РЕСТАВРАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА АЗИМА АЗИМЗАДЕ «ВОЗВРАЩЕНИЕ ПАЛОМНИКА ГАДЖИ»
© Гасанова Р.Р.*
Университет Батман, Турция Азербайджанская государственная академия художеств, Азербайджан г. Баку
В музеях Азербайджанской Республики и их запасниках хранятся чудесные произведения графического искусства: гравюры, акварельные работы, документы, рукописи и т.д. В 1983-1985 годах велась огромная кропотливая работа в Центре Научной Реставрации Музейных Ценностей и Реликвий (ЦНРМЦР) по спасению большого количества графических работ из фондов Музея Искусств им. Р. Мустафаева акварельных и исполненных тушью, принадлежащих кисти народного художника Азербайджана Азиму Азимзаде. В этой статье мы будем рассматривать один из сложнейших процессов реставрации и консервации -работу Азима Азимзаде «Возвращение паломника Г аджи».
Ключевые слова Азим Азимзаде, реставрация, консервация, Центр.
Введение
Возникновение и развитие научного, хорошо организованного реставрационного искусства в Азербайджане советского периода неразрывно связано с именем художника-реставратора высшей квалификации Фархада Гаджиева (рис. 1).
Гаджиев Ф. 12 сентября 1957 года приступил к обязанностям сотрудника только что открывшейся при Азербайджанском Государственном Музее искусств им. Р. Мустафаева реставрационной мастерской [2]. В 1971 г. реставрационная мастерская музея искусств им. Р. Мустафаева переехала в вышеупомянутое помещение в Ичери-шехер - памятник архитектуры XIX века, мечеть Беглярбеков («Бейляр-мечеть»). В 1973 года на базе мастерской, создаётся Центральная Художественно-Реставрационная мастерская. Вторым специалистом, во всех отношениях продолжающим дело отца, стала его старшая дочь Гюльшан Гаджиева. С 1981 года по сей день на базе музейной мастерской Ф. Гаджиеву удалось создать Республиканский Центр Научной Реставрации Музейных Ценностей и Реликвий (ЦНРМЦР). Это был мощный прогрессивный этап в развитии истории реставрации в Азербайджане -четвёртый на территории СССР такой величины и значимости Центр [3].
* Преподаватель факультета Естественных и литературных наук Университета Батман (специальность Сохранение и восстановление культурного наследия), докторант Азербайджанской государственной академии художеств.
40
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рис. 1. Художник-реставратор высшей квалификации Фархад Гаджиев над работой «Монастырская аптека» (Неизвестный художник. Инв. № 333/3167 Музей Искусств им. Р. Мустафаева. 1961-1968 гг.)
Объем работы, накопленный опыт, потребность в многочисленных музеях привели к тому, что появилась необходимость расширить штат реставраторов. Возросло и число проводимых реставрационных работ по всем видам искусства. В центре были созданы отделы реставрации графики, живописи станковой и темперной, произведений прикладного искусства и отдел научных исследований. Все эти отделы существуют и в настоящее время.
Свою преданность делу реставрации произведений искусства, знания и опыт Ф. Гаджиев передал дочери Гюльшан, выпускнице известного Ленинградского художественного института им. И.Е. Репина, которая в период с 1981-1987 гг. заведовала отделом реставрации живописи и реставрации графики (рис. 2).
Рис. 2. Художник-реставратор высшей квалификации Гюльшан Гаджиева. 1970 г.
Искусствоведение
41
В музеях Азербайджанской Республики и их запасниках хранятся чудесные произведения графического искусства: гравюры, акварельные работы, документы, рукописи и т.д.
В 1983-1985 годах велась огромная кропотливая работа по спасению большого количества графических работ из фондов Музея Искусств им. Р. Му-стафаева акварельных и исполненных тушью, принадлежащих кисти народного художника Азербайджана Азиму Азимзаде. Реставрация велась в Центре Научной Реставрации Музейных Ценностей и Реликвий в отделе реставрации графических работ при участии и руководством художника-рестав-ратора высшей квалификации Гюльшан Гаджиевой (рис. 3).
Рис. 3. ЦНРМЦР Отдел «реставрация графики». Художник-реставратор высшей квалификации Гюльшан Гаджиева и реставраторы отдела. 1981 г.
Имя Азима Азимзаде в мире известно даже людям, далеким от искусства. Те, кто посещает музеи, знают, что работы Азимзаде сразу притягивают внимание посетителей. Причина этого интереса кроется в том, что произведения Азимзаде, помимо их художественной ценности, представляют собой богатейший исторический материал, отражающий быт и нравы той эпохи. Его произведения использовали в своих исследованиях, как искусствоведы, так и историки, этнографы. К ним неоднократно обращались театралы, кинематографисты, мультипликаторы. Но далеко не всякий знает, что работы художника подвергались реставрации, а о том, что они реставрировались в ЦНРМЦР, знают только работники музеев и сами реставраторы. Всего с 1982 по 1989 годы в Центре реставрировались около двухсот работ художника. Работы поступали из двух музеев: Музея Искусств им. Р. Мустафаева и музея квартиры А. Азимзаде [1].
42
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Жизнь и творчество Азим Азимзаде
Выдающийся мастер советской графики, основоположник таких видов и жанров современного азербайджанского искусства как сатирическая графика и иллюстрация, политический и агитационный плакат, театрально-декорационное искусство - Азим Азимзаде деятель национальной культуры.
Азим Аслан оглы Азимзаде (рис. 4) родился 7 мая 1880 года недалеко от Баку в селе Новханы в семье рабочего-нефтяника. Не получив художественного образования, был самоучкой. С 1906 года печатал в журналах рисунки на социальную и политическую тематику. Тем самым Азимзаде стал основоположником азербайджанской сатирической графики. Азимзаде принял активное участие в революции, был заведующим отдела культуры наркомата просвещения Азербайджана.
Рис. 4. Азим Азимзаде
Творчество Азимзаде было многогранным. После революции он занимался в основном книжной и станковой графикой. Его наследие составляют станковые листы, книжные иллюстрации, сатирические журнальные и газетные рисунки, эскизы костюмов и декораций, политическая карикатура и плакат. Одной из важных областей творчества художника составлял плакат. Традиции реалистической сатирической графики журнала «Молла Насред-дин» и других дореволюционных юмористических журналов, в которых Азимзаде активно выступал, были удачно использованы им при создании первых произведений плакатного искусства. Почти половина всех плакатов Азимзаде посвящены антирелигиозной тематике. Образы его плакатов навеяны конкретными, живыми персонажами, взятыми из современной художественной действительности. Образ человека-героя, его психологическая характеристика больше всего интересовали художника. Первые плакаты Азимзаде были экспонированы в Москве в 1933 году на выставке азербайджанских художников. Они получили достойную оценку центральной прес-
Искусствоведение
43
сы. В творческом наследии Азимзаде основное место занимают карикатуры. Развитие этого жанра в Азербайджане тесно связано с журналом «Молла Насреддин». За время своего многолетнего существования (1906-1931 гг.) этот журнал прошёл интересный творческий путь. Азимзаде стал главным художником «Моллы Насреддина». Его творчество определяло художественное лицо журнала, в котором основное место занимали его зарисовки и карикатуры. Он умел тонко подмечать и удивительно точно передавать жесты, движения, позы своих персонажей.
Азимзаде А. создал 56 цветных литографий для собрания сочинений народного поэта М.А. Сабира «Хоп-хоп наме». Эти рисунки раскрывают идейную сущность произведения поэта, его протест против социальной несправедливости и угнетения трудящихся, против мракобесия.
В 1930-х годах основное место в творчестве Азимзаде занимают станковые сюжетно-тематические серии. К лучшим жанровым акварелям А. Азимзаде следует отнести листы из серии «Сцены старого быта»: «Рамазан у богатых», «Рамазан у бедных», «Свадьба у богатых», «Свадьба у бедных», «Травля собак», «Родилась дочь», «Покупка жены», «Старая и новая жены», «Избиение жены мужем» и другие. Эмоциональность многих листов А. Азим-заде во многом зависит от удачного цветового решения. Цвет в его акварелях создает определенное настроение, облегчает восприятие изображенной сцены.
В бытовых акварелях «Кос-коса» (народное шуточное представление), «Прыгают через костер», «Раздел имущества», «Канатоходец», «Кукольный театр» показаны нравы того времени. В композициях «Свадьба у богатых», «Свадьба у бедных» Азимзаде раскрывает идеи социального неравенства посредством контрастного сопоставления особенностей быта, свадебных обрядов и религиозных празднеств у разных классов общества.
А. Азимзаде член КПСС с 1923 года. В 1927 году Азимзаде было присвоено звание народного художника Азербайджанской ССР.
В Баку открыт дом-музей художника. Его именем названа улица в Баку и Азербайджанское художественное училище, в котором он преподавал с 1920 года до смерти, с 1932 по 1937 год был директором. А.Азимзаде скончался в 1943 году. В 2002 году в Баку в сквере около Дворца Республики открыт памятник художнику (в 2011 году - перенесён в Ичери-шехер). В настоящее время произведения А. Азимзаде украшают музеи и частные коллекции в Азербайджане и по всему миру [5, с. 7-51].
Реставрация и консервация произведения «Возвращение поломника Гаджи»
Работа с графическими произведениями одна из сложнейших областей реставрации. Художники-реставраторы графического отдела ЦНРМЦР имеют дело с очень хрупким и капризным материалом - бумагой. Произведения,
44
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
выполненные на бумаге, легко подвергаются порче (пожелтению, механическим повреждениям, поражению различными микроорганизмами и т.п.).
Сохранность произведения искусства зависит в основном от физических и химических свойств материалов, из которых оно создано, а также от воздействия на эти материалы окружающей среды. Чем меньше устойчив материал, тем активнее воздействует на него среда. В большинстве случаев невозможно коренным образом изменить природу самого произведения -повысить его стойкость и сохранность. Но это ещё не значит, что хранителю остаётся только констатировать постепенное разрушение произведений. Он должен сделать все возможное для создания условий, наиболее благоприятных для «жизни» памятников.
Работы Азимзаде, поступившие на реставрацию, выполнены на бумаге тушью, акварелью, гуашью, а некоторые в смешенной технике. Все работы поражены плесенью, краски пожухли, потускнели. Бумага, на которой они выполнены, сильно пожелтела, стало хрупкой, ломкой. Почти на всех работах образовались изломы. В ряде случаев приходилось принимать особые, экстренные меры для их спасения.
В этой статье мы будем рассматривать один из сложнейших процессов реставрации и консервации - работу Азима Азимзаде «Возвращение паломника Гаджи». Знаменитые созданные им рисунки для серии «Зиярат»1 (1939) показывают графические навыки художника. Художник много путешествовал, пробыл в Иране, в Ираке, получил большие впечатления в этих путешествиях, сотворил многочисленные рисунки, наблюдая жизнь и бытовое проживание «Паломников». Эти серии рисунков охватывают три периода: «Зиярат в Мешхед», «Зиярат в Мекку», «Зиярат в Кербелу». В творческом наследии А. Азимзаде больше шестидесяти творческих работ посвящены широко применяемой теме направления против неведения. При посещении святых мест паломники сталкивались с многочисленными трагедиями, на дорогах страдали несчастными случаями, а при возвращении на родину их встречали как настоящих героев. Забавные истории отражаются в иронических рисунках. Эти рисунки рассказывают о реальной жизни паломников в трудной жизненной ситуации на пути посещения к святым местам [5, с. 22-23].
Реставрационный паспорт и данные о работе «Возвращения паломника Гаджи» приобретены из архива Национального музея искусств Азербайджана в феврале 2014 года, с целью использования по теме диссертации «Проблема научной реставрации и консервации живописных и графических произведении в Азербайджане». Данные о работе в табл. 1.
1 Зиярат (араб. »jbj - посещение), зияра, зийа.ра - паломничество к святым местам (могилы пророков, святых, шейхов (в Северной Африке также посещение живых суфийских шейхов), имамов), а также само обозначение этих святых мест [https://ru.wikipedia.org/wiki/Зиярат].
Искусствоведение
45
Таблица 1
Год поступления в ЦНРМЦР: 1982 Отдел реставрация графический произведений. Наименования: «Возвращения паломника Гаджи».
№ по книге поступления: Г-53 № инвентарный п-ка: 1040 Автор: Азим Азимзаде
Время создания: 1939 г. Материал, основа: Бумага
Типологическая принадлежность памятника: Изобразительного искусства. Акварель Техника Исполнения: Акварель
Место постоянного хранения, владелец п-ка: из фондов Аз. Гос. музея искусств им. Р. Мустафаева. Размеры: 43,5 х 62,5 см
Основание для реставрации: плохое состояние: деформированная основа, разрывы, утрата красочного слоя. Акт № 8. 4/8/82 г. Азербайджанский Государственный музей искусств; решение научно - реставрационного совета; протокол №5 от 18/01/83 года. Произведение передано на реставрацию 21 января 1983 года. Произведение 22/06/1951 года из Исторического музея передано Азербайджанскому Государственному музею искусств им. Р. Мус-тафаева фонд «Графика» (источник сведений карточка № 1040).
Состояния произведения при поступлении в реставрацию.
а) по визуальным анализам:
1. Оборотная сторона: Плохое состояние, сильно пожелтевший лист имеет поверхностное загрязнения (рис. 5).
Рис. 5. Произведение «Возвращение паломника Гаджи».
Оборотная сторона. До реставрации. 1983 г.
По всей поверхности экспоната распространены светло-лилового цвета круглые, неправильной формы плесневые пятна. А большие желтые, светло -коричневые и сероватые по левую и правую стороны от середины места соответственно. Мелкие черные грибки в виде крупинки расположены группами в основном ниже середины листа по горизонтали (рис. 6).
46
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рис. 6. Произведение «Возвращения паломника Гаджи». Оборотная сторона. Грибки. До реставрации. 1983 г.
Основа деформирована в виде горизонтальных полос (рис. 7).
Рис. 7. Произведение «Возвращение паломника Гаджи».
Оборотная сторона. Деформированном в виде горизонтальных полос.
До реставрации. 1983 г.
Вдоль верхней стороны видна полоса столярного клея по ширине 1,5 см. В левом нижнем углу ручкой фиолетовыми чернилами написано «Инв № 1158» (рис. 8).
Выше горизонтальная надпись простым карандашом «46». Правее и выше центра листа небольшая утрата бумаги № 1 (1 см х 1,5 см). Небольшие горизонтальные и вертикальные разрывы № 2 (1,2 см), № 3 (1,1 см), № 4 (1,7 см), № 5 (2 см). В центре верхнего края утрата с разрывом № 6 (1,2 х 1 см) (рис. 9).
Искусствоведение
47
Рис. 8. Произведение «Возвращения паломника Гаджи». Оборотная сторона. Фрагмент. До реставрации. 1983
Рис. 9. Произведение «Возвращения паломника Г аджи». Оборотная сторона. Разрывы. До реставрации. 1983
Рис. 10. Произведение «Возвращения паломника Гаджи». Оборотная сторона. Фрагмент. До реставрации. 1983
48
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В правом нижнем углу имеется штамп музея. На верху штампа простым карандашом написано «n №12», а выше центра написана крупная запись «№ 2510» (рис. 10).
В центре нижней стороны карандашом написано «Возвращения паломника домой» (рис. 11).
Рис. 11. Произведение «Возвращение паломника Гаджи».
Оборотная сторона. Надпись «Возвращение паломника домой».
До реставрации. 1983
Правая половина имеет вертикальный перегиб, который заканчивается утратой в верхней половине листа. В местах изломов бумаги имеются прорывы.
2. Лицевая сторона: Вследствие пожелтения бумаги пожухли акварельные краски. Плесневые пятна различных видов видны и на лицевой стороне (рис. 12).
Рис. 12. Произведение «Возвращение паломника Гаджи». Лицевая сторона. До реставрации. 1983
Искусствоведение
49
Во многих местах основы имеются осыпи красочного слоя, а в центре листа следи мушиных засидов. В правом нижнем углу подпись автора QQ сделанная пером коричневого цвета (рис. 13).
Рис. 13. Произведение «Возвращения паломника Гаджи».
Лицевая сторона. Подпись автора. До реставрации. 1983
б) общее заключение о состоянии работы:
Плохое состояние: Сильное пожелтение, деформированная основа, разрывы, большие утраты по краям. Утраты красочного слоя.
Изменения программы и их обоснования.
По данным лабораторных анализов и в процессе реставрации основа экспоната оказалась ветхой, решено было в целях укрепления и дублирования на микалентную бумагу. Решение было принято 21 марта 1983 году. При решении этого вопроса присутствовали реставратор, исполняющий работу Марьям Салман гызы, заведующий отдела реставрации живописи и графики Гюльшан Гаджиева, заведующий отдела научных исследований Эфендиев Тогрул и директор ЦНРМЦР, художник-реставратор Фархад Гаджиев.
Проведение реставрационных операций.
Дезинфекция произведения проводилась подогретыми парами тимола в герметически закрытом ящике; периодически выключая нагреватель в течение рабочего дня (07/09/1982). После дезинфекции произведение проветривалось на открытом воздухе (08/09/1982). После дезинфекции проводится визуальный анализ и описание оборотной и лицевой стороны произведения (09/02/1983). Проводится очистка поверхностных загрязнений с оборотной и лицевой сторон рисунка механическим способом: мушиных засидов удаляется скальпелем, а поверхностные загрязнения резиновыми крошками (круговыми движениями ладони) (10/02/1983). После механической чистки, начинается смачивание работы в ванне с чистой теплой водой с периодическим обновлением (16/03/1983). Начало химической обработки: отбелива-
50
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ние работы 4 % и 8 % растворами хлорамина и соляной кислоты. Растворы наносятся поочередно на оборотную сторону работы ватным тампоном. После отбеливания работа была положена на просушку на фильтровальную бумагу (16/03-19/03/1983). Работа погружена в ванну с раствором пиросульфит натрия (Na2S2O5) для нейтрализации химикатов на 10-20 минут. Проверка присутствия пиросульфита натрия проводится с помощью Перманганата калия (KMnO4) (19/03/1983). Для придания бумаге эластичности используется 5 %-й раствор глицерина с ватным тампоном на оборотную сторону произведения (рис. 14).
Рис. 14. Произведение «Возвращения паломника Гаджи».
В процессе реставрации. 1983
После устранения физико-химических повреждений, механических дефектов и биологических поражений, основа дублируется. Работа продублирована на микалентную бумагу. По окончании процесса дублирования работа ставится под пресс (08/04/1983). После пресса начинается тонировка акварельными красками (11/04-24/04/1983). В конце работы изготавливается паспорт из Александровской бумаги (26/05/1983) (рис. 15).
Результаты проведенных реставрационных операций.
Экспонат приведен в экспозиционное состояние: отбелен, очищен от загрязнений, продублирован на миколентную бумагу, оттонирован.
Заключение реставрационного совета. ЦНРМЦР протокол № 06 от 03/01/1983.
Искусствоведение
51
Рис. 15. Произведение «Возвращения паломника Гаджи».
После реставрации. 1983
Рекомендации по условиям хранения памятника.
Хранить экспонат в двойном высоком паспорте с окошком из толстого белого картона. Необходима тщательная вентиляция помещений t° = 15-18 °С. Влажность 60-65 %. Следует избегать прямого падения солнечных лучей на экспонаты. Рекомендуется сухая чистка шкафов и полов (пылесосом) (26/05/1983). После реставрации произведение передано в Азербайджанский Государственный Музей Искусств им. Р Мустафаева. (акт № 6, 09/11/83.
Реставрация произведений Азимзаде лишь часть той работы, которая изо дня в день проделывается в графическом отделе. Осторожное соприкосновение реставраторских рук к «больной» бумаге и слово спасение» лучше всего определяют труднейшие работы, проводимые в отделе реставрации графических произведений в ЦНРМЦР. Очень трудно, но благородно продлить жизнь «погибающих» произведений, подготовить их к экспозиции. Для этого специалисту-реставратору нужен острый глаз художника, знания химика-аналитика, невероятная кропотливость и бесконечное терпение, а также тонкое умение пользоваться медицинскими инструментами, как врач и чуткое отношение к «болезням» и «повреждениям» экспонатов. И тогда, после целого комплекса реставрационных процессов, экспонаты обретут прежнюю выразительность и продолжат свою жизнь на выставках, в галереях, в демонстрационных залах или фондах музеев [4, с. 319-320].
В Азербайджане в настоящее время в реставрационных лабораториях в пяти центра реставрируются графические произведения. Это лаборатории:
1. В Институте рукописей НАН Азербайджана. Отдел гигиены и реставрации. 1974.
52
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2. Центр Научной Реставрации Музейных Ценностей и Реликвий (ЦНРМЦР). Отдел реставрации графики. 1980.
3. Национальный музей истории Азербайджана. Реставрационная лаборатория. 1968.
4. Национальный музей искусств Азербайджана. Реставрационная лаборатория. 2010.
5. Управления Мусульман Кавказа. Реставрационная лаборатория рукописи. 2013.
Сейчас у нас в республике в каждом районе создаются историко-краеведческие музеи. А экспонаты большинства из них нуждаются в реставрации, которую можно было бы проводить прямо на месте, не транспортируя их за сотни километров в Баку. Для этого необходимо создавать реставрационные лаборатории в регионах. Это очень большая проблема. Выше перечисленные лаборатории находятся в столице. Только Центр Научной Реставрации Музейных Ценностей и Реликвий (ЦНРМЦР) принимает экспонаты из регионов, но и у этого центра площадей для реставрации и нужного оборудования не хватает. Надеемся, что очень скоро в регионах, историко-краеведческих музеях будут созданы реставрационные лаборатории. Ведь именно от реставраторов во многом зависит судьба бесценных творений народа.
Список литературы:
1. Агаева Ф. Художники - Реставраторы из «Бейлар - Мечети» // Газ. «Малодежь Азербайджана». - Баку, 1992. - № 13.
2. Бабаев Г. Художник-реставратор: в чем суть и трудности работы. -«Баку», 14 декабря 1970. - № 292.
3. Бабаева И. Дороги жизни Фархада Гаджиева. Вышка. - «Баку». 3 сентября 1999.
4. Гаджиева Г. Повреждения бумаги и их реставрация. Сборник Национальный музей истории Азербайджана. - Баку, 2006. - 457 с.
5. Хабибова С. Азим Азимзаде 1880-1943. Сарват. - «Баку», 2013. - 104 с.
ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В СИТУАЦИИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОНТАКТОВ (ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО СИНТЕЗА)
© Фадеева Т.Е.*
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва
Статья посвящена анализу вопроса культурной и цивилизационной идентичности, рассмотрению проблемы общечеловеческих ценностей
Аспирант.