4. Гаврилова, О.Н. Дистанционное обучение как часть системы непрерывного образования и роль самообразования в дистанционно обучении / О.Н. Гаврилова // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. В сборнике материалов Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург. - 2022. -С. 3803-3807
5. Дьяконов, К.П. Анализ современных методов дистанционного обучения при проектировании систем дистанционного обучения / К.П. Дьяконов // В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам CCXV международной научно-практической конференции. - Москва. - 2021. - С. 511-514
6. Игель, Н.Л. Проблемы организации дистанционного обучения в период всеобщей изоляции / Н.Л. Игель, Г.Н. Шаповал, Е.А. Карташова // В сборнике: Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия. Материалы XXIV международной научной конференции. - 2020. - С. 76-78
7. Леонова, С.А. Дистанционное обучение: анализ эффективности внедрения дистанционного обучения в систему высшего образования России / С.А. Леонова, Н.В. Тимошенко // В сборнике: Галактика науки - 2021. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - Кубанский государственный университет. - 2021. -С. 122-127
8. Омаров, М.К. Асинхронное обучение как способ повышения уровня познавательной активности и самоорганизации студентов / М.К. Омаров, М.Е. Сержан // В сборнике: Организация территории: статика, динамика, управление. XVII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 175-летнему юбилею Русского географического общества. - 2020. - С. 132-136
9. Плотникова, С.П. Синхронное и асинхронное взаимодействие в процессе дистанционного обучения / С.П. Плотникова, Т.В. Киян // В сборнике: Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. - Красноярск. - 2021. - С. 431-433
10. Ткаченко, Д.А. Использование дистанционных образовательных технологий с целью повышения эффективности обучения с применением системы дистанционного обучения MOODLE / Д.А. Ткаченко // В сборнике: Современные информационные технологии в образовании и научных исследованиях (СИТОНИ-2021). Материалы VII Международной научно-технической конференции. Под общей редакцией В.Н. Павлыша. - Донецк. - 2021. - С. 588-593
11. Шатуновский, В.Л. Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) / В.Л. Шатуновский, Е.А. Шатуновская // Вестник науки и образования. - 2020. - № 9-1 (87). - С. 53-56
Педагогика
УДК 378.4
кандидат педагогических наук, доцент Раздобарина Лидия Александровна
Московский педагогический государственный университет (г. Москва)
АРТ-ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ
Аннотация. Статья рассматривает использование арт-терапии в качестве метода коррекции девиантного поведения у школьных подростков. Авторы исследуют эффективность данного подхода и предлагают рекомендации по его применению в школьных условиях. Описывается, как арт-терапия может помочь подросткам выразить свои эмоции и чувства, развивать социальные навыки и улучшать коммуникацию. В заключении статьи дается общий обзор использования арт-терапии в школах и выводы о ее применении в коррекции девиантного поведения у подростков.
Ключевые слова: арт-терапия, девиантное поведение, песочная живопись, психическая коррекция, работа с трудными подростками.
Annotation. The article considers the use of art therapy as a method of correcting deviant behavior in school adolescents. The authors investigate the effectiveness of this approach and offer recommendations for its use in school settings. It describes how art therapy can help teenagers express their emotions and feelings, develop social skills and improve communication. The article concludes with a general overview of the use of art therapy in schools and conclusions about its use in the correction of deviant behavior in adolescents.
Key words: art therapy, deviant behavior, sand painting, mental correction, work with difficult teenagers.
Введение. Работа с трудными подростками в школе может быть сложной задачей, которая требует терпения, настойчивости и профессионализма. Рассмотрим некоторые рекомендации для работы с трудными подростками в школе: 1. Важно создать безопасное и поддерживающее окружение для подростков, где они чувствуют себя в безопасности и уважаемыми. Общение со школьной администрацией, учителями, психологами и родителями может помочь создать такую среду. 2. Работа с трудными подростками должна осуществляться в команде из профессионалов, включая педагогов, психологов, консультантов и социальных работников. Их совместные усилия могут повысить успехи работы с трудными подростками. 3. Индивидуальная терапия может быть эффективным способом работы с трудными подростками. Терапия может быть направлена на коррекцию девиантного поведения, поддержку душевного здоровья и развитие позитивной самооценки. 4. Групповая терапия может быть полезной для работы с трудными подростками в школе. Групповая терапия создает возможности для подростков для обмена идеями, развития социальных навыков, повышения уверенности в себе и поддержки друг друга. 5. Арт-терапия может быть эффективным инструментом для работы с трудными подростками в школе. Арт-терапия использует творческое самовыражение, чтобы помочь подросткам разрешить эмоциональные проблемы, улучшить самооценку и развить социальные навыки. 6. Планирование индивидуальных программ может помочь трудным подросткам на пути к успеху в школе. Это может включать план действий, установку коротких и долгосрочных целей и мотивационную поддержку. 7. Вовлечение родителей может быть важно для работы с трудными подростками в школе. Школа может работать с родителями, чтобы улучшить коммуникацию и переговоры, чтобы обеспечить наилучшие результаты для подростков.
Изложение основного материала статьи. Трудные подростки могут проявлять такие поведенческие проблемы, как агрессивность, неповиновение, неуважение к взрослым, пропуск занятий, употребление наркотиков и алкоголя, суицидальные тенденции и др. В подобных случаях может быть полезной консультация специалиста-психолога, педагога или социального работника - для выработки стратегий по улучшению отношений с ребенком и его дальнейшего развития. Однако, важно понимать, что каждый случай уникален и требует индивидуального подхода. В таких случаях специалисты-психологи и педагоги считают, что необходима психологическая коррекция - специальное воздействие на различные психологические структуры человека, направленное на обеспечение активного развития и функционирования личности. В настоящее время многие специалисты не сходятся во мнениях в определении отличий понятий «психологическая
коррекция» и «психотерапия». Некоторые эксперты считают, что эти понятия взаимозаменяемы, но не учитывают, что психологическая коррекция может быть использована не только в медицине, но и в других сферах жизни, например, в педагогике. Другие специалисты считают, что психологическая коррекция может выполнять задачи профилактики на всех ее этапах, включая вторичную и третичную профилактику.
Психологическая коррекция может быть эффективна не только при лечении психических заболеваний, но и при решении различных жизненных проблем, улучшении эмоционального состояния человека и повышении его качества жизни. Например, коррекция поведения может помочь в преодолении зависимостей, улучшении отношений с окружающими или повышении эффективности в работе. Таким образом, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого человека и на основе этого выбирать инструменты психологической коррекции, определять ее степень и необходимый объем. Важно также помнить, что психологическая коррекция не заменяет медицинское лечение и не является панацеей, а лишь один из элементов комплексной терапии.
Однако рассмотрим подробнее понятия, которые очень часто путают или не разделяют.
Психическая коррекция - это процесс изменения поведенческих или эмоциональных проблем путем воздействия на мыслительные процессы и установки человека. Она может проводиться как самостоятельно, так и с помощью психолога или психотерапевта. Психическая коррекция направлена не на лечение конкретной психической болезни, а на улучшение качества жизни, развитие личности и достижение гармонии во взаимодействии с окружающим миром.
Психотерапия - это специальный вид психической коррекции, направленный на лечение психических заболеваний. Она проводится только под руководством опытного специалиста - психотерапевта или психиатра. Психотерапия может включать в себя различные методы и техники, такие как рациональная эмоциональная терапия, гештальт-терапия, психоанализ и др. Цель психотерапии - избавление от психического заболевания и достижение психологической стабильности.
А.А. Осипова считает, что психологическая помощь должна осуществляться на разных уровнях - от профилактики и консультации до глубокой терапии. Автор выделяет основные методы психокоррекции, такие как психотерапевтические сеансы, самопознание, саморегуляция и коррекции тела. По словам Осиповой, психокоррекция - это процесс изменения мыслей, эмоций и поведения, который осуществляется с помощью психологических методов в целях достижения психологического благополучия. Важными аспектами психокоррекции являются анализ личности, развитие самосознания, преодоление психологических травм и конфликтов, а также работа с подсознанием. А.А. Осипова также подчеркивает важность сотрудничества психолога и пациента, при этом пациент должен быть готов к изменениям и активно участвовать в процессе психокоррекции. Она считает, что успешная психотерапия является результатом работы обеих сторон и направлена на решение конкретных психологических проблем подростка [31.
Г.С. Абрамова - известный психолог и психотерапевт, который также уделяет большое внимание психокоррекции. Она считает, что психокоррекция - это процесс изменения личности, направленный на достижение гармонии и баланса во внутреннем мире человека. Г.С. Абрамова выделяет несколько видов психокоррекции, которые позволяют достичь психологического благополучия. Среди методов психокоррекции Г.С. Абрамова выделяет медитацию, гипноз, арт-терапию, работу с семейными отношениями и психологическое консультирование. Она считает, что каждый человек уникален и индивидуальный подход к нему является основой успешной психокоррекции. Г.С. Абрамова также отмечает важность связи между сознанием и подсознанием, которая позволяет работать с глубинными мотивами и убеждениями человека. Она считает, что проблемы, возникающие у человека, означают, что в его жизни что-то идет не так, и цель психокоррекции -помочь ему понять и изменить эту ситуацию. В целом, Г.С. Абрамова считает, что психокоррекция - это необходимый элемент психологической помощи, который позволяет человеку стать более успешным и счастливым в своей жизни [11.
Психокоррекция и арт-терапия имеют много общего и связаны между собой. Заниматься полной мере психотерапией и психокоррекцией в условиях школы проблематично, однако проблемы существуют и требуют решения. Арт-терапия позволяет использовать различные виды искусства, например, живопись, рисование, танцы, музыку, для достижения психологического благополучия. Человек через творчество может изобразить свои эмоции и переживания, а также выразить их в неязыковой форме. Арт-терапия может использоваться как один из методов психокоррекции, поскольку помогает человеку понять и принять свои эмоции и переживания, а также получить новый взгляд на проблемы и ситуации в жизни. Арт-терапия помогает человеку осознать свои проблемы и мотивы, раскрыть свою индивидуальность и улучшить качество жизни. Взаимодействие психокоррекции и арт-терапии особенно эффективно в случаях, когда человеку трудно выразить свои чувства словами, например, при посттравматическом расстройстве, депрессии, аутизме или других психических заболеваниях. Поэтому арт-терапия может использоваться в качестве дополнительного метода психокоррекции, который помогает человеку восстановить свой эмоциональный и психологический баланс.
Психокоррекция и арт-терапия могут использоваться вместе, чтобы помочь подросткам, страдающим психологическими проблемами, такими как тревожность, депрессия, посттравматическое расстройство, нарушения поведения и другие состояния. Арт-терапия может быть эффективным инструментом для достижения определенных целей в рамках психокоррекции. Например, через живопись или рисование, человек может выразить свои эмоции и переживания, раскрыть свою индивидуальность, научиться контролировать свои эмоции, улучшить самооценку и узнать больше о себе. Психотерапевты часто используют методы арт-терапии в своей работе, чтобы помочь своим клиентам. Например, врачи могут попросить пациента нарисовать свои эмоции или создать коллажи, отображающие их жизненный опыт. Эти методы позволяют человеку выразить свои мысли и чувства, которые они могут не быть в состоянии выразить словами. В целом, психокоррекция и арт-терапия являются очень полезными методами для улучшения психического здоровья и благополучия человека. Комбинация этих методов может усилить эффект и помочь достичь более оптимальных результатов.
Арт-терапия с трудными подростками может стать важным инструментом для помощи им в решении эмоциональных и поведенческих проблем. Часто подростки, которые находятся в трудных ситуациях, могут испытывать затруднения в выражении своих чувств и эмоций. Арт-терапия может помочь им в этом, предоставляя безопасную и поддерживающую среду для выражения своих чувств через различные виды искусства. В арт-терапии подростки могут использовать различные материалы для рисования, создания коллажей, скульптуры и других форм творчества. Они также могут использовать музыку, танец и другие виды творчества для выражения своих чувств. При этом, арт-терапевт может задавать вопросы, которые направлют подростка на анализ своих чувств и мыслей, помогая им понять себя лучше и научиться решать свои проблемы. Арт-терапия также может помочь улучшить коммуникативные навыки подростков. Через создание художественных работ они могут научиться выражать свои мысли и чувства более ясно, что поможет им лучше понимать себя и других людей. Таким образом, арт-терапия может быть эффективным способом помощи трудным подросткам, помогая им выразить свои чувства, улучшить коммуникацию и лучше понять самого себя.
Арт-терапия с трудными подростками может быть эффективным инструментом для нахождения выхода из стрессовых ситуаций и разрешения конфликтов. Это терапевтический подход, в котором использование творческих материалов и искусства помогает подросткам выразить свои чувства и эмоции, которые они не могут выразить словами. Данный метод
используется при различных трудностях, таких как проблемы поведения, нарушения пищевого поведения, нарушения в определении личности, депрессия, агрессия, неуверенность в себе, снижение уровня самооценки и другие. Многие профессионалы описывают терапию искусством как способ для молодежи найти внутреннюю мотивацию, силу и ресурсы для преодоления трудных жизненных ситуаций. Результаты изучения эффективности арт-терапии показывают, что она может быть особенно полезной для трудных подростков, которые сталкиваются с трудностями в своей жизни. Метод может помочь им находить средства самовыражения и укреплять ресурсы, чтобы решать свои проблемы и переживать свои эмоции.
Арт-терапия в скульптуре - это метод психотерапии, в котором используются различные техники и материалы для создания скульптуры. Терапевт и пациент работают вместе, чтобы выразить эмоции, чувства и проблемы через физическое творчество. При работе с детьми, которые испытывают тревожность, депрессию, стресс и другие психологические проблемы, в скульптурной арт-терапии используются дополнительные техники, которые помогают справиться с данными проблемами. Подросток может выразить свои эмоции через движение рук, создание формы, используя различные материалы, такие как глина, пластина, дерево или камень. Скульптура, лепка из глины, пластилина и т.д. может быть очень медитативным и успокаивающим процессом, что может помочь пациентам справиться с эмоциональными трудностями и улучшить психологическое самочувствие подростка. Также, занятие данным видом искусства позволяет выражать эмоции без слов, что особенно помогает тем, кому трудно передать свои мысли и чувства в устной форме. Арт-терапия в скульптуре может помочь применять навыки визуализации, снять эмоциональное напряжение, улучшить моторику и координацию движений, а также развить творческий потенциал и уверенность в себе. Этот метод психотерапии используется как для индивидуальных занятий, так и для групповых сессий.
Арт-терапия в музыке - это практика использования музыки для улучшения физического и эмоционального состояния человека. Она может быть использована в лечении различных психических расстройств, таких как тревожность, депрессия, посттравматический стрессовый синдром и другие. Систематический подход к арт-терапии в музыке включает в себя выбор подходящего музыкального материала, анализ его воздействия на ребёнка, и затем использование этой музыки для достижения заданных целей, таких как снижение уровня тревожности, улучшение концентрации, повышение настроения и т.д.
Музыка может стимулировать различные части головного мозга, повышая уровень допамина, серотонина и других нейротрансмиттеров, что может повлиять на эмоциональную реакцию и поведение человека. Кроме того, музыка может помочь расслабиться и снять напряжение, уменьшая уровень стресса и тревожности. В зависимости от конкретных целей, арт-терапия в музыке может включать в себя различные техники, такие как прослушивание музыки, использование музыкальных инструментов, танцы и движения под музыку, а также создание собственной музыки и песен.
В целом, вспомним известных актёров, которые были трудными подростками, но, благодаря сцене нашли своё место в жизни. Их путь доказывает важное значение в становлении подростка как личности через искусство - к социализации.
Жизнь Льва Дурова могла сложиться по-иному, если бы не вступил в драмкружок, который работал во Дворце пионеров в Лефортово, где он жил. С этого момента все изменилось. Раньше Лев любил драться, налетать на людей, это было его хобби. Дружба с малолетними бандитами и преступниками, были неизбежным. Вместе с друзьями, они во время войны играли с зажигательными бомбами на крышах и доводили прохожих до истерики. Однако прикосновение к миру искусства навсегда изменило его. Актёрское искусство стало его новой страстью, в которую он начал сильно верить. С того момента он стал одним из самых известных и знаменитых актёров Советского Союза.
Федор Бондарчук в школе не был учеником-отличником - считалось, что он был проблемным ребенком. У него было много двоек и замечаний в дневнике, что постоянно доводило его родителей до белого каления. В подростковом возрасте Федор начал прогуливать уроки, грубить учителям, игнорировать их просьбы, курил и пил на территории школы. В то же время, дома он соблюдал все правила и границы, например, всегда стучался в спальню мамы и не заходил в кабинет отца без разрешения. Однако, благодаря совету отца, Федор поступил на режиссерско-постановочный факультет во ВГИК. Там у него появилась увлеченность учебой, и он наконец-то нашел свое призвание.
Александр Абдулов был заводилой и хулиганом с детства. В городе Фергана, где он вырос, он был известен как лидер дворовой компании, которая под его «руководством» занималась подростковыми проказами. Они запускали из окон «дымовухи» и водяные бомбы, а Александр даже принес в школу дохлую кошку, оставив не только учителей, но и сверстников в шоке. В 13 лет он начал курить, но прилично вел себя только на уроках физкультуры, которые любил. Когда он получил аттестат зрелости, поступил в институт на спортивный факультет, но не смог там учиться, забрал документы и отправился в Москву, чтобы стать студентом ГИТИСа. Александр был очень талантлив и снимался много в кино, но в душе всегда оставался мальчишкой, который любил разыгрывать окружающих. Его никогда не пугали безумные затеи, и он всегда был готов к новым приключениям.
Мария Аронова, известная актриса, признается, что в детстве была непослушным ребенком. Она ревновала своего брата и часто создавала скандалы, а также не выказывала интереса к учебе. Единственные предметы, которые привлекли ее в школе, были русский язык и литература. Оценки по остальным предметам Ароновой, как правило, ставили "авансом", потому что она часто отстаивала честь школы на творческих конкурсах. В аттестате у Марии нет оценок по физике и физкультуре. В этих графах просто пустые клетки, потому что педагоги не стали ставить заслуженные двойки.
Анна Ардова была крайне упрямым ребенком. Не было легко заставить ее делать то, чего она не хотела делать. Например, в детстве, чтобы избежать занятий математикой, она разозлилась на бабушку и угрожая ножом, забралась на холодильник, крича на всю квартиру, что никогда не будет заниматься этим предметом. Позднее, когда они переехали и перевели ее в другую школу, Анна встретила компанию неблагополучных ребят, отказалась от учебы и была отчислена из школы. Ее родственники даже отправили ее "на перевоспитание" к строгой тете, живущей в деревне. Неизвестно, какие методы использовалась тетка, но по возвращении в столицу Анна значительно изменилась. Со временем она стала знаменитой актрисой.
Театральное искусство является эффективным инструментом в арт-терапии с трудными подростками. Трудные подростки могут испытывать чувство беспомощности по отношению к своей жизни, и использование театральных упражнений может помочь им освоить новую роль, получить новый опыт и научиться новому альтернативному поведению. Также театральные упражнения могут помочь подросткам научиться лучше понимать себя и своих сверстников. Они могут играть разные роли, что помогает им лучше социализироваться и развиваться как личность. Многие театральные упражнения также могут помочь подросткам контролировать свои эмоции и научиться управлять своим поведением. В арт-терапии с трудными подростками, театральные упражнения часто используются для работы с проблемами поведения. Многие подростки, имеющие проблемы поведения, ищут пути, чтобы контролировать свои эмоции. Они могут проявлять агрессию, жестокость, уклончивость или другие проблемы. Одним из вариантов арт-терапии является использование драматических упражнений для помощи подросткам разобраться в своих эмоциях, найти другие способы выразить свои чувства и научиться общаться со своими сверстниками. Например, в арт-терапии могут быть использованы специальные
драматические упражнения для работы с проблемами социальных навыков. Эти упражнения могут помочь подросткам научиться лучше понимать, как социальные навыки связаны с их поведением, а также научиться общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. Театральное искусство может также использоваться для работы с травмами и эмоциональными проблемами у подростков, такими как стресс, депрессия и тревожность. Театральные упражнения могут помочь им выразить свои эмоции и лучше понимать себя. Таким образом, театральное искусство является важным инструментом в арт-терапии с трудными подростками. Он может помочь им лучше понимать себя и общаться со своими сверстниками, контролировать свои эмоции и научиться альтернативному поведению.
Таких примеров очень много, и они доказывают эффективность искусства в психокоррекции поведения подростка. И справляться с этим должна именно школа - не отчисляя ребёнка, а находя свой ключик к его душе и раскрытию потенциальных возможностей. В данном случае, можно рассмотреть эффективность песочной живописи.
Арттерапевтический метод песочной живописи используется для терапевтической работы с детьми и взрослыми и помогает им визуализировать свои стрессовые ситуации, проблемы и эмоциональные состояния. В процессе песочной живописи клиенты используют песок, различные фигурки и другие объекты для создания трёхмерной сцены. Клиент передвигает фигурки и манипулирует оставленным в следе песком, создавая свой уникальный мир, который может включать в себя различные элементы - людей, животных, здания, природу и т.д. Процесс создания уникальной сцены позволяет ребёнку внутренне осознать свои эмоции и состояния, перенесенные ситуации, обратить внимание на свои отношения во взаимодействии с окружающим миром и себе. Песочная живопись широко применяется в работе с детьми для облегчения чувственного и переживания травм и стрессовых ситуаций. По сравнению с другими видами терапии, она вызывает меньше страха, что особенно важно для детей. Педагог использует метод песочной живописи, чтобы предоставить ребёнку возможность узнать больше о себе и своих эмоциях. Дети могут создавать свои собственные сцены песочной живописи и рассматривать их вместе с педагогом, что может привести к новому пониманию и более сбалансированной жизни. коррекции поведения в школе и дома.
В целом, арттерапия является эффективной терапевтической методикой, которая может помочь улучшить качество жизни людей, страдающих от различных психических и эмоциональных проблем.
Выводы. Арт-терапия - это терапевтический метод, который использует различные художественные формы, включая песочную живопись, скульптуру, театр и изобразительное искусство, для достижения психологического благополучия и лечения психологических и решения социальных проблем. Использование арт-терапии в школе - действенный рычаг к взаимопониманию подростков, созданию позитивной атмосферы и раскрытию творческого потенциала учащихся. При использовании песочной живописи, подростки с помощью песка и различных материалов создают образы, которые могут передавать их эмоции или переживания. Это позволяет им выразить свои чувства, не используя слова, и преодолеть эмоциональный дискомфорт, а следовательно, сбросить лишнюю напряжённость и гармонизировать отношения со сверстниками и педагогами. Скульптура и рисование также могут быть эффективными методами арт-терапии для подростков. Используя эти методы, можно выразить свои трудности или проблемы, которые им сложно рассказывать словами или просто для того, чтобы расслабиться и уменьшить стресс, погрузиться в школьную атмосферу творчества. Театральные игры и импровизационные упражнения могут помочь подросткам научиться эмпатии и социальным навыкам. При этом они могут играть роли и учиться взаимодействовать друг с другом, что важно для работы в группах в школьных мероприятиях и ощущения собственной значимости. Использование изобразительного искусства также может быть полезным. Подростки могут создавать коллажи, рисунки и другие произведения искусства, которые могут представлять их личный опыт. Это могут быть произведения, которые имеют символический или метафорический смысл. В целом, арт-терапия может быть эффективным средством для помощи подросткам в развитии личности, укрепления уверенности в себе, тренировки социальных навыков и решения социальных проблем.
Литература:
1. Абрамова, А.Г. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Г. Абрамова. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Иванова, Н.С. Художественно-творческий потенциал школьников / Н.С. Иванова, К.М. Зубрилин, К.А. Скворцов; Научно-исследовательский институт истории, экономики и права. - Москва: Издательство НИИ ИЭП, 2018. - 148 с.: ил.; 21 см. - Библиогр.
3. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. / А.А. Осипова. - Москва: Сфера, 2002. - 510 с.
4. Раздобарина, Л.А. Особенности профориентационной работы Художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета. Традиции и перспектива // Л.А. Раздобарина, К.М. Зубрилин // Наука и школа. - 2019. - № 6. - С. 96-100
Педагогика
УДК 372.881.1
преподаватель кафедры европейских языков и методики их преподавания, аспирант Реднева Татьяна Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ИНДИВИДУАЛЬНО-СВОЕОБРАЗНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ЯЗЫКОВОГО И РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В статье анализируется влияние когнитивных стилей на процесс усвоения языкового и речевого материала иностранного языка. Процесс овладения иностранным языком может протекать по-разному ввиду индивидуальных особенностей обучающихся. К таким особенностям относятся: возраст, психологические и познавательные особенности, лингвистические способности. Помимо этого, к факторам, влияющим на овладение иностранным языком, относятся когнитивные стили. В статье особое внимание уделяется двум видам когнитивных стилей: полезависимость и поленезависимость, ригидность и гибкость когнитивного контроля. Данные когнитивные стили непосредственно участвуют в процессе овладения иностранным языком, так как обусловливают когнитивную переработку учебной информации. В статье рассматривается взаимодействие когнитивных стилей и когнитивных процессов обучающихся. Индивидуальные характеристики когнитивной обработки информации представляют особую важность для процесса обучения иностранному языку. Обучающимся необходимо овладеть большим количеством языкового и речевого материала с целью успешного применения языка в процессе межкультурной коммуникации. В статье предлагаются варианты тестирования для