Научная статья на тему 'ГОРОД В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИКИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ'

ГОРОД В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИКИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
304
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ / СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / МАРКЕТИНГОВОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / CITY / CREATIVE ECONOMY OF IMPRESSIONS / SOCIAL CAPITAL / ART MANAGEMENT / SYMBOLIC ECONOMY / STATE CULTURAL POLICY / MARKETING COMMUNICATIVE INFORMATION SPACE / EVERYDAY CULTURE / PROJECT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Суминова Татьяна Николаевна

В статье в контексте рыночной экономики впечатлений рассматривается город как уникальный социокультурный феномен, особый институт и «зеркало» исторических контекстов, симулякр пространства гиперреальности и потребления, объект междисциплинарных исследований и кинематографа. Выявляется сущность современного постмодернистского города и обозначаются проблемы пребывания человека в таковом. Город представлен как спектр «стимулов» (возможности /впечатления /жесты /товары /образы /звуки), генерирующих пёстрый, безграничный и непостигаемый хаос, формирующий «обесцвечивание» человека как песчинки лавины толпы, его сосредоточенность/фокусировку на личных интересах, игнорирование социальных проблем, отвердевание души, одичание, разобщённость и в результате приводящий к суициду. Раскрывается влияние социального капитала, креативных индустрий, творческого предпринимательства, арт-менеджмента и проектного менеджмента на реализацию концепций «устойчивого города», зелёного, умного, здорового и конкурентоспособного города. Подчёркивается значимость символической экономики, антропоцентризма и креатива для формирования культуры городов как синергии сообщений /смыслов /кодов в генерируемом маркетинговом коммуникативном информационном пространстве. В условиях культуры повседневности города оказывают существенное влияние на «образы мира» и стиль жизни горожан – объекты государственной культурной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CITY IN THE CONTEXT OF THE ECONOMY OF IMPRESSIONS

In the article in the context of a market economy of impressions, the city is considered as a unique sociocultural phenomenon, a special institution and a “mirror” of historical contexts, a simulacrum of the space of hyperreality and consumption, an object of interdisciplinary research and cinema. The essence of the modern postmodern city is revealed and the problems of a person's stay in it are identified. The city as a spectrum of “incentives” (opportunities / impressions / gestures / goods / images / sounds) that generate colorful, limitless and incomprehensible chaos that forms the “discoloration” of a person like a grain of sand from an avalanche of the crowd, his focus / focus on personal interests, ignoring social problems, hardening of the soul, run wild, disunity, and as a result leading to suicide. The influence of social capital, creative industries, creative entrepreneurship, art management and project management on the implementation of the concepts of a “sustainable city”, a green, smart, healthy and competitive city is revealed. The importance of symbolic economy, anthropocentrism and creativity for the formation of urban culture as a synergy of messages / meanings / codes in the generated marketing communicative information space is emphasized. In a culture of everyday life, cities have a significant impact on the "images of the world" and the lifestyle of citizens – objects of state cultural policy.

Текст научной работы на тему «ГОРОД В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИКИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ»

СУ ОРОД В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИКИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ УДК 008:338.467.6

https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-597-90-96 Т. Н. Суминова

Московский государственный институт культуры, Химки, Российская Федерация, e-mail: tsuminova@yandex.ru

Аннотация: В статье в контексте рыночной экономики впечатлений рассматривается город как уникальный социокультурный феномен, особый институт и «зеркало» исторических контекстов, симулякр пространства гиперреальности и потребления, объект междисциплинарных исследований и кинематографа. Выявляется сущность современного постмодернистского города и обозначаются проблемы пребывания человека в таковом. Город представлен как спектр «стимулов» (возможности/впечатления/жесты/товары/образы/звуки), генерирующих пёстрый, безграничный и непостигаемый хаос, формирующий «обесцвечивание» человека как песчинки лавины толпы, его сосредоточенность/фокусировку на личных интересах, игнорирование социальных проблем, отвердевание души, одичание, разобщённость и в результате приводящий к суициду. Раскрывается влияние социального капитала, креативных индустрий, творческого предпринимательства, арт-менеджмента и проектного менеджмента на реализацию концепций «устойчивого города», зелёного, умного, здорового и конкурентоспособного города. Подчёркивается значимость символической экономики, антропоцентризма и креатива для формирования культуры городов как синергии сообщений/смыслов/кодов в генерируемом маркетинговом коммуникативном информационном пространстве. В условиях культуры повседневности города оказывают существенное влияние на «образы мира» и стиль жизни горожан - объекты государственной культурной политики.

Ключевые слова: город, креативная экономика впечатлений, социальный капитал, арт-менеджмент, символическая экономика, государственная культурная политика, маркетинговое коммуникативное информационное пространство, культура повседневности, проектный менеджмент.

Для цитирования: Суминова Т. Н. Город в контексте экономики впечатлений // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 5 (97). С. 90-96. https://doi.org/: 10.24412/1997-0803-2020-597-90-96

THE CITY IN THE CONTEXT OF THE ECONOMY OF IMPRESSIONS Tatyana N. Suminova

Moscow State Institute of Culture, Khimki City, Moscow Region, Russian Federation, e-mail: tsuminova@yandex.ru

Abstract: In the article in the context of a market economy of impressions, the city is considered as a unique sociocultural phenomenon, a special institution and a "mirror" of historical contexts,

СУМИНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - доктор философских наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры SUMINOVA TATYANA NIKOLAEVNA - DPhil, Professor at the Department of Social and Cultural Activity, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture

© Суминова Т. Н., 2020

a simulacrum of the space of hyperreality and consumption, an object of interdisciplinary research and cinema. The essence of the modern postmodern city is revealed and the problems of a person's stay in it are identified. The city as a spectrum of "incentives" (opportunities/impressions/gestures /goods/images /sounds) that generate colorful, limitless and incomprehensible chaos that forms the "discoloration" of a person like a grain of sand from an avalanche of the crowd, his focus /focus on personal interests, ignoring social problems, hardening of the soul, run wild, disunity, and as a result leading to suicide.

The influence of social capital, creative industries, creative entrepreneurship, art management and project management on the implementation of the concepts of a "sustainable city", a green, smart, healthy and competitive city is revealed. The importance of symbolic economy, anthropocentrism and creativity for the formation of urban culture as a synergy of messages/meanings/codes in the generated marketing communicative information space is emphasized. In a culture of everyday life, cities have a significant impact on the "images of the world" and the lifestyle of citizens - objects of state cultural policy.

Keywords: city, creative economy of impressions, social capital, art management, symbolic economy, state cultural policy, marketing communicative information space, everyday culture, project management.

For citation: Suminova T. N. The city in the context of the economy of impressions. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2020, no. 5 (97), pp. 90-96. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-597-90-96

Современная рыночная экономика впечатлений, или экономика символического обмена, или креативная экономика, оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности, в том числе находит яркое проявление в таком уникальном объекте теории и практики социокультурной реальности, как город.

Город как особый институт и «зеркало» исторических контекстов «препарируется» представителями различных наук, например, проблемы урбанизации - это антропология, экономика, география, история, социология; вопросы урбанизма как образа/пути жизни города - это антропология, история, политология, социология; морфология города как физического образа архитектурного пространства (улицы, дворы, парки), формирующего облик такового (городской ландшафт) изучается географией, историей, социологией.

В исследованиях зарубежных учёных (философов, культурологов, социологов, психологов и других) город трактуется по-разному, например, как организм

(Герберт Спенсер), социальный организм (Освальд Шпенглер), социальный институт (Макс Вебер), сексуальная лаборатория (Эдвард Франклин Фрейзер, Луис Вирт, Чарльз Селигман Бернхаймер, Фредерик Мил-тон Трэшер, Клиффорд Роуб Шоу), базар, джунгли (Георг Зиммель), машина, используемая различными социальными группами (Анри Лефевр), машина / механизм роста (Харви Ласки Молотч, Джон Логан) с акцентом на коалицию элит, заинтересованных и нацеленных на извлечение прибыли из земли города и из того, что на таковой возведено (дома, учреждения и т.д.), социальная лаборатория/идеальная лаборатория для изучения природы человека и социальных процессов (Роберт Парк), органический город (Патрик Геддес), мировой город/ альфа-город/глобальный город/мегалополис (Патрик Геддес, Освальд Шпенглер), мегапо-лис/метрополис (Дирк Бронджер), экумено-полис/«город-как-мир»/пространство культуры (Константинос Доксиадис), лаборатория (пост-) модерна (Сюзанна Франк), соци-

ально-экономический элемент капитализма (Карл Маркс, Фридрих Энгельс), социально-психологическая сфера урбанизации (Эмиль Дюркгейм, Фердинанд Тённис и другие), социокультурный «заряд» системы городской планировки, в том числе как модель «города сада» (Эбенизер Говард), философская и экологическая система социума с механизмами пространственной организации территории (Роберт Парк, Эрнст Бёрджесс, Ричард Маккензи, Луис Вирт), коммуникативная среда, создающая новое мировоззрение (Льюис Мамфорд), модель «лучезарного города» (архитектор Ле Корбюзье), смысл «урбанистической революции» древнего социума (Гордон Чайлд), центральное место с радиусом реализации услуг и товаров, элемент «урбогравитации» (Вальтер Кристал-лер), в контексте изучения пространства (Кевин Линч), объект критики американской градостроительной системы (Джейнс Джекобс), «креативный город» (Чарльз Лэн-дри), в связи с «креативным классом» (Ричард Флорида), система «пространства потоков», «пространства мест» в информационном социуме (Мануэль Кастельс), элемент семиотики (Хельмут Беркинг, Мартина Лёв, Франц Бократ, Рольф Линднер, Ульф Матти-зен, Герд Хельд и другие) и т.д.

Российские исследователи «препарируют» города в социально-экономическом, научно-техническом, социально-экологическом аспектах, с точки зрения развития социокультурных процессов (В. Л. Гла-зычев, Э. С. Демиденко, А. Э. Гутнов, Ю. Л. Пивоваров, В. А. Есаков), как архаические символы (Вяч. Вс. Иванов), объекты семиотики (Ю. М. Лотман), элементы урбосферы как философской категории (С. С. Касаткина) и т.д.

Город является ярчайшим и значимым персонажем многочисленных кино-

фильмов, например, «Метрополис» (немой ч/б х/ф, реж. Фриц Ланг, Германия, 1927), «Москва. Пробег кино-глаза» (ч/б д/ф, реж. Михаил Кауфман, Илья Ко-палин, СССР, 1927), «Человек с киноаппаратом» (немой ч/б д/ф, реж. Дзига Вертов, СССР, 1927), «Берлин - симфония большого города» (немой ч/б д/ф, реж. Вальтер Руттман, Германия, 1927), «Новые времена» (х/ф, реж. Чарльз Чаплин, США, 1936), «Обнажённый город» (х/ф, реж. Жюль Дас-сен, США, 1948), «Увольнение в город» (х/ф, реж. Стэнли Донен, Джин Келли, США, 1949), «Невероятные приключения итальянцев в России» (х/ф, реж. Эльдар Рязанов, СССР, Италия, 1973),«Питер БМ» (х/ф, реж. Оксана Бычкова, Россия, 2006), «Нью-Йорк, я люблю тебя» (х/ф, США, 2008),«Пол-ночь в Париже» (х/ф, реж. Вуди Аллен, США, Испания, 2011), «Римские приключения» (х/ф, реж. Вуди Аллен, США, Италия, Испания, 2012), «Москва, я терплю тебя» (х/ф, реж. Сергей Аксёнов, Россия, 2016) и другие.

Современный постмодернистский город - это город «региональный», постфор-дистский, «мировой», «дуальный» (поляризованные сообщества), «дисциплинирующий» (активно контролируемые места, например, «сообщества за воротами», тюрьмы), «город-симулякр» (создаётся гиперреальность и главенствует потребление) [5].

Город - это спектр «стимулов» (возможности/впечатления/жесты/товары/об-разы /звуки), генерирующих пёстрый, безграничный и непостигаемый хаос, формирующий «обесцвечивание» человека как песчинки лавины толпы, его сосредоточенность/фокусировку на личных интересах, игнорирование социальных проблем, отвердевание души, разобщённость сообществ. Объективно и субъективно возник-

шее одиночество человека в потоке себе подобных, в котором никто никому не нужен и не интересен, приводит к суицидальным поступкам [3].

В качестве причин/оснований изменений подходов к современному градоустрой-ству выступают вызовы, угрозы и ожидания горожан, что связано с их здоровьем, благосостоянием, работой, мобильностью и безопасностью. В связи с этим значимой является концепция «устойчивого города» (Sustainable City), требующая решения вопросов экологии, социальных коммуникаций и продолжения идеи гармоничного развития города.

Сегодня важна концепция развития зелёного, умного, здорового и конкурентоспособного города. Этим детерминируется экономический, социальный или экологический порядок формирования комплексного и долгосрочного подхода к планированию городов.

Большие города - это синергия сферы бизнеса и сферы культуры, креативные поля/пространства синтеза экономической и культурной жизни [8].

К городам с концентрацией творческой /креативной энергии можно отнести, например, Париж (1880-е годы - вершина развития импрессионизма), Вену (XIX-XX века - появление атональной музыки, психоанализа Зигмунда Фрейда), Манхэттен (1950-е годы - абстрактный экспрессионизм), Ланкашир (новый эволюционный виток развития текстильной индустрии), города Кремниевой долины (развитие IT), Лос-Анджелес (голливудский кинематограф).

Актуальным в связи с этим является творческое предпринимательство/продю-серство/арт-менеджмент, которые с «человеческой алхимией» [4] отражаются в проектах ряда таких «креативных столиц», как

Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Коломна, Красноярск, Пермь, Петрозаводск, Самара, Ульяновск. Эти города представляют собой генетические коды, задающие векторы развития креативных индустрий/ма-лого бизнеса для создания экономически ценных символических продуктов.

Залогом процветания городов являются процессы привлечения и удержания талантливых специалистов, то есть креативной страты/креативного класса (Ричард Флорида), как привилегированных и доминирующих в ноосферном социуме людей, чьи «образы мира»/вкусы/предпочтения/ склонности/знания способствовали трансформациям мегаполисов, генерации современной культуры территорий, культуры повседневности, мышления горожан и социума в целом.

Сущность города заключается не столько в его материальной структуре, сколько в социальной и культурной системе. Это детерминируется тем, что одной из главных функций города как драйвера развития экономики страны и конкретных сфер деятельности является механизм трансляции культурного наследия, образов/стилей/культуры жизни.

Город - это сегодня не столько земля, труд и капитал, сколько физическая единица культуры повседневности, совместной реальной жизни людей, символ их си-нергийных стремлений/действий/пониманий [7], проекция социальных представлений, в том числе зданий, языка и искусства.

Культура города - это синтез сообщений/смыслов/кодов/энергий в генерируемом и существующем маркетинговом коммуникативном информационном пространстве.

В контексте креативной экономики культура для городов - это бизнес, а эко-

номика сферы культуры и искусства, естественно, представляет собой значимый сектор экономики конкретной территории.

Экономика мегаполиса зависит от экономики символического обмена и производства (рестораны, музеи, креативные индустрии и т.д.).

Формы культуры встраиваются в производственную активность, а культура подвергается воздействию технологий коммо-дификации и коммерциализации.

Локациями креативной экономики в Москве являются, например, арт-класте-ры, новые театры, рестораны, культурные события, яркие стартапы. В экс-промышленных зданиях располагаются дизайн-студии, архитектурные бюро, кафе, клубы, рекламные агентства, арт-центры - Artplay, центр современного искусства «Винзавод», Флакон, «Красная Роза» и т.д.

За рубежом в качестве ярких центров креативных индустрий назовём, например, в Нидерландах - город Эйнховен провинции Северный Брабант, в Германии функционирует 250 тысяч креативных компаний, в частности, в Мангейме как «Городе музыки» (согласно программе Unesco Creative Cities, декабрь, 2014), в Берлине -творческий инкубатор Berlin Creative Distric (аэропорт Темпельхоф), в Лейпциге - креативные индустрии в заброшенных промышленных комплексах.

Значимым моментом профессиональной проектной деятельности управленцев в условиях экономики восприятий является получение экспрессивного и материализованного результата - всплеска эмоций/впечатлений/энергии потребителя.

Это детерминирует использование менеджерами-дизайнерами/проектировщиками антропоцентричности как одной из концепций креативной экономики и фо-

кусировку на интеллект/креатив как пространства деятельности. В качестве основных средств производства выступают творческие способности. Эксплуатация навыков и талантов конкретного человека - актуальные составляющие экономической успешности и конкурентоспособности современных городов.

Ключевыми «фигурами» для ревитали-зации/модернизации городского пространства в свободной экономике выступают посредники, то есть менеджеры, целью которых является прибыль и рост капитализации таланта творца (художника, артиста, режиссёра и т.д.), а также создание художественной продукции. Важным объектом для этих «коммерсантов от искусства» является текст произведения (картина, фильм, скульптура и т.д.) и промоушн как технология маркетинга. Продукт сферы культуры и искусства с определённым смыслом как объект символической экономики вынужден подчиняться языку денег/капитала, что нельзя считать чем-то негативным, поскольку каждая работа, в том числе художника, должна быть оплачена.

В основе «символической экономики» [9] находится применение предпринимателями в качестве уникального капитала/актива страны многочисленных символов культуры. Символическая экономика оказывает существенное влияние на рынок труда, образы культуры, социальные и этнические различия.

Городская элита, имеющая гуманистические и рекламные цели, «продвигает» конкретные места/пространства/территории и получает прибыль, манипулируя символами привилегированности и исключительности, что приводит к подъёму и созданию парков, музеев, архитектурных знаков /элементов культуры современности.

Экономика символического обмена [2] - это экономика коммуникаций в сфере культуры и искусства как маркетинговом пространстве, которая существует на пересечении спектра составляющих когито-сферы, например, экономической теории информации, теории организации, теории игр, психологии, антропологии,культурологии, философии, теории искусства, бихевиористской экономики, экономической психологии.

Лозунг жителей современной Москвы «Это НАШ город!» адекватен движению нового урбанизма (с начала 1980-х годов в США) Джейн Джекобс, суть которого в том, что именно города имеют возможность предоставить что-то каждому только потому и только тогда, когда они созданы каждым [1], то есть жителем. Канадско-а-мериканская писательница, феминистка, теоретик городского планирования делала акцент на развитии компактных городов и районов, а не «автомобильных» пригородов, а также предлагала следовать не абстрактному урбанизму, а принципам удобной повседневной жизни горожан. Не случайно значимой для горожан стала экономика совместного использования (Sharing Economy), предполагающая аренду жилья, райд-шеринг (совместные поездки), каршеринг.

Особенно важным для жителей мегаполисов является доверие [6] как значимый

элемент ноосферного социума, детерминирующий успех и прогрессивное развитие человечества.

Один из важнейших инструментов города для взаимодействия с социальным капиталом - это создание пространств для совместных действий и контактов, например, современные пешеходные пространства улиц и парков, обновлённые библиотеки с образовательными циклами, семинарами, культурные центры, стимулирующие создание новых сообществ и работу с уже сформированными.

Генерация стильных, современных образов и культуры городов / мегаполисов -это грамотный и эффективный проектный менеджмент, целью которого как механизма реализации государственной политики, в том числе в сфере культуры и искусства, является быстро и без сверхзатрат, с учётом трендов урбанистики осуществить модернизацию и ревитализацию ландшафтов во благо горожан как ключевых объектов проектировщиков/дизайнеров.

Город - это информационное пространство, в котором в условиях экономики впечатлений генерируется и отражается вихрь эмоций/культур/смыслов/знаков/кодов, значимых для культуры повседневности как собственно города, так и горожан как значимых объектов политики конкретных территорий.

Список литературы

1. Джекобс Дж. Смерть и жизнь больших американских городов : перевод с английского. Москва :

НЛО, 2011. 460 с.

2. Долгий А. Б. Экономика символического обмена. Москва : ИНФРА-М, 2006. 632 с.

3. Дюркгейм Э. Самоубийство : Социологический этюд : перевод с французского с сокращением / под

редакцией В. А. Базарова. Москва : Мысль, 1994. 399, [1] с.

4. Мак-Илрой Э. Культура и бизнес : путеводитель по фандрейзингу / [перевод с английского

О. Синицына]. Москва : Классика-ХХ1, 2005. 155, [1] с. : ил. (Культурные стратегии : Серия / Институт культурной политики).

5. Сойя Э. У. Постметрополис. Критические исследования городов и регионов // Логос. 2003. № 6 (40).

С. 133-150.

6. Фукуяма Ф. Доверие : социальные добродетели и путь к процветанию / [перевод с английского

Д. Павловой, В. Кирющенко, М. Колопотина]. Москва : АСТ : Ермак, 2004. 730, [3] с. (Philosophy).

7. Mumford L. (1938) The culture of cities : The new role of cities a. reg. in mod. civilization. New York:

Harcourt, Brace a. co. 586 p.

8. Scott A. J. (2000) The Cultural Economy of Cities: Essays on the Geography of Image-Producing Industries.

London: Sage Publication. 245 p.

9. Zukin Sh. L. (1996) The Cultures of Cities. Hoboken: Blackwell. 338 p.

References

1. Dzhekobs Dz. Death and life of large American cities. Moscow, New Literary Observer publishing house,

2011. 460 p. (In Russ.).

2. Dolgin A. B. The economy of symbolic exchange. Moscow, Publishing House "Infra-M", 2006. 632 p.

(In Russ.).

3. Durkheim E. Suicide: A Sociological Study. Moscow, Mysl Publishers, 1994. 399 p. (In Russ.).

4. Mak-Ilroy E. Culture and Business: A Guide to Fundraising. Moscow, Publishing House "Classica 21", 2005.

155 p. (In Russ.).

5. Soiya E. U. Postmetropolis. Critical studies of cities and regions. Logos. 2003, no. 6 (40), pp. 133-150.

(In Russ.).

6. Fukuyama F. Trust: social virtues and the path to prosperity. Moscow, Publishing House "AST", 2008. 730 p.

(In Russ.).

7. Mumford L. (1938) The culture of cities : The new role of cities a. reg. in mod. civilization. New York:

Harcourt, Brace a. co. 586 p.

8. Scott A. J. (2000) The Cultural Economy of Cities: Essays on the Geography of Image-Producing Industries.

London: Sage Publication. 245 p.

9. Zukin Sh. L. (1996) The Cultures of Cities. Hoboken: Blackwell. 338 p.

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.