Инновационные аспекты развития науки и техники
2. Learningmethods [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cipd.co.uk/knowledge/fundamentals/people/development/learning-methods-factsheet#6683, свободный.
3. Tarotin, I.V. A model device for real-time monitoring of cognitive activity in humans (the «Cognovisor») [Текст] / I. V. Tarotin, M. S. Atanov, G. A. Ivanitsky // Neuroscience and Behavioral Physiology. - 2018. - Т. 48. - № 9. - С. 1120-1127.
УДК 159.9
Кривошапкина Юлиана Григорьевна Krivoshapkina Yuliana Grigorevna
Магистрант Postgraduate student Находкин Василий Васильевич Nakhodkin VasiliyVasilievich
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Возрастной и педагогической
психологии»
candidate of pedagogical Sciences, associate professor, head of Department of «Developmental and
Educational psychology» Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
COMPREHENSIVE PROGRAM FOR CORRECTING ANXIETY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Аннотация. Статья посвящена проблеме возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста. Дается теоретическое обоснование арт-терапии как метода коррекции тревожности. Авторами предлагается комплексная программа коррекции тревожности детей младшего школьного возраста, его структурная и содержательная часть с определенными коррекционными занятиями.
II Международная научно-практическая конференция
Abstract. The article is devoted to the problem of the occurrence of anxiety in children of primary school age. The theoretical substantiation of art therapy as a method of correction of anxiety is given. The authors propose a comprehensive program for the correction of anxiety in primary school children, its structural and content part with certain corrective lessons.
Ключевые слова. тревожность, младшие школьники, программа коррекции, игры, занятия, арт-терапия.
Keywords. anxiety, primary school age, correction program, games, classes, art therapy.
Постановка проблемы. В настоящее время высокий уровень тревожности детей является одной из проблем не только для педагогов, но и общества в целом. Тревожность негативно влияет на учебную деятельность и на общий психологический настрой ребенка, поэтому важно своевременно провести коррекционную работу, которая поможет снизить тревогу и сформировать правильное поведение у ребенка.
Как отмечает Р.С. Немов, «тревожность - это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [1].
Согласно А.И. Божович, тревожность бывает двух видов: адекватная, отражающая объективное отсутствие условий для удовлетворения той или иной потребности, и неадекватная - при наличии таких условий [2].
К. Изард отмечает, что тревожность состоит из доминирующей эмоции страха и взаимодействий страха с одной или несколькими другими фундаментальными эмоциями, особенно со страданием гневом, виной, стыдом или интересом [3].
В своих исследованиях А. М. Прихожан установила, что «тревожность не связана с представлением человека о самом себе, если оно соответствует действительности, как и само по себе соотношение между самооценкой и уровнем притязаний. На возникновение тревожности влияет, прежде всего, заниженная самооценка, а также несоответствие между уровнем самооценки и желаниями, и потребностями индивидуума» [4].
Инновационные аспекты развития науки и техники
Тревожность у детей младшего школьного возраста возникает под воздействием таких факторов как: излишняя опека, неблагоприятные отношения со взрослыми и сверстниками, сложности в освоении школьной программы, учебные нагрузки, завышенные требования со стороны родителей и учителей. Также возникновению тревожности могут способствовать физические причины (проблемы с неврологией, с психическим здоровьем).
Для коррекции тревожности мы разработали программу и использовали методы арт-терапии, в частности изотерапию. Это относительно новый и малоизвестный метод психотерапии, активно развивающийся в последнее время. Возникла в 30-е годы нашего века на основе фрейдовского психоанализа [5].
Впервые термин «арт-терапия» ввел в употребление Адриан Хилл при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.
А. И. Копытин отмечает, что «арт-терапия является междисциплинарной областью знания, соединяющей в себе различные дисциплины - психологию, медицину, педагогику, культурологию и другие. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Арт-терапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей также драматерапию, музыкотерапию и танцедвигательную терапию» [6].
По Р.В. Овчаровой: «Первый опыт применения арт-терапии в практике детского консультирования относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем. Арт-терапия для детей представляет собой специализированную форму психотерапии, основанную на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство; в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира» [7].
II Международная научно-практическая конференция
Основная цель арт-терапии - помочь человеку понять собственные чувства, переживания и способствовать в развитии самовыражения и творческих способностей. По мнению последователей классического психоанализа, основным механизмом коррекционного составляющего в арт-терапии является механизм сублимации.
Методика. Целью программы является снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии. Задачи программы: сформировать адекватную самооценку и положительную «Я-концепцию»; повысить уверенности в себе; развить коммуникативные навыки; снизить чрезмерное психоэмоциональное напряжение; профилактика и коррекция тревожности.
Ожидаемые результаты: после проведения данной коррекционной программы предполагается нормализация эмоционального состояния ребенка, повышение уверенности в себе, освобождение ребенка от негативных переживаний, удовлетворение собой и своим окружением, свобода творческого самопроявления, умение анализировать свои переживание, раскрытие внутренних способностей ребенка, развитие чувство внутреннего контроля.
Данная программа разработана для детей 5-8 лет, диагностика которых показала нарушения в эмоциональной и личностной сферах (тревожность, страхи, заниженную самооценку). Продолжительность занятий, учитывая специфику (индивидуальное творчество), не регламентирована. В среднем, время на проведение одного занятия может составить от 1 часа до 2 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Таблица 1. Программа коррекции тревожности у детей младшего
школьного возраста средствами арт-терапии
№ Наименование Атрибуты
1 «Рисуем вместе» Цель: Знакомство, установление контакта, снятие напряжения, раскрепощение и сплочение детей, формирование позитивного настроя. Упражнение «Доброе утро» Игра «Мои предпочтения» Упражнение «Совместный рисунок» Листы А4 и А3, карандаши, краски, мяч
Инновационные аспекты развития науки и техники
Продолжение Таблицы
2 «Наши эмоции» Цель: Достижение взаимопонимания, дать возможность детям осознать и выражать свои чувства, эмоции, свое настроение. Снижение психоэмоционального напряжения. Упражнение «Перевоплощения» Рисование на тему «Мое настроение» Упражнение «Закончи предложения» Магнитофон, альбомные листы, краски
3 «Победа» Цель: отработка эмоций в рисунке, повышение самооценки Игра «На что похоже мое настроение?» Упражнение «Назови свои достоинства» Упражнение «Рисуем эмоции» Альбомные листы, карандаши, краски
4 «Как преодолеть тревожность?» Цель: снять напряжение Упражнение «Чего мы боимся» Упражнение «Что на рисунке» Упражнение «Ужасный дом» Большой лист бумаги, альбомные листы, краски
5 «Мы не боимся» Цель: снизить негативные переживания и эмоциональное напряжение. Упражнение «Сказка по кругу» Упражнение «Лесная полянка» Магнитофон, альбомные листы, краски
6 «Сказочная шкатулка» Цель: формировать уверенность в себе, снизить тревожность, выявить положительные черты личности. Упражнение «Смелый трусишка» Упражнение «Портреты» Магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.
7 «Волшебники» Цель: повысить позитивный настрой, развить социальное доверие, закрепить адекватные формы проявления эмоций Упражнение «Доверься» Упражнение «Чудесный сон» Упражнение «Волшебники» Магнитофон, альбомные листы, краски
8 «Солнышко в руках» Цель: избавить от отрицательных эмоций, повысить уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих. Упражнение «Неоконченные предложения» Игра «Комплименты» Упражнение «В лучах солнца» Магнитофон, альбомные листы, ватман,
Содержание занятий: Занятие 1. «Рисуем вместе». Ход занятия: 1. Упражнение «Доброе утро». Детям предлагается сесть в круг и поприветствовать друг друга по имени. 2. Упражнение «Мои предпочтения». Дети сидят в кругу, ведущий пускает мяч и
II Международная научно-практическая конференция каждый по очереди должен говорить, во что он любит играть, что он любит из еды, одежды и т.д. 3. Упражнение «Совместный рисунок». Ведущий предлагает вместе нарисовать следы зверей.
Занятие 2. «Наши эмоции». Ход занятия: 1. Упражнение «Перевоплощения». Ведущий предлагает детям превратиться во что-то и показать эмоцию: «нахмуриться как осенняя туча, улыбнуться как хитрая лиса и т.д.». 2. Рисование на тему «Мое настроение». Дети должны изобразить свое настроение на альбомный лист и после выполнения, рассказать какое настроение они нарисовали. 3. Упражнение «Закончи предложения». Детям раздаются листочки, где написаны предложения, которые они должны закончить (взрослые обычно боятся... дети обычно боятся... мамы обычно боятся...). После идет обсуждение.
Занятие 3. «Победа». Ход занятия: Игра «На что похоже мое настроение?». Дети сидят в круг. При помощи сравнения говорят, на что похоже их настроение. Ведущий начинает: «Мое настроение похоже на лучезарное солнышко в чистом голубом небе». Упражнение «Назови свои достоинства». Детям по очереди предлагается рассказать о своих достоинствах и сильных сторонах. Далее обсуждение (какие эмоции испытали). Затем ведущий раздает детям альбомные листы и предлагает им нарисовать ранее названные детьми эмоции.
Занятие 4. «Как преодолеть тревожность?». Ход занятия: Упражнение «Чего мы боимся?». Ведущий рассказывает про свои собственные страхи, показывая тем, что ему можно доверять и что страх - это нормальное человеческое чувство. Затем дети должны рассказать про свои страхи, чего они боялись, будучи маленькими. Далее детям предлагается нарисовать, что или кто их тревожит. Упражнение «Что на рисунке». Ведущий по очереди показывает детям рисунки, только что нарисованные, и обсудить чего боялись эти дети и как им помочь. Упражнение «Ужасный дом». Дети должны нарисовать обитателей дома ужасов. Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.
Занятие 5. «Мы не боимся». Ход занятия: Упражнение «Сказка по кругу». Сочинение сказки для вербализации и проработки чувства тревожности в
Инновационные аспекты развития науки и техники безопасной форме. Дети и взрослый должны вместе сочинить страшную сказку. Первым начинает ведущий, потом по кругу каждый должен добавить 2-3 предложения. После, эту страшную сказку должны превратить в смешное. Упражнение «Лесная полянка». Детям предлагают представить, что они попали на залитую солнцем полянку. На этой полянке собрались все лесные жители. Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей и выполняют задания свойственные каждому персонажу.
Занятие 6. «Сказочная шкатулка». Ход занятия: Упражнение «Смелый трусишка». Дети по кругу передают мяч, получивший должен назвать страх и громко, уверенно сказать: «Я...не боюсь!». Упражнение «Портреты». Детям предлагается нарисовать три своих портрета, в прошлом, настоящем и будущем. Подобрать к ним имена и далее обсуждение (почему они так себя нарисовали, с какими эмоциями).
Занятие 7. «Волшебники». Ход занятия: Упражнение «Доверься». Выполняют в парах, ребенок водит другого по комнате с завязанными глазами, преодолевая различные препятствия. Затем меняются ролями. Упражнение «Чудесный сон». Дети отдыхают, и всем снится одинаковый сон, который рассказывает ведущий. После дети рисуют то, что увидели во сне. Упражнение «Волшебники». Один из детей (по желанию) превращается в волшебника. Ему завязывают глаза и предлагают угадать по кистям рук, кто к нему будет подходить.
Занятие 8. «Солнышко в руках». Ход занятия: Упражнение «Предложения». Детям раздаются листочки с неоконченными предложениями Неоконченные, которые они должны продолжить (я люблю. меня любят. я не боюсь. я верю.). Игра «Комплименты». Дети встают в круг и глядя в глаза рядом стоящему ребенку говорят комплименты, что ему нравится в нем. Далее обсуждение чувств, которые дети испытали при выполнении этого задания. Упражнение «В лучах солнца». Ведущий рисует солнце, в лучиках которого находятся имена детей. Далее по сигналу дети по очереди называют
II Международная научно-практическая конференция понравившиеся качества данного ребенка, которые он показал в течение всех занятий.
Выводы. Таким образом, применение данной коррекционной программы обеспечит эффективное снижение эмоциональных напряжений; упростит процесс коммуникации для замкнутых и стеснительных детей; окажет дополнительное воздействие на осознание ребенком собственных чувств, переживаний, эмоциональных состояний; значительно повысит личностную ценность и повысит уверенности в себе.
Библиографический список:
1. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. Учеб. заведений / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2013. 576с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. СПб.: Питер 2008. 400с.
3. Изард К.Э. Психология эмоций К.Э. Изард. СПб.: Питер, 2007. 464с. (Мастера психологии).
4. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. №2. С.29.
5. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. СПб.: Питер, 2007.
144с.
6. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. 2-е стереотип, изд. М.: Когито-Центр, 2014.197 с.
7. Овчарова Р.В., Практическая психология в начальной школе / Р.В.Овчарова. М.: 2000. 145 с.