АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР ЗОЛОТООРДЫНСКИХ ПАМЯТНИКОВ
МИЗДАХКАНА
Уталиев Сакен Айладырович
д-р философии, история, доцент А У им. С. Баишева, г. Актобе, Казахстан
E-mail: sa_utaliev@mail. ru
ARCHITECTURAL DECOR OF GOLDEN HORDE MONUMENTS OF
MIZDAHKAN
Utaliev Saken
d.Ph, docent of Aktobe University named after S.Baishev, Aktobe citi,(Kazakhstan)
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается архитектурный декор на памятниках городища Миздахкан во времена вхождения в состав Золотой Орды.
ABSTRAKT
This article is developed to architectural décor on monuments in town Mizdahkan at entering Golden Horde.
Ключевые слова: Хорезм, Золотая Орда, декор, глазурованные плитки, майолика, мозаика, терракота, мавзолей, памятник, археология.
Keywords: Khorezm, Golden-Horde, decoration, glazed tiles, majolica, mosaic, terracotta, mausoleum, monument, archaeology.
Среди золотоордынских памятников Южного Приаралья большой интерес представляет городище Миздахкан, возраст которого насчитывает около 2400 лет [9, с. 3]. В XIII—XIV вв., став одним из богатых торгово-ремесленных и религиозных центров Хорезма, Миздахкан быстрее других возродил свою материальную и культурную значимость и стал местом зарождения архитектурных идей, приемов декоративной отделки. Поэтому древности Миздахкана становятся объектами неоднократного исследования ученых [8, с. 35—36]. Однако декоративные элементы архитектурных памятников Миздахкана не были специально изучены. В этой работе мы не ставим своей целью полное описание декоративного искусства средневекового
города. Это заняло бы большое место. Анализ основных видов и форм архитектурного декора, композиции и орнаментальных мотивов, позволяет проследить достижения хорезмийских мастеров по технике облицовочного декора.
Наиболее выдающимся памятником Миздахкана является полуподземный мавзолей Мазлумхан-сулу, датируемый 20—30 годами XIV в. [10, с. 573, 576; 3, с. 131, 152]. Архитектурный декор мавзолея имеет в основном следующие виды: сталактиты-мукарны, майоликовые плитки, изразцы-перемычки «бантики» и «псевдо» мозаика.
Сталактитовая рельефная облицовка, покрывающая верхние углы главного зала, выполнена в технике резной поливной терракоты. Глубокая резьба в виде крупного растительного орнамента с плоским верхом, покрыта бирюзовой поливой. Растительная композиция состоит из однолистников, двулистников, трилистников. Сталактиты расчленены на три горизонтальные ряды, каждый из которых заполнен особыми, ячеистой формы, плитками. По форме и характеру композиции их можно разделить на четыре вида. Самая объемная из них, плитка из стрельчатой формы, украшена из ответвляющих плетенок непрерывным узором. На розовато-желтом фоне контур растительного орнамента подчеркнут рельефной лентой бирюзового цвета. Верхние концы мукарны завершены треугольной терракотовой плиткой, поверхность которой украшена пятилепестковым цветком в центре. Контуры плитки подчеркнуты бирюзовой лентой. Третья деталь сталактитовой декорации представлена узкой стрельчатой формы плитками и узором из двух четырехлистников. В отличие от других, они украшают угловые грани сталактитовых ячеек. Четвертый вид мукарны украшает «тимпаны» над плитками стрельчатой формы.
В северной и восточной нишах большого помещения мавзолея Мазлумхан-сулу до середины 80-х годов ХХ века находились два надгробия, облицованных майоликой с голубой поливой подглазурной росписью. Майолики состояли из отдельных плит с персидскими надписями философского характера, написанными белыми буквами на синем фоне Оформление остальных частей
состоит из позолоты, синих, белых, черных и красных цветов [6, с. 582—583]. Эффективный растительный орнамент состоит из переплетающихся стеблей, листьев, побегов и «розеток». Серединная часть саганы занята шестью майоликовыми плитками одинакового размера. В центре плиток восьмилепестковая розетка в виде большого узорного диска. Внутри нее вкомпонированная розетка с шестилепестковыми цветками меньшого объема. Тонкие белые стебли, согнутые вовнутрь трилистником, переплетаясь, заполняют боковые пространства плитки. Листья оконтурены заштриховкой, напоминающей мелкие арабские надписи. Эпиграфический орнамент сделан почерком «насх» с вытянутыми буквами, которые размещены в хорошо отделанных верхней и нижней частях надгробия. В отличие от растительного орнамента, персидская эпитафия написана белыми буквами на темно-синем фоне.
Обводка букв местами нанесена коричнево-красной, желтой и зеленой линиями. В отличие от других архитектурных памятников Миздахкана, в колоре надгробии использованы красный цвет и высококачественная позолота [4, с. 124].
В этом мавзолее пол центрального зала имеет выстилку из поливных плит небольших размеров, набранных по принципу многоцветной мозаики. Цветовая гамма ярко-голубого, белого и фиолетового тона. Элементы выстилки набраны набраны из треугольников (16х8 см) и шестиугольников (17х15 см). Отметим, что глазурованные плитки для выстилки полов использовались в золотоордынских городах Поволжья [1, с. 105—106]. На памятниках Хорезма XIII—XIV вв. выстилка полов поливными плитками неизвестна. Возможно, многоцветная изразцовая выстилка пола мавзолея Мазлумхан-сулу, была изначальной попыткой перехода к применению мозаики. Декоративным атрибутом мавзолея являются облицовочные плитки прямоугольной формы с бирюзовой поливой, покрывающие извне восьмигранный купол большого зала. Размеры плиток 25,5х5,5х3—4 см. Это изразцы-перемычки («бантики»). На них геометрические и растительные орнаменты. Фигурные, рельефные рисунки
обрамлены плоской каймой голубого цвета. Применение «бантиков» известно в Средней Азии с XI—XII вв. вплоть до XV века. Подобным путем оформлены, например мечеть Талхата-Баба, караван-сарай Дая-Хатын (Туркменистан) [7, с. 252—253], сооружениях Шахи-Зинда (Самарканд) и Поволжья [2, с. 151]. Однако, в каждом случае есть свои особенности. Так в хорезмских изразцах постоянно фигурируют изображения трехлепестковых и растительных побегов. «Бантики» из других регионов, преимущественно имеют стилизованно-геометрические мотивы. В целом, в мавзолее Мазлумхан-сулу, представлены основные образцы высококачественного архитектурного декора.
В последние годы в ходе раскопок северного квартала золотоордынского города, собрано значительное количество архитектурного декора. В их числе изразцы с красной краской и позолотой. Они имеют аналоги в хорезмийских памятниках и Золотой Орды. Следует отметить, что в Маверанахре такой колор известен позднее, в конце XIV века [5, с. 45].
Особый интерес представляют терракотовые капители, венчающие михрабную нишу домашней молельни в квартале № 2. Они расположены в передних углах ниши, справа и слева от входа. Левый капитель расчленен на три орнаментальных ряда, каждый из которых, под глазурью украшены растительным и эпиграфическим орнаментом и рельефом. В верхнем ряду, на симметрально расположенных гранях, нанесен лирообразный орнамент из сплетающихся растительно-уветочных побегов черного цвета. Между ними тончайшая штриховка, напоминающая мелкую арабскую вязь. Общий контур крупного растительного орнамента подчеркнут черно-белой полосой, придающий узору колорийность. Свободное пространство верхнего ряда в углах завершается выемками темно-синего фона. Под верхним рядом идет горизонтальная полоса, оконтуренная черной линией с белыми рельефными точками внутри. Нижний орнаментальный ряд отделан арабской надписью почерком «насх», что показывает значимость терракотовой капители. Белая рельефная надпись особо подчеркнута на темно-синем фоне. В целом, орнаментальная композиция нижних рядов опоясывает четырехгранный ствол
колонок.
Правый капитель по размерам и форме идентичен левому, но по композиции отличается. Так, среди переплетающих двулистников и трилистников, и стеблями в центре, в месте смыкания побегов цветы образуют орнаментальную цепочку розеток. Их фон удачно заштрихован мелкими черными точками. Пояс с арабской надписью отсутствует, вместо него — рельефный волнообразный орнамент в виде «парящего облака». В общем, в орнаментации капителей присутствуют все элементы архитектурного декора из мавзолеев золотоордынской Хивы, Куня-Ургенча и собственно Миздахкана.
Богатый архитектурный декор представлен в Соборной мечети Миздахкана. В середине южной стены сохранились богато орнаментированные михрабные ниши. Они украшены системой сталактитов, двойным обрамлением резной арабской надписью, выполненной шрифтом «куфи» и изобразительным панно, составленным из геометрических и растительных орнаментов. Композиционное построение узоров михраба требует специального исследования.
Как было отмечено выше, на территории золотоордынского города собрано большое количество архитектурного декора. В том числе — резной штампованный алебастр, резная глина, многоцветная майолика и мозаика. Найдены формы для обливки архитектурного декора. Декоры раскрашены синим, белым, зеленым, черным и красными цветами в сочетании с золотом. Даже беглый обзор архитектурного декора золотоордынских памятников Миздахкана позволяет предположить о существовании местной архитектурной школы. Однако, она была одной из ветвей самобытной школы хорезмийских мастеров-зодчих. Эта школа внесла свой вклад в развитие архитектурного орнаментального искусства Маверанахра, Южного Казахстана и Поволжья.
Список литературы:
1. Баллод Ф. Приволжский Помпей. М.-Пг., 1923. — с. 105—106.
2. Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья.
Йошкар-Ола, 1975. — с. 151, рис. 62.
3. Денике Б.П. Архитектурный орнамент Средней Азии, М-Л., 1939. — с. 131, 152.
4. Кдырниязов М.Ш. Материальная культура городов Хорезма в XIII— XIV вв. Нукус, 1989. — с. 124.
5. Кдырниязов М.Ш. Золотая Орда и культура Южного Приаралья. Нукус, 1993. — с. 45 (на каракалпакском языке)
6. Некрасов А.А. Надписи на надгробиях мавзолея Мазлум сулу в Миздахкане (ЗКВ), т. V. Ленинград, 1930. — с. 582—583.
7. Пугаченкова Г.А. Пути развития архитектуры Южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма. ТЮТАКЭ, т. VI, Москва, 1958. — с. 252—253.
8. Уталиев С.А. Архитектурный декор памятников средневекового Хорезма (XII—XIV вв.). Монография, Актобе, 2008. — с. 35—36.
9. Ягодин В.Н. Ходжейли-древнейший город Республики Каракалпакстан. В кн: «Ходжейли-древнейший город Республики». Ходжейли, 1998. — с. 3.
10. Якубовский А.Ю. Городище Миздахкан — Записки Коллегии Востоковедов (ЗКВ), т. V. Ленинград, 1930. — с. 573, 576.