Научная статья на тему 'АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ С ОРФАННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЧЕРЕЗ АУТЕНТИЧНЫЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ'

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ С ОРФАННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЧЕРЕЗ АУТЕНТИЧНЫЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-терапевтическое сопровождение / орфанные заболевания / стартап-проект / цифровые технологии / национальная безопасность / духовная сфера / арт-терапия / упражнения с аутентичными движениями / активация адаптационных ресурсов / танец / хореография / art-therapeutic support / orphan diseases / startup project / digital technologies / national security / spiritual sphere / art therapy / exercises with authentic movements / activation of adaptive resources / dance / choreography

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рыбасова Юлия Юрьевна, Новгородова Елена Евгеньевна, Ситдикова Гульназ Ринатовна

В рамках современных глобальных потрясений заботой Российского государства стала национальная безопасность и здоровье граждан нашей страны. Изученные источники свидетельствуют о том, что в перспективе важна роль здорового образа жизни молодого поколения. Однако нельзя забывать о том, что государство и его граждане еще лучше и качественнее будут жить, если забота окажет положительный эффект лицам, имеющим определенные заболевания, например, такие как редкие (орфанные) заболевания. Методологической основой исследования явился стартап-проект «Миру танца быть», проводимый в рамках акселерационной программы «Цифровая арт-терапия». Основные результаты состоят в изучении нормативно-правовой базы, которая выступает гарантом защиты лиц с орфанными заболеваниями, социально-культурные и духовно-творческие программы, специально разработанные в рамках помощи и социализации людям с данными заболеваниями. В этой связи, определяющей является не только роль врачей-педиатров, работающих в медицинских организациях первого и второго уровней, но и специалистов социально-культурной сферы (социальные педагоги, педагоги хореографического искусства, педагоги социально-культурной деятельности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рыбасова Юлия Юрьевна, Новгородова Елена Евгеньевна, Ситдикова Гульназ Ринатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-THERAPEUTIC SUPPORT OF PEOPLE WITH ORPHAN DISEASES THROUGH AUTHENTIC DANCE EXER-CISES

Within the framework of modern global upheavals, the national security and health of the citizens of our country have become the concern of the Russian state. The studied sources indicate that the role of a healthy lifestyle of the younger generation is important in the future. However, we must not forget that the state and its citizens will live even better and better if care has a positive effect on people with certain diseases, for example, such as rare (orphan) diseases. The methodological basis of the research was the startup project «The World of Dance should be», conducted within the framework of the acceleration program «Digital Art Therapy». The main results consist in the study of the regulatory framework, which acts as a guarantor of the protection of persons with orphan diseases, socio-cultural and spiritual-creative programs specially developed in the framework of assistance and socialization for people with orphan diseases. In this regard, the determining role is not only the role of pediatricians working in medical organizations of the first and second levels and also from specialists in the socio-cultural sphere (social educators, teachers of choreographic art, teachers of socio-cultural activities).

Текст научной работы на тему «АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ С ОРФАННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЧЕРЕЗ АУТЕНТИЧНЫЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

8. Электронный учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР). - Режим доступа: Ьйр://умксипр.рф/ (дата обращения: 19.02.2023).

References:

1. Brajtman A.D., Bejker B.L. Put' k nezavisimosti: obuchenie detej s osobennostyami razvitiya by'tovy'm na-vy'kam. - M.: Terevinf, 2000. - 320 s.

2. Vy'gotskij L. S. Detskaya psixologiya. - M.: VLADOS, 2013. - 435 s.

3. Yaroshhuk T.G. Metodicheskie rekomendacii «Pravila uxoda i prismotra za det'mi s tyazhely'mi mnozhestvenny'mi narusheniyami razvitiya. Organizaciya razvivayushhej sredy'». - Irkutsk: GAU CzPPMiSP, 2020. - 47 s.

4. Filatova I.A., Karakulova E.V. Texnologii social'no-kommunikativnoj reabilitacii i abilitacii detej s tyazhy-oly'mi i mnozhestvenny'mi narusheniyami razvitiya: metodicheskoe posobie/ Ural'skij gosudarstvenny'j peda-gogicheskij universitet. - Ekaterinburg. - 2019. - 134 s.

5. Cikoto G.V. Problemny'e deti: razvitie i korrekciya v predmetno-prakticheskoj deyatel'nosti: uchebno-metod. posobie. - Moskva: Paradigma, 2013. - 193 s.

6. Shinkarenko V.A., Eskevich D.N. Organizaciya trudovogo obucheniya uchashhixsya vtorogo otdeleniya vspomogatel'noj shkoly'. - Minsk, 2008. - 49 s.

7. Shipicyna L.M. «Neobuchaemy'j» rebenok v sem'e i obshhestve. Socializaciya detej s narusheniem intel-lekta. — 2-e izd., pererab. i dopoln. — SPb.: Rech', 2005 - 477 s.

8. E'lektronny'j uchebno-metodicheskij kompleks po razrabotke i realizacii special'noj individual'noj pro-grammy' razvitiya (SIPR). - Rezhim dostupa: http://umksipr.rf/ (data obrashheniya: 19.02.2023).

УДК 378

Ю.Ю. Рыбасова, Е.Е. Новгородова, Г.Р. Ситдикова

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ С ОРФАННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЧЕРЕЗ АУТЕНТИЧНЫЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

В рамках современных глобальных потрясений заботой Российского государства стала национальная безопасность и здоровье граждан нашей страны. Изученные источники свидетельствуют о том, что в перспективе важна роль здорового образа жизни молодого поколения. Однако нельзя забывать о том, что государство и его граждане еще лучше и качественнее будут жить, если забота окажет положительный эффект лицам, имеющим определенные заболевания, например, такие как редкие (орфанные) заболевания.

Методологической основой исследования явился стартап-проект «Миру танца быть», проводимый в рамках акселерационной программы «Цифровая арт-терапия». Основные результаты состоят в изучении нормативно-правовой базы, которая выступает гарантом защиты лиц с орфанными заболеваниями, социально-культурные и духовно-творческие программы, специально разработанные в рамках помощи и социализации людям с данными заболеваниями.

В этой связи, определяющей является не только роль врачей-педиатров, работающих в медицинских организациях первого и второго уровней, но и специалистов социально-культурной сферы (социальные педагоги, педагоги хореографического искусства, педагоги социально-культурной деятельности).

Ключевые слова: арт-терапевтическое сопровождение, орфанные заболевания, стартап-проект, цифровые технологии, национальная безопасность, духовная сфера, арт-терапия, упражнения с аутентичными движениями, активация адаптационных ресурсов, танец, хореография

Yulia Yu. Rybasova, Elena E. Novgorodova, Gulnaz R. Sitdikova ART-THERAPEUTIC SUPPORT OF PEOPLE WITH ORPHAN DISEASES THROUGH AUTHENTIC DANCE EXERCISES

Within the framework of modern global upheavals, the national security and health of the citizens of our country have become the concern of the Russian state. The studied sources indicate that the role of a healthy lifestyle of the younger generation is important in the future. However, we must not forget that the state and its citizens will live even better and better if care has a positive effect on people with certain diseases, for example, such as rare (orphan) diseases.

The methodological basis of the research was the startup project «The World of Dance should be», conducted within the framework of the acceleration program «Digital Art Therapy». The main results consist in the study of the regulatory framework, which acts as a guarantor of the protection of persons with orphan diseases, socio-cultural and spiritual-creative programs specially developed in the framework of assistance and socialization for people with orphan diseases.

In this regard, the determining role is not only the role of pediatricians working in medical organizations of the first and second levels and also from specialists in the socio-cultural sphere (social educators, teachers of choreographic art, teachers of socio-cultural activities).

Key words: art-therapeutic support, orphan diseases, startup project, digital technologies, national security, spiritual sphere, art therapy, exercises with authentic movements, activation of adaptive resources, dance, choreography

Введение

Актуальность исследования продиктована тем, что в современной геополитической обстановке важно помнить: для любого государства важной задачей является укрепление национальных и духовно-культурных интересов своих граждан. В Указе Президента Российской Федерации от 20.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» в положении «сбережения народа России и развития человеческого потенциала» говорится о том, что важно формировать и создавать условия совершенствования активного участия в жизни российского общества лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья [10]. Это также имеет прямое отношение к лицам с орфанными заболеваниями, что в итоге является важным и приоритетным для развития россиян в достижении целей государственной и культурной политики в сфере сбережения народов России.

Как свидетельствуют нормативно-правовые и научные источники, необходимо создать определенные условия для повышения уровня здоровья современного молодого поколения. Наша точка зрения такова, что в рамках современных глобальных потрясений, государство и российский народ не должны забывать о том, что здоровье молодых россиян - это один из приоритетов безопасности общества, стабильности и благополучия при развитии лиц, имеющих редкие (орфанные) заболевания.

Поэтому, на наш взгляд, важно создать условия для социализации и ведения активного образа жизни, что позволит эффективно реализовывать себя «по принципу равенства прав и возможностей жизненной и профессиональной самореализации» [4].

Как свидетельствует мировая практика, необходимо принимать соответствующие меры поддержки, которые связаны с диагностикой, лечением, терапией и социальным обеспечением лиц, имеющих орфанные заболевания. Также важно, как со стороны государства, так и других социальных институтов, находить ресурсы, которые способны обеспечить больных с редкими заболеваниями качественными условиями для социализации их в обществе здоровых людей. В «Стратегии государственной культурной политики на пери-

од до 2030 года» отводится важная роль понятию «духовная сфера», которая понимается как система взаимоотношений и представлений о мире и человеке, культурно-духовных ценностях и взаимопомощи [6].

Российская Федерация предпринимает все попытки целенаправленно вести работу по совершенствованию терапии для лиц, имеющих редкие орфанные заболевания. Опыт этой работы в отдельных субъектах Российской Федерации обобщен и представлен в Распоряжении Правительства Российской Федерации, утвердившем «Концепцию развития ранней помощи на период до 2020 года»

[7].

В данном документе говорится о том, что актуальной задачей является необходимость разработки эффективной модели оказания помощи детям, страдающим редкими орфан-ными заболеваниями и их родителям с учетом особенностей субъекта Российской Федерации [2].

Материалы и методы

Материалами для написания статьи стали публикации в научных журналах, диссертационные и монографические исследования по изучаемому вопросу, анализ зарубежной научно-исследовательской мысли и нормативно-правовые документы.

Были использованы методы анализа документов, изучены и предложены современные инновационные технологии, в частности цифровые технологии.

Литературный обзор

В последние годы проявляется интерес к такой значимой проблеме как редкие (орфан-ные) заболевания. Об этом свидетельствуют научные исследования, различные социальные программы, с помощью которых изучается и анализируется характер редких (орфан-ных) заболеваний, диагностика, возможность лечения (терапия) и социализация лиц, имеющих данное заболевание.

Кравчук Ж.П. и Румянцева О.В. в своих научных исследованиях говорят о том, что современные социальные организации, осуществляя поддержку научных проектов, предлагают выбор методов исследования. Проанализированная статистика свидетельствует о том, что необходимо предложить арт-терапевтическое сопровождение, условия терапии, реабилитации и социализации для

лиц, имеющих редкие (орфанные) заболевания, и поддержать их в социуме [8].

Волкова Н.С. и Аксу Эльвина считают, что каждое государство, регламентируя этот вопрос, исходит из сложившейся системы взаимоотношений здравоохранения, финансовых ресурсов, фармацевтической стороны и куль-турно-досуговых мероприятий.

Принятие правильных решений - это результат как самого государства, так и взаимодействия с общественными организациями, социальными институтами в целях осуществления арт-терапевтического сопровождения лиц, имеющих орфанные заболевания [3].

Косяков Н.В. предлагает для лиц, имеющих редкие (орфанные) заболевания, поддерживающую терапию для корректировки социального поведения, то есть занятия лечебной физкультурой, санаторно-курортное лечение и даже, возможно, предложить им арт-терапию [9].

Результаты

В рамках акселерационной программы «Цифровая арт-терапия», проводимой на базе Казанского государственного института культуры, студенты направления подготовки «Педагогика хореографии» подготовили стартап-проект «Миру танца быть».

Танец является элементом спонтанного невербального поведения человека. Он может выявить скрытые социальные и психологические проблемы личности, ее эмоциональное состояние, невыраженные переживания, вытесненные травмирующими событиями.

В танце ярко проявляется индивидуальность, так как в движении заложены отпечатки многих жизненных событий. Это может быть исторический период жизни человека; местность, в которой находится танцующий; одежда; статус и социальная принадлежность. Через танец можно изменить психологическое состояние личности, черты ее характера, стать дружелюбным и незамкнутым.

Среди редких (орфанных) заболеваний мы выбрали гемофилию (царскую болезнь), ги-пофизарный нанизм (карликовость) и лиц с иммунодефицитным заболеванием.

Изученный нами материал по арт-терапевтическому сопровождению лиц с ор-фанными заболеваниями через аутентичные танцевальные упражнения показал следующее. Для людей, которые с самого своего рождения имеют редкие заболевания, необходимо открыть мир танца, дать им понять, что символический образ танца способен помочь эмоционально раскрыться и увидеть себя в

совершенно ином мире. Смысл танцевальных упражнений - это приобретение жизненного опыта через переживания, проработка эмоционального зажима через двигательные проявления. И на выходе через более точное и ясное восприятие себя и других происходит развитие самосознания.

Во время защиты своего проекта студенты рассказали о практических танцевальных упражнениях, которые они могли бы применить в работе с лицами, имеющими редкие (орфанные) заболевания. Танцевальная игра как часть танцевального упражнения дает возможность лицам с редкими орфанными заболеваниями перебороть свою агрессию и страх перед трудными жизненными ситуациями, проконтролировать внутренние и внешние ощущения. Людям с орфанными заболеваниями важно научиться разъяснять двига-тельно-моторные действия, устанавливать правильно , с помощью танца, межличностную коммуникацию, развивать свою способность к творчеству и получать чувственное удовлетворение.

В виде примера представим упражнение -танец «5 ритмов». С помощью данного упражнения происходит снятие мышечных зажимов, развивается умение выражать свои эмоции с помощью танцевального движения. Для этого упражнения мы подбираем музыку, в частности, предлагаем альбом «Пять ритмов» Габриэлы Рот. Суть танцевального упражнения - поочередное прослушивание пяти мелодий разного характера:

1 мелодия - флоуинг, в которой мы слышим и наблюдаем в танце текучесть - плавность. В танце воплощаются нерезкие движения, созвучные с неторопливостью, мягкостью, переходящие из одного плавного состояния в другое.

2 мелодия - стаккато, показывает нам импульсивность музыки, в движении танца наблюдаются резкие, рубящие движения с силой, четкостью и энергией.

3 мелодия: «Хаос» - это хаотичный набор звуков музыки и обрывистые незаконченные движения, постоянно меняющиеся в танце.

4 мелодия: «Лиричность» - лирическая, плавная мелодия, тонкие, изящные, легкие движения в хореографии танца.

5 мелодия: «Полет бабочки» - стилнесс. Это покой, неподвижность и спокойная, тихая музыка. Танцующий постепенно замедляет свои движения, превращаясь в пульсирующую статую.

С помощью этого упражнения происходит

процесс арт-терапии, который способствует активации адаптационных ресурсов, а также диагностическая часть работы с лицами, имеющими редкие (орфанные) заболевания.

Обсуждение

Сегодня актуально говорить о применении цифровых технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Важно отметить доступность и мобильность танцевальных постановок в цифровой плоскости [5].

Мы обратились к хореографии Анжелики Холиной. Она предлагает свои хореодрамы, в которых рассказывается о непростых человеческих отношениях, в них достигается накал острых эмоций, переходящих в страсть и порочность отношений. Соединяя хореодрамы с цифровыми технологиями, зрители, которые находятся в зале театра, погружаются в эстетику чувств, плача, радости, эйфории. Цифровые технологии создают метаморфозы литературных произведений в форме хореографических текстов [1].

Пластика человеческого тела в синтезе цифрового варианта созерцаема и реальна в сценическом пространстве. Иными словами, цифровые технологии одновременно приближают зрителя к стилистике хореографических спектаклей, провоцируя желание и

отдаляют от соприкосновения с настоящим, так как это виртуальная красота танцевальных композиций.

Заключение

Мир танца обладает потрясающим свойством в плане преодоления человеком любого стресса и заболевания. Это возможно потому, что в процессе танцевального творчества высвобождается внутренний потенциал человека. Педагог-хореограф своего подопечного сопровождает, пытается показать, как аутентичные танцевальные упражнения способны активизировать интеллектуальные и физические способности. Техника танцевальной терапии позволяет педагогу работать с мышечной тканью и проникать в духовный мир своего пациента. Происходит концентрация взаимоотношений души и тела в пластических формах движения.

Поэтому использование аутентичных танцевальных упражнений для лиц с редкими (орфанными) заболеваниями, такими как гемофилия (царская болезнь), гипофизарный нанизм (карликовость), иммунодефицитные заболевания - это ресурс адаптации, сопровождения и терапии: научить переживать, распознавать, адекватно выражать свои чувства и конфликты на кинестетическом уровне.

увидеть, и стать частью его, и в то же время

Литература:

1. Анжелика Холина: «Правда о человеке лишь в его творчестве» [Электронный ресурс]. - URL: https://teatral-online.ru/news/29349/ (дата обращения: 08.01.2023).

2. Витковская И.П. Совершенствование помощи детям с орфанными заболеваниями и их родителям в Москве [Электронный ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения.-2018.-№3.-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-pomoschi-detyam-s-orfannymi-zabolevaniyami-i-ih-roditelyam-v-moskve (дата обращения: 07.01.2023).

3. Волкова Н.С., Аксу Э. Редкие (орфанные) заболевания: правовое регулирование в России и за рубежом // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2018. - № 4(71). - С. 154 - 160.

4. Гафиатулина Н.Х., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Социальное здоровье российской молодежи как объект государственной молодежной политики // Гуманитарные, социально -экономические и общественные науки. - 2017. - № 3. - С.38-41.

5. Калимуллин Д.Д., Павлинов А.В. Цифровые технологии модернизации воспитания студентов вузов // Вестник Казанского государственного университета культуры. - 2022. - № 4. - С. 63-68.

6. Комиссаров С.Н., Солдатов В.М. Культурная политика и социальная политика в регионах Российской Федерации // Социологическая наука и социальная практика. - 2018. - Т.6, № 4(24). - С. 29-40.

7. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2016 г. № 1839-р). [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71381134/ (дата обращения: 08.01.2023).

8. Кравчук Ж.П., Румянцева О.А. Орфанные заболевания: определение, проблемы, перспективы // Проблемы здоровья и экологии. - 2013. - № 4(38). - С. 7-11.

9. Косяков Н.В. Медико-социальные аспекты больных орфанными заболеваниями // Журнал научных статей здоровья и образование в XXI веке. - 2018. - Т. 20, № 2. - С. 50-54.

10. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 08.01.2023).

References:

1. Anzhelika Xolina: «Pravda o cheloveke lish" v ego tvorchestve» [E'lektronny'j resurs]. - URL: https://teatral-online.ru/news/29349/ (data obrashheniya: 08.01.2023).

2. Vitkovskaya I.P. Sovershenstvovanie pomoshhi detyam s orfanny'mi zabolevaniyami i ix roditelyam v Moskve [E'lektronny'j resurs] // SociaFny'e aspekty' zdorov'ya naseleniya.-2018.-№3.-URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sovershenstvovanie-pomoschi-detyam-s-orfannymi-zabolevaniyami-i-ih" roditelyam-v-moskve (data obrashheniya: 07.01.2023).

3. Volkova N.S., Aksu E\ Redkie (orfanny'e) zabolevaniya: pravovoe regulirovanie v Rossii i za rubezhom // Zhurnal zarubezhnogo zakonodateFstva i sravniteFnogo pravovedeniya. - 2018. - № 4(71). - S. 154 - 160.

4. Gafiatulina N.X., Krotov D.V., Samy'gin S.I. SociaFnoe zdorov'e rossijskoj molodezhi kak ob"ekt gosudarst-vennoj molodezhnoj politiki // Gumanitarny'e, sociaPno -e'konomicheskie i obshhestvenny'e nauki. - 2017. - № 3. - S.38-41.

5. Kalimullin D.D., Pavlinov A.V. Cifrovy'e texnologii modernizacii vospitaniya studentov vuzov // Vestnik Ka-zanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury'. - 2022. - № 4. - S. 63-68.

6. Komissarov S.N., Soldatov V.M. KuPturnaya politika i sociaFnaya politika v regionax Rossijskoj Federacii // Sociologicheskaya nauka i sociaPnaya praktika. - 2018. - T.6, № 4(24). - S. 29-40.

7. Koncepciya razvitiya rannej pomoshhi v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda (utv. rasporyazheni-em PravitePstva RF ot 31 avgusta 2016 g. № 1839-r). [E'lektronny'j resurs].- Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71381134/ (data obrashheniya: 08.01.2023).

8. Kravchuk Zh.P., Rumyanceva O.A. Orfanny'e zabolevaniya: opredelenie, problemy\ perspektivy' // Prob-lemy' zdorovya i e'kologii. - 2013. - № 4(38). - S. 7-11.

9. Kosyakov N.V. Mediko-sociaFny'e aspekty' bol'ny'x orfanny'mi zabolevaniyami // Zhurnal nauchny'x statej zdorov'ya i obrazovanie v XXI veke. - 2018. - T. 20, № 2. - S. 50-54.

10. Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 № 400 «O Strategii nacionaPnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» [E'lektronny'j resurs].- Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (data obrashheniya: 08.01.2023).

УДК 81-22

Р.Я. Абдрахманова, Е.В. Крепкогорская ИСТОЧНИКИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Известно, что пословицы и поговорки являются проявлением творчества народа и важной частью литературного языка. Для учащихся, интересующихся и любящих язык, они являются не только источником объективной информации о народе, его обычаях, традициях, нравах и ценностях, но и источником эстетического наслаждения.

Ключевые слова: пословицы, источник объективной информации, моральный кодекс жизненных правил, народное творчество

Ramilya Ya. Abdrakhmanova, Evgeniya V. Krepkogorskaya SOURCES OF FOLK ART AS A MEANS OF LEARNING ENGLISH

It is known that proverbs and sayings are a manifestation of folk art and an important part of the literary language. For students who are interested in language and love it, they are not only a source of objective information about the people, their customs, traditions, manners and values, but also a source of aesthetic pleasure.

Key words: proverb, source of objective information, moral code of life, folk art

Introduction

Proverbs and sayings originated as a genre of folk poetry in ancient times. There is an opinion that for many centuries they have played a domestic and literary and artistic role, merging into folk culture. Proverbs and sayings reflect folk wisdom, the moral code of rules of life. They reflect the broad layers of life and play an educational role. They capture the experience of the people. The subjects of proverbs and sayings are very diverse. They express an understanding of the basics of life, historical events, family relations, love and friendship, condemn human vices and praise virtues (sobriety, modesty, intelligence, diligence), as well as other moral qualities of a person. It is due to their imagery, emotionali-

ty and brightness that proverbs and sayings are often found in various texts in English.

Materials and methods

To solve the tasks and verify the initial assumptions a set of methods was used:

- theoretical methods: theoretical analysis and synthesis of pedagogical, psychological, sociological, scientific and methodological literature on the problem of research, generalization, comparison;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- interactive methods (games, creative tasks).

Theoretical analysis of scientific and educational literature showed that proverbs and sayings help to maintain interest in the study of English, as the knowledge of proverbs and sayings of the people contributes not only to a better

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.