Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ Г. МОСКВА И ТРУДА КРЕАТИВНОГО КЛАССА'

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ Г. МОСКВА И ТРУДА КРЕАТИВНОГО КЛАССА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
82
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Ключевые слова
ВИНЗАВОД / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС / АРТ-КЛАСТЕР / КРЕАТИВНЫЙ ТЕХНОПАРК

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кирсанова Юлия Алексеевна, Мельниченко Екатерина Игоревна, Ахметшина Дарья Рафиковна

Одним из ключевых факторов развития креативных индустрий является наличие инфраструктуры, поддерживающей и стимулирующей творческий потенциал и инновации. Такими особыми видами инфраструктуры являются арт-кластеры и креативные технопарки. Будучи общественно-деловыми пространствами, где работают и творят представители различных креативных сфер, они способствуют развитию креативных индустрий. Статья посвящена изучению влияния таких объектов креативных индустрий, как арт-кластер и креативный технопарк, на факторы привлекательности городской агломерации, а также на специфику труда креативного класса. Авторы анализируют их роль на примере арт-кластера "Винзавод" и креативного технопарка Artplay в создании новых рабочих мест и стимулировании инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE INDUSTRIES IN MOSCOW AND THE WORK OF THE CREATIVE CLASS

One of the key factors in the development of creative industries is the availability of infrastructure that supports and stimulates creativity and innovation. Such special types of infrastructure are art clusters and creative technology parks. Being public and business spaces where representatives of various creative fields work and create, they contribute to the development of creative industries. The article is devoted to the study of the influence of such objects of creative industries as an art cluster and a creative technopark on the attractiveness factors of an urban agglomeration, as well as on the specifics of the work of the creative class. The authors analyze their role on the example of the Vinzavod art cluster and the Artplay creative technopark in creating new jobs and stimulating innovation.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ Г. МОСКВА И ТРУДА КРЕАТИВНОГО КЛАССА»

THE SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE INDUSTRIES IN MOSCOW AND THE WORK OF THE CREATIVE CLASS

Kirsanova Yulia Alekseevna, Senior lecturer Melnichenko Ekaterina Igorevna, student Akhmetshina Darya Rafikovna, student Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

One of the key factors in the development of creative industries is the availability of infrastructure that supports and stimulates creativity and innovation. Such special types of infrastructure are art clusters and. creative technology parks. Being public and business spaces where representatives of various creative fields work and create, they contribute to the development of creative industries. The article is devoted to the study of the influence of such objects oj creative industries as an art cluster and a creative techno park on the attractiveness factors of an urban agglomeration, as well as on the specifics of the work of the creative class. The authors analyze their role on the example of the Vinzavod art cluster and the Artplay creative technopark in creating new jobs and stimulating innovation.

Keywords: Winery; Artplay; creative economy; cultural industries; creative class: art cluster; creative technopark. EON; VLJBBK; DOI: 10.24923/2305.8757.302,3-15.18

Цитировать: Кирсанова Ю.А., Мельниченко E.И., Ахметшина Д.Р. Специфика развития креативных индустрии г. Москва и труда креативного класса // KAVR Social science & Humanities. - 2023. - №3(15). - С. 141-145, I'.DN: VIJ В13 К. DOI: 10,24923/2305-8757,2023-15.18

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ Г. МОСКВА И ТРУДА КРЕАТИВНОГО КЛАССА

Одном из ючючевых факторе развития креативных индустрии является наличие инфраструктуры, поддерживающей и стимулирующей творческий потенциал к инновации. Такими особыми видами инфраструктуры являются арт-кластеры и креативные технопарки. Будучи общественно-деловыми пространствами, где работают и творят представители различных креативных сфер, они способствуют развитию креативных индустрии. Статья посвящена изучению влияния таких объектов креативных индустрии, как арШ-кластер и креативный технопарк, на факторы привлекательности городской агломерации, а также па специфику труда креативного класса. Авторы анализируют их роль на примере арт-кластера "Винзавод"и креативного технопарка Artplay в создании новых рабочих мест и стимулировании инноваций.

Ключевые слова: Винзавод; Artplay; креативная экономика; культурные индустрии: креативный класс; apm-Kiacmep; креативный технопарк.

УДК 72 ВАК 5,10.1

© Кирсанова Ю.А., 2023 © Мельниченко E.H., 102,3 © Ахметшина Д-Р., 2023

Креативные Индустрии находятся на подъеме во всем мире и становятся важным аспектом городского развития. Проблематика специфики развития креативных индустрии и работы креативного класса заключается в необходимости совмещения творческой деятельности с экономической эффективностью. Креативные индустрии имеют высокий потенциал доя экономического роста и создания рабочих мест, однако существует ряд проблем, таких как неразвитая инфраструктура, нестабильность рынка труда, нехватка инвестиций и низкий уровень правовой защиты интеллектуальной собственности. Креативный класс сталкивается с проблемами нестабильности доходов, нехватки социальных гарантий и ограниченного доступа к капи-

КИРСАНОВЛ Юлия Алексеевна, ст.

треп одаватель

МЕЛЬНИЧЕНКО Екатерина Игоревна, студент

АХМЕТШИНА Дарья Рафиковна, студент

Российски й универси тет дружбы народов, Москва

талу и ресурсам. Из этого следует, что развитие креативных индустрий и создание благоприятной среды для работы креативного класса требует совместных усилий со стороны государства, бизнеса и общественности.

Креативные индустрии определяются как отрасли, основанные на креативности, навыках и таланте. В последние годы наметилось несколько тенденций их развития в контексте городской среда, среди которых можно выделить: креативные районы, кластеры и технопарки; новоркинг-простран-ства; цифровизация; разнообразие и инклю-зивношш

Государству важно вкладываться в развитие креативных индустрий через различные программы и инициативы, такие как финансирование проектов, поддержка стар-тапов, создание специализированных креативных парков и т.д. Это поможет создать благоприятную среду .для развития креативных индустрий и привлечь в эту отрасль больше людей и инвесторов. Инвестирование в развитие креативных индустрий важно для экономического, культурного и инновационного развития страны. В рамках нашего исследования мы подробно остановимся на таких формах развития городской среды, как креативные районы, кластеры и технопарки, и рассмотрим, как они влияют на формирован ие культурного обл и ка города Москва.

Городская среда форм ирует самосозн ание горожан. Так, центры городов становятся местом генерации креативных идей. Это Происходит благодаря большому выбору мест Отдыхай воздействия стимулирующей творческой среды. Культурные индустрии не могут существовать без предпринимател ьского интереса креативного класса, поэтому арт-кластер - важнейшая институция для формирования облика современного города. По-явлен ие кластеров в непривлекательных для работы и творчества районах кардинально меняет их статус, сосредотачивая в них социальную и культурную жизни. [3.|

Идеальным ответом на такой общественный запрос становится место-трансформер:

творческий кластер. Зачастую это пустующие промышленные заводы, которые были выведены из эксплуатации и начали использоваться в качестве галереи, мастерской, арт-магазинаипр. Такие пространства становятся центром притяжения представителей креативного класса, которым важны низкая арендная плата, просторные помещения и объединяющая творческая среда, которая царит в арт-кластере. Фабричные здания, старые депо, складские и гаражные помещения становятся домами для совместной креативной работы и развлечения, [ю]

Говоря о современном российском опыте реализации кластерных проектов, нельзя не вспомнить центр современного искусства "Винзавод". Этот краснокирпичиый комплекс находится недалеко от станции метро "Чкаловская" и объединяет в себе как одноэтажные здания, так и административные многоэтажные постройки с глубокими подвалами. Идея создания современного арт-кластера родилась у предпринимателя Романа Троценко, благодаря которому с 2007 года "Винзавод" у широкой общественности ассоциируется с искусством.

Важнейшим показателем успешности "Винзавода" как арт-кластера являются, в первую очередь, его резиденты: это старейшие и наиболее важные для российской истории искусства галереи XI, и ОУСНАКЕЫКО (до 2018 года Риджина), аукционный дом УЪАОЕУ, а также огромное количество мастерских современных художников (от га-лерейных до стрит-артистов}, дизайн-сту-дий и шоурумов, кофеен и книжных, музыкальных и ювелирных магазинов. Конкурентным показателем становится также наличие на территории "Винзаво-да" пространства для досуговых мероприятий. Бесплатное посещение, открытость галерей и близость всех структур друг к другу создают неповторимое междисциплинарное единство ие только резидентов, но и гостей арт-кластера.

Основываясь на опыте "Вийзавода", мы можем говорить об успешном функцион иро-вании и развитии арт-кластерной культуры

в Москве. Объединяя под своей "крышей" творческие индустрии, такой формат сотрудничества между всеми звеньями арт-мира, становится драйвером их развития. Уникал ь-ная художественная среда обуславливает эволюцию культурной жизни города.

Никогда нельзя исключать из исследования временной контекст: в последние несколько лет закрылся ряд крупных галерей, были приостановлены регулярные ярмарки и вернисажи, часть галерей отказалась от ежемесячного обновления выставочных пространств. [3] Однако подобные изменения демонстрируют лишь гибкость таких пространств, как "Винзавод"; с целью привлечения нового "креативного класса", администрация кластера открывает форматы, направленные на профессиональную поддержку и развитие молодых, еще не заявивших о себе художников ("Открытые студии"}. Появляются новые ярмарки, на которых зритель может познакомиться с творчеством начинающих звезд арт-сцепы.

Арт-кластер - важнейший игрок поля креативных индустрий. Ведь, являясь продуктом ревитализации, кластерные пространства сгановятаи доминирующим и наиболее эффективным примером развития города.

Не менее заметными игроками на поле креативных индустрий являются креативные технопарки, которые представляют собой новое поколение технопарков, созданных специал ьно для поддержки и развития творческих индустрий. Они предоставляют уникальные условия для работы креативных предпринимателей и инноваторов, а также доступ к финансовым ресурсам и связи с местными и международными партнерами. Территория креативных технопарков часто становится пространством для работы и взаимодействия творческих команд, а также предоставляет резидентам технопарка доступ к современному оборудованию и технологиям. Это позволяет компаниям и старта-пам в творческих ин дусгриях реализовывать свои идеи и создавать новые продукты и услуги. Кроме того, проводятся мероприя-

тия, которые помогают укрепить связи между игроками в индустрии и обменяться знаниями и опытом, создавая благоприятную среду для развития творческих идей и инноваций.

Креативные технопарки также содействуют развитию городской инфраструктуры и улучшению качества жизни. Они могут быть интегрированы в городскую планировку, обеспечивая пешеходную доступность, создавая обществен^ые пространства и способствуя развитию городской культуры. Креативные технопарки также играют важную роль в развитии экосистемы инноваций в городе, обеспечивая среду, в ¡шторой различные компании и стартапы могут взаимодействовать, делиться идеями и ресурсами, и поддерживать инновации. Это позволяет городу привлекать новые инвестиции и развиваться как инновационный центр.

На данный момент в России юридический статус креативного технопарка имеет лиш ь московский Алр1ау. Он находится на территории бывшей промзоны в районе Курского вокзала и является одним из самых ярких культурных проектов в России, /\itplay состоит из нескольких зданий, включая выставочные залы, театр, концертный з&1, коворкинг, рестораны и бары. Благодаря своей уникальности и разнообразию мероприятий, Ат1р1ау привлекает местных жителей, представителей творческих профессий, бизнесменов и туристов со всего мира. Он играет важную рол ь в культурной жизни Москвы и является одним из лидеров развития креативных индустрии в России, [г] Одной из главных особенностей Ат1р1ау является его атмосфера и дизайн, который сочетает в себе элементы индустриального стиля и современного искусства. [11]

В контексте нашего исследования важно понимать, что даже в Москве на сегодняшний день все еще не произошло окончательное формирование обособленного "креативного масса", ни среди его потенциальных представителей, ни на общеполитическом уровне. [12.1 По этой причине креативный

сектор экономики не рассматривается социумом как обособленный и способный к самостоятельному функционированию. Во многом это "поглощенное" состояние более широкой классификацией влияет на отношения внутри самого класса, они не являются цельными.

Городская среда призвана усиливать эти отношения, внутриклассовые связи и самосознание. Резиденты арт-кластере в и креативных технопарков говорят об уникальной атмосфере, которая царит внутри пространства и формирует интерес и досуг. Креативные индустрии становятся подталкивающим ядром для формирования профессиональных комыонити. Будучи необособленной в самостоятельный сектор экономики, культурная индустрия, тем не менее, противоречиво ограничивает сама себя и не может свободно развиваться вне кластера или технопарка, так как фактически перестает существовать или же трансформируется под влиянием среды. Выходит, креативное пространство и креативные индустрии взаимно необходимы, их симбиоз приводит к своеобразной "инородности", "отчужденности" кл астера или технопарка от остального городского пространства. [12] Создается эффект "города в городе", отвечающего на запросы представителей так называемого "креативного класса".

С точки зрения общегородского влияния, важно понимать, что именно в Москве проекты по поддержке креативных индустрий получают большое внимание со стороны властей, успешно встраиваясь в стратегию политического развития культуры и креативных центров, и могут быть привлекательными для трудоустройства в этой сфере.

Основными качествами работы в арт-кластере или креативном технопарке являются: пластичность внутренней структуры, ее организационная подвижность [14]; неформальная, приближенная к частной внутренняя жизнь (в данном случае речь идет о распределении задач и согласовании с начальством, однако для более мелких структур: в небольших галереях администратор

или арт-менеджер нередко выполняют функции куратора, научного сотрудника и даже менеджера клиентского отдела, что зачастую не бывает задокументировано и принимается всеми остальными работниками как данность), а также проработка опыта и традиций советской музейной системы и креативного функционирования прошлых лет (здесь важно осознавать неизбежность влияния наследия советского опыта делопроизводства в сфере культуры: начиная с академического образования большинства работников в сфере искусства, и заканчивая влиянием советского андеграунда: многие представители этой контркультуры до сих пор оказывают немалое влияние на работу отдельныхарт-центров, например, для "Винзавода" это Олег Кули к, Авдей Тер-Ога-ньян и пр. Таким образом, гипертрофированное количество этапов согласования делает многие арт-центры наследниками советской бюрократической системы. [14] С точки зрения креативных индустрий, крайне важно понимать особенности трудоустройства важнейшего элемента, необходимого для их существования, - креативного класса. Искусствоведы, арт-менеджеры, архивисты, культурологи - ценные кадры, необходимые резидентам арт-кластеров и креативных технопарков. Мы выделили важнейшие характеристики, присущие рабочему режиму сотрудника арт-кластера на примере "Винзавода" (исходя из личного опыта работы в галерее-резиденте на должности менеджера социальных сетей). Отсутствие четкого регламента работы, а также частный формат предприятия, обуславливают несоответствие формата выплат рабочему времени: получая регулярную ежемесячную зарплату, сотрудник тем не менее обязан перерабатывать, находиться в офисе на 1-2 часа дольше без денежной или временной компенсации. Таким образом, сотрудник, который в действительности готов на такой ритм работы по определенным причинам, становится идеальным работником, тогда как сотрудник, отстаивающий свои границы, вынужден уволиться (само-

стоятелыю и ли по указанию начальства), что обуславливает еще одну очень важную характеристику труда креативного класса -большая "текучка" кадров.

Таким образом, можно говорить о противоречивости труда в сфере креативных индустрий: это ценнейший релевантный опыт в арт-сфере, который, тем не менее, требует огромной, ничем не регламентированной отдачи, которая не стимулируется со стороны руководства ни в виде премии, ни в виде формального одобрения: каждый сотрудник, трудящийся ради общей цели (будь то выставка, ярмарка и пр.), вносит свой индивидуальный креативный вклад, который впоследствии зачастую деперсонализируется. Щ]

Подводя итог всего вышесказанного, нельзя не сказать еще раз о том, что арт-кластер "Винзавод" и креативный технопарк Artplay действительно являются важными институциями для представителей креативного класса. Оба центра способствуют развитию культуры и искусства в Москве, привлекают внимание иностранных гостей и являются местом притяжения для творческих личностей. Они стали не только местами пребывания, но и центрами формирования новых культурных тенденций, создания новых проектов и возможностей для сотрудничества между искусством и бизнесом. В целом, анализ влияния арт-кластеров и креативных технопарков на креативные индустрии показывает, что создание соответствующей инфраструктуры является важным условием для устойчивого развития отрасли. Оно способствует росту производительности и инноваций, атак-же созданию новых рабочих мест в данном секторе экономики.

Литература:

1. Artplay- [сайт]. URL: https://ärtplay,ru/ (дата обращения: 13.02.2023).

2. Весел нова Н.В. Ментальные карты города: вопросы методологии и практика использования // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - ¿010. - № 31. -С. 5-29.

3. Воронцова A.B. Перестройка заводов и фабрич-IIых зданий в современные Арт-объекш // Моло-

дежный науч.-тех и Вестник. - 2014- - № 7- С. 39.

4. Елазычев В Л, Социально-экологическая интерпретация городской среды, - М.: Наука, 1984. -180 с.

5. Глазычев ПЛ. Политическая экономия города: учебное пособие. - М: Дело, 2009. -192 с. - {Сер. "Образовательные инвестиции").

6. Порош ко О. В, Формирование творческих индустрий в ейцйокультурном пространстве // Актуальные проблемы сйцйокультурных исследований: Межрегион, сб. науч. ст. Вып. 6 / под ред.

B.И. Маркова. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. - С, 303,

7. Замятин Д.Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов. - М: Знак,

20об. - 488 С.

8. Замятина Н.Ю. Взаимосвязи географических образов в страноведении: дис.... канд. география, наук. - M., 2001. -168 с.

9. Захарова Е.Е. Культурная среда города ккк часть общественного пространства// Человек и культура. - 2020. - №i. URL: h Hps://су berleninka. ru / article/n/kultiirnaya-sreda-goroda-kak-chas!:-obscliestvennogo-prostranslva (дача обращения: 13.02.2023).

¡o. Зеленцою E.B. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта: дис.... канд. культурологии. ■■ М., 2008. - 153 с.

п. Калганов А. Точка междисциплинарного общения: как устроен креативный технопарк / / А. Калганов. - Афиша Daily. Урбанистика, 2020. URL: https://daily.afisha.rn/cittes/15970-tocl1ka-m е zh disciplina г n og о- obs с h e n iy a - ka k - us t roe n -kreativnyy-tehnopark/ (дата обращения: 13.02.2023), - Текст: электронный.

12. Костякова C.B. Влияние креативных индустрий на образ городского района (на примере Арт-кваргала в г. Москве // Herald of Science and Education. - 2020. - № 17-1(95), - С. 46-59.

13. Кочетов Э.Г, Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства: учебник для вузов. - М.: Норма, 2010. - 528 с.

14. КулеиаМ,И. Трансформация творческой занятости в современной России; на примере сотрудников Негосударственных арт-центров Москвы // Мониторинг общественного мнений: экономические и социальные перемены. - 2017. - № 2(138). -

C. 50-62.

15. ЛэндриЧ. Креативный город / Ч. Лэндри. - М.: Классика-ХХ1,20п. ■ 399 с.

16. Флорида Р. Креативный !сласс: люди, которые меня ют будущее, -М,: Классика-ХХ1,2007. -432 с.

17. ГПилехина М.С. Культурное йространство со-временйШо города и ёгоформироваВДесредства-ми дизайна: дис.... канд. культурологии. - Саратов, 2019. - 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.