АРК В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК 379.8(001.1)
DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10214
Т. Н. Суминова
Московский государственный институт культуры
В статье представлен философско-культурологический анализ парка как сложного организма урбосферы в контексте системы современной культуры. Раскрывается сущность и специфика культуры, городов и культуры городов в условиях рыночной экономики впечатлений, развития креативных индустрий. Обозначается социальная миссия Культуры, состоящая в трансляции сегодняшним и последующим поколениям классических ценностей - Истины, Добра, Красоты, Любви, Гармонии, что находит воплощение в образах городов. Отражается позитивное и негативное влияние урбанизма на психосоматическое состояние горожанина в условиях культуры повседневности. Констатируется значимость антропологического подхода при ревитализации общественных пространств в целях рекреации, в том числе сознания реципиентов/горожан, посредством генерации новых смыслов/символов/кодов. Например, Парк «Зарядье» трактуется как значимая часть культурного семиотического/информационного пространства города, образец гармоничного синтеза природы и человека, креативный кластер с образовательной составляющей, способствующей продвижению природного урбанизма, выставочной деятельности и реализации эстетической, экологической и культурно-просветительской функций.
Ключевые слова: парк, урбосфера, культура города, культура повседневности, рыночная экономика впечатлений, креативные индустрии, смысловое пространство, символический капитал, менеджмент ресурсов культуры.
Tatyana N. Suminova
Moscow State Institute of Culture, the Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury),
Bibliotechnaya Str., 7, 141406, Khimki City, Moscow Region, Russian Federation
The article presents a philosophical and cultural analysis of the park as a complex organism of the urban sphere in the context of the modern culture system. The essence and specificity of culture, cities and city culture are revealed under the conditions of a market economy of impressions and the development of creative industries. The social mission of Culture, which consists in broadcasting to today's and subsequent generations of classical values - Truth, Good, Beauty, Love, Harmony, which
СУМИНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - доктор философских наук, профессор кафедры менеджмента и технологий социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры
SUMINOVA TATYANA NIKOLAEVNA - DPhil, Professor at the Department of Management and Technologies of Social and Cultural Activity, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture
PARK IN THE SYSTEM OF MODERN CULTURE
e-mail: [email protected] © Суминова Т. Н., 2020
finds embodiment in the images of cities, is designated. The positive and negative impact of urbanism on the psychosomatic state of a city dweller in the context of everyday culture is reflected. The importance of the anthropological approach to the revitalization of public spaces for recreation, including the consciousness of recipients/citizens, by generating new meanings/symbols/codes is ascertained. For example, the Park "Zaryadye" is interpreted as an important part of the cultural semiotic / informational space of the city, an example of a harmonious synthesis of nature and man, a creative cluster with an educational component that contributes to the promotion of natural urbanism, exhibition activities and the implementation of aesthetic, environmental, cultural and educational functions.
Keywords: park, urban sphere, city culture, everyday culture, market economy of impressions, creative industries, semantic space, symbolic capital, cultural resource management.
Для цитирования: Суминова Т. Н. Парк в системе современной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 2 (94). С. 135-142. DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10214
В контексте инновационного развития социально-культурной реальности, рыночной экономики впечатлений, креативных инду-стрий значимым видится рассмотрение парка как уникального явления системы современной культуры.
Парк - это составляющая культуры повседневности, объект менеджмента, урбанистики, драйвер развития экономики города, сферы культуры и искусства, социально-культурной сферы.
Различные парки (собственно парк, многофункциональный, специализированный с разновидностями - детский, спортивный мемориальный, развлечений, исторический памятник садово-паркового искусства) и парки в структуре населённого пункта (городской парк, городской сад, парк жилого района, поселковый парк, парк сельского населённого пункта, сквер, лесопарк) - это уникальные историко-культурные, природные феномены, элементы инфраструктуры конкретной территории, ландшафтного дизайна, институты организованного досуга населения, центры развития индустрии развлечений, ресурсы здорового образа жизни.
Спектр функций парка как социокультурного феномена и объекта управления (просветительская, воспитательная, ин-
формационная, гедонистическая, развлекательная, духовно-нравственная, физкультурно-оздоровительная, художественная, экологическая, идеологическая/мировоззренческая, прогностическая и т.д.) [20] ориентирован на реализацию одной из целей государственной политики в сфере культуры и искусства, а именно - формирование гармонично развитой, в том числе нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей творческой личности.
Синергия науки, образования и искусства привела к осознанию социальной миссии Культуры, состоящей в трансляции сегодняшним и последующим поколениям классических ценностей, таких как Истина, Добро, Красота, Любовь, Гармония.
Культура - это система ценностей, источник вдохновения, креативности, форма самоактуализации, ресурс генерации культурного пространства, креативных ин-дустрий, реализации государственной политики в сфере культуры и искусства, составляющая экономического успеха, драйвер трансформации сознания реципиентов, способ структурирования пространства.
Культура - это «память Мира», интеллектуальная составляющая реальности, искусственно созданного мира человеком разумным в процессе динамики бытия.
Культура как синтез впечатлений/эмоций/знаний/информации/символов представителей социума с различными иден-тичностями, религиозными предпочтениями, языками и т.д. становится мозаичной, трудно воспринимаемой и трактуемой, но в своей эклектичности стремящейся к Гармонии как системообразующей составляющей Мироздания.
Культура отражается в «зеркале» «образа мира» конкретного потребителя информации, с синтезом бэкграунда, компетенций, восприятий, интерпретаций реальности, собственного стиля, эстетики жизни и возможностей самореализации.
От уровня «образа мира», «оснащённости» разума, индустрии культуры и сознания человека зависит его либо многогранность, либо «одномерность» (Герберт Мар-кузе) [12]. Последняя является результатом управления/манипулирования человеком как «социальным животным» (Аристотель), приводит к потере смысла жизни, прав, свободы, собственных вкусов, эстетики восприятия, делает его безразличным, угнетённым, ведомым и агрессивным.
«Общество изобилия» (Джон Кеннет Гэлбрейт) [2] с неограниченным количеством поливариативной продукции и индустрия культуры пагубно воздействуют как на собственно человека, делая из него «про-изтребителя» (Элвин Тоффлер) [16], так и на культуру такового, уничтожая аксиологическую и гуманистическую составляющую.
Культура - это универсальная и уникальная энциклопедия динамичного мира социума и многочисленных жителей конкретного населённого пункта, например города.
Культуру среды/пространства/территории отражает город, который является результатом творческой деятельности представителей разных профессий.
Города, фундаментом которых является культура, имеют собственную душу (Освальд Шпенглер) [21], «звучащую» в каждом из созданных объектов (дом, театр и т.д.) и пространств (парки, кварталы, улицы и т.д.).
Современные города создают синер-гийный ураган смыслов/информации/кодов/символов/эмоций, важных для дешифровки Homo Socialis, то есть общественного человека, жизнь которого детерминируется определёнными коммуникациями и интересами.
В контексте креативной экономики именно культурные ресурсы, или ресурсы сферы культуры и искусства, - это значимые после угля, стали и золота (Чарльз Лэн-дри) [8] источники генерации знаковых ценностей города.
Ключевые участники современной креативной экономики (Джон Хокинс) [19] - это бизнес, учреждения сферы культуры и искусства (библиотеки, театры, музеи и т.д.) и посреднические структуры (агентства, которые поддерживают творческие/креативные индустрии, оказывают консультирование и поддержку стартапов [17]).
Культура города отражает материальный аспект культурного производства и культурных репрезентаций. Драйвером и двигателем переустройства города является искусство как таковое. Художественные мастерские, лофты - это стимулы рынка недвижимости и первый шаг к джентрифика-ции (Рут Гласс) [24].
В качестве примеров влияния деятельности художников как творческих личностей на джентрификацию и политику «креативного города» назовём, например, такие районы городов США, как SoMa (South of Market, San Francisco, California), SoHo (South of Houston Street, Lower Manhattan, New York City) и другие.
Город - это синтез/синергия культур, художественной культуры, культурных идентичностей, институций культуры, культуры архитекторов/дизайнеров/урбанистов, элемент/ресурс культуры повседневности.
Города - это ключевые «места силы» принятия решений, генерации коммуникативного пространства информационного общества (Мануэль Кастельс) [7], способствующие раскрытию творческого потенциала человека.
Человек, воспринимающий себя в качестве значимого элемента ноосферы, имеет право и способен генерировать значимую для сообщества информацию/символы/смыслы/коды, легендаризировать современный ему Мир.
Города - это котлы, в которых не только кипят новые экономические идеи и теории, но и выплавляется совершенно новая политика, в том числе в сфере культуры и искусства, парковой деятельности.
Количество учреждений культуры, например, музеев, парков, выставочных залов и т.д., влияет на уровень культуры как горожан/жителей - потребителей художественной информации, так и собственно конкретных городов.
Вот почему сегодня важен осознанный/ разумный подход урбанистов, позволяющий воспринимать город, в том числе пространство такового, как целостную экосистему, воздействие на которую может иметь различные как негативные, так и позитивные последствия.
Пребывая в повседневности и поглощаясь культурой таковой, горожанин подвергается спектру психофизических проблем (агрессия, депрессия, аллергия, лишний вес и т.д.), объединяющихся под названием «эпидемия стресса». Без этих многочисленных негативных проблем не-
возможно рассматривать и воспринимать город/мегаполис.
Решить подобные проблемы может профессиональная деятельность проектировщиков городского пространства, на основе учёта системы духовных ценностей, историко-культурного контекста территории, создания и развития «зелёных» пространств, частью которых являются парки, а в целом -совпадения менталитета/ДНК горожанина с менталитетом/ДНК города (Адли Мазда) [9].
Территория, например, паркового пространства, когда таковую как микропространство (Уильям Вайт) [26; 27] создают горожане, позволяет активизировать те участки их мозга, которые способствуют контролю стрессовых ситуаций.
Город отражает повседневность и культуру повседневности горожанина, то есть «реальную жизнь», «здесь и сейчас», пункт столкновений социокультурного контекста, истории и человека (Анри Лефевр) [25].
Культура выступает сегодня в качестве посредника капитализма - основы частной собственности, формального юридического равенства и свободы предпринимательской деятельности.
Капитализм «производит» для потребителя «абстрактную» реальность посредством создания спектра поправок/ремарок пульсации повседневности, диктуя собственные ценности/смыслы/коды.
Человек становится «заложником» поливариативных технологий и знаний, значимых и генерируемых в условиях рыночной свободной экономики (Зигмунд Бауман) [1].
Города и их инфраструктура влияют на мысли, поведение и «образ мира» человека/ гражданина, создавая «счастливый город» (Чарльз Монтгомери) [14].
На счастливое бытие человека в современном мегаполисе, на сохранение его индивидуальности позитивное влияние ока-
зывают открытые общественные пространства с развитой медийностью, диджиталь-ными сетями, коммуникациями, рекламной информацией, генерирующими стиль жизни, моду архитектурных решений планировки городских территорий [см.: 10; 11; 13].
В контексте рассмотрения культуры города и культуры индивида важно обратить внимание на дилемму «окружающая среда и я» (Георг Зиммель) [3].
Город - это «масса кристаллизованного, обезличенного духа» [3]. Вот почему закономерен конфликт, связанный с культурой города, которая предлагает и диктует видение существования и культуры горожанина, и тем, какой могла бы быть его жизнь, согласно собственным предпочтениям и желаниям.
В контексте экономики культуры как научной дисциплины (Уильям Баумоль, Уильям Боуэн) [22] именно капитал/деньги, а не эстетическая составляющая отражает ценность материального носителя текста произведения, в данном случае - парка. Современная экономика не стремится решить проблему качества в культуре и результатов интеллектуальной деятельности творцов. О качестве конкретного продукта сферы культуры и искусства свидетельствует количество эмоционально потраченных потребителем денег (стоимость билета и т.д.).
В условиях массовой коммерческой культуры с развлечением в центре таковой, или «кокакультурализма» (Генри Льюис Гейтс-младший) [23], не платят за качество продукции, поскольку если создать качественный продукт, то это означает уйти от массового вкуса реципиентов. Качество продукции в сфере культуры и искусства не равно и даже не может быть тождественно количеству, например, купленных билетов. Ценность, полезность и наслаждение/ удовольствие, получаемые от того или ино-
го текста произведения, не только не поддаются подсчёту, но и всегда различны.
В рыночной экономике впечатлений сфера культуры равна супермаркету (Джон Сибрук) [15], переполненному массой товаров на любой вкус и достаток реципиента.
Естественно, что потребитель должен платить и получать удовольствие от покупки художественной/символической информации и траты собственного значимого ресурса для расходования, то есть свободного времени/досуга равного капиталу/деньгам.
Сфера культуры и искусства, в том числе парковая деятельность, генерирует качественно проведённое свободное время / досуг потребителя. Вследствие этого цель управленцев данной сферы состоит в приращении символического капитала, создателем и носителем которого является творец/художник.
В диджитальной эпохе и современной экономике впечатлений сфера культуры и искусства - это информация/смысл/символ/ код/симулякр/сила влияния/воздействия на психику мобильного реципиента для пробуждения желания получить определённый заряд экспрессии. Это отражается на культуре города, трансформации и транспонировании конструкции такового в иную «тональность» архитектуры, ландшафтного дизайна и т.д.
Культура - это искусственный мир, синтез языков различных видов искусства, мифов, религий. Искусство и наука являются символическими формами, способствующими упорядочению окружающего хаоса и созданию Хаосмоса.
Культура - это гармоничная система символов как неких образов предметов с конкретным контентом и глубинным смыслом. Цель символа как многослойного элемента семиосферы заключается в обнаружении неявного, непредсказуемого смысла,
который не столько дан, сколько задан автором для расшифровки в процессе коммуникации для создания и постижения реальности/образа мира.
В сфере культуры и искусства символ является универсальной эстетической категорией, которую создаёт человек (Эрнст Кассирер) [6].
Культура как власть и инструмент власти оказывает существенное влияние/воздействие на создание конкретной территории / пространства города и т.д.
Власть и «сексапильность» культуры (Шарон Зукин) [4] как драйвера экономического развития/роста, например, городов проявляется в привлекательности «звёзд», их образах/стилях жизни как ярчайших представителей креативной индустрии.
В общественных пространствах именно культура наполняет, концептуализирует и контролирует парки, музеи, улицы городов - магниты впечатлений/восприятий/ эмоций/смыслов /идей/энергии/креатива/ финансов.
«Park Fiction» в Гамбурге - это яркий пример синтеза волонтёрства, совместных действий сообщества, создания пространства для регулярных контактов с носителями различных культур и практик с участием художников, местных жителей и их семей. Сообщество вокруг защиты сквера на берегу гавани разработало концепцию парка, которая была легализована со стороны
города в ходе выставки современного искусства «Documenta 11». Небольшой парк - это место отдыха, коммуникаций, релакса и, естественно, часть бренда города [18].
В связи с тем, что именно человек генерирует культуру в общественных пространствах, жители конкретного города, например Москвы, могут с уверенностью сказать: «Это НАШ город!».
Развитие московских парков - это воля властей города, усилия предпринимателей (прокат велосипедов, детские развивающие центры, выставки, организация музыкальных фестивалей и т.д.) для реализации антропологического подхода с учётом того, что для горожанина важна ревита-лизация пространств с новыми смыслами/ символами/кодами.
Парк - это сложный организм урбосфе-ры [5], значимая часть культурного семиотического пространства, например, города, генерирующий и отражающий смыслы сферы культуры и искусства, потребителя информации / реципиента. Ярким образцом гармоничного синтеза природы и человека является парк «Зарядье» в центре Москвы -оазис и объект культурного наследия, в котором, как в мощнейшем креативном кластере с образовательными программами по продвижению природного урбанизма, выставочной деятельности, успешно реализуются эстетическая, экологическая и культурно-просветительская функции.
Примечания
1. Бауман 3. Мыслить социологически / пер. с англ. под ред. А. Ф. Филиппова. Москва : Аспект Пресс,
1996. 255 с.
2. Гэлбрейт Дж. К. Общество изобилия : пер. с англ. Москва : Олимп-Бизнес, 2018. 404 с.
3. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь : пер. с нем. Москва : Strelka Press, 2018. 112 с.
4. Зукин Ш. Культуры городов / [пер. с англ. Д. Симановского]. 2-е издание. Москва : Новое
литературное обозрение, 2018. 420 с. : ил. (Studia urbanica).
5. Касаткина С. С. Урбосфера: системно-семиотический анализ : автореферат диссертации на
соискание учёной степени доктора философских наук : 09.00.11 / Касаткина Светлана Сергеевна. Архангельск, 2019. 37 с.
6. Кассирер Э. Философия символических форм : в 3 томах : пер. с нем. Москва ; Санкт-Петербург :
Университетская книга, 2002.
7. Кастельс М. Информационная эпоха : Экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред.
О. И. Шкаратана ; Государственный университет «Высшая школа экономики». Москва, 2000. 606, [1] с. : ил., табл.
8. Лэндри Ч. Креативный город / [пер. с англ. В. Гнедовский, М. Хрусталева, М. Гнедовский]. Москва :
Классика-XXI : Институт культурной политики, 2006. 397, [2] с.
9. Мазда А. Стресс в большом городе. Москва : МФК Точка Опоры, 2019. 392 с.
10. Маккуайр С. Геомедиа. Сетевые города и будущее общественного пространства : пер. с англ.
Москва : Strelka Press, 2018. 268 с.
11. Маккуайр С. Медийный город. Медиа, архитектура и городское пространство : пер. с англ. Москва :
Strelka Press, 2012. 440 с.
12. Маркузе Г. Одномерный человек : пер. с англ. Москва : АСТ, 2009. 331 с.
13. Митчелл У. Дж. Я++: Человек, город, сети : пер. с англ. Москва : Strelka Press, 2012. 370 с.
14. Монтгомери Ч. Счастливый город: как городское планирование меняет нашу жизнь / научный
редактор Лев Гордон ; перевод с английского Юлии Константиновой. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. 366 с. : ил.
15. СибрукДж. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры : пер. с англ. Москва : Ad Marginem,
2005. 304 с.
16. Тоффлер Э. Третья волна : пер. с англ. Москва : АСТ, 2010. 784 с.
17. Флорида Р. Креативный класс : Люди, которые меняют будущее : пер.с англ. Москва : Классика-XXI,
2011. 419 с.
18. Фрейдин Е. Капитализируя доверие // Urban Agenda. 2018. Лето. С. 43.
19. ХокинсДж. Креативная экономика : как превратить идеи в деньги / [пер. с англ. И. Щербаковой].
Москва : Финансовая корпорация Открытие : Классика-XXI, 2011. 255 с. : ил.
20. Шарковская Н. В. Культуротворческие смыслы парка как общественного пространства активного
досуга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 5 (85). С. 104-110.
21. Шпенглер О. Закат Европы : пер.с нем. Москва : Искусство, 1993. 298 с.
22. Baumol W. J., Bowen W. G. (1966) Performing Arts: The Economic Dilemma; a Study of Problems Common
to Theater, Opera, Music, and Dance. New York: Twentieth Century Fund. 582 p. (In English)
23. Gates H. L. Jr. (1993) Culture of Complaint: The Fraying of America. The New Yorker, April 19: pp. 113-
117. (In English)
24. Glass R. L. (1964) London: Aspects of Change. London: UK: MacGibbon & Kee. 342 p. (In English)
25. Lefebvre H. (1971) Everyday Life in the Modern World. New York, etc.: Harper & Row. 206 p. (In English)
26. Whyte W. H. (1988) The City: Rediscovering the Center. New York: Doubleday: pp. 119-123. (In English)
27. Whyte W. H. (1980) The Social Life of Small Urban Spaces. Washington, DC: Conservation Foundation.
125 p. (In English)
References
1. Bauman Z. [Bauman Zygmunt] Myslit' sociologicheski [To think sociologically]. Moscow, Publishing House
"Aspect Press", 1996. 255 p. (In Russian)
2. Gelbreyt D. K. [Galbraith John Kenneth] Obshchestvo izobiliya [Society of Abundance]. Moscow, Publishing
House "Olimp-Business", 2018. 404 p. (In Russian)
3. Zimmel' G. [Simmel Georg] Bol'shie goroda i dukhovnaya zhizn' [Big Cities and Spiritual Life]. Moscow,
Publishing House "Strelka Press", 2018. 112 p. (In Russian)
4. Zukin Sharon The Cultures of Cities (In Rus. ed.: Zukin Sh. Kul'tury gorodov [The Culture of Cities].
2nd edition. Moscow, Publishing House "New Literary Observer", 2018. 424 p.).
5. Kasatkina S. S. Urbosfera: sistemno-semioticheskiy analiz. Avtoreferat diss. dok. filos. nauk [Urban Sphere:
a System-semiotic Analysis. Synopsis dr. philos. sci. diss.]. Arkhangelsk, 2019. 38 p. (In Russian)
6. Kassirer E. [Cassirer Ernst] Filosofiya simvolicheskih form. V 3 tomakh [The Philosophy of Symbolic Forms.
In 3 volumes]. Moscow, St. Petersburg, University Book Publishing House, 2002. (In Russian)
7. Kastel's M. [Castells Manuel] Informatsionnaya epokha: Ekonomika, obshchestvo i kul'tura [The Information
Age: Economy, Society and Culture]. Moscow, Publishing House of the National Research University Higher School of Economics, 2000. 608 p. (In Russian)
8. Landr Ch. The Creative City: A Toolkit for Urban Innovators. London: Earthscan Publications LTD, 2000.
(In Rus. ed.: Lendri Ch. Kreativnyy gorod [Creative city]. Moscow, Publishing House "Classica 21", 2006. 397 p.)
9. Mazda A. Stress and the City, 2017 (In Rus. ed.: Mazda A. Stress v bol'shom gorode [Stress in a Big City].
Moscow, 2019. 392 p.)
10. Makkuayr S. [McQuire Scott] Geomedia. Setevye goroda i budushchee obshchestvennogo prostranstva
[GeoMedia. Network Cities and the Future of Public Space]. Moscow, Publishing House "Strelka Press", 2018. 268 p. (In Russian)
11. Makkuayr S. [McQuire Scott] Mediynyy gorod. Media, arkhitektura i gorodskoe prostranstvo [Media
City. Media, Architecture and Urban Space]. Moscow, Publishing House "Strelka Press", 2012. 440 p. (In Russian)
12. Markuze Gt. [Marcuse Herbert] Odnomernyy chelovek [One-dimensional Human]. Moscow, Ast Press
Publishing House, 2009. 331 p. (In Russian)
13. Mitchell U. Dzh. [Mitchell William John Thomas] Ya++: Chelovek, gorod, seti [I ++: Man, City, Networks].
Moscow, Publishing House "Strelka Press", 2012. 370 p. (In Russian)
14. Montgomeri Ch. Schastlivyy gorod. Kak gorodskoe planirovanie menyaet nashu zhizn' [The Happy City.
How Urban Planning Changes Our Lives]. Moscow, Publishing House "Mann, Ivanov, Ferber", 2019. 366 p. (In Russian)
15. Seabrook John Nobrow. The Culture of Marketing. The Marketing of Culture. (In Rus. ed.: Sibruk Dz. Nobrow.
Kul'tura marketinga. Marketing kul'tury [Nobrow. The Culture of Marketing. The Marketing of Culture]. Moscow, Ad Marginem Press, 2005. 304 p.).
16. Toffler E. [Toffler Alvin] Tret'ya volna [The Third Wave]. Moscow, Ast Press Publishing House, 2010. 784 p.
(In Russian)
17. Florida R. Kreativnyy klass: Lyudi, kotorye menyayut budushchee [Creative Class: People Who Change
the Future]. Moscow, Publishing House "Classica 21", 2011. 419 p. (In Russian)
18. Freydin E. Kapitaliziruya doverie [Capitalizing the Trust]. Urban Agenda. 2018. Summer. P. 43.
(In Russian)
19. Howkins John The creative economy, 978-0-140287-94-3. (In Rus. ed.: Hokins Dz. Kreativnaya ekonomika:
kakprevratit' idei v dengi [Creative Economy: How to Turn Ideas into Money]. Moscow, Publishing House "Classica 21", 2011. 255 p.).
20. Sharkovskaya N. V. Cultural Sense of the Park as a Public Space of Active Leisure. Vestnik Moskovskogo
gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2018, no. 5 (85), pp. 104-110. (In Russian)
21. Shpengler O. [Spengler Oswald Arnold Gottfried] Zakat Evropy [The Decline of Europe]. Moscow, Art
Publishing House, 1993. 298 p. (In Russian)
22. Baumol W. J., Bowen W. G. (1966) Performing Arts: The Economic Dilemma; a Study of Problems Common
to Theater, Opera, Music, and Dance. New York: Twentieth Century Fund. 582 p. (In English)
23. Gates H. L. Jr. (1993) Culture of Complaint: The Fraying of America. The New Yorker, April 19: pp. 113-
117. (In English)
24. Glass R. L. (1964) London: Aspects of Change. London: UK: MacGibbon & Kee. 342 p. (In English)
25. Lefebvre H. (1971) Everyday Life in the Modern World. New York, etc.: Harper & Row. 206 p. (In English)
26. Whyte W. H. (1988) The City: Rediscovering the Center. New York: Doubleday: pp. 119-123. (In English)
27. Whyte W. H. (1980) The Social Life of Small Urban Spaces. Washington, DC: Conservation Foundation.
125 p. (In English)
*