Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АФФИЛИАЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АФФИЛИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самосознание / самоотношение / уровень аффилиации / межличностные отношения / подростковый возраст / self-awareness / self-attitude / level of affiliation / interpersonal relationships / adolescence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рюмина Ирина Михайловна

В статье представлена проблема исследования самоотношения подростка с разным уровнем аффилиации. Самоотношение рассматривается как важнейшая структурная составляющая самосознания, представляющая собой выражение ценностно-значимого смысла «Я» субъекта. Отмечено, что развития межличностных взаимоотношений и самоотношения играет в период подросткового возраста фундаментальное значение в становлении личности. Обозначено, что содержание самоотношения в подростковом возрасте обуславливается спецификой и характером выстраиваемых межличностных отношений, в основе которых лежит аффилиационная потребность. Аффилиационная потребность определена как необходимость в обществе других людей выстраивать значимые, доверительные отношения с окружающими. Подчёркнуто, что невыраженность потребностей в эмоционально значимом и доверительном общении в подростковом возрасте, может определять негативные тенденции развития самоотношения и самосознания подростка в целом. Представлены результаты изучения содержательных особенностей самоотношения подростков с разным уровнем афффилиации Выявлены статистически значимые различия в показателях самоотношения (открытость, саморуководство, уверенность в себе, отраженное самооотношение, самопривязанность, самоценность, самопринятие, внутренняя конфликтность, самообвинение) у подростков с разным уровнем аффилиации. Подтверждена гипотеза о том, что высокий уровень аффилиации определяет более позитивное самоотношение подростков, в сравнении с более низкими уровнями аффилиации. Предложены рекомендации психологу по развитию самоотношения подростков с разным уровнем аффилиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the problem of studying the self-attitude of a teenager with different levels of affiliation. Self-attitude is considered as the most important structural component of self-awareness, which is an expression of the value-significant meaning of the subject’s “I”. It is noted that the development of interpersonal relationships and self-attitude during adolescence plays a fundamental role in the development of personality. It is indicated that the content of self-attitude in adolescence is determined by the specifics and nature of the interpersonal relationships being built, which are based on the affiliative need. The affiliative need is defined as the need to build meaningful, trusting relationships with others in the company of other people. It is emphasized that the unexpressed needs for emotionally significant and trusting communication in adolescence can determine negative trends in the development of self-attitude and self-awareness of a teenager as a whole. The results of a study of the substantive features of the self-attitude of adolescents with different levels of affiliation are presented. Statistically significant differences in indicators of self-attitude (openness, self-leadership, self-confidence, reflected self-attitude, self-attachment, self-worth, self-acceptance, internal conflict, self-blame) were revealed in adolescents with different levels of affiliation. The hypothesis was confirmed that a high level of affiliation determines a more positive self-attitude of adolescents, in comparison with lower levels of affiliation. Recommendations are offered to psychologists on the development of self-attitude of adolescents with different levels of affiliation.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АФФИЛИАЦИИ»

9. Чекенева, М.В. Арт-терапия: инновационный метод психологии / М.В. Чекенева // Наука - шаг в будущее: Материалы Международной молодежной научно-практической конференции. Уфа, 22 декабря 2019 года. - Уфа: Башкирский государственный университет. - 2019. - С. 163-168

10. Юдина, Е.С. Характеристика возрастных особенностей старших школьников / Е.С. Юдина // Фундаментальные основы науки: Сборник научных трудов по материалам XV Международной научно-практической конференции, Анапа, 20 декабря 2019 года. - Анапа: «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов». - 2019. - С. 57-60

Психология

УДК 316.772.4

кандидат психологических наук, доцент Рюмина Ирина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА С РАЗНЫМ

УРОВНЕМ АФФИЛИАЦИИ

Аннотация. В статье представлена проблема исследования самоотношения подростка с разным уровнем аффилиации. Самоотношение рассматривается как важнейшая структурная составляющая самосознания, представляющая собой выражение ценностно-значимого смысла «Я» субъекта. Отмечено, что развития межличностных взаимоотношений и самоотношения играет в период подросткового возраста фундаментальное значение в становлении личности. Обозначено, что содержание самоотношения в подростковом возрасте обуславливается спецификой и характером выстраиваемых межличностных отношений, в основе которых лежит аффилиационная потребность. Аффилиационная потребность определена как необходимость в обществе других людей выстраивать значимые, доверительные отношения с окружающими. Подчёркнуто, что невыраженность потребностей в эмоционально значимом и доверительном общении в подростковом возрасте, может определять негативные тенденции развития самоотношения и самосознания подростка в целом. Представлены результаты изучения содержательных особенностей самоотношения подростков с разным уровнем афффилиации Выявлены статистически значимые различия в показателях самоотношения (открытость, саморуководство, уверенность в себе, отраженное самооотношение, самопривязанность, самоценность, самопринятие, внутренняя конфликтность, самообвинение) у подростков с разным уровнем аффилиации. Подтверждена гипотеза о том, что высокий уровень аффилиации определяет более позитивное самоотношение подростков, в сравнении с более низкими уровнями аффилиации. Предложены рекомендации психологу по развитию самоотношения подростков с разным уровнем аффилиации.

Ключевые слова: самосознание, самоотношение, уровень аффилиации, межличностные отношения, подростковый возраст.

Annotation. The article presents the problem of studying the self-attitude of a teenager with different levels of affiliation. Self-attitude is considered as the most important structural component of self-awareness, which is an expression of the value-significant meaning of the subject's "I". It is noted that the development of interpersonal relationships and self-attitude during adolescence plays a fundamental role in the development of personality. It is indicated that the content of self-attitude in adolescence is determined by the specifics and nature of the interpersonal relationships being built, which are based on the affiliative need. The affiliative need is defined as the need to build meaningful, trusting relationships with others in the company of other people. It is emphasized that the unexpressed needs for emotionally significant and trusting communication in adolescence can determine negative trends in the development of self-attitude and self-awareness of a teenager as a whole. The results of a study of the substantive features of the self-attitude of adolescents with different levels of affiliation are presented. Statistically significant differences in indicators of self-attitude (openness, self-leadership, self-confidence, reflected self-attitude, self-attachment, self-worth, self-acceptance, internal conflict, self-blame) were revealed in adolescents with different levels of affiliation. The hypothesis was confirmed that a high level of affiliation determines a more positive self-attitude of adolescents, in comparison with lower levels of affiliation. Recommendations are offered to psychologists on the development of self-attitude of adolescents with different levels of affiliation.

Key words: self-awareness, self-attitude, level of affiliation, interpersonal relationships, adolescence.

Введение. Самосознание является центральной личностной структурой, влияющей и определяюшей все стороны жизнедеятельности человека. Так, в работах А.А. Абульхановой-Славской, Р. Бернса, И.С. Кона, В.Н. Мясищева, С.Р. Пантелеева, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, К. Хорни, И.И. Чесноковой отмечается ведущее значение самоотношения в развития личности в целом [1, 4, 6, 8, 10]. В исследованиях С.Р. Пантелеева, К В.В. Столина, отмечается ведущее значение эмоционального компонента самосознания, который является направляющим и регулирующим в выстраивании межличностных контактов с окружающими, в определении способов и средств достижения цели, в выборе стратегий при разрешении трудных ситуаций.

Сензитивным периодом развития самосознания является подростковый возраст, когда проблемы становления самоотношения обнаруживаются в осмыслении собственного «Я» и его взаимодействия с миром, что оказывает значительное влияние на все аспекты развития подростка (М.Г. Абрамов, Т.В. Архиреева, Р. Берне, В.В. Столин) [6, 8]. Особенности содержания самоотношения в подростковом возрасте описываются в работах таких исследователей как Р. Берне, Л.И. Божович, И.С. Кон, Р. Крайг, В.В. Столин, И.И. Чеснокова [4, 10]. Существование специфики влияния социального окружения на формирование личности подростка, и в частности, его самоотношения упоминается О.А. Карабановой, И.С. Коном, В.В. Столиным, Д.И. Фельдштейном [4, 8, 9].

Однако, несмотря на наличие работ, доказывающих влияние взаимоотношений с окружающими, потребностей в общении на развитие личности подростков (Л.И. Божович, B.C. Мухина, О.А. Карабанова, И.С. Кон, В.В. Столин, Л.Б. Шнейдер), обнаруживается дефицит исследований, посвященных особенностям самоотношения подростков с разным уровнем аффилиации.

Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании, вслед за С.Р. Пантелеевым и В.В. Столиным, мы будем понимать самоотношение как важнейшую структурную составляющую самосознания, представляющую собой знание содержательно-смысловой значимости «Я» субъекта, отношение, возникающее вслед за представлением о собственнном «Я» [6, 8]. Структура самоотношения представлена следующими составляющими: открытость, организованность, последовательность в действиях, уверенность в себе в своих силах при постановке целей, умение отстаивать свои интересы, мотивация к развитию, способность противостоять чужому мнению противоречивость в высказывании своих взглядов, самобичевание, появление чувства вины за завершенные действия.

Выделенные составляющие определяют три эмоциональных измерения самоотношения: «самоуважение», «аутосимпатию» и «самоуничижение» и формируют систему представлений человека о самом себе, которая приобретает характер положительного и эмоционального переживания самого себя [6, 8].

В подростковом возрасте происходит активное развитие самосознания: оно все более усложняется, становится устойчивее. Дифференциация и интеграция характеристик самоотношения приводит к выстраиванию структурно единой системы представлений человека о самом себе. В подростковом возрасте происходит формирование устойчивой системы представлений человека о самом себе, в которой ведущее значение отводиться отношению человека к самому себе. В связи с этим развитие самоотношения рассматривается как непрерывный динамичный процесс, в котором субьект формирует определённое ценностно значимое отношение к самому и окружающим. Возникающие переживания ценности и уникальности самого себя становятся кульминационными в восприятии и переживании своего внутреннего мира. В свою очередь переживание внутреннего мира создает не всегда объективную оценку и анализ, возникающих ситуаций, что приводит к нестабильности, неустойчивости, противоречивости, склонности к крайностям в восприятии подростком отдельных своих качеств. Поэтому адекватное восприятие, понимание и отношение к себе приводит к развитию позитивно-стабильного отношения к себе и другим.

Исследованиями отмечается, что характер самоотношения у подростков во многом определяется спецификой межличностных отношений, которые, в свою очередь, непосредственно связаны с уровнем аффилиации [2, 3, 5, 7].

Если подросток испытывает и реализует потребность в аффилиации, его самоотношение становится более положительным. И наоборот, положительное самоотношение может проявляться в выраженной аффилиации. В то же время, самоотношение в подростковом возрасте чаще всего является не устойчивым, поверхностным, не определенным, не реалистичным и внутренне противоречивым. Отсутствие четко определенного основания понимания себя делает современных подростков более конфликтными, агрессивными, нетерпимыми и раздражительными по отношению к окружающим в ситуации повышенной самоуверенности и неадекватной оценки самого себя. И как результат повышенная подозрительность, неумение выстраивать уважительные, доверительные контакты. Однако появление аффилиационной потребности в подростковом возрасте приводит к поиску путей поддержки, одобрения, подтверждения собственной значимости в межличностном взаимодействии. Подростки с пониженной аффилиацией особенно ранимы и чувствительны к различным аспектам взаимодействия: они болезненно реагируют на оценку с замечаниями, критику, насмешки, осуждение, что негативно сказывается на развитии самоотношения (И.С. Кон, М.И. Лисина). Развитие самоотношения происходит на фоне активного становления рефлексии и возникновения чувства взрослости, а также расширения сферы общения подростка, преобразования его взаимодействия с миром, роста потребностей в аффилиации (Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн). В свою очередь, невыраженность потребностей в аффилиации, близком и доверительном общении, составляющие основу осуществления ведущей деятельности подростка, может определять негативные тенденции развития самоотношения и самосознания подростка в целом, что определяет актуальность изучения особенностей самоотношения подростков с разным уровнем аффилиации. В связи с этим данное исследование требует более детального рассмотрения и систематизация теоретических и эмпирических данных.

Цель исследования - изучение содержательных особенностей самоотношения подростков с разным уровнем аффилиации.

База исследования. Исследование проводилось в 2023 г. на базе Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Основная общеобразовательная школа №87» г. Оренбурга. В исследовании приняли участие подростки в количестве 57 человек, в возрасте 13-14 лет.

Для достижения цели исследования нами были использованы следующие методики: «Методика изучения самоотношения» С.Р. Пантелеева; «Мотивация аффилиации» А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова).

В результате проведённого эмпирического исследования нами были выделены три группы подростков с разным уровнем аффилиации: высоким (51,6%), средним (25,8%), низким (22,6%).

В группе подростков с высоким уровнем аффилиации преобладающими являются высокие (75%) и средние (25%) показатели самоуважения, высокие (62,5%) и средние (37,5%) показатели аутосимпатии при низких (56,2%) и 50 средних (43,8%) показателях самоуничижения. Содержательно самоотношение подростков с высоким уровнем аффилиации характеризуется выраженными самоуверенностью, саморуководством, самоценностью, самопринятием, самопривязанностью. Наиболее высокие значения отмечаются по факторам открытости и отраженного самоотношения, что указывает на понимание себя, открытость к контактам и ожидание позитивного восприятия собственной личности окружающими. В целом, самоотношение подростков с высоким уровнем аффилиации характеризуется как позитивное: подростки ценят, уважают, любят себя, внимательно относятся к собственным потребностям, принимают особенности своей личности, в том числе и недостатки и ожидают такого же отношения к себе от окружающих людей. У подростков с высоким уровнем аффилиации, в сравнении с группами со средним и низким уровнями аффилиации, выявлены статистически достоверно более высокие показатели открытости, самоуверенности, отраженного самоотношения, самоценности, самопринятия, самопривязанности, самоуважения и аутосимпатии при меньшей выраженности самоуничижения, включая внутреннюю конфликтность и склонность к самообвинениям; в сравнении с группой с низким уровнем аффилиации, выявлены более высокие показатели саморуководства (с достоверностью 0,01 и 0,05 по Ц-Манна-Уитни).

В группе подростков со средним уровнем аффилиации преобладающими являются средние (50%) и низкие (50%) показатели самоуважения, средние (62,5%) и низкие (37,5%) показатели аутосимпатии при высоких (62,5%) и средних (37,5%) показателях самоуничижения. Содержательно самотношение характеризуется наличием тенденции к ситуативным проявлениям замкнутости, неуверенности в себе, ожиданиям негативного отношения со стороны окружающих, отсутствию ощущения ценности собственного «Я». Близкая к низкой самопривязанность может усиливать эти характеристики, создавая у подростков острую потребность в изменениях собственной личности. Преимущественно высокие показатели внутренней конфликтности свидетельствуют о наличии острых переживаниях относительно собственного 51 «Я», неудовлетворенности собой. При этом самообвинения носят чаще ситуативный характер, однако, ввиду наличия тенденции общего достаточно негативного восприятия себя поводы для самообвинения могут быть хоть и объективными, но достаточно незначительными. Также отмечаются близкие к высоким показатели саморуководства, что может быть обусловлено необходимостью самостоятельного преодоления трудностей в силу дефицита принятия, поддержки со стороны окружающих. У подростков со средним уровнем аффилиации, в сравнении с группой с высоким уровнем аффилиации, выявлены статистически достоверно более низкие показатели открытости, самоуверенности, отраженного самоотношения, самоценности, самопринятия, самопривязанности, самоуважения и аутосимпатии при меньшей выраженности самоуничижения, включая внутреннюю конфликтность и склонность к самообвинениям; в сравнении с группой с низким уровнем аффилиации, выявлены более высокие показатели саморуководства, отраженного самоотношения, самопринятия, аутосимпатии при более выраженной внутренней конфликтности (с достоверностью 0,01 и 0,05 по Ц-Манна-Уитни).

В группе подростков с низким уровнем аффилиации преобладающими являются низкие (64,3%) и средние (35,7%) показатели самоуважения, низкие (85,7%) и средние (14,3%) показатели аутосимпатии при высоких (85,7%) и средних (14,3%) показателях самоуничижения. Содержательно самоотношение характеризуется преимущественно средней открытостью и самоуверенностью при преимущественно низких показателях саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопринятия, самопривязанности, что свидетельствует о неуверенности в себе, ориентации в принятии решений и оценке себя на мнения окружающих (которое в ожиданиях является негативным), недовольстве собой, сомнениях в уникальности своей личности, недооценке своего «Я» и потребности в изменениях собственной личности. При близких к высоким показателях внутренней конфликтности и самообвинения, самоотношение подростков с низким уровнем аффилиации в целом характеризуется как негативное. У подростков с низким уровнем аффилиации, в сравнении с группами со средним и высоким уровнями аффилиации, выявлены статистически достоверно более низкие показатели саморуководства, отраженного самоотношения, самопринятия, аутосимпатии при более выраженной внутренней конфликтности; в сравнении с группой с высоким уровнем аффилиации, выявлены статистически достоверно более низкие показатели самоуверенности, самоценности, самопривязанности, самоуважения и аутосимпатии при меньшей выраженности самоуничижения, включая склонность к самообвинениям (с достоверностью 0,01 и 0,05 по U-Манна-Уитни). Результаты проведенного исследования позволяют считать подтвержденной гипотезу о том, что при разных уровнях аффилиации в подростковом возрасте будут отмечаться специфические содержательные особенности самоотношения, а именно: - при низком и среднем уровнях аффилиации самоотношение будет характеризоваться более низкими показателями самоуважения и аутосимпатии при более высоких показателях самоуничижения; - при высоком уровне аффилиации самоотношение будет характеризоваться более высокими показателями самоуважения и аутосимпатии при меньшей выраженности самоуничижения (со статистической значимостью 0,01 и 0,05 по U-Манна-Уитни).

Проведенное исследование и полученные результаты позволяют разработать соответствующие рекомендации психологам для развития самоотношения подростков с разным уровнем аффилиации.

Выводы. Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что при разных уровнях аффилиации у подростков выявляются разные особенности самоотношения: при высокой аффилиации самоотношение характеризуется как более позитивное по всем параметрам при невыраженных самоуничижительных тенденциях (внутренняя конфликтность и самообвинения проявляются преимущественно ситуативно), тогда как при средней и низкой аффилиации подростки показывают преимущественно негативное самоотношение по большинству параметров при выраженных самоуничижительных тенденциях, включая высокую внутреннюю конфликтность и склонность к самообвинениям.

Полученные данные свидетельствуют о том, что при среднем и низком уровне аффилиации необходимой представляется специальная работа психолога, направленная на развитие самоотношения, повышение его отдельных показателей.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальности личности): избранные психологические труды / К.А. Абульханова-Славская. -М.: МПСИ, 1999. -216 с.

2. Арендачук, И.В. Самоотношение в структуре самосознания подростков и юношей: динамика развития [Электронный ресурс] / И.В. Арендачук // Известия Саратовского университета. - 2017. - № 4. - С. 434-438. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/samootnoshenie-v-strukturesamosoznaniya-podrostkov-i-yunoshey-dinamika-razvitiya

3. Иченко, Н.А. Подросток как субъект самоопределения: ресурсы и риски / Н.А. Иченко // Психологическая наука и образование. -2014. -№ 1. - С. 69-76

4. Кон, И.С. Ребенок и общество: учебное пособие / И.С. Кон. - М.: Academia, 2003. - 334 с.

5. Михеева, И.В. Аффилиация как основа потребности в общении в старшем подростковом возрасте [Электронный ресурс] / И.В. Махеева // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 10. - С. 26-31. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/affiliatsiyakak-osnova-potrebnosti-v-obschenii-v-starshem-podrostkovom" vozraste

6. Пантелеев, С.Р. Самосознание как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантелеев. - М.: МГУ, 1991. - 110 с.

7. Степанова, Е.С. Мотивация аффилиации в подростковом возрасте как интегративное психологическое образование [Электронный ресурс] / Е.С. Степанова // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 8 - С. 5-9. - Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70314

8. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: Прогресс, 1987. - 252 с.

9. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ, 2004. - 670 с.

10. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Наука, 1977. - 144 с.

Психология

УДК 159.923

доктор психологических наук, профессор Соловьева Ольга Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); ассистент кафедры клинической психологии Иконникова Дарья Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Ставрополь)

ВРЕМЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование положительного влияния временной компетентности на профессиональную успешность педагога на разных этапах освоения педагогической деятельности: адаптации, профессионального совершенствования, мастерства. На этапе адаптации успешность молодого специалиста обеспечивается его умениями соответствовать социальным требованиям к определенной временной и пространственной организации педагогического процесса на основе чувства времени, умения настраивать, синхронизировать, перестраивать индивидуальные временные особенности, взаимосвязанные с развитием когнитивных, рефлексивных, мотивационных психических структур. Этап профессионального совершенствования предполагает ориентацию учителя на достижение высокопродуктивных результатов в педагогической деятельности, что включает следующие временные компетенции:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.