УДК 316.485.2:329.78(479.25)
Г. А. ПОГОСЯН,
академик НАНРеспублики Армения, доктор социологических наук, профессор, директор Института философии, социологии и права НАН Республики Армения, г. Ереван,
e-mail: [email protected]
армянское общество. тенденции и риски радикализации
В статье рассматривается радикализм как явление, получившее большое распространение во всем мире. Армения за четверть века независимости испытала несколько вспышек политического радикализма, которые порой перерастали в действия экстремистского и даже террористического характера. Экономический кризис, блокада дорог, миграция и безработица служат богатой почвой для роста протестных настроений, особенно среди армянской молодежи.
Ключевые слова: радикализм, политический радикализм, армянское общество, молодежные движения.
G. A. POGHOSYAN,
Full member of NAS of the Republic of Armenia, Doctor of Sociology, Professor, Director of the Institute of Philosophy, Sociology and Law of NAS of the Republic of Armenia, Yerevan,
e-mail: [email protected]
ARMENIAN SoCIETY. TRENDS and risks of radikalization
In the article radicalism as a phenomenon that has become widespread throughout the world is considered. For a quarter of a century of independence Armenia experienced several outbreaks of political radicalism, which at times grew into extremist and even terrorist actions. The economic crisis, the blockade of roads, migration and unemployment serve as a fertile ground for the growth of protest sentiments, especially among Armenian youth.
Keywords: radicalism, political radicalism, Armenian society, youth movements.
В историческую эпоху промышленного переворота и буржуазных революций радикализм выступил в качестве альтернативы эволюционному общественному развитию. Родиной радикализма принято считать Англию. Появление радикализма, так же как и революций XVIII-XIX вв., было подготовлено Просвещением с его новыми требованиями к человеку, к промышленному развитию и борьбой против монархического авторитаризма.
Сам термин «радикализм» (от лат. radicalis - коренной, или radix - корень) означает буквально бескомпромиссное стремление идти до конца, добиваться коренных изменений в любой деятельности [1, с. 395-396].
Основные идеи английского радикализма формировались под влиянием утилитаризма и конкретизировались в требованиях ограничения королевской власти, в программах судебных реформ, реализации концепции общего блага и всеобщего избирательного права [1, с. 395-396].
Несмотря на структурную и организационную слабость, европейский радикализм повсеместно выступал в роли идеологического и культурного фермента социальных преобразований. Так, в России радикальные реформаторы группировались вокруг журнала «Современник», вокруг инициаторов судебных, школьных и других реформ [1, с. 395-396].
Политических экстремистов прошлого века К. Маркс и Ф. Энгельс характеризовали как «заговорщиков по профессии», всегда стремящихся «...опережать процесс революционного развития, искусственно гнать его к кризису, делать революцию экспромтом, без наличия необходимых для нее условий» [2, с. 287-288].
В XX в. функции радикализма в значительной мере продолжали осуществлять социал-демократические, социалистические и другие левые, неолиберальные, а также современные неоконсервативные движения и партии. В новое время радикализм выступил под буржуазно-демократическими лозунгами, опираясь на доктрину «естественного права» и прогресс разума.
Для современного радикализма также характерны рассудочный догматизм и утопизм, нечувствительность к конкретной ситуации, склонность к «простым» решениям и крайним средствам [3, с. 245].
В новейшее время радикальные умонастроения чаще всего воспроизводит деклассированная и люмпенизированная интеллигентская среда [3, с. 245].
В условиях государственного монополистического капитализма произошел значительный рост лиц умственного труда, сопряженный с ухудшением социального положения, падением престижа и «люмпенизацией» широких групп интеллигенции. Состояние всеобщей неуверенности и нестабильности создает благоприятную социально-психологическую почву для радикальных настроений, сопровождающихся соответствующими действиями [3, с. 246].
Основаниями радикализма являются: стремление угнетенных слоев населения изменить свое социально-политическое положение в обществе и различные интеллектуальные концепции, представители которых критически относятся к существующим политико-культурным отношениям и считают, что данная ситуация может быть изменена только при помощи политических и организационных действий [4].
Формы радикализма можно различать по степени активности его представителей. Умеренные радикалы стремятся к реформированию общества щадящими средствами с минимумом насилия. Революционеры пытаются осуществить глубокие преобразования всех общественных институтов на принципиально новой основе. Экстремисты настаивают на самых решительных способах достижения целей, вплоть до террора [4].
Классическое определение политического радикализма, или радикализма в политике, - социально-политические идеи и действия, направленные на
кардинальные, решительные, «коренные» изменения существующих социально-политических институтов. Вместе с тем сам радикализм не связан непосредственно с какой-либо одной определенной идеологией - это всего лишь особого рода энергетическая политико-психологическая основа любой идейно-политической конструкции [5].
Политический радикализм играет дестабилизирующую роль в обществе. Особенно расширяются причины для радикализма в переходных обществах. Однако они неизбежно будут уменьшаться в процессе стабилизации общества. Радикализм может перерасти в экстремизм и терроризм - одни из крайних и чрезвычайно вредных для любого общества форм радикализма. Экстремизм является духовной, мировоззренческой сущностью терроризма [5].
Радикализм, в отличие от экстремизма, не обладает способностью действий, не может причинить вред общественным отношениям, а также не является силой политического воздействия на общественные процессы. Придание словам и действиям радикальных групп политического содержания превращает разнородные социальные образования в инструмент борьбы за власть. Вместе с тем естественная эскалация радикализма в ходе политической борьбы с неизбежностью формирует идеологию и практику допустимости любых насильственных средств. Именно по этому алгоритму из радикальной среды могут сначала выделиться экстремистские, а затем и террористические группы и организации [5].
Радикализм есть защитная реакция индивида (особенно молодого человека) на непонятные для него происходящие процессы. Он желает решительно и мгновенно изменить хаотический, по его мнению, ход явлений и создать простой и ясный порядок вещей. Однако политическое оформление их в программы, лозунги и призывы и есть экстремизм, ибо последний хочет заменить многосложную, трудную и долгую работу по переустройству общества мощным и коротким действием. Именно поэтому радикализм и экстремизм выступают закономерными явлениями в демократическом обществе [5].
Совсем недавно, 7 апреля 2017 г., активисты, представляющие неправительственные организации (НПО) со всей Европы, встретились около Праги (Чехия) для объединенной сети конференций Rewind радикализма: построение стратегий по борьбе с экстремизмом [6]. Целью конференции было изучение тенденций, стоящих за повышением радикализма в европейских странах, а также обеспечение платформы для разработки новых стратегий и методов противодействия экстремизму. Участники конференции отметили, что в течение последних нескольких лет рост уровня интереса к ультраправым идеологиям был заметен почти во всех европейских странах. Это было и в случае с референдумом в Великобритании (Brexit), и в связи с растущим притоком беженцев из Ближнего и Дальнего Востока. Такое опасное развитие приводит к еще более быстрой радикализации. К тому же если радикальные объединения были запрещены в прошлом, то уже выросли новые группы, а Facebook сделал их создание легким для граждан с подобными радикальными мне-
ниями. С помощью его они теперь легко могут объединяться и действовать вместе. Между тем местные НПО, свободные группы и активные граждане, борющиеся против преступлений на почве ненависти, подвергаются нападению, иногда не только на словах, но и физически.
На заседаниях активисты приняли участие в дебатах на тему: «Является ли Европа радикализованной?» Участники дискуссии затронули огромный круг вопросов, в том числе относительно национальных выборов, происходящих по всей Европе, новейшей истории Европы и наличию связи между радикализмом и глобализацией. Они говорили о провале политики дерадика-лизации и мультикультурализма в европейских странах [6].
Социальные медиа играют ключевую роль в распространении расистских идей и крайне правой идеологии, они также открывают возможности для общения с теми, кто распространяет эти сообщения. Необходимо профессионально анализировать механизмы, концепции и терминологию социальных сетей и цифрового пространства. Нужно лучше понять, как социальные медиа используются для распространения расистской ненависти, чтобы разработать эффективные стратегии борьбы с ними. В конце участники конференции пришли к заключению, что необходимы широкие государственные меры, включая вовлечение молодежи в политическую повестку дня, обязательную политику для общественных работников и постоянную связь с организациями гражданского общества [6].
Для Армении с ее монолитным в национальном и религиозном отношении населением так называемую «группу риска» составляет в основном молодежь. Из всех различных видов радикализма в Армении наиболее рисковым является политический радикализм, в особенности развитый в молодежной среде. Как справедливо замечает российский исследователь А. Е. Круглов, «на фоне трансформации практически всех политических институтов происходит изменение соотношения личных и общественных интересов со значительным преобладанием личных. В процессе социализации стали усиливаться стихийные процессы, изменилась ценностная ориентация молодежи, что, в конечном счете, приводит к усилению протестной активности» [7, с. 32-35].
Протестной активности способствует возрастающая неудовлетворенность существующим социально-экономическим положением и неопределенностью своего будущего. Именно такое положение приводит к возникновению радикализма. «Радикализму свойственно единение личности с аргументацией непосредственных действий, которые рассматриваются как служение идее с готовностью идти на самые разрушительные действия, что представляет реальную угрозу обществу» [8, с. 353].
В свое время акции протеста против подорожания электроэнергии в Ереване и в других городах республики вызвали международный резонанс. При этом было очевидно, что многие эксперты явно затрудняются давать адекватные оценки. Действительно, акции протеста против подорожания электроэнергии вызвали всеобщий интерес, и комментариев, мнений было много,
равно как и разных подходов к происходящему. Искали в событиях то руку Кремля, то происки американцев, то еще что-то. Но еще несколько лет назад мы отмечали, что на авансцену в Армении выходит новое поколение. Говорили и о том, что общество сидит на мине замедленного действия, и если социально-экономическая, психологическая, нравственная атмосфера в стране не начнет меняться к лучшему, а позиция власти не изменится, то социальных взрывов не миновать.
Сегодня уже в реальности наблюдается то, о чем говорили несколько лет назад социологи. Мы видим, как на первый план выходит новое поколение. Это первое поколение «несоветских» молодых людей, родившихся и выросших в независимой Армении. Сегодня им по 22-23 года. Это другие армяне, и они будут строить другую Армению.
Однако в акциях протеста и на митингах присутствовали и представители старшего поколения. Но активность и инициатива исходили от молодых людей - нового поколения независимой Армении. Между тем здесь очень важно понять, как к этому относится общество. Многие восприняли происходящее с воодушевлением, даже с некоторой долей эйфории - вот, мол, какая у нас замечательная молодежь, какие они грамотные, организованные, улицы подметают за собой после демонстрации. Многие восхищались, и это совсем неплохо. Но проблема в том, что любое социальное противостояние, гражданское неповиновение имеет свою внутреннюю логику развития. Мы должны смотреть немного вперед - что может быть дальше? А дальше может быть хуже. Потому что радикализация - самая привычная логика развития социального противостояния. Не хотелось бы видеть, как через пару лет мы стали бы свидетелями того, как на улицах Еревана поджигают автомобили, громят витрины магазинов и грабят их содержимое. А такое возможно. Собирая митинги, акции протеста, общественность выражает протест. Правительство при условии, что оно достаточно мудрое, пытается войти в диалог, найти решение проблемы, пойти на компромисс. Но мы прекрасно понимаем, что все требования масс невозможно удовлетворить. Понятно, что правительство не может этого сделать - в итоге зарождается тенденция к обострению конфронтации. В чем-то правительство пойдет на уступки, в чем-то - нет. И общественность начнет предпринимать еще более резкие шаги, чтобы обратить внимание на свои требования. Так, например, когда митингующие увидели, что реакция властей слабая, решили идти на более резкие шаги - перекрыли одну из главных артерий столицы - проспект имени маршала Баграмяна. Завтра и этого им может быть мало. В данной ситуации плохой сценарий очень возможен. Потому что это вписывается в логику развития противостояния. Поскольку не все требования можно удовлетворить, идет радикализация процесса [9].
Когда власть применила силу для разгона акции протеста методами, которые полностью соответствовали нормам поведения полицейских сил на Западе, в Европе, на следующий день еще больше людей вышло на улицу. То есть радикализация процесса уже пошла. И хорошо, что полицейские отступили.
Все началось как чисто социальный протест. Но ведь всегда находятся силы, которые хотят «оседлать» его. Не секрет, что в определенный момент начали проскальзывать антироссийские мотивы. Одни используют процесс, чтобы направить его против России, другие пытаются внушить, что он инспирируется Западом. Причем и те, и другие, возможно, имеют основания так считать. Об откровенно антироссийском векторе трудно говорить, но вот русофобский элемент, безусловно, игнорировать нельзя. И это, конечно, упущение российских и армянских властей. В конце концов, в армянском обществе немало людей евроориентированных. И наши либералы-западники никуда не испарились и хотят использовать протестное движение для достижения своих целей.
С другой стороны, когда вдруг западные политики, представители иностранных посольств в Армении приветствуют протестное гражданское движение в стране, призывают власти не притеснять демонстрантов, разве это не выглядит, мягко говоря, заинтересованным вмешательством. Ведь ровно год назад в Армении было аналогичное движение, направленное против пенсионной реформы. Но тогда никто - ни американское посольство, ни какое-либо другое не призывали армянские власти не обижать манифестантов. Тогда почему-то гражданская активность не приветствовалась. Ответ очевиден: в этом случае протест был направлен в том числе и против российской компании, а в контексте пенсионной реформы фигурировали западные фирмы, которые эту самую реформу в Армении активно проталкивали. Словом, нюансов много, и все они вплетены в драматургию текущего процесса.
Сегодня меняется очень многое, причем меняется и в контексте глобального мирового развития, и мы не можем держаться в стороне от этих перемен. Во всем мире идет радикализация отношений и процессов, резкая дифференциация на пресловутый «золотой миллиард» и нищенствующую остальную часть населения планеты. Потому что дело не только в подорожании энерготарифов. Недовольство созрело давно и в определенный момент оно достигло пика.
Все проблемы сразу ни одно правительство не может решить. Даже если отменят один или два налога - разве тем самым можно будет победить бедность в стране, можно будет решить проблему коррупции, чудовищной социальной поляризации в обществе. У нас так много социально-экономических проблем, что социальные взрывы время от времени будут происходить. И каждый раз власти принимают временные меры, которые проблему во всей ее глубине не решают - они ее отодвигают, камуфлируют.
К сожалению, в Армении правит олигархический менеджмент, обслуживающий в основном интересы крупного имущего класса. И понятно, что это вызывает недовольство всех остальных слоев населения, которых в разы больше.
Мы стоим на пороге серьезных событий, развитие которых пока видится в негативном плане. И в этой ситуации нужны люди, способные предлагать
новые идеи, модели. Молодые ребята, ставшие инициаторами недавней акции протеста, делают большое дело, но они просто активно работают, а должны быть новые идеи, предложения. Нужно пробудить в армянском социуме креативную составляющую. Она есть, она была всегда. У наших властей есть еще возможность последовательными верными шагами заработать кредит доверия населения.
Другое дело, пойдет ли власть на это. Кредит доверия населения власти не очень нужен, пока власть от этого населения не очень зависит. Истекшие 25 лет по пути демократического развития убедили в том, что выборы не действуют там, где они по определению не могут действовать. Не работает выборный механизм, потому и не меняется власть. Она умнее, хитрее, она приспосабливается, она пускает в ход различные механизмы воздействия на избирателей.
События июля 2016 г. показали, что несбывшиеся ожидания от властей привели к радикализации общества Армении. На протяжении целых шести дней вооруженная группа удерживала заложников в захваченном здании одного из полков патрульно-постовой службы полиции Еревана. Затянувшееся разрешение этой кризисной ситуации привело тогда к дальнейшему нагнетанию обстановки и росту радикальных настроений. Несколько дней сотни людей, граждан столицы устраивали акции протеста на территории захваченного здания ППС, требуя от властей отказаться от силового решения проблемы. В ночь на четверг 7 июля 2016 г. произошли столкновения митингующих с полицией, в результате которых пострадали более полусотни человек [10].
Пока власти молчали, нашлись люди, взявшие инициативу в свои руки. В сложившейся ситуации, воспользовавшись расколом в обществе, вполне могла вмешаться третья сторона или внешние силы. Внимательное наблюдение за ситуацией и поведением демонстрантов подсказывало, что среди собравшейся толпы можно было найти кого угодно. Это была довольно разношерстная публика - от людей, искренне возмущенных событиями, до явных подстрекателей и провокаторов.
Процесс радикализации армянского общества шел давно. Это было связано с тем, что общество выдвигало определенные требования, имея некоторые ожидания от властей, а власть, в свою очередь, как всегда реагировала либо медленно, с опозданием, либо вообще не реагировала. И, как правило, в таких случаях находятся социальные группы, идущие на более резкие шаги. Власти в любом случае должны были найти разумное решение, чтобы предотвратить кровопролитие. Разрешить ситуацию по определению должна власть, и для этого у нее имеются специальные силы, методы и техника.
Между тем всем хотелось бы видеть мирное разрешение создавшейся ситуации. Сама собой ситуация никогда не рассосется, как правило, здесь необходимы реальные и четкие шаги. Но этим должны заниматься власти, поскольку они отвечают за ситуацию в стране.
* * *
Из всего сказанного выше можно извлечь три урока и сделать три судьбоносных вывода. Первый вывод: новое поколение, совершенно другое, вступило на политическую авансцену. Второй вывод: не стоит особо умиляться тому, что происходит в протестном движении, поскольку в логике развития этого процесса - его радикализация. И третий вывод: во взаимоотношениях между властью и обществом привнесена новая культура. Это та модель, при которой общество начинает понимать, что до тех пор, пока оно не предпримет резких шагов, власть не отступит. Для властей это, конечно, плохо. Потому что ресурс отступления будет все меньше и меньше. И это уже новая реальность.
Список использованных источников
1. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН ; науч.-ред. совет:
B. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин. - М. : Мысль, 2010. - Т. 3 : Н-С. - 692 с.
2. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М. : Политиздат, 1956. - Т. 7. - С. 287288.
3. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев,
C. М. Ковалёв, В. Г. Панов. - М. : Совет. Энцикл., 1983. - 840 с.
4. Национальная политическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://politike.ru/termin/radikalizm-politicheskii.html. - Дата доступа: 15.09.2017.
5. Радикализм и экстремизм в политике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// studopedia.org/6-44027.html. - Дата доступа: 15.09.2017.
6. Rewind Radicalization: Building up strategies against extremism : International UNITED Conference near Prague, 7-12 April 2017 [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.uni-tedagainstracism.org/conferences/conference-archive/rewind-radicalisation. - Date of access: 28.04.2017.
7. Круглов, А. Е. Отечество как цель, ценность воспитания молодежи / А. Е. Круглов, Н. Н. Седова // Воспитательная работа: проблемы реформирования : материалы «круглого стола». - Волгоград, 2000. - С. 32-35.
8. Круглов, А. Е. Молодежный радикализм: формирование угрозы безопасности в период трансформации российского общества : дис. ... д-ра полит. наук : 23.00.02 / А. Е. Круглов. -Саратов, 2006. - 353 с.
9. Погосян, Г. Другая Армения / Г. Погосян // Голос Армении. - 2015. - 7 авг.
10. Несбывшиеся ожидания от властей привели к радикализации общества Армении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2160232.html. - Дата доступа: 15.09.2017.
Поступила 09.11.2017 г.