Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ АРТ-ПРОСТРАНСТВА'

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ АРТ-ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ИННОВАТИКА / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / АРТ-ПРОСТРАНСТВО / КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кокорина Екатерина Георгиевна, Мисюра Александра Сергеевна

Креативное / арт-пространство - как социокультурный феномен - вносит свой вклад в развитие региональных творческих пространств и современной культуры в целом. Практика организации подобных пространств в России и за рубежом характеризуется как местной, так и общемировой спецификой. Благодаря своей многофункциональности арт-пространства - это доступные территории, на которых не только можно обмениваться опытом и результатами своего творчества, получать вдохновение, узнавать актуальные тенденции в сфере культуры, приобщаться к традициям, находить единомышленников и партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION AND FUNCTIONS OF ART SPACE

Creative / art space as a sociocultural phenomenon contributes to the development of regional creative spaces and contemporary culture in general. The practice of organizing such spaces in Russia and abroad is characterized by both local and global specifics. Due to its versatility, the art space is an accessible territory where you can not only exchange experiences and the results of your creativity, get inspiration, learn current trends in the field of culture, join traditions, find like-minded people and partners.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ АРТ-ПРОСТРАНСТВА»

15. Открытая студенческая лига КВН КФУ: официальное сообщество. - Текст: электронный // Социальная сеть «Вконтакте». - URL: https://vk.com/kvn_cfu (дата обращения: 20.12.2021).

16. Проект «Добровольцы в городе» : официальное сообщество [электронный ресурс] // Социальная сеть «Вконтакте». - URL: https://vk.com/dobrovgorode82 (дата обращения: 23.11.2021).

17. Совет обучающихся КФУ имени В.И. Вернадского: официальное сообщество. -Текст: электронный // Социальная сеть «Вконтакте». - URL: https://vk.com/studsovet_cfu (дата обращения: 20.12.2021).

18. Студенческая пресс-служба КФУ: официальное сообщество. - Текст: электронный // Социальная сеть «Вконтакте». - URL: https://vk.com/studrealnost (дата обращения 20.12.2021).

19. Студенческие Отряды Республики Крым: официальное сообщество. - Текст: электронный // Социальная сеть «Вконтакте». - URL: https://vk.com/rso_crimea (дата обращения: 20.12.2021).

20. Студенческий спортивный клуб «Грифоны» КФУ: официальное сообщество. -Текст: электронный // Социальная сеть «Вконтакте». - URL: https://vk.com/ssk_grifon (дата обращения: 20.12.2021).

21. Студенческое Научное Общество КФУ: официальное сообщество. - Текст: электронный // Социальная сеть «Вконтакте». - URL: https://vk.com/sno_cfu (дата обращения: 20.12.2021).

22. Центр волонтерства КФУ: официальное сообщество. - Текст: электронный // Социальная сеть «Вконтакте». - URL: https://vk.com/volunteers_cfu (дата обращения: 20.12.2021).

23. Центр социальной поддержи обучающихся и реализации молодежных проектов ФГАОУВО «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского»: официальное сообщество. - Текст: электронный // Социальная сеть «Вконтакте». - URL: https://vk.com/usvrcfu (датаобращения: 20.12.2021).

УДК 008:728.48(075.8)

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ АРТ-ПРОСТРАНСТВА

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Мисюра Александра Сергеевна,

студент

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Креативное / арт-пространство - как социокультурный феномен - вносит свой вклад в развитие региональных творческих пространств и современной культуры в целом. Практика организации подобных пространств в России и за рубежом характеризуется как местной, так и общемировой спецификой. Благодаря своей многофункциональности арт-пространства - это доступные территории, на которых не только можно обмениваться опытом и результатами своего творчества, получать вдохновение, узнавать актуальные тенденции в сфере культуры, приобщаться к традициям, находить единомышленников и партнеров.

Ключевые слова: культурная инноватика, творчество, креативность, арт-пространство, креативное пространство, функции культуры.

Annotation. Creative / art space as a sociocultural phenomenon contributes to the development of regional creative spaces and contemporary culture in general. The practice of

organizing such spaces in Russia and abroad is characterized by both local and global specifics. Due to its versatility, the art space is an accessible territory where you can not only exchange experiences and the results of your creativity, get inspiration, learn current trends in the field of culture, join traditions, find like-minded people and partners.

Key words: cultural innovation, creativity, art, art space, creative space, functions of culture.

Постановка проблемы. Сегодня приобрели значительную популярность исследования арт-пространств. Их осуществление в различных сферах напрямую связано с явлением синтетичности, характеризующем творческое взаимодействие, когда происходит «совмещение» культурно-информационных доминант. Благодаря этому реализуются необычные проекты, находятся нестандартные решения задач - «вызовов» современной культуры, производится инновационный и социально значимый продукт, характеризующийся интегративностью, диалогичностью и синтетичностью, способный влиять на культуру не только регионов, стран, но даже в глобальных масштабах.

Целью данной статьи является уточнение понятия арт-пространства через определение его основных функций.

Изложение основного материала. Говоря об арт-пространствах необходимо дать четкое определение, характеризующее данное явление. В этом случае мы сталкиваемся с терминологической неопределенностью, так как в существующей научной литературе существует ряд понятий, связанных между собой как по смыслу, так и функционально: арт-пространство, творческое пространство, креативное пространство. Очевидно, что связующим для них будет понятие креативности.

Термин «креативность» (от анг. creativity - «творчество») означает способность человека применять и трансформировать данные, которыми он обладает, для создания чего-либо качественно нового [7, с. 21]. Ив случае с понятием креативности мы так же фиксируем терминологическую неопределенность в русском языке. Она проявляется в том, что в ряде исследований некорректно сближаются понятия творчества вообще, творческих способностей, креативности, «творческости».

Креативность - творческий базис, стремление к изобретательству, результативная особенность мышления, субъективный аспект творчества. С позиций другого подхода -синергетического - креативность может быть представлена «следствие нейродинамической неустойчивости мозга, смены притягивающих режимов функционирования» [1,с. 104].

Р. Флорида в своей работе «Креативный класс», выпущенной в 2001 г., выделяет, что, кроме знания и информации, ключевым фактором развития общества в современном мире будет являться креативность [6]. Он утверждает, что креативный класс считается более влиятельным, так как имеет такие преимущества, как индивидуализм, открытость и самовыражение. Креативный класс является наиболее влиятельным. Без сомнений роль креативных пространств - или арт-пространств - в поддержке творческих групп велика. Автор видит в ней ситуативный момент, когда она является реактивной, а вот для того, чтобы креативность стала качеством личности, она должна пройти свой путь формирования в условиях определенной среды [9, с. 46].

В статье «Креативный город» В. Пекар и Е. Пестерников говорят о том, что «публично доступные места города, где люди могут свободно самовыражаться, обмениваться идеями, демонстрировать другим результаты своего творчества и коммуницировать с другими не в роли потребителя товаров или работника компании, а в роли создателя, разработчика, творца уникального продукта своей личности» [8].

Примером креативного / арт-пространства могут быть названы арт-резиденции, «студии, где художники могут жить и работать, обмениваться опытом и даже создавать совместные произведения искусства... Также в подобных заведениях проводятся выставки и лекции по искусству» [3, с. 303-304].

Подобные пространства - эта инфраструктура, которая позволяет взаимодействовать людям различных творческих направлений деятельности, посещать мероприятия для улучшения уровня своих компетенций и знаний, может находить партнеров для реализации значимых проектов или коммерческих стартапов. Также важно понимать, что «ключевым фактором в самоорганизации системы творческого пространства будет

активная творческая личность» [2, с. 382].

Креативная, экономическая и социальная среда является фактором, обеспечивающим экономический рост региона. Развитие креативных индустрий привносит свой вклад, улучшая уровень жизни населения, создавая рабочие места, обеспечивая занятость молодежи, благоустраивая пространство [10].

На данном этапе нашего исследования нам представляется целесообразным остановиться на почти синонимичном понимании креативных и арт-пространств, основными характеристиками которых являются следующие:

1. Местом расположения таких пространств являются заброшенные, а так же исторические здания, тем самым разумно задействуют территории, которые пустуют, реставрируют здания, тем самым, улучшая вид города.

2. Арт-пространства всегда пользуются спросом у местных жителей, но помимо этого и у туристов, следовательно, они повышают туристическую привлекательность города.

3. Они объединяют малый и средний бизнес, что благоприятно сказывается на их развитии [5].

Значение арт-пространств в культуре и обществе, безусловно, велико. Они выполняют важные социальные роли, способствуют развитию культуры, а также улучшению экономики региона.

Современная практика доказывает, что креативные / арт-пространства отличаются полифункциональностью.

Чтобы полноценно раскрыть сущность арт-пространства стоит наиболее полно рассмотреть присущие ему функции.

Информационная функция. Креативное пространство так же, как и арт-рынок создает определенное информационное поле. Так как в креативных пространствах проходят различные мероприятия, в том числе, и художественные выставки, то необходимо указывать информацию о художнике, от этого зависит его востребованность у публики, а уже в дальнейшем от комментариев критиков зависят общественные предпочтения.

Информацию о художнике составляет не только информация о его творчестве, ее составляет также упоминание о творце в художественной критике, биографических текстах, жизнеописаниях, в различных документах, в специальной литературе. Важны авторитетные источники, именно они оказывают наибольшее влияние на выбор реципиента.

Так же в структуру арт-пространств входят музеи, которые связаны напрямую с информационной функцией. Приобретая произведение у его создателя, музеи повышают его рейтинг и соответственно стоимость его произведений. Чем известнее музей, тем выше рейтинг у тех, чьи работы там хранятся. Музеи также гарантированно сохраняют работы, ставшие национальным достоянием, и охраняются государством. Таким образом, работы, находящиеся в музеях, гарантированно будут представлены публике последующих поколений.

На сегодняшний день информационную функцию креативных / арт-пространств выполняют также СМИК, телевидение и интернет, именно они играют роль в формировании имиджа того или иного креативного пространства и структур, входящих в него.

Посредническая функция. Зачастую в креативных пространствах происходят различные аукционы и выставки, на которых заключаются всевозможные сделки, между стороной художника или создателя произведения и стороной покупателя.

Стимулирующая функция. В современном обществе важно идти в ногу с технологиями и потребностями общества. Это порождает конкуренцию и соперничество между креативными пространствами, так как важно быть востребованным и сохранять свою самобытность.

Эстетическая функция, которая формирует эстетический вкус у населения.

Воспитательная функция. Посещая арт-пространства, человек приобщается к искусству, постигает, как мастера интерпретируют свое виденье действительности, и все это влияет на формирование личности, на ее ценности и приоритеты.

Креативная функция. Наиболее отчетливо в арт-пространствах выражен творческий потенциал человека, его стремление к изменению, совершенствованию. Человечество всегда стремилось достичь чего-то идеального, и это является толчком к сотворению

иных, еще никем не разработанных идей.

Рекреационная функция, с одной стороны, направлена на восстановление человека в череде насыщенных стрессом будней; с другой стороны, ее можно понимать буквально, и тогда она заключается в том, что множество районов, которые находятся в разрушенном состоянии, бывшие промышленные зоны, заброшенные фабрики, представляющие собой опасность для населения и имеющие непривлекательный вид для города, превращаются в культурные центры, которые привлекают к себе внимание туристов, а также служат местами творческого и плодотворного проведения времени населения.

Творческая функция, напрямую связана с креативной и является одной из важнейших, люди всегда интересовались поиском такого места, где можно реализовать свои способности, обретать новые знакомства, которые будут помогать раскрываться тебе как личности, изучать искусство, каждый раз с новой стороны и при этом открывать в себе все новые таланты и возможности. Здесь будет «осуществляется поиск нестандартных ответов на социокультурные вызовы, открытие новых возможностей для реализации самых нестандартных идей» [4, с. 12].

Функциональная интегративность одной территории креативного / арт-пространства делает более эффективной реализацию целого ряда функций культуры. Благодаря этому развивается внутренний потенциал отдельных населенных пунктов и регионов.

Выводы. Арт-пространство как социокультурное явление - это многофункциональное место, где осуществляется самовыражение, реализуются творческие способности человека.

Подобные пространства выстраивают новый контекст восприятия различных городских локусов, формирующих культурное пространство. Важным аспектом здесь становится размытие границ между различными по статусу городскими районами, стирание стереотипных взглядов на них и привнесение нового взгляда и «свежего дыхания» в эти зоны.

Объединяя людей, предоставляя им новые возможности, арт-пространства - так или иначе - производят воздействие на культурную среду.

В развитии региона и поддержании креативного класса арт-пространства обладают большим потенциалом. Можно сказать, что за созданием арт-пространств последует образование благоприятной творческой среды, и значение этих пространств в развитии культурного пространстварегиона, безусловно, велико. Они выполняют особые функции, способствующие интенсификации разных сфер жизни общества: бизнеса, экономики, творческих индустрий, туристической сферы и т.д.

Список литературы:

1. Кокорина Е.Г. Синтетичность как особенность культуры переходного периода: дис. кандидата культурологии: 26.00.01 / Кокорина Екатерина Георгиевна. -Симферополь, 2010. - 226 с.

2. Кокорина Е.Г. «Нестабильность» как фактор развития творческого пространства / Кокорина Е.Г. // Политическое пространство и социальное время: Глобальные вызовы и цивилизационные ответы. Сборник научных трудов XXXVII Международного Харакского форума 5-7 ноября 2020 г., г.Симферополь. В 2-хт. Т. 1 / Под общ. ред. Т.А. Сенюшкиной; [науч.ред.: Е.А. Сенюшкин, A.A. Зоткин] - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2021. - С. 380-385.

3. КокоринаЕ.Г. Исторические формы творческого пространства / Кокорина Е.Г. // Молодая наука: сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых / научн. ред. Н.Г.Гончарова; редкол.: Г.А.Штофер, О.В.Красникова, О.И.Лященко, A.A. Хоришко. - Симферополь: АРИАЛ, 2017. -С. 303-305.

4. Кокорина Е.Г. Культурное и творческое пространство: соотношение понятий / Е.Г. Кокорина // V научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых «Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского» / Сборник тезисов участников / Симферополь, 2019. - С. 10-12.

5. КосолаповаЕ.А. Креативное пространство: диалектика мотивации / Косолапова Е.А., Стеклова И.А. // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№3.-С. 74-75.

6. Немчинова Е.И. Креативные пространства как фактор развития туризма / Немчинова Е.И. - Текст: электронный // Санкт-Петербургский государственный университет: официальный сайт. - URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/.../l/VKR_Nemchinova_E_I_Magisterskaya.pdf (дата обращения: 12.10.2021).

7. Нефедова Е.Г. Творчество как социокультурный феномен: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств по специализации «Народное художественное творчество» (специализация - любительський театр) / Е.Г. Нефедова. - Тамбов; М.: Издательство ТГУ, 2000. - 56 с.

8. Пекар В. Креативный город / Пекар В., ПестерниковаЕ. - Текст: электронный. -URL: http://www.bgorod.in.ua/ (дата обращения: 19.10.2021).

9. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Ричард Флорида; [пер. с англ. А. Константинов]. - М.: Классика-ХХ1, 2011. - 419 с.

10. ХакимоваЕ.Р. Креативные индустрии как сектор экономики / ХакимоваЕ.Р. // Креативная экономика и социальные инновации. - 2011,- № 1.-С. 20-21.

УДК 008:304.44+316.75:82-192(81'42)

АЛЛЮЗИИ НА ПОВСЕДНЕВНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КОКТЕБЕЛЯ-КУРОРТА В ЛИРИКЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЦЕНЫ

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Павлова Элеонора Александровна,

студент

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. История Коктебеля как культурного пространства тесно связана со многими деятелями культуры и искусства как советскими, так и зарубежными. Выдающиеся деятели культуры проводили в Коктебеле достаточно много времени и были вдохновлены местной природой и культурой. Современный Коктебель является особым культурным пространством, обусловленным его историческим значением в мире культуры и искусства. Данные факты послужили основанием для рассмотрения повседневных культурных практик Коктебеля-курорта сквозь призму аллюзий в лирике русскоязычных исполнителей альтернативной сцены.

Ключевые слова: культурные практики, аллюзия, семиотика, альтернативная музыка, русский рок, Коктебель, Крым.

Annotation. The history of Koktebel as a cultural space is closely connected with many cultural and artistic figures, both Soviet and foreign. Outstanding cultural workers spent a lot of time in Koktebel and were inspired by the local nature and culture. Modern Koktebel is a special cultural space due to its historical significance in the world of culture and art. These facts served as the basis for considering the everyday cultural practices of the Koktebel resort through the prism of allusions in the lyrics of Russian-speaking performers of the alternative scene.

Key words: cultural practices, allusion, semiotics, alternative music, Russian rock, Koktebel, Crimea.

Постановка проблемы. Среди феноменов, представляющих научный интерес для культурологов, значимое место занимают культурные практики. Их диапазон не замыкается в границах отдельных видов человеческой деятельности: они включают в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.