ИМПОРТНАЯ ГЛАЗУРОВАННАЯ КЕРАМИКА ЗОЛОТООРДЫН-СКОГО ПЕРИОДА ИЗ РАСКОПОК СОЛХАТСКОГО ГОРОДИЩА И ПАМЯТНИКОВ ЕГО БЛИЖАЙШЕЙ ОКРУГИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЙ 1978-2019 ГГ.)
Джемиле Эльвировна Сейдалиева
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского; Институт археологии Крыма Российской академии наук, Симферополь, Россия, [email protected]
Аннотация. Специальных работ посвященных импортной глазурованной посуде Солхатского городища и его ближайшей округи до настоящего времени не публиковалось. В нашем исследовании предпринимается попытка представить ассортимент изделий. Доля привозной глазурованной керамики на Солхатском городище составляет около 17%. Импортная керамика, обнаруженная в Солхате, представлена фрагментами глазурованных изделий из кашина, селадона, испанского люстра, особой группы красноглиняных изделий с голубой поливой и керамикой византийского круга.. Выделена керамика, привезенная из городов Поволжья, Маджара, Хорезма, Ирана, Испании и Китая. Наиболее многочисленную группу составляет кашинная керамика (46,4%), которая встречается на всех исследуемых объектах Солха-та и округи. Красноглиняные изделия с непрозрачной голубой глазурью составляют около 33,4% от всех импортных изделий. Керамика византийского круга встречается только в культурном слое архитектурного комплекса караван-сарая и ремесленного поселения Бокаташ II (12%). Наиболее малочисленные группы привозной керамики - посуда других гончарных центров Крыма (3,7%), испанский люстр (2,4%) и китайский селадон (2,1%). Статья сопровождается сводной статистической таблицей импортной керамики, найденной на территории Солхатского городища и ближайшей округи, а также таблицами иллюстраций.
Ключевые слова: Золотая Орда, Крым, Солхат, импортная глазурованная керамика
Благодарности: Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта № 20-18-00076 «Эволюция городов на Внутренней гряде Крымских гор в Средние века и Новое время».
THE IMPORTED GLAZED CERAMIC WARE FROM THE GOLDEN HORDE PERIOD EXCAVATED AT ANCIENT SOLKHAT AND THE SITES IN ITS VICINITY (ACCORDING TO THE MATERIALS OF
1978-2019 RESEARCHES)
Dzhemile E. Seidalieva
V. I. Vernadsky Crimean Federal University; Institute of Archaeology of the Crimea of Russian Academy of Science, Simferopol, Russia, [email protected]
Abstract. So far, there is no published research addressing the imported glazed ware excavated at the ancient town of Solkhat and its nearest environs. This research presents an attempt of determining the assortment of artefacts. The imported glazed pottery percentage discovered at the site of Solkhat is ca. 17%. The
© CeMflarueBa fl. Э., 2020
imported ceramic pottery excavated at Solkhat comprises the fragments of glazed wares such as kashi, celadon, and Spanish lustre wares, and a specific group of red clay vessels with blue glazing, and Byzantine-influenced glazed pottery.. The paper has determined the pottery imported from the towns located in the Volga area, Madzhar, Khwarazm, Iran, Spain, and China. The kashi ware comprises the most numerous group (46.4%), which occurred at every site under research in Solkhat and its environs. The red clay ware featuring opaque light blue glaze comprise ca. 33.4% of all imports. The Byzantine circle pottery occurred only in the cultural layer of the caravanserai architectural assemblage and the industrial settlement of Bokatash II (12%). The lesser group of imported pottery comprises the products of another pottery centres in the Crimea (3.7%), Spanish lustre ware (2.4%), and Chinese celadon ware (2.1%). The paper is supplied with a statistic table showing the imported pottery excavated at Solkhat ancient town and in its near environs and the tables of illustrations.
Keywords: Golden Horde, Crimea, Solkhat, imported glazed pottery
Acknowledgments: The work was carried out within the framework of project No. 20-18-00076 supported by Russian Science Foundation.
В конце XIII - второй половине XIV в. в Крымском Улусе Золотой Орды существовало развитое местное гончарное производство, но в Солхат поступала и различная дорогостоящая импортная посуда. В историографии практически не встречаются публикации импортной керамики, найденной в Солхате. Особое значение для исследования глазурованной привозной посуды Солхатского городища имеют работы М. Г. Крамаровского1. Автор детально описал и проанализировал чашу с изображением сцены пира молодых людей в гранатовом саду, найденную в т. н. мечети Бейбарса, в слое заполнения землянки, обнаруженной под полом мечети с джучидскими монетами XIV в. [14, с. 170-193; 17, с. 68-69]. В книге «Человек средневековой улицы» опубликованы фрагменты византийского импорта эпохи Палеологов [14, с. 298]. Особое внимание уделено теме вина и веселья в художественном оформлении византийской, сельджукской и крымской столовой посуды XII-XIV вв. [16; 14, с. 164-198, 239-252]. Исследователь приходит к выводу о связях керамического производства Солхата с декоративно-прикладным искусством Рума [16, с. 248-249; 17, с. 68-69].
В 2013 году на территории архитектурного комплекса медресе-мечети хана Узбека была исследована предпортальная площадь [26]. Обнаружены хозяйственные ямы и водовод 30-х гг. - конца XIV - начала XV вв. Глазурованная керамика из этих комплексов была опубликована в кратком тезисном сообщении [25].
Исследователи А. В. Гаврилов и В. В. Майко в книге «Средневековое городище Солхат-Крым (материалы к археологической карте города Старого Крыма)» публикуют импортные находки изделий из некоторых районов Солхата, в том числе и привозную глазурованную плитку из облицовки мавзолея на возвышенности Но-гайлы-Оглу-Оба [3, с. 37].
В 2016 году выходит каталог выставки «Крым в золотоордынский период. Крымский Юрт Золотой Орды: наследие исчезнувшей империи», посвященный зо-
1 Выражаю благодарность доктору исторических наук, руководителю Старокрымской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа М. Г. Крамаровскому за возможность опубликовать материал и кандидату исторических наук В. Е. Науменко за консультацию при подготовке настоящей публикации.
лотоордынскому периоду в Крыму [27]. Впервые публикуются несколько фрагментов кашинной керамики, испанской люстровой посуды и фрагменты селадоновых чаш, найденных на территории Солхата в последние годы [27, с. 90-105].
В статье «Pax Mongolica и чингисидская глобализация» М. Г. Крамаровский пишет, что в период Золотой Орды встречается импорт из Китая (селадон) и полу-фаянсы с кобальтом, выполненные в технике люстра, с побережья юго-восточной Испании (Валенсия) [15, с. 21]. В иллюстративной части каталога опубликованы чаша с изображением птицы (Византийская Малая Азия?) [9, с. 457], сирийский ка-шинный кувшин с подглазурной росписью кобальтом [9, с. 458] и малоазийский (?) или крымский (?) альбарелло из кашина, покрытый бирюзовой глазурью [9, с. 459].
Доля импорта среди обнаруженной глазурованной керамики Солхатского городища и его округи составляет 17% (см. Приложение 2). Набор групп импортной керамики в целом является обычным для любого памятника в причерноморских областях Золотой Орды. Выделены группы сосудов, привезенных из городов Поволжья, Маджара, Хорезма, Ирана, Испании и Китая (см. Приложение 1).
1. Кашинная керамика
Коллекция кашинной глазурованной посуды наиболее многочисленна и включает в основном мелкие фрагменты сосудов открытого типа (чаши). Все изделия изготовлены из рыхлого серовато-белого или серовато-розового кашина способом тиснения в матрицах-калыпе, далее покрывались слоем белого ангоба и декорировались в технике подглазурной росписи, после покрывались бесцветной глазурью.
По способу орнаментации выделяются следующие группы кашинной столовой керамики:
I группа: Сосуды открытого типа (чаши?) с подглазурной росписью точками и растительными либо геометрическими мотивами черного или темно-синего цвета под монохромной бирюзовой глазурью (вид II по Ковалю [13, с. 90-93], отдел III по Лисовой [28, с. 25-26]) (рис. 1,1—3,5,11). Изготовление такого вида керамики получило широкое распространение на Ближнем и Среднем Востоке. В конце XIII - XIV вв. составляет один из самых распространенных типов глазурованной посуды в Иране, Сирии, Средней Азии и Поволжье [12, с. 90].
II группа: Сосуды открытого типа (чаши?) с подглазурной росписью в виде растительных мотивов полихромными красками (черной, бирюзовой и синей) и линиями ангоба (вариант II по Ковалю [13, с. 93-100], отдел I по Лисовой [28, с. 25-26]) (рис. 1,13-15; 2,1-7,9-13; 3,1-22).
III группа: Сосуды открытого типа (чаши?) с подглазурной монохромной росписью синей (кобальтовой) краской под прозрачной бесцветной глазурью («Тиму-ридская керамика») (рис. 2,8; 4,1-4).
IV группа: Сосуды открытого типа (блюда?) без декорирования из сероватого кашина на низком кольцевом поддоне с монохромной бирюзовой краской изнутри
и снаружи - темно-синей (кобальтовой) под прозрачной бесцветной глазурью (рис. 1,6-10,12).
V группа: Сосуды открытого типа на кольцевом поддоне типа «ладжвардина» (?) (рис. 6,1).
Также обнаружены фрагменты небольших чашечек полусферической формы из серовато-белого кашина на кольцевом поддоне, изнутри покрыты бирюзовой (рис. 1,7) и сероватой (?) глазурью (рис. 4,5-6).
Обнаружены фрагменты альбарелло (?), сосудов закрытого и открытого типа из белого рыхлого кашина, изнутри покрытых монохромной бирюзовой глазурью (рис. 5,1-6).
Отметим единичную находку пуговицы из мягкого белого кашина дисковид-ной формы с двумя отверстиями, покрытую бирюзовой глазурью (рис. 6,17). Аналогии данной находке известны в Поволжье и на Руси [8, с. 180].
Отдельно необходимо выделить строительную привозную керамику, которая представлена декоративными глазурованными облицовочными плитками. Кашин-ные изразцы обнаружены во фрагментарном виде. Выделяется две группы:
I группа: Облицовочные изразцы из серовато-белого кашина с подглазурной росписью в виде растительных мотивов монохромной синей краской (рис. 6,2-9,14).
II группа: Облицовочные изразцы из белого рыхлого кашина, покрытые монохромной бирюзовой непрозрачной глазурью (рис. 6,10-11,13,15-16).
Единичным экземпляром представлен изразец с тисненым декорированием и монохромной голубой глазурью (рис. 6,12).
Все эти группы кашинной керамики датируются серединой - второй половиной XIV вв. и известны по результатам раскопок городских центров Улуса Джучи в Поволжье [5, с. 45]. Характеристика кашина, аналогичного находкам глазурованной посуды золотоордынского Поволжья, позволяет относить все обнаруженные фрагменты к продукции нижневолжских городов столичных золотоордынских центров. Кашин-ные изделия, найденные в закрытых комплексах Солхатского городища, по нумизматическому материалу датируются концом XIII - второй половиной XIV вв. [18, с. 7], самая ранняя медная монета, чеканенная в Крыму, датируется 1291/2 г. [19, с. 44].
2. Китайский селадон
Со второй половины XIII в. на территории Золотой Орды действовал международный торговый путь, соединявший Европу с городами Центральной Азии и Китая. Солхат был одним из центров международной торговли и караванных путей. Торговые пути Улуса Джучи доходили до Китая, Индии, Аравии, Египта, Италии, Скандинавии [7, с. 144]. Из Китая в Золотую Орду доставлялись селадоновые сосуды, среди которых исследователи выделяют две разновидности, отличающиеся цветом глазури. Первая группа сосудов, покрытая светло-зеленой глазурью, производилась в Китае; вторая, отличающаяся сероватым тоном покрытия, относится исследователями к корейскому производству [10, с. 139]. Через Хорезм и поволжские города Золотой
Орды высокосортный селадон ввозился на территорию Руси [11, с. 140]. Находки в древнерусских городах сосудов восточного производства из фарфора и селадона связаны, безусловно, с Золотой Ордой. Керамика из селадона распространялась в городах, через которые проходили торговые пути, также встречалась в центрах, которые находились в удаленных местах. Товар доставлялся в ограниченных количествах и продавался по высокой цене. Известны случаи, когда дорогие фарфоровые, в том числе селадоновые, сосуды ремонтировались [30, с. 402]. Селадон, отличающийся серым цветом чрезвычайно плотной формовочной массы и покрытием со всех сторон зеленой поливой различных оттенков (от голубоватого до бурого, в основном нежно-зеленого цвета), высоко ценился в аристократическом средневековом мире.
Для классификации селадоновых находок из раскопок Солхатского городища и округи за основу взята схема, представленная в работе М. Д. Полубояриновой [32, с. 155]. В настоящем исследовании выделены две категории по функциональному назначению - чаши и блюда. Далее материал делится на три группы по морфологии:
I группа: Чаши из твердой фарфоровидной массы белого цвета, с полусферическим туловом с ровным вертикальным венчиком, поверхность покрыта толстым слоем прозрачной глазури приглушенного светлого серо-зеленого цвета. На одном фрагменте снаружи в верхней части корпуса нанесен врезной орнамент в виде меандра (рис. 7,2-3,6-7).
II группа: Чаши из твердой фарфоровой массы белого цвета, с полусферическим туловом с широким отогнутым горизонтальным бортом, внешняя часть ту-лова сосуда украшена рельефной моделировкой в виде вертикальных каннелюров с замкнутым округлым верхним краем, снаружи и изнутри сосуд покрыт монохромной глазурью светло-зеленого (с болотным оттенком) цвета (рис. 7,1,5).
III группа: Блюдо из твердой фарфоровой массы белого цвета, на низком кольцевом поддоне, поверхность покрыта толстым слоем прозрачной глазури приглушенного светлого серо-зеленого цвета, снаружи по краю кольцевого поддона прослеживается кольцо коричневого цвета (рис. 7,4).
Несмотря на незначительное количество фрагментов селадоновых сосудов, обнаруженных на средневековом городище Солхат, они надежно маркируют место и значение золотоордынской столицы Крыма на Великом шелковом пути. Благодаря этой крупнейшей трансконтинентальной торговой магистрали Крымский полуостров оказался местом сосредоточения носителей различных культурных традиций, что способствовало формированию на его территории специфической материальной культуры. Обнаруженные сосуды из селадона датируются второй половиной XIV в. [27, с. 133; 18, с. 9].
3. Испанский люстр
Западное направление керамического импорта отражают находки испанских мастеров. Испанские люстровые сосуды - это изделия из слабоожелезненной (розовой, телесного оттенка) глины, расписанные золотистой краской поверх глазурного покрытия, часто в сочетании с кобальтовой внутриглазурной росписью [38, с. 92].
Изготовление испанского люстра происходило в нескольких районах Испании с XI по XVIII вв., но наиболее популярна продукция Гранады и Малаги XIV в. и Валенсии конца XIV - XVI вв. Начало производства люстровой керамики на Пиренейском полуострове относится к XII в. и связано с переселением мавританских мастеров [13, с. 103]. К концу XIV в. валенсийские люстры начинают доминировать на международных рынках, в конце XIV - первой половине XV в. они получают широкое распространение в Крыму.
На территории Солхатского городища находки испанского люстра малочисленны, преобладают столовые сосуды открытой формы (чаши, тарелки, блюда).
В Солхате встречается люстровая керамика типа «Pula» (рис. 8,1-4), близкие по стилю изделия встречаются в Феодосии [37, с. 80-83, табл. IX,87-89; 25, с. 150151, кат. 131-132]. Свое название группа получила от города Пула на острове Сардиния [36, с. 473], керамика отличается стилем строго геометрического оформления. Это наиболее ранняя группа керамики, точно атрибутированная как продукция валенсийских мастерских [36, с. 473]. Изделия "Pula-type" могут быть датированы временем между 1330 и 1380 или 1420 гг. [41, р. 372-374; 40, p. 315-346].
Стиль «disc-flowers» также представлен одной находкой из раскопок средневековой христианской базилики (рис. 8,5). Основным элементом орнаментации этой группы являются стилизованные цветы в окружении точек, которые могут быть нанесены как люстром, так и кобальтом. Данная группа распространена в Италии, на Сицилии, в Нидерландах, Египте [36, с. 475].
К первой половине XV в. относится фрагмент люстровой керамики с декором типа «parallels and spirals», обнаруженный на поселении Кринички II (рис. 8,6). Для этого декора характерны спирали и параллельные линии в различных вариациях. Исследователи предполагают, что данный декор характерен для изделий Патерны [43, p. 365-375; 42, p. 84, Pl. 10,205-209].
Также найден редкий плоскодонный одноручный кувшин, черепок светло-оранжевоглиняный, ручка крепилась в средней части тулова, глазурь белого цвета, опаковая, на внешней стороне роспись черной краской в виде прямых и слегка волнистых линий (рис. 8,7-5).
Обнаруженная испанская керамика с росписью люстром с Солхатского городища и округи производилась в мастерских округи Валенсия (непосредственно Патерна и Манизеса). Начало экспорта продукции приходится, видимо, на вторую половину - последнюю четверть XIV в., а пик импорта - на первую половину XV в. В. Ю. Коваль предполагает, что экспорт испано-мавританских сосудов заканчивается после захвата турками Константинополя [12, с. 175]. Обнаруженные на городище Солхат и в ближайшей округе сосуды испанского импорта по нумизматическим находкам датируются XIV - первой четвертью XV вв. [27, с. 150-151; 24, с. 91].
4. Керамика византийского круга
Византийская керамика, найденная при раскопках городища, немногочисленна, в целом выделено около 45 (в работе представлено 30 фрагментов) изделий византийского круга.
Больше всего распространена группа керамики сграффито с концентрическими кругами и спиралями в качестве базового элемента декора «Sgraffito with Concentric Circles» (SCC) - наиболее встречающаяся среди подражаний так называемой «Зев-скиповой» керамике («Zeuxippus Derivate», «Zeuxippus Influence Ware», «Zeuxippus Ware Family» и др.) [37, с. 462].
На примере анализа находок алуштинской коллекции, проведенного И. Б. Те-сленко [37, с. 459-498], в нашем исследовании выделяется 4 условных технологических группы.
I группа: Сосуды открытого типа (чаши, блюда) красно-оранжевоглиняные с примесью мелкой слюды и песка, полусферической формы на кольцевом поддоне с выделенным бортом, изнутри и снаружи по краю покрыты монохромной насыщенной коричневой глазурью; изнутри орнамент, выполненный в технике «сграффито» в виде концентрических кругов в центре поля и под бортом, также встречаются волнистые линии; снаружи по краю имеется подглазурная роспись белым ангобом в виде волнистой или зигзагообразной линии [2, с. 26] (рис. 9,1-10; 10,1-13) (группа 2 по Масловскому [2, с. 26]; группа I по Тесленко [37, с. 463-466]).
II группа: Сосуды открытого типа (чаши, блюда) (рис. 11,1-4) темно-красно-глиняные с примесью песка и извести, полусферической формы на кольцевом поддоне с выделенным бортом, изнутри покрыты монохромной насыщенной коричневой глазурью; изнутри орнамент, выполненный в технике «сграффито» в виде концентрических кругов в центре поля (группа II по Тесленко [37, с. 466-467]).
Необходимо отметить, что на архитектурном комплексе караван-сарая найдены фрагменты-полуфабрикаты с хорошо промешанным тестом и относительно мелким дробленым шамотом и включением известняка, которые максимально подражали данной группе византийского импорта, но покрывались зеленой глазурью.
III группа: Изделия со сложным врезным орнаментом, выполненным в сочетании техник «сграффито» и «резерв», так называемые «Elaborate Incised Ware» (EIW) (группа IV по Тесленко). Сосуды открытого типа (небольшие чаши) (рис. 12, 4-5) оранжево-красноглиняные с примесью песка, полусферическое тулово на кольцевом поддоне, изнутри и снаружи покрыты светло-зеленой глазурью, орнамент в виде розетки, помещенной в восьмиконечную звезду. Также группа представлена единичным фрагментом кувшина (рис. 12,1-3) кирпично-красноглиняного, с небольшими включениями песка, тонкостенным, плоскодонным, изнутри и снаружи покрыт монохромной темно-желтой глазурью с орнаментом в технике «сграффито» и «шамплеве» в разнообразных мотивах («сельджукская цепь», «шахматная клетка», иногда со штриховкой, вертикальные или косые полосы, круглые спирали, криволинейные заштрихованные треугольники и др.) (группа 5 по Масловскому) [2, с.
32]. М. Г. Крамаровский связывает такие византийские кувшины с палеологовским временем и влиянием латинских образцов [23, с. 102-103].
Византийские сосуды составляют заметную долю керамического комплекса Солхатского городища и округи. Они поступали в Северное Причерноморье со второй половины XIII до середины XIV в. [2, с. 33-35]. Обнаруженные в закрытых археологических комплексах на городище Солхат и ближайшей округи находки датируются в тех же пределах [20, с. 9-14].
5. Красноглиняная керамика с бирюзовым покрытием
Красноглиняная керамика с плотным бирюзовым покрытием на данный момент, к сожалению, малоизвестна. Аналогии встречаются на территории Крымского полуострова, в частности, на Мангупском городище [31, с. 232], известны находки на памятниках Казанского ханства [33, с. 243-245; 34, с. 125-132]. А. Г. Ситдиков стратиграфически привязывает находки к слоям XIV-XVI вв. [33, с. 243]. С. Г. Бочаров предполагаеит, что данная категория сосудов изготавливалась в одном из столичных центров Золотой Орды - Селитренном городище [1, с. 34].
Сосуды насыщенно-красноглиняные без значительных видимых примесей, формовочная масса хорошо промешана, тесто плотное, снаружи и в большинстве случаев изнутри покрыты монохромной плотной опаковой голубой глазурью. В Солхате встречаются кувшины, чаши и блюда.
Iгруппа: Небольшие кувшинчики (?) насыщенно-красноглиняные с небольшими включениями известняка, грушевидной формы на кольцевом поддоне, снаружи покрыты монохромной плотной голубой глазурью (рис. 13,1-2).
II группа: Чаши насыщенно-красноглиняные без видимых включений, полусферической формы на кольцевом поддоне (диаметр от 4,5 до 6,8 см), венчик слегка отогнут, закруглен, снаружи и изнутри покрыты монохромной глухой голубой глазурью (рис. 13,3-6).
IIIгруппа: Блюда насыщенно-красноглиняные без видимых включений, полусферической формы на низком кольцевом поддоне (диаметр 7 см), снаружи и изнутри покрыты монохромной глухой голубой глазурью (рис. 13,7).
IVгруппа: Небольшие сосуды открытого типа насыщенно-красноглиняные без видимых включений, полусферической формы, плоскодонные (диаметр от 3,5 см), снаружи и изнутри покрыты монохромной глухой голубой глазурью (рис. 13,5).
Вероятней всего, к числу привозной керамики необходимо отнести категорию строительных находок - плитки с покрытием плотной монохромной голубой глухой глазурью, в формовочной массе некоторых фрагментов видна примесь известняка (рис. 14,1-14).
Категория поливной красноглиняной керамики с глухой голубой глазурью требует дополнительных исследований и поиска аналогий. Импортные изделия данного вида встречаются в комплексах второй половины XIV - начала XV вв. [26, с. 188-190].
6. Красноглиняная керамика группы «Юго-западного Крыма»
К числу импортной керамики, обнаруженной на городище Солхат и ближайшей округе необходимо отнести глазурованную керамику юго-западного Крыма, которая представлена двумя группами «Monochrome (Brown or Green) Sgraffito Wares» и «Polichrome (Brown and Green) Sgraffito Wares» (рис. 15,1-12). Данные группы находок известны по раскопкам позднесредневековых поселений и городищ горной и южнобережной частей Таврики и за ее пределами и датируются 60-ми гг. XIV - XV (1475 г.) вв.
I группа «Monochrome (Brown or Green) Sgraffito Wares»: Сосуды открытого типа (чаши?) светло-красноглиняные, плотного теста с включениями шамота и известняка, изнутри покрыты монохромной светло-зеленой или коричневой глазурью с орнаментом, выполненным в технике «сграффито» (рис. 15,3,11 ).
II группа «Polichrome (Brown and Green) Sgraffito Wares»: Сосуды открытого типа (чаши, тарелки) красноглиняные, плотного теста с включениями шамота и известняка, у чаш полусферический корпус с вертикальным закругленным или заостренным венчиком, тарелки с широким условно горизонтальным бортом, контуры борта выделены одним или двумя реберчатыми выступами, изнутри и снаружи по краю покрыты полихромной (коричневой и зеленой) глазурью с орнаментом, выполненным в технике «сграффито» (рис. 15,1-2,4-10,12).
В научной литературе имеется устойчивое мнение о том, что данная группа керамики изготавливалась во многих городских центрах Северного Причерноморья, в Крыму, ориентировочно - в Алустоне, Чембало, Фуне, и, вероятней всего, на Мангупе и др. [4, с. 386]. На Мангупе подобные находки встречаются во дворце и цитадели, являясь составляющей материального комплекса городища 20-70-х гг. XV в. [4, с. 387]. При изготовлении такой группы керамики местные ремесленники сохраняли основные морфологические и орнаментальные принципы поздневизан-тийской глазурованной посуды эпохи Палеологов с орнаментом, выполненным в технике «сграффито» [6, с. 396].
Необходимо отметить, что в Каффе были найдены ремесленные мастерские, где обнаружены полуфабрикат и фрагмент с монограммами, которые выполнены в подражание византийским сосудам [29, с. 289-290; 35, с. 29, рис. 6,4]. На Солхатском городище в архитектурном комплексе караван-сарая присутствуют три фрагмента, аналогичные чашам с Солдаи (рис. 16,1-2,4). Единичным экземпляром представлена монограмма в виде трилистника, вписанного в условный квадрат (рис. 16,3). По составу формовочной массы мы можем предполагать, что данная посуда изготавливалась в Солхате. В. В. Майко выделяет условный тип 11, куда относит монограмму с одинарным трилистником [29, с. 298].
Таким образом, мы выделили группы импортной посуды. Доля привозной керамики в Солхатском городище и округе составляет около 17% от общего количества находок глазурованной керамической продукции, которая была обработана (1956 фрагментов). Набор групп привозной посуды в целом является обычным для
любого памятника в причерноморских областях Золотой Орды. Импортная керамика, обнаруженная в Солхате, представлена фрагментами глазурованных изделий из кашина, селадона, испанского люстра, особой группы красноглиняных изделий с голубой поливой и керамикой византийского круга. Выделена керамика, привезенная из городов Поволжья, Маджара, Хорезма, Ирана, Испании и Китая. Наиболее многочисленную группу составляет кашинная керамика (46,4%), которая встречается на всех исследуемых объектах Солхата и округи. Красноглиняные изделия с непрозрачной голубой глазурью составляют около 33,4% от всех импортных изделий. Керамика византийского круга встречается только на архитектурном комплексе караван-сарая и ремесленном поселении Бокаташ II и в процентном соотношении составляет 12%. Наиболее малочисленные группы привозной керамики - посуда других гончарных центров Крыма (3,7%), испанский люстр (2,4%) и китайский селадон (2,1%). Предметы ремесла и искусства, привозимые из Египта, Ирана, Китая, Средней Азии, Кавказа, проникают в быт населения. Керамика, завезенная на полуостров из различных областей, послужила толчком для развития местной продукции, что выразилось в заимствовании декоративных элементов, орнаментов, техник изготовления. Благодаря находкам привозной керамики нам удалось проследить внешнеторговые связи золотоордынского города и степень оживленности отдельных направлений торговых маршрутов.
Приложение 1
Сводная статистическая таблица импортной керамики, найденой на территории солхатского городища и ближайшей округи
ОБЪЕКТ КАШИННАЯ КЕРАМИКА КАШИ ИНЫЕ ИЗРАЗЦЫ
Группа 1 Группа 11 Группа 111 Группа IV Группа V К * й я о Я к о. д Б 3 З1^ в в о. о 3 К ж® 1® 5 е. 3 < В Группа 1 Группа 11 _ = с 1 1 а, Я 5 || | О О.Е Р 2 О
Архитектурный комплекс мечети-медресе хана Узбека 2 10 1 1
Мечеть т.н. «Бейбарса» 1
Архитектурный комплекс Караван Сарай 1 5 1
Сооружение возле мечети хана Узбека (мавзолей) 2
Христианский храм, базилика 2 1 2
Мавзолей на г. Малый Агармыш 2 8 (из 21) 6 (из 53) 1
Могильник 7 3
Курган «Мамая» 2
Кринички П I 6 1
Бокатапг II 1 1
Средневековая баня в Георгиевской балке 12 5
Плато I 1
Садовое I 1 1
Школьный сад 1 1
Подъемный материал с городища 1
ОБЪЕКТ КИТАЙСКИЙ СЕЛАДОН
Группа I Групп» 11 1руппа III
Архитектурный комплекс мечеги-медресе хана Узбека 1 I
Кринички 11 1
Бокаташ II 1
Раскоп в северо-восточном секторе городища 2 1
ОБЪЕКТ ИСПАНСКИЙ ЛЮСТР
Типа «Рп1а Типа «(Ивс-Йодаеге» Типа «рагаПек апй аркак» Редкая оранжевощинянаа посуда
Архитектурный комплекс мечети-медресе хана Узбека 2
Кринички 11 2 1 1
Плато I 2
ОБЪЕКТ ВИЗАИТИИСКИИ ИМПОРТ
Группа I Группа II Группа Ш Группа IV
Архитектурный комплекс Караван Сарай 12 !
Бокаташ II 11 3 3
Подъемный материал с городища 1
ОБЪЕКТ К РА СИ О Г Л И ИЯ ПАЯ КЕРАМИКА С БИРЮЗОВОЙ ГЛУХОЙ ГЛАЗУРЬЮ ИЗРАЗЦЫ
Группа I. Кувшинчики Группа N Чаши Группа Ш. Блюда Группа IV. Сосуды открытого типа
Архитектурный комплекс Мечети-медресе хана У збека 1
Архитектурный комплекс Караван Сарай 2
Христианский храм, базилика 2
Мавзолей на г. Малый Агармыш 2 Щ (из 89)
Кринички II 1
ОБЪЕКТ К Р А СИ О Г Л И ИЯ 11АЯ КЕРАМИКА ГРУППЫ «ЮЗК»
Архитектурный комплекс 6
Караван Сарай
Кринички II 3
Бокаташ II 3
Приложение 2
Доля привозной керамики с солхатского городища
Фр-ты Фр-ты Фр-ты
Всего в работе использовано: 1956 Импортная керамика: 332 Кашинная керамика 154 (7,8%)
Красиоглиняиая керамика с голубой глазурью Ш (5,7%)
Керамика византийского крута 40 (2,1%)
Керамика группы «ЮЗК» 12 (0,6%)
Испанская люсгровая керамика 8 (0,4%)
Китайский селадон 7 (0,4%)
Из Старокрымского литературно-художеств енно го музея; Из музея ист ории и археологии Крыма (г. Старый Крым): Из археол. отчетов: 1184 7-10 32 135 165 32
В процентном соотношении 100% 16,97%
Рис. 1. Импортная кашинная керамика: группа I (1-3, 5, 11), группа II (13-15), группа IV (6-10, 12). Фрагменты керамики с бирюзовой глазурью (7)
Рис. 3. Импортная кашинная керамика: группа II (1-22) [№№ 1-9 по: 18, табл. XVIII; № 10 по: 19,
табл. XXVI]
D = 5
Рис. 4. Импортная кашинная керамика: группа III (1-4). Фрагменты керамики с сероватой глазурью (5-6)
Рис. 5. Импортная кашинная керамика. Фрагменты альбарелло и сосудов с бирюзовой глазурью
Рис. 6. Импортная кашинная керамика: группа V, тип «ларджвардина» (1). Облицовочные изразцы: группа I (2-9, 14), группа II (10-11, 13, 15-16). Изразец с тисненным орнаментом (12). Пуговица с
голубой глазурью (17). [№ 1 по: 20, № 5131
»»20
Рис. 7. Китайский селадон: группа I (2-3, 6-7), группа II (1), группа III (5), группа IV (4) [№ 5 по: 18,
табл. XXI]
Рис. 8. Испанский люстр: типа «Pula» (1-3), стиль «disc-flowers» (4), «parallels and spirals» (5-6).
Плоскодонный кувшин (7-8)
D = 7,7
Рис. 13. Красноглиняная импортная керамика с бирюзовым покрытием: группа I (1-2), группа II
(3-6), группа III (7), группа IV (8)
Рис. 16. Фрагменты чаш с изображением монограмм производства Солхата (3) и Каффы (?) (1-2, 4)
[№№ 2, 4 по: 22, с. 160]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочаров С.Г. Красноглиняная керамика с бирюзовой глазурью из археологических исследований Царевского городища // Поволжская археология. 2020. № 2 (32). С. 32-37.
2. Бочаров С.Г., Масловский А.Н. Византийская поливная керамика в городах Северного Причерноморья Золотоордынского периода (вторая половина XIII - конец XIV вв.) // Поволжская археология. 2012. № 1. С. 33-35.
3. Гаврилов А.В., Майко В.В. Средневековое городище Солхат-Крым (материалы к археологической карте города Старый Крым). Симферополь: Бизнес-Информ, 2014. 212 с.
4. Герцен А.Г., Землякова А.Ю., Науменко В.Е., Смокотина А.В. Стратиграфические исследования на юго-восточном склоне мыса Тешкли-Бурун (Мангуп) // МАИЭТ. 2006. Вып. XII. С. 371-494.
5. Герцен А.Г., Науменко В.Е. «Между Золотой Ордой и Романией...» // Крым в Золотоордынский период. Крымский Юрт Золотой Орды: наследие исчезнувшей империи: каталог выставки. Симферополь: Тарпан, 2016. С. 36-49.
6. Герцен А.Г., Науменко В.Е. Археологические исследования в районе церкви Св. Константина (Мангуп): II горизонт застройки // МАИЭТ. 2009. Вып. XV. С. 389-431.
7. Город Болгар: культура, искусство, торговля / ред. П. Н. Старостин; Ин-т археологии РАН; Ин-т истории им. Ш. Марджани АН Татарстана. М.: Наука, 2008. 276 с.
8. Детинкина Н.И. Комплекс украшений Сухореченского поселения золотоордынского времени // ВУЗы в археолого-этнографических исследованиях Урало-Поволжья: опыт, проблемы, перспективы: Материалы XLII Урало-Поволжской студенческой археологической конференции. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. С. 237-243.
9. Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи: каталог выставки / Гос. Эрмитаж. М.: Фонд Марджани, 2019. 504 с.
10. Золотая Орда. История и культура: Каталог выставки. СПб.: Славия, 2005. 264 с.
11. Кдырниязов М.Ш. Культура Хорезма в эпоху Золотой Орды // Город и степь в контактной Евро-Азиатское зоне. Тезисы докладов «III Международной научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения Г.А. Федорова-Давыдова». М., 2006. С. 139-140.
12. Коваль В.Ю. Испанская люстровая керамика в Москве // РА. 1996. № 1. С. 169-175.
13. Коваль В.Ю. Керамика Востока на Руси IX-XVIII века. М.: Наука, 2010. 269 с.
14. Крамаровский М. Г. Человек средневековой улицы: Золотая Орда, Византия, Италия. СПб.: Евразия, 2012. 545 с.
15. Крамаровский М.Г. Pax Mongolica и чингисидская глобализация // Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи: каталог выставки / Гос. Эрмитаж. М.: Фонд Марджани, 2019. С. 15-56.
16. Крамаровский М.Г. Византийская и сельджукская керамика с орнаментом сграффито с темой вина и веселья конца XII - первой половины XIV в. (по материалам Крыма и Черноморского побережья Болгарии) // АДСВ. 2000. Вып. 31. С. 233-250.
17. Крамаровский М.Г. Крым и Рум в XIII-XIV столетиях (Анатолийская диаспора и городская культура Солхата) // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4. № 1. С. 55-88.
18. Крамаровский М.Г. Отчет о полевых исследованиях 1978 г. на городище средневекового Солхата (Крым, Старый Крым) археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Старый Крым, Ленинград, 1979. 127 с. // Научный архив отдела Востока Государственного Эрмитажа.
19. Крамаровский М.Г. Отчет о полевых исследованиях 1979 г. на городище средневекового Солхата (Крым, Старый Крым) археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Старый Крым, Ленинград, 1980. 147 с. // Научный архив отдела Востока Государственного Эрмитажа.
20. Крамаровский М.Г. Отчет о полевых исследованиях 1983 г. на городище средневекового Солхата (Крым, Старый Крым) археологической экспедиции Государственного Эрмитажа в 1983 г. Старый Крым, Ленинград, 1984 // Научный архив отдела Востока Государственного Эрмитажа. 122 с.
21. Крамаровский М.Г. Отчет о полевых исследованиях 1991 г. на городище средневекового Солхата (Крым, Старый Крым) археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Старый Крым, Санкт-Петербург, 1991-1992. 94 с. // Научный архив отдела Востока Государственного Эрмитажа.
22. Крамаровский М.Г. Отчет о полевых исследованиях 1993 г. на городище Солхата (Крым) археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Старый Крым, Ленинград, 1994. // Научный архив отдела Востока Государственного Эрмитажа. 160 с.
23. Крамаровский М.Г. Три группы поливной керамики XIII-XIV вв. из Северного Причерноморья // Византия и византийские традиции. СПб., 1996. С. 96-116.
24. Крамаровский М.Г., Гукин В.Д. Золотоордынское поселение Кринички II (Результаты полевых исследований). СПб.: Гос. Эрмитаж, 2002. 183 с.
25. Крамаровский М.Г., Науменко В.Е., Сейдалиев Э.И. Глазурованная керамика из двух закрытых археологических комплексов XIV в. в медресе Солхата (по материалам исследований 2013 г.) // Международный научный семинар «Поливная керамика Причерноморья Средиземноморья как источник по изучению византийской цивилизации» (Севастополь, 5-8 сентября 2014 г.). Севастополь, 2014. С. 64-69.
26. Крамаровский М.Г., Сейдалиев Э.И. Отчет о полевых исследованиях 2013 г. на городище средневекового Солхата (г. Старый Крым) объединенной археологической экспедицией Отдела Востока Гос. Эрмитажа и КРУ Бахчисарайского историко-культурного заповедника по изучению архитектурно-исторического комплекса «Мечеть и медресе Солхата». Старый Крым, Бахчисарай, Санкт-Петербург, 2013-2014. 362 с. // Научный архив отдела Востока Государственного Эрмитажа.
27. Крым в Золотоордынский период. Крымский Юрт Золотой Орды: наследие исчезнувшей империи: каталог выставки. Симферополь: Тарпан, 2016. 160 с.
28. Лисова Н.Ф. Орнамент глазурованной посуды золотоордынских городов Нижнего Поволжья. Казань: Институт истории АН РТ, 2012. 184 с. (Серия «Археология евразийских степей». Вып. 15).
29. Майко В.В. Керамика с монограммами средневековой Солдайи. Типология, хронология и место производства // МАИЭТ. 2019. Вып. XXIV. С. 288-311.
30. Меньшикова М.Л. О том, что видел и слышал Ибн Баттута в Китае // «Подарок созерцающим». Странствия Ибн Батуты: каталог выставки. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. С. 399-409.
31. Науменко В.Е., Душенко А.А. Княжеский дворец Мангупского городища: помещение Н южного участка комплекса (по материалам коллекции Р. Х. Лепера Государственного Эрмитажа и современных археологических исследований) // МАИЭТ. 2017. Вып. XXII. С. 187-238.
32. Полубояринова М.Д. Китайский селадон из Болгара // РА. 2003. № 2. С. 155-164.
33. Ситдиков А.Г. Поливная керамика Казанского Ханства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. С. 243-245.
34. Ситдиков А.Г., Храмченкова Р.Х. Типология поливной керамики Казанского ханства и анализ ее элементного состава // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Казань, 2011. № 3 (25). С. 125-132.
35. Тесленко И.Б. Виробництво полив'яного посуду в Криму за чаив Улуг Улусу // Археолопя i давня iсторiя Украши. Киев, 2018. Вып. 4 (29). С. 7-83.
36. Тесленко И.Б. Испанская керамика с росписью люстром в Крыму // Сугдейский сборник. Киев-Судак: Академпериодика, 2004. С. 467-494.
37. Тесленко И.Б. Поливная керамика византийского круга эпохи Палеологов из раскопок крепости в Алуште // МАИЭТ. 2018. Вып. XXIII. С. 459-498.
38. Тесленко И.Б., Сейдалиева Д.Э. Гончарное производство и керамический импорт Крыма конца XIII - начала XV в. // Крым в золотоордынский период. Крымский Юрт Золотой Орды: наследие исчезнувшей империи: каталог выставки. Симферополь: Тарпан, 2016. С. 85-106.
39. Штерн Э.Р. Феодосия и ее керамика // Музей Императорского Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1906. Вып. III. 103 с.
40. Berti G., Tongiorgi E. Ceramiche impórtate della Spagna nell'area pisana del XII al XV secolo // Sequndo Coloquio Internacional de Cerámica Medieval en el Mediterráneo Occidental (Toledo, 1981). Madrid, 1986. P. 315-346.
41. Blake H. The Ceramic Hoard from Pula (prov. Cagliari) and the Pula Type of Spanish Lusterware // Sequndo Coloquio Internacional de Cerámica Medieval en el Mediterráneo Occidental (Toledo, 1981). Madrid, 1986. P. 372-374.
42. Francois V. Ceramiques medievales a Alexandrie. Caire, 1999. 203 p.
43. González Martí M. Cerámica del Levante español. Siglos medievales. Vol. 1. Loza. Barselona, Madrid, 1944.
REFERENCES
1. Bocharov S.G. Krasnoglinianaia keramika s biriuzovoi glazur'iu iz arkheologicheskikh issledovanii Tsarevskogo gorodishcha. Povolzhskaia arkheologiia, Kazan, 2020, vol. 2 (32), pp. 32-37.
2. Bocharov S.G., Maslovskii A.N. Vizantiiskaia polivnaia keramika v gorodakh Severnogo Prichernomor'ia Zolotoordynskogo perioda (vtoraia polovina XIII - konets XIV vv.). Povolzhskaia arkheologiia, Kazan, 2012, vol. 1, pp. 33-35.
3. Gavrilov A.V., Maiko V.V. Srednevekovoe gorodishche Solkhat-Krym (materialy k arkheologicheskoi karte goroda Staryi Krym). Simferopol, Biznes-Inform Publ., 2014, 212 p.
4. Gertsen A.G., Zemliakova A.Iu., Naumenko V.E., Smokotina A.V. Stratigraficheskie issledovaniia na iugo-vostochnom sklone mysa Teshkli-Burun (Mangup). Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, Simferopol, 2006, vol. XII, pp. 371-494.
5. Gertsen A.G., Naumenko V.E. «Mezhdu Zolotoi Ordoi i Romaniei...». Krym v Zolotoordynskiiperiod. Krymskii Iurt Zolotoi Ordy: nasledie ischeznuvshei imperii: katalog vystavki, Simferopol, Tarpan Publ., 2016, pp. 36-49.
6. Gertsen A.G., Naumenko V.E. Arkheologicheskie issledovaniia v raione tserkvi Sv. Konstantina (Mangup): II gorizont zastroiki. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, Simferopol, 2009, vol. XV, pp. 389-431.
7. Starostin P. N. (Ed.), GorodBolgar: kul'tura, iskusstvo, torgovlia. Moscow, Nauka Publ., 2008, 276 p.
8. Detinkina N.I. Kompleks ukrashenii Sukhorechenskogo poseleniia zolotoordynskogo vremeni. MaterialyXLII Uralo-Povolzhskoi studencheskoi arkheologicheskoi konferentsii "VUZy v arkheologo-etnograficheskikh issledovaniiakh Uralo-Povolzh'ia: opyt, problemy, perspektivy", Kostroma, 2010, pp. 237-243.
9. Zolotaia Orda i Prichernomor'e. Uroki Chingisidskoi imperii: katalog vystavki. Moscow, Fond Mardzhani Publ., 2019, 504 p.
10. Zolotaia Orda. Istoriia i kul'tura: katalog vystavki. St-Petersburg, Slaviia Publ., 2005, 264 p.
11. Kdyrniiazov M.Sh. Kul'tura Khorezma v epokhu Zolotoi Ordy. Gorod i step' v kontaktnoi Evro-Aziatskoe zone. Tezisy dokladov «IIIMezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posviashchonnoi 75-letiiu so dnia rozhdeniia G. A. Fedorova-Davydova», Moscow, 2006, pp. 139-140.
12. Koval' V.Iu. Ispanskaia liustrovaia keramika v Moskve. Rossiiskaia arkheologiia, 1996, No. 1, pp 169-175.
13. Koval' V.Iu. Keramika Vostoka na Rusi IX-XVIII veka. Moscow, Nauka Publ., 2010, 269 p.
14. Kramarovskii M.G. Chelovek srednevekovoi ulitsy: Zolotaia Orda, Vizantiia, Italiia. St-Petersburg, Evraziia Publ., 2012, 545 p.
15. Kramarovskii M.G. Pax Mongolica i chingisidskaia globalizatsiia. Zolotaia Orda i Prichernomor'e. Uroki Chingisidskoi imperii: katalog vystavki, Moscow, Fond Mardzhani Publ., 2019, pp. 15-56.
16. Kramarovskii M.G. Vizantiiskaia i sel'dzhukskaia keramika s ornamentom sgraffito s temoi vina i vesel'ia kontsa XII - pervoi poloviny XIV v. (po materialam Kryma i Chernomorskogo poberezh'ia Bolgarii). Antichnaia drevnost' i srednie veka, Ekaterinburg, 2000, vol. 31, pp. 233-250.
17. Kramarovskii M.G. Krym i Rum v XIII-XIV stoletiiakh (Anatoliiskaia diaspora i gorodskaia kul'tura Solkhata). Zolotoordynskoe obozrenie, 2016, T. 4, vol. 1, pp. 55-88.
18. Kramarovskii M.G. Otchet o polevykh issledovaniiakh 1978 g. na gorodishche srednevekovogo Solkhata (Krym, Staryi Krym) arkheologicheskoi ekspeditsii Gosudarstvennogo Ermitazha. Staryi Krym, Leningrad, 1979. Nauchnyi arkhiv otdela Vostoka Gosudarstvennogo Ermitazha.
19. Kramarovskii M.G. Otchet o polevykh issledovaniiakh 1979 g. na gorodishche srednevekovogo Solkhata (Krym, Staryi Krym) arkheologicheskoi ekspeditsii Gosudarstvennogo Ermitazha. Staryi Krym, Leningrad, 1980. Nauchnyi arkhiv otdela Vostoka Gosudarstvennogo Ermitazha.
20. Kramarovskii M.G. Otchet o polevykh issledovaniiakh na gorodishche srednevekovogo Solkhata (Krym, Staryi Krym) arkheologicheskoi ekspeditsii Gosudarstvennogo Ermitazha v 1983 g. Staryi Krym, Leningrad, 1984. Nauchnyi arkhiv otdela Vostoka Gosudarstvennogo Ermitazha.
21. Kramarovskii M.G. Otchet o polevykh issledovaniiakh 1991 g. na gorodishche srednevekovogo Solkhata (Krym, Staryi Krym) arkheologicheskoi ekspeditsii Gosudarstvennogo Ermitazha. Staryi Krym, St-Peterburg, 1991-1992. Nauchnyi arkhiv otdela Vostoka Gosudarstvennogo Ermitazha.
22. Kramarovskii M.G. Otchet o polevykh issledovaniiakh 1993 goda na gorodishche srednevekovogo Solkhata (Krym, Staryi Krym) arkheologicheskoi ekspeditsii Otdela Vostoka Ermitazha. Staryi Krym, St-Peterburg, 1994. Nauchnyi arkhiv otdela Vostoka Gosudarstvennogo Ermitazha.
23. Kramarovskii M.G. Tri gruppy polivnoi keramiki XIII-XIV vv. iz Severnogo Prichernomor'ia. Vizantiia i vizantiiskie traditsii, St-Peterburg, 1996, pp. 96-116.
24. Kramarovskii M.G., Gukin V.D. Zolotoordynskoe poselenie Krinichki II (Rezul'taty polevykh issledovanii). St-Petersburg, Gosudarstvennyi Ermitazh Publ., 2002, 183 p.
25. Kramarovskii M.G., Naumenko V.E., Seidaliev E.I. Glazurovannaia keramika iz dvukh zakrytykh arkheologicheskikh kompleksov XIV v. v medrese Solkhata (po materialam issledovanii 2013 g.). Mezhdunarodnyi nauchnyi seminar «Polivnaia keramika Prichernomor'ia Sredizemnomor'ia kak istochnikpo izucheniiu vizantiiskoi tsivilizatsii» (Sevastopol, 5-8 sentiabria 2014 g.), Sevastopol, 2014, pp. 64-69.
26. Kramarovskii M.G., Seidaliev E.I. Otchet ob polevykh issledovaniiakh 2013 g. na gorodishche srednevekovogo Solkhata (g. Staryi Krym) ob"edinennoi arkheologicheskoi ekspeditsiei Otdela Vostoka Gos. Ermitazha i KRU Bakhchisaraiskogo istoriko-kul'turnogo zapovednika po izucheniiu arkhitekturno-istoricheskogo kompleksa «Mechet' i medrese Solkhata». Staryi Krym, Bakhchisarai, St-Petersburg, 2013-2014. Nauchnyi arkhiv otdela Vostoka Gosudarstvennogo Ermitazha.
27. Krym v Zolotoordynskii period. Krymskii Iurt Zolotoi Ordy: nasledie ischeznuvshei imperii: katalog vystavki. Simferopol, Tarpan Publ., 2016, 160 p.
28. Lisova N.F. Ornament glazurovannoi posudy zolotoordynskikh gorodov Nizhnego Povolzh'ia. Kazan, Institut istorii AN RT Publ., 2012, 184 p.
29. Maiko V.V. Keramika s monogrammami srednevekovoi Soldaii. Tipologiia, khronologiia i mesto proizvodstva. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, Simferopol, 2019, vol. XXIV, pp. 288-311.
30. Men'shikova M.L. O tom, chto videl i slyshal Ibn Battuta v Kitae. «Podarok sozertsaiushchim». Stranstviia Ibn Batuty: katalog vystavki. St-Petersburg, Ermitazh Publ., 2015, pp. 399-409.
31. Naumenko V.E., Dushenko A.A. Kniazheskii dvorets Mangupskogo gorodishcha: pomeshchenie N iuzhnogo uchastka kompleksa (po materialam kollektsii R. Kh. Lepera Gosudarstvennogo Ermitazha i sovremennykh arkheologicheskikh issledovanii). Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, Simferopol, 2017, vol. XXII, pp. 187-238.
32. Poluboiarinova M.D. Kitaiskii seladon iz Bolgara. Rossiiskaia arkheologiia, 2003, No. 2, pp. 155-164.
33. Sitdikov A.G. Polivnaia keramika Kazanskogo Khanstva. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta, 2009, pp. 243-245.
34. Sitdikov A.G., Khramchenkova R.Kh. Tipologiia polivnoi keramiki Kazanskogo khanstva i analiz ee elementnogo sostava R. Kh. Khramchenkova. Vestnik Tatarskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, Kazan, 2011, vol. 3 (25), pp. 125-132.
35. Teslenko I.B. Virobnitstvo poliv'ianogo posudu v Krimu za chasiv Ulug Ulusu. Arkheologiia i davnia istoriia Ukraini, Kiev, 2018, vol. 4 (29), pp. 7-83.
36. Teslenko I.B. Ispanskaia keramika s rospis'iu liustrom v Krymu. Sugdeiskii sbornik, Kiev, Sudak, Akademperiodika Publ., 2004, pp. 467-494.
37. Teslenko I.B. Polivnaia keramika vizantiiskogo kruga epokhi Paleologov iz raskopok kreposti v Alushte. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, Simferopol, 2018, vol. XXIII, pp. 459-498.
38. Teslenko I.B., Seidalieva D.E. Goncharnoe proizvodstvo i keramicheskii import Kryma kontsa XIII - nachala XV v. Krym v zolotoordynskii period. Krymskii Iurt Zolotoi Ordy: nasledie ischeznuvshei imperii: katalog vystavki, Simferopol, Tarpan Publ., 2016, pp. 85-106.
39. Shtern E.R. Feodosiia i ee keramika. Muzei Imperatorskogo Odesskogo obshchestva istorii i drevnostei. Odessa, 1906, vol. III, 103 р.
40. Berti G., Tongiorgi E. Ceramiche importate della Spagna nell'area pisana del XII al XV secolo. Sequndo Coloquio Internacional de Cerámica Medieval en el Mediterráneo Occidental (Toledo, 1981), Madrid, 1986, pp. 315-346.
41. Blake H. The Ceramic Hoard from Pula (prov. Cagliari) and the Pula Type of Spanish Lusterware. Sequndo Coloquio Internacional de Cerámica Medieval en el Mediterráneo Occidental (Toledo, 1981), Madrid, 1986, pp. 372-374.
42. Francois V. Ceramiques medievales a Alexandrie. Caire, 1999. 203 p.
43. González Martí M. Cerámica del Levante español. Siglos medievales. Vol. 1. Loza. Barselona, Madrid, 1944.
Информация об авторе
Сейдалиева Д. Э. - младший научный сотрудник Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма Крымского федерального университета им В. И. Вернадского, Researcher ID: AAH-7797-2019.
Information about the author
Seidalieva D. E. - Junior Researcher at the History and Archaeology of the Crimea Research Centre of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Researcher ID: AAH-7797-2019.