Научная статья на тему 'Творческие кластеры как способ сохранения и редевелопмента объектов индустриального наследия'

Творческие кластеры как способ сохранения и редевелопмента объектов индустриального наследия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1966
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕНОВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Амосова Евгения Викторовна

Статья раскрывает понятие «творческий кластер» и определяет его положение в современном социокультурном пространстве, рассказывает о причинах популярности и возникновения площадок такого типа, в частности, в России. Помимо творческой и культурной деятельности творческие кластеры имеют и огромное социальное значение. Творческие кластеры привлекают молодежь к организации предпринимательской деятельности и стимулируют развитие различных форм бизнеса с творческим потенциалом. Интересные в историческом и культурном плане центры являются неотъемлемыми условиями для развития туризма и культуры. Один из главных замыслов творческих кластеров это преобразование депрессивных (заброшенных) районов города в привлекательные общественные пространства. Использование исторических или старых помещений позволяет вдохнуть новую жизнь в заброшенные постройки. Результатом такой деятельности является преобразование объектов индустриального наследия, зачастую имеющих высокий уровень преступности, в комфортные центры притяжения людей, площадки с рекреационными зонами, образовательными проектами. А также увеличения числа новых рабочих мест и создание условий для развития культурного диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческие кластеры как способ сохранения и редевелопмента объектов индустриального наследия»

УДК 304.444 ББК 60.56

Е.В. Амосова

творческие кластеры как способ сохранения и редевелопмента объектов индустриального наследия

Статья раскрывает понятие «творческий кластер» и определяет его положение в современном социокультурном пространстве, рассказывает о причинах популярности и возникновения площадок такого типа, в частности, в России. Помимо творческой и культурной деятельности творческие кластеры имеют и огромное социальное значение. Творческие кластеры привлекают молодежь к организации предпринимательской деятельности и стимулируют развитие различных форм бизнеса с творческим потенциалом. Интересные в историческом и культурном плане центры являются неотъемлемыми условиями для развития туризма и культуры. Один из главных замыслов творческих кластеров - это преобразование депрессивных (заброшенных) районов города в привлекательные общественные пространства. Использование исторических или старых помещений позволяет вдохнуть новую жизнь в заброшенные постройки. Результатом такой деятельности является преобразование объектов индустриального наследия, зачастую имеющих высокий уровень преступности, в комфортные центры притяжения людей, площадки с рекреационными зонами, образовательными проектами. А также увеличения числа новых рабочих мест и создание условий для развития культурного диалога.

Ключевые слова:

творческий кластер, креативные индустрии, общественное пространство, реновация.

Амосова Е.В. Творческие кластеры как способ сохранения и редевелопмента объектов индустриального наследия // Общество. Среда. Развитие. - 2019, № 3. - С. 98-102.

© Амосова Евгения Викторовна - магистрант, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Е.И. Репина, Санкт-Петербург; e-mail: a_e.v@mail.ru

О

Важнейший показатель, определяющий качество жизни в современном обществе, - это культурная среда. За последние десять лет ее неотъемлемой частью стали творческие кластеры. Термин «творческий кластер» (creative cluster) окончательно сформирован Саймоном Эвансом, куратором программы ЮНЕСКО Creative Cities. Под «креативным кластером» он подразумевал сообщество творчески ориентированных предпринимателей на определенной территории. В большинстве случаев, центрами таких объединений выступали заброшенные заводы и фабрики, расположенные в центре города. Творческие люди, такие как художники, дизайнеры, журналисты, ставят возможность круглосуточной работы и технические характеристики помещения превыше собственного комфорта. По мнению Эванса, такие места предназначены не только для работы, но и для жизни, для общения и для генерирования и реализации общих идей [5].

Первые творческие кластеры появились еще в XIX веке. Так, Монмартр в Париже был местом притяжения творческой богемы, расположившей здесь свои галереи и превратив кафе в места собраний творческой интеллигенции. Позднее, уже в XX

веке, творческие кластеры начинают появляться в бывших промышленных районах. Примерами таких кластеров можно назвать институт современного искусства «Кунст-Верке» (Kunst-Werke) в Берлине, занимающий просторное здание, в котором когда-то размещался маргариновый завод, и «Фэргфабрикен» (Fдrgfabriken) в Стокгольме, где на месте прядильной фабрики появился театр и различные выставочные пространства.

Понятие «творческих кластеров» в контексте важнейшего пути развития городов стало звучать в рамках общественных дискуссий и публичных дебатов не так давно, но уже объединило вокруг себя немало сторонников - представителей государственных структур, частного сектора, научных сообществ и средств массовой информации. Большой вклад в развитие новой концепции и в популяризации терминов «креативный класс» и «креативный город» внесли Ричард Флорида, Чарлз Лэндри и Джон Хокинс. Эти понятия стали ориентирами новой экономической политики городов и регионов.

Само движение и развитие креативных индустрий с сопутствующим осмыслением берет свое начало из истории Нью-Йорка периода Великой депрессии [3]. Рассмот-

рим исторические предпосылки возникновения творческих кластеров и причины, оказавшие непосредственное влияние на тенденцию появления творческих кластеров именно в депрессивных районах развитых городов, на примере Нью-Йорка.

Во-первых, в районах Сохо и Трайбека располагалось множество промышленных предприятий. В связи с быстрым ростом города, эти предприятия и фабрики оказались в самом центре Нью-Йорка, что способствовало росту стоимости арендной платы.

Во-вторых, большое влияние оказала и Великая депрессия в США, под влиянием которой множество предприятий было вынуждено закрыться, оставив пустовать расположенные в престижных районах помещения.

В-третьих, людей привлекала низкая стоимость аренды таких заброшенных помещений, что было гораздо выгоднее платы за проживание в обычной квартире в этом же районе.

Верхний этаж бывших промышленных помещений, переоборудованный своим владельцем под жилье или мастерскую, получил название лофт. Отсюда и название нового архитектурного стиля, который берет свое начало в 30-х годах XX. Первыми арендаторами и людьми, популяризировавшими лофты,являлись представители творческих профессий. Именно художники и скульпторы, зачастую не имевшие стабильных и высоких доходов, первыми приметили недорогие помещения, где было удобно размещать и мастерские. Ведь высокие потолки, большие окна и огромные пространства в дополнении с интересным освещением и свободным интерьером являлись идеальными условиями для организации мастерской и творческого процесса. Постепенно художниками стали использоваться и пространства первых этажей для организации выставочных галерей. Джексон Поллок - художник-абстракционист - был одним из первых, кто так обосновался в манхэттенских лофтах. Свои картины он писал в здании бывшей ткацкой фабрики.

Таким образом, лофт из невостребованного объекта индустриального наследия стал местом притяжения городской богемы. Главным таким примером, безусловно, является знаменитая фабрика Энди Уор-хола, ставшая громким примером стремительно набирающей популярность лофт в 60-х годах XX века.

«Фабрика» Энди Уорхола располагалась Восточной 47-й улице в Манхэттене. Это

было местом обитания не только талант- 199 ливого художника, продюсера и писателя, но и его учеников. «Фабрика» привлекала представителей богемы и творческой интеллигенции, это было место появления новых идей и замыслов, пространства постоянного творчества и искусства. Сама обстановка «Фабрики» соответствовала ее обитателям: серебряная краска на кирпичных стенах, потолок, украшенный серебристыми воздушными шарами, и кусочки блестящей фольги повсюду. Эта атмосфера вдохновляла людей творить и создавать, став символом нового искусства.

Развитие индустрии творческих кластеров происходило стремительно. Творческие кластеры становились центрами развития городов и играли важную роль в развитии культуры, науки и искусства. Сейчас это не только лофты, которые подарили новую жизнь заброшенным промышленным фабрикам, но и разнообразные формы творческих пространств, представленных площадками различного типа и формата.

Главный движущий фактор в создании креативных пространств - человеческая креативность, т.е. способность генерировать совершенно новые и неординарные решения в любых начинаниях. Чаще всего этим занимаются люди творческих профессий: художники, архитекторы, дизайнеры и деятели искусства, музыки и индустрии развлечений. Но для успешной реализации данного рода проектов необходимы нестандартно мыслящие и с инновационным подходом специалисты в сфере бизнеса, экономики, права. Только работа в команде, творческий подход и креативность каждого участника, его индивидуальные особенности и опыт в конечном итоге могут дать необходимый результат [4].

Творческая среда, так необходимая для развития всех творческих индустрий, может быть создана не только на основе одного конкретного здания или офиса. Это может быть несколько зданий или даже целый городской район. Творческие индустрии затрагивают все стороны жизни общества, ведь они включают в себя искусство, дизайн, моду, издательское дело, туризм, рекламу, музыку, мультимедиа, киноиндустрию и сферу развлечений, а также многое другое. И представители всех этих направлений могут не только гармонично сосуществовать на одной территории, но и создавать совместные проекты, дополнять и обогащать друг друга. Главная черта творческого кластера - это сплоченность

о

людей, их целей и задач, а также тот культурный и социальный вклад, который они несут в жизнь общества.

Каждый творческий кластер уникален. Основу любого творческого пространства составляет его «ядро» - идея, концепция, которая определяет основной вектор деятельности. Находясь в разных точках мира и объединяя на своей территории людей разных национальностей и вероисповеданий, творческий кластер приобретает свой неповторимый стиль, отражая особенности региональных культурных ресурсов. Также есть творческие кластеры, ориентированные на конкретные направления искусства, такие как визуальное искусство или декоративно-прикладное искусство, но деятельность большинства творческих кластеров направлена на муль-тикультурное взаимодействие.

Для чего же нужны творческие кластеры и каков их вклад в развитие социально-экономической сферы? Ллойд П. в своей работе «Креативное пространство» определяет их как «хорошо продуманную среду, которая побуждает человека создавать что-то новое, быть общительным и полным вдохновения» [6].

Появление креативных пространств меняет облик и способствует развитию средового разнообразия, дает шанс для творческого развития и самореализации, способствуя превращению мало презентабельных районов в комфортные центры активности.

На креативность городского пространства влияют различные факторы. Во-первых, это традиции и культурные ценности данного региона. Примером этого может служить то, что в стенах креативного пространства активно развивается творческая жизнь, важным элементом которой являются лекции и выставки, посвященные современному искусству. Организаторы таких пространств уделяют особое внимание тому, чтобы посетители имени возможность не только посмотреть экспозиции, но и оценить их опорой на уже имеющийся культурный фон многовековые традиции региона [2].

Во-вторых, это социальные факторы, такие как демография, соотношение полов и возрастов в рамках отдельной территории. Существует мнение, что основная целевая аудитория посетителей креативных пространств - молодежь, имеющая невысокий и не всегда стабильный доход. На самом же деле организаторы многих креативных пространств заинтересованы в организации и проведении таких мероп-

риятий как концерты, лекции о бизнесе и воркшопы, семейные праздники и клубы по интересам, с целью вовлечения в свою деятельность людей различных социальных групп.

В-третьих, это функциональность территории: для креативных пространств важно соседство лекториев, выставочных и концертных площадок с зоной кафе, фудкортов и магазинов. Очень важно создание комфортных условий для посетителей [1].

В-четвертых, это использование исторических или старых помещений, которое позволяет вдохнуть новую жизнь в заброшенные постройки, а также рационально и полезно их использовать. Также важно учитывать и природно-климатические факторы, чтобы сделать креативные пространства комфортными и доступными в любое время года.

В мире существует множество различных творческих кластеров, но их появление в России стало происходить сравнительно недавно. Первооткрывателями в этой сфере выступили Москва и Санкт-Петербург.

Первым российским творческим кластером стал «А^р1ау» в Москве, открывшийся в 2004 году. Это был предшественник «А^р1ау» на Яузе, во многом определивший форму и стиль современного всеми любимого пространства. Этот кластер располагался в здании бывшей ткацкой фабрики «Красная роза», постройки XIX века из красного кирпича недалеко от метро «Парк Культуры», часть которой находилась в весьма разрушенном состоянии.

На огромной территории в 10 000 квадратных метров нашли свое расположение дизайнерские бюро и архитектурные мастерские, а также более 50 различных строительных организаций и небольших кафе. Это был своеобразный бизнес-центр для творческих людей.

Сейчас центр «А^р1ау» располагается на гигантской территории бывшего завода «Манометр» и продолжает развиваться, сохраняя традиции и идеологию своего предшественника.

В то же время в Москве появилась тенденция по объединению творческих организаций в единый творческий кластер. Так произошло возникновение первого такого пространства «Арт-стрелка» на территории фабрики «Красный октябрь», где различные галереи получили возможность синхронизировать пиар и тем самым привлекать большее количество посетителей. Сейчас на этом месте располагается

институт медиа, архитектуры и дизаина «Стрелка».

На сегодняшний день одним из самых любимых проектов москвичей является дизайн-завод «Флакон» на Дмитровке. Создатели этого творческого кластера предложили массу усилий для превращения разрушенной фабрики в яркое и живое пространство с богатой событийной программой.

Активно преобразование объектов индустриального развития в комфортную городскую среду происходит и в Санкт-Петербурге. На данный момент в городе существуют 11 творческих кластеров. Основная часть этих объектов находятся на так называемой территории серого промышленного пояса. Это набережная Обводного канала, а также побережье Невы к Северу и Востоку от центра города. Благодаря организации и развитии таких площадок серый пояс получает новый современный облик, а не набор заброшенных зданий, расширяя карту как деловой, так и туристической активности города.

Знаковым творческим кластером для Санкт-Петербурга по праву считается «Лофт проект ЭТАЖИ», отрытый для посетителей с 2007 года в здании бывшего Смольнинского хлебозавода на Лиговском проспекте.

Авторы дизайн-проекта сохранили и законсервировали элементы оригинального исторического пространства: окантованные металлом бетонные колонны, оборудование для выпечки хлеба, стоки для муки, котельные трубы, чугунный пол. Здесь проходит множество событий: от различных фестивалей и кулинарных праздников до музыкальных концертов на крыше и многочисленных выставок. В стенах лофта выставляли свои работы лучшие мировые художники: от английского арт-деятеля Эндрю Логана до французского художника-деконструктивиста Бертрана Плана. В залах кластера работали галереи «Формула» и «Глобус», прошли сотни выставок, среди которых: World Press Photo, «Сампо-Финская виза» и «Память полей». «Лофт проект ЭТАЖИ» первыми запустили масштабный Garage Sale и благотворительную акцию «Хочу домой», которая помогла сотням четвероногих друзей обрести семью. Знаковыми событиями за все время существования кластера стали открытие нового легального событийного пространства на крыше культурного центра и площадки для реализации pop-up проектов. Насыщенная программа, полторы сотни креативных магазинов,

открытая крыша, pop-up кафе и бары ежедневно привлекают в ЭТАЖИ более трёх тысяч посетителей, и более пяти тысяч - в выходные дни и праздники.

В настоящее время политика «Лофт проекта ЭТАЖИ» претерпела многочисленные изменения и сменила курс своей социальной направленности на креативные стартапы.

На данный момент самым популярном местом среди жителей Санкт-Петербурга является проект «Новая Голландия: культурная урбанизация». Для посетителей рукотворный остров был открыт три года назад, но его окончательная реставрация планирует завершиться к 2027 году. В настоящее время к свободному посещению открыт сам парк «Новой Голландии», а также несколько восстановленных зданий и павильонов.

Не вызывает никаких сомнений потенциал развития острова по мере его реконструкции, но это потребует времени и человеческих усилий. Проект «Новая Голландия» имеет хорошо подобранную и сплоченную команду с колоссальным опытом организации подобного рода проектов, поэтому с нетерпением будем ждать продолжения становления этого интересного и любимого жителями города места!

Сейчас творческие кластеры стали активно появляться и в других городах нашей страны. Наиболее активное развитие они получили в крупных городах, таких как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Владивосток, Калининград, Самара. В отличие от зарубежных практик, где возможно появление творческих кластеров и в небольших городах, в России это маловероятно и экономически невыгодно для создателей в связи с отсутствием потенциальных арендаторов, недостатком творческого потенциала у молодежи, нехваткой опытных специалистов и представителей креативных индустрий, что приводит к нерентабельности таких проектов.

Подводя итог, можно сказать, что творческий кластер - это не только место обитания творческой молодежи, но и место рождения и развития творческих идей, место самореализации и самоопределения. Творческий кластер является важной экономической и социальной опорой для населения, создавая на своей территории дополнительные рабочие места, досуговые и образовательные учреждения. Используя и преобразуя заброшенные или исторические здания, такие площадки разумно задействуют пустующие территории

и способствуют улучшению внешнего облика города, а также становятся местами привлечения туристов.

Творческие кластеры - относительно новое явление в культуре. Но они уже активно развиваются, приобретают свою аудиторию, являются важными центрами в развитии городской культуры, а также местами привлечения туристов со всего мира.

Творческие кластеры привлекают молодежь к организации предпринимательской деятельности и стимулируют развитие различных форм бизнеса с творческим потенциалом. Один из главных замыслов творческих кластеров - это преобразование депрессивных (заброшенных) районов города в привлекательные общественные пространства. Такие площадки часто ста-

новятся культурными центрами, делая современное искусство более доступным для всех слоев населения.

Можно сделать вывод о характерной тенденции тяготения творческих кластеров к заброшенным предприятиям, складским помещениям или пустующим историческим зданиям. Этот факт помимо результатов творческой и культурной деятельности кластеров имеет огромное социальное значение, поскольку депрессивные районы, зачастую имевшие высокий уровень преступности, превратились в комфортные центры притяжения людей, площадки с рекреационными зонами, образовательными проектами, а также дали возможность создания новых рабочих мест и условий для развития туризма и культуры.

Список литературы:

[1] Высоковский А. Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда // Высшая школа урбанистики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://mosurbanforum.ru/media/library/2014 (17.03.2018)

[2] Коровин А.В. Факторы, определяющие креативность городского пространства // Молодежь и наука: сборник материалов IX Всероссииской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска. - Красноярск: СФУ, 2013. - С. 84.

[3] Стеклова И.А., Рагужина О.И. Креативные пространства как надежда провинции // Теория и практика общественного развития. - 2013, № 12. - С. 1-3.

[4] Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. - М.: Классика XXI, 2005. - 35 с.

[5] Evans G. Creative cities, creative spaces and urban policy. London, 2009. P. 7-15.

[6] Lloyd P. Creativespace. Capstone, U.K., 2009. P. 214-226.

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.