Научная статья на тему 'АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1401
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ТЕРАПИЯ ИСКУССТВОМ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барчан Алина Сергеевна, Стукаленко Нина Михайловна

В статье рассматривается проблема девиантного поведения подростков и его коррекция с помощью арт-терапии. Авторами рассмотрено современное понимание метода арт-терапии и отмечены значимые преимущества арт-терапии. В статье продемонстрирована полифункциональность арт-терапии, которая позволяет использовать ее техники и упражнения в решении широкого спектра проблем. Определены основные задачи и функции метода арт-терапии, описываются возможности арт-терапии в психокоррекционной практике, и ее значимость на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.9

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПОДРОСТКОВ

Барчан А.С., Стукаленко Н.М.

НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова» (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассматривается проблема девиантного поведения подростков и его коррекция с помощью арт-терапии. Авторами рассмотрено современное понимание метода арт-терапии и отмечены значимые преимущества арт-терапии. В статье продемонстрирована полифункциональность арт-терапии, которая позволяет использовать ее техники и упражнения в решении широкого спектра проблем. Определены основные задачи и функции метода арт-терапии, описываются возможности арт-терапии в психокоррекционной практике, и ее значимость на сегодняшний день.

Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, терапия искусством, психокоррекция, арт-терапия.

Одна из самых актуальных проблем современного общества - рост девиантного поведения среди подростков. Преступность значительно выросла в последние годы, особенно среди несовершеннолетних. В этом случае девиантное поведение среди подростков выступает одной из центральных проблем современной педагогики и психологии. При изучении девиантного поведения особое внимание уделяется изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможности предотвращения и преодоления. Внутренний мир подростка с девиантным поведением сложен и многогранен, чтобы разобраться в причинах отклонения, необходимо внимательно изучить особенности его характера.

Многие психологи, социологи, педагоги, ученые и практики пытаются воздействовать на факторы, которые способствуют развитию девиантного поведения у подростков, для того чтобы поведенческие расстройства у подростков не стали привычным образом жизни для них, методы коррекции предотвращают такие негативные проявления личного поведения в образовательном учреждении. В современном мире девиантное поведение способно в значительной степени влиять на личностный рост подростков, что лежит в основе такой области коррекционной педагогики, как арт-терапия.

Арт-терапия - это форма психотерапии, специализированная и основанная на художественном искусстве и творчестве. Данная область психологии может быть эффективным методом коррекционной работы с подростками, имеющими отклонения в поведении [1].

Арт-терапия может быть эффективным средством исправления подростковых проблем, а также гуманным методом диагностики и анализа. В литературе термин девиантное поведение (в переводе с латинского deviatio - отклонение) часто означает устойчивое поведение личности, отличающееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм [2].

Отклонение особенно заметно в подростковом возрасте, в то время, когда человек интегрирован в процесс формирования ценностей, отношения к будущему, интересов и потребностей, а также в систему различных отношений, которые особо влияют на его самопознание и самооценку. Своеобразие подросткового возраста делает его представителей особо ранимыми к

различным социальным деформациям в обществе, к педагогическим ошибкам педагогов. Что касается сферы саморегуляции, то она пока находится на уровне примитивной лексики. Нравственные категории пока еще не включены в сферу личностных смыслов и потому не выполняют роль регуляторов поведения подростков [3].

С гуманистической точки зрения возможности коррекции арт-терапии связаны с предоставлением подросткам практически неограниченных возможностей для самовыражения и самопознания в творческих продуктах, подтверждающих и распознающих их «я». Созданные ребенком продукты, которые отражают его эмоциональное отношение к миру, облегчают процесс общения и устанавливают отношения с другими важными людьми [4].

Использование арт-терапии основано на том, что внутреннее «я» человека отражается в его творчестве. Рисуя, подросток не только убегает от нервозности, беспокойства, агрессии, неуверенности в себе и других внутренних проблем, но также обретает уверенность в себе и успех, и связанный с этим положительный опыт и поведенческие модели. Поэтому в системе психолого-педагогической помощи на этих детей можно воздействовать методом арт-терапии.

Направление арт-терапии в психокоррекции девиантного поведения ориентировано на внутренний творческий потенциал личности каждого подростка. Это часто позволяет исправить эмоциональные, поведенческие и интеллектуальные расстройства и недостатки ребенка [5].

Координирование формирования личности подростка путем самовыражения и самопознания, является одной из главных целей арт-терапии. В основе классического психоанализа, центральным механизмом корректирующего действия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению швейцарского психолога Карл Юнга, арт-терапия, в частности использование легенд, мифов и искусства, значительно облегчает процесс личностного становления человека, которое основывается на установлении идеального баланса между бессознательным и сознательным «Я». Одним из важных методов арт-терапевтического взаимодействия становится техника активного воображения, которая в свою очередь ставит самой целью, свести сознание и бессознательное лицом к лицу и объединить их друг с другом с помощью эффективного взаимодействия.

Задачи арт-терапии:

1) определить социально приемлемую точку агрессии и других негативных эмоций (работа с рисунками, картинами, скульптурами - безопасный способ выпустить «пар» и снизить стресс);

2) упростить процесс лечения (бессознательные внутренние конфликты и переживания зачастую проще и легче продемонстрировать с помощью визуальных образов, чем с помощью вербальной коррекции, невербальное общение легко снимает «цензуру» сознания);

3) получение материала для пояснительных и диагностических заключений (художественные изделия относительно долговечны, и заказчик не может отрицать их существования; содержание и стиль оформления позволяет получить информацию о подростке, которая поможет объяснить его работу);

4) проработать мысли и чувства, которые обычно ребенок привык подавлять (иногда невербальные средства являются единственным средством, с помощью которого можно выразить и объяснить сильные чувства и убеждения);

5) улучшение коммуникации между психологом и ребенком (совместное участие в занятиях искусством развивает отношения сочувствия и взаимного принятия);

6) развитие чувства внутреннего контроля (рисование, раскрашивание или лепка включает в себя расположение цветов и форм);

7) обратить внимание на чувства и эмоции (уроки изобразительного искусства предлагают многочисленные возможности поэкспериментировать с кинестетическими и визуальными ощущениями и развить способность их воспринимать);

8) развитие чувства собственного достоинства и художественных способностей; побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, возникающее в результате выявления скрытых талантов и их развития [6].

Возможности коррекции поведения подростков, с помощью искусства в основном связаны с тем, что оно является центральным источником новых положительных эмоций, чувств и

впечатлений для детей, а также создает новые творческие потребности и способы их удовлетворения в различных формах. А повышение эстетических потребностей подростков, активизация потенциала и художественно-практического творчества ребенка - это реализация психолого-педагогической деятельности искусства. Психолого-педагогическое направление реабилитационной, профилактической и коррекционной работы с подростками через искусство осуществляется двумя способами:

- с помощью воспитания способности эстетически воспринимать истину как в жизни, так и через произведения искусства;

- посредством деятельности, связанной с искусством (театральной, художественно-устной, музыкальной, визуальной).

Искусство, выступая фактором художественного развития, влияет на эмоциональную и чувственную сферу ребенка, выполняя коммуникативную, регулирующую, и катарсистическую функции. Привлечение подростков в художественную деятельность совместно со сверстниками и взрослыми расширяет их социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает профилактику, коррекцию и реабилитацию коммуникативных расстройств и девиантного поведения [7].

Выделяют несколько основных функций арт-терапии:

- катаристическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний и эмоций);

- регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

- коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирования адекватной самооценки и межличностного поведения);

- профилактическая.

В современной литературе арт-технологии делят на две основных группы по форме проведения: индивидуальные и групповые.

В арт-терапии для подростков, имеющих незначительные психические проблемы и расстройства, для дальнейшей профилактической и коррекционной работы подходят именно индивидуальные формы работы. В начале проведения индивидуальных арт-технологий подростку необходимо объяснить, в чём будет заключаться совместная работа, что подросток может и чего не может делать. Часто случается так, что подросток может попытаться уничтожить свою работу - как ту, над которой он работает в настоящий момент, так и одну или несколько ранее им созданных. Это может отражать тот или иной болезненный для него опыт, который он не может пока интегрировать, либо явный тяжелый внутренний конфликт. В большинстве случаев, этому не стоит препятствовать, но в это же время необходимо выяснить причину, с чем связано данное желание подростка. Индивидуальная коррекция путем арт-технологической работы может продолжаться на протяжении довольно долгого времени. В большинстве случаях это несколько месяцев или даже несколько лет. Нежелательно внезапное прекращение работы, оставляющее подростка «незащищённым». Завершение работы обозначает некий личностный «рост», совершившийся в подростке за тот или иной промежуток времени [8].

В настоящее время групповые формы арт-технологической работы пользуются также большой популярностью. Как всякий коррекционный метод, групповая арт-технология имеет своей целью определенные изменения в состоянии и социальном поведении участников группы.

Педагог-психолог в своей практической индивидуальной коррекционной работе может использовать различные методы и технологии арт-терапии такие как: коллаж, мандала-терапию, музыкотерапию, сказкатерапию, логотерапию, мориотерапию и т.д. Рассмотрим некоторые из них.

Использование техники коллажа зачастую помогает подросткам преодолеть робость, связанную с отсутствием «художественного таланта» и умений. Помимо того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт подросткам уверенность и чувство защищённости, по той причине, что они не так сопоставляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании.

Метод разговорной психотерапии - логотерапия - это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний.

Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к эмпатии, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях [9].

Музыкотерапия - подразумевает использование при проведении коррекционной работы, музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для тех подростков, которые крайне тревожны, беспокойны, испытывают страхи и напряжение проводится простое прослушивание музыки, которое сочетается с выполнением заданий [10].

Музыка как терапевтическое средство, по данным исследований отечественных и зарубежных учёных, регулирует настроение, улучшает настроение и самочувствие, стимулирует волю к выздоровлению. Это объясняется естественной потребностью человека в восприятии музыки, безвредностью, доступностью, простотой выбора музыкальных произведений. Большой успех наблюдается при сочетании «арт» и танцевально-двигательных технологий.

Безусловно, необходимо принять во внимание принципы и процедуры игровой психотерапии. Игровой характер многих арт-технологических упражнений и методов помогает обеспечить систему координат, отличающуюся от той, что используется в повседневной жизни. С помощью таких игр открываются возможности для непрямого обращения к насущным проблемам, непосредственное обсуждение которых было бы слишком болезненным. Являясь серьезным делом, они одновременно могут быть для детей источником радости и веселья. Ещё одно важное обстоятельство - творчество самого педагога-психолога. В связи с этим, можно отметить высокую степень творческой свободы, гибкость в использовании времени, средств, материалов, приёмов и техник в арт-технологическом процессе. На самом деле, психолог каждый раз по-новому выстраивает свою работу в зависимости от выявленной проблемы.

Таким образом, можно сделать вывод, что включение в работу педагога-психолога с подростками с отклоняющимся поведением элементов арт-терапии будет способствовать эффективной коррекции девиантного поведения, снижению негативных эмоциональных состояний, сохранению психологического здоровья подростков, улучшению учебной мотивации, повышению работоспособности, стабилизации внимания и памяти, а также снижению риска возникновения девиаций в их поведении.

Библиографический список

1. Думов С. Б. К вопросу создания системы профилактической работы с несовершеннолетними девиантного поведения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2010. - № 1. С. 15-19.

2. Тигунцева Н. Девиантное поведение в подростковом возрасте: теория и практика. Учебное пособие. - Иркутск, 2013. 143 с.

3. Копытин А. И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. -М.: Когито-Центр, 2007. 197 с.

4. Кузьмина Н. Е. Эффективность психологических средств коррекции личностных качеств, определяющих девиантное поведение подростков // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 2009. № 5. С. 120-127.

5. Шабышева Ю.Е. Психологические средства коррекции дезадаптивного поведения подростков: дис канд. психол. наук. - Омск, 2006. 204 с.

6. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: СФЕРА, 2002. 510 с.

7. Малкиоди К. Палитра души. Преобразующая сила искусства: путь к здоровью и благополучию. - К.: «София»; М.: ИД «София», 2004.

8. Медведева Е.А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М.: Академия, 2001. 248 с.

9. Колошина Т. Ю., Трусь А. А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. — СПб.: Речь, 2010. 189 а

10. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — СПб.: Речь, 2007. 17 с.

Барчан Алина Сергеевна, магистрант, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан). e-mail: vvv.alina18@mail.ru

Стукаленко Нина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан). e-mail: nms.nina@mail.ru

Дата поступления статьи: 15.02.2022

© Барчан А С., Стукаленко Н.М., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.