Научная статья на тему 'РОЛЬ КРЕАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ'

РОЛЬ КРЕАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
13
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / КРЕАТИВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА / АРТ-ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Плеснёва Екатерина Андреевна

В статье рассматривается феномен и функционал креативных пространств как площадок для формирования городского пространства. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия городской среды и арт-пространства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CREATIVE SPACES IN SHAPING THE MODERN URBAN ENVIRONMENT

The article deals with the phenomenon and functionality of creative spaces as f platforms for the formation of urban space. Particular attention is paid to the interaction between the urban environment and art spaces.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КРЕАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»

ХДК 7.067

РОЛЬ КРЕАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Плеснёва Екатерина Андреевна,

студентка

Институт меднакоммуннкаций, меднатехнологнй и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В статье рассматривается феномен и функционал креативных пространств как площадок для формирования городского пространства. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия городской среды и арт-пространства.

Ключевые слова: городская среда, креативные пространства, арт-пространства.

Annotation. The article deals with the phenomenon and functionality of creative spaces as f platforms for the formation of urban space. Particular attention is paid to the interaction between the urban environment and art spaces.

Key words: urban environment, creative spaces, art spaces.

Постановка проблемы. Развитие города тесно связано с трансформациями в сфере культуры, а культурные пространства рассматриваются как некая платформа города, которая обеспечивает духовное развитие и экономический рост. Так как предприятия, организации, регионы и города, обладающие высокой концентрацией инноваций и креативных подходов в своей работе, способны генерировать более высокие доходы. В креативных пространствах реализуются различного рода инициативы, с помощью которых решаются проблемы нашего общества, касающиеся сферы организации досуга и приобщения молодежи к мероприятиям в сфере культуры. Подобные площадки стали важными центрами в жизни современных населенных пунктов, а данное понятие широко используется в современных исследованиях.

На сегодняшний день власти многих городов России уделяют особое внимание культурной политике, так как разнообразные креативные пространства дают толчок развитию инфраструктуры города и «интеллектуального производства», а заброшенные здания обретают «вторую жизнь». В них начинают появляться креативные кластеры, художественные галереи и коворкинг-центры, что обуславливает разумное использование пустеющих территорий и приводит к улучшению внешнего вида города. Помимо обновления городского пространства, такие открытые площадки создают дружескую атмосферу, привлекательную для жителей и туристов, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на экономике и сфере туризма. Поэтому формирование нового городского пространства под воздействием креативных кластеров является одной из наиболее востребованных тем для исследования.

Цель данной статьи - определить роль креативных пространств в формировании современной среды российских городов.

Изложение основного материала. В контексте данного исследования под креативными пространствами мы пониманием публично доступное место города, где люди могут свободно самовыражаться, обмениваться идеями, демонстрировать результаты своего творчества и коммуницировать не только в роли потребителя товаров, а в роли создателя уникального продукта [1]. Р. Флорида, американский социолог, в работе «Креативный класс» говорит о том, что кроме знаний и информации, ключевым фактором развития общества в современном мире является креативность. «Креативность может пониматься и как общая способность человека к творчеству, и как творческая, созидательная, новаторская деятельность, результатом которой является нечто оригинальное, созданное человеком» [12, с. 35]. Нельзя не согласиться с автором, сегодня в разных сферах жизни, начиная от профессиональной и заканчивая повседневной рутиной, человек все больше ценит творческой потенциал, чаще применяя и развивая его. Креативность - качество, которое отличает человека от других биологических видов, охватывает все больше сфер деятельности.

Сейчас креатив применяется практически везде: в сфере образования, в рекламе, в экономике, и конечно в

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет-2030» № 075-15-2021-1323.

This study was financially supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Priority-2030 programm N 075-15-2021-1323.

культурной среде. Его основными функциями является привлечение целевой аудитории, создание неповторимого товара и, конечно, увеличение внимания, рост спроса и прибыли. «Креативность получила должную оценку благодаря все более широкому признанию того факта, что именно она - источник новых технологий, новых отраслей, новых материальных благ и других экономических преимуществ. По этой же причине появились системы, ориентированные на стимулирование и использование креативности» [2, с. 27].

Задача креативного мышления креативно мыслящих людей заключается в постоянном изобретении нечто такого, в чем нуждается мир здесь и сейчас. Конечно, одной свежей идеи недостаточно, важна также ее уместность, полезность и сама возможность осуществления. Реализация идеи должна положительно повлиять на ту сферу, где она будет применяться, и принести определенную пользу, будь то создание нового продукта или проекта [5]. Р. Флорида утверждает, что креативный класс считается более влиятельным, так как имеет такие преимущества, как индивидуализм, открытость и самовыражение. Креативные люди генерируют новые идеи, создают новые технологии, используют в своей деятельности креативный подход, наполняя качественно новым содержанием многие аспекты жизни. Креативные пространства обладают большим потенциалом в развитии городов и поддержании креативного класса, давая «возможность для творческой самореализации с учетом индивидуальных способностей, интересов и увлечений жителей, улицы и районы становятся местом расположения творческих пространств» [12, с. 56].

Культурная, профессиональная и личная жизнь, целые отрасли и регионы подчиняются принципам постоянного, динамического креативного взаимодействия. Знания и информация являются инструментами и материалами креативности, а ее результат - инновация - может воплотиться в форме нового технологического продукта, новой модели или нового метода ведения бизнеса. Одним из главных условий успеха в создании инновационных продуктов и услуг является креатив и творческое мышление. В статье «Креативный город» отечественные исследователи городской культуры В. Пекар и Е. Пестерников говорят о том, что для формирования городской среды, развивающей творческие способности, необходимо создавать креативные пространства, которые «способствуют развитию творческого потенциала, создают благоприятные условия для творческих людей» [цит по 10, www], где у них есть возможность отвлечься от монотонной работы, сделать перерыв, познакомиться с людьми из других сфер деятельности, посетить мероприятия для улучшения уровня своих компетенций и знаний, а также найти партнеров для реализации проектов или коммерческих стартапов.

Также важно понимать, что «ключевым фактором в самоорганизации системы творческого пространства будет активная творческая личность» [5, с. 63]. А такие пространства помогают человеку развивать в себе творческие способности, не бояться самовыражаться и проявлять себя. Помимо этого, креативное пространство - это новое место, где всегда будут рабочие места или потребители креативного продукта. Следует отметить, что креативность сводится не только к созданию успешных товаров, проектов и предприятий. Благодаря тому, что она имеет достаточно обширный характер, способствующий совершенствованию продуктов и процессов, а также обеспечению их жизнеспособности.

Креативные пространства повышают эффективность коммуникационных процессов в рамках городского сообщества, они представляют не только зону отдыха, но и место знакомства со знаковыми персонажами и событиями истории региона, что положительно влияет на уровень культуры. Такие творческие составляющие города способствуют развитию разнообразных социальных групп населения, жизнедеятельность горожан становится более наполненной. Также формируется эстетически комфортная пространственная среда, в которой создаются социально-культурные проекты. А привлекая туристов в креативные пространства, мы показываем творческое «лицо» города, тем самым демонстрируем культурную среду, с другой стороны, [5]. Так как арт-пространства являются одной из форм креативных пространств, рассмотрим их подробнее.

Арт-пространства в начале XX в. становятся зоной формирования особого культурного опыта. Расширение границ понимания искусства, доступность различного вида творческой активности для большего количества населения стали одним из факторов развития креативных кластеров. Подобные площадки сочетают в себе разнообразные направления развития культуры города. Это могут быть просмотры фильмов, квесты, флеш-мобы, проведение мастер-классов и лекций. Иногда все перечисленное совмещено с коммерческой деятельностью. На сегодняшний день такие площадки являются не только местом организации досуга, но и пространством для создания и реализации творческих и волонтерских проектов. Но самое главное - это особая, уникальная атмосфера, характерная для таких мест [4].

Обратимся к понятию городской среды. Городская среда - это совокупность условий: природных, архитектурных, экологических, оказывающих влияние на уровень и качество жизнедеятельности человека. Она формирует в целом отношение человека к городу и системе управления. К городской среде относятся жилые, общественные и промышленные здания, парки, скверы, набережные, стадионы и другие инфраструктурные объекты, в которых происходит разного рода взаимодействие человека, природы и культуры. Хорошо устроенный город должен иметь разнообразную архитектуру и большое количество интересных мест - считает датский градостроитель Ян Гейла. Так как городская среда оказывает сильное влияние на психологическое состояние жителей.

И поэтому плохо спроектированные города, однообразие архитектуры приводят к развитию скуки и понижению уровня счастья у жителей. «Качество городской среды напрямую зависит от того насколько хорошо удовлетворяются в этом пространстве объективные потребности и запросы жителей города» [3, с. 95]. Поэтому важно поддерживать развитие и создание креативных пространств, так как они обладают большим потенциалом в развитии городов и поддержании креативного класса. Следовательно, за созданием творческих пространств последует образование благоприятной творческой среды. Поэтому они играют большую роль в возрождении городов, превращая заброшенные районы в места скопления творческих людей. Еще одним важным моментом является то, что арт-пространства украшают не только центральные районы, но и хорошо вписываются в периферийные районы, становясь местом притяжения. «Через оживление таких районов происходит формирования в них новой культурной среды, локального культурного центра с его специфичной направленностью» [3, с. 124]. Это может быть граффити или различные формы деятельности внутри пространства. В рамках данного пространства происходит разработка культурного продукта.

Следовательно, формируется имидж направлений, которые восстанавливают и развивают регионы и пространства. Это может помочь выйти из экономического кризиса, преодолев всевозможные негативные последствия. Безусловно, такие пространства влияют на социальную и культурную жизнь граждан, организуя уникальные мероприятия, помогая найти наиболее интересное и комфортное времяпрепровождения для каждого. «Участник креативного пространства города приспосабливается к окружающей социальной среде и одновременно трансформирует ее, объединяя разнонаправленные и разнородные элементы жизнедеятельности» [11, с. 651]. Следует отметить, что интерес к креативным пространствам у посетителей не ослабевает, наоборот жители стремятся создать как можно больше таких мест, которые будут способствовать развитию города, делая его современным и интересным. «Такие кластеры становятся культурной частью комфортной среды и помогают городскому пространству стать целостным» [3, с. 148] Так как происходит развитие инфраструктуры, занятость горожан, возможность для реализации творческой активности и в целом поднятие уровня культурного потенциала. Невозможно развить современное креативное общество и сделать прорыв в науке, не развивая современное искусство. Креативные пространства являются базой для развития инновационно-творческих идей.

Для более точного понимания арт-пространства важно выделить его функции, раскрывающиеся в городской среде и культуре города:

1. Информационная функция. Все работы, направления, тенденции, которые популярны сегодня, будут представлены публике последующих поколений. Данная функция также отвечает за обмен знаниями, навыками и умениями, проявляется в информировании публики о творчестве того или иного художника. Примером информационной функции является галерея "White Gallery" в Гурзуфе. В залах арт-пространства гости могут познакомиться с современным искусством. Здесь представлены работы крымских, петербургских, московских и зарубежных художников. Это живопись, скульптуры и картины с дополненной реальностью. На территории креативного пространства проводятся выставки, тематические вечера и арт-квесты.

2. Посредническая функция. В арт-пространствах происходят различные аукционы и выставки, на которых художник или создатель произведения искусства иного вида может заключить сделку с потенциальным покупателем. Примером выполнения посреднической функции является арт-пространство «Душа южного берега Крыма». Творческая площадка в курортном городе Алушта открыта для художников, музыкантов, коллекционеров и мастеров прикладного искусства. «Одна из основных задач арт-пространства, обеспечить точку соприкосновения потребителей искусства и мастеров, создающих его» [цит по 7, www]. Здесь можно посетить мастер-классы, выставки, пообщаться с художниками и приобрести понравившиеся работы.

3. Эстетическая функция. Арт-пространство формирует художественный вкус и насмотренность у населения. Здесь можно привести в пример «Подзаборную» выставку живописи и графики в Коктебеле. Художники демонстрируют свои работы на всеобщее обозрение: картины, рисунки, инсталляции - все, что удалось сделать за полгода. Тут можно увидеть импрессионизм, абстрактную или фигуративную живопись, реализм и множество других направлений, в которых каждый найдёт что-то увлекательное.

4. Компенсаторная функция. Арт-пространство позволяет восстановить душевное состояние и восполнить недостаток красоты и гармонии в жизни. К креативному пространству относятся также и антикафе. Они дают возможность проводить различные мероприятия, заводить знакомства, играть в настольные игры или исполнить любимые песни в караоке. К такому месту относится антикафе «Хорошее заведение» в Симферополе. Здесь можно отдохнуть и расслабиться после тяжелого дня, восстановив силы, что и свидетельствует о реализации компенсаторной функции.

5. Воспитательная функция. Произведения искусства являются символической продукцией, которая обладает эстетической и исторической ценностью, что, безусловно, влияет на формирование личности, на ее ценности и приоритеты. Арт-пространство «Фабрика» в Симферополе представляет пять творческих площадок, на которых можно познакомиться с архитектурными проектами и новыми взглядами на организацию городской среды. Классическая живопись, стрит-арт и современные инсталляции позволят окунуться в атмосферу творчества.

Посещение городского театра и участие в увлекательном перформансе также способствуют выработке норм и ценностей.

6. Рекреационная функция заключается в том, что районы, которые находятся в разрушенном состоянии, бывшие промышленные зоны и заброшенные фабрики, имеющие непривлекательный вид для города, превращаются в культурные центры, точки притяжения для туристов и жителей, а также служат местами отдыха и творческого проведения времени. Ярким примером осуществления компенсаторной и рекреационной функции является креативное пространство «Консерватория». «Толпы студентов приходят сюда, чтобы послушать любимых музыкантов и потанцевать» [цит по 9, www]. Раньше двухэтажное здание было консервным заводом имени С. Кирова и отличным Домом культуры. Спустя несколько лет завод прекратил свое существование, а здание Дома культуры пришлось сдавать в аренду. Так полузаброшенное и сырое помещение превратилось в публичное арт-пространство «Консерватория» [9]. Сейчас здесь регулярно проходят поэтические вечера, выставки, мероприятия и шумные концерты, на которые приходят все желающие, чтобы отдохнуть и весело провести время.

7. Коммуникативная функция предполагает общение, личностное взаимодействие и новые знакомства. Фестиваль «Таврида Арт» в Судаке стал визитной карточкой Крыма и ежегодно привлекает множество творческих людей со всей России. Площадка, где эксперты из разных областей творческих индустрий и креативной экономики делятся своими знаниями и опытом. Здесь возможно не только реализовать свои творческие способности, но и пообщаться с топовыми экспертами в области креативных индустрий. Это отличная возможность наладить новые профессиональные знакомства, которые дадут результаты в будущем.

8. Творческая функция. Посещая арт-пространства, люди могут реализовать свои способности, изучать искусство, открывать в себе и других новые таланты и возможности. Хороший пример здесь - арт-галерея «Арт-Буль-вар» в Ялте, что находится в историческом здании отеля Вилла Елена. В данном арт-пространстве можно проследить проявление сразу нескольких функций: познакомиться с художественным наследием полуострова, увидеть разнообразие творческих направлений современного искусства, а также собрание живописи, графики, скульптуры и антиквариата; понравившиеся работы можно приобрести. На мастер-классе по живописи можно узнать тонкости техники, открыть в себе талант художника, а после - насладиться созданным произведением [8]. Таким образом, мы видим выполнение информационной, коммуникативной и творческой функции.

Как мы показали в разборе функций, в Крыму достаточно много арт-пространств, которым присущи характеристики креативности. Проанализированные арт-пространства, на наш взгляд, помогают в развитии комфортной городской среды полуострова и организуют интересное времяпрепровождение. В то же время, креативных кластеров практически нет, что является проблемой для Крыма, так как они помогли бы сформировать инновации в культуре и искусстве, оказали бы положительное влияние на экономическое развитие региона. Арт-пространства - многофункциональные площадки, на которых проходят различные мероприятия, позволяющие объединить талантливых людей, организовать коммуникацию населения городов, привлечь внимание туристов к культуре полуострова или отдельных городов. Арт-пространства способствует развитию культуры и улучшению экономики региона. Сосредотачивая большое количество культурных организаций на одной территории, арт-пространство становится более привлекательным для посетителей. Благодаря этому развивается внутренний потенциал культуры города. К. Донкерс, голландский урбанист, уверен, что главной задачей креативных пространств является трансформация городской среды. Он говорит, что новые пространства необходимо создавать на базе пустующих промышленных зданий. Так происходит «воскрешение» проблемных территорий за счет создания творческих пространств [6].

Вывод. Как мы показали в работе, сфера публичных креативных пространств является ключом к решению многих проблем городского развития. Они положительно влияют на городскую среду, заброшенные здания обретают новый современный облик, оживают депрессивные районы, у населения укрепляется городская идентичность, творческая молодежь получает возможность обучаться, обмениваться опытом, экспериментировать и реализовывать креативные идеи. Арт-пространства как вид креативного пространства создают инновационную среду и развивают рынок стартапов. В целом, улучшается социально-экономическая ситуация в городе, который становится более привлекательным как для постоянных жителей, так и для туристов.

Список литературы:

1. Бокова А. В. Креативные индустрии : административный и научный подход к определению понятия / А. В. Бокова // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 389. - С.98-101.

2. Волкова Ю. Г. Креативное общество как цель российской модернизации / Ю. Г. Волкова // Социологические исследования. - 2011. -№ 11.- С.25-32.

3. Гейла Я. Города для людей / Ян Гейла ; пер. с англ. А. Токтонова. - М. Альпина Паблишер, 2012. - 276 с.

4. Зеленцова Е. В. Творческие индустрии: теории и практики / Е. В. Зеленцова, Н. В. Гладких. М. : Класси-ка-ХХ1,2010.-240с.

5. Кук П. Креатив приносит деньги / Питер Кук ; пер. с англ. С. Гуринович. - Минск. : Гревцов Паблишер, 2007. - 384 с.

6. Лэндри Ч. Креативный город / Чарльз Лэндри ; пер. с англ. В. Гнедовский. - М. : Классика-ХХ1, 2006. -399 с.

7. Официальный сайт « Арт-пространство душа южного берега Крыма» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/clubl83123625

8. Официальный сайт «Галерея Арт-Бульвар» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://art-bulvar.com/ ru/news/87

9. Официальный сайт «Комсомольская правда» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.crimea. kp.ru/daily/28329.5/4473116/

10. Пекар В. А. Креативный город [Электронный ресурс] / В. А. Пекар, Е. В. Пестерников - Режим доступа: http://http://www.pekar.in.ua/Creative%20City.htm

11. Суховская Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории / Суховская Д. Н. II Молодой ученый. - 2013. - № 10. - С. 650-652.

12. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее / Ричард Флорида ; пер. с англ. Н. Яцюк. -М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 384 с.

УДК 025.4.03

ВЛИЯНИЕ ТЕОРИИ ГИПЕРТЕКСТА НА ЧТЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЮ И ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Резник Оксана Владимировна,

доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности и межъязыковых коммуникаций Крымский университет культуры, искусств и туризма (г. Симферополь);

Попович Наталья Григорьевна, доктор политических наук, доцент, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности и межъязыковых коммуникаций Крымский университет культуры, искусств и туризма (г. Симферополь)

Аннотация. В этой статье исследуется влияние гипертекста на понимание потребителями информации процесса чтения, поиска информации, ресурсов и вообще библиографической сферы. Раскрыто значение гипертекста для базовых направлений деятельности библиотеки, связанных с созданием, распространением, хранением и философией информации, его влияние на возможности пользователей находить и понимать тексты. В заключении дано обобщение материалов.

Ключевые слова: информация, библиотека, коммуникация, гипертекст, пользователь.

Annotation. This article explores the impact of hypertext on consumer understanding of information in the process of reading, searching for information, resources, and in general the bibliographic sphere. The significance of hypertext for the basic activities of the library related to the creation, distribution, storage and philosophy of information, its impact on the ability of users to find and understand texts is revealed. In conclusion, a summary of the materials.

Key words: information, library, communication, hypertext, user.

Постановка проблемы. Электронная передача письменного слова уже давно вошла в обиход. С литературной точки зрения электронные форматы поставили под сомнение прежние представления о текстуальности. С более практической точки зрения также возникают вопросы относительно влияния цифровых форматов на поиск и использование информации. Теоретическое и философское понимание «текста» переплелось с технологиями, которые используются для представления фрагментов текста.

Среди ученых определение гипертекста остаётся дискуссионным. Лутовинова О.В., например, предлагает довольно пространное определение границ гипертекста: «гипертекст бесконечен, его невозможно прочесть целиком, а понятие его границы является субъективным, поскольку граница определяется читателем и проходит там, где он не может увидеть связи между информационными единицами» [1, с. 6]. В соответствии с этим пониманием, многие дискуссии о гипертексте подчеркивают его нелинейные качества, но эти определения продолжают широко обсуждаться среди ученых.

Механизм превращения исходных текстов в гипертекст описывает Яшина Н.Г., утверждая, что проекция се-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.