Научная статья на тему 'АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ'

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-терапия / метод / коррекция / тревожность / выпускник средней школы / art therapy / method / correction / anxiety / high school graduate

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скавычева Елена Николаевна, Сегова Татьяна Дмитриевна

В статье заключена проблема коррекции тревожности у выпускников средней школы. Авторами статьи обусловлен выбор ключевого определения проблемы, на которое они опираются. На основе изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы выявлены сущность тревожности выпускников. Также определены особенности коррекции тревожности у выпускников средней школы. Помимо этого, в статье предложены и охарактеризованы направления работы психолога по коррекции тревожности у выпускников средней школы. Кроме того, авторами статьи описаны возможности методов арт-терапии в коррекции тревожности обучающихся выпускных классов. Выделенные методы арт-терапии подкреплены научным обоснованием, что позволяет специалисту реализовать конкретные арт-терапевтические методы в профессиональной деятельности в условиях общеобразовательной организации. Новизна статьи, в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению, заключается в том, что выявлены и охарактеризованы возможности методов арт-терапии в коррекции тревожности у выпускников средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the problem of correction of anxiety among high school graduates. The authors of the article determined the choice of the key definition of the problem, on which they rely. Based on the study and analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, the essence of graduates' anxiety was revealed. The features of correction of anxiety among high school graduates are also determined. In addition, the article proposes and characterizes the work of a psychologist in the correction of anxiety among high school graduates. In addition, the authors of the article describe the possibilities of art therapy methods in the correction of anxiety in graduate students. The selected methods of art therapy are supported by scientific justification, which allows the specialist to implement specific art therapy methods in professional activities in the context of a general educational organization. The novelty of the article, in comparison with others related in subject matter and purpose, lies in the fact that the possibilities of art therapy methods in the correction of anxiety among high school graduates are identified and characterized.

Текст научной работы на тему «АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ»

5. Маек, М. Женщина, у которой есть план / Мейк Маек; перев. с англ. Д.Э. Ключаревой. - М.: Эксмо, 2020. - 208 с.

6. Фрейд, 3. Психология бессознательного / Зигмунд Фрейд; перев. с нем. Г.В. Барышниковой. - М.: Изд-во ACT: Хранитель, 2007. - 605 с.

7. Юнг, К.Г. Отношение между эго и бессознательным / Карл Густов Юнг; перев. А Чечиной. - М.: Издательство ACT, 2022. - 320 с.

Психология

УДК 159.96

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил); кандидат педагогических наук, доцент Сегова Татьяна Дмитриевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье заключена проблема коррекции тревожности у выпускников средней школы. Авторами статьи обусловлен выбор ключевого определения проблемы, на которое они опираются. На основе изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы выявлены сущность тревожности выпускников. Также определены особенности коррекции тревожности у выпускников средней школы. Помимо этого, в статье предложены и охарактеризованы направления работы психолога по коррекции тревожности у выпускников средней школы. Кроме того, авторами статьи описаны возможности методов арт-терапии в коррекции тревожности обучающихся выпускных классов. Выделенные методы арт-терапии подкреплены научным обоснованием, что позволяет специалисту реализовать конкретные арт-терапевтические методы в профессиональной деятельности в условиях общеобразовательной организации. Новизна статьи, в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению, заключается в том, что выявлены и охарактеризованы возможности методов арт-терапии в коррекции тревожности у выпускников средней школы.

Ключевые слова: арт-терапия, метод, коррекция, тревожность, выпускник средней школы.

Annotation. The article contains the problem of correction of anxiety among high school graduates. The authors of the article determined the choice of the key definition of the problem, on which they rely. Based on the study and analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, the essence of graduates' anxiety was revealed. The features of correction of anxiety among high school graduates are also determined. In addition, the article proposes and characterizes the work of a psychologist in the correction of anxiety among high school graduates. In addition, the authors of the article describe the possibilities of art therapy methods in the correction of anxiety in graduate students. The selected methods of art therapy are supported by scientific justification, which allows the specialist to implement specific art therapy methods in professional activities in the context of a general educational organization. The novelty of the article, in comparison with others related in subject matter and purpose, lies in the fact that the possibilities of art therapy methods in the correction of anxiety among high school graduates are identified and characterized.

Key words: art therapy, method, correction, anxiety, high school graduate.

Введение. Учащиеся 11-х классов современных общеобразовательных школ сталкиваются со многими трудностями, которые включают: успешное освоение учебной программы, подготовку и сдачу стандартизированного государственного экзамена, успешное общение среди сверстников, выбор профессии. Решение таких задач сопряжено с высокой степенью ответственности со стороны самих школьников. Осознание высокой ответственности приводит к опасениям за правильность принимаемых решений, боязни ошибиться, психологическому напряжению в отношениях. Переживаемые психические состояния могут негативно сказаться на успеваемости выпускников средней школы.

Чрезмерная учебная нагрузка и психологическое напряжение, которым подвергаются выпускники в процессе подготовки к экзамену и во время его проведения, часто приводят к эмоциональной слабости, проявлениям психосоматики, аддиктивному поведению, отстраненности и самоубийству. Многие исследователи описывают повышенную тестовую тревожность как негативный травмирующий фактор, вызывающий невроз, панические атаки, фрустрацию, психосоциальную дезадаптацию и реактивную депрессию.

На сегодняшний день одним из наиболее актуальных средств снижения тревожности является арт-терапия. Арт-терапевтические практики Л.Д Лебедевой, А.И. Копытина, Н. Дж. Роджерс, А. Хилла и др. отличаются высокой востребованностью у психотерапевтов и психологов. Ценное свойство арт-терапии заключается в том, что этот способ снижения тревожности отличается своей мягкостью, и в то же время глубиной воздействия на человека [4]. Поскольку тревожность есть переживание эмоционального свойства, то возможности арт-терапии, как универсального способа работы с эмоциями, довольно широки.

Тревожность является предметом исследования как зарубежных, так и отечественных ученых на протяжении многих лет. О возрастании внимания ученых к явлению тревожности свидетельствуют многолетние исследования, проводимые как в нашей стране, так и за рубежом (Л.В. Бороздина, В.М. Астапов, Е.В. Вяткин, И.Ю. Гаранькова, A.M. Прихожан, Ю.Л. Ханин, 3. Фрейд, Г.С. Салливан, К. Хорни, Р. Мэй, Э. Эриксон и др.).

База арт-терапевтической работы заложена такими западными учеными, как В. Ловенфельд, Е. Кейн, Э. Крамер, М. Либманн, Д. Вудз, Р. Сильвер, Ш. Макнифф, Б. Мун. В нашей стране подобные исследования начались лишь в 90-х годах XX века, и представлены работами следующих авторов: А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская, М.С. Вальдес-Одриоссола, Л.Д. Лебедева, Ю.Е. Борздыко, О.И. Постальчук, М.Ю. Алексеева, Е.Р. Кузьмина, А.В. Гришина, Л.А. Аметовой и других.

Следует обратить внимание, что как в отечественной, так и в зарубежной литературе остаются недостаточно разработанными практические методы организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся старшего подросткового возраста с высоким уровнем тревожности, недостаточно освещены исследования и методические разработки по использованию методов арт-терапевтической направленности в рамках коррекции тревожности обучающихся выпускных классов.

Изложение основного материала статьи. Понятие «тревожность» на сегодняшний день не имеет единого четкого определения. Тревожность можно рассматривать как целесообразно-подготовительное состояние повышенного сенсорного внимания и двигательного тонуса в ситуациях, когда может возникнуть какая-либо опасность или угроза.

В рамках данной статьи мы придерживаемся определения В.М. Астаповой, которое наиболее емкое и точное с нашей точки зрения: «Тревожность - это психическое состояние, которое вызывается возможными и вероятными неприятностями, неожиданностями, изменениями в привычной обстановке и деятельности, и выражающегося в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя)» [1, С. 29].

Особую значимость проблема тревожности приобретает на этапе взросления, а именно в старшем школьном возрасте, который сопровождается пубертатным кризисом, который характеризуется развитием самосознания и формированием «Я-концепции», в связи с чем, тревожность становится устойчивым личностным образованием.

М.А. Вахнов отмечает следующее: «требования к учебной деятельности обучающихся значительно возрастают, учебная программа усложняется, нагрузка повышается. Жизненные перспективы, цели и установки в этот период подвергаются необходимости конкретизации и развития. Подросток ощущает давящую ответственность совершаемого им выбора относительно будущей профессии, напор со стороны родителей и педагогов. К тому же выпускников помещают в ситуацию соперничества, известную как сдача экзаменов ЕГЭ и конкурс при поступлении в университет» [3, С. 21].

Е.С. Юдина утверждает, что «под влиянием всех этих изменений, а также трудностей и проблем, с которыми приходится сталкиваться обучающимся выпускных классов, существует вероятность повышения уровня личностной и ситуативной тревожности, возникновение стресса, психоэмоционального напряжения, которые, в свою очередь, могут привести к повышенной агрессивности, депрессивным или аффективным состояниям» [10, С. 58].

К.В. Першина обращает внимание на то, что одним из наиболее важных факторов возникновения и развития тревожности обучающихся выпускных классов является Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Единый государственный экзамен - это новая форма итоговой оценки знаний, которая принципиально отличается от прежней формы экзамена. Единый государственный экзамен по квалификационным знаниям имеет две психолого-педагогические функции: психологическую и педагогическую. Одной из них является возможность контролировать и оценивать успех системы образования конкретной школы, другой - образовательные рекомендации, которые тесно связаны с содержанием образовательных стандартов. В то же время форма экзаменационного тестирования может усиливать страх, стресс, тревогу и эмоциональную уязвимость, что приводит к более высокому уровню предтестовой тревожности. В этом смысле старшеклассники подвергаются постоянным стрессам и психологическим перегрузкам перед очередной проверкой знаний, поскольку экзаменационные результаты служат основой для получения сертификата, поступления в высшую школу и принятия обществом [7, С. 299].

Исследования C.B. Маришина показали, что экзамены отрицательно сказываются на эмоционально-функциональном состоянии школьников. Согласно позиции автора, экзаменационный стресс, в первую очередь, считается фактором, влияющим на такие познавательные процессы, как мышление и память, а также на эффективность образовательной деятельности в целом [5, С. 49].

Обучающиеся старших классов испытывают негативные эмоциональные состояния, такие как тревога, страх и плохое настроение, готовясь к контролю знаний на едином государственном экзамене. Длительные, интенсивные занятия могут привести к ухудшению физического состояния, снижению познавательной активности и менее продуктивной учебной деятельности обучающихся, что может сказаться на более низких результатах экзаменов. На основании вышеизложенного, особую значимость приобретает проблема поиска наиболее эффективных методов коррекции тревожности обучающихся выпускных классов.

Коррекция тревожности у выпускников средней школы является актуальной задачей, поскольку позволяет им справиться со стрессорами, улучшить психологическое и физическое здоровье, повысить социальную активность и улучшить академическую успеваемость. Поэтому, коррекция тревожности у выпускников средней школы является необходимой задачей современной педагогики.

Коррекция тревожности - это процесс изменения уровня тревожности в сторону уменьшения или устранения ее проявлений. Целью коррекции тревожности является уменьшение уровня тревожности и улучшение качества жизни человека, а также улучшение его функционирования в социальной и профессиональной сферах. В отношении выпускников средней школы коррекция тревожности может помочь им преодолеть страх перед экзаменами, снизить уровень тревожности в период перехода во взрослую жизнь и облегчить адаптацию к новым условиям жизни.

Работа психолога по коррекции тревожности у выпускников включает несколько направлений:

1. Индивидуальная работа. В рамках данного направления психолог работает с обучающимся один на один, проводя диагностику уровня тревожности и разрабатывая индивидуальный план коррекции. Основная цель — помочь ученику осознать свои эмоциональные состояния, научиться управлять своей тревожностью и развивать стратегии управления ею.

2. Групповая работа. В рамках данного направления психолог организует групповые занятия, на которых выпускники могут обсуждать свои эмоциональные проблемы и находить поддержку друг у друга. На групповых занятиях могут использоваться различные методики, такие как ролевые игры, тренинги и т.д.

3. Работа с родителями. Психолог может проводить консультации для родителей, нацеленные на то, чтобы они научились управлять своими эмоциями и эффективно поддерживать своих детей в процессе преодоления тревожности.

4. Работа со школой. В рамках данного направления психолог может проводить консультации для учителей и администрации школы по вопросам снижения уровня тревожности у выпускников, а также организовывать мероприятия для учеников, направленные на повышение эмоциональной стабильности и снижение тревожности.

Каждое из перечисленных направлений имеет свои особенности и преимущества. Индивидуальная работа с учеником позволяет психологу более детально изучить проблему конкретного человека и разработать индивидуальный план коррекции. Групповая работа помогает выпускникам находить поддержку друг у друга и развивать социальные навыки. Работа с родителями и школой позволяет распространить методы коррекции тревожности на более широкую аудиторию и создать благоприятную эмоциональную обстановку в школе.

Арт-терапия — одно из основных направлений психотерапии. С помощью этого метода можно проводить реабилитационную и лечебно-коррекционную работу. Основная цель арт-терапии - научить человека самопознанию, самовыражению и самоанализу. В цели арт-терапии входит также снижение эмоционального (физического) напряжения, развитие личности, повышение самооценки, принятие психологических проблем, гармонизация состояния человека, социальную адаптацию, улучшение эффективного общения [9, С. 166].

Возможности арт-терапевтических методов в коррекции тревожности выпускников средней школы заключаются в следующем:

1. Арт-терапия освобождает от внутренних конфликтов и сильных эмоций. Среди задач арт-терапии можно назвать: предоставление социально-приемлемого избавления от агрессивности и других негативных эмоций (работа над рисунками,

картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение); обращение к мыслям и чувствам, которые люди привыкли подавлять (иногда невербальные средства являются единственным способом выразить и проявить сильные чувства и убеждения); построение отношений между психологом и детьми (совместное участие в художественной деятельности способствует построению эмпатических отношений и взаимного принятия); развитие чувства внутреннего контроля (рисование, раскрашивание или лепка предполагают упорядочивание цвета и формы); сосредоточение внимания на ощущениях и эмоциях (занятия изобразительным искусством создают массу возможностей для развития кинестетических и зрительных чувств, а также способности к их восприятию); развитие художественных способностей и повышение самооценки (побочным продуктом арт-терапии является удовлетворение от открытия и совершенствования скрытых талантов) [2, С. 16].

Рисуночная арт-терапия (например, такие упражнения, как рисование «Ожидание-реальность», арт-терапевтическое упражнение «Мои конфликты», создание коллажа в группе) может помочь дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, интерпретировать подавленные переживания, дисциплинировать группу, повысить самооценку человека и его способность распознавать собственные чувства и эмоции.

2. Арт-терапия помогает интерпретировать подавленные переживания и дисциплинирует. Художественная арт-терапия (например, лепка на тему «Мое лицо», арт-терапевтическое упражнение «Автопортрет», арт-терапевтическое упражнение «Сад моей души») является психотерапевтическим подходом, основанным на использовании художественных материалов для выражения эмоций и переживаний. В ходе сеансов арт-терапии ребенок может создавать различные художественные произведения, например, рисунки, картины, скульптуры и т.д. Эти произведения могут служить инструментом для интерпретации вытесненных переживаний и эмоций, которые могут быть трудно выразить словами. Кроме того, арт-терапия помогает отвлечь человека от негативных эмоций и переживаний, чтобы они стали очевидными и могли быть интерпретированы.

Существует два основных механизма психологического корректирующего воздействия, характерных для методов арт-терапии: первый механизм позволяет искусству реконструировать травматическую ситуацию конфликта в особой символической форме и найти ее решение, изменяя эту ситуацию на основе творческих способностей самого субъекта; второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» [4, С. 170].

Арт-терапия (например, групповая арт-терапевтическая работа по направлениям: лепка, рисование, оригами, вышивка; рисунок «Мои возможности», «У меня внутри», рефлексия в форме арт-терапии: «Я - спокойствие») помогает повысить самооценку человека, способность распознавать свои эмоции и чувства. Продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, что, в свою очередь повышает самооценку ребенка.

Арт-терапия, как средство коррекции тревожности снимает эмоциональное, физическое, психологическое напряжение, способствует релаксации. В ходе арт-терапии происходит эффективный эмоциональный отклик человека, где творчество предлагает ему (в том числе в агрессивных проявлениях) социально приемлемые и допустимые формы; для застенчивых и замкнутых людей облегчается процесс коммуникации, предоставляются возможности для невербального контакта (опосредованного результатом арт-терапии), устраняются коммуникативные барьеры и различные приемы психологической защиты.

Творчество лиц юношеского возраста несет проективный характер. Арт-терапия (например, составление коллажа «Почему я тревожусь», рисование «Моя стратегия», «Избавление от страхов», «Мои возможности», групповой коллаж: «Наше будущее») позволяет школьникам избавиться от всех негативных мыслей и переживаний, в том числе от тревожности, а также это является отличным способом наладить взаимоотношения в коллективе [6, С. 81].

И.А. Тимофеев, И.Б. Ческидова считают, что на данном возрастном этапе аффективное воображение направлено на изживание психотравмирующих событий. Изживание происходит во время проигрывания или же рисования данных переживаний [8, С. 824]. Следовательно, метод арт-терапии является благоприятным и подходящим для старших школьников, поскольку в процессе рисования ученик способен реализовать себя, познать и выразить весь свой негатив в рисунке, с целью избавления от своих переживаний.

Выводы. Арт-терапия - это универсальный инструмент с точки зрения корректирующего и профилактического применения. При работе с обучающимися выпускных классов, демонстрирующими высокий уровень тревожности, арт-терапевтические методы могут помочь в выявлении, проживании и нивелировании их переживаний.

Арт-терапевтические методы можно использовать для высвобождения внутренних конфликтов и сильных эмоций. Данные методы помогают интерпретировать подавленные переживания и дисциплинируют, способствуют повышению самооценки, снижают эмоциональное, физическое, психологическое напряжение.

Таким образом, коррекция тревожности выпускников средней школы с помощью методов арт-терапии является важной психологической помощью, которая способствует осознанию проблем, их проживанию и отпусканию.

Литература:

1. Амантаева, Ж.Ж. Особенности личностной тревожности у подростков / Ж.Ж. Амантаева // Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. -2021. -№ 4. - С. 28-32

2. Белова, В.А. Арт-терапия в психологии / В.А. Белова, К.Г. Щербакова // Исследования в области психологии и педагогики в условиях современного мира. - Уфа: Агентство международных исследований. - 2019. - С. 15-17

3. Вахнов, М.А. Психолого-педагогические особенности учащихся старших классов средней общеобразовательной школы / М.А. Вахнов // Студенческий Universum: Сборник тезисов VI Международного «Научного диспута» магистрантов. - Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет - 2020. - С. 20-22

4. Ефремкина, И.Н. Арт-терапия как интеграция психологии и декоративно-прикладного искусства / И.Н. Ефремкина, Е.Л. Авузяк // Сборник конференции НИЦ Социосфера. - Пенза. - 2020. - № 11. - С. 169-172

5. Маришин, C.B. К проблеме адаптации старшеклассников в условиях современной школы / C.B. Маришин // Живая психология. - Изд-во: «Манускрипт». - 2022. - Т. 9. - № 4 (36). - С. 47-54

6. Новикова, М.С. Арт-терапия как метод коррекции тревожности старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ / М.С. Новикова, Н.Е. Щербакова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2020. -№ 7. - С. 78-83

7. Першина, К.В. Исследование компонентов и причин личностной тревожности современных подростков / К.В. Першина // Лучшая студенческая статья 2019. - Пенза: Изд-во «Наука и Просвещение». -2019. - С. 297- 301

8. Тимофеев, И.А. Арт-терапия как средство снижения тревожности / И.А. Тимофеев, И.Б. Ческидова // Аллея науки. -2018. - № 9 (25). - Т.1. - С. 822-828

9. Чекенева, М.В. Арт-терапия: инновационный метод психологии / М.В. Чекенева // Наука - шаг в будущее: Материалы Международной молодежной научно-практической конференции. Уфа, 22 декабря 2019 года. - Уфа: Башкирский государственный университет. - 2019. - С. 163-168

10. Юдина, Е.С. Характеристика возрастных особенностей старших школьников / Е.С. Юдина // Фундаментальные основы науки: Сборник научных трудов по материалам XV Международной научно-практической конференции, Анапа, 20 декабря 2019 года. - Анапа: «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов». - 2019. - С. 57-60

Психология

УДК 316.772.4

кандидат психологических наук, доцент Рюмина Ирина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА С РАЗНЫМ

УРОВНЕМ АФФИЛИАЦИИ

Аннотация. В статье представлена проблема исследования самоотношения подростка с разным уровнем аффилиации. Самоотношение рассматривается как важнейшая структурная составляющая самосознания, представляющая собой выражение ценностно-значимого смысла «Я» субъекта. Отмечено, что развития межличностных взаимоотношений и самоотношения играет в период подросткового возраста фундаментальное значение в становлении личности. Обозначено, что содержание самоотношения в подростковом возрасте обуславливается спецификой и характером выстраиваемых межличностных отношений, в основе которых лежит аффилиационная потребность. Аффилиационная потребность определена как необходимость в обществе других людей выстраивать значимые, доверительные отношения с окружающими. Подчёркнуто, что невыраженность потребностей в эмоционально значимом и доверительном общении в подростковом возрасте, может определять негативные тенденции развития самоотношения и самосознания подростка в целом. Представлены результаты изучения содержательных особенностей самоотношения подростков с разным уровнем афффилиации Выявлены статистически значимые различия в показателях самоотношения (открытость, саморуководство, уверенность в себе, отраженное самооотношение, самопривязанность, самоценность, самопринятие, внутренняя конфликтность, самообвинение) у подростков с разным уровнем аффилиации. Подтверждена гипотеза о том, что высокий уровень аффилиации определяет более позитивное самоотношение подростков, в сравнении с более низкими уровнями аффилиации. Предложены рекомендации психологу по развитию самоотношения подростков с разным уровнем аффилиации.

Ключевые слова: самосознание, самоотношение, уровень аффилиации, межличностные отношения, подростковый возраст.

Annotation. The article presents the problem of studying the self-attitude of a teenager with different levels of affiliation. Self-attitude is considered as the most important structural component of self-awareness, which is an expression of the value-significant meaning of the subject's "I". It is noted that the development of interpersonal relationships and self-attitude during adolescence plays a fundamental role in the development of personality. It is indicated that the content of self-attitude in adolescence is determined by the specifics and nature of the interpersonal relationships being built, which are based on the affiliative need. The affiliative need is defined as the need to build meaningful, trusting relationships with others in the company of other people. It is emphasized that the unexpressed needs for emotionally significant and trusting communication in adolescence can determine negative trends in the development of self-attitude and self-awareness of a teenager as a whole. The results of a study of the substantive features of the self-attitude of adolescents with different levels of affiliation are presented. Statistically significant differences in indicators of self-attitude (openness, self-leadership, self-confidence, reflected self-attitude, self-attachment, self-worth, self-acceptance, internal conflict, self-blame) were revealed in adolescents with different levels of affiliation. The hypothesis was confirmed that a high level of affiliation determines a more positive self-attitude of adolescents, in comparison with lower levels of affiliation. Recommendations are offered to psychologists on the development of self-attitude of adolescents with different levels of affiliation.

Key words: self-awareness, self-attitude, level of affiliation, interpersonal relationships, adolescence.

Введение. Самосознание является центральной личностной структурой, влияющей и определяюшей все стороны жизнедеятельности человека. Так, в работах А.А. Абульхановой-Славской, Р. Бернса, И.С. Кона, В.Н. Мясищева, С.Р. Пантелеева, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, К. Хорни, И.И. Чесноковой отмечается ведущее значение самоотношения в развития личности в целом [1, 4, 6, 8, 10]. В исследованиях С.Р. Пантелеева, К В.В. Столина, отмечается ведущее значение эмоционального компонента самосознания, который является направляющим и регулирующим в выстраивании межличностных контактов с окружающими, в определении способов и средств достижения цели, в выборе стратегий при разрешении трудных ситуаций.

Сензитивным периодом развития самосознания является подростковый возраст, когда проблемы становления самоотношения обнаруживаются в осмыслении собственного «Я» и его взаимодействия с миром, что оказывает значительное влияние на все аспекты развития подростка (М.Г. Абрамов, Т.В. Архиреева, Р. Берне, В.В. Столин) [6, 8]. Особенности содержания самоотношения в подростковом возрасте описываются в работах таких исследователей как Р. Берне, Л.И. Божович, И.С. Кон, Р. Крайг, В.В. Столин, И.И. Чеснокова [4, 10]. Существование специфики влияния социального окружения на формирование личности подростка, и в частности, его самоотношения упоминается О.А. Карабановой, И.С. Коном, В.В. Столиным, Д.И. Фельдштейном [4, 8, 9].

Однако, несмотря на наличие работ, доказывающих влияние взаимоотношений с окружающими, потребностей в общении на развитие личности подростков (Л.И. Божович, B.C. Мухина, О.А. Карабанова, И.С. Кон, В.В. Столин, Л.Б. Шнейдер), обнаруживается дефицит исследований, посвященных особенностям самоотношения подростков с разным уровнем аффилиации.

Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании, вслед за С.Р. Пантелеевым и В.В. Столиным, мы будем понимать самоотношение как важнейшую структурную составляющую самосознания, представляющую собой знание содержательно-смысловой значимости «Я» субъекта, отношение, возникающее вслед за представлением о собственнном «Я» [6, 8]. Структура самоотношения представлена следующими составляющими: открытость, организованность, последовательность в действиях, уверенность в себе в своих силах при постановке целей, умение отстаивать свои интересы, мотивация к развитию, способность противостоять чужому мнению противоречивость в высказывании своих взглядов, самобичевание, появление чувства вины за завершенные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.