Научная статья на тему 'Архитектурный декор мавзолея 1 ханского некрополя у пос. Лапас Астраханской области'

Архитектурный декор мавзолея 1 ханского некрополя у пос. Лапас Астраханской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
археология / Золотая Орда / Лапас / ханский некрополь / мавзолей / архитектурный декор / типология / перемычка / орнамент / archaeology / Golden Horde / Lapas / Khan necropolis / mausoleum / architectural decor / typology / tile-lintel / ornament

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пигарёв Евгений Михайлович, Ситдиков Айрат Габитович

Представленная статья продолжает серию научных работ, посвященных исследованию центрального мавзолея 1 ханского некрополя у пос. Лапас Астраханской области. В ней рассматривается один из элементов архитектурного декора – изразец-перемычка, наиболее часто встречающийся и имеющий большое разнообразие видов. В статье рассматривается генезис этого вида изразца и пути его появления на территории Нижнего Поволжья. Привлечен широкий круг аналогий в памятниках средневековой архитектуры Средней Азии. Авторами проведен анализ этой группы изделий, подробно рассмотрены все встречающиеся виды орнаментов, определена схема фиксации размеров изделия. Впервые для изразцов-перемычек из этого мавзолея разработана подробная типология, включающая в себя все образцы, известные на памятнике к настоящему времени. Кроме архитектурных и художественных особенностей, изразцы-перемычки имеют функцию хрономаркера, позволяющую, вкупе с другими информационными источниками, датировать время строительства мавзолея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пигарёв Евгений Михайлович, Ситдиков Айрат Габитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural decoration of the mausoleum no. 1 of the khan necropolis nearby the village of Lapas in the Astrakhan region

This article continues a series of scientific works aimed at the study of the central mausoleum of the Khan necropolis nearby the village of Lapas in the Astrakhan region. It deals with one of the elements of architectural decoration – a tile-lintel, most often found and having a wide variety of types. The article examines the genesis of this type of tile and the ways of its appearance in the Lower Volga region. A wide range of analogies at the sites of medieval architecture of Central Asia is engaged. The authors made a technological analysis of this group of items, examined in detail all the types of revealed ornaments, and determined a scheme for recording the sizes of the findings. For the first time, a detailed typology has been developed for the tiles-lintels, including all the samples known on the site to date. In addition to architectural and artistic features, tiles-lintels have a chrono-marker function, allowing, together with other information sources, to date the construction time of the mausoleum.

Текст научной работы на тему «Архитектурный декор мавзолея 1 ханского некрополя у пос. Лапас Астраханской области»

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОВОЛЖСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ

№ 2 (48) 2024

ПОВОЛЖСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ

e-ISSN 2500-2856 № 2 (48) 2024

Главный редактор

академик АН РТ, доктор исторических наук А.Г. Ситдиков

Заместители главного редактора:

член-корреспондент АН РТ, доктор исторических наук Ф.Ш. Хузин доктор исторических наук Ю.А. Зеленеев Ответственный секретарь - кандидат ветеринарных наук Г.Ш. Асылгараева

Б.А. Байтанаев - академик НАН РК, доктор исторических наук (Алматы, Казахстан) (председатель), Х.А. Амирханов - академик РАН, доктор исторических наук, профессор (Москва, Россия), С.Г. Бочаров - кандидат исторических наук (Севастополь, Россия), П. Георгиев - доктор наук, доцент (Шумен, Болгария), Е.П. Казаков - доктор исторических наук (Казань, Россия), Н.Н. Крадин - член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор (Владивосток, Россия), А. Тюрк - Ph.D. (Будапешт, Венгрия), А.А. Тишкин - доктор исторических наук профессор (Барнаул, Россия), В.С. Синика -доктор исторических наук (Тирасполь, Молдова), Б.В. Базаров - академик РАН, доктор исторических наук, профессор (Улан-Удэ, Россия), Д.С. Коробов - доктор исторических наук, профессор РАН (Москва, Россия), О.В. Кузьмина - кандидат исторических наук (Самара, Россия), П. Дегри - профессор (Лёвен, Бельгия), Вэй Джан - Ph.D, профессор (Пекин, Китай), А.С. Сагдуллаев - академик АН РУз, доктор исторических наук, профессор (Ташкент, Узбекистан), Р.Х. Сулейманов - доктор исторических наук, профессор (Ташкент, Узбекистан), М.М. Саидов - доктор исторических наук, профессор (Самарканд, Узбекистан), Ш.Б. Шайдуллаев - доктор исторических наук, профессор (Термез, Узбекистан)

А.А. Выборном - доктор исторических наук, профессор (Самара, Россия) М.Ш. Галимова - кандидат исторических наук (Казань, Россия) Р.Д. Голдина - доктор исторических наук, профессор (Ижевск, Россия) С.В. Кузьминых - кандидат исторических наук (Москва, Россия) А.Е. Леонтьев - доктор исторических наук (Москва, Россия) Т.Б. Никитина - доктор исторических наук (Йошкар-Ола, Россия) А.А. Чижевский - кандидат исторических наук (Казань, Россия)

Адрес редакции:

420012 Республика Татарстан, г. Казань, ул. Бутлерова, 30 Телефон: (843) 236-55-42 E-mail: arch.pov@mail.ru http://archaeologie.pro

Индекс ПП753, электронный Каталог печатных изданий "ПОЧТА РОССИИ" Выходит 4 раза в год

Редакционный совет:

Редакционная коллегия:

Ответственный за выпуск: Ф.Ш. Хузин - доктор исторических наук

© ГНБУ «Академия наук Республики Татарстан», 2024 © ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», 2024 © Журнал «Поволжская археология», 2024

Издательство «Фэн»

Казань, Республика Татарстан

POVOLZHSKAYA ARKHEOLOGIYA THE VOLGA RIVER REGION ARCHAEOLOGY

e-ISSN 2500-2856 № 2 (48) 2024

Editor-in-Chief:

Academician of the Tatarstan Academy of Sciences, Doctor of Historical Sciences A. G. Sitdikov

Deputy Chief Editors:

Corresponding Member of the Tatarstan Academy of Sciences, Doctor of Historical Sciences F. Sh. Khuzin Doctor of Historical Sciences Yu. A. Zeleneev Executive Secretary - Candidate of Veterinary Sciences G. Sh. Asylgaraeva

B. A. Baitanayev - of the Nacional Academy of the RK, Doctor of Historical Sciences (Almaty, Republic of Kazakhstan) (chairman), Kh. A. Amirkhanov - Academician of RAS, Doctor of Historical Sciences, Professor (Moscow, Russian Federation), S. G. Bocharov - Candidate of Historical Sciences (Sevastopol, Russian Federation), P. Georgiev - Doctor of Historical Sciences (Shumen, Bulgaria), E. P. Kazakov - Doctor of Historical Sciences (Kazan, Russian Federation), N. N. Kradin - Doctor of Historical Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences (Vladivostok, Russian Federation), А. Türk - Ph.D. (Budapest, Hungary), A.A. Tishkin - Doctor of Historical Sciences, Professor (Barnaul, Russian Federation), V. S. Sinika - Doctor of Historical Sciences (Tiraspol, Moldova), B. V. Bazarov - Academician of RAS, Doctor of Historical Sciences, Professor (Ulan-Ude, Russian Federation), D. S. Korobov - Doctor of Historical Sciences, Professor (Moscow, Russian Federation), O. V. Kuzmina - Candidate of Historical Sciences (Samara, Russian Federation), P. De-gryse - Professor (Leuven, Belgium), Wei Jian - Ph.D, Professor (Beijing, China), A. S. Sagdullaev - Academician of the National Academy of the Republic of Uzbekistan, Doctor of Historical Sciences, Professor (Tashkent, Republic of Uzbekistan), R. Kh. Suleymanov - Doctor of Historical Sciences, Professor (Tashkent, Republic of Uzbekistan).

A.A. Vybornov - Doctor of Historical Sciences, Professor (Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara, Russian Federation)

M. Sh. Galimova - Candidate of Historical Sciences (Institute of Archaeology named after A. Kh. Khalikov, Kazan, Russian Federation)

R. D. Goldina - Doctor of Historical Sciences, Professor (Udmurt State University, Izhevsk, Russian Federation) S. V. Kuzminykh - Candidate of Historical Sciences (Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation)

А. Е. Leont'ev - Doctor of Historical Sciences (Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation)

^ B. Nikitina - Doctor of Historical Sciences (Mari Research Institute of Language, Literature and History named after V. M. Vasilyev, Yoshkar-Ola, Russian Federation)

A.A. Chizhevsky - Candidate of Historical Sciences (Institute of Archaeology named after A. Kh. Khalikov, Kazan, Russian Federation)

Executive Editors:

Editorial Board:

Responsible for Issue F. Sh. Khuzin - Doctor of Historical Sciences

Editorial Office Address:

Butlerov St., 30, Kazan, 420012, Republic of Tatarstan, Russian Federation

Telephone: (843) 236-55-42 E-mail: arch.pov@mail.ru http://archaeologie.pro

© Tatarstan Academy of Sciences (TAS), 2024 © Mari State University, 2024 © "Povolzhskaya Arkheologiya" Journal, 2024

Publishing House "Fän'

ПОВОЛЖСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ № 2 (48) 2024

СОДЕРЖАНИЕ

Исследования материальной культуры средневековых поселений Евразии

Енуков В. В. (Курск, Россия)

Браслеты населения роменской культуры.............................................................8

Куклина А.А. (Казань, Россия), Кольченко В.А. (Бишкек, Кыргызстан) Итоги исследования массовой керамики с раскопов 2022 г.

на средневековом городище Кен-Булун (Чуйская долина, Кыргызстан) ...26

Волгина Н.Д. (Москва, Россия)

Сельскохозяйственные орудия средневекового Новгорода:

систематизация, хронология............................................................................43

Винничек В.А., Винничек К.М. (Пенза, Россия)

Изучение чугунных котлов и шлаков с Саловского I селища ..........................61

Оруджов Э.И., Куклина А.А., Баранов В. С. (Казань, Россия) Особенности керамического комплекса XIII-XIV вв.

из раскопок средневековых отложений стоянки Сюкеевский Взвоз II........68

Байтанаев Б. А. (Шымкент, Республика Казахстан), Байтанаев Е.Б. (Алматы, Республика Казахстан)

«Храм» на городище Баба-ата - памятник заблуждений .................................84

Najafov Sh.N., Huseynov M.M., Jalilov B.M. (Baku, Azerbaijan Republic)

The medieval Dashbulag settlement......................................................................111

Железняков Б. А. (Алматы, Республика Казахстан)

К вопросу об исторической топографии Отрартобе.........................................126

КлёновМ.В. (Сыктывкар, Россия)

Укрепленные поселения XII-XIV вв. на Европейском северо-востоке.

Пожегское городище (опыт реконструкции)................................................141

Пигарёв Е.М., Ситдиков А.Г. (Казань, Россия) Архитектурный декор мавзолея 1 ханского некрополя

у пос. Лапас Астраханской области..............................................................154

Горохов С.В. (Новосибирск, Россия)

Городни в Сибири и на Дальнем Востоке в конце XVI-XVII веках .............175

POVOLZHSKAYA ARKHEOLOGIYA №о 2 (48) 2024

Погребальный обряд населения степей Евразии

Ушаков С.В. (Симферополь, Россия) Могильник Карши-Баир в Юго-Западном Крыму

(итоги изучения и общая характеристика)...................................................191

Дмитриев Е.А. (Караганда, Казахстан), Касеналин А.Е. (Астана, Казахстан), Кукушкин А.И. (Караганда, Казахстан)

Средневековые захоронения могильника Талдинский-1 ................................205

Бабенко В.А. (Ставрополь, Россия)

Погребальный обряд населения золотоордынского города Маджара:

проблемы изучения и дискуссионные вопросы...........................................218

Харинский А.В. (Иркутск, Россия)

Захоронения ХШ-Х1У вв. долины реки Эгийн-гол (Северная Монголия):

особенности погребального ритуала............................................................232

Список сокращений.............................................................................................248

ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ................................................................................250

nOBOA^CKAfl APXEOAOrafl № 2 (48) 2024

CONTENT

Studies of the medieval settlements material culture in Eurasia

Enukov V.V. (Kursk, Russian Federation)

Bracelets of the Romny culture population...............................................................8

Kuklina A.A. (Kazan, Russian Federation), Kolchenko V.A. (Bishkek, Kyrgyzstan)

The results of the study of mass ceramics from the excavations at the medieval fortified settlement of Ken-Bulun in 2022 (Chui Valley, Kyrgyzstan)...............26

Volgina N.D. (Moscow, Russian Federation) Agricultural implements of medieval Novgorod:

systematization, chronology...............................................................................43

Vinnichek V.A., Vinnichek K.M. (Penza, Russian Federation)

Study of cast iron pots and slags from Salovka I settlement...................................61

Orudzhov E.I., Kuklina A.A., Baranov VS. (Kazan, Russian Federation) Features of the pottery assemblage of the XIII-XIV centuries from excavations of the Syukeyevsky Vzvoz II Campsite medieval sediments.............................................................................................68

Baitanayev B.A. (Shymkent, Republic of Kazakhstan), Baitanayev E.B. (Almaty, Republic of Kazakhstan)

"Temple" at the Baba-ata fortified settlement, a monument of fallacies.................84

Najafov Sh.N., Huseynov M.M., Jalilov B.M. (Baku, Azerbaijan Republic)

The medieval Dashbulag settlement......................................................................111

Zheleznyakov B.A. (Almaty, Republic of Kazakhstan)

To the issue of the historical topography of Otrartobe...........................................126

KlenovM.V. (Syktyvkar, Russian Federation)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fortified settlements of the XII-XIV centuries in the European Northeast.

Pozheg hillfort (reconstruction experience)......................................................141

Pigarev E.M., Sitdikov A.G. (Kazan, Russian Federation) Architectural decoration of the mausoleum no. 1 of the khan necropolis

nearby the village of Lapas in the Astrakhan region .......................................154

Gorokhov S.V. (Novosibirsk, Russian Federation)

Gorodni in Siberia and the Far East in the late XVI-XVII centuries....................175

POVOLZHSKAYA ARKHEOLOGIYA №q 2 (48) 2024

Burial rite of the population of the Eurasian steppes

Ushakov S.V (Simferopol, Russian Federation) Karshi-Bair burial ground in Southwestern Crimea

(results of the study and general characteristics)..............................................191

Dmitriev Ye.A. (Karaganda, Kazakhstan), KasenalinA.Ye. (Astana, Kazakhstan), Kukushkin A.I. (Karaganda, Kazakhstan)

Medieval burials of Taldinskiy-1 burial ground....................................................205

Babenko V.A. (Stavropol, Russian Federation)

Burial rite of the population of the Golden Horde city of Madjar:

problems of study and debatable issues............................................................218

Kharinskii (Irkutsk, Russian Federation)

Burials of the XIII-XIV centuries in the Egiin-Gol river valley (Northern

Mongolia): burial rite features..........................................................................232

List of Abbreviations.............................................................................................248

Submissions..........................................................................................................250

УДК 902/904 https://doi.Org/10.24852/pa2024.2.48.154.174

АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР МАВЗОЛЕЯ 1 ХАНСКОГО НЕКРОПОЛЯ У ПОС. ЛАПАС АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ1 © 2024 г. Е.М. Пигарёв, А.Г. Ситдиков

Представленная статья продолжает серию научных работ, посвященных исследованию центрального мавзолея 1 ханского некрополя у пос. Лапас Астраханской области. В ней рассматривается один из элементов архитектурного декора - изразец-перемычка, наиболее часто встречающийся и имеющий большое разнообразие видов. В статье рассматривается генезис этого вида изразца и пути его появления на территории Нижнего Поволжья. Привлечен широкий круг аналогий в памятниках средневековой архитектуры Средней Азии. Авторами проведен анализ этой группы изделий, подробно рассмотрены все встречающиеся виды орнаментов, определена схема фиксации размеров изделия. Впервые для изразцов-перемычек из этого мавзолея разработана подробная типология, включающая в себя все образцы, известные на памятнике к настоящему времени. Кроме архитектурных и художественных особенностей, изразцы-перемычки имеют функцию хрономаркера, позволяющую, вкупе с другими информационными источниками, датировать время строительства мавзолея.

Ключевые слова: археология, Золотая Орда, Лапас, ханский некрополь, мавзолей, архитектурный декор, типология, перемычка, орнамент.

В первой половине XIII века в восточноевропейских степях, после завершения западного похода монгольских войск, возникло новое государство Улус Джучи (Золотая Орда). На протяжении XIII века происходило становление государственной структуры, сформировавшейся полностью к началу XIV века.

Центр государства сформировался к середине XIII в. на левом берегу Волги, где закрепился ханский домен. Границы ханского домена (области Сарай) соответствовали границам кочевья ханской орды: с запада до реки Дон, с востока до реки Урал, с севера до границы болгарских земель, с юга до волжской дельты. Низовья Волги, а точнее её дельта и Волго-Ахтубин-ская пойма, являлись столичным регионом, центром ханского домена, на протяжении всей истории золо-тоордынского государства. Именно здесь находились обе столицы Золотой Орды - города Сарай и Сарай ал-

Джедида - и некрополь золотоордын-ских правителей (Лапасский комплекс мавзолеев).

Комплекс мавзолеев отражен в средневековых картах и описаниях Нижнего Поволжья в ранее Новое Время. Одно из ранних обозначений местоположения некрополя отмечено на итальянской карте 1367 г. братьев Пицигани с латинской надписью: «Гробницы императоров, умерших в районе Сарайской реки». Также этот комплекс фиксируется на карте венецианского монаха Фра-Мауро 1459 г. как «Императорские захоронения» («^ериИнгатрейаЪ») (Чекалин, 1889, рис. 17; Falchetta, 2006, с. 92). Сведения об этом некрополе имеются также в «Книге путешествия» турецкого дипломата Эвлии Челеби, посетившего Нижнее Поволжье в 1665-1666 гг. (Эвлия Челеби, 1979, с. 134-135).

С 2013 по 2022 гг. проходил подготовительный период, предваряющий археологические раскопки памятни-

1 Работы проводились в рамках выполнения Государственной программы Республики Татарстан «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2020-2023 годы)» в рамках исполнения: п.1.15 «Проведение II этапа историко-археологических исследований (экспедиций) средневековых тюркотатарских городов за пределами Республики Татарстан».

ка, в это время проводились работы по тематическому дешифрованию материалов (ДЗЗ), геофизические исследования, был построен топографический план комплекса, проведена съемка территории с применением технологии воздушного лазерного сканирования. Многолетняя подготовка способствовала накоплению информационной базы о памятнике и разработке методики его дальнейшего исследования, что позволило в 2022 г. экспедиции Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ приступить к его изучению археологическими методами (Пигарев, Ситдиков, 2023, с. 209-212; Ситдиков и др., 2023, с. 259-270).

Общая площадь исследований 2022-2023 гг. составила около 1000 м2, на раскопе были расчищены траншея внешней (западной) стены здания мавзолея и участок кирпичного пола. За два полевых сезона собраны строительные материалы и архитектурный декор мавзолея, состоящие из около 3000 предметов. Обработка этой коллекции позволила предложить классификацию и типологию как строительного материала, так и архитектурного декора, использованного при строительстве мавзолея. Из общей массы полученного материала было выделено четыре категории: обожженные кирпичи (категория I), изразцы жженные светло-глиняные (категория II), резная терракота (категория III) и плитчатая архитектурная керамика с подглазурной многоцветной росписью (категория IV), каждая из которых, в свою очередь, разделена на группы, типы и варианты (Зелене-ев и др., 2023, с. 8-20).

В настоящей работе мы проводим технологический анализ и предлагаем типологию одного из образцов архитектурного декора, использованного при декорировании стен мавзолея, входящего в Группу 5 Категории II -изразцы-перемычки («бантики») с би-

рюзовой поливой, трапециевидные в сечении, с рельефным оттиснутым в форме орнаментом, фасадные.

Изразец-«бантик» является типичным изразцом, его классической формой, с лицевой украшенной поверхностью и румпой - клиновидным удлинением тыльной стороны для осуществления связи с кладкой сооружения или остальной облицовкой. Изразцы выполнены путем вырезки из хорошо уплотненной керамической массы и покрыты бирюзовой глазурью. Как уже отмечалось выше, эта группа изразцов обычно использовалась в качестве перемычек при декоративной отделке фасадной и боковых стен здания спаренными кирпичами, являвшейся одной из самых распространенных декоративных приемов в монументальной архитектуре Средней Азии XI - начала XIII вв. (Хмельницкий, 1996, с. 49) (рис. 9).

Метод украшения зданий орнаментацией из облицовочного кирпича применялся в Средней Азии с начала XI в. до начала XIV в. В то же время известны архитектурные объекты, не носящие точной даты, но относимые на основании художественно-стилистических и технологических признаков к концу IX века. Памятники с кирпичной орнаментацией не сосредоточены в одном каком-либо месте, а встречаются по всей территории Средней Азии. По своему назначению они представляют собой постройки как светского, так и культового характера (Денике, 1939, с. 7).

Один из главнейших мотивов декорации стены облицовочным кирпичом - мотив ритмического чередования кирпичей и различных способов кладки. В XI в. в практику входит использование перемычек в виде «бантика», звездочки и в виде буквы между спаренными кирпичами (Хмельницкий, 1996, с. 11, 49). Подобным путем оформлены мазар № 1 в группе мавзолеев Султан-Са-

Рис. 1. Схема обмера изразцов. Fig. 1. The scheme of measuring tiles.

адат в Термезе (Денике, 1939, с. 12); минареты Калян и Вабкентский, мечети Магок-и Аттари и Намазгах, Узгенский минарет, мавзолей Исмаи-ла Самани в Бухаре (Нильсен, 1956, с. 61-68, 77, 89, 92-95; Нильсен и др., 1974, с. 17-18, 60-61; Кочнев, 1976, с. 32-33; Аманбаева и др., 2013, с. 71, 88; Иманкулов, Конкобаев, 2014, с. 67); мечеть Талхатан Баба, Намаз-гах XII в. в Мерве (Кочнев, 1976, с. 21, 24-28; Пугаченкова, 1958, с. 251-255; Кдырниязов и др., 2013, с. 193; Маме-дов и др., 2013, с. 142); караван-сараи Дая-Хатын и Рабати-Шереф в Мерве, мечеть Маеджид ас-Сагит в Башане, мавзолеи Аламбердара, Мухаммеда ибн-Зейда и Худай-Назар-овлия (Пугаченкова, 1958, с. 234-239, 245-247, 270-272, 306-309, 312-314; Кдырниязов и др., 2013, с. 193); мавзолей Абу Саида Абул Хайра Мехнеи и восточный караван-сарай городища Де-хистан (Мамедов и др., 2013, с. 145, 154); мавзолей Ширгази-хана в Хиве

(Утегенова, 1999, с. 52); мавзолеи Ходжа Нахшрои и Ходжа Машад в Таджикистане (Атаханов и др., 1994, с. 269); минарет XI в. комплекса Куса-ма, медресе Кусамийа XI в. и угловая полуколонна здания N° 37 в Самарканде (Немцева, 2019, с. 71, рис. 15, 17; с. 117, рис. 36, 42, 65; с. 138, рис. 71).

В ХИ-ХШ вв. получило широкое распространение в Средней Азии украшение зданий резными терракотовыми плитками, или резанными от руки, или штампованными, и цветными поливными кирпичами. В XIII-XIV вв. происходит радикальное изменение облицовочных материалов: осваиваются приемы поливной, резной и тисненной плитами терракоты, следом развивается техника расписной майолики и мозаики на силикатной основе (Денике, 1939, с. 91. 104, 108; Нильсен, 1956, с. 107). В этот период в архитектурном обрамлении зданий появляются поливные изразцы-перемычки «бантики».

Рис. 2. Реконструкция орнамента изразцов: тип А/1, 2; Б-1/1-4; Б-11/1-10.

Fig. 2. Reconstruction of the tile ornament: type A/1, 2; B-I/1-4; B-II/1-10.

Эта группа изразцов обычно использовалась в качестве перемычек при облицовке фасада здания спаренными кирпичами. Размеры этих изразцов находятся в границах 10*6*4 см с небольшими отклонениями в большую или меньшую сторону, в зависимости от типа. Изразцы этой группы представлены большим разнообразием вариантов орнамента - раститель-

ным, цветочным, геометрическим, с использованием сложной «плетенки» и соединением типов. Коллекция представлена 405 целыми и фрагмен-тированными изделиями, из которых 235 экземпляров оказались пригодными для создания типологии. Для удобства дальнейшей работы Группа 5 Категории II разделена на Отделы, Подотделы и Типы, для каждого из

которых предложено описание и даны технологические характеристики, сведенные в Таблицу № 1. Размеры изразцов снимались по единой схеме (рис. 1).

Типология изразцов-перемычек группы 5 категории II.

Отдел А: геометрический орнамент.

Тип № 1: зеркальное изображение ромба с выпуклой точкой в центре, перекрестье в виде двух остроконечных листьев; бирюзовая полива; 2 экземпляра (рис. 2; 6).

Тип № 2: в два ряда, по четыре в каждом, элемент в виде «песочных часов» (соединенные вершинами треугольники) в шахматном порядке горизонтальное и вертикальное расположение; в центре каждого треугольника круглое углубление; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 2; 6).

Отдел Б: растительный орнамент.

Подотдел I: цветочная розетка.

Тип № 1: в центре изразца - че-тырёхлепестковая розетка с круглым углублением в центре, лепестки округлой формы; сверху и снизу - трёх-листники с круглыми углублениями в основании, листья округлой формы; с боков от рамки отходят по два косых удлиненно-округлых отростка; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 2; 6).

Тип № 2: в центре изразца - семи-лепестковая розетка с круглым углублением в центре, лепестки длинные округлые; сверху и снизу - трёхлист-ники с листьями округлой формы; с боков от рамки отходят по два округлых отростка; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 2; 6).

Тип № 3: в центре изразца - вось-милепестковая розетка с круглым конусовидным углублением в центре, лепестки длинные округлые; сверху и снизу - трёхлистники с листьями округлой формы; с боков от рамки отходят по два удлиненно-округлых отростка; бирюзовая полива; рекон-

струкция по фрагменту; 1 экземпляр (рис. 2; 6).

Тип № 4: в центре изразца - вось-милепестковая розетка с круглым углублением в центре, лепестки короткие округлые; сверху и снизу -трёхлистники с круглыми углублениями в центре, листья округлой формы; с боков от рамки отходят по два удлинённо-округлых отростка; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 2; 6).

Подотдел II: «двулистник».

Тип № 1: зеркальное изображение «двулистника», перекрестье в виде двух каплевидных листьев; бирюзовая полива (22 экз.), зеленая полива (1 экз.); 23 экземпляра (рис. 2; 6).

Тип № 2: зеркальное изображение «двулистника», перекрестье в виде двух округлых листьев с круглым углублением в центре; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 2; 6).

Тип № 3: зеркальное изображение «двулистника» с круглыми углублениями в месте соединения листьев; перекрестье в виде двух округлых листьев; бирюзовая полива; 59 экземпляров (рис. 2; 6).

Тип № 4: зеркальное изображение «двулистника», листья тонкие заостренные, перекрестье в виде двух округлых листьев; в центре перекрестья и в месте соединения листьев круглые углубления; бирюзовая полива; 3 экземпляра (рис. 2; 6).

Тип № 5: зеркальное изображение «двулистника», листья тонкие длинные; перекрестье в виде двух округлых листьев с круглым углублением в центре; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 2; 6).

Тип № 6: зеркальное изображение «двулистника»; листья фигурные, разделенные миндалевидным углублением; перекрестье в виде двух округлых листьев; бирюзовая полива; 14 экземпляров (рис. 2; 6).

Тип № 7: зеркальное изображение «двулистника», листья тонкие заостренные, перекрестье в виде двух

Рис. 3. Реконструкция орнамента изразцов: тип Б-И/11-19; Б-Ш/1-7.

Fig. 3. Reconstruction of the tile ornament: type B-II/11-19; B-III/1-7.

округлых раздвоенных листьев; бирюзовая полива; реконструкция типа по фрагменту; 1 экземпляр (рис. 2; 6).

Тип № 8: зеркальное изображение «двулистника», листья тонкие заостренные, перекрестье в виде двух округлых раздвоенных листьев, в центре которых круглые углубления; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 2; 6).

Тип № 9: зеркальное изображение «двулистника», листья тонкие заостренные, в месте соединения листьев круглые углубления; перекрестье в виде двух округлых листьев, в центре которых круглые углубления; бирюзовая полива; реконструкция типа по фрагменту; 1 экземпляр (рис. 2; 6).

Тип № 10: зеркальное изображение «двулистника», листья широкие,

округлые; перекрестье в виде двух округлых листьев; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 2; 6).

Тип № 11: зеркальное изображение «двулистника», листья широкие, округлые; в центре листьев по три круглых углубления; перекрестье в виде двух округлых листьев; бирюзовая полива; реконструкция типа по фрагменту; 1 экземпляр (рис. 3; 6).

Тип № 12: зеркальное изображение «двулистника», листья широкие, округлые, переданы тонкой линией; в центре листьев каплевидные выпуклости; перекрестье в виде двух округлых листьев; бирюзовая полива; реконструкция типа по фрагменту; 1 экземпляр (рис. 3; 6).

Тип № 13: зеркальное изображение «двулистника», листья округлые, заостренные кончики листьев загнуты вовнутрь; в центре листьев каплевидные углубления; перекрестье в виде двух округлых листьев; бирюзовая полива; 2 экземпляра (рис. 3; 6).

Тип № 14: зеркальное изображение «двулистника», листья округлые, заостренные кончики листьев загнуты вовнутрь; сверху и снизу между рамкой и листьями расположены круглые «ядра»; перекрестье в виде двух округлых листьев; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 3; 6).

Тип № 15: зеркальное изображение «двулистника», заостренные кончики листьев загнуты вниз в стороны; сверху и снизу между рамкой и листьями расположены треугольные «ядра»; перекрестье в виде двух округлых листьев; место соединения перекрестья и листьев узкое; бирюзовая полива; 2 экземпляр (рис. 3; 6).

Тип № 16: зеркальное изображение «двулистника», заостренные кончики листьев загнуты вниз в стороны; сверху и снизу между рамкой и листьями расположены треугольные «ядра»; перекрестье в виде двух округлых листьев; место соединения перекрестья и листьев широ-

кое; бирюзовая полива; 4 экземпляра (рис. 3; 6).

Тип № 17: зеркальное изображение «двулистника», заостренные кончики листьев загнуты вниз в стороны; сверху и снизу между рамкой и листьями расположены треугольные «ядра»; перекрестье в виде двух округлых листьев с круглым углублением в центре; бирюзовая полива; реконструкция по фрагменту; 1 экземпляр (рис. 3; 6).

Тип № 18: зеркальное изображение «двулистника», кончики листьев округлые; сверху и снизу между рамкой и листьями расположены каплевидные «ядра»; перекрестье в виде двух округлых листьев; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 3; 6).

Тип № 19: зеркальное изображение «двулистника», заостренные кончики листьев загнуты вниз в стороны; сверху и снизу от рамки отходят округлые отростки; перекрестье в виде двух округлых листьев; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 3; 6).

Подотдел III: «трилистник».

Тип № 1: зеркальное изображение «трилистника», кончики листьев заостренные, центральный листик длиннее боковых, боковые разведены в стороны; в центре «трилистников» круглые углубления; перекрестье в виде двух округлых листьев; бирюзовая полива; 3 экземпляра (рис. 3; 7).

Тип № 2: зеркальное изображение «трилистника», кончики листьев заостренные, центральный листик длиннее боковых, боковые разведены в стороны; в центре «трилистников» круглые углубления; перекрестье в виде двух округлых листьев, в центре круглое углубление; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 3; 7).

Тип № 3: зеркальное изображение «трилистника», кончики листьев заостренные, центральный листик короче боковых, боковые разведены в стороны и загнуты вниз; перекрестье в виде двух округлых листьев; рекон-

струкция по фрагменту; бирюзовая полива; 2 экземпляра (рис. 3; 7).

Тип № 4: зеркальное изображение «трилистника», кончики листьев заостренные, боковые листья разведены в стороны и загнуты вниз; в центре «трилистников» круглые углубления; перекрестье в виде двух длинных заостренных листьев; реконструкция по фрагменту; бирюзовая полива; 6 экземпляров (рис. 3; 7).

Тип № 5: зеркальное изображение «трилистника», кончики листьев заостренные, боковые листья разведены в стороны и загнуты вниз; в центре «трилистников» круглые углубления; перекрестье в виде двух округлых листьев, с круглым углублением в центре каждого листа; реконструкция по фрагменту; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 3; 7).

Тип № 6: зеркальное изображение «трилистника», кончики листьев заостренные, центральный листик длиннее боковых, боковые разведены в стороны и загнуты вниз; перекрестье в виде двух округлых заостренных листьев; в углах рамки по боковым сторонам по два круглых выступа; бирюзовая полива; 2 экземпляра (рис. 3; 7).

Тип № 7: зеркальное изображение «трилистника», кончики листьев заостренные, центральный листик крупнее боковых, боковые разведены в стороны и загнуты вниз, в них миндалевидные углубления; перекрестье в виде двух округлых листьев с миндалевидными углублениями; в углах рамки по боковым сторонам по два округлых выступа; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 3; 7).

Тип № 8: зеркальное изображение «трилистника», центральный листик заостренный, боковые - округлые; перекрестье в виде двух округлых листьев; реконструкция по фрагментам; бирюзовая полива; 5 экземпляров (рис. 4; 7).

Тип № 9: зеркальное изображение «трилистника», центральный листик

заостренный, боковые - округлые; в центре каждого «трилистника» круглое углубление; перекрестье в виде двух округлых вытянутых листьев; бирюзовая полива; 6 экземпляров (рис. 4; 7).

Тип № 10: зеркальное изображение «трилистника», листья заостренно-округлые; в центре каждого «трилистника» круглое углубление; перекрестье в виде двух округлых листьев; реконструкция по фрагменту; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 4; 7).

Тип № 11: зеркальное изображение «трилистника», листья округлые; в центре каждого «трилистника» круглое углубление; перекрестье в виде двух округлых листьев, в центре каждого - круглое углубление; бирюзовая полива; 6 экземпляров (рис. 4; 7).

Тип № 12: зеркальное изображение «трилистника», центральный лист заостренный, боковые округлые; в каждом «трилистнике» миндалевидное углубление; перекрестье отсутствует; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 4; 7).

Тип № 13: зеркальное изображение «трилистника», центральный лист заостренный, боковые округлые; в каждом «трилистнике» миндалевидное углубление; перекрестье отсутствует, его роль выполняют треугольные выступы с боковых стенок рамки; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 4; 7).

Тип № 14: зеркальное изображение «трилистника», центральный лист заостренный короткий; боковые листья округлые, широкие; в основании центральных листиков круглые углубления; перекрестье в виде двух округлых листьев; реконструкция по фрагменту; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 4; 7).

Тип № 15: зеркальное изображение «трилистника», центральный лист заостренный, боковые округлые, меньше размером; в каждом «трилистнике» миндалевидное углубление; перекрестье в виде двух узких окру-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Реконструкция орнамента изразцов: тип Б-Ш/8-16; Б-ГУ/1-3; Б-^1-4.

Fig. 4. Reconstruction of the tile ornament: type B-III/8-16; B-IV/1-3; B-V/1-4.

глых листиков; бирюзовая полива; 15 глое углубление; бирюзовая полива; 1

экземпляров (рис. 4; 7).

Тип № 16: зеркальное изображение «трилистника», центральный

экземпляр (рис. 4; 7). Подотдел IV: «бутон». Тип № 1: зеркальное изображение

лист заостренный, боковые округлые, цветочного бутона с двумя заострен-

меньше размером; в каждом «три- ными, загнутыми вниз листиками не-

листнике» миндалевидное углубле- большого размера; в центре бутона

ние; перекрестье в виде двух узких углубление в виде вытянутой линзы;

округлых листиков, в центре - кру- перекрестье в виде двух округлых

Рис. 5. Реконструкция орнамента изразцов: тип Б-^5-8; В/1-4; Г/1-7; Д/1, 2. Fig. 5. Reconstruction of the tile ornament: type B-V/5-8; C/1-4; G/1-7; D/1, 2.

листиков; бирюзовая полива; 1 экзем- нием и выпуклой точкой в центре;

пляр (рис. 4; 7). перекрестье в виде двух округлых вы-

Тип № 2: зеркальное изображение тянутых листиков; бирюзовая полива;

цветочного бутона с двумя заострен- 12 экземпляров (рис. 4; 7). ными, загнутыми вниз листиками Тип № 3: зеркальное изображение

небольшого размера; бутон круглой цветочного бутона с двумя заострен-

формы с треугольным навершием, с ными, загнутыми вниз листиками

большим миндалевидным углубле- небольшого размера; бутон ромбо-

видной формы с закругленными углами, в центре такое же ромбовидное углубление; перекрестье в виде двух округлых вытянутых листьев с миндалевидными углублениями; реконструкция по фрагментам; бирюзовая полива; 3 экземпляра (рис. 4; 7).

Подотдел V: «плетение ветвей».

Тип № 1: зеркальное изображение ветви, сплетенной «^»-образно, с крупными листьями на концах и небольшими «шипами» на закруглениях; перекрестье отсутствует; реконструкция по фрагменту; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 4; 7).

Тип № 2: плетеные ветви образуют «луковицу» с расходящимися в стороны стеблями и вниз тремя «отростками-корнями»; в верхней части из «луковицы» выходит трехлепестковый бутон с круглым углублением в центре, центральный лист заостренный, боковые округлые; от бутона вниз расходятся два остроконечных листика; в верхней части изразца с боков от рамки два округлых выступа; бирюзовая полива; 3 экземпляра (рис. 4; 7).

Тип № 3: сложное плетение ветвей, образующее в нижней части «луковицу», переходящую в верхней части изразца в «лировидный» орнамент; во внутренней нижней части «луковицы» в плетении ветвей перекрестье в виде двух округлых удлиненных листьев; в верхней части «луковица» заканчивается «трилистником» с круглым углублением в центре; центральный лист удлиненно-заостренный, боковые удлиненно-округлые; ветви «лиры» заканчиваются остроконечными листьями, направленными вниз; на «плечиках» «лиры» округлые выступы; в верхней части изразца между «лирой» и рамкой овальный выступ; бирюзовая полива; 2 экземпляра (рис. 4; 7).

Тип № 4: зеркальное изображение плетения ветвей, образующих «луковицу» со свисающим внутрь «трилистником»; центральный лист удли-

ненно-заостренный, боковые листья округлые; перекрестье в виде двух округлых листьев; реконструкция по фрагментам; бирюзовая полива; 3 экземпляра (рис. 4; 7).

Тип № 5: зеркальное изображение плетения ветвей, образующих «луковицу» со свисающим внутрь «трилистником» с круглым углублением в центре; центральный лист удлиненно-заостренный, боковые листья заостренные, кончиками направленные вниз; перекрестье в виде двух округлых листьев с круглым углублением в центре; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 5; 7).

Тип № 6: зеркальное лировидное изображение плетения ветвей с закругленными острыми концами, со свисающим внутрь «трилистником»; центральный лист удлиненно-заостренный, боковые листья округлые; перекрестье отсутствует; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 5; 7).

Тип № 7: зеркальное лировидное изображение плетения ветвей с закругленными острыми концами, со свисающим внутрь «трилистником» с круглым углублением в центре; центральный лист удлиненно-заостренный, боковые листья округлые; в местах соприкосновения закругленных концов ветвей - круглые углубления; перекрестье отсутствует; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 5; 8).

Тип № 8: сложное зеркальное плетение ветвей, образующих две симметрично расположенные «луковицы» и овальную фигуру между ними; в центре овала в месте соединения ветвей круглый выступ; «луковицы» в основании имеют расходящиеся в стороны отростки; изображение симметричное; перекрестье отсутствует; реконструкция по фрагменту; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 5; 8).

Отдел В: «узел счастья».

Тип № 1: в центре поля изразца расположен «узел счастья», заканчивающийся сверху и снизу «трилист-

Рис. 6. Фототаблица: изразцы типов А/1, 2; Б-1/1-4;Б-П/1-19.

Fig. 6. Photo table: tiles of types A/1, 2; B-I/1-4; B-II/1-19.

никами» с круглыми углублениями в центре; листья тонкие, заостренные; боковые листья «трилистника» кончиками направлены вниз; перекрестье отсутствует; реконструкция по фрагменту; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 5; 8).

Тип № 2: в центре поля изразца расположен «узел счастья», за-

канчивающийся сверху и снизу «трилистниками», в каждом по два круглых углубления в основании; листья тонкие, заостренные; боковые листья «трилистника» кончиками направлены вниз; перекрестье отсутствует; реконструкция по фрагментам; бирюзовая полива; 6 экземпляров (рис. 5; 8).

Рис. 7. Фототаблица: изразцы типов Б-Ш/1-16; Б-ГМ1-3; Б-^1-6.

Fig. 7. Photo table: tiles of types В-Ш/1-16; B-IV/1-3; B-V/1-6.

Тип № 3: в центре поля изразца центральные листья «трилистников» расположен «узел счастья», заканчи- заостренные, боковые - удлиненно-вающийся сверху и снизу сплетени- округлые; перекрестье отсутствуем ветвей, образующим «луковицы» ет; бирюзовая полива; 1 экземпляр со свисающими «трилистниками»; (рис. 5; 8).

Рис. 8. Фототаблица: изразцы типов Б-У/7, 8; В/1-4; Г/1-7; Д/1, 2. Fig. 8. Photo table: tiles of types B-V/7, 8; C/1-4; G/1-7; D/1, 2.

Тип № 4: центральную часть поля изразца занимает «узел счастья», который заканчивается сверху и снизу спаренными «лунницами»; перекрестье отсутствует; реконструкция по фрагменту; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 5; 8).

Отдел Г: «комбинированные».

Тип № 1: центральную часть поля изразца занимает крестообразная фигура, из верхнего и нижнего концов которой свисают две ветви с «дву-листниками»; изображение симметричное; перекрестье отсутствует; реконструкция по фрагментам; бирюзовая полива; 2 экземпляра (рис. 5; 8).

Тип № 2: центральную часть поля изразца занимает ромбовидная фигура, боковые углы которой заканчиваются круглыми выступами, а верхний

и нижний «трехлистниками» с ромбовидными углублениями; центральные листья округло-заостренные, боковые округлые, кончиками направленные вниз; изображение симметричное; перекрестье отсутствует; бирюзовая полива; 3 экземпляра (рис. 5; 8).

Тип № 3: центральную часть поля изразца занимает ромбовидная фигура, боковые углы которой заканчиваются круглыми выступами с круглыми углублениями, а верхний и нижний «трехлистниками», в основании которых по два круглых углубления; центральные листья округло-заостренные, боковые округлые, кончиками направленные вниз; изображение симметричное; перекрестье отсутствует; бирюзовая полива; 4 экземпляра (рис. 5; 8).

Рис. 9. Условная реконструкция кладки западной стены мавзолея. Fig. 9. Conditional reconstruction of the masonry of the western wall of the mausoleum.

Тип № 4: центральную часть поля изразца занимает ромбовидная фигура, боковые углы которой заканчиваются закругленными «рожками», а верхний и нижний «трехлистниками» с овальными углублениями в центре углубления; центральные листья округло-заостренные, боковые округлые, кончиками направленные вниз; изображение симметричное; перекрестье отсутствует; бирюзовая полива; 4 экземпляра (рис. 5; 8).

Тип № 5: центральную часть поля изразца занимает квадрат, сформированный переплетающимися ветвями и разделенный ими внутри на четыре ромбовидных углубления; сверху и снизу ветви образуют «луковицы», соединяющиеся в центре квадрата; между верхним и нижним углами квадрата и ветвями расположены округлые «двулистники»; изображение симметричное; перекрестье отсутствует; бирюзовая полива; 2 экземпляра (рис. 5; 8).

Тип № 6: центральную часть поля изразца занимает квадрат, сформированный переплетающимися ветвями и разделенный ими внутри на четыре подтреугольных углубления, с круглым углублением в месте пересечения ветвей; сверху и снизу ветви об-

разуют «луковицы», соединяющиеся в центре квадрата; между верхним и нижним углами квадрата и ветвями расположены округлые «двулист-ники» с круглыми углублениями в центре; изображение симметричное; перекрестье отсутствует; реконструкция по фрагменту; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 5; 8).

Тип № 7: сложный стилизованный асимметричный орнамент в виде двух «двулистников», направленных округло-заостренными концами листьев друг к другу и соединенных между собой «стволом»; из нижнего «двулист-ника» расходятся в стороны отростки-«корни»; в верхнем «двулистнике» круглое углубление; из верхнего «дву-листника» отходит вверх «ствол», разделяющийся в стороны на две ветви с круглыми выступами; бирюзовая полива; 2 экземпляра (рис. 5; 8).

Отдел Д: тип не определен из-за фрагментарности.

Тип № 1: орнамент сохранился не полностью; сохранившаяся часть сюжета близка к типу Б-^2; бирюзовая полива; 3 экземпляра (рис. 5; 8).

Тип № 2: орнамент сохранился не полностью; сохранившаяся часть сюжета близка к типу Б-^2; бирюзовая полива; 1 экземпляр (рис. 5; 8).

Таблица 1

Технологическая характеристика изразцов-перемычек

№ типа размер (т^тах) кол-во прим.

а б в г д е

Отдел А: геометрический орнамент

1 99/100 56 38/50 75/92 39/47 9/10 2

2 97 50 47 83 40 - 1

Отдел Б: растительный орнамент

Подотдел I: цветочная розетка

1 98 60 43 93 50 - 1

2 100 58 47 97 53 - 1

3 - 52 34 - 44 12 1

4 100 60 51 95 57 13 1

Подотдел II: «двулистник»

1 92/103 52/62 21/49 76/94 36/50 5/16 23 1 экз. с зеленой поливой

2 100 59 46 80 41 9 1

3 94/106 54/62 28/54 77/97 37/55 5/15 59

4 100/102 56/60 30/44 70/82 48/50 12/13 3

5 97 55 40 75 - - 1

6 95/100 50/62 31/47 86 41/54 6/14 14

7 - 54 43 - 31 10 1

8 97 55 43 86 48 8 1

9 - 57 36 - - 12 1

10 105 64 30 97 54 7 1

11 - 58 34 - 48 9 1

12 - 58 43 - 45 - 1

13 96/98 59/60 31/42 75/96 42/56 9/11 2

14 93 59 40 - 40 14 1

15 95/96 56/65 34/38 - 47 12 2

16 95/104 47/60 38/44 80/91 39/44 7/12 4

17 - 65 22 - - 8 1

18 100 57 40 87 43 - 1

19 90 52 30 87 50 - 1

Подотдел III: «т] рилистник»

1 99 58/60 34/35 - 44/45 7/11 3

2 96 58 34 84 44 6 1

3 - 54/58 42/46 - - 7 2

4 101 48/59 34/53 - 40/44 9/14 6

5 - 55 - - - - 1

6 104/105 58/60 50/56 91/93 47 6/10 2

7 100 60 45 90 48 - 1

8 95 49/52 35/47 - 40/43 5/7 5

9 99/105 54/62 34/60 75/104 33/52 10/17 6

10 - 57 32 - - - 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 100/105 57/60 49/54 64/77 35/38 9/15 6

12 97 56 42 73 45 11 1

13 103 57 40 96 40 - 1

14 - 57 32 82 54 6 1

15 100/103 55/66 29/43 85/99 42/57 8/15 15

16 100 62 48 84 44 14 1

Подотдел IV: «бутон»

1 98 50 50 82 47 - 1

2 94/105 50/58 40/48 70/86 33/48 4/7 12

3 98 57/60 42/45 - - 12 3

Подотдел V: «плетение ветвей»

1 102 60 53 80 52 10 1

2 101/102 58/62 41/65 91/100 48/55 10/14 3

3 102/103 57/68 56/58 70 42 9 2

4 - 58/62 40/50 - 57 5/7 3

5 95 65 38 - 57 - 1

6 105 60 40 100 56 - 1

7 100 57 52 75 46 13 1

8 104 57 55 80 50 13 1

Отдел В: «узел счастья»

1 - 60 59 - 49 12 1

2 107 55/65 40/54 81 48/50 7/10 6

3 100 60 55 95 52 - 1

4 - 56 50 - - - 1

Отдел Г: комбинированный орнамент

1 - 60 47 - 52 7/9 2

2 98 49/60 32/47 80 40/44 11/15 3

3 100 55/61 50/55 - 48 14 4

4 100/108 54/62 34/46 75/94 41 9/14 4

5 100 57/58 43/60 80 48 9 2

6 - - 41 - - - 1

7 101 56/60 33/43 97 50 10/12 2

Тип не определен из-за фрагментарности

1 97/105 54/62 49/57 74/81 34/38 10/12 3

2 104 60 38 92 54 7 1

Всего: 63 выделенных типа (235 экз.) и 2 неопределенных типа (4 экз.)

Аналогии изразцам-перемычкам из мавзолея № 1 Лапасского комплекса мавзолеев мы находим на памятниках средневековой архитектуры Средней Азии. Несмотря на большое количество сохранившихся средневековых архитектурных объектов в этом регионе, изразцы-перемычки редко становились предметом специального изучения. К сожалению, описание и качество иллюстраций, представленных в работах коллег, часто не позволяют произвести соотнесение типов. Так, поливные изразцы-перемычки использованы в двух верхних орнаментальных поясах минарета в Куня-Ургенче, построенного между 1321 и 1336 гг. (Денике, 1939, с. 25-27, рис. 14), в мавзолее 1360/61 г. в Самарканде (Немцева, 2019, рис. 89,

91), в мазаре Зенги-баба (Пугачен-кова, 1958, с. 371), мавзолее Текеша (Пилявский, 1974, с. 33-36; Халимов, 1991, с. 33, рис. 3).

Некоторые типы изразцов с Лапас-ского комплекса имеют прямые аналогии на известных среднеазиатских памятниках. Тип Б-Ш-8 присутствует в архитектурном декоре портала караван-сарая первой половины XIV в. Куня-Ургенча (Мамедов и др., 2013, с. 143; Зиливинская, 2018, с. 36, 222, рис. 31). Типы Б-Ш-8, Б-Ш-14, БЛЧ, Г-3 и близкие по орнаменту к типам Б-^1, БЛ^-8 представлены в декорации мавзолея Мазлумхан-Сулу, построенного в начале XIV в. Геометрические и растительные орнаменты этого комплекса насчитывают 28 видов (Якубовский, 1930, с. 570; Кдыр-

ниязов, 1989, с. 112-113; Кдырниязов и др., 1999, с. 45-46; Кдырниязов и др., 2013, с. 193, 195, рис. 2-4; Искан-дерова, 2015, с. 68, рис. 2, 3). Изразцы-перемычки типов Б-Ш-8, Б-У-1, Б-У-8 использованы при оформлении домашней молельни в Миздахкане (Кдырниязов, 2017, с. 828, рис. 22; Ь-kanderova, 2020, с. 176, рис. 3).

В данной работе предложена типология изразцов-перемычек на данном этапе исследований центрального мавзолея в Лапасе, используемых в его архитектурном декоре. Разнообразие типов изразцов-«бантиков» и вариантов орнамента подчеркивает сложность общей схемы декорирования стен мавзолея, что, в свою очередь, говорит о высоком статусе лиц, погребенных в нем. Время их активного использования при оформлении этого здания определяется концом первой

трети XIV вв. Это не противоречит анализу нумизматического материала, полученного при изучении памятника (Пигарев, 2022, с. 298-300).

Без сомнения, созданию комплекса предшествовал тщательно разработанный проект, в котором решались не только инженерные и архитектурно-строительные вопросы, но и проблемы, связанные с логистикой, финансами и иными ресурсами. Комплекс Лапасских мавзолеев, и в первую очередь центральный мавзолей 1, даёт возможность оценить масштаб экономических ресурсов государством во время правления Золотой Ордой ханом Узбека. Реализацией этого грандиозного проекта хан Узбек преследовал вполне определенную цель - укрепление и легитимизацию собственной политической власти и закрепление мусульманских традиций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аманбаева Б., Кольченко В., Сатаев К. Кыргызстан // Художественная культура Центральной Азии и Азербайджана IX-XV вв. Т. IV. Архитектура / Ред. М. Мамедов, Р. Мурадов. Самарканд-Ташкент: МИЦАИ, 2013. С. 55-91.

2. Атаханов Т.М., Мамадназаров М.Х. Обследование памятников архитектуры Гиссарской долины в 1984-1985 гг. // Археологические работы в Таджикистане. Вып. XXV / Ред. Б.А. Литвинский, Н.Н. Негматов, В.А. Ранов. Душамбе: Дониш, 1994. С. 262-288.

3. Денике Б.П. Архитектурный орнамент Средней Азии. М.-Л.: Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1939. 228 с.

4. Зеленеев Ю.А., Пигарев Е.М., Сивицкий М.В., Ситдиков А.Г. Строительные материалы мавзолея № 1 ханского некрополя у пос. Лапас (предварительный анализ) // Поволжская археология. 2023. № 4 (4б). С. 8-20.

5. Зиливинская Э.Д. Архитектура Золотой Орды. Ч. II. Гражданское зодчество. Казань: Отечество, 2018. 353 с.

6. ИманкуловЖ., Конкобаев К. Архитектура Туркестана эпохи Караханидов (исто-рико-теоретическое исследование). Анкара: Союз инженеров и археологов тюркского мира, 2014. 347 с.

7. Искандерова А.Д. Архитектурные изразцы из фонда Каракалпакского государственного краеведческого музея // Археология Узбекистана. 2015. № 1 (10). С. 65-74.

8. Кдырниязов М.-Ш. Материальная культура городов Хорезма XIII-XIV вв. Нукус: Каракалпакстан, 1989. 176 с.

9. Кдырниязов М.Ш., Уталиева С.А. Архитектурный декор золотоордынских памятников Миздакхана // Вестник Каракалпакского отделения АН Республики Узбекистан. 1999. № 2(160). С. 44-46.

10. Кдырниязов О.-Ш., Кдырниязов М.-Ш. Мазлумхан-Сулу - уникальный памятник Хорезма эпохи Золотой Орды // Поволжская археология. 2013. № 4(6). С. 192-199.

11. Кдырниязов М.Ш. Кашин Хорезма // Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X-XVIII вв. Т. 2. / Отв. ред. С.Г. Бочаров, В. Франсуа, А.Г. Ситдиков. Казань-Кишинев: Stratum Plus. 2017. С. 813-833.

12. Кочнев Б.Д. Средневековые загородные культовые сооружения Средней Азии. Ташкент: Фан, 1976. 84 с.

13. Мамедов М., Мурадов Р. Туркменистан // Художественная культура Центральной Азии и Азербайджана IX-XV вв. Т. IV. Архитектура / Отв. за вып. М. Мамедов, Р. Мурадов. Самарканд-Ташкент: МИЦАИ, 2013. С. 131-158.

14. Немцева Н.Б. Ансамбль Шахи-Зинда: история - археология - архитектура. Самарканд: МИЦАИ,, 2019. 310 с.

15. Нильсен В.А. Монументальная архитектура Бухарского оазиса XI-XII вв. К вопросу о возникновении средневековой архитектуры в Средней Азии. Ташкент: Изд-во Академии наук Узбекской ССР, 1956. 157 с.

16. Нильсен В.А., Манакова В.Н. Архитектурный декор памятников Узбекистана. Л.: Стройиздат, 1974. 272 с.

17. Пигарёв Е.М. Формирование на Нижней Волге столичного центра Улуса Джучи в эпоху правления хана Узбека (анализ нумизматического материала) // Археология Евразийских степей. 2022. № 3. С. 295-303.

18. Пигарёв Е.М., Ситдиков А.Г. Мавзолейный комплекс у с. Лапас Астраханской области (из полевого дневника В.В. Дворниченко) // Поволжская археология. 2023. № 2 (44). С. 209-220.

19. Пилявский В.И. Куня-Ургенч. Л.: Стройиздат, 1974. 71 с.

20. Пугаченкова Г.А. Пути развития архитектуры Южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 493 с.

21. Ситдиков А.Г., Пигарёв Е.М., Сарыбаев М.К. Комплекс мавзолеев у с. Лапас: к вопросу об атрибуции памятника // Археология Евразийских степей. 2023. № 6. С. 259-270.

22. Утегенова У. Декор интерьера мавзолея Мазлумхансулу на Миздакхане (XIII в.) // Вестник Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан. 1999. № 1(159). С. 52.

23. Халимов Н.Б. Памятники Ургенча (сооружения, надписи и легенды). Ашхабад: Туркменистан, 1991. 136 с.

24. Хмельницкий С. Между Саманидами и монголами. Архитектура Средней Азии XI - начала XIII вв. Ч. I. Берлин; Рига: Gamajun, 1996. 336 с.

25. Якубовский А. Городище Миздакхан // Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее Академии наук СССР. Т. V / Ред. В.В. Бартольд. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1984. С. 551-581.

26. Iskanderova А. Dekorelemente und Ephigrahikder Bautenund Grabmäler Chorez-miens // Archäologische Mitteilungenaus Iran und Turan. Band 49. 2017 (2020) Berlin: Deutsche sArchäologisches Institut, Eurasien-Abteilung, 2017 (2020). P. 173-190.

Информация об авторах:

Пигарёв Евгений Михайлович, кандидат исторических наук, начальник Учебно-научного археолого-этнологического центра (УНАЭЦ), Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола, Россия); старший научный сотрудник. Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Россия); pigarev1967@mail.ru

Ситдиков Айрат Габитович, доктор исторических наук, академик АН РТ, директор, Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ; зав. кафедрой, профессор, декан Высшей школы исторических наук и Всемирного культурного наследия, Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань, Россия); sitdikov_a@mail.ru

ARCHITECTURAL DECORATION OF THE MAUSOLEUM NO. 1 OF THE KHAN NECROPOLIS NEARBY THE VILLAGE OF LAPAS IN THE ASTRAKHAN REGION

E.M. Pigarev, A.G. Sitdikov

This article continues a series of scientific works aimed at the study of the central mausoleum of the Khan necropolis nearby the village of Lapas in the Astrakhan region. It deals with one of the elements of architectural decoration - a tile-lintel, most often found and having a wide variety of types. The article examines the genesis of this type of tile

The works were carried out as a part of the State program of the Republic of Tatarstan "Preservation of the national identity of the Tatar people (2020-2023)" within the execution: p.1.15 "Conducting the II stage of historical and archaeological research (expeditions) of medieval Turkic Tatar cities outside the Republic of Tatarstan".

and the ways of its appearance in the Lower Volga region. A wide range of analogies at the sites of medieval architecture of Central Asia is engaged. The authors made a technological analysis of this group of items, examined in detail all the types of revealed ornaments, and determined a scheme for recording the sizes of the findings. For the first time, a detailed typology has been developed for the tiles-lintels, including all the samples known on the site to date. In addition to architectural and artistic features, tiles-lintels have a chrono-marker function, allowing, together with other information sources, to date the construction time of the mausoleum.

Keywords: archaeology, Golden Horde, Lapas, Khan necropolis, mausoleum, architectural decor, typology, tile-lintel, ornament.

REFERENCES

1. Amanbaeva B., Kolchenko V., Sataev K. 2013. In Mamedov, M., Muradov, R. (eds.). Khu-dozhestvennaya kul'tura Tsentral'noy Azii i Azerbaydzhana IX-XVvv. T. IV. Arkhitektura (Artistic Culture of Central Asia and Azerbaijan of the 9th -15th cc. Vol. IV. Architecture). Samarkand-Tashkent: "MITsAI" Publ., 55-91 (in Russian).

2. Atakhanov, T. M., Mamadnazarov, M. Kh. 1994. In Litvinskiy, B.A., Negmatov, N.N., Ranov, V.A. (eds.). Arkheologicheskie raboty v Tadzhikistane (Archaeological works in Tajikistan) 25. Dushambe: "Donish" Publ., 262-288 (in Russian).

3. Denike, B. P. 1939. Arkhitekturnyy ornament Sredney Azii (Architectural ornament of Central Asia). M.-L.: Izd-vo Vsesoyuznoy Akademii Arkhitektury, 1939. 228 s.

4. Zeleneev, Yu. A., Pigarev, E. M., Sivitskiy, M. V., Sitdikov, A. G. 2023. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region Archaeology) 46 (4), 8-20 (in Russian).

5. Zilivinskaya, E. D. 2018. Arkhitektura Zolotoi Ordy (Architecture of the Golden Horde) 2. Grazhdanskoe zodchestvo (CivilArchitecture). Moscow; Kazan: "Otechestvo" Publ. (in Russian).

6. Imankulov, Zh., Konkobaev, K. 2014. Arkhitektura Turkestana epokhi Karakhanidov (isto-riko-teoreticheskoe issledovanie) (Architecture of Turkestan of the Karakhanid period (historical and theoretical study)). Ankara: Soyuz inzhenerov i arkheologov tyurkskogo mira (in Russian, in Turkey).

7. Iskanderova, A. D. 2015. In Arkheologiya Uzbekistana (Archaeology of Uzbekistan), 1(10), 65-74 (in Russian).

8. Kdyrniyazov, M.-Sh. 1989. MateriaVnaya kul'tura gorodovXorezmaXIII-XIVvv. (Material culture of the cities of Khwarezm in the 13th -14th centuries). Nukus: "Karakalpakstan" Publ. (in Russian).

9. Kdyrniyazov, M. Sh., Utalieva, S. A. 1999. In VestnikKarakalpakskogo otdeleniya Akademii Nauk Respubliki Uzbekistan (Bulletin Karakalpak branch of the Academy of Sciences of Republic of Uzbekistan) 2 (160), 44-46 (in Russian).

10. Kdyrniyazov, O.-Sh., Kdyrniyazov, M.-Sh. 2013. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region Archaeology) 6 (4), 192-199 (in Russian).

11. Kdyrniyazov, M. Sh. 2017. In Bocharov, S. G., François, V., Sitdikov, A. G. (eds.). Polivnaia keramika Sredizemnomor'ia i Prichernomor'ia v X-XVIII vv. (Glazed Pottery of the Mediterranean and the Black Sea Region, 10th - 18th Centuries) 2. Kazan-Chisinau: "Stratum Plus" Publ., 813-833 (in Russian).

12. Kochnev, B. D. 1976. Srednevekovye zagorodnye kul'tovye sooruzheniya Sredney Azii (Medieval suburban worship buildings of Central Asia). Tashkent: "Fan" Publ. (in Russian).

13. Mamedov, M., Muradov, R. 2013. In Mamedov, M., Muradov, R. (eds.). Khudozhestvennaya kul'tura Tsentral'noy Azii i Azerbaydzhana IX-XV vv. T. IV. Arkhitektura (Artistic Culture of Central Asia and Azerbaijan of the 9th -15th cc. Vol. IV. Architecture). Samarkand-Tashkent: "MITsAI" Publ., 55-91 (in Russian).

14. Nemtseva, N. B. 2019. Ansambl'Shakhi-Zinda: istoriya - arkheologiya - arkhitektura (Sha-hi-Zinda Ensemble: History - Archaeology - Architecture). Samarkand: "MITsAI" Publ. (in Russian).

15. Nil'sen, V. A. 1956. Monumental'naya arkhitekturaBukharskogo oazisaXI-XIIvv. Kvoprosu o vozniknovenii srednevekovoy arkhitektury v Sredney Azii (Monumental architecture of the Bukhara Oasis of the XI-XII centuries. To the question of the emergence of medieval architecture in Central Asia). Tashkent: Publishing House of the Academy of Sciences of the Uzbek SSR (in Russian).

16. Nil'sen, V. A., Manakova, V. N. 1974. Arkhitekturnyy dekorpamyatnikov Uzbekistana (Architectural decor of Uzbekistan sites). Leningrad: "Stroyizdat" Publ. (in Russian).

17. Pigarev, E. M. 2022. In Arkheologiia Evraziiskikh stepei (Archaeology of Eurasian Steppes) 3, 295-303 (in Russian).

18. Pigarev, E. M., Sitdikov, A. G. 2023. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region Archaeology) 44 (2), 209-220 (in Russian).

19. Pilyavskiy, V. I. 1974. Kunya-Urgench (Kunya-Urgench). Leningrad: "Stroyizdat" Publ. (in Russian).

20. Pugachenkova, G. A. 1958. Puti razvitiia arkhitektury Iuzhnogo Turkmenistana pory rabovladeniia i feodalizma (Ways of Development of South Turkmenistan Architecture during Slavery and Feudalism). Moscow: Academy of Sciences of the USSR (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Sitdikov, A. G., Pigarev, E. M., Sarybaev, M. K. 2023. In Arkheologiya Evraziiskikh stepei (Archaeology of Eurasian Steppes) 6, 259-270 (in Russian).

22. Utegenova, U. 1999. 1999. In Vestnik Karakalpakskogo otdeleniya Akademii Nauk Respub-liki Uzbekistan (Bulletin Karakalpak branch of the Academy of Sciences of Republic of Uzbekistan) 1 (159), 52 (in Russian).

23. Khalimov, N. B. 1991. Pamyatniki Urgencha (sooruzheniya, nadpisi i legendy) (Urgench monuments (structures, inscriptions and legends)). Ashkhabad: "Turkmenistan" Publ. (in Russian).

24. Khmel'nitskii, S. 1996. Mezhdu Samanidami i mongolami. Arkhitektura Srednei Azii XI -nachala XIII vv. (Between the Samanids and Mongols: Architecture of Central Asia in 11th - Early 13th Centuries). Part I. Berlin; Riga: "Gamajun" Publ. (in Russian).

25. Yakubovskiy, A. 1984. In Bartold, V. V. (ed.). Zapiski kollegii vostokovedov pri Aziatskom muzee Akademii nauk SSSR. T. V (Notes of the College of Orientalists at the Asian Museum). Vol. 5. Leningrad: Academy of Sciences of the USSR Publ., 551-581 (in Russian).

26. Iskanderova A. 2020. In Archäologische Mitteilungenaus Iran und Turan. Band 49. 2017 (2020) Berlin: Deutsche sArchäologisches Institut, Eurasien-Abteilung.

About the Authors:

Pigarev Evgeniy M. Candidate of Historical Sciences. The Educational and Scientific Archaeological and Ethnological Center. Mari State University. Ryabinin St., 8, Yoshkar-Ola, 424000, Mari El Republic, Russian Federation; Institute of Archaeology named after A. Kh. Khalikov, Tatarstan Academy of Sciences. Butlerov Str., 30, Kazan, 420012, the Republic of Tatarstan, Russian Federation; pigarev1967@mail.ru

Sitdikov Airat G. Doctor of Historical Sciences. Academician of the TAS. Institute of Archaeology named after A. Kh. Khalikov, Tatarstan Academy of Sciences. Butlerov Str., 30, Kazan, 420012, the Republic of Tatarstan, Russian Federation; Professor. Kazan (Volga Region) Federal University. Kremlyovskaya St., 18, Kazan, 420000, the Republic of Tatarstan, Russian Federation; sitdikov_a@mail.ru

Статья принята в номер 01.06.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.