Научная статья на тему 'Проектный менеджмент как технология реализации государственной политики в сфере культуры и искусства'

Проектный менеджмент как технология реализации государственной политики в сфере культуры и искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2224
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / ТЕХНОЛОГИИ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / АРТ-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОДЮСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / PROJECT MANAGEMENT IN THE SPHERE OF CULTURE AND ART / TECHNOLOGIES OF ART MANAGEMENT / SOCIAL AND CULTURAL DESIGN / ART DESIGN / PRODUCTION / STATE POLICY IN THE SPHERE OF CULTURE AND ART / CREATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суминова Татьяна Николаевна

В статье раскрывается сущность, специфика, разновидности проектного менеджмента как технологии реализации государственной политики в сфере культуры и искусства. Проект в сфере культуры и искусства это бизнес-проект / предприятие с инвестируемыми средствами для воплощения творческой идеи и привнесения нового смысла / информации / контента в сознание реципиентов / публики / аудитории с целью получения прибыли / прироста капитала. Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства (социально-культурное проектирование и арт-проектирование как разновидности такового) это новая для России управленческая культура рыночного типа. Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства это синоним продюсирования, что детерминирует применение синтеза технологий арт-менеджмента (художественно-творческих, организационно-управленческих (в том числе психологических), маркетинговых, финансово-экономических, нормативно-правовых).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT MANAGEMENT AS A TECHNOLOGY OF IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY IN THE SPHERE OF CULTURE AND ART

The article reveals the essence, specificity and varieties of project management as a technology of implementation of state policy in the sphere of culture and art. The project in the field of culture and art is a business project / enterprise with invested funds for the implementation of creative ideas and bringing new meaning / information / content to the consciousness of recipients / public / audience, in order to make a profit / capital growth. Project management in the field of culture and art (social and cultural design and art design as a kind of such) is a new management culture of the market type for Russia. Project management in the field of culture and art is a synonym for producing, which determines the use of synthesis of art management technologies (artistic and creative, organizational and managerial (including psychological), marketing, financial-economic, normative-legal).

Текст научной работы на тему «Проектный менеджмент как технология реализации государственной политики в сфере культуры и искусства»

проектный менеджмент как технология

реализации государственной политики в сфере культуры! и искусства

УДК 304.4:338.24

DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10316

Т. Н. Суминова

Московский государственный институт культуры

В статье раскрывается сущность, специфика, разновидности проектного менеджмента как технологии реализации государственной политики в сфере культуры и искусства. Проект в сфере культуры и искусства - это бизнес-проект / предприятие с инвестируемыми средствами для воплощения творческой идеи и привнесения нового смысла / информации / контента в сознание реципиентов / публики / аудитории с целью получения прибыли / прироста капитала. Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства (социально-культурное проектирование и арт-проектирование как разновидности такового) - это новая для России управленческая культура рыночного типа. Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства - это синоним продюсирования, что детерминирует применение синтеза технологий арт-менеджмента (художественно-творческих, организационно-управленческих (в том числе психологических), маркетинговых, финансово-экономических, нормативно-правовых).

Ключевые слова: проектный менеджмент в сфере культуры и искусства, технологии арт-менеджмента, социально-культурное проектирование, арт-проектирование, продюсирование, государственная политика в сфере культуры и искусства, креативная экономика.

Tatyana N. Suminova

Moscow State Institute of Culture, the Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

PROJECT MANAGEMENT AS A TECHNOLOGY OF IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY IN THE SPHERE OF CULTURE AND ART

The article reveals the essence, specificity and varieties of project management as a technology of implementation of state policy in the sphere of culture and art. The project in the field of culture and art is a business project / enterprise with invested funds for the implementation of creative ideas and bringing new meaning / information / content to the consciousness of recipients / public / audience, in

СУМИНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - доктор философских наук, профессор кафедры менеджмента и технологий социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры SUMINOVA TATYANA NIKOLAEVNA - Full Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Management and Technologies of Social and Cultural Activity, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture

e-mail: tsuminova@yandex.ru © Суминова Т. Н., 2019

order to make a profit / capital growth. Project management in the field of culture and art (social and cultural design and art design as a kind of such) is a new management culture of the market type for Russia. Project management in the field of culture and art is a synonym for producing, which determines the use of synthesis of art management technologies (artistic and creative, organizational and managerial (including psychological), marketing, financial-economic, normative-legal).

Keywords: project management in the sphere of culture and art, technologies of art management, social and cultural design, art design, production, state policy in the sphere of culture and art, creative economy.

Для цитирования: Суминова Т. Н. Проектный менеджмент как технология реализации государственной политики в сфере культуры и искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 3 (89). С. 160-166. DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10316

В контексте реализации одной из значимых целей государственной политики в сфере культуры и искусства, а именно - формирования гармонично развитой личности и укрепления единства социума, значимым является применение такой технологии, как проектный менеджмент (англ. Project Management). В переводе с английского это словосочетание переводится как руководство проектом, проектное управление, управление проектами (англ. Management of Projects). Этим объясняется активное использование данных синонимов в научной и практической деятельности.

Согласно ГОСТ Р 548б9-2011, проектный менеджмент - это «планирование, организация и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленные на эффективное достижение целей проекта» [4, с. 3].

Проектный менеджмент - это управленческая деятельность, направленная на достижение целей проекта с требуемым качеством, в рамках бюджета, в установленные сроки, при существующих ограничениях и неопределённостях. Вот почему важным в проектном менеджменте является управление контентом, сроками, затратами, рисками, персоналом, поставками, качеством, заинтересованными сторонами, обменом информацией, интеграцией.

Обращаясь к истории, отметим, что за рубежом собственно проектный менеджмент выделился в самостоятельную сферу деятельности из менеджмента проектов и программ ещё в начале 1960-х годов.

Проектный менеджмент от общего менеджмента отличается тем, что менеджер проектов стремится к завершению бизнеса, так как проект - это временное предприятие; технологии создания проектов находятся в постоянной трансформации, что обуславливается спецификой проектов и видов искусства, в которых таковые осуществляются, а также влиянием объективных и субъективных факторов; проектные команды подвергаются трансформациям по ходу жизненного цикла проекта и имеют временную природу.

На практике существует не только проектный менеджмент, или менеджмент проекта, но и менеджмент программы (англ. Programme Management), менеджмент проектов и программ (англ. Project&Programme Management), а также менеджмент портфелей проектов и программ (англ. Project Portfolio Management (PPM)).

Собственно проект (от лат. projectus -'брошенный вперёд', англ. project) - это пространственно-временной континуум (однократная, а не цикличная деятельность с ограниченностью во времени и простран-

стве), с временной организационной структурой и временной командой, направленный на достижение определённой цели / целей в конкретной отрасли.

Проект в сфере культуры и искусства - это бизнес-проект / предприятие с инвестируемыми средствами для воплощения творческой идеи и привнесения нового смысла / информации / контента в сознание реципиентов / публики / аудитории с целью получения прибыли / прироста капитала.

Обозначим несколько ключевых концепций проектного менеджмента, которые экстраполируются и на сферу культуры и искусства: 1) контент проекта детерминируется его целями; 2) «железный», или «магический», треугольник, или проектный треугольник с ограничениями (время, деньги, требования к качеству, то есть к результатам проекта) [6], как некий символ; на реализацию проекта влияние оказывают и такие ограничения, как организационные, юридические, технические и т.д.; 3) концепция жизненного цикла проекта (фазы создания нового продукта и передачи его в эксплуатацию, то есть фаза концепции, фаза разработки / проектирования, фаза реализации и фаза завершения); 4) учёт рисков и неопределённости; 5) концепция временной организационной структуры (менеджер проекта, команда управления проектом и команда собственно проекта с ответственностью, полномочиями и властью основных участников проекта); 6) синергия управленческих и технологических компетенций.

Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства как рыночная сфера имеет собственную культуру, технологии, этику, ценности и т.д.

Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства - это синергия инстру-

ментов / технологий (управления контентом, сроками, затратами, контрактами, качеством, рисками, персоналом, коммуникациями, поставками) и компетенций (знаний, умений и навыков) для планирования, организации, мотивации, координации, мониторинга и контроля всех аспектов выполнения конкретного проекта с целью достижения ожиданий участников проекта в данной сфере деятельности.

Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства базируется на принципах бизнес-деятельности и арт-менеджмента, а специфика такового детерминируется уникальностью отрасли и проектов.

Для осуществления проектного менеджмента в сфере культуры и искусства необходимо использовать технологии арт-менедж-мента:

1) художественно-творческие (написание сценария, режиссёрские экспликации, кастинг актёров, чистка текста, создание декораций, костюмов, рисунка, офорта, скульптуры, архитектурного проекта и т.д.);

2) организационно-управленческие функции (управление, планирование, организация, координация, контроль, мотивация), делегирование полномочий, принятие решений, «мозговой штурм», сторителлинг, ликвидация конфликтов и т.д.), в том числе психологические (трансактный анализ, метод невербальных коммуникаций, нейро-лингвистическое программирование);

3) маркетинговые (реклама, РИ);

4) финансово-экономические (благотворительность, меценатство, патронаж), спон-соринг, фандрейзинг, краудфандинг, крауд-сорсинг, бизнес-планирование и т.д.);

5) нормативно-правовые (интеллектуальная собственность, авторское право и смежные права, организации, осуществляющие охрану результатов интеллектуальной деятельности в России и за рубежом, реше-

ние вопросов, имеющих отношение к налоговому, трудовому, уголовному кодексам и иным законодательным актам).

Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства - это новая для России управленческая культура рыночного типа. Если за рубежом существует богатейший опыт и чёткие технологии, то в нашей стране данная культурная практика появилась лишь с 1990-х годов (приблизительно с 1992 года), вследствие политических, экономических, социокультурных трансформаций во всех сферах жизнедеятельности и перехода от административно-командной экономики и управления к рыночным, появления предпринимательства, новых технологий финансирования, новых вариантов реализации творческих идей.

В современной проектно-ориентиро-ванной организации сферы культуры и искусства в качестве основного используется такой тип управления, как менеджмент (англ. management - управление в социальной системе в рыночной среде), то есть руководство как один из инструментов для тех или иных случаев. Иные типы управления - руководство (англ. governance - руководство в смысле «правления», «царствования», англ. direction - руководство по направлению), администрирование (англ. administration), контролирование и регулирование (англ. control - управление в технической системе), лидерство (англ. leadership) и другие - применяются на уровне принятия частных решений. Однако если в качестве базового типа управления в проекте применяется, например, руководство в смысле «правления», «царствования», то «менеджмент» (англ. management) здесь будет лишь инструментом для осуществления такого руководства [2, с. 169].

В данном случае интерес представляет деятельность некоммерческой организации

Фонд поддержки современного искусства «Артпроект» [1].

Проектная деятельность как таковая, а тем более в сфере культуры и искусства, системна и уникальна, и, по справедливым словам почётного члена РМ1 (Канадского общества гражданских инженеров Инженерного института Канады и Института гражданских инженеров Великобритании) Макса Уайдмана (М. 'Шёетап), представляет собой «Путь делания вещей».

Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства можно подразделить на социально-культурное, или социокультурное, проектирование, ориентированное, исходя из его названия, на оказание влияния на социум, на идеологию / стиль и образ жизни его представителей посредством различных составляющих / ресурсов сферы культуры, в том числе искусства, например, учреждений / институций, человеческого капитала (управленцы, деятели искусств, предприниматели и т.д.), тексты произведений как результаты проектной деятельности (картины, спектакли, шоу, кинофильмы, выставки и т.д.) и другие.

Значимость различных видов искусства, управленческих аспектов и т.д. для осуществления социально-культурного проектирования детерминирует обозначение в качестве как разновидности такового, так и самостоятельной разновидности проектного менеджмента в сфере культуры и искусства арт-проектирования, имеющего прямое отношение к сфере искусства (арто-сфере) / арт-индустрии / арт-бизнесу.

В арт-проектировании как социально-культурном явлении, технологии арт-ме-неджмента, современной культурной практики управления проектами в сфере искусства (артосфере) / арт-индустрии / арт-биз-несе, то есть продюсировании, происходит синергия выразительных средств различ-

ных видов искусства как квинтэссенции художественной культуры, технологий арт-ме-неджмента и бизнеса, что способствует генерации сверхреальности / арт-реально-сти, новых смыслов / символов / образов мира / информации, актуальных для потребителя информации / реципиента / зрителя, стремящегося из жёткого мира капитала в мир иллюзий / красоты / таланта за вдохновением, сменой эмоций, «подпитки» для гармонии бытия. Это детерминирует оказание большего эмоционального воздействия арт-проекта на реципиента.

Арт-проектирование в контексте креативной экономики, современной социокультурной ситуации активно и широко используется для реализации творческого / креативного потенциала различных представителей названной сферы деятельности, реализации государственной политики в сфере культуры и искусства, развития экономики отрасли, а получение знаний, умений и навыков по таковому позволит осуществлять грамотный менеджмент и маркетинг той или иной идеи.

В основе арт-проектирования находится менеджмент-маркетинг в сфере искусства / арт-индустрии / арт-бизнеса, что влияет на раскрытие ресурсного потенциала различных представителей данной сферы деятельности, генерацию коммуникативного маркетингового пространства с представителями власти, общественности, партнёрами, профессиональными посредниками и художниками, что способствует развитию отрасли, её экономики и формированию арт-рынка.

Проект, осуществляемый в сфере искусства как квинтэссенции сферы культуры, логично обозначать арт-проектом, который представляет собой результат синергии и синтеза различных вышеобозначенных технологий арт-менеджмента, что позволя-

ет формировать единое коммуникативное маркетинговое пространство.

Проект в сфере культуры и искусства, в том числе арт-проект, это инструмент реализации государственной политики в отрасли, форма организации арт-простран-ства / арт-индустрии и современный механизм управления в данной сфере деятельности, способствующий осуществлению государственно-частного партнёрства, привлечению различных ресурсов и генерации новых идей / смыслов / символов, развитию предпринимательства и экономики в отрасли и т.д.

Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства, в том числе социально-культурное проектирование и арт-проек-тирование, по своей сущности (являет собой синтетический и гармоничный процесс поиска / генерации конкретной идеи, привлечение различных видов ресурсов (маркетинговых, интеллектуальных и т.д.), воплощение таковой в уникальной и определённой организационно-правовой,экономической, маркетинговой и художественной форме, то есть в форме проекта, который может существовать как выставка, аудиовизуальное произведение, спектакль и т.д., и специфики (осуществление в определённом виде артосферы / арт-индустрии / арт-бизнеса) логично воспринимать в качестве тождественного продюсированию как аналогичному процессу, связанному с воплощением определённой идеи в художественном тексте конкретного вида искусства как маркетинговом предложении, пользующемся спросом у аудитории.

Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства, в том числе и в большей степени арт-проектирование, это синоним продюсирования, поскольку сущность той или другой деятельности / технологии арт-менеджмента как менеджмента в сфере ис-

кусства / в сфере художественной культуры заключается в «продаже» конкретной идеи, в её воплощении и реализации в названной сфере деятельности.

Арт-проектирование связано с такими видами искусства, как дизайн, архитектура и т.д., что вполне логично, поскольку «арт» с английского на русский переводится как искусство, в данном случае - изобразительное или пространственные виды искусства. Кроме того, подтверждением этого является, во-первых, учебное пособие А. Г. Тарасовой «Проектирование арт-объ-ектов» [5], раскрывающее историю развития, объекты арт-дизайна и способы проектирования пространственно-декоративных объектов и предназначенное для студентов направления 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», профилизациям «Арт-дизайн», «Дизайн интерьера» и «Дизайн и компьютерная графика», и, во-вторых, интереснейшие инсталляции художников, например, Джанет Эшель-ман, Робина Уайта, Дэниэля Поппера, Джона Лопеса, Адзумы Макото и т.д. [3].

Использование технологий проектного менеджмента в сфере культуры и искусства детерминировано состоянием политической, экономической, рыночной ситуации, изменяющимися интересами / потребностями / запросами реципиента / покупателя / пользователя будущего продукта.

Профессиональный проектный менеджмент в сфере культуры и искусства способствует достижению успешной деятельности конкретного учреждения отрасли с учётом грамотной стратегии, результативности и эффективности человеческого капитала в формирующейся конкурентной среде.

Использование в сфере культуры и искусства проектного подхода и проектного менеджмента позволяет решать различные проблемы, в частности, кадровые, финансовые, нормативно-правовые, художественно-творческие, организационно-управленческие, что способствует реализации креативных идей в условиях экономических и политических трансформаций социума.

Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства - это один из ключевых механизмов / инструментов развития предпринимательской деятельности в отрасли, решения проблем инвестирования различными структурами (бюджетными, внебюджетными фондами, частными организациями), а также способствующий эффективному менеджмент-маркетингу, то есть управлению маркетингом в этой сфере.

В глокализованной рыночной экономике проектный менеджмент в сфере культуры и искусства - это одна из самых результативных и конкурентоспособных технологий реализации государственной политики отрасли, динамики развития и трансформаций экономики таковой.

Примечания

1. Арт-проект: Фонд поддержки современного искусства [Электронный ресурс]. URL: http://www.

fondartproject.ru/about-us/

2. Михеев В. Н. Живой менеджмент проектов. Москва : Эксмо, 2007. 480 с.

3. Лучшие арт-проекты года [Электронный ресурс]. URL: https://www.adme.ru/tvorchestvo-dizajn/

luchshie-art-proekty-goda-735810/

4. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом = Project management. Requirements

for project management : национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 548692011 : впервые введён 2012-09-01 / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Москва : Стандартинформ, 2012. III, 7 с.

5. Тарасова А. Г. Проектирование арт-объектов : учебное пособие. Екатеринбург : Издательство Рос-

сийского государственного профессионально-педагогического университета, 2015. 75 с.

6. Kerzner H. (2009) Project management: a systems approach to planning, scheduling, and controlling. 10th ed.

Hoboken, N.J.: J. Wiley, cop. 2009. 1094 p.

References

1. Art-proekt: Fond podderzhki sovremennogo iskusstva [Art project: Foundation for contemporary art

support]. Available at: http://www.fondartproject.ru/about-us/

2. Miheev V. N. Zhivoy menedzhment proektov [Live project management]. Moscow, Publishing House

"Eksmo", 2007. 480 p.

3. Luchshie art-proekty goda [The best art projects of the year]. Available at: https://www.adme.ru/

tvorchestvo-dizajn/luchshie-art-proekty-goda-735810/

4. Proektnyy menedzhment: Trebovaniya k upravleniyu proektom. Natsionalnyy standart Rossijskoy Federatsii

GOST R 54869-2011: vpervye vveden 2012-09-01 [Project management. Requirements for project management Russian national standard GOST R 54869-2011: introduced for the first time: i 2012-09-01]. Moscow, 2012. III, 7 p.

5. Tarasova A. G. Proektirovanie art-obektov [Design of art objects]. Ekaterinburg, Publishing house of the

Russian State Professional Pedagogical University, 2015. 75p.

6. Kerzner H. (2009) Project management: a systems approach to planning, scheduling, and controlling. 10th ed.

Hoboken, N.J.: J. Wiley, cop. 2009. 1094 p.

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.