прокуратуры. В связи с этим особен-

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО...

но актуальным было введение во всех профтехучилищах с сентября 1979 г. курса «Основы правоведения». Данное постановление было санкционировано приказом Госпрофобра от 9 августа 1979 г. с целью дальнейшего улучшения правового обучения учащихся средних профтехучилищ Марийской республики.

Ко второй половине 80-х годов воспитательная работа, проводимая в училищах все более отчетливо приобретает позитивные тенденции. В ГПТУ был внедрен опыт воспитательной работы училищ г. Ленинграда. Планы воспитательной работы составлялись с учетом общеучилищных мероприятий, мероприятий по курсам, группам, планов работы общежитий, общественных организаций. Практически во всех училищах всеми мастерами составлялся план воспитательной работы на весь период обучения, где четко определялись формы работы, рекомендуемые реформой школы: конференции, уроки мужества, экскурсии, встречи с ветеранами партии, труда и войны, диспуты. Все основные мероприятия проводились совместно с общественными организациями.

Воспитательную работу помимо училищ вел Дом культуры профтехобразования. Им совместно с училищами проводились смотры на лучшую организацию патриотического воспитания учащихся, групповые и зональные смотры художественной самодеятельности. Большое внимание уделялось интернациональному воспитанию. Совместно с Обкомом ВЛКСМ проводились смотры работы клубов интернациональной дружбы профтехучилищ.

Однако, несмотря на положительную оценку работы Дома культуры профтехобразования были отмечены некоторые недостатки. Домом культуры не был составлен план развития художественной самодеятельности в ПТУ на перспективу, текущие планы отличались однообразием, не планировалась работа секций руководителей клубных объединений, кружков художественной самодеятельности, не проводились семинары ПТУ по обмену опытом, не обобщался и не распространялся передовой педагогический опьгг внеклассной работы с учащимися ПТУ республики. Не была составлена картотека на коллективы художественной самодеятельности, слабо вовлекались в проводимые мероприятия «трудные подростки».

Во второй половине 1980-х годов в учебных заведениях профессионально-технического образования для организации досуга учащихся и для развития у них технического творчества работало 284 кружка художественной самодеятельности, 288 технического творчества, 256 предметных, в которых занималось 11000 учащихся [3]. Функционировало 70 клубов по интересам, клубов выходного дня, интернациональной дружбы, будущего война, В каждом ПТУ были созданы советы по военно-патриотическому воспитанию учащихся во главе с заместителями директоров по учебно-воспитательной работе. Основными направлениями в их работе были: мероприятия военно-спортивной игры «Орленок», проведение клубов «Будущий воин»,

встречи с ветеранами войны и труда, военнослужащими Советской Армии -выпускниками училищ и т. д.

В 1986 г. Министерством просвещения, Управлением профессиональнотехнического образования, Министерством культуры Марийской АССР была утверждена программа «Эстетическое воспитание учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ Марийской АССР на период с 1986-1990 гг.» [39, л. 32]. Основными направления в этой программе было:

- в процессе преподавания общественно-политических дисциплин активно формировать классовый подход к произведениям искусс тва, нетерпимость к буржуазной идеологии и морали, проникновению в молодежную среду безидейности, низкопробной духовной продукции;

- добиваться формирования у учащихся навыков культуры труда в учебно-воспитательном процессе, общественно-полезном, производственном труде, воспитывать у них художественно-эстетические вкусы на основе традиций народных художественных промыслов, требований современного дизайна;

- широко развивать сеть предметных кружков, кружков художественной самодеятельности, клубов любителей искусств, детских музыкально-хоро-

и т '['ТРЛ Т

вых студии в школах, ПТУ;

- в соответствии со сложившейся практикой проводить в школах, ПТУ, районах и городах смотры художественной самодеятельности, выставки творческих работ учащихся, праздники советской народной песни, танцев, художественные, литературные конкурсы, школьные театральные фестивали;

- систематически освещать лучший опыт эстетического воспитания учащихся школ и ПТУ в периодической печати;

- закрепить каждое учреждение культуры за школами и ПТУ.

Таковы основные направления воспитательной работы учреждений профессионально-технического образования Марийской АССР в 1970-1980-е годы. Таким образом, средние ПТУ играли немаловажную роль, как в плане профессиональной подготовки рабочих кадров, так и в плане воспитания подрастающего поколения.

Библиографический список

.1. ГА РМЭ, ф. Р-463, оп. 3, д. 355.

2. ГА РМЭ, ф. Р - 463, оп. 3, д. 501.

3. ГА РМЭ, ф. Р- 463, оп. 3, д. 777.

4. ГА РМЭ, ф. Р - 463, оп. 3, д. 775, т. 2.

5. Усманова, Н, А., Щеголь В. И. Формирование профессиональной готовности студентов педвуза к работе с родителями учащихся профессионально-технических училищ (на материалах республики Узбекистан) - М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1994.-С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.