Научная статья на тему 'Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса'

Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
944
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимов В.П.

В статье раскрывается новое направление педагогической науки связанное с разработкой методов психотехники искусства. Особый акцент автор уделяет системе психологического сопровождения образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-PEDAGOGICS AS A SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS

New tendency of pedagogic science connected with working out of psychotechnology art methods is disclosed in this article. The author devotes special attention to the system of psychological support of educational process.

Текст научной работы на тему «Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса»

Анисимов В.П.

АРТ-ПЕДАГОГИКА КАК СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье раскрывается новое направление педагогической науки связанное с разработкой методов психотехники искусства. Особый акцент автор уделяет системе психологического сопровождения образовательного процесса.

Переосмысление технологии эстетического образования как «живого образного искусства» (Б. Асафьев, Д. Кабалевский, Б. Неменский, В. Школяр) требует соотнесения репродуктивного и креативного личностного опыта учащихся с явным доминированием последнего. Психологическая составляющая содержания, форм и методов реализации эстетического воспитания как «питания», прежде всего эмоционально рефлексивного, осмысленного и целесообразного, является предметом изучения многих современных исследователей психопедагогики искусства.

Арт-педагогика как новое направление педагогической науки призвано разрабатывать методы психотехники искусства (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев). Это направление объективно складывается в настоящее время в педагогической теории и практике как альтернативное сложившимся стереотипам воспитания искусством на основе объяснительно-иллюстративных методов, имеющих более рационально-технократический характер, чем естественно сообразный онтогенезу развития ребенка и собственно высокохудожественным эталонам искусства.

Психоэмоциональное содержание искусства известно издревле. Искусство и его эстетические функции оказывают сложное полиэмоциональное воздействие на развитие ребенка, на формирование его психики, высших психических функций, в том числе на развитие структур головного мозга (Хризман Т.П., А.Л. Сиротюк). Эстетическое воспитание, построенное в логике филоонтогене-тического развития человека, закладывает основы мироощущения, мирочувствования, миросозерцания за счет накопления опыта позитивного переживания эстетических эмоций как фундамента мировоззрения, то есть той части личности, на которой и строится разумная часть сознания, ценностно-нормативное, концептуальное мышление личности.

Гармоничное развитие человека определяется, прежде всего, достаточным запасом психоэнергетических сил, позволяющих человеку поддерживать жизнеутверждающую, оптимистическую направленность жизнедеятельности, проявлять адап-

тивные возможности, эмоциональную уравновешенность и способность конструктивно преодолевать внутренние и внешние помехи в решении жизненных задач.

Содержание и направленность энергетических сил индивида обусловлено, с одной стороны, врожденным потенциалом нервной системы индивида, ее лабильности и уравновешенности нервных процессов, а с другой, в значительной мере определяется характером «эмоционального питания» - лич-ностно значимым опытом сенсорных нормативов, эталонов, ценностных ориентиров. Действие искусства в этом смысле сегодня можно смело «сопоставить с действием науки и техники» (Л.С. Выготский). Компенсирующие, катарсические и эвристические функции художественных видов деятельности сегодня востребованы в практике образования как здоровьесберегающие технологии сенсорного вос-питания (разбивка моя. -В.П.А.), как технологии сохранения психоэмоционального здоровья индивида.

Эмоциональное здоровье мы рассматриваем как такую зрелость чувств личности, которая характеризуется способностью конгруэнтной рефлексии сенсорной информации и прогнозированием своей адаптивно-конструктивной жизнедеятельности без ущерба для окружающих субъектов.

Очевидно, что актуальность реализации задачи сохранения психоэмоционального здоровья школьника в современных условиях жизнедеятельности требует от педагога эстетических дисциплин профессиональной компетенции как минимум в трех областях научно-практической деятельности: психологии, искусствознании и собственно педагогике. Сенсорная культура педагога сегодня немыслима вне понимания и владения психодиагностическими критериями и признаками уровней развития эмоциональной саморегуляции личности, вне владения арт-терапевтическим подходом в создании благоприятной атмосферы невербального взаимодействия, эмоционально-чувственного питания субъектов образовательного процесса. А культура чувств учащихся (как результат профессиональной деятельности педагога эстетических дисциплин) рассматривается нами как проявление рефлексив-

Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса

ных способностей личности в построении ценностных ориентаций не только в системе социальных эталонов прекрасного, но и критического отношения к образцам безобразного, адекватного восприятия комического и трагического в жизни и искусстве, конгруэнтной самоактуализации в драматических ситуациях жизнедеятельности.

Сегодня психоэмоциональные особенности развития значительной части современных детей характеризуются отягощенным состоянием врожденных факторов слабых дисфункций организма (более 30% реципиентов). неблагополучием эмоциональной сферы подрастающей личности на фоне негативно провоцирующих социально-экономических факторов жизни (более 80%). Можно уверенно констатировать, что внутренняя картина эмоциональных состояний, переживаемых современными школьниками, доминирующе негативная, что является внутренней причиной. «почвой» для развития капризно-агрессивного, девиантного поведения, различного рода деструктивных зависимостей.

В этих условиях профессиональной деятельности от педагога требуется иная, нестандартная психологическая готовность в работе с учащимися. Очевидно, требуется пересматривать содержание психологических дисциплин, изучаемых как в вузе будущими педагогами, так и в системе повышения квалификации и переподготовки учительских кадров. Сегодня системе образования нужен педагог, владеющий не просто дидактикой стандартизированного предметного обучения, а культурно-исторической вариативной дидактикой (А.Г. Асмолов) - системой продуктивно-рефлексивных технологий создания конструктивной среды развития субъектов образовательного процесса.

Поэтому эстетический комплекс дисциплин в системе общего образования необходимо рассматривать сегодня в первую очередь с позиций психологических задач. При этом изобразительное искусство способно будет выполнять функции развития и компенсации эмоционально-визуального опыта индивида, а музыкальная деятельность вполне может стать основой интонационно-аудиаль-ной культуры личности, телесно ориентированный опыт освоения действительности вполне возможно формировать у ребенка не только на уроках физической, но и танцевальной культуры. А синтезировать этот невербальный личностный опыт возможно на занятиях литературы и во внеклассных психодинамических играх-упражнениях как системе развития эмоционально-рефлексивных способностей личности.

Заметим, что арт-педагогический подход в организации учебных занятий позволяет сохранять не только психоэмоциональное здоровье детей, но и, что особенно важно, самих педагогов. Как показывает наш опыт, в этом случае сохранными остаются познавательные потребности детей, создаются конструктивные условия для развития мотивации самовыражения, достижения успеха и творческого созидания. И что особенно важно, арт-педа-гогическая деятельность позволяет эффективно реализовать не только психопрофилактику эмоционально-негативных проявлений, но и в значительной мере разрешить ряд внутриличностных противоречий, снимать фрустрированные и стрессовые состояния как ребенка, так и педагога, накопить позитивный опыт переживания и сочувствия, опыт толерантно-эмпатийных взаимоотношений. Арт-педагогические техники как мягкие формы организации занятий эстетического цикла не могут принести вреда. Вместе с тем они способны выступать в качестве эффективного средства формирования сенсорной культуры личности - основы эмоциональной отзывчивости человека, его восприимчивости к потребностям окружающих, его нравственных чувств и самосознания, позволяющих удовлетворять свои потребности с учетом, но не за счет личностных интересов и потребностей других субъектов, вне границ их значимых мотивов деятельности.

Таким образом, арт-педагогика (эстетопеда-гогика или психопедагогика искусства) рассматривается нами как новое направление педагогической науки, базирующейся, как минимум, на трех областях научного знания: психологии, искусства и педагогики. Артпедагогика призвана обеспечить разработку теории и практики личностно ориентированного эстетического образования, основная цель которого - развитие эмоиионалъно-чув-ственной культурыг и сохранение душевного здо-ровъя личности.

Под душевным здоровьем мы понимаем способность человека ставить перед собой достижимые и смыслообразующие цели, их конструктивное достижение в согласовании своего поведения с потребностями окружающей реальности (общества и природы) при осуществлении саморегуляции от психофизиологического до ценностно-нормативного, мировоззренческого уровня. Такие качества требуют развитой системы эмоционально-ценностных ориентаций человека (В.А. Ананьев, Г.Е. Залесский).

Поэтому предметным полем арт-педагогичес-кого влияния является прежде всего чувственно-

эмоциональная сфера личности: процессы восприятия и ощущений, внимания и мнемической памяти, рефлексивных способностей и эмоционально-волевой регуляции, невербально-коммуникативной культуры. Другими словами, развитие сенсорной культуры личности - одна из основных задач арт-педагогики. Психологическое осмысление искусства в качестве стимульного материала и предмета деятельности позволяет обеспечить, с одной стороны, личностную безопасность деятельности субъекта (эстетическая деятельность обеспечивает мягкие образно-игровые формы диалога, не наносящие прямой ущерб здоровью), а с другой, иметь конкретный материал для субъективных опытов рефлексии своих состояний, чувств, переживаний, мыслеобразов, отношений.

Создавая благоприятные внешние (арт-педа-гогические) условия для раскрытия внутреннего потенциала личности, возможно актуализировать и стимулировать конструктивную самореализацию личности и определение приемлемых для себя (необходимых и достаточных) условий бытия. И здесь основной задачей арт-педагога является обеспечение таких условий эстетической деятельности, которые способствовали бы формированию субъективной картины мира и самосознания ребенка, его способности к продуктивному преодолению противоречивых жизненных ситуаций. Такой продукт арт-педагогической деятельности и является мерой (критерием) сохранения психологического здоровья личности учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.