Научная статья на тему 'Использование арттерапии в начальной школе'

Использование арттерапии в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1907
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТТЕРАПИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕБЕНКА / НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосновикова Надежда Юрьевна

Автор делится опытом использования арттерапии, выделяя воспитательные, коррекционные, диагностические, развивающие задачи, которые могут решаться при реализации данного направления в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование арттерапии в начальной школе»

Образовательная среда для здоровья

Сосновикова Надежда Юрьевна

учитель изобразительного искусства и художественного труда ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 64 г. Москва

J V.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТТЕРАПИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Л___________________________________________г

Аннотация. Автор делится опытом использования арттерапии, выделяя воспитательные, коррекционные, диагностические, развивающие задачи, которые могут решаться при реализации данного направления в начальной школе.

Ключевые слова: арттерапия, творческий потенциал ребенка, невербальное общение, педагогические задачи.

В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арттерапия - это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д. [1,2, 3, 5, 6].

Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее «Я» школьника отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания из раннего детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний [9].

Арттерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;

изобразительная деятельность является мощным средством сближения ребят. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;

продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека.

Арттерапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у ребят положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;

Арттерапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации - раскрытии широкого спектра возможностей и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.

Сейчас арттерапия приобрела педагогическое направление. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (как известно «therapia» в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду «социальное врачевание» личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет профилактические и коррекционные функции. Достоинством арттерапии является «язык» визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, «картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов». По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

41

Образовательная среда для здоровья

стремление рисовать. Это - своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.

Исследования, проведенные под руководством Л. Д. Лебедевой, показали, что арттерапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи.

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности,

радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические. Арттерапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арттерапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения [7,8].

Существуют индивидуальные и групповые занятия арттерапией. В образовании предпочтение отдается групповым формам, так как позволяет работать с более широким кругом клиентов. М. Либман, например,

42

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

Образовательная среда для здоровья

указывает, что групповая арттерапия: позволяет развивать ценные социальные навыки;

связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;

дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;

позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;

повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;

развивает навыки принятия решений. Дополнительные плюсы групповой арттерапии также в том, что она:

предполагает особую «демократическую» атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы;

во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым «нормам».

Арттерапия имеет широкие возможности в работе с детьми. Посредством арттерапевтического воздействия можно:

снизить эмоциональную тревожность, повысить самооценку, развить коммуникативные навыки, способствовать развитию самосознания, улучшить детско-родительские отношения, способствовать закреплению положительных поведенческих реакций.

Использование техник арттерапии на занятиях в начальной школе. Бумагопластика

1. Моделирование и конструирование

2. Развитие представления о чём-то, посредством работы с бумагой.

3. Развитие пространственного мышления, зрительного анализа пространства.

4. Выход из плоскости на объем.

Работа с бумагой для создания коллажа

1. Развитие представления о чём-то, посредством работы с бумагой.

2. Отработка негативных чувств и ресурсов.

3. Работа в команде - развитие сплочения.

4. Развитие рефлексии.

Создание объемного портрета

1. Совершенствование мелкой моторики рук и координация движений.

2. Проявление через портрет эмоций и чувств, состояний, которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять.

3. Развитие произвольного внимания.

4. Свершенствование коммуникативных навыков и культуры общения.

Цвето-терапия

1. Используется как средство нормализациэмоцио-нального состояния.

2. В работах пары - для поиска точек

соприкосновения и прояснения межличностных отношений.

3. Работа с собственными ресурсами.

4. Развитие креативного мышления.

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

43

Образовательная среда для здоровья

Практическое значение применения техник арт-терапии в образовании большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.

Применение техник арттерапия на занятиях в школе важно и нужно. Однако построить за 45 минут полноценное занятие в русле арттерапии с целым классом довольно затруднительно. Но даже использование отдельных техник на уроке оказывает на учащихся своё терапевтическое воздействие. Применение этих техник особенно эффективно в начальной школе, так как дети не всегда могут точно

сформулировать, что их беспокоит. А посредством изобразительной деятельности, работы с пластилином и прочего им легче выражать свои эмоции и их отыгрывать.

В результате работы в арттерапевтическом направлении педагог получает: положительный эмоциональный настрой группы, облегчает невербальный выброс негативных эмоций, их проработка позволяет снимать тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития, через коллективную деятельность помогает прояснить участникам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации, позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков, даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.

Таким образом, использование различных техник на уроке даёт эффект, может быть не столь большой, как, если бы они проводились в структурированной арттерапевтической сессии, но, тем не менее, они также несут свой положительный исцеляющий заряд.

Литература

1. Дудникова Л. М. Декоративно-прикладное искусство как средство обновления содержания образования и развития творчества младших школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 3.

2. Закиева Л. В. Урок по музыке в 1 классе: «Добрый праздник среди зимы» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 6.

3. Зрнич С. В. Литературно-музыкальная композиция «Тропа в Константиново» // Эксперимент и инновации в школе. -2011. - № 2.

4. Осадчук Т. В. Мини проекты на уроках технологии и изобразительного искусства в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент -2008. - № 6.

5. Охрименко Е. А. Изучение литературы через призму искусства - проектная идея урока // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.

6. Сальникова О. В. Использование различных видов рефлексии на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры и черчения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 4

7. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание.//Инновацион-ные проекты и программы в образовании. -2010. - № 2

8. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 3.

9. Топчу Н. Д. Урок с применением арттерапевтических ме-тодов//Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 3.

44

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.