Научная статья на тему 'Архитектурное формирование деловой зоны выставочных комплексов'

Архитектурное формирование деловой зоны выставочных комплексов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
212
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ильина Екатерина Александровна

В статье рассмотрены некоторые особенности информационно-диалоговой деятельности в рамках выставок направленных на рыночное продвижение товаров и услуг, определяющие типологическое понятие современного выставочного комплекса, и особенности его архитектурного формирования: объемно-планировочные, функциональные, композиционные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурное формирование деловой зоны выставочных комплексов»

Ильина Е.А. аспирант Научно-проектного института учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий.

ОАО «Институт общественных зданий»

АРХИТЕКТУРНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ЗОНЫ ВЫСТАВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ

katerina-ilina@ya.ru

В статье рассмотрены некоторые особенности информационно-диалоговой деятельности в рамках выставок направленных на рыночное продвижение товаров и услуг, определяющие типологическое понятие современного выставочного комплекса, и особенности его архитектурного формирования: объемно-планировочные, функциональные, композиционные.

Ключевые слова: архитектура, выставочный комплекс.

Выставки выступают как место аккумуляции инноваций, рекламы товаров и услуг, демонстрации и апробации продукции, деловых контактов специалистов. Это своеобразная информационно-диалоговая среда, где наиболее важным является живое общение экспонентов и посетителей [1]. Эта особенность формирует отличительные черты выставочных комплексов, как нового типа общественных зданий.

На сегодня, выставки являются сценарно-формируемыми мероприятиями с различными потребностями в пространстве в зависимости от характера экспонируемого продукта. Экспонируемый продукт - «товарный» («крупногабаритный» и «малогабаритный») - является основой предметно-стендовой экспозиции и «информационный» - является основной электронных форм экспозиции и диалогово-контактных мероприятий в рамках выставки. Товарный продукт демонстрируется с помощью предметно-стендовых средств (экспонаты и стенды). Информационный продукт демонстрируется с помощью мультимедийных средств подачи визуально-графической, текстовой, аудио и видео информации.

Своеобразным средством демонстрации информационного продукта являются диалогово-контактные мероприятия, решаемые в виде:

а.) Мероприятий имеющих «профессиональный облик»:

- Деловых - круглые столы, конференции, переговоры, направленные на прямое формирование экономического эффекта (в виде подписанных контрактов, договоров и т.д.) от проводимой выставки;

- Консультативно-образовательных - мастер-классы, семинары, консультации, направленные на повышение интереса к экспонируемому продукту;

- Квалификационных - смотры, конкурсы, фестивали в рамках выставки, направленные на поощрение экспонентов и рекламу экспонируемого продукта.

б.) Массовых мероприятий:

- Церемониальных - открытие/закрытие выставки, награждение участников, направленные на привлечение внимания представителей власти, журналистов, рекламу мероприятия в целом.

- Рекламно-развлекательных - шоу-программы, дефиле, презентации, рекламные и т.д., направленные на рекламу отдельного экспонируемого продукта и популяризацию выставки.

Средства демонстрации информационного продукта решаются плоскостными информационными элементами, предметно-стендовая экспозиция имеет объемно-пространственное решение, диалогово-контактные мероприятия требуют наличия отдельных помещений для их проведения и использования мультимедийных средств.

В свою очередь их взаимоувязка в пространстве выставочного комплекса решается на основе сценария - сюжетно-тематической основы, определяющей состав и порядок осмотра экспозиции. Выбор наиболее эффективных средств демонстрации и сценарное решение в целом определяют организаторы выставок. Вместе с тем, создание эффективной информационно-диалоговой среды невозможно вне архитектурного пространства, формирующего условия для реализации функций выставок: информационной - ознакомить посетителя с конкурентной сутью экспонируемого продукта при помощи средств его демонстрации и экономической - достичь эффект от представляемой информации в виде заключенных договоров, контрактов, соглашений, привлечения новых партнеров и т.д.

Информационная и экономическая функции определяют назначение «Выставочного комплекса», как архитектурного объекта для проведения выставок направленных на рыночное продвижение товаров и услуг.

Выставочный комплекс как тип общественного здания

Типологическая специфика выставочного комплекса заключается в том, что информационно-диалоговая среда существует в тесном контакте с сопровождающими выставочную деятель-

ность услугами: туристическими, общественного питания и мелкорозничной торговли, бытовыми, справочно-информационными и связи, банковскими и правового характера, транспортно-экспедиторскими и производственного характера. Вместе с тем, для полноценной реализации выставок необходимо наличие помещений технологических процессов, временного складирования, разгрузочно-погрузочных участков и т.д.

Следует выделить отличительные особенности выставочных комплексов, от музейных, тор-гово-выставочных и выставочно-ярмарочных зданий.

Во первых: выставка не предусматривает прямых продаж, что исключает функцию торговли, основную для торгово-выставочных и выста-вочно-ярмарочных зданий. Вместе с тем, основным отличием от музеев является характер экспонатов - товарный и информационный продукт, не имеющий культурной и исторической ценности, отсутствуют функции комплектования коллекций, реставрации, хранения фондов.

Во вторых: сроки проведения. Для музеев характерна постоянно действующая экспозиция, а отличительной чертой выставок является краткосрочность.

В третьих: в последнее время выставки получают все большую специализацию и ориентированность на целевую группу посетителей, ярмарки же имеют широкую направленность на привлечение как можно большего количества посетителей. Характерными примерами выставочных комплексов (далее - ВК) на территории РФ являются:

1.) ВК построенные в 70-х годах прошлого века, сохранившие первоначальную расчлененную структуру решенную в виде преимущественно одноэтажных павильонов. Например: "КраснодарЭКСПО" расположенный в парковой зоне центральной части города. Его структура решена в виде пяти павильонов на территории общей площадью - 27 300м2, крытая площадь комплекса составляет - 13 200м2. На его территории размещаются одноэтажные выставочные павильоны, административное и складские здания.

Для таких примеров характерно несоответствие современным функциональным составляющим информационно-диалоговой деятельности: отсутствуют помещения проведения диалогово-контактных мероприятий (конференц-залы, аудитории, переговорные комнаты) и помещения сопровождающих выставочную деятельность услуг (туристических, общественного питания и мелкорозничной торговли, бытовых, справочно-информационных и т.д.). Решение по расчлененной схеме создает неудобства при монта-

же/демонтаже экспозиций ввиду значительной удаленности от выставочных залов складских площадей временного хранения экспонатов и оборудования, сложности организации крупных выставок с разделами в нескольких павильонах и маршрутов посетителей по территории комплекса. Здесь значительные территории не позволяют посетителю с минимальным лимитом времени быстро осмотреть все интересующие разделы.

2.) ВК, построенные в 70-х годах прошлого века, активно реконструируемые и дополняемые. Например: выставочный комплекс «Ленэкспо» г. Санкт-Петербург располагает общей площадью 40 000м2, в виде восьми павильонов. Они размещены на территории площадью 80000м2 на берегу Финского залива. В составе павильонов комплекса: 5 конференц-залов: на 120, 144, 210, 320 мест, многофункциональный зал конгресс-центра на 1054 места, пресс-центр, комнаты переговоров; кафе, бары, рестораны, таможенный терминал. Этот комплекс имея первичную расчлененную структуру, под воздействием усложняющихся требований информационно-диалоговой деятельности постоянно реконструируется и дополняется. В 2007г. был достроен павильон «8а» объединивший в единую структуру частично реконструированный павильон №8 с павильоном №7. Объединение трех зданий создало экспозиционное пространство площадью около 14000 кв. м.

3.) ВК, построенные в 2000-х годах, например: «КрокусЭкспо» размещеный на окраине г.Москвы (МО, г.Красногорск). В нем в значительной степени учтены наиболее современные требования информационно-диалоговой деятельности - комплекс представляет собой единую структуру и включает в себя необходимый набор функциональных компонентов. Он решен тремя павильонами общей площадью 450 000м2, в которых расположены девятнадцать выставочных залов, 49 конференц-залов, конгрессный зал "Крокус Сити Холл" на 6 000 мест, переговорные комнаты (рис .1,2). В компактной структуре комплекса размещаются многофункциональные экспозиционные площади, отделения банков, сервис-центры, фудкорты, кафе и рестораны, пункт заказа такси, гардероб, таможенный пост и такелажная служба. Этот пример иллюстрирует качественный скачок в проектировании и строительстве ВК (появились ранее отсутствующие функциональные компоненты, значительно увеличились выставочные и обслуживающие группы площадей.

В

%

Рис.1,2 Выставочный комплекс «КрокусЭкспо».

1)43*4 plQ"»"»"Qj| piiQimuiiQii^ J

Рис. 3,4 Выставочный комплекс г. Токио «Tokyo Big Sight»

Огромное значение для развития выставочных комплексов в нашей стране имеет изучение зарубежной практики, накопившей значительный опыт в проектировании и строительстве ВК. Наиболее интересным зарубежным примером является выставочный комплекс г. Токио-«Tokyo Big Sight» решенный в виде: восточного павильона 24300м2, двухуровневой галереи 21600м2, 4-х западных павильонов объединенных атриумом и 8-ми этажного «конгресс-центра» с 22 конференц-залами (рис.3,4).

Он представляет собой пример постепенного ухода от расчлененной структуры характерной для отечественной практики путем усложнения и дополнения объекта. ВК решен в виде объемно-пространственной структуры размещенной с двух сторон магистрали.

Павильоны комплекса объединены разноуровневыми галереями и переходами, значительно использовано пространство за счет развития комплекса по вертикали, сокращены пешеходные взаимосвязи путем объединения восточных павильонов.

Основной тенденцией формирования ВК в примерах зарубежной практики является их укрупнение и сосредоточение функций в максимально компактной структуре связанное как с нехваткой площадей в центральной части города для размещения крупных объектов, так и повышении роли утилитарных потребностей посетителей выставок жестком лимите времени на осмотр экспозиции. Все больше утверждается тенденция предусматривать использования подземных пространств для размещения технологических и обслуживающих компонентов ВК: складов, автостоянок, гаражей, подсобных и технических помещений.

Значимым аспектом формирования выставочных комплексов является обеспечение максимально комфортных условий для посетителей выставок, за счет создания функционально обоснованных композиционных решений.

В российской практике положительным фактором является направленность на реорганизацию существующих выставочных комплексов с целью интенсификация использования территорий, стабилизации функциональной структуры, увеличения доступности ВК. Они проявились в проектах реконструкции ВК например: проект многофункционального комплекса в составе Экспоцентра на Краснопресненской набережной, предложенный архитектурным бюро Захи Хадид (рис.5,6). В нем предложена концепция объединения «выставочных залов и башни жилого назначения» [3].

В горизонтальном объеме предложено разместить выставочные и конференц-залы, приподнятые над уровнем земли и освобождающие цокольный этаж для использования общественного пространства и зон размещения обслуживающей группы помещений. В вертикальном объеме размещается современное 26-ти этажное здание гостиницы с тренажерным залом, СПА-центром, ресторанами, кафе и магазинами. Данный проект предлагает увеличение существующих выставочных площадей комплекса на 26 340 кв.м, расширение функций и интенсификацию использования территории.

Рис. 7,8. Проект реконструкции выставочного комплекса "Башкортостан" г. Уфа.

Рис.5,6 Проект многофункционального комплекса в составе Экспоцентра на Краснопресненской набережной, предложенный архитектурным бюро Захи Хадид.

Другим интересным примером является проект реконструкции выставочного комплекса "Башкортостан" г. Уфа. Построенного в 1972 г. для Американской технической выставки. Концепцией реконструкции предусмотрено дополнить выставочный комплекс торгово-развлекательной частью. Общая площадь объекта составит 53 000 кв.м (рис 7,8).

Обновленный выставочный комплекс будет представлять собой одноуровневое пространство с антресолью. [2]. Композиционное решение комплекса обусловлено непосредственной близостью центра города, сосредоточением основных транспортных развязок и при этом соседством с лесопарковой зоной.

Композиционное формирование выставочных комплексов

Объемно-пространственная композиция выражает художественный образ и идею объекта и может решаться по следующим функционально-планировочными схемам:

• компактной - представляющей собой единую замкнутую архитектурно-пространственную форму;

• линейной - представляющей собой последовательное размещение объемно-пространственных компонентов;

• расчлененной - представляющей собой обособленные объемно-пространственные компоненты различного функционального назначения вокруг общего коммуникативного пространства участка.

При этом, в зависимости от пространственного решения экспозиционно-информационного блока выставочные комплексы могут решаться по локальной, рассредоточенной и дисперсной схемам:

Локальная схема характеризуется решением экспозиционно-информационного блока в виде функционально-композиционного центра в составе выставочного комплекса;

Рассредоточенная схема характеризуется размещением составляющих экспозиционно-информационного блока в виде ряда функционально-композиционных центров в составе выставочного комплекса;

Дисперсная схема характеризуется таким размещением составляющих экспозиционно-информационного блока, при котором роль композиционного центра принимают на себя другие компоненты выставочного комплекса (входная зона, рекреационная зона, зона обслуживания.

Выставочные комплексы, решаемые по одноэтажной схеме характеризуется меньшей протяженностью вертикальных коммуникаций (эскалаторов, лестниц, пандусов, лифтовых узлов), удобной организацией функционально-технологических коммуникаций для экспонентов, посетителей, административного и технического персонала. Ее недостаток в значительных площадях под застройку.

Для двух- и более этажной схемы решения выставочного комплекса существует множество вариантов компоновки основных групп помещений:

- по размещению выставочных залов: в 1-м этаже здания; в 1-м и выше лежащих этажах здания;

- по размещению помещений проведения информационно-диалоговых мероприятий в рамках выставок: в 1-м этаже здания; в 1-м и выше лежащих этажах здания; в цокольном этаже здания;

- по размещению административно-управленческой группы помещений: в 1-м этаже здания; со 2-го и в выше лежащих этажах здания;

- по размещению обслуживающих помещений: в 1-м этаже здания; в 1-м и выше лежащих этажах здания;

- по размещению технических помещений: в 1-м этаже здания; поэтажно; в цокольном этаже здания;

Несмотря на обилие вариантов двух и более этажная схема решения имеет свои недостатки:

протяженность вертикальных коммуникаций, сложность организации функционально-технологических потоков загрузки экспонатов и оборудования.

Взаимосвязь функциональных компонентов выставочных комплексов организуется системой коммуникационных компонентов, определяющих распределение потоков посетителей, экспонентов и обслуживающего персонала. Узлами коммуникаций являются помещения, в которых смыкаются горизонтальные и вертикальные коммуникации (вестибюли, фойе). Горизонтальные коммуникации связывают помещения, расположенные в одном этаже (коридоры, галереи, проходы, пассажи, рекреации). Вертикальные коммуникации соединяют помещения, лежащие в различных этажах (лестницы, пандусы, лифты и эскалаторы).

Формирование участка выставочного комплекса

Взаимоувязка объемно-пространственных компонентов и элементов участка выставочного комплекса позволяет обеспечить рациональность решения, определяемого: градостроительной ситуацией, размещением основных коммуникационных узлов: входов и выходов, путей въезда и выезда, кратчайших транзитных переходов, размещением транспортной инфраструктуры. Форма и размеры участка и сложившиеся транспортные и визуальные связи с окружением определяют композицию участка ВК. Она может решаться как: линейная, регулярная и живописная.

Примером использования линейной композиционной схемы участка ВК является выставочный комплекс в Колорадо (рис. 9). Его функциональные элементы решены в уровне одного этажа.

Регулярная композиционная схема участка определяется наличием нескольких четко выраженных в нескольких направлениях коммуникационных зон (рис.10), при этом, на пересечениях которых появляются узлы, решаемые в виде площадей перед входами в здания, площадок для отдыха и открытой экспозиционной площади.

Живописная композиционная схема участка формируется, как правило, особенностями рельефа или границ участка, позволяя создание цен-тричной и полицентричной схем организации участка, отличающихся от вышеуказанных схем нелинейным развитием.

Рис. 9 Выставочный комплекс в Колорадо.

Рис.10 Выставочный комплекс в Лейпциге.

Значительную в формировании выставочного комплекса играет конструктивное решение. Исходя из функционально-технологической специфики информационно-диалоговой деятельности в рамках выставок, конструктивные решения выставочных комплексов представляют собой сочетание большепролетных конструкций и элементов с малыми пролетами нередко выступающих и в качестве архитектурно-художественных средств: оболочки, перекрестно-ребристые и перекрестно-стержневые покрытия, вантовые, тентовые и пневматические покрытия. Они позволяют создавать здания практически с любой конфигурацией плана и имеют высокие эстетические качества в интерьере ВК.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Александрова, Н.В. Выставочный менеджмент: Технологии организации и рекламного сопровождения выставок и конференций. Ростов-на-Дону 2001.

2. Гусев Э.Б. Проскудин В.А. Слащенко А.Г. Выставочная деятельность в России и за рубежом. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

3. АгсЬИекЮтка. On-line architectural rewiew// Экспоцентр в Москве от Захи Хадид// Электронный ресурс // http://architektonika.ru /2007/05/07.html

4. Выставочный комплекс «Башкортостан» // ООО «Уфа Плаза» // проекты // http://www.arendaufa.ru/objects/bashkortostan/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.