дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
М. Ф. Черкасова, канд. пед. наук, доцент, кафедра социальной работы и педагогики, Уральский институт социального образования, (филиал) Российского государственного социального университета, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
АРТТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
В молодежной среде наблюдается рост не- дежью наиболее эффективной является гума-
гативных социально-психологических явлений: нистическая модель: специалисты стремятся
неуверенности в завтрашнем дне, увеличения помочь клиенту осознать свою сущность и
стрессовых ситуаций, нарушения межличност- значимость своего личностного статуса, по-
ных отношений, отчаяния, одиночества. На- нять самого себя и характер влияния окружаю-
пример, студентам-первокурсникам необходима помощь компетентного специалиста, чтобы помочь выявить и преодолеть внутриличностные конфликты, возникающие
в процессе адаптации. Вполне возможно, что одиночество учащихся - одна из важных причин большого отсева среди них. Случаи самоубийства в университетских общежитиях и такие проблемы, как алкоголизм и наркомания, также могут быть обусловлены сложностью процессов социализации молодежи в высшей школе.
Внутренний конфликт часто возникает у той части учащихся, которая разочаровывается в правильности своего профессионального выбора. Нередки случаи, когда уже к концу первого, а особенно часто на втором или третьем году обучения, у студентов наблюдается дестабилизация отношения к выбору профессии и процессу овладения ей.
В процессе обучения у учащихся необходимо сформировать готовность и способность к самоизменению и саморазвитию. Проблема заключается в том, как постепенно превратить большинство студентов из «объектов» психолого-педагогического воздействия в подлинных «субъектов» социальной жизни1.
При социальной работе с учащейся моло-
Вполне возможно, что одиночество учащихся - одна из важных причин большого отсева среди них.
щего социума. Используя эту модель, специалист, прежде всего, старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, сопереживая его эмоциональному восприятию возникшей ситуации или мира в целом.
Безусловно, для этого специалисту следует прибегнуть к психосоциальным методам2. Терапия одиночества предполагает соблюдение трех принципов:
1) изучение индивида в среде;
2) понимание психосоциального становления личности как пожизненного процесса;
3) учет социокультурных факторов формирования индивида.
В работе с одинокими студентами целесообразно применять методы арттерапии - «терапии искусством» через вовлечение студента в кулыурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений, так как это может способствовать развитию у них навыков самоанализа и позволяет достигнуть определенной стабилизации позитивного психоэмоционального состояния3.
Неосознаваемые переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных
№ 8 (16) ОКТЯБРЬ 2011
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций Ж
образов, чем высказать их. Изобразительная деятельность может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова. Содержание и стиль художественной работы предоставляют специалисту нужную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений. Воображение и фантазия в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.
В арттерапии используются элементарные художественные средства и не требуется предыдущего опыта рисования. Субъекты арттера-певтического процесса - участник (клиент) и арттерапевт - взаимодействуют между собой вербально, на символическом, ассоциативном уровне и посредством невербальной, визуальной коммуникации через продукты творчества.
В процессе арттерапии человек сначала пребывает в роли художника, затем становится наблюдателем и со временем инициирует ощущение целостности и гармоничности своего образа «Я».
Суть арттерапевтического воздействия состоит в том, что эмоционально травмирующая ситуация при помощи разных средств искусства и художественной практики с помощью психотерапевта находит свое внешнее выражение, доводится до катарсистической разрядки, вследствие чего облегчается состояние клиента.
Арттерапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению - с другой. Арттерапия дает возможность изменить взгляд на самого себя, обрести уверенность в собственных силах, появляется возможность обогащения коммуникаций -встреча новых друзей, обогащение личного опыта, постоянный обмен новой информацией и эмоциями.
Исследователи выделяют ряд преимуществ групповой работы: тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз); демократизм отношений; чувство значимости - повышение самооценки; чувство кол-
лективизма; высокая степень активизации самостоятельной работы каждого члена группы (даже робкие включаются в работу); комфортный психологический климат (доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого); творческий подход; рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения; развитие речи и коммуникативных навыков.
Автором совместно со студентами факультета социальной работы Уральского института социального образования (филиал) Российского государственного социального университета в г. Екатеринбурге при поддержке администрации и преподавательского коллектива был организован кружок арттерапии.
Предварительно (февраль 2011 г.) было проведено анкетирование студентов дневного отделения (Ы = 92). Выяснилось, что среди студентов, считающих себя одинокими, не стремятся изменить свою жизненную ситуацию 37 % респондентов. Среди студентов, не считающих себя одинокими, не предпринимают никаких специальных усилий, чтобы сохранить свое положение в системе межличностных связей, 27 % опрошенных.
Для одиноких студентов, переживающих ситуацию одиночества, характерны следующие реакции: гуляю - 21 %, смотрю телевизор - 17 %, сижу и размышляю - 14,5 %, читаю - 12 %, ничего не делаю - 9 %, сплю - 8 %, хожу в гости - 7,5 %, пишу - 5,5 %, слушаю музыку - 4,5 %, занимаюсь спортом - 4,5 %, плачу - 3,5 %, делаю покупки - 3,5 %, учусь -3%.
Полученные в ходе опроса результаты свидетельствовали о желательности деятельности арттерапевтического кружка как одного из средств преодоления одиночества.
В марте - апреле 2011 г. студенты-выпускники провели восемь занятий с группой студентов младших курсов (Ы = 23). Важно отметить, что в качестве специалистов выступали студенты, которые осуществляли подготовку
В процессе арттерапии человек сначала пребывает в роли художника, затем становится наблюдателем и со временем инициирует ощущение целостности и гармоничности своего образа «Я».
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Среди студентов, считающих себя одинокими, не стремятся
изменить свою жизненную ситуацию 37 % респондентов.
дипломных работ по темам, посвященным арт-терапии. Условно можно выделить несколько этапов арттерапевтических занятий (их количество варьируется в зависимости от цели и темы занятия, темпа работы участников):
1) настрой («разогрев»);
2) актуализация визуальных, аудиальных и кинестетических ощущений;
3) индивидуальная изобразительная работа (разработка темы);
4) активизация вербальной и невербальной коммуникации;
5) коллективная работа или работа в парах, малых группах;
6) рефлексивный анализ.
Темы занятий были достаточно разнообразны: «Техника монотипии», «Мыльный пузырь», «Техника сграффито», «Квиллинг», «Акварель и свечка», «Бабочка», «Декорирование стеклянной бутылки» и «Живопись one stroke». Ведущие использовали музыкотерапию4: во время занятий звучала классическая музыка (И. Брамс, И. Гайдн, Э. Григ, Ф. Лист, В.-А. Моцарт, Ф. Шопен, И. Штраус и др.), способствующая улучшению самочувствия учащихся. Все упражнения были нацелены на развитие коммуникативных навыков студентов, ознакомление их с новой техникой рисования, снятие напряжения, преодоление негативных переживаний, поднятие настроения.
По окончании занятий в институте была проведена выставка работ членов кружка. Студенты отметили, что после курса арттерапии им стало психологически легче, они узнали новые интересные методы рисования и способы преодоления одиночества. Ребята лучше узнали друг друга, расширился круг их знакомств.
В целом, результаты проведенного эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
1) в отношении к себе у студентов, испытывавших чувство одиночества, более выраженными стали чувства симпатии и одобрения, желание изменяться по отношению к своему эмоциональному состоянию; снизились показатели внутренней конфликтности;
2) жизнь чаще стала восприниматься как интересный, эмоционально насыщенный процесс;
3) повысилась самооценка, укрепилось представление о себе как об источнике активности и результатов деятельности;
4) усилилась уверенность в своей способности вызывать уважение и симпатию окружающих, ощущение ценности собственной личности.
Таким образом, для профилактики одиночества студентов в учебно-воспитательном процессе вуза следует активнее использовать не только традиционные мероприятия (темати-— ческие вечера, творческих конкурсы, спортивные соревнования и т. п.), но активизировать деятельность студенческих организаций. Креативность = учащейся молодежи, ее инициативы в области планирования и проведения внеучебной деятельности позволяют эффективно решать многие социально-психологические проблемы студентов. Опыт деятельности студентов социального вуза по профилактике одиночества убедительно доказывает перспективность сотрудничества администрации, преподавателей и учащихся в деле создания кружков арттерапевтической самопомощи.
1. Палкина Л. А., Черкасова М. Ф. Процесс профессионализации студентов (психолого-педагогический анализ) //Урал-Социум: Сб. науч. трудов: Вып. 3 I Отв. ред. И. Е. Левченко, М. Ф. Черкасова. Екатеринбург: Уральский институт социального образования, 2010. С. 56.
2. Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Академия, 2002.
3. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Академия. 2001; Практикум по арттерапии I Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2001; Ткаченко Н. Введение в арттерапию: [Электронный ресурс]. иКЪ: http://psy-creation.pp.net.ua/publ/l-l-0-6 (дата обращения: 02.02.2011); Фролова Е. А. Арт-педагогические технологии в профессиональном становлении студентов социального факультета: Метод, пособие. М.: Изд-во РГСУ, 2010.
4. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: Учеб. пособие. М.: Владос, 1999. С. 10.