Научная статья на тему 'АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК КРЕАТИВНАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК КРЕАТИВНАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ / КРЕАТИВНАЯ ПРАКТИКА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ / ГАРМОНИЧНАЯ СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ СТРОЙ РОССИИ / АКТОР КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ / ART MANAGEMENT / CREATIVE PRACTICE / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / CHALLENGES OF MODERNITY / HARMONIOUS CREATIVE PERSONALITY / STATE CULTURAL POLICY / PROJECT MANAGEMENT / INTEGRATIVE SYSTEM OF RUSSIA / ACTOR OF THE CREATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суминова Татьяна Николаевна

Впервые арт-менеджмент трактуется как креативная практика социально-культурной деятельности. На основе нормативно-правовых документов и значимых концепций отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов, экономистов обозначены проблемы /вызовы /риски современности, влияющие на реальность. Представлены варианты обозначения арт-менеджмента и состояний экономики, оказывающих существенное воздействие на человека как личность и культуру его повседневности. Отражена эволюция восприятия личности в философской и эстетической мысли. Утверждается, что сегодня арт-менеджеры как продюсеры счастья в проектной деятельности посредством эффективных технологий (SWOT-анализ, дизайн-мышление, SCRAM, бизнес-моделирование и других) способствуют реализации одной из целей государственной культурной политики – формированию гармонично развитой личности (ответственной, нравственной, творческой, самостоятельно мыслящей) покупателя символической продукции. Синтез социально-философского, философско-культурологического, социально-информационного и педагогического подходов к определению и контенту социально-культурной деятельности позволяет осуществлять арт-менеджмент как креативную практику/проектный менеджмент в конкретном виде искусства, или в сфере искусства, или шире – в сфере культуры и способствовать формированию гармоничной созидательной личности, в основе которой – синергия энциклопедичности, профессионализма, информационной культуры, креативности, морального лидерства, духовной составляющей с «классическими» ценностями – Истина, Добро, Красота, Любовь, Гармония, и с возрождением Веры, Надежды, Любви и Софьи как мудрости. Гармоничная созидательная личность как актор креативной экономики, генератор гармоничного интегративного строя России будет способствовать выведению страны на качественно новый уровень развития, в том числе в контексте мирового гуманитарного, культурного, научного и образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-MANAGEMENT AS A CREATIVE PRACTICE OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

For the first time, art management is interpreted as a creative practice of social and cultural activity. On the basis of normative legal documents and significant concepts of domestic and foreign philosophers, sociologists, cultural scientists, economists, the problems /challenges /risks of modernity that affect reality are identified. The variants of the designation of art management and economic conditions that have a significant impact on a person as a person and the culture of his everyday life are presented. The evolution of the perception of personality in philosophical and aesthetic thought is reflected. It is argued that today art managers as producers of happiness in project activities through effective technologies (SWOT analysis, design thinking, SCRAM, business modeling, etc.) contribute to the implementation of one of the goals of the state cultural policy – the formation of a harmoniously developed personality (responsible, moral, creative, self-thinking) the buyer of symbolic products. The synthesis of socio-philosophical, philosophical-cultural, socio-informational and pedagogical approaches to the definition and content of socio-cultural activities allows us to carry out art management as a creative practice/project management in a particular art form, or in the field of art, or more broadly-in the field of culture, and contribute to the formation of a harmonious creative personality, based on the synergy of encyclopedicity, professionalism, information culture, creativity, moral leadership, spiritual component with “classical” values –Truth, Goodness, Beauty, Love, Harmony, and with the revival of Faith, Hope, Love and Sophia as wisdom. A harmonious creative personality as an actor of the creative economy, a generator of a harmonious integrative system of Russia will contribute to bringing the country to a qualitatively new level of development, including in the context of the global humanitarian, cultural, scientific and educational space.

Текст научной работы на тему «АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК КРЕАТИВНАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ

АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК КРЕАТИВНАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 008+65.01

https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021 -342-89-96

Татьяна Николаевна СУМИНОВА,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, Химки, Московская область, Россия, e-mail: [email protected]

Аннотация: Впервые арт-менеджмент трактуется как креативная практика социально-культурной деятельности. На основе нормативно-правовых документов и значимых концепций отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов, экономистов обозначены проблемы /вызовы / риски современности, влияющие на реальность. Представлены варианты обозначения арт-менеджмента и состояний экономики, оказывающих существенное воздействие на человека как личность и культуру его повседневности. Отражена эволюция восприятия личности в философской и эстетической мысли. Утверждается, что сегодня арт-менеджеры как продюсеры счастья в проектной деятельности посредством эффективных технологий (SWOT-анализ, дизайн-мышление, SCRAM, бизнес-моделирование и других) способствуют реализации одной из целей государственной культурной политики - формированию гармонично развитой личности (ответственной, нравственной, творческой, самостоятельно мыслящей) покупателя символической продукции. Синтез социально-философского, философско-культурологического, социально-информационного и педагогического подходов к определению и контенту социально-культурной деятельности позволяет осуществлять арт-менеджмент как креативную практику/проектный менеджмент в конкретном виде искусства, или в сфере искусства, или шире - в сфере культуры и способствовать формированию гармоничной созидательной личности, в основе которой - синергия энциклопедичности, профессионализма, информационной культуры, креативности, морального лидерства, духовной составляющей с «классическими» ценностями - Истина, Добро, Красота, Любовь, Гармония, и с возрождением Веры, Надежды, Любви и Софьи как мудрости. Гармоничная созидательная личность как актор креативной экономики, генератор гармоничного интегративного строя России будет способствовать выведению страны на качественно новый уровень развития, в том числе в контексте мирового гуманитарного, культурного, научного и образовательного пространства.

Ключевые слова: арт-менеджмент, креативная практика, социально-культурная деятельность, вызовы современности, гармоничная созидательная личность, государственная культурная политика, проектный менеджмент, интегративный строй России, актор креативной экономики.

Для цитирования: Суминова Т. Н. Арт-менеджмент как креативная практика социально-культурной деятельности // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021. № 3 (42). С. 89-96. https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021 -342-89-96

ART-MANAGEMENT AS A CREATIVE PRACTICE OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

Tatyana N. Suminova, DPhil, Full Professor, Professor at the Department

of Social and Cultural Activity, the Moscow State Institute of Culture,

Khimki City, Moscow Region, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Abstract: For the first time, art management is interpreted as a creative practice of social and cultural activity. On the basis of normative legal documents and significant concepts of domestic and foreign philosophers, sociologists, cultural scientists, economists, the problems /challenges /risks of modernity that affect reality are identified. The variants of the designation of art management and economic conditions that have a significant impact on a person as a person and the culture of his everyday life are presented. The evolution of the perception of personality in philosophical and aesthetic thought is reflected. It is argued that today art managers as producers of happiness in project activities through effective technologies (SWOT analysis, design thinking, SCRAM, business modeling, etc.) contribute to the implementation of one of the goals of the state cultural policy - the formation of a harmoniously developed personality (responsible, moral, creative, self-thinking) the buyer of symbolic products. The synthesis of socio-philosophical, philosophical-cultural, socio-informational and pedagogical approaches to the definition and content of socio-cultural activities allows us to carry out art management as a creative practice/project management in a particular art form, or in the field of art, or more broadly-in the field of culture, and contribute to the formation of a harmonious creative personality, based on the synergy of encyclopedicity, professionalism, information culture, creativity, moral leadership, spiritual component with "classical" values -Truth, Goodness, Beauty, Love, Harmony, and with the revival of Faith, Hope, Love and Sophia as wisdom. A harmonious creative personality as an actor of the creative economy, a generator of a harmonious integrative system of Russia will contribute to bringing the country to a qualitatively new level of development, including in the context of the global humanitarian, cultural, scientific and educational space.

Keywords: art management, creative practice, social and cultural activity, challenges of modernity, harmonious creative personality, state cultural policy, project management, integrative system of Russia, actor of the creative economy.

For citation: Suminova T. N. Art-management as a creative practice of social and cultural activity. Cultural and Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2021, no. 3 (42), pp. 89-96. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021 -342-89-96

Современный сложный, неоднозначный, изменчивый и нестабильный VUCA-мире (Н. Беннетт, Дж. Лемуан) с многочисленными трансформациями геополитического, экологического, экономического и иного характера оказывает существенное влияние на все сферы жизнедеятельности, в том числе на социально-культурную деятельность.

Результатами ряда «волн» пандемии коронавируса (К. Шваб, Н. Дэвис, Г. А. Киссинджер, Ю. Н. Харрари) стали эволюционные трансформирующие реальность риски, связанные с экономикой, геополитикой, социумом, экологией, технологиями.

В данной ситуации, по мнению представителей мировой элиты [8], значимой является экономическая система, в основе которой будет не столько рост ВВП, сколько коллективное благополучие цивилизации.

Любопытно, что подобные идеи были отражены ещё в 1928 году в книге Г. Уэллса «Открытый заговор».

Сегодняшние реалии - это информационное общество (Д. Белл, М. Кастельс), «третья промышленная революция» (Дж. Рифкин), «четвёртая промышленная революция» (К. Шваб), технологии четвертой промышленной революции (К. Шваб, Н. Дэвис), диджитализация/цифровизация, искусственный интеллект, медиасоциализация, эпоха алгоритмов (Х. Фрай), посткапитализм (П. Мейсон), постпостмодернизм (А. В. Павлов), мета-модернизм (Т. Вермюлен, Р. Ван дер Аккер), экономика благосостояния/ экономика символического обмена (А. Б. Долгин), мир капитала и т.д., колоссальнейшим образом трансформируют как человека - объекта и субъекта социально-культурной деятельности, так и сознание такового.

Согласно резолюция 74-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, цивилизованный мир пребывает сегодня в контексте Международного года креативной экономики в целях устойчивого развития [1]. В качестве основы данной «оранжевой экономики» выступают знания и синтез творчества, идей, технологий, культурных ценностей, культурного наследия, генерирующие креативно-инновационный потенциал страны для устойчивого экономического, социального и экологического роста и развития.

Арт-менеджмент как 1) философия, технология и культура управления проектами в сфере культуры и искусства, 2) креативная практика социально-культурной деятельности, 3) малый и средний бизнес в отрасли, 4) творческое предпринимательство, 5) продюсирование влияет на динамику развития креативной экономики (Дж. Хокинс), культурных ин-дустрий (Н. Гарнем, Б. Мьеж, Дж. Урри, Д. Хезмондалш), креативного класса (Р. Флорида), креативных индустрий (Р. Кейвс, Е. В. Зеленцова, Н. В. Гладких), креативности городов (Р. Флорида), культуры и бизнеса (Э. Мак-Илрой) и т.д.

Культура выступает сегодня в качестве посредника капитализма как основы частной собственности, формального юридического равенства и свободы предпринимательской активности.

Капитализм «производит» для потребителя «абстрактную» реальность посредством создания спектра поправок/ремарок пульсации повседневности, диктуя собственные ценности/смыслы/коды.

Капитализм сегодня воспринимается в качестве единственной, уникальной, гибкой и быстро адаптирующейся под возникающие условия системы, способствующей динамике развития эффективной, конкурентоспособной и инновационной экономики [3].

Человек становится «заложником» поливариативных технологий и знаний, генерируемых в условиях рыночной свободной экономики (З. Бауман).

В обществе изобилия (Дж. К. Гэлбрейт), обществе спектакля (Г. Дебор), обществе потребления (Ж. Бодрийяр) с дрогсторами как коммерческими культурными центрами синтезируется развлечение с повседневностью, что приводит к генерации экономики впечатлений (Дж. Б. Пайн II, Дж. Х. Гил-мор), экономики восприятий, экономики эмоций (начавшейся с 1999 года), связанных с извлечением прибыли из создаваемого для потребителя различной продукции, в том числе и художественной как символической (спектакль, концерт, кинофильм и т.д.), спектра впечатлений /смысловых дискурсов /восприятий /ощущений /экспрессии /эмоций.

В экономике символического обмена/экономики счастья (А. Б. Долгин) реципиент должен платить за получаемый информационно-энергетический эмоциональный «всплеск» собственным свободным временем/досугом, трансформированным в материальный, то есть денежный эквивалент.

Индустрия культуры (В. Беньямин, М. Хоркхаймер, Т. Адорно), индустрия сознания (Г. М. Энценсбергер), приоритет массовой коммерческой культуры /«кокакультурализм» (Г. Л. Гейтс мл.), культура ноубрау и супермаркета (Дж. Сибрук) со спектром вариативной арт-продукции, способствует формированию «одномерного человека» (Г. Маркузе), который при манипуляции рекламы и СМИ теряет смысл, права, свободу, собственные вкусы, эстетику восприятия, и становится безразличным, угнетённым, ведомым и агрессивным.

Э. Вайцзеккер, А. Вийкман - представители Римского клуба как ключевой площадки для определения повестки ответственного глобализма, устойчивого развития и ориентира для значительной части мировой элиты, подготовили актуальный для рассматриваемой проблемы доклад «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты» [6]. В этом документе отражены основные философские аспекты современного состояния мира/социокультурной реальности, спасение которой состоит в трансформации мировоззрения. При этом авторы доклада, выступив с критикой капитализма, финансовых спекуляций, отрицанием материализма и упрощённого восприятия и понимания реальности, призвали к осуществлению альтернативной экономики, «новому Просвещению», духовно-нравственному мировоззрению и единой планетарной гармоничной цивилизации.

При этом логично обратить внимание на ключевой объект современной рефлексии, социально-культурной деятельности и арт-менеджмента, каковым является личность. Как субъект социокультурной реальности, элемент

генерируемых коммуникаций, носитель индивидуального начала (способности, интересы, устремления, самосознание и т.д.), личность - «и продукт, и субъект истории» (К. Маркс) является «зеркалом» гармоничной социальной природы человека.

Обратимся к философской и эстетической мысли. Психологическая разработка гармонии и применение таковой к внутреннему миру человека осуществлялись ещё начиная с Сократа и его ученика Платона.

В эпоху Возрождения возникла новая, гуманистическая идеология. Главная эстетическая категория «гармония» связывалась с новой трактовкой природы, бытия, человека.

С XV столетия происходит формирование нового понимания мира и личности человека, воспринимаемого как центр мироздания. Джованни Пико делла Мирандола в «Речи о достоинстве человека» (1487) отразил гуманистическую концепцию человеческой личности, заключающуюся в том, что человек обладает свободой воли. От этого и зависит либо поднятие человека до высоты божества, либо его опущение до уровня животного.

В то время философы обратили внимание на неограниченные возможности развития личности человека. Вспомним «универсальность» выдающихся художников и мыслителей (Альберти, Донателло, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер) как «титанов Возрождения» с всесторонними интересами и занятиями. В XV столетии разносторонне образованный художник представлял собой идеал гармонического человека.

В немецкой классической философии и эстетике (1790 -1840 - от Канта до Фейербаха) также внимание уделялось гармонично развитой личности. Так, например, И. Кант утверждал, что искусство способно приблизить человека к гармоническому состоянию, И. Г. Фихте указывал на роль искусства в воспитании, Ф. Шиллер понимал искусство как средство воссоздания гармонической целостности человека, И.-В. Гёте «препарировал» целостность развития человеческой личности с гармонией чувства и знания, разума и чувства, и констатировал, что искусство и наука требуют гармонического человека.

Человек гармоничный рассматривался и в русской философско-эстетической и культурологической мысли (IX -XXI века). Так, например, И. В. Киреевский утверждал, что фактор развития полноценной и целостной личности состоит в том, чтобы быть в гармонии со своим социальным окружением и собственным внутренним миром, то есть с макро- и микрокосмом. П. А. Кропоткин считал, что если человек есть малая часть Вселенной и имеет похожую с ней структуру, то он является микрокосмом. Наиболее полное раскрытие творческого потенциала человека - это главнейшая задача общества справедливости. Л. П. Карсавин сформировал концепцию «симфонической личности» постигающей «своё собственное единство во всеединстве».

В. И. Вернадский утверждал, что в контексте разработанной им концепции ноосферы находятся гармонические и свободно мыслящие личности. Именно ноосфера представляет собой высший уровень организации социальной жизни. Вот почему человек должен руководствоваться законами универсума, ценностями гармонии и согласия. В процессе формирования гармоничной личности значение приобретает эстетическая культура.

«Путь в ноосферу» как «российский выбор» (Н. Н. Моисеев, А. Д. Урсул и другие) - это синергетический результат коэволюции двух векторов развития - конкретного человека и мирового сообщества, движущихся по собственным траекториям.

Значимой во все времена, а тем более сегодня, в эпоху искусственного интеллекта, является социализация (в том числе и медиасоциализация), трактуемая как процесс становления личности; обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения. Смысл социализации заключается в трансформации личности в инициативного, творческого/ созидательного/демиургического субъекта деятельности. Активизация социокультурного творчества приводит к получению и формированию новых знаний, ценностей, норм, образцов для регуляции жизнедеятельности человека и становления личности. Необходимым становится деятельност-ный подход, способствующий раскрытию и «просчитыванию» как различных «граней» личности, так и успешной актуализации.

Не случайно, Федеральный Народный Совет в своей Декларации (принятой за основу решением Организационного комитета этой организации 13 декабря 2019 года), следуя справедливым курсом Президента РФ В. В. Путина на формирование сильного, суверенного, свободного, эффективного, правового социального государства, ставит значимую для всей страны цель, а именно - через организацию, просвещение и благотворительность воплощать в реальность согласованные смыслы, ценности и цели, то есть идеологию Русской мечты как новую общенародную идеологию соединённой российской цивилизации.

Всё это логично выстраивать, базируясь на проектной деятельности, ориентированной на содействие гармоничному развитию природы, человека, общества совместно с представителями различных социальных стран на новом эволюционном этапе историко-культурных, геополитических, экономических и иных трансформаций в России.

В России арт-менеджеры как продюсеры счастья посредством проектной деятельности и спектра эффективных технологий (SWOT-анализ, дизайн-мышление, SCRAM, бизнес-моделирование и другие) способствуют реализации одной из целей государственной культурной политики - формированию гармонично развитой личности (ответственной, нравственной, творческой, самостоятельно мыслящей [5]) покупателя символической продукции. Заметим, что воспитание гармонично развитой и социально ответ-

ственной личности является одной из национальных целей развития России до 2030 года [4].

Сегодня важно формировать не столько гармоничную личность, или гармонично развитую личность, сколько «многомерную» гармоничную созидательную (или в переводе на английский язык - креативную) личность как актора креативной экономики и генератора гармоничного интегративного строя страны.

Гармоничная созидательная/креативная личность - это синергия энци-клопедичности, профессионализма, информационной культуры, креативности, морального лидерства, духовной составляющей с «классическими» ценностями - Истина, Добро, Красота, Любовь, Гармония, и с возрождением Веры, Надежды, Любви и Софьи как мудрости.

Результатом проведения Федеральным Народным Советом Всероссийского семинара-совещания «Гармоничная созидательная личность: постановка вопроса» (28 апреля 2021, Москва) стало принятие и опубликование «Кодекса гармоничной созидательной личности и общества гармоничного интегративного строя» [2].

В данном контексте интерес представляет «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» [7], в частности, п.32, в котором фиксируется значимость повышения уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина, а также подпункт 5 п.93, в котором обозначается актуальность развития в стране системы образования, обучения и воспитания как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству.

Актуальность осуществления проектной деятельности для социально-культурной деятельности и управления таковой в различных государственных учреждениях и коммерческих организациях сферы культуры и искусства подтверждается востребованностью, ценностью и полезностью ряда дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации, разработанных профессорско-преподавательским коллективом кафедры социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры для участия с 2020 года в федеральном проекте «Творческие люди».

В настоящее время популярностью пользуется, в частности, программа «Проектный подход и инновационные формы культурной деятельности (на примере креативных индустрий и арт-менеджмента в России», разработчиками и спикерами которой являются - Н. Н. Ярошенко, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности МГИК, Т. Н. Суминова, доктор философских наук, профессор, Ю. А. Акунина, кандидат педагогических наук, доцент, О. В. Ванина, кан-

дидат педагогических наук, доцент, VIP-спикер - И. М. Родионов, кандидат педагогических наук, вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА).

Синтез социально-философского (Ж. Р. Дюмазедье), философско-куль-турологического (М. С. Каган, М. А. Ариарский), социально-информационного (А. В. Соколов) и педагогического (Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников,

H. Н. Ярошенко) подходов к определению и контенту социально-культурной деятельности [9, с. 24-25] позволяет осуществлять арт-менеджмент как креативную практику/проектный менеджмент в конкретном виде искусства, или в сфере искусства, или шире - в сфере культуры, и всемерно способствовать формированию гармоничной созидательной личности на благо выведения России на качественно новый уровень бытия и развития, в том числе в контексте мирового гуманитарного, культурного, научного и образовательного пространства.

Список литературы

I. Генеральная Ассамблея ООН 08 ноября 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/C.2/74/L.16/REV.1

2. Кодекс гармоничной созидательной личности и общества гармоничного интегративного строя [Электронный ресурс]. URL: https://kcms.timepad.ru/ event/1619625/

3. Крауч К. Как сделать капитализм приемлемым для общества : перевод с английского. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. 288 с.

4. О национальных целях развития России до 2030 года : указ Президента РФ

от 21 июля 2020 г. № 474 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/ news/63728

5. Основы государственной культурной политики : утверждены указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 [Электронный ресурс]. URL: https:// base.garant.ru/70828330/

6. Римский клуб, юбилейный доклад. Вердикт: «Старый Мир обречён. Новый Мир неизбежен!» [Электронный ресурс]. URL: http://ruspravda. info/Rimskiy-klub-yubMeyniy-doklad.-Verdikt-Stariy-Mir-obrechen.-Noviy-Mir-neizbezhen-30313.html

7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации : утверждена указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/

8. Шваб К., Маллере Т. COVID-19: Великая перезагрузка : перевод с английского

[Электронный ресурс]. URL: https://www.litlib.net/bk/135579/read

9. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной дея-

тельности : учебник. Москва : МГУКИ, 2007. 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.