Научная статья на тему 'Архитектурные художественные особенности и реставрация настенной живописи Театра «Феномен»'

Архитектурные художественные особенности и реставрация настенной живописи Театра «Феномен» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
131
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОТЕАТР ФЕНОМЕН / ТОГРУЛ НАРИМАНБЕКОВ / РЕСТАВРАЦИЯ / КОНСЕРВАЦИЯ / КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анар Азизсой, Раксана Гасанова

Этот элегантный дворец в стиле позднего барокко был построен в 1910 году на новом бульваре Баку. 6 июня 1910 г. архитектор и строитель здания театра-кинематографа на «Новом бульваре» (так назывался в то время этот участок бульвара) гражданский инженер И.К. Плошко обратился к бакинскому градоначальнику подполковнику П. Мартынову с ходатайству «о назначении комиссии для осмотра этого здания на предмет пригодности его для публичного пользования». 1991 году началось реставрация в настенной живописи в Театра Кукол. В те годы Бакинцы с нетерпением поглядывали на здание Театра Кукол, ждали окончания реставрационных работ, чтобы привести сюда своих детей. Не только на спектакль, но и на великолепные росписи, которыми Тогрул Нариманбеков украсил стены вестибюля и двух фойе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурные художественные особенности и реставрация настенной живописи Театра «Феномен»»

АРХИТЕКТУРНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И РЕСТАВРАЦИЯ НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ ТЕАТРА «ФЕНОМЕН»

© Анар Азизсой*, Раксана Гасанова*

Университет Батман, Турция Азербайджанская государственная академия художеств, Азербайджан, г. Баку

Этот элегантный дворец в стиле позднего барокко был построен в 1910 году на новом бульваре Баку. 6 июня 1910 г. архитектор и строитель здания театра-кинематографа на «Новом бульваре» (так назывался в то время этот участок бульвара) гражданский инженер И.К. Плошко обратился к бакинскому градоначальнику подполковнику П. Мартынову с ходатайству «о назначении комиссии для осмотра этого здания на предмет пригодности его для публичного пользования». 1991 году началось реставрация в настенной живописи в Театра Кукол. В те годы Бакинцы с нетерпением поглядывали на здание Театра Кукол, ждали окончания реставрационных работ, чтобы привести сюда своих детей. Не только на спектакль, но и на великолепные росписи, которыми Тог-рул Нариманбеков украсил стены вестибюля и двух фойе.

Ключевые слова кинотеатр Феномен, Тогрул Нариманбеков, реставрация, консервация, кукольный театр.

Введение

Этот элегантный дворец в стиле позднего барокко был построен в 1910 году на новом бульваре Баку (рис. 1).

Уютно помещенный прямо на берегу Каспия, особняк находился на самом краю зарождавшегося тогда Приморского бульвара. Он вполне обоснованно соединял в себе мысль о беззаботном отдыхе и коммерции. С другой стороны к театру почти вплотную примыкали пристани и док компании «Кавказ и Меркурий» (впоследствии на ее базе будет создан «Каспар»).

6 июня 1910 г. архитектор и строитель здания театра-кинематографа на «Новом бульваре» (так назывался в то время этот участок бульвара) гражданский инженер И.К. Плошко обратился к бакинскому градоначальнику подполковнику П. Мартынову с ходатайству «о назначении комиссии для осмотра этого здания на предмет пригодности его для публичного пользования» [5] (рис. 2).

* Доцент, заведующий отделом Университета Батман (факультет Естественных и литературных наук, специальность Сохранение и восстановление культурного наследия).

* Преподаватель Университета Батман (факультет Естественных и литературных наук, специальность Сохранение и восстановление культурного наследия, докторант Азербайджанской государственной академии художеств.

Рис. 2. Юзеф Плошко 1867-1931

Приказом №155 от 10 июня по Бакинскому градоначальству назначенная П.П.Мартыновым комиссия должна была 11 июня 1910 г. произвести освидетельствование здания, а правительственный инспектор бакинской телефонной сети инженер Борисов проверить все электрические установки. 17 июня газета «Каспий» уже писала о начале работы синематографа «Феномен». Строительство этого здания обошлось частным предпринимателям в сумму около 60.000 рублей. Арендная плата за землю составляла на первые 7 лет 3.500 руб. в год, в дальнейшем аренда должна была продлеваться решением городского управления или перейти в собственность города. Новый синематограф был самым большим синематографом (в 1910 г. - на момент постройки) в городе и оснащен самым современным техническим обо-

рудованием. Размеры зрительного зала составляли 11 сажень (прибл. 24 м) в длину, 5 сажень (11 м) в ширину и 13,5 аршин (10 м) в высоту. В партере было 400 мест, 5 лож и хоры имели еще 56 мест, еще 2 ложи были бесплатные -они предназначались для градоначальника и членов городской управы. Скамеек в синематографе не было, стояли только кресла и стулья, расставленные, как описывал И. Плошко, свободно, с двумя и тремя проходами для удобства публики. Места были первого, второго и третьего «разряда». Экран синематографа был также самым большим из всех имеющихся в наличии в синематографах Баку того времени: длина - 9 аршин (6,5 м), ширина -7 аршин (5 м). Особое внимание при строительстве синематографа было уделено системе вентиляции, что было совершенной новинкой для Баку. Это была первая вентиляция в общественном месте Баку вообще (рис. 3).

Пристань „Кавкааъ и МеркурИТ

Рис. 3. Пристань Кавказ и Меркурий, к-тр Феномен. 1910

Как писала газета «Каспий» незадолго до открытия синематографа в театре имелась усовершенствованная система вентиляции для вытягивания «испорченного воздуха из помещения и замены этого воздуха летом - холодным, а зимой теплым» каждые четверть часа.

Сначала была запланирована вытяжная вентиляция, однако она была, в связи с поднимающейся при этом пылью, признана вредной для здоровья. Поэтому было решено вентилировать помещение путем «накачивания воздуха в зал после пропуска его через озонатор, охлаждающие каналы и фильтр» [«Каспий» № 134 за 17.06.1910]. В связи с большим наплывом публики в первые дни работы кинотеатра выяснилось, что имеющаяся вентиляция недостаточна, в связи с чем, пришлось «утроить обмен воздуха, поставив вместо односилового мотора трехсильный», о чем писал в газете «Кас-

пий» 18 июня 1910 г. инженер И. Плошко в ответ на критическую заметку, опубликованную в той же газете днем ранее. В этой же заметке от 17.06.1910 г. можно было прочесть: Снаружи здание, действительно, представляет весьма красивую постройку. При входе сразу же бросается в глаза комфортабельная обстановка и сравнительная чистота.

Фильмы, демонстрируемые в «Феномене», были так называемого «первого экрана» и владельцами прикладывались усилия к тому, чтобы они, по возможности, не совпадали с фильмами, идущими в других синематографах города. Наверху имелись 3 веранды для буфета, который, в свою очередь, также сдавался в аренду.

Вход на верхнюю веранду был бесплатно разрешен только обладателям билетов 1 и 2 «разрядов», остальные должны были платить за вход 20 копеек. Первым содержателем синематографа «Феномен» являлся М. Гофман. Помещение театра-синематографа планировалось также сдавать в аренду для спектаклей, несмотря на небольшой размер сцены. Однако владельцы планировали испросить у города разрешение на несколько саженей земли позади здания, для его расширения в будущем. Впоследствии его архитектурный фронтон очень органично украсили четыре скульптуры древнегреческих богов Меркурия, Бахуса, Посейдона и Афродиты. По две спереди и две - по бокам. В послереволюционное время здесь в различное время располагались сатир-агиттеатр и Театр юного зрителя. «Перед войной и после неё в конце 40-х годов и даже в 50-х там был кинопрокат. Зал был небольшим и очень душным. Это был кинотеатр повторного фильма и не очень посещаемый» (рис. 4).

1Г~

Рис. 4. Народный дом (театр) им. 26. бак. комиссаров (Баку). 1920 г.

В 1952 г. в здании «Феномена» был открыт Азерб. государственный сельскохозяйственный музей им. В.И. Ленина. И в этот период четыре скульптуры, поставленные Плошко, были убраны и вместо них перед зданием на от-

дельном постаменте поставили чобана и доярку. Наряду с обычной музейной экспозицией, здесь также проводились лекции и демонстрировались фильмы на сельскохозяйственные темы. В начале 1970-ых годов здание получило своего нынешнего владельца - в нем поселился Азербайджанский государственный театр кукол имени А. Шаига. Когда в конце восьмидесятых годов в театре проводился капитальный ремонт, решили более точно восстановить исторический облик фасадной части здания, слегка подпорченной поздними новациями и ремонтнымиработами. Был возвращен первоначальный вид перильных ограждений крыши здания и лепных украшений фасада. Задумались было и о восстановлении скульптур, действительно, прежняя их тематика вовсе не подходила к нынешнему состоянию сооружения. Посему было решено заменить скульптуры Посейдона и Меркурия на более подходящие Мельпомены и Терпсихоры. Красивые и элегантные в своей гипсовой прелести фигуры театральных богинь заняли пустовавшие с двадцатых годов места в проемах гигантских окон здания. Причем, выполненные в традиционной и характерной древнегреческой манере: не скрывающей ничего из прекрасного и чудесного в человеческом теле (рис. 5).

Рис. 5. Кукольный театр, Баку. 2005

Однако то, что было хорошо в начале или в конце восьмидесятых годов прошлого века, не пришлось ко двору в начале нынешнего. Он, наш всесильный градоначальник, в числе своих многочисленных забот еще и сильно озабочен нашей нравственностью. 26 декабря 2007 г. после реставрации вновь открылся Азербайджанский государственный кукольный театр имени Абдуллы Шаига. Помещение театра, площадью 2700 м2, и вмещающее 200 зрителей, отреставрировано на государственные бюджетные средства. Изменился не только фасад здания. Полностью заменили коммуникации, а также звуковую и

осветительную системы. В атриуме теперь расположены радиозвуковой и осветительный цеха, а у каждого актера появилась отдельная гримуборная. Настенные панно в фойе театра оформил народный художник Тогрул Нариманбеков. Здесь изображены все известные персонажи азербайджанских народных сказок (рис. 6).

Рис. 6. Кукольный театр, Баку. 2015

Жизнь и творчество Тогрула Нариманбекова

Тогрул Фарман оглы Нариманбеков выдающийся азербайджанский художник XX века, народный художник Азербайджана и народный художник СССР (1989). Жил и работал в Баку и в Париже (рис. 7).

Рис. 7. Тогрул Нариманбеков 1930-2013

Тогрул Фарман оглы Нариманбеков - один из крупнейших азербайджанских художников. Отец художника, Фарман Нариманбеков, учился в Тулузе, в 1929 году вернулся в Баку, участвовал в строительстве Мингечаур-ской ГЭС, в 1930-е годы был отправлен в заключение. Его жена Ирма, француженка по происхождению, была сослана в Узбекистан до 1961 года.

Тогрул Нариманбеков учился в Азербайджанском художественном училище имени Азимзаде, затем, с 1950 по 1955 год, в Литовском художественном институте.

Лауреат Государственной премии СССР (1980). Народный художник Азербайджана (1967). Жиль в Париже, имел французское гражданство.

Считает необходимым для искусства (в частности, живописи) возвращение к истокам национальной культуры. Своё творчество описывает как сочетание абстрактного и фигуративного искусства.

Дочь от первого брака Эсмер Нариманбекова - заслуженный художник Азербайджана, доцент Азербайджанской художественной академии.

Помимо деятельности художника, Нариманбеков является обладателем прекрасного голоса и в юные годы исполнял различные арии азербайджанских и зарубежных композиторов. В августе 2010 года награжден азербайджанским орденом «Шараф».

Художник Тогрул Нариманбеков - яркий представитель азербайджанской школы живописи. Оригинальное, самобытное дарование художника Тогрула Фармановича Нариманбекова нашло свое воплощение в красочных полотнах мастера. Его картины привлекают внимание новизной и неожиданностью решений, присутствием в них бурного темперамента самого автора. Личное переживание художника иногда выливается в экспрессивную драматическую форму, например, в картине «За светлое будущее» (1959 г.), посвященной трагической гибели двадцати шести бакинских комиссаров. Но чаще это экспрессия счастливого, полнокровного восприятия жизни. Влюбленный в свою землю, в талантливый жизнерадостный народ Азербайджана, в его красочное искусство, художник Тогрул Нариманбеков находит выразительный живописный язык для передачи своих чувств. Традиции западноевропейской и русской живописи ХХ века, народное искусство органично влились в сочный сплав его ярких красок и динамических композиций. Повышенно энергичная манера письма, не боящаяся преувеличений, создает бурные образы, для которых рамки картин кажутся тесными. Энергия красок бьет через край, формы изгибаются и набухают, будто одушевленные. Его картины образно рассказывают о родном городе, который кажется ему сказочным («Баку», 1964 г.), о стихии национальной народной музыки («Музыканты», 1966 г.), о шумной пестроте восточных базаров («Базар в Нухе», 1966 г.), о красоте гор («Дорога в Закаталах, 1966 г.). Во многих полотнах реальный мотив доведен до символического звучания. Его «Старая чинара» (1964 г.) воспринимается как древо жизни, а нефтепроводы в

горах - как артерии земли («На Карадагском промысле», 1960 г.)». В садах Геокчая» - полотно, которое трудно отнести к жанру натюрморта, столь живы в нем даже неодушевленные предметы. Но живут они уже не в быту, а в искусстве. Картина кажется ковром, в котором переплетаются все цветные нити. Яркие декоративные краски слагаются в узор. Формы напряженно прорастают одна из другой, следуя движению кисти художника. Как символ земной щедрости тяжело склоняются зрелые плоды граната. В каждом энергичном мазке - созидающая воля и радость художника, прославляющего жизненные силы земли.

Тогрул Нариманбеков превращает тьму в свет. И, наверное, именно поэтому высвобождается такое фантастическое количество энергии. В его картинах борется все со всем: красное с черным, синее с желтым, светлое с темным. А нам остается завороженно следить за этой невозможной борьбой. Картины Тогрула Нариманбекова орнаментальны, как восточная музыка, как круглые жесты беседующих в чайхане мужчин, как пиры, как цветущие сады, как старые щербатые дома с витиеватыми балкончиками. Художник, уверен, сейчас почти единственный, кто может развить дальше это древнее восточное искусство орнамента - и он это делает, но опять же в борьбе, ломая орнамент, внедряя в него экспрессию, выгибая плоть, затрачивая мегатонны энергии. С 2001 года согласно контракту, заключённому с парижскими галереями, половину года должен был работать в Париже, где скончался 2 июня 2013 года [6].

Реставрация и консервация настенной живописи Театра «Феномен»

Музей - это творческое наследие прошлого, свидетели истории. Посетители музеев, переходя из зала в зал, не всегда догадываются, что такому доступному восприятию, исторической классификации и эстетической демонстрации художественных ценностей, предшествует многолетняя исследовательская, поисковая, а также консервационно-восстановительная деятельность реставраторов. Недаром реставраторов называют спасителями, также как врачей или лекарей. К ним порой попадают настолько попорченные временем, поврежденные экспонаты, что удивляешься, порой, что еще есть специалисты, которые корпят над ними, терпеливо копошатся со своими скальпелями и растворами, производя необходимые восстановительные операции. В результате происходит не только регенерация художественного произведения, но и спасение, и сохранение культуры и истории искусства. История реставрации в Азербайджане приходится на 50-е годы и связана именем Фархадом Гаджиевым - основоположником реставрационного дела в республике, реставратором Высшей квалификации, талантливым художником - членом Союза Художников СССР, основателем Центра Научной Реставрации музейных Ценностей и Реликвий - единственного в регионе. Он создал национальную школу специалистов, оставив после себя целую

плеяду реставраторов, что явилось великим вкладом в прогрессивное развитие истории и искусства Азербайджана.

Родившись в Шемахе в семье служащих и уважаемых людей, которые с детства привили Фархаду Гаджиеву эстетические вкус и интерес, уважение к искусству, живописи и музыке, он потом поступает в художественное училище им. А. Азимзаде. По его окончании поступает в Государственную Центральную художественно-реставрационную мастерскую Главного управления изобразительных искусств Министерства культуры СССР (при художественном училище им. Сурикова). В 1957 году окончив учебу, он приезжает в Баку и начинает реставрационное дело в Азербайджане.

Разместившись в сыром тесном подвале Азербайджанского Государственного музея искусств им. Р. Мустафаева, Фархад Гаджиев вплоть до 1973 года был единственным квалифицированным специалистом. За это время через его мастерские руки прошли более 500 живописных полотен, в том числе произведения Тропинина, Айвазовского, Коровина, Кандинского, Шагала, малых голландцев 17 века и авангардистов 20 века. Многие признанные художники, среди которых были Саттар Бахлулзаде, Тогрул Нариманбеков, Микаил Абдуллаев, Таир Салахов, Мир Джавад Джавадов и др. почитали его своим другом, обращались к нему за советом и консультацией, как укрепить грунт, или как избавиться от небольших повреждений. У него были свои особые составы, которые он находил, пользуясь то рецептами старых мастеров, то интуицией, а то и логикой новейших научных исследований.

Как никто другой Ф. Гаджиев любил и ценил все подлинно национальное. Его руками было спасено множество сотен произведений искусства, порой безнадежно поврежденных. Среди них работы Алибей Гусейнзаде «Мечеть на Биби-Эйбате», «Портрет шейх-уль-Ислама», Бехруза Кенгер-ли»Мечеть в Нахичевани», Микаила Абдуллаева «Портрет студентки колледжа», Таира Салахова «Эйфелева башня», Тофика Джавадова и работы Мурад Ашрафа.

Реставраторы Центра Научной Реставрации музейных Ценностей и Реликвий вели практическую реставрацию художественных ценностей и вернули в экспозиции и фонды музеев республики 24 тысяч экспонатов: графических работ, икон, живописных полотен, фарфоро-керамических изделий. Среди них: гравюры 17, 18 и 19 веков западноевропейских художников Франции, Англии, Италии и т.д. - из коллекции Музея Искусств им. Р. Мустафаева. А также акварели, пастели, плакаты современных художников 20 века из коллекций разных музеев Баку; рванные и потрепанные афиши и ноты наших великих и известных композиторов из коллекции музея музыкальной культуры Азербайджана, рукописные книги из собрания историко-краеведческого музея Закаталы: крупные листы проектов-чертежей из фондов Дворца Ширван шахов и т.д.

А также реставраторы центра активно участвовали при реставрации настенной живописи в старом особняке(ныне здание Союза Архитекторов), в восстановлении ярчайших композиций всемирно известного художника

Тогрула Нариманбекова в Театре Кукол (1991), в фойе гостиницы «Москва», в здании Президиума Верховного Совета (ныне Милли Меджлиса); в спортивном манеже (автор О. Садых-заде), в Русской Православной церкви -покрытие алтаря сусальным золотом и др. Все это осуществлялось в основном вместе коллегами под руководством Фархада Гаджиева.

1991 году началось реставрация в настенной живописи в Театра Кукол. В те годы Бакинцы с нетерпением поглядывали на здание Театра Кукол, ждали окончания реставрационных работ, чтобы привести сюда своих детей. Не только на спектакль, но и на великолепные росписи, которыми Тог-рул Нариманбеков украсил стены вестибюля и двух фойе (рис. 8).

Рис. 8. Настенная росписи Кукольного Театра. 2014

Талантливый азербайджанский художник вложил душу в композиции которые раскрыли чудесный мир азербайджанской сказки (рис. 9).

Рис. 9. Настенная росписи Кукольного Театра. 2014

Художник на первом этаже нарисовал росписи на площадь 260 м2. 1991 году росписи пострадали от пожара, когда на стенопись обрушились два ее грозных врага - огонь и вода, использовавшаяся при тушении [8] (рис. 10).

Рис. 10. Настенная росписи Кукольного Театра. После пожара. До реставрации. 19911

Не меньше пострадала работа и от небрежности строителей и ремонтников, которые, скажем прямо, фрески не щадили. Особенно в плачевном состоянии оказалась стенопись правого крыла, которая получила и серьезные механические повреждения от передвижения лесов и бревен, от осколков падающей штукатурки и цементного раствора. Для руководителя Центра научной реставрации музейных ценностей и реликвий Гюльшен Гад-жиевой это было связано с памятью отца - Фархада Гаджиева, который помогал своему другу Нариманбекову найти состав специального грунта под росписи, закреплял воско - смоляной смесью готовую композицию. Гюль-шен Гаджиева забила тревогу. Не дожидаясь заключения договоров, чтобы не упустить бесценного времени, сотрудники центра взялись за спасение росписи.

Группу реставраторов возглавил художник-реставратор Натик Сафаров (рис. 11-12).

1 Архивные фотографии были использованы из личного архива реставратора высшей категории Гаджиевой Гюльшан.

Рис. 11. Реставратор высшей категории Натик Сафаров

Рис. 12. Реставратор высшей категории Ибрагим Гаджиев и Гюльшен Гаджиева

Прежде, чем приступить к реставрации какого-либо объекта, необходимо получить задание вышестоящих компетентных организаций, после чего можно начинать первый этап работ, включающий исследования живописи, ее техники, особенностей разрушения, состояния собранности и подготовки методики реставрации памятника.

Начиная работу на объекте, необходимо знать историю реставрации этого объекта, историю и время создания росписи и проведения предшествующих реставраций.

Сведения о предшествующей реставрации облегчают работу реставратора, так как помогают ему выяснить те изменения, которые претерпел памятник, и получить информацию о материалах, которыми они выполнялись во время предыдущих поновлений и реставраций, что важно для глубокого и тщательного исследования живописи и выбора материалов текущей реставрации.

Поскольку монументальная живопись тесно связана со строительными материалами здания, в котором она находится, одним из важнейших этапов является изучение его температурно-влажностного режима. Сезонные колебания температуры и влажности (особенно вода во всех трех ее агрегатных состояниях - лед, жидкость, пар) тяжело отражаются на сохранности стенной живописи. Изучение температурно-влажностного режима памятника проводится по результатам замеров в различные сезоны года при разных погодных условиях и скоплениях посетителей, а также в различных частях и уровнях помещения.

Необходимо изучить влажность стен, штукатурки на разной глубине от поверхности. Отбор проб для исследования производится путем зондирования в тех местах, где это необходимо, но в наименее ответственных участках живописи.

Одновременно с изучением температурно-влажностного режима памятника ведутся работы по исследованию материалов живописи, штукатурного

грунта и их состояния на начало работ. Выполняется различного рода фото фиксация: при прямом освещении, в скользящем световом луче, обычные и макроснимки участков живописи с характерным разрушением красочного слоя живописи, фиксация состояния в инфракрасных и ультрафиолетовых отраженных лучах и люминесценция. Отбираются пробы для изучения состава штукатурки и красочного слоя. Характер штукатурного грунта определяется по виду, цвету, структуре, механической прочности, пористости, минералогическому и химическому составам, а также засоленности.

Исследование красочного слоя живописи проводится для определения природы, химического состава красок, по возможности, их связующего, а также связи красочного слоя с фунтом; видов разрушения красочного слоя и причин, вызывающих эти разрушения, в частности, биологических поражений живописи и др.

Только после тщательного изучения состояния грунта и красочного слоя живописи можно приступать к подбору материалов для укрепления, расчистки, дезинфекции и других процессов консервации, и реставрации. Прежде чем применить какой-либо новый материал непосредственно в памятнике, он должен пройти определенный цикл испытаний в лабораторных условиях. Материал, уже зарекомендовавший себя в практической реставрации, должен пройти серию пробных испытаний в поступающем на реставрацию памятнике, так как нет двух одинаковых объектов как по структуре, так и по особенностям режима эксплуатации.

Основная технология укрепления живописи и грунта разрабатывается путем постановки пробных укреплений различными материалами, различной технологией их применения и последующей проверки в течение длительного времени (не менее года). Аналогичным образом подбираются материалы для раскрытия живописи из-под поверхностных загрязнений и записей, если таковые имеются, и материалы для ее дезинфекции. Только после тщательно проведенных экспериментально-исследовательских работ может быть составлена методика консервационно-реставрационного процесса.

При составлении методики учитываются все результаты экспериментов, все замечания и консультации комиссий или отдельных специалистов.

Одновременно с процессом отработки методики ведется графическая фиксация живописи. Производятся обмеры интерьера памятника и составляются обмерные чертежи - развертки по архитектурным членениям памятника - (барабан, арки, стены и т.д.) в масштабе 1 : 20 или 1 : 10. На изготовленные чертежи наносят контуры изображения живописи. С готовых чертежей копируются кальки, с которых изготовляются синьки в количестве, необходимом для дальнейшей работы. На одном экземпляре синек отмечаются условными обозначениями места выполненных специальных фото фиксаций, места отбора проб для исследования, участки экспериментальных консервационно-реставрационных работ и т.д.

В результате завершения 1-го раздела работ должны быть оформлены следующие материалы:

1. Задание и разрешение на исследование и определение методики работ.

2. Первичные материалы по истории реставрации живописи.

3. Данные температурно-влажностного режима.

4. Описание специальных исследований и анализов:

а) специальные виды фото фиксации с приложением фотоотпечатков;

б) анализы штукатурки, красочного слоя, высолов, плесневых образований и т.д.

5. Протокол экспериментальных консервационно-реставрационных работ.

6. Протоколы проверки экспериментальных работ.

7. Заключения и консультации комиссий и отдельных специалистов.

8. Установленная основная методика консервационно-реставрацион-ных работ.

9. Картограмма изображений стенной живописи и экспериментальных работ [7].

До реставрации После реставрации

Рис. 13. Настенная росписи Кукольного Театра

После реставрации настенных росписи, кукольный театр открыл свои двери к зрителям. Спустя 16 лет 2007 года началось восстановление и ре-

конструкция здания Азербайджанский Государственный театра кукол. Работы по восстановление и реконструкции начались в 2007 году и было завершено в декабре того же года. А настенные росписи был восстановлен самим автором (рис. 13).

Список литературы:

1. Абдуллаева Д. Заслужил все жизью, работой // Газ. «Баку». - Баку, 1989. - 17 января.

2. Бабаев Г. Художник-реставратор: в чем суть и трудности работы // «Баку». - 14 декабря 1970. - № 292.

3. Бабаева И. Дороги жизни Фархада Гаджиева. Вышка // «Баку». - 3 сентября 1999.

4. Гаджиев Ф. Это очень нужно // Газ. «Баку». - Баку, 1 ноября 1968.

5. «Каспий» № 3126 за 06.06.1910. Газета «Каспий» за разные годы газета Зеркало «Баку. Исторические и достопримечательные места». Баку, 1956. Свидетельство о публикации № 21109191419 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ourbaku.com/index.php5.

6. Габибов Н., Новрузова Д. Изобразительное искусство Азербайджанской ССР / Редактор Г.П. Суздалева. - М.: Советский художник, 1978. - 252 с.

7. Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А., Постникова Т.М. Реставрация памятников архитектуры. - М., 2000.

8. Бабаева И. Нарадостьвсем // Газ. «Бакинский Рабочий». - Баку, 4 февраля 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.