Научная статья на тему '«Архитектурный мост: Москва Санкт-Петербург Екатеринбург»'

«Архитектурный мост: Москва Санкт-Петербург Екатеринбург» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мазаев Григорий Васильевич, Панов Валерий Викторович, Вяткин Михаил Борисович, Березкин А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Архитектурный мост: Москва Санкт-Петербург Екатеринбург»»

«Архитектурный мост: Москва — Санкт-Петербург — Екатеринбург»

ХрамХриста Спаситела, Москва. Фотоссайта: http://www.russia.org.cn

1 октября в зале ученых советов института «УралНИИпроект РААСН» прошла конференция «Архитектурный мост: Москва — Санкт-Петербург — Екатеринбург». Выступающие, среди которых были первые лица архитектурностроительной отрасли Екатеринбурга и Свердловской области, рассказали

о проблемах, стоящих перед нею, и усилиях по развитию отрасли и совершенствованию правовой базы деятельности градостроителей. Предлагаем вашему вниманию запись стенограммы выступлений основных участников.

Панов В. В.

Первый заместитель председателя экспертного совета комитета Государственной Думы по строительству

Уважаемые коллеги, наша первоочередная задача состоит в помощи при законодательных инициативах, которых Урал дает множество. Конечно, здесь есть трудности, поэтому важно не скатиться на уровень негативных суждений. Информированность и инициатива позволят вести работу градостроителям. В конце 2009 года будут рассматриваться схемы территориального планирования регионов. В Российской Федерации

их представили пока только 26% субъектов. В Уральском Федеральном округе без такой схемы пока остается только Курганская область.

Наш Комитет ведет блок законодательств о земле. Приняты законы:

♦ Земельный градостроительный кодекс по разработке градостроительной документации схем территориального планирования региона;

♦ Закон о саморегулировании в строительстве.

В настоящее время важно принять нормы, где риски лежат в основе отношений с заказчиками. Можно обозначить проблемы, возникшие в ходе реализации закона о саморегулировании в строительстве, имеющего в своей основе революционный антикоррупционный подход. Согласно нему, с 1 января 2010 г. все ранее выданные лицензии прекращают свое действие. Это служит поводом для объединения профессиональных усилий. Первыми в стране создали свое объединение проектировщики. У строителей дело затягивается, но 10 ноября 2009 г. тоже будет учреждено объединение. У изыскателей в настоящее время насчитывается всего 2-3 саморегулирующихся организации. Необходимо расширить рамки объединений и взять под свое крыло восточных соседей.

Мазаев Г. В.

Первый заместитель министра строительства и архитектуры Свердловской области

Добрый день, уважаемые участники конференции!

«Схема территориального планирования» — основной градостроительный документ, разработанный и уже утвержденный. Задача заключается в том, чтобы ознакомить с ним максимальное число специалистов.

При разработке этого документа мы опирались на ряд экономических концепций. Поскольку работа шла несколько лет, появились и другие экономические концепции, позволяющие спорить или опровергать идеи, заложенные в основу «Схемы». Это привело к тому, что сегодня каждый второй градостроительный проект возвращается на доработку. Настаиваю на том, что все экономические схемы должны опираться на «Схему территориального планирования» и увязываться с ней. Все, что не соответствует «схеме территориального планирования», будет отклонено. Это базовое положение.

Вид Екатеринбурга. Фото с сайта: ЬНр://го!е1еп. ya.ru

«Схема территориального планирования» разработана до 2015 г., на перспективу — до 2040 г. Сделан прогноз 2100 года. Такая глубина проработки обоснованна, ведь градостроительство активно развивается. Перед нами стоят три глобальных задачи, связанных с обеспечением пространственной организации Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. К сожалению, сегодня у России нет ясного понимания того, что она хочет в отношении собственного развития. Мы считаем важным:

♦ обеспечение свободного выхода на Восток страны;

♦ увеличение числа выходов к северным территориям. Необходимо связать устойчивыми коридорами все районы нефтегазодобычи и Норильск;

♦ с учетом глобального потепления, когда судоходство становится практически круглогодичным, — строительство шести крупных портов для обеспечения деятельности Северного морского пути. Необходимо повышать уровень

организации систем расселения, прежде всего, в направлении с Запада на Восток, увести связи с севером от центра, развивая диагонали. Нужно также связать территории УрФО с центром, Северо-Восточным округом. Мы планируем построить шесть новых городов, способствующих достижению названных целей. В связи с этим ставятся задачи:

1 Осваивать территории Тюменской области, где много углеводородного сырья.

2 Строительство до 2040 г. объединит около 20 центров, которые должна связать новая скоростная трасса.

3 Создать кольцевую систему на территории Свердловской области. Предполагается создание трех ее колец: на территории Свердловской области, минуя Екатеринбург, а также два кольца — на территории Башкирии и Челябинской области.

4 Создать международный транспортный коридор.

Вяткин М. Б.

Начальник Главного управления архитектуры Екатеринбурга

Добрый день, разрешите поприветствовать участников конференции, объединяющей специалистов трех крупных городов России!

Хочу подчеркнуть, что Екатеринбург не числится сегодня среди отстающих, потому что мы сделали все, что требуется по новому Градостроительному кодексу. У нас есть все документы. Стратегический план Екатеринбурга утвердили в 2003 году, с тех пор принято еще более тридцати программ. Таким

образом,говоря о разработке градостроительной документации, можно указать на следующие направления деятельности:

1 Разработан стратегический план Екатеринбурга, который был утвержден в 2003 г.

2 Создана Мастерская генерального плана.

3 В июле 2009 г. разработаны и приняты Правила землепользования в новой редакции.

4 Разработан План реализации генерального плана.

Проблемы, ставшие заметными

за последних пять лет:

1 Недостаток территорий города для реализации генерального плана. Границы Екатеринбурга не совпадают с границами муниципального образования, вместо 114 тыс. га город занимает 49 тыс. га. Екатеринбург — самый компактный город-миллионник, но хотелось бы надеяться на возможность расширения до границ муниципального образования.

2 Отсутствие инженерного обеспечения вновь осваиваемых районов. Необходимо привлечение бюджетов всех уровней, чтобы обеспечить их инженерными коммуникациями. Опыт частногосударственного партнерства дает район «Академический».

3 Стихийное, неплановое освоение новых территорий владельцами земли. Существует масса федеральных законов, способствую-

Вид Екатеринбурга. Фото с сайта: http://ru.wikipedia.org

щих тому, чтобы земля использовалась под жилье. Но когда отсутствуют местные градостроительные нормативы, это рождает стихийную застройку.

4 Деятельность по межеванию застроенных территорий для целей последующего развития идет очень медленно. Из 1200 кварталов сегодня сделано 270. Выход я вижу в увеличении бюджетных средств, выделяемых для этих целей.

5 Сокращение жилищного строительства в результате введения аукционов под жилищное строительство. Сегодня объемы сократились до 50%, в т.ч. по причине аукционов. В период кризиса можно было бы вернуться к системе конкурсов.

6 Спонтанное размещение объектов строительства федерального значения на территории города и области.

7 Неясность относительно того, кто рисует проект застройки. Кто его разрабатывает?

8 Несовершенство правил землепользования и застройки. Согласно им, получается разделение города на мелкие части. Нужно до минимума сократить количество основных видов землепользования — либо вносить изменения в ст. 44 Градостроительного кодекса.

9 Отсутствие местных нормативов градостроительства.

10 Отсутствие проектной организации, способной в полном объеме разработать градостроительную документацию. Это может быть муниципальное учреждение «Институт генерального плана», ответственное за подобную работу.

Выходы из ситуации:

♦ привлекать бюджеты всех уровней;

♦ развивать частно-государственное партнерство;

♦ отменить аукционы;

♦ разрабатывать федеральные дополнения в градостроительный кодекс, т.к. в нем есть пробелы;

♦ привлекать архитекторов-проек-тировщиков, т.к. в настоящее время остро не хватает эскизных проектов;

♦ ввиду несовершенства правил землепользования и застройки необходимо выделить зоны разрешенного использования земли;

БерезкинА. И.

начальник Управления градостроительных обоснований Комитета по градостроительству и архитектуре администрации С.-Петербурга

Уважаемые участники конференции, коллеги!

Площадь Санкт-Петербурга — 1400 кв.км, население — 5 млн. человек. Площадь С-П превышает площадь Москвы. Общее пространство города дает большой резерв для территориального развития. Так, к примеру, на территории города находятся более 20 тыс. га земель сельскохозяйственного использования, часть которых сегодня переводится нами под застройку. Сегодня есть необходимость развивать город по всем направлениям. Особое внимание уделяется развитию транспортного комплекса.

В этих условиях возрастает роль кольцевой дороги. Разрабатывается зона аэропорта «Пулково», который два десятилетия назад был просто карликовым по объему перевозок (2,5 млн. пассажиров в год, тогда как, к примеру, аэропорт Хельсинки принимал 50 млн пассажиров). Пулково становится обширной деловой зоной. В нем разместятся кластеры новых промышленных и наукоемких предприятий, к примеру, 4 автомобильных завода. В советское время была обновлена портовая инфраструктура в Прибалтике, в Санкт-Петербурге эта работа происходит только сейчас. Формируются две зоны особого экономического развития. По всем направлениям С.-Петербург сумел подготовить комплексную документацию.

Активно ведется работа над зоной жилищного строительства. Было раз-

работано пять версий академических генпланов, но та, что принята сегодня, возникла при опоре на конкретные экономические расчеты. Мы вышли на простую схему: 20-21 кв.м на 1 жителя. При этом анализ показал, что объемы схемы занижены в два раза. На 2025 г. планируется строить из расчета 40 кв.м на 1 человека. Нужно построить 60-65 млн. кв.м жилья, это больше половины физического пространства существующего города. При этом у нас есть отчетливо выраженная специфика — наличие исторических зданий и сооружений.

Вопросы реализации генерального плана могли бы стать темой отдельного разговора. Трудность заключается в том, что мы, чиновники, «штучно» работаем по каждой индивидуальной заявке. Если прорисованы только границы застройки, то далеко не всегда ясно, как переходить к отдельному зданию, как оно впишется в застройку и т.п.

В 2009 г. приняты Правила землепользования и застройки, План реализации генерального плана. Проблемы Санкт-Петербурга аналогичны проблемам Екатеринбурга. Градостроительные планы готовили госслужбы. Комплексную застройку территории осуществлять сложно.

Специфика этой деятельности в Санкт-Петербурге связана с наличием 18 административных районов, включающих 111 муниципальных образований. Они полноценно участвуют в публичных обсуждениях проектов, но без полномочий принятия решений. Такая децентрализация имеет большие преимущества, но одновременно способствует усилению бюрократизации.

Я убежден в том, что нам необходимо комплексное градостроительное проектирование.

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Фото с сайта: http://5an.kz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.