Научная статья на тему 'Арт-активизм как форма социально-политического протеста в социальных сетях (на примере деятельности активистов арт-группы «Война»)'

Арт-активизм как форма социально-политического протеста в социальных сетях (на примере деятельности активистов арт-группы «Война») Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
379
46
Поделиться
Ключевые слова
АРТИВИЗМ / АРТ-АКТИВИЗМ / ПРОТЕСТ / ПАБЛИК-АРТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕДИА / МЕДИА-АКТИВИЗМ / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Кальярова Карина Нигматжановна

Рассматривается феномен арт-группы «Война» с момента ее появления в феврале 2007 года до обретения всероссийской популярности в сетевом пространстве. Именно группа «Война» стала первым успешным «артивистским» проектом в России. С помощью художественно-выразительных средств участники продвигают идеи протеста и гражданского неповиновения. Поставленная проблема интересна в контексте трансформации практик репрезентации паблик-арта в современном социуме и смещения фокуса внимания художников в сторону проведения акций на площадках социальных сетей. Ставится проблема использования оппозицией мобилизационных технологий и их влияния на медиабезопасность в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Арт-активизм как форма социально-политического протеста в социальных сетях (на примере деятельности активистов арт-группы «Война»)»

УДК 316.77:001.12/.18; 070:001.12/.18

К. Н. Кальярова

Челябинский государственный университет, Челябинск

АРТ-АКТИВИЗМКАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТЕСТА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКТИВИСТОВ

АРТ-ГРУППЫ «ВОЙНА»)

Исследование проведено за счёт гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных МК 7210.2016.6

Рассматривается феномен арт-группы «Война» с момента ее появления в феврале 2007 года до обретения всероссийской популярности в сетевом пространстве. Именно группа «Война» стала первым успешным «артивистским» проектом в России. С помощью художественно-выразительных средств участники продвигают идеи протеста и гражданского неповиновения. Поставленная проблема интересна в контексте трансформации практик репрезентации па-блик-арта в современном социуме и смещения фокуса внимания художников в сторону проведения акций на площадках социальных сетей. Ставится проблема использования оппозицией мобилизационных технологий и их влияния на медиабезопасность в России.

Ключевые слова: артивизм; арт-активизм; протест; паблик-арт; социальные сети; медиа; медиа-активизм; медиабезопасность.

С середины 2000-х годов в России получили широкое распространение разнообразные театрализованные формы протеста - флешмо-бы, хэппенинги, перформансы. Деятельность такого рода можно обозначить термином «арт-активизм».

Арт-активизм - это искусство мизансцены, пластического выражения мысли, это искусство эксцентрики (пародийного изображения действительности), это искусство аттракциона - агрессивного воздействия на зрителя (С. Эйзенштейн), в котором технические средства объединяются с искусством балета, клоунады, цирка, пантомимы, кабаре [7]. Искусство эксцентрики и аттракциона наполнено «ядом» экспрессии, агрессивного воздействия, что вызывает повышенную выразительность чувств и мыслей у публики.

Арт-активизм - это провокативное искусство, которое должно разбудить сознание зрителя, заставить его мыслить в строго определенном направлении, это искусство, которое зовет к тому, чтобы каждый стремился стать художником и действовал в пространстве улиц и площадей, согласно задуманному или рекомендованному образу.

Арт-активизм - это актуальная художественная практика, в которой акцент делается не на само произведение, а на его создание художником, коммуникативный эффект, что

заставляет говорить нас о перформансе; это и уличный театр, чаще всего в форме перфор-манса; и медиа-активизм, который нацелен на продвижение арт-проектов и инсталляций как художественных коммуникаций, в которых арт-объект представлен реально и виртуально в определенном пространстве, где происходит интерактивное взаимодействие зрителя с объектом. В этом случае, как подчеркивает Р. Голд-берг, перформанс как медиум базируется на визуальном восприятии; отсутствие в нем материальной составляющей делает его особенно подходящим для того, «...чтобы избегать контроля правительственных органов в странах, где деятельность художников считалась враждебной по отношению к режиму» [2. С. 278].

Диапазон арт-активизма весьма широк -от герметичного творчества до сегодняшних «цветных» революций. В крупных городах сегодня образуются арт-группы, являющиеся инициаторами такой деятельности (в Санкт-Петербурге - «Affinity Art Group», в Краснодаре - «ЗИП», в Новосибирске - «Бабушка после похорон», в Москве - «Война»). Их творческая и политическая активность часто стоит на грани нарушения норм и законов и представляет оппозицию существующему режиму, из чего следует особое внимание и отношение к ним со стороны властей и общества. Аресты участников протестных арт-групп («Война», «Бабуш-

ка после похорон»), эмиграция в связи с преследованием правоохранительными органами (А. Плуцер-Сарно, О. Мавромати) - реальные последствия их деятельности, которые сегодня активно обсуждаются в публичной сфере (на интернет-порталах, в блогах и социальных сетях, в СМИ, на пресс-конференциях и круглых столах и т. д.).

Принимая разные формы (перформансы, инсталляции, плакаты, визуальное и изобразительное творчество и т. д.), протестное искусство оставляет неизменными свои цели - привлечение внимания общества к существующей социальной или политической проблеме - и пытается оказать влияние на ее решение. Про-тестное искусство представлено сетью сообществ в социальных сетях, а также отдельными художниками, многие из которых вовлечены в глобальное международное сотрудничество. Протестное искусство по сути своей публично. Оно находит выражение в общественных пространствах, реже - в музеях и галереях. Но новой приметой нашего времени становится репрезентация акций арт-активистов именно в социальных сетях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальные сети и медиа трансформируют роли всех игроков паблик-арта — проектировщиков, художников, потребителей и зрителей. Если раньше аудиторией уличных художников и перформатистов было лишь профессиональное сообщество, немногочисленные посвященные зрители и случайные прохожие, то теперь на них смотрит весь мир. Проанализируем специфику деятельности арт-активистов на примере известной художественной группы «Война» с момента ее зарождения до момента приобретения популярности в Сети.

Точная дата зарождения арт-группы «Война» неизвестна. На сайте, созданном после ареста Олега Воротникова и Леонида Николаева, утверждается, что «группа была создана 23 февраля 2007 года, в День советской армии» [3], однако первая акция, озаглавленная «Мордовский час», состоялась только 1 мая 2007 года. В любом случае, на протяжении первого года ее существования о группе мало кто знал. Вот как описывала возникновение группы в интервью журналу «The New Times» Надежда Толоконникова, которой в тот момент не было и восемнадцати лет: «Рождение "Войны" стало результатом встречи меня, Петра Верзило-ва, Олега Воротникова и Натальи Сокол. У нас был общий бэкграунд: очевидные симпатии к культуре бунта и нежелание искать свое место

на карте существующих художественных и политических систем. "Война" задумывалась как движение, а в перспективе - как целый жанр художественно-политической деятельности. Формат "Войны" должен стать жанром, к которому будут прибегать испытывающие потребность в протесте. Такова сверхзадача группы: создать направление»[3].

Изначальный посыл, озвученный Олегом Воротниковым в беседе с Алексеем Плуцером в марте 2008 года, состоял в том, что «главная черта "Войны" - даже не анонимность, а самозванство. И мы не только не настаиваем на авторстве, на каких-то правах автора "проекта", а совсем наоборот, мы радуемся любому плагиату, заимствованию». Как следствие, не так просто проследить, какие акции были проведены именно этой группой.

Согласно нынешней автобиографии «Войны», размещенной на сайте, за первый год группой были проведены три акции, но следует отметить, что ни одна из них не имела значительного резонанса вне среды деятелей актуального искусства.

Первая акция, озаглавленная «Победа России над Германией», состоялась 9 мая 2007 года: Олег Воротников и Петр Верзилов плыли на красном надувном матрасе по шлюзам канала, связывающего между собой Волгу и Москву-реку. Хотя это действо было заснято тележурналистом Олегом Ясаковым и показано (с правозащитными по своему характеру комментариями Антона Николаева) в передаче Павла Лобкова «Неделя в большой стране», в настоящее время Петр Верзилов утверждает, что это «не замышлялось как акция», и поэтому в качестве проекта «Войны» рассматриваться не должно.

Попытка провести вторую акцию, «Замена картин», по свидетельству Антона Николаева, состоялась 31 мая: Олег Воротников и Наталья Сокол, придя в здание Третьяковской галереи на Крымском валу, отвлекли смотрительниц и сняли со своих мест картины художника-сюрреалиста Павла Челищева, однако на выходе были задержаны охраной. Ночь Олег и Наталья провели в милиции, откуда были отпущены под утро.

Акция «Мордовский час» началась в 12 часов дня 1 мая 2007 года, когда Олег Воротников, Петр Верзилов, Надежда Толоконникова и несколько их товарищей вошли в «Макдональдс» на Серпуховской. Громко выкрикивая «Свободная касса!», они стали бросаться заранее

принесенными в сумках кошками через стойку и кассовые аппараты в направлении кухни -туда, где готовят гамбургеры и картофель фри. Смысл этой акции, почему-то позиционируемой на сайте группе как «поздравление трудящихся с днем Первомая», большинству наблюдателей остался неясным. На вопрос Алексея Плуцера: «И какой смысл в этих летающих котах?», Олег Воротников честно признал: «Мы никогда не говорили между собой о смысле акции с котами. Мы просто решили выйти на улицу 1 мая».

Вместе с тем уже тогда основатели «Войны» сформулировали некое политическое кредо. «У нас нет смелой молодежи. Если это "Марш несогласных", то люди там ходят чуть ли не парами. Их главная задача показать, какие они хорошие и что не за что их в кутузку. Это слабая, пораженческая позиция. Мы решили сделать буйную акцию, с акцентом на буйность, а не иллюстрацию некой идеологии. Проблема не в идеологии - а в тотальном отсутствии буйности, жизни, в нежелании отстаивать свои принципы всерьез».

Две акции группы начального этапа ее существования были посвящены памяти скончавшегося 16 июля 2007 года Дмитрия Александровича Пригова. Личность Д. А. Пригова имела для основателей группы особое значение. На сайте «петербургской фракции» (к ней после раскола в конце 2009-го принято относить Олега Воротникова, его супругу и их друзей) утверждается, что «кумиром группы был и навсегда останется великий русский художник Дмитрий Александрович Пригов». Однако акции памяти одного из основоположников московского концептуализма остались известными лишь сравнительно узкому кругу лиц.

Всероссийское сетевое признание доселе практически неизвестным молодым людям обеспечила акция, состоявшаяся в последний день февраля 2008 года в Биологическом музее имени К. А. Тимирязева. Изначально ее планировалось провести в Зоологическом музее МГУ, в минуте ходьбы от Манежной площади, но в последний момент место пришлось изменить. 2 марта 2008 года был подготовлен фоторепортаж об акции, озаглавленный «Жуткая вакханалия в Биологическом музее 29 февраля. Акция арт-группы "Война"», и размещен в блоге Алексея Плуцера. Запись собрала 2160 комментариев и многие тысячи сотен в других блогах и форумах, где были размещены ссылки на нее (согласно статистике «Яндекса» - общее число ссылок превысило 1100). С этих пор блог

Алексея Плуцера и его Twitter стали основными информационными площадками группы.

В интервью, опубликованном 20 марта 2009 года, активисты «Войны» (насколько известно, на вопросы отвечал Петр Верзилов, после чего текст правился Олегом Воротниковым при участии других членов группы) сформулировали свое кредо: «Вынос искусства из галерей на улицу - самое здоровое явление наших дней. "Война" стоит у истока совершенно нового акцио-низма. В нем ударение сдвинуто с абстрактного и символического минижеста в рамках гале-рейного арта на конкретное голое уличное действие, приближенное к зрителю вплотную» [8].

Именно в этом направлении - «конкретного голого уличного действия, приближенного к зрителю вплотную» - и развивалась «Война», причем действия эти становились все более радикальными. При этом группа обращалась не к арт-сообществу и даже не к существовавшей политической оппозиции, а к гражданам страны в целом: «Надо явить населению доступные формы посильной самоорганизации <...> Вдохновить индивидов создать свою банду и быть автономным и дерзким. Агитация и продвижение такого искусства осуществляется сейчас в основном через Интернет, за неимением других неподконтрольных федералам ресурсов» [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С Интернетом, однако, все было не так просто. По необъяснимым причинам в 2007-2008 годах никто из лидеров группы не завел ни сайта, ни блога, ни какой-либо иной площадки, которая бы могла рассматриваться как канал взаимодействия с обществом. Точнее, одна из основательниц «Войны», Надежда Толокон-никова, блог вела, но сугубо инкогнито, и эксклюзивные материалы о деятельности группы в нем почти не размещались.

Своей беспрецедентной известностью в рамках российского информационного пространства группа обязана одному человеку - Алексею Плуцеру, который сам в большинстве акций группы непосредственного участия не принимал. Однако именно Алексею Плуцеру удалось сделать то, что не удалось более никому в современном русском акционизме: превратить почти каждую акцию «курируемой» им группы в едва ли не в главное событие Рунета. Свои посты, а также стилистику ответов на отдельные комментарии Алексей, как правило, согласовывал с Натальей Сокол и/или Олегом Воротниковым, однако, в сухом остатке, он «раскрутил» их в значительно большей мере, чем они его.

Термин «артивизм» (artivism), который упоминает в этой связи Антон Николаев, «Войной» не использовался, хотя именно им она и занималась больше, чем кто-либо другой в России: «Репрезентация акционистов сводилась непосредственно к самой акции, продукт артивистов - к авторскому отчету в Интернете и всегда является вбросом информации в медиасреду, который должен вызвать бурную реакцию и последующее обсуждение. Можно с уверенностью говорить о том, что артивизм интерактивен. У акционизма такого не было -была ориентация на художественную, узкопрофессиональную среду» [4].

В начале 2008 года Алексей Плуцер фактически повернул «Войну» от акционизма к артивиз-му. В четырех акциях группы, начиная со «Штурма Белого дома» 7 ноября 2008 года, участвовал талантливый молодой философ и эссеист Антон Котенев. Он также писал об этих акциях в своем блоге, в деталях согласовывая размещаемые им тексты с Олегом Воротниковым и, в меньшей степени, с Алексеем Плуцером, который сразу отнесся к этому очень ревниво. В разное время внутреннюю информацию о группе и оригинальные репортажи об ее акциях также размещали в своих блогах активист группы Олег Васильев (участвовавший в ней в 2008-м), фотографы Денис Бочкарев, Алексей Касьян, Виталий Константинов, Константин Рубахин и некоторые другие. С Алексеем Плуцером, остававшимся постоянным и основным рупором группы, сравниться не мог, однако, никто. Его стиль многим не нравится, порой он откровенно раздражает, но то, что именно он, практически в одиночку, сумел превратить заведомо маргинальную группу не имеющих каких-либо даже самых минимальных средств людей в одних из самых резонансных ньюсмейкеров страны, - сомнению не подлежит.

Как отмечал Жан Бодрийяр, «замена реального знаками реального» становится лозунгом современной культуры, эволюционирующей от парадигмы «отражения реальности» до маскировки ее отсутствия и идущей дальше, достигая современного состояния, когда означающее вообще не соотносится с какой бы то ни было реальностью [1]. Алексей Плуцер сделал ставку на отсутствие разграничения между изображением и оригиналом, описывая акции «Войны» так, чтобы они выигрышно смотрелись в живущем по своим коммуникативным законам интернет-пространстве безотносительно того, насколько его «репортажи» близки к реальному описанию событий. Чутко понимая, что может увлечь по-

тенциальную аудиторию, Плуцер содержательно и стилистически «подгонял» свои репортажи об акциях группы под запросы социума, раз за разом попадая в «десятку», создавая уникальный для социальных сетей эффект «оппозиционной» трибуны. Составляющим такого эффекта является использование нетрадиционного искусства, основанного на провокации и перформансе. Такой подход отвечает запросам аудитории социальных сетей - молодых и активных граждан.

Можно говорить о том, что деятельности интернет-активистов присуще использование различных мобилизационных технологий. Результатом такой деятельности становится снижение уровня критического отношения среди аудитории. На этом фоне особенно актуальным становится вопрос медиабезопасности, под которой понимается сбалансированность интересов личности, общества и государства в информационном процессе.

Список литературы

1. Бодрийяр, Ж. Общество потребления [Электронный ресурс] / Ж. Бодрийяр. - URL: http://ruthenia.ru/logos/kr/consum.pdf (дата обращения: 15.08.2016).

2. Голдберг, Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней / Р. Голдберг. - М.: Ад Маргинем пресс, 2014. - 320 с.

3. Кто такая Война? [Электронный ресурс] // Портал «Свободная «Война». - URL: http://free-voina.org/about.html (дата обращения: 11.08.2016).

4. Ломаско, В. Акционизм и артивизм [Электронный ресурс] / В. Ломаско, А. Николаев.

- URL: http://grani.ru/blogs/free/entries/189066. html (дата обращения: 15.08.2016).

5. Мы - арт-банда! Наш кумир - Андрей Монастырский! [Электронный ресурс] // Блог Алексея Плуцера-Сарно. - URL: http://lj.rossia. org/users/plucer.html (дата 15.08.2016).

6. Шатилов, С. Неверных ментов и чиновников-откатчиков надо принудить к жизни среди семьи из 10-15 ежей [Текст] / С. Шатилов // The New Times. - 2011. - J№ 13 (198). - С. 22-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Эйзенштейн, С. М. Мемуары [Текст] / C. М. Эйзенштейн. - М.: Редакция газеты «Труд» ; Музей кино. - Т. 2. Истинные пути изобретения. - Профили, 1997. - 544 с.

8. Интервью с арт-группой «Война» [Электронный ресурс] // Нижний Новгород on-line.

- URL: http://www.nn.ru/community/gorod/main /?do=read&thread=663490&topic_id=12919463 (дата обращения: 15.08.2016).

ART ACTIVISM AS A FORM OF SOCIAL AND POLITICAL PROTEST IN SOCIAL NETWORKS (ON THE EXAMPLE OF ACTIVISM ART GROUP «WAR»)

Kal'jarova K. N., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, kalyarova@mail.ru@mail.ru

The phenomenon of art group "War" since its inception in February 2007 to gaining popularity in the Russian network is considered in the article. That group "War" was the first successful "artivism" project in Russia. Using the means of artistic expression, participants promote ideas ofprotest and civil disobedience. The stated problem is interesting in the context of the transformation of the representation practice ofpublic art in modern society and the focus of attention in the direction of displacement of artists showcasing share on social networking sites. The paper analyzes the problem of mobilization techniques used by the opposition and their impact on media safety in Russia.

Keywords: artivism; art activism; protest; social networks; media; media activism; media safety.

References

1. Bodrijjar, Zh. Obshhestvo potreblenija [=The consumer society], available at: http://ruthenia.ru/ logos/kr/consum.pdf, accessed 15.08.1016. (In Russ.).

2. Goldberg, R. (2014) Iskusstvoperformansa. Otfuturizmado nashih dnej [=The art of performance. From futurism to the present day], Moscow, Ad Marginem press, 320 p. (In Russ.).

3. Kto takaja Vojna? (2010) [=Who is this War?], in: Portal «Svobodnaja "Vojna"» [=Portal Free War], available at: http://free-voina.org/about.html, accessed 11.08.2016. (In Russ.).

4. Lomasko, V. and Nikolaev, A. Akcionizm i artivizm [=Actionism and activism], available at: http://grani.ru/blogs/free/entries/189066.html, accessed 15.08.2016. (In Russ.).

5. My - art-banda! Nash kumir - Andrej Monastyrskij! [=We are art - the gang! Our idol - Andrei Monastyrsky!], in: Blog Alekseja Plucera-Sarno [=Blog Alekseja Plucera-Sarno], available at: http:// lj.rossia.org/users/plucer.html, accessed 15.08.2016. (In Russ.).

6. Shatilov, S. (2011) Nevernyh mentov i chinovnikov-otkatchikov nado prinudit' k zhizni sredi sem'i iz 10-15 ezhej [=The infidel cops and officials-haulers should be forced to live among a family of 10-15 urchins], in: The New Times, no. 13 (198), pp. 22-23. (In Russ.).

7. Jejzenshtejn, S. M. (1997) Memuary [=Memoirs], Moscow, Redakcija gazety «Trud», Muzej kino, Profili, 544 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Interv'ju s art-gruppoj «Vojna» [=Interview with the art group «War»], in: Nizhnij Novgorod online [=Nizhny Novgorod on-line], available at: http://www.nn.ru/community/gorod/main/?do=read&th read=663490&topic_id=12919463, accessed 15.08.2016. (In Russ.).

Кальярова Карина Нигматжановна - магистрант, Челябинский государственный университет, Челябинск.

kalyarova@mail.ru@mail.ru