Научная статья на тему 'Архитектурный конкурс как модель международного сотрудничества'

Архитектурный конкурс как модель международного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурный конкурс как модель международного сотрудничества»

Архитектурный конкурс как модель международного сотрудничества

Н.В.Грязнова

В сентябре 2015 года Российская академия архитектуры и строительных наук подписала соглашение о международном сотрудничестве с Университетом Намибии (UNAM).

Университет Намибии - крупнейшее лидирующее образовательное учреждение страны, выпускающее специалистов самых разных профессий: юристов, инженеров, медиков, учителей и пр. В настоящее время университет активно развивается. В планах руководства - открытие новой специальности - «Архитектура и градостроительство», поэтому сегодня университет заинтересован в создании профессиональных контактов по всему миру, в том числе и с целью привлечения высококвалифицированных педагогических кадров.

На одной из встреч с делегацией Намибии летом 2016 года прозвучало предложение президента РААСН А.В. Кузьмина провести (в качестве совместной работы) архитектурный конкурс, тема которого обозначилась исходя из интересов намибийских коллег: в связи с открытием факультета архитектуры и градостроительства возникла необходимость в проектировании и строительстве нового комплекса зданий.

Строительство зданий факультета архитектуры и градостроительства запланировано в составе кампуса «Хосе Эдуар-до Дос Сантос» в городке Онгуэдива - центре одноименного округа в области Ошана на севере Намибии. Это соответствует политике расширения университета, которая предусматривает размещение новых факультетов в различных университетских городках на территории страны.

Для изучения ситуации и определения условий сотрудничества в июле 2016 года в Намибию был направлен член-корреспондент РААСН Д.В. Буш, осуществивший осмотр участка строительства, фотофиксацию и сбор информации по проектируемому комплексу зданий архитектурного факультета UNAM. На основе представленных им материалов отделением архитектуры РААСН была подготовлена программа конкурса и задание на проектирование.

Отведённый под проектирование участок площадью 3,9 га свободен от существующей застройки, расположен на ровном рельефе. С северной и восточной стороны он граничит с малоэтажными частными городскими постройками, с южной и западной стороны находится территория университета. С западной стороны к участку примыкают существующие строения университета.

В соответствии с заданием на проектирование на участке необходимо было разместить парковку на 100 м/мест,

учебные корпуса с большой общей аудиторией на 500 мест, библиотеку, зону спортивных сооружений, столовую для обслуживания студентов и преподавателей с отдельной кухней для самостоятельного приготовления пищи, а также студенческие общежития для одноместного проживания (на 250 номеров) и для двухместного проживания (на 200 номеров).

Предметом конкурса стало:

- разработка концепции комплекса зданий факультета архитектуры и градостроительства Университета Намибии в городе Онгуэдива на отведённом земельном участке;

- разработка архитектурно-планировочных решений главного учебного корпуса на 750 учащихся в соответствии с техническим заданием;

- разработка архитектурно-планировочных решений крытого спортивного блока;

- разработка архитектурно-планировочных решений здания столовой студентов и персонала;

- разработка архитектурно-планировочных решений студенческих общежитий.

В состав чертежей, обязательных к представлению, входили ситуационный план, генплан, поэтажные планы, разрезы, фасады, транспортная схема, функциональные схемы, 3D модель комплекса с изображением характерных видов, пояснительная записка. Проектирование должно было осуществляться по российским нормативам. По условиям конкурса материалы представлялись на русском и английском языках в следующей комплектации: планшеты 100х70 см, электронная версия, буклет. В целях сохранения конфиденциальности работы должны были присылаться под цифровым девизом. Ввиду того, что просьба UNAM о разработке рабочей документации проекта-лауреата была поддержана РААСН, в условия конкурса был включён пункт о том, что автор победившего проекта должен впоследствии выпустить рабочую документацию на безвозмездной основе.

Жюри конкурса было сформировано из членов Российской академии архитектуры и строительных наук и представителей университета Намибии. С российской стороны в состав жюри входили: академик А.В. Кузьмин - председатель жюри, президент РААСН; академик А.В. Боков - член президиума РААСН, почётный президент САР; академик А.П. Кудрявцев - вице-президент РААСН по направлению «Архитектура»; академик А.Б. Некрасов - академик-секретарь отделения архитектуры РААСН, заведующий кафедрой «Архитектура жилых зданий» МАРХИ.

Интересы университета Намибии в жюри представляли: профессор Франк Кавише - проректор кампуса «Хосе Эдуардо Дос Сантос»; доктор Петрина Иоганнес - декан факультета инженерии и информационных технологий; профессор Кеннет Матенгу - проректор по исследовательской работе, инновациям и развитию; профессор Франк Адам - руководитель школы военных наук, иностранный член РААСН; господин Брауни Мутрифа - управляющий по вопросам недвижимости.

Объявление о конкурсе было размещено на сайте Академии, условия конкурса были доведены до сведения членов и советников отделения архитектуры РААСН. В адрес отделения архитектуры поступило четыре заявки на участие в конкурсе, а в срок окончания приёма работ - 16 января 2017 года - поступило четыре конкурсные работы.

Часть работ, кроме цифрового шифра имела название и девиз. Так, проект 031201 назывался «Круг» (рис. 1), эпиграфом к нему было взято изречение из сборника текстов II и III веков н.э. «Герметический корпус» («Corpus Hermeticum»): «Существует целое, которое объемлет весь единый мир, и представьте его в форме круга, ибо это есть форма Всего...».

В представленном проекте университетский кампус с функциями проживания, обучения, общения и досуга решён в виде правильного круга, образованного группой зданий различной (в зависимости от функции) конфигурации с площадью-двором округлой, неправильной формы внутри. Форма круга была выбрана потому, что она, как считают авторы проекта, подчёркивает целостность проектируемого образования, придавая ему черты замкнутого космоса или замкнутого цехового целого, характерного для профессионального сообщества или университета. С градостроительной точки зрения крупная, ясно читаемая

Рис. 1. Проект 031201 «Круг»: а) - вид с птичьего полёта; б)

форма делает комплекс легко различимым и узнаваемым в структуре окружающей мелкомасштабной жилой застройки и в то же время организует явный диалог с соседним строящимся зданием университета.

Со стороны главного подъезда к комплексу расположен главный учебный корпус. Он фланкируется корпусами, в которых размещены спортивные залы, столовые, библиотека. В глубине участка находятся жилые корпуса, имеющие выходы во внутренний двор. Форма внутреннего двора сделана свободной, подчёркивающей современный, ненасильственный характер архитектуры. В середине двора предполагается высадить дерево с широкой кроной как знак, маркирующий главное место общения. Этому центру подчинён весь рисунок благоустройства, включая мощение, скамьи, цветники, газоны.

Разноэтажные здания комплекса перекрыты общей дополнительной крышей, состоящей из отдельных наклонных ламелей, защищающих здания от перегрева и обеспечивающих свободную циркуляцию воздуха. Вынос крыши за пределы зданий формирует наружную и внутреннюю галереи-портики, дающие комфортную тень для обитателей кампуса и снижающие перегрев фасадов. Крыша используется для размещения солнечных электрических и водонагревательных батарей, а также скрывает под собой охлаждающие блоки систем кондиционирования. Остеклённый вестибюль главного корпуса обеспечивает визуальную связь входа со внутренним двором, раскрывая входящему всю структуру комплекса. Также во двор выходят столовая, терраса библиотеки и зал плавательного бассейна.

Автостоянка расположена по обе стороны от главного входа в учебный корпус. По кольцевому объезду служебный транспорт может подъехать к каждому из корпусов, не пере-

- план 3 этажа

1 2017 145

секая пешеходного внутреннего двора. Открытые спортивные площадки размещены вне комплекса в южных углах участка. В учебном корпусе предусмотрены две группы лифтов, обеспечивающие удобное передвижение и полную доступность для инвалидов. На каждом этаже для инвалидов предусмотрены санузлы по нормам. Входы в здания предусмотрены без лестниц и порогов.

Проект 110204 был представлен под названием «Анфилада» (рис. 2), потому что именно этот планировочный приём был выбран для реализации сложной многофункциональной программы факультета архитектуры и градостроительства Университета Намибии. Все необходимые помещения вписаны в прямоугольные протяжённые блоки, расположенные параллельными рядами от края и до края участка. Между рядами корпусов образуется парковое открытое пространство, достаточное для досугового общения студентов, размещения плоскостных спортивных сооружений, благоустройства, а также необходимых проездов пожарных машин.

Функция градуируется со стороны главного подъезда к комплексу. Первым расположен главный учебный корпус, во втором ряду корпуса с общественными функциями - спорт и столовые. Далее размещены два ряда зданий студенческих общежитий. В зависимости от функции здания имеют различную этажность, но приведены к одной высоте.

Разнообразие пространственных впечатлений создаётся различной трактовкой благоустройства, сменой функции открытых пространств и непрямыми маршрутами поперечного движения сквозь разбросанные разрывы между зданиями.

Главный архитектурный приём, объединяющий весь комплекс - устройство над промежуточными пространствами между зданиями теневых навесов-пергол со сложным орнаментом, индивидуальным для каждого двора. Перголы дают орнаментальную кружевную тень, ложащуюся как на землю, так и на простые линейные фасады зданий. Так, главным элементом, формирующим образ здания, становится свет.

Конструкции самих корпусов максимально упрощены. Несущий каркас встроен в наружные стены и стены коридоров. Остекление учебных помещений - ленточное, обеспечивающее максимальную освещённость. Остекление жилых корпусов также ленточное. Межоконное пространство фасада зашивается металлическими панелями. Конструкции пергол предусмотрены независимыми от зданий, на основе большепролётных балок на прямых и наклонных стойках.

Автостоянка для преподавателей и гостей (на 100 мест) расположена линейно перед главным учебным корпусом. Пространства между корпусами предусматриваются пешеходными, с доступом автомашин при необходимости.

Проект 170105 был представлен под названием «Архитектурный фаланстер» (рис. 3). В учении утопического социализма Шарля Фурье фаланстер - это дворец особого типа, являющийся центром жизни фаланги - самодостаточной коммуны из 1600-1800 человек, трудящихся вместе для взаимной выгоды. Именно эта утопическая идея стала прообразом проектируемого факультета архитектуры и градостроительства университета Намибии. Авторы проекта трактуют фаланстер как одно большое, сложно организованное здание, в середине которого размещена столовая - место общения всех его обитателей. Зоны различного назначения распределены по периметру, причём для каждой из них своим собственным центром является отдельный полуоткрытый двор с особым ландшафтом и особым характером теневых навесов. При очень простой и подчёркнуто функциональной организации внутренней планировки корпусов эти дворы приобретают интерьерный характер и становятся местом идентификации различных зон.

Фаланстер занимает почти весь отведённый участок, за исключением свободной полосы на юго-востоке, где размещены открытые спортивные площадки. Главный вход предусмотрен с северо-западной стороны. По периметру запроектирован

Рис. 2. Проект 110204 «Анфилада»: а) вид с птичьего полёта; б) генплан

объезд с возможностью при необходимости доступа пожарной машины во внутренние дворы.

Фасады комплекса, как и планировки, спроектированы аскетично просто - это кирпичное заполнение проявленного на поверхности каркаса с различными вариациями рисунка кладки. Учебные и общественные зоны имеют сплошное остекление. Снаружи облик здания имеет строго функциональный характер.

В контрасте с геометричным внешним обликом внутренние дворы представляют собой орошаемые сады с искусственным рельефом, обилием растительности и глубокими навесами различной формы, создающими микроклимат, комфортный в любое время года.

Проект под номером 597559 (рис. 4) не имел названия или девиза, тем не менее в поиске характерного образа опирался

на яркую формальную концепцию, которая основывалась на использовании богатых по форме национальных орнаментов. Для планировки территории был использован этнический орнамент типичного для Намибии хаотичного рисунка, который наиболее точно оттеняет правильную планировочную сетку проектируемых сооружений. В благоустройстве этот рисунок образует покрытия разного типа, отдельные участки покрыты травой, другие плиткой разного рисунка.

Проектируемые сооружения выстроены по примеру зигзагообразного орнамента, наложенного на хаотичный рисунок планировки территории. Территория университета выделена четырьмя зигзагами. При въезде в университет располагается основной объём общей аудитории с библиотекой. Помещения университета расположены в первых двух зигзагообразных корпусах, далее идут студенческие общежития и столовая.

........■чг-^',

—-—

•п , Г ^^Ж^Ь

ф # # Ш щ

# ш

Т*> | а ■■ в а' ■ в Ш

к' Шк

щ п,

1 ■

# М Щ

[Э11—]

шш

ЯЕ

ак-шш

дне

1Е=

ш.

РЕ]

аи§

аЕ ЁНК ЭЕ ае

Зр ЕЁ

¥ #

Ш

Л*

II

ЕЙ

б)

-Я б к! .....- #

Рис. 3. Проект 170105 «Архитектурный фаланстер»: а) вид с птичьего полёта; б) план первого этажа

Рис. 4. Проект 597559: а) перспектива; б) план второго этажа

1 2017 147

Рисунок фасадов также задан формой национального орнамента и имеет три варианта. Каждый из вариантов маркирует функциональную принадлежность здания. Первый тип орнамента используется в трёхэтажных корпусах студенческих общежитий, второй - в учебных корпусах университета, и третий - в спортивных сооружениях. Также этот рисунок фасадов продолжается в треугольных элементах кровли. Наличие скатной кровли треугольной формы обусловлено необходимостью защиты от солнечных лучей путём создания дополнительного вентилируемого пространства, а также размещения на кровле солнечных элементов для получения электроэнергии и устройств обогрева воды для хозяйственных нужд. Из декоративных элементов фасадов треугольной формы сложены солнцезащитные фрагменты, закрывающие пространство между корпусами. Их хаотичное расположение похоже на следы животных из этнического орнамента.

С 25 января 2017 года в Академии проходила выставка проектов, представленных на конкурс, обсуждение их состоялось на расширенном заседании бюро отделения архитектуры. Членами бюро отделения были особо отмечены проекты 031201 и 597559.

1 февраля состоялось заседание жюри конкурса: посредством сети Skype была установлена связь с коллегами из университета Намибии. Члены жюри обсудили конкурсные работы и обменялись мнениями. По итогам голосования победителем конкурса был выбран проект 031201.

После вскрытия конверта, стал известен состав авторского коллектива проекта-победителя:

руководители проекта: Д.В. Буш, член-корреспондент РААСН; А.И. Хомяков, советник РААСН;

архитекторы: Д.С. Подъяпольский, В.В. Натацинский, К.С. Зверинцев, О.К. Цай, И.В. Морозов, М.Л. Мнацакян, А.Д. Преображенская, О.С. Лукьянова, Т.Р. Кузнецова.

Президиум РААСН поздравил авторский коллектив разработчиков проекта-победителя и выразил благодарность члену-корреспонденту РААСН Д.В. Бушу за активное участие в конкурсе. Отдельной просьбой UNAM остаётся обращение к РААСН о помощи в поиске российских фирм, заинтересованных в работе в Намибии, которые могли бы выступить спонсором строительства факультета архитектуры УНАМ в г. Онгуэдива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.