Научная статья на тему 'Особенности размещения аграрных торгово-выставочных комплексов'

Особенности размещения аграрных торгово-выставочных комплексов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
78
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ВЫСТАВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ / РАЗМЕЩЕНИЕ ТОРГОВО-ВЫСТАВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ АГРАРНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / ARCHITECTURE OF THE TRADE FAIR GROUNDS / PLACING THE AGRICULTURAL SPECIALIZED TRADE FAIR GROUNDS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пергаев Сергей Викторович

В статье анализируется проблема размещения торгово-выставочных комплексов аграрной специализации. Выявляются предпосылки и основные факторы, влияющие на их размещение. Аграрные торгово-выставочные комплексы классифицируются на основании параметров мощности. Дается анализ наиболее распространенных приемов размещения объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PLACING THE AGRICULTURAL TRADE FAIR GROUNDS

The paper considers the problem of placing the agricultural trade fair grounds. Prerequisites and the main factors influencing on the placement are determined. Agricultural trade fair grounds are classified on the basis of their parameters. The most common methods of object placement are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности размещения аграрных торгово-выставочных комплексов»

УДК 725.2

ПЕРГАЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ, аспирант, s.pergaev@gmail. сот

Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия, 630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 38

ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ АГРАРНЫХ ТОРГОВО-ВЫСТАВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ

В статье анализируется проблема размещения торгово-выставочных комплексов аграрной специализации. Выявляются предпосылки и основные факторы, влияющие на их размещение. Аграрные торгово-выставочные комплексы классифицируются на основании параметров мощности. Дается анализ наиболее распространенных приемов размещения объектов.

Ключевые слова: архитектура выставочных комплексов; размещение торгово-выставочных комплексов аграрной специализации.

PERGAEV, SERGEY VIKTOROVICH, P.G., s.pergaev@gmail. com

Novosibirsk Academy of Architecture and Fine Arts,

38 Krasniy Prospect, Novosibirsk, 630099, Russia

FEATURES OF PLACING THE AGRICULTURAL TRADE FAIR GROUNDS

The paper considers the problem of placing the agricultural trade fair grounds. Prerequisites and the main factors influencing on the placement are determined. Agricultural trade fair grounds are classified on the basis of their parameters. The most common methods of object placement are analyzed.

Keywords: architecture of the trade fair grounds; placing the agricultural specialized trade fair grounds.

Проблема исследования функционально-планировочной и объемно-пространственной организации архитектурных объектов аграрных торгово-выставочных комплексов (АТВК) неизбежно связана с анализом их градостроительного размещения, обусловленного группой факторов и предпосылок. Основным в ряду спецификаторов градостроительного размещения является функциональное назначение объекта.

В функционально-планировочном аспекте выставки представляют собой комплекс пространственной организации маркетинговой деятельности с целью изучения конъюнктуры рынка и содействия сбыту товаров и услуг. В этом комплексе в качестве основной единицы организации пространства можно выделить выставочный образец, вокруг которого разворачиваются процессы проводимых маркетинговых мероприятий.

Исходя из этого определения понятия выставки, можно выявить специализацию выставочной деятельности в качестве основания архитектурной типо-

© С.В. Пергаев, 2012

логии выставочных зданий. В отличие от универсальных торгово-выставочные комплексы аграрной специализации выделяются особенностями выставочных образцов. Экспонируется преимущественно «живая» продукция. Цели экспозиции находятся в диапазоне направленности от вовлечения населения в сельскохозяйственное производство до прямого сбыта готовой продукции.

В соответствии с этим архитектура АТВК имеет функциональные особенности, выделяющие эти объекты из круга других и определяющие параметры как территориального размещения, так и градостроительного проектирования подобных объектов.

Сбыт произведенной продукции является главным условием обеспечения нормального цикла производства. Важнейшей особенностью процесса сбыта аграрной продукции является своевременность ее доставки и реализации через торговую сеть. В процессе реализации условно можно выделить два этапа. Первый этап - знакомство с образцами продукции и заключение долгосрочных контрактов на поставку товара. Второй этап - поставка и реализация продукции в розничной сети.

На территории Новосибирской области с развитием рыночных отношений за последнее десятилетие было возведено более 25 торговых центров широкой специализации, 6 выставочных павильонов, 3 рынка. Действует и развивается универсальный выставочный комплекс «Экспо-центр Новосибирск». На фоне достаточно большого количества универсальных торгово-выставочных объектов выделяются специализированные торгово-выставочные комплексы, в частности аграрной специализации.

И вместе с этим вопросы, связанные с типологией, проектированием, размещением аграрных торгово-выставочных комплексов (АТВК) в структуре производственно-селитебного образования, взаимосвязи объектов с селитебными зонами и другими смежными территориями, можно отнести к малоизученным. Отчасти это обусловлено тем, что в большинстве случаев решения генеральных планов и архитектурной организации АТВК основываются лишь на выполнении требований функционально-технологического порядка в ущерб приоритету архитектурно-эстетических задач [1]. Практической проблемой является установление равновесных отношений между этими задачами на основе исследования принципов и приемов архитектурного проектирования торгововыставочных комплексов аграрной специализации.

В аспекте этой проблемы актуальным представляется исследование факторов, влияющих на размещение АТВК, изучение градостроительной роли и приемов размещения рассматриваемых объектов в структуре города и в производственно-селитебных образованиях.

В качестве основных факторов, влияющих на размещение АТВК, рассматривается территориальное позиционирование по отношению к населенным местам, к транспортной инфраструктуре, к инженерным коммуникациям, к производственным объектам [2].

АТВК на территории Новосибирска, Новосибирской области и Сибирского региона имеют ряд типологических особенностей, определяемых показателями мощности. В основе классификации АТВК по мощности лежит показатель площади выставочной экспозиции (рис. 1).

К1 > 100 м

К2 - 100-500 м

КЗ - 500-1000м

К4 - 1000-2000 м

К5 - 2000-8000 м

Рис. 1. Классификация АТВК по мощности

АТВК с площадью выставочной экспозиции до 100 м2. Объектом является отдельно стоящее временное или капитальное сооружение, крытый отапливаемый мини-павильон или пристройка к зданию. Часто встречается расположение АТВК на первых этажах в структуре офисных зданий с крупноразмерными рекламными конструкциями на фасадах [3]. Для объектов данной категории характерно размещение на основных городских или межгородских магистралях. Такие объекты, как правило, имеют парковочные места. Прилегающая территория является частью экспозиционного пространства. Сезонный характер функционирования таких объектов определяется их ориентацией на работу в «дачный сезон». Экспонаты демонстрируются как элементы ландшафтного дизайна. Кроме них экспонируются: семена, посадочный материал, мелкая культивационная техника, сопутствующие товары, газоны, неавтоматический инструмент (лопаты, грабли, вилы, совки, ведра, лейки, ручные газонокосилки и др.). Подобные объекты нацелены преимущественно на обслуживание дачных садовых обществ, частных домов и коттеджных поселков, располагаясь по пути следования к этим объектам. Предметами сбыта являются: посадочный материал (цветы, рассада, газоны), грунтовые смеси, удобрения, средства ухода за растениями, мелкий садовый инвентарь.

АТВК с площадью выставочной экспозиции от 100 до 500 и от 500 до 1000 м2 функционально направлены как на обслуживание постоянных выставок, так и на прием временных экспозиций, посвященных определенной тематике. Экспонентами являются как частные предприниматели и любители, так и промышленные компании. Предметом выставок служат образцы сельскохозяйственной продукции и образцы техники и инструментов. Выставки носят сезонный характер. Торговля не является их основной функцией. В аспекте функционально-планировочной организации такие комплексы имеют более

сложную одноуровневую структуру, состоящую из нескольких смежных выставочных залов. Функционально-планировочные решения отличаются компактностью. Для объемно-планировочных решений таких объектов характерна архитектурная выразительность [4].

АТВК с площадью выставочной экспозиции от 1000 до 2000 м2. Размещаются преимущественно на окраине или за чертой города. Имеют, как правило, двухуровневую структуру. Образные решения основаны на силуэтной иерархической композиции.

АТВК с площадью выставочной экспозиции от 2000 до 8000 м2 представляют собой крупные экспоцентры и гипермаркеты. Это отдельно стоящие здания павильонного типа, конструктивная схема которых основана на использовании большепролетных конструкций. Возможны как объекты нового строительства, так и реконструируемые здания производственного назначения (лофт-объекты). Размещение их определяется близостью к основным городским магистралям (в Новосибирске: к Толмачевскому, Гусинобродскому, Мо-чищенскому, Бердскому шоссе). АТВК имеют свободную планировку для обеспечения возможности зонирования сложных экспозиций и перераспределения выставочных групп в блоках. Комплексы этой категории мощности имеют административный блок с отделами управления, логистики, бухгалтерией. Имеется складская зона, зона приемки и разгрузки. Кассовая зона разделяет входную и общую части. Особую важность представляют зоны различного температурного режима: возможно наличие холодильного отделения для хранения и продажи скоропортящихся товаров.

Организация экспозиции имеет специфику, обусловленную характером экспонируемого товара: горшечные саженцы имеют многоуровневое расположение - на стеллажах вертикально (каскадом). Высадки в грунте, на основе гидропоники увеличивают выставочную площадь.

В результате анализа 32 объектов определены основные градостроительные приемы размещения АТВК (рис. 2) и влияние градостроительных факторов на размещение АТВК (рис. 3).

Прием «А» - автономное размещение на незначительном расстоянии от селитьбы (до 100 м), в этом случае обслуживание ориентировано преимущественно на близлежащую селитебную территорию.

Прием «Б» - автономное размещение на удалении от селитьбы более чем на 1000 м. Таким образом, обслуживание ориентировано на несколько территорий.

Прием «В» - размещение в составе многофункционального агропромышленного узла.

Прием «Г» - размещение в составе специализированного агропромышленного узла.

Прием «Д» - размещение вдоль основных городских магистралей.

Прием «Е» - размещение вдоль основных межгородских магистралей в сторону «дачных», «коттеджных» направлений.

Прием «Ж» - в составе промрайона города: объект располагается в непосредственной близости к производству товаров или является лофт-объектом (располагается в реконструированном здании бывшего промышленного предприятия).

Рис. 2. Градостроительные приемы размещения АТВК

Приемы размещения Градостроительные факторы

Гигиени- ческие Природно- климатич. Транспортно- пассажирс. Транспортно- грузовые Эстетические Динами- ческие Экономи- ческие

Прием “А” X ✓ ✓ V V X X

Прием “Б” V ✓ X ✓ ✓ X X

Прием “В” V ✓ ✓ >/ ✓ ✓ ✓

Прием “Г” ✓ ✓ V V V ✓ V

Прием “Д” ✓ ✓ V ✓ ✓ ✓ V

Прием “Е” ✓ V ✓ V ✓ V

Прием “Ж” ✓ V ✓ V X V V

Рис. 3. Влияние градостроительных факторов на размещение АТВК

В зависимости от размещения АТВК в системе расселения выделены три вида: пригородный (комплекс-спутник), районный, городской (рис. 3, 4).

1.Городской центр; 2.Граница города;

3.Тупиковые направления; 4.Граница области; 5.Городской частный сектор;

Поселки,ДНТ

/ Главные транспортные \ магистрали

Рис. 4. Схема размещения АТВК в структуре города

В результате исследования современного состояния размещения АТВК было установлено, что 45 % - городские АТВК, 34 % - пригородные и 21 % -районные.

Таким образом, к основным факторам размещения аграрных торгововыставочных комплексов можно отнести особенности функционального назначения, функционально-планировочной организации, хранения и обслуживания экспозиционных единиц, мощность. В качестве основания классификации приемов размещения следует рассматривать расположение по отношению к магистралям, агропромышленным узлам и селитебной территории.

Библиографический список

1. Новикова, Н.В. Архитектура предприятий агропромышленного комплекса / Н.В. Новикова. - М. : Архитектура-С, 2008. - 280 с.

2. Мусатов, В.В. Аграрно-индустриальные комплексы (принципы архитектурно-планировочной организации) / В.В. Мусатов. - М. : Стройиздат, 1980. - 120 с.

3. Топчий, Д.Н. Сельскохозяйственные здания и сооружения / Д.Н. Топчий. - М. : Агро-промиздат, 1985. - 480 с.

4. Архитектура теплиц и оранжерей. - М. : Архитектура-С, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.