Научная статья на тему 'АРТ-ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ'

АРТ-ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
арт-пространство / арт-кластер / культура / креативный класс / творческий потенциал / творческое предпринимательство / развитие территорий / art space / art cluster / culture / creative class / creative potential / creative entrepreneurship / development of territories

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климкович Евгения Вячеславовна, Ковалева Елизавета Станиславовна

В статье рассматриваются возможности решения задачи вовлечения творческих городских сообществ в вопросы развития территории. В качестве одного из подходов авторы выделяют создание арт-пространств как диалоговой площадки между жителями и городскими властями. Анализируется роль арт-пространства с позиций накопления и использования человеческого, социального и творческого ресурса территории, а также трансформация современных городских арт-пространств и проявление их социогуманитарной характеристики. Авторами делается вывод о том, что для современной России становятся характерными концептуально новые форматы артпространств, не просто повышающие туристическую и эстетическую привлекательность мест, а становящиеся инновационными центрами и точками притяжения различных сегментов местных сообществ: молодежи, творческих сообществ, креативного бизнеса и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the possibilities of solving the problem of involving creative urban communities in the development of the territory. As one of the approaches, the authors highlight the creation of art spaces as a dialogue platform between residents and city authorities. The role of art space is analyzed from the standpoint of accumulation and use of human, social and creative resources of the territory, as well as the transformation of modem urban art spaces and the manifestation of their socio-humanitarian characteristics. The authors conclude that conceptually new formats of art spaces are becoming characteristic of modem Russia, not just increasing the tourist and aesthetic attractiveness of places, but becoming innovative centers and points of attraction for various segments of local communities: youth, creative communities, creative business, etc.

Текст научной работы на тему «АРТ-ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ»

Список литературы:

1. Бабаян, А.Г. Эстетическая коммуникация как метод распознавания личностных смыслов в тексте / А.Г. Бабаян // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2010. -№ 8. - С. 141-150. - EDN QCBCUX.

2. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. - 2006. - 352 с.

3. Лепихова, И.В. Герменевтика кинореальности / И.В. Лепихова // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2014. - № 5. - С. 64-85. - EDN TEAUZL.

4. Рубцова, С.Н. К вопросу сущности понятия остранение на современном этапе / С.Н. Рубцова, В.Е. Калашников // Всероссийская научно-практическая конференция «ДИСК-2018»: Сборник материалов, Москва, 20-21 ноября 2018 года, Часть 3. - Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2018. - С. 242-244. - EDN FLYAHE.

5. Ряпосов, А.Ю. Телефильм М.А. Захарова «Дом, который построил Свифт» (т/о «Экран», 1982): сюжет, композиция, жанр / А.Ю. Ряпосов // Общество. Среда. Развитие. -2019. - № 3(52). - С. 47-53. - EDN GKUENP.

6. Феррони, В.В. Философская проблема понимания: от классики - к современности. Часть 1. Классика / В.В. Феррони // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. - 2013. - № 2(10). - С. 50-71. - EDN RLYBCT.

УДК 316.47:711.55

АРТ-ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Климкович Евгения Вячеславовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» (г. Москва);

Ковалева Елизавета Станиславовна,

студентка

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» (г. Москва)

Аннотация. В статье рассматриваются возможности решения задачи вовлечения творческих городских сообществ в вопросы развития территории. В качестве одного из подходов авторы выделяют создание арт-пространств как диалоговой площадки между жителями и городскими властями. Анализируется роль арт-пространства с позиций накопления и использования человеческого, социального и творческого ресурса территории, а также трансформация современных городских арт-пространств и проявление их социогуманитарной характеристики. Авторами делается вывод о том, что для современной России становятся характерными концептуально новые форматы арт-пространств, не просто повышающие туристическую и эстетическую привлекательность мест, а становящиеся инновационными центрами и точками притяжения различных сегментов местных сообществ: молодежи, творческих сообществ, креативного бизнеса и т.п.

Ключевые слова: арт-пространство, арт-кластер, культура, креативный класс, творческий потенциал, творческое предпринимательство, развитие территорий.

Annotation. The article discusses the possibilities of solving the problem of involving creative urban communities in the development of the territory. As one of the approaches, the authors highlight the creation of art spaces as a dialogue platform between residents and city authorities. The role of art space is analyzed from the standpoint of accumulation and use of

human, social and creative resources of the territory, as well as the transformation of modern urban art spaces and the manifestation of their socio-humanitarian characteristics. The authors conclude that conceptually new formats of art spaces are becoming characteristic of modern Russia, not just increasing the tourist and aesthetic attractiveness of places, but becoming innovative centers and points of attraction for various segments of local communities: youth, creative communities, creative business, etc.

Key words: art space, art cluster, culture, creative class, creative potential, creative entrepreneurship, development of territories.

Постановка проблемы. На современном этапе развития общества значимой задачей становится вовлечение представителей различных сообществ (молодежных, активных жителей, предпринимателей и т.д.) в вопросы развития территорий, использование человеческого, креативного и социального капитала территорий в качество основного ресурса их развития. Особая роль уделяется творческим сообществам. Согласно концепциям Чарльза Лендри [2], Ричарда Флорида [7], Джона Хокинса [8] именно творческий (креативный) капитал, креативный класс является ядром развития современных городов, а креативность становится основным фактором эффективного управления развитием. Для этого города создают различные условия и применяются различные механизмы, способствующие всестороннему развитию представителей творческих сообществ: реализуются программы поддержки, выделяются субсидии и гранты под реализацию инновационных и социально-значимых инициатив, создаются проектные офисы, образовательные площадки и программы наставничества, программы наставничества. Все эти меры содействуют всесторонне эстетически-нравственному обогащению и развитию социального взаимодействия, позволяют найти опору территориального развития в формировании сплоченности местных сообществ. Однако, остается еще множество вопросов развития продуктивного диалога между представителями творческих сообществ и власти, поиска форм эффективной коммуникации между ними.

Изложение основного материала. Относительно новым подходом и активно-развивающимся объектным механизмом развития потенциала местных сообществ и организации диалога с жителями и представителями различных сегментов местного сообщества (например, творческим) является создание арт-пространств на территории городов и населенных пунктов.

Этим термином принято обозначать территорию, открытую или закрытую), основным предназначением которого является самовыражение и творческая деятельность местных сообществ и граждан города. Основными целями арт-пространств являются сплочение жителей районов и местных сообществ, повышение уровня эстетической привлекательности отдельной городской территории, формирование базы для саморазвития и самовыражения отдельных как известных, так и мало знакомых авторов, а также увеличение туристической привлекательности города - преобразование его в глобальный инновационный центр.

Как становится понятным уже из попыток определения термина, арт-пространство это еще и способ регенерации или ревитализации городского пространства, способ оживления территории, в целях сделать ее более привлекательной как для местных жителей, так и для представителей творческих сообществ.

Содержание арт-пространств может варьироваться, в зависимости от особенностей территории, где оно расположено: бывшей производственной зоне или пустыре, ревитализированном здании. Однако, базовой структурой пространства всегда будет выступать совокупность творческих зон и помещений, которые сдаются в аренду мастерам под организацию производственных и торговых точек (студии, магазины, кафе и т.п.), а также мест под выставочные проекты, и объектов паблик-арта (граффити, скульптурные композиции, слоганы и т.п.).

Согласно статистическим данным Knight Frank St Petersburg основные профили деятельности арт-пространств в процентной составляющей делятся следующим образом: торговля (творческие магазины, шоурумы) - 36%; общественное питание (кафе, фудкорты) - 17%; услуги (как коммерческие, так и бесплатные) - 14%; творчество (арт-объекты, мастер-классы и т.д) - 12%; обучение (различные курсы, отдельные школы,

например, дизайна или художественные студии) - 10%; коворкинг зоны и рабочие офисы - 6%; развлекательный сегмент (например кинотеатры, катки и т.д.) - 4%; выставочный контент - 1% [1].

Одной из разновидностей арт-пространства, получившей наибольшее распространение в практике является арт-кластер. Под ним понимается культурное и бизнес-объединение, которое часто занимает территориальное пространство бывших промышленных зон и заводов, и соединяет в себе выставки, киноплощадки, лектории, фудкорты, шоурумы, магазины и т.д. Каждый отдельный сегмент работает на общую идею организации, и реализует креативную политику в рамках определенной концепции (чаще опираясь на исторические и архитектурные аспекты инфраструктуры). В качестве основной идеи кластеры могут опираться вид на искусства или направление творческой деятельности.

Первые креативные пространства появились в американских и европейских городах еще в начале прошлого века. Причиной такого развития территорий стал уход промышленных предприятий с производственной сферы из-за сильного роста стоимости земли. Свободные площади стали заниматься галереями художников, клубами, креативными зонами, основываемыми обычными горожанами. Наибольшее развитие креативные пространства получили в конце столетия, благодаря появившейся государственной поддержке, целью которой явилось осознание необходимости развития сектора креативной экономики. Родоначальником нового вида использования «старых» территорий считается Великобритания. Данная отрасль в стране 1998 года стала одним из приоритетов действия государственной политики. Наиболее известными примерами реализации практики арт-пространств в Европе являются: лофт Tea Factory в Лондоне, Kaapelitehdas в зданиях бывшего кабельного завода в Хельсинках, культурная фабрика Koqaamo в бывшем трамвайном депо, культурный центр Melkweg в бывшем молочном заводе в Амстердаме.

В России первые креативные пространства появились в начале 21 века в Москве и Санкт-Петербурге. Сегодня арт-пространства начинают появляться во многих городах России, однако их масштабы и направленность различны.

Согласно оценке креативного потенциала России число креативных площадок в стране достигло 420 единиц. Они расположены на территории 74 регионов. Лидирует по количеству объектов Москва и Московская область, где сосредоточено 56 объектов (13% от общего количества). На втором месте Санкт-Петербург и Ленинградская область - 32 объекта (7,6% от общего количества), а на третьем - Свердловская область, где находится 27 объектов (6,4%). Около 5% общего количества объектов находится в Краснодарском крае. Высокая концентрация творческих площадок зафиксирована в Красноярском крае, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской и Томской областях [3].

Практика арт-пространств развивается и постепенно вектор деятельности, миссия цели и задачи смещаются, социально-экономический контекст начинают дополнять социогуманитарные практики и социально-культурные технологии, направленные на развитие арт-пространства как пространства возможностей для разных социальных групп и творческих сообществ, установление диалога между ними и администрацией.

Например, основным направлением креативного пространства «Октава» в Туле является образование и литературное обогащение, а также сохранение производственных объектов и предоставление посетителям возможности обучения на современных станках [3]. Это проект частного инвестора Михаила Шелкова и госкорпорации «Ростех», который реализуется при активной поддержке руководства Тульской области. Посетителям пространства предлагается целый спектр социально-культурных услуг: выставки современного искусства, обучение в Высшей технической школе, концерты современной и авторской музыки, современная библиотека и мультимедийный Музей станка, знакомящий с историей промышленности Тулы и России.

Еще одним примером трансформации арт-пространств является пространство «Арт-КВАДРАТ» в Уфе [4]. Это городской центр, где проходят театральные постановки, поэтические и музыкальные вечера, лекции, спортивные соревнования и даже события федерального масштаба. Важной особенностью пространства является сохранение на территории объектов культурного наследия: Хакимовская мечеть, Дом-коммуна, Усадьба Давыдовых и др. Пространство направлено на творческое развитие жителей города,

раскрывает культурный код района и привлекает внимание туристов. Отметим, что значительная часть территории пространства отведена под экономико-хозяйствующие объекты: универмаг, магазины, офисы, студии красоты и дизайна, которые, повышают доходы кластера и вносят существенный вклад в городской или областной бюджет.

В Нижнем Новгороде пространство «ЦЕХ*» специализируется на развитии визуальных и мультимедийных технологий. Миссия проекта - сделать процесс представления медиаискусства непрерывным, открыть диалог между широкой публикой и миром медиаискусства. Главное преимущество и отличие от других пространств -полное погружение посетителя в аудиовизуальное пространство через иммерсивные представления, виртуальные выставки, современное искусство в digital-измерении и т.п.

Пространство ЛофтПроект Этажи в Санкт-Петербурге - это пространство, предоставляющее возможности для раскрытия потенциала и самовыражения представителей местных молодежных сообществ [5]. В 2007 году пространство было открыто в целях совершенствования облика города и создания мест для молодежи. Пространство делится на секторы - «этажи» - в которые включены: пространство «Крыша» с танцевальной площадкой, большой зоной отдыха и фотозоной; Улица Контейнеров, состоящая из магазинов и шоурумов и фудкортов; несколько этажей - это выставочные пространства, которые постоянно сменяют тематику и концепцию культурного контента; и хостел - съемное жилье.

Выводы. Арт-пространства становятся неотъемлемой составляющей современного города и территорий. Повышают привлекательность территорий как с позиций проживания так и посещения в рамках туристических туров и программ. Важно отметить, что экономическая функция арт-пространств постепенно дополняется социогуманитарным контекстом, арт-пространства все чаще наряду с торгово-экономическим предложением и спектром услуг магазинов, кафе, студий, ресторанов, начинают предоставлять возможности для реализации и получения услуг социально-культурного характера (выставки, лектории и образовательные программы, творческие мастерские, фестивали, форумы и другие диалоговые площадки). Здесь появляются зоны коворкинга, в целях объединения людей, создаются условия для развития нетворкинга, осуществления последующей совместной деятельности. Современные арт-пространства -это пространства возможностей обучения, самообучения, обмена навыками. Это пространства для экспериментов, реализации новых идей и применения их к решению важных задач развития территорий. Все это, в конечном итоге, способствует раскрытию и накоплению человеческого, социального, творческого ресурса территорий.

Арт-пространство является важным механизмом развития территорий города как с позиций социально-экономического развития (развитие предпринимательства и новых форм занятости, создание новых рабочих мест, рациональное использование территорий), так и с позиций социально-культурного развития - здесь резь идет о развитии человека и местного сообщества. В России формируются концептуально новые форматы арт-пространств, повышающие туристическую и эстетическую привлекательность мест, становящиеся инновационными центрами и точками притяжения различных сегментов местных сообществ: молодежи, творческих сообществ, малого бизнеса и т.п.

Список литературы:

1. Внерейтинговый показатель креативного потенциала регионов России. - 2022. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rnc-consult.ru/netcat_files/2525_20.pdf?ysclid=lf6jviz9wd564390245

2. Лэндри, Чарльз. Креативный город [Текст] / Чарльз Лэндри; [пер. с англ.: В. Гнедовский и др.]. - Москва: Классика-XXI: Фонд «Ин-т культурной политики», 2011.-397 с.

3. Официальный сайт Творческого индустриального кластера «Октава». -креативное пространство в Туле. - [Электронный реурс]. - URL: https://oktavaklaster.ru/

4. Официальный сайт пространства Арт-КВАДРАТ. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.art-kvadrat.com

5. Официальный сайт пространства ЛофтПроектЭтажи. - [Электронный ресурс]. -URL: https://www.loftprojectetagi.ru

6. Типы точек роста: деловые, транспортные, рекреационные кластеры. - 2019. -URL: https://www.proestate.pro/images/proestate/2019/presentation/2._%D0%9D%D0%B8%D

0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9F%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0 %BE%D0%B2_Knight_Frank.pdf (дата обращения: 03.06.2023)

7. Флорида, Ричард. Креативный класс: люди, которые меняют будущее [Текст] / Ричард Флорида; [пер. с англ. А. Константинов]. - Москва: Классика-ХХ1,2011. - 419 с.

8. Хокинс, Джон. Креативная экономика [Текст]: как превратить идеи в деньги / Джон Хокинс; [пер. с англ. И. Щербаковой]. - Москва: Финансовая корпорация Открытие: Классика-ХХ1,2011. - 253 с.

УДК 008:351.853.1(37)

ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ - ЗДАНИЕ 1 МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ СИМФЕРОПОЛЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРЫМА

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена выявлению роли 1 мужской гимназии Симферополя -объекта культурного наследия - в развитии образования и науки в Крыму. Здание мужской гимназии в Симферополе с середины ХГХ в. стало средоточием интеллектуальной жизни Крыма, в которой активную роль играли преподаватели и воспитанники гимназии. Она создавала ту почву духовности, на которой могла сформироваться истинно творческая личность. Именно такая атмосфера в старейшем учебном заведении Симферополя и Крыма способствовала дальнейшему разворачиванию его смыслов как центра науки и образования, который, в том числе оказал значительное влияние на развитие разных сфер человеческой деятельности как в пространстве отечественной культуры, так и - глобально - мировой.

Ключевые слова: культурное пространство, культурное наследие, образование, наука, памятник истории и культуры, Симферополь, Крым.

Annotation. The article is devoted to identifying the role of the 1st male gymnasium of Simferopol - an object of cultural heritage - in the progress of education and science in Crimea. The building of the male gymnasium in Simferopol from the middle of the 19th century became the focus of the intellectual life of Crimea, in which teachers and pupils of the gymnasium played an active role. It created the soil of spirituality on which a truly creative personality could be formed. It was this atmosphere in the oldest educational institution in Simferopol and Crimea that contributed to the further unfolding of its meanings as a center of science and education, which, among other things, had a significant impact on the development of various spheres of human activity both in the space of domestic culture and - globally - in the world.

Key words: cultural space, cultural heritage, education, science, monument of history and culture, Simferopol, Crimea.

Постановка проблемы. Теоретические и практические вопросы образования и науки являются предметами целого спектра дисциплин: педагогики, психологии, педагогической психологии, психологической педагогики, философии и социологии образования и философии науки, этики, теории познания, методологии знания, обществознания, антропологии, науковедения, философии науки, методологии науки, логики науки. Этот список может быть продолжен, учитывая то, насколько многоаспектными являются феномены образования и науки. Более того, существование еще более узких научных дисциплин, рассматривающие разные стороны этих феноменов, подтверждают, во-первых, их значимость для общества, а во-вторых, демонстрируют, как расширяется содержание их понятий, как оно усложняется даже во временных рамках одного поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.