Научная статья на тему 'Архитектурный декор золотоордынских памятников Миздахкана'

Архитектурный декор золотоордынских памятников Миздахкана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕЗМ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / ДЕКОР / ГЛАЗУРОВАННЫЕ ПЛИТКИ / МАЙОЛИКА / МОЗАИКА / ТЕРРАКОТА / МАВЗОЛЕЙ / ПАМЯТНИК / АРХЕОЛОГИЯ / KHOREZM / GOLDEN-HORDE / DECORATION / GLAZED TILES / MAJOLICA / MOSAIC / TERRACOTTA / MAUSOLEUM / MONUMENT / ARCHAEOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Уталиев Сакен Айладырович

В данной статье рассматривается архитектурный декор на памятниках городища Миздахкан во времена вхождения в состав Золотой Орды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL DECOR OF GOLDEN HORDE MONUMENTS OF MIZDAHKAN

This article is developed to architectural décor on monuments in town Mizdahkan at entering Golden Horde.

Текст научной работы на тему «Архитектурный декор золотоордынских памятников Миздахкана»

АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР ЗОЛОТООРДЫНСКИХ ПАМЯТНИКОВ

МИЗДАХКАНА

Уталиев Сакен Айладырович

д-р философии, история, доцент А У им. С. Баишева, г. Актобе, Казахстан

E-mail: sa_utaliev@mail. ru

ARCHITECTURAL DECOR OF GOLDEN HORDE MONUMENTS OF

MIZDAHKAN

Utaliev Saken

d.Ph, docent of Aktobe University named after S.Baishev, Aktobe citi,(Kazakhstan)

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается архитектурный декор на памятниках городища Миздахкан во времена вхождения в состав Золотой Орды.

ABSTRAKT

This article is developed to architectural décor on monuments in town Mizdahkan at entering Golden Horde.

Ключевые слова: Хорезм, Золотая Орда, декор, глазурованные плитки, майолика, мозаика, терракота, мавзолей, памятник, археология.

Keywords: Khorezm, Golden-Horde, decoration, glazed tiles, majolica, mosaic, terracotta, mausoleum, monument, archaeology.

Среди золотоордынских памятников Южного Приаралья большой интерес представляет городище Миздахкан, возраст которого насчитывает около 2400 лет [9, с. 3]. В XIII—XIV вв., став одним из богатых торгово-ремесленных и религиозных центров Хорезма, Миздахкан быстрее других возродил свою материальную и культурную значимость и стал местом зарождения архитектурных идей, приемов декоративной отделки. Поэтому древности Миздахкана становятся объектами неоднократного исследования ученых [8, с. 35—36]. Однако декоративные элементы архитектурных памятников Миздахкана не были специально изучены. В этой работе мы не ставим своей целью полное описание декоративного искусства средневекового

города. Это заняло бы большое место. Анализ основных видов и форм архитектурного декора, композиции и орнаментальных мотивов, позволяет проследить достижения хорезмийских мастеров по технике облицовочного декора.

Наиболее выдающимся памятником Миздахкана является полуподземный мавзолей Мазлумхан-сулу, датируемый 20—30 годами XIV в. [10, с. 573, 576; 3, с. 131, 152]. Архитектурный декор мавзолея имеет в основном следующие виды: сталактиты-мукарны, майоликовые плитки, изразцы-перемычки «бантики» и «псевдо» мозаика.

Сталактитовая рельефная облицовка, покрывающая верхние углы главного зала, выполнена в технике резной поливной терракоты. Глубокая резьба в виде крупного растительного орнамента с плоским верхом, покрыта бирюзовой поливой. Растительная композиция состоит из однолистников, двулистников, трилистников. Сталактиты расчленены на три горизонтальные ряды, каждый из которых заполнен особыми, ячеистой формы, плитками. По форме и характеру композиции их можно разделить на четыре вида. Самая объемная из них, плитка из стрельчатой формы, украшена из ответвляющих плетенок непрерывным узором. На розовато-желтом фоне контур растительного орнамента подчеркнут рельефной лентой бирюзового цвета. Верхние концы мукарны завершены треугольной терракотовой плиткой, поверхность которой украшена пятилепестковым цветком в центре. Контуры плитки подчеркнуты бирюзовой лентой. Третья деталь сталактитовой декорации представлена узкой стрельчатой формы плитками и узором из двух четырехлистников. В отличие от других, они украшают угловые грани сталактитовых ячеек. Четвертый вид мукарны украшает «тимпаны» над плитками стрельчатой формы.

В северной и восточной нишах большого помещения мавзолея Мазлумхан-сулу до середины 80-х годов ХХ века находились два надгробия, облицованных майоликой с голубой поливой подглазурной росписью. Майолики состояли из отдельных плит с персидскими надписями философского характера, написанными белыми буквами на синем фоне Оформление остальных частей

состоит из позолоты, синих, белых, черных и красных цветов [6, с. 582—583]. Эффективный растительный орнамент состоит из переплетающихся стеблей, листьев, побегов и «розеток». Серединная часть саганы занята шестью майоликовыми плитками одинакового размера. В центре плиток восьмилепестковая розетка в виде большого узорного диска. Внутри нее вкомпонированная розетка с шестилепестковыми цветками меньшого объема. Тонкие белые стебли, согнутые вовнутрь трилистником, переплетаясь, заполняют боковые пространства плитки. Листья оконтурены заштриховкой, напоминающей мелкие арабские надписи. Эпиграфический орнамент сделан почерком «насх» с вытянутыми буквами, которые размещены в хорошо отделанных верхней и нижней частях надгробия. В отличие от растительного орнамента, персидская эпитафия написана белыми буквами на темно-синем фоне.

Обводка букв местами нанесена коричнево-красной, желтой и зеленой линиями. В отличие от других архитектурных памятников Миздахкана, в колоре надгробии использованы красный цвет и высококачественная позолота [4, с. 124].

В этом мавзолее пол центрального зала имеет выстилку из поливных плит небольших размеров, набранных по принципу многоцветной мозаики. Цветовая гамма ярко-голубого, белого и фиолетового тона. Элементы выстилки набраны набраны из треугольников (16х8 см) и шестиугольников (17х15 см). Отметим, что глазурованные плитки для выстилки полов использовались в золотоордынских городах Поволжья [1, с. 105—106]. На памятниках Хорезма XIII—XIV вв. выстилка полов поливными плитками неизвестна. Возможно, многоцветная изразцовая выстилка пола мавзолея Мазлумхан-сулу, была изначальной попыткой перехода к применению мозаики. Декоративным атрибутом мавзолея являются облицовочные плитки прямоугольной формы с бирюзовой поливой, покрывающие извне восьмигранный купол большого зала. Размеры плиток 25,5х5,5х3—4 см. Это изразцы-перемычки («бантики»). На них геометрические и растительные орнаменты. Фигурные, рельефные рисунки

обрамлены плоской каймой голубого цвета. Применение «бантиков» известно в Средней Азии с XI—XII вв. вплоть до XV века. Подобным путем оформлены, например мечеть Талхата-Баба, караван-сарай Дая-Хатын (Туркменистан) [7, с. 252—253], сооружениях Шахи-Зинда (Самарканд) и Поволжья [2, с. 151]. Однако, в каждом случае есть свои особенности. Так в хорезмских изразцах постоянно фигурируют изображения трехлепестковых и растительных побегов. «Бантики» из других регионов, преимущественно имеют стилизованно-геометрические мотивы. В целом, в мавзолее Мазлумхан-сулу, представлены основные образцы высококачественного архитектурного декора.

В последние годы в ходе раскопок северного квартала золотоордынского города, собрано значительное количество архитектурного декора. В их числе изразцы с красной краской и позолотой. Они имеют аналоги в хорезмийских памятниках и Золотой Орды. Следует отметить, что в Маверанахре такой колор известен позднее, в конце XIV века [5, с. 45].

Особый интерес представляют терракотовые капители, венчающие михрабную нишу домашней молельни в квартале № 2. Они расположены в передних углах ниши, справа и слева от входа. Левый капитель расчленен на три орнаментальных ряда, каждый из которых, под глазурью украшены растительным и эпиграфическим орнаментом и рельефом. В верхнем ряду, на симметрально расположенных гранях, нанесен лирообразный орнамент из сплетающихся растительно-уветочных побегов черного цвета. Между ними тончайшая штриховка, напоминающая мелкую арабскую вязь. Общий контур крупного растительного орнамента подчеркнут черно-белой полосой, придающий узору колорийность. Свободное пространство верхнего ряда в углах завершается выемками темно-синего фона. Под верхним рядом идет горизонтальная полоса, оконтуренная черной линией с белыми рельефными точками внутри. Нижний орнаментальный ряд отделан арабской надписью почерком «насх», что показывает значимость терракотовой капители. Белая рельефная надпись особо подчеркнута на темно-синем фоне. В целом, орнаментальная композиция нижних рядов опоясывает четырехгранный ствол

колонок.

Правый капитель по размерам и форме идентичен левому, но по композиции отличается. Так, среди переплетающих двулистников и трилистников, и стеблями в центре, в месте смыкания побегов цветы образуют орнаментальную цепочку розеток. Их фон удачно заштрихован мелкими черными точками. Пояс с арабской надписью отсутствует, вместо него — рельефный волнообразный орнамент в виде «парящего облака». В общем, в орнаментации капителей присутствуют все элементы архитектурного декора из мавзолеев золотоордынской Хивы, Куня-Ургенча и собственно Миздахкана.

Богатый архитектурный декор представлен в Соборной мечети Миздахкана. В середине южной стены сохранились богато орнаментированные михрабные ниши. Они украшены системой сталактитов, двойным обрамлением резной арабской надписью, выполненной шрифтом «куфи» и изобразительным панно, составленным из геометрических и растительных орнаментов. Композиционное построение узоров михраба требует специального исследования.

Как было отмечено выше, на территории золотоордынского города собрано большое количество архитектурного декора. В том числе — резной штампованный алебастр, резная глина, многоцветная майолика и мозаика. Найдены формы для обливки архитектурного декора. Декоры раскрашены синим, белым, зеленым, черным и красными цветами в сочетании с золотом. Даже беглый обзор архитектурного декора золотоордынских памятников Миздахкана позволяет предположить о существовании местной архитектурной школы. Однако, она была одной из ветвей самобытной школы хорезмийских мастеров-зодчих. Эта школа внесла свой вклад в развитие архитектурного орнаментального искусства Маверанахра, Южного Казахстана и Поволжья.

Список литературы:

1. Баллод Ф. Приволжский Помпей. М.-Пг., 1923. — с. 105—106.

2. Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья.

Йошкар-Ола, 1975. — с. 151, рис. 62.

3. Денике Б.П. Архитектурный орнамент Средней Азии, М-Л., 1939. — с. 131, 152.

4. Кдырниязов М.Ш. Материальная культура городов Хорезма в XIII— XIV вв. Нукус, 1989. — с. 124.

5. Кдырниязов М.Ш. Золотая Орда и культура Южного Приаралья. Нукус, 1993. — с. 45 (на каракалпакском языке)

6. Некрасов А.А. Надписи на надгробиях мавзолея Мазлум сулу в Миздахкане (ЗКВ), т. V. Ленинград, 1930. — с. 582—583.

7. Пугаченкова Г.А. Пути развития архитектуры Южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма. ТЮТАКЭ, т. VI, Москва, 1958. — с. 252—253.

8. Уталиев С.А. Архитектурный декор памятников средневекового Хорезма (XII—XIV вв.). Монография, Актобе, 2008. — с. 35—36.

9. Ягодин В.Н. Ходжейли-древнейший город Республики Каракалпакстан. В кн: «Ходжейли-древнейший город Республики». Ходжейли, 1998. — с. 3.

10. Якубовский А.Ю. Городище Миздахкан — Записки Коллегии Востоковедов (ЗКВ), т. V. Ленинград, 1930. — с. 573, 576.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.